Бюджетный процесс и его стадии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бюджетный процесс и его стадии.



Бюджетный процесс – регламентируемая законом деятельность органов власти и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета, а также по контролю за исполнением.

Бюджетный процесс включает 4 стадии:

1. Составление проекта бюджета.

2. Рассмотрение и утверждение.

3. Исполнение.

4. Контроль.

Составление и исполнение бюджета (1 и 3 стадии) являются функцией органов исполнительной власти, утверждение и контроль – функцией законодательной власти.

Принципы бюджетного процесса:

1. Принцип разграничения компетенции между органами исполнительной и представительной власти.

2. Принцип специализации бюджетных показателей.

3. Принцип ежегодности, который выражается в ежегодном повторении стадии бюджетного процесса.

Участники бюджетного процесса:

- Президент Российской Федерации;

- высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;

- законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее - законодательные (представительные) органы);

- исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);

- Центральный банк Российской Федерации;

- органы государственного (муниципального) финансового контроля;

- органы управления государственными внебюджетными фондами;

- главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;

- главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

- главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;

- получатели бюджетных средств.

 

Схема цикла бюджетного процесса в РФ

(по бюджетному кодексу РФ)

Год Месяц
                       
    Составление проекта бюджета (Минфин, Прав-во) Рассмотрение и утверждение бюджета (Гос дума, Совет федерац, Презид)
  Финансовый (бюджетный) год – исполнение бюджета (Казначейство, Минфин)
  Составление и утверждение отчёта об исполнении бюджета (Составл. отчет- Минфин, проверяет- Счетная Палата, утвержд- Госдума)  
                             

 

1. Проект бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств. Проекты составляются и утверждаются сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период.

Составление проекта бюджета основывается на:

- Бюджетном послании Президента Российской Федерации;

- прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории;

- основных направлениях бюджетной и налоговой политики.

2. Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период считается внесенным в срок, если он доставлен в Государственную Думу до 24 часов 26 августа текущего года. Одновременно указанный законопроект представляется Президенту Российской Федерации. Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в трех чтениях

 

Предметом рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете в первом чтении являются основные характеристики федерального бюджета; во втором чтении - приложение, устанавливающее перечень главных администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, бюджетные ассигнования и т.д.; для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом.

Федеральный бюджет и бюджеты ГВФ разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных ГВФ разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

В законе о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета, к которым относятся общий объем доходов бюджета, общий объем расходов, дефицит (профицит) бюджета, нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы и т.д.

 

 

3. Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана. Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов.

4. Бюджетная отчетность включает:

1) отчет об исполнении бюджета;

2) баланс исполнения бюджета;

3) отчет о финансовых результатах деятельности;

4) отчет о движении денежных средств;

5) пояснительную записку.

Отчет об исполнении бюджета содержит данные об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

 


Доходы и расходы бюджета

Согласно ст. 6 БК РФ:

Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

 

Доходы

бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.

Доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения между уровнями бюджетной системы.

К доходам бюджетов относятся:

- налоговые доходы,

- неналоговые доходы,

- безвозмездные поступления.

 

К налоговым относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

К неналоговым доходам бюджетов относятся:

Ø доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности,

Ø доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности

Ø доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями

Ø средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

Ø иные неналоговые доходы.

К безвозмездным поступлениям относятся:

Ø дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

Ø субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);

Ø субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;

Ø иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

Ø безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

 

Различают закрепленные (собственные) доходы и регулирующие (перераспределяемые между уровнями бюджетной системы в соответствии с БК РФ).

 

Расходы

Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством и разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов федерального бюджета и отражает распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета.

 

Основными формами расходов являются:

-бюджетные ассигнования;

-бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг;

- бюджетные ассигнования на социальное обеспечение населения;

-предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг;

-предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными учреждениями;

-бюджетные инвестиции в объекты государственной и муниципальной собственности;

-бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями.

 

В расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондовисполнительных органов государственной власти (местных администраций) - резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, резервных фондов местных администраций.

Размер резервных фондов устанавливается законами о соответствующих бюджетах и не может превышать 3 процента общего объема расходов. Средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

 

 

Межбюджетные отношения

- отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса;

 

Межбюджетные отношения имеют в основе своего построения следующие принципы:

- распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;

- разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;

- равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства бюджетных прав муниципальных образований;

- выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

- равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.

 

В настоящее время система межбюджетных отношений в РФ находится в развитии, этот процесс сопровождается обоснованием оптимальной модели бюджетного федерализма. Изучается и анализируется опыт организации межбюджетных отношений в зарубежных странах, особенно тех, которые добились реальных успехов в региональном выравнивании.

В современной России Бюджетный кодекс законодательно прописал многие принципиальные вопросы взаимоотношений и взаимодействия различных уровней государственной власти.

 

Перечень инструментов межбюджетных отношений включает разграничение доходных источников, расходных обязательств и финансирования, а также предоставление финансовой помощи. Важно отметить, что самым «объемным» направлением межбюджетных отношений остается распределение (расщепление) регулирующих доходов. По мимо распределения доходов используются межбюджетные трансферты в форме:

- дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;

- субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;

- субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;

- иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;

- межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Финансовая помощь из федерального бюджета бюджету субъекта РФ, предоставляемая на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности, определяется на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг в целях финансирования расходов, обеспечивающих минимальные государственные социальные стандарты. Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг и нормативы минимальной бюджетной обеспеченности устанавливаются правительством РФ.

 

\

Внебюджетные фонды (ВФ)

- это совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение.

Достоинства внебюджетных фондов

1.ВФ обеспечивают более эффективное выполнение намеченных мероприятий, так как главное их назначение - финансирование целевых мероприятий

2.ВФ имеют более оперативный режим использования средств по сравнению с бюджетом, что особенно важно в условиях нестабильной экономики.

Перед внебюджетными фондами стоят важные задачи: обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные сферы экономики; расширить социальные услуги населению.

Социальные фонды предназначены для оказания социальных услуг населению: Фонд социального страхования (ФСС), Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), Пенсионный фонд (ПФ).

Источники формирования ВФ: обязательные страховые взносы работодателей и предпринимателей, бюджетные ассигнования.

Средства ПФ направляются на: выплату государственных пенсий; оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам органами социальной защиты населения; обеспечение текущей деятельности ПФ.

Средства ФСС направляются на:выплату пособий по: временной нетрудоспособности; беременности и родам; единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременного пособия при рождении ребенка; ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; пособий на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей

Средства ФОМС используются на: оплату медицинских услуг; медицинскую науку; медицинские программы; другие цели.

Ставки взносов работодателей:

22% - в ПФ РФ; 5,1 % - в ФФОМС; 2,9% - в ФСС.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.20.56 (0.046 с.)