Возрастная периодизация роста и развития детей и подростков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возрастная периодизация роста и развития детей и подростков



Непрерывный процесс роста и развития детского организма, неравномерный его характер, гетерохрония развития отдельных физиологических систем приводят к тому, что на разных возрастных этапах организм ребенка обладает особым комплексом анатомических и физиологических свойств, определяющих уровень достигнутого биологического развития и работоспособности. Для правильной организации воспитательного и учебного процесса, нормирования нагрузок различного характера необходимо объединение детей в однородные возрастные группы и соблюдение научных принципов возрастной периодизации.

В основе возрастных периодизаций лежит деление детства на несколько этапов, характеризующихся общими физиологическими особенностями развития растущего организма. Согласно существующей в настоящее время возрастной периодизации, в жизненном цикле человека до достижения зрелого возраста выделяют следующие периоды: новорожденный (1-10 дней); грудной возраст (10 дней - 1 год); раннее детство (1-3 года); первое детство (4 года -7 лет); второе детство (8-12 лет - мальчики и 8-11 лет - девочки); подростковый возраст (13-16 лет - мальчики и 12-15 лет - девочки); юношеский возраст (17-21 год - юноши и 16-20 лет - девушки).

Границы возрастной периодизации в целом весьма условны. Они зависят от конкретных этнических, климатических, социальных и других факторов. «Актуальный» физиологический возраст часто не совпадает с календарным (паспортным) в связи с различиями темпов созревания организма и условий его развития. Поэтому для изучения функциональных и адаптивных возможностей детей разного возраста необходимо обращать внимание на оценку индивидуальных показателей зрелости. Только сочетание возрастного и индивидуального

 

подходов может обеспечить разработку адекватных гигиенических и педагогических мер, способствующих сохранению здоровья, устойчивому развитию организма и личности ребенка.

С учетом адаптивного характера развития детского организма в возрастной периодизации выделяют так называемые сенситивные периоды, т.е. периоды наибольшей специфической чувствительности физиологических систем организма к воздействию внешних факторов. Высокая подверженность определенных функций влиянию факторов среды обитания должна использоваться для эффективного целенаправленного воздействия на них, создания благоприятных адекватных условий воспитания и обучения ребенка, сохранения его здоровья. С другой стороны, необходим жесткий контроль по ограничению негативных чрезмерных нагрузок, которые могут привести к нарушениям функционирования организма.

Сенситивным является период грудного возраста, особенно первое полугодие жизни, характеризующееся чрезвычайно высокой чувствительностью к развивающим воздействиям внешней среды.

Период полуростового скачка (возраст 5-6 лет) проявляется увеличением длины и площади поверхности конечностей, что обеспечивает регулируемый теплообмен с окружающей средой и является сенситивным для успешного проведения закаливающих процедур (за счет возрастания теплоизоляции тела и снижения активности химической терморегуляции).

Младший школьный возраст (9-10 лет) сенситивен для формирования способности длительной целенаправленной деятельности, как физической, так и умственной.

Онтогенетическое развитие сочетает периоды эволюционного (постепенного) морфофункционального созревания и периоды «революционных» переломных скачков, которые могут быть связаны как с внутренними (биологическими) факторами развития, так и с внешними (социальными). Многие исследователи называют их кризисными, или критическими.

 

Одним из таких периодов является возраст начала обучения, когда качественные перестройки морфофункционального созревания основных физиологических систем приходятся на период резкой смены социальных условий. Другим критическим периодом является пубертатный возраст. Начало полового созревания характеризуется значительным повышением активности центрального звена эндокринной системы (гипоталамуса) и резкими изменениями взаимодействия подкорковых

структур и коры больших полушарий. На этом фоне повышаются социальные требования к подросткам, возрастает их самооценка, что приводит к несоответствию функциональных возможностей организма социально-психологическим факторам. Такая ситуация может стать причиной отклонений в здоровье и формирования поведенческой дезадаптации, обозначаемой как девиантное поведение.

Естественным биологическим маркером этапов возрастного развития детей и подростков является чередование периодов роста и дифференцировки клеток организма. На каждом из этих этапов имеют место специфические особенности развития, никогда не встречающиеся в таком же сочетании на любом другом этапе.

Так, на первом году жизни ребенка решается одна из важнейших задач развития - подготовка к реализации антигравитационных реакций: сидение, стояние, прямохождение. Именно на это направлены процессы роста в длину и нарастания массы тела, наиболее интенсивно протекающие в этом возрасте. Укрепляются мышцы и кости. Главной отличительной особенностью позвоночника является практическое отсутствие изгибов. Развитию нормальной кривизны позвоночного столба способствует достаточная двигательная активность ребенка.

В грудном возрасте формируется подкожный жировой запас, служащий резервом питательных веществ, механической защитой скелета и внутренних органов, а также тепловой защиты для поддержания температуры тела, в том числе за счет специальной бурой жировой ткани. В этом возрастном периоде происходит первичное знакомство с окружающим миром и активное психическое развитие. Поэтому контакты со взрослыми, особенно с матерью, имеют первостепенное значение.

 

Возраст раннего и первого детства характеризуется постепенным приобретением некоторых самостоятельных функций в микросоциуме. Формируются многие свойства личности, ребенок приобретает черты индивидуальности. На смену интенсивным процессам роста приходят процессы клеточных дифференцировок. В этот период продолжается окостенение многих элементов скелета, происходит прорезывание и выпадение молочных зубов, что является критерием «зубного возраста». Резко повышается двигательная активность, меняются структура и функциональные возможности скелетных мышц. Формируется свод стопы. Поэтому особое внимание надо уделить профилактике плоскостопия, поощрять ходьбу босиком по грунту и траве, следить за качеством и удобством обуви. Благодаря морфологическому и функциональному созреванию нервных и

мышечных структур происходят радикальные изменения в организации мелких и точных движений рук, формируются тонкие координационные способности.

В период 5-6 лет наблюдается полуростовой скачок длины тела, причем конечности в это время растут быстрее туловища. На этом основан «филиппинский тест» (дотягивание рукой через голову до противоположного уха), который является показателем морфофункциональной зрелости организма и возможности начала обучения ребенка.

Период второго детства характеризуется самыми низкими темпами роста длины и массы тела. Завершается формирование изгибов позвоночника. Поэтому особое внимание необходимо уделять осанке, профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата, учить ребенка удерживать гигиенически правильную позу во время уроков, чтения, просмотра телевизионных передач и т.д. Этот период онтогенеза называют этапом первичной социализации, характеризующейся интенсивным развитием свойств, обеспечивающих взаимодействие ребенка с другими детьми и взрослыми. Игры, причем преимущественно коллективные, занимают центральное место в развитии высших психических функций. Этой задаче как бы подчинены и структурные особенности органов и тканей. Так, скелетные мышцы этого возраста состоят преимущественно из аэробных волокон, отличающихся высокой активностью окислительных процессов и хорошо приспособленных к длительным, но не очень высоким нагрузкам.

№117 Понятие об акселлерации, ретардации, децелерации

Историками, археологами, антропологами на основании многочисленных исследований установлено, что темпы роста и уровень физического развития людей в различные исторические эпохи не были одинаковыми. Основной тенденцией роста и развития подрастающего поколения XX века вплоть до 80-х гг. было ускорение этих процессов, которое немецкий ученый Кох обозначил термином акселерация (от латинского acceleratio - ускорение). Суть ее состоит в том, что у современного поколения этап биологического созревания завершается раньше по сравнению с предыдущим поколением. Акселерация затронула весь период роста и развития ребенка от его рождения до пубертатного возраста, но наиболее ярко проявлялась в подростковом периоде. В США и странах Европы в середине XX века длина тела детей в возрасте 13-15 лет в среднем увеличивалась на 2,5 см за десятилетие. По данным наблюдений за развитием московских школьников пик акселерации был зафиксирован в середине 1970-х гг. и значительно превышал показатели развития детей и подростков сельской местности.

Помимо ускорения роста и развития в биологии человека в XX столетии произошли и другие изменения: увеличились продолжительность жизни, репродуктивный период и дефинитивные (окончательные) размеры тела, изменилась структура заболеваемости. Изменения, происходящие в течение всей жизни человека, получили название «секулярный тренд» (англ. secular trend - вековая тенденция). В этой общей вековой тенденции акселерация роста и развития является составной частью и охватывает лишь этап созревания.

 

Для объяснения причин акселерации выдвинуто множество гипотез. Некоторые ученые связывали эти процессы с общим повышением уровня жизни и благосостояния населения Земли, которое нарастало более высокими темпами в тех странах, где акселерация началась раньше и была ярче выражена. Другая распространенная точка зрения - информационная гипотеза, согласно которой огромный поток информации способствует длительному возбуждению коры головного мозга и подкорки, следствием чего является повышение продукции гонадотропных гормонов гипофиза и андрогенов надпочечников. К эндогенным причинам акселерации относят, в том числе, изменения наследственности, в частности учащение браков между ранее изолированными группами населения (теория гетерозиса). Отмечено влияние геомагнитной активности на процессы роста и созревания. У детей,

родившихся в годы повышенной солнечной активности, процесс полового созревания замедлен, наступает позже, относительная длина ног меньше, а обхват грудной клетки больше по сравнению с подростками, родившимися в период нормальной солнечной активности.

До настоящего времени ни одна из теорий акселерации не получила всеобщего признания. Все большее число ученых склоняется к выводу о совокупности воздействия на растущий организм множества факторов, приведших к резкому ускорению физического развития детей во второй половине XX столетия.

Между тем исследования последних десятилетий, проведенные в странах Европы, Америки и России, показали, что процессы акселерации на популяционном уровне приостановились. Постепенно набирает силу противоположный процесс, который немецкий исследователь И. Рихтер назвал децелерацией (синоним - ретардация), т.е. замедление процессов роста и развития. Это обстоятельство свидетельствует более всего в пользу циклической теории «акселерация - ретардация развития».

 

Изменения в темпах физического развития детей и подростков ставят много практических вопросов. Прежде всего важно установить, как процессы акселерации и ретардации отражаются на умственном и психическом развитии ребенка, наступлении его функциональной зрелости, готовности к обучению и в соответствии с этим корректировать учебные программы для оптимального соответствия возрастным возможностям учащихся.

Знание особенностей роста и развития детского организма позволяет врачу понять и объяснить деятельность отдельных органов и систем, их взаимосвязь, функционирование целостного организма ребенка в разные возрастные периоды и его единство с внешней средой.

Закономерности роста и развития детской популяции являются теоретической основой гигиенического нормирования факторов среды обитания детей и подростков, имеющего следующие особенности:

специфичность норм - развивающийся организм более чувствителен к факторам среды обитания;

непостоянство (сменяемость) норм - нормы сохраняют свое значение в определенном возрастном интервале и по его окончании заменяются новыми;

развивающая, тренирующая направленность норм - гигиенические нормативы должны способствовать оптимальному развитию детей и подростков;

дифференциация гигиенических норм с учетом пола и состояния здоровья растущего организма.

Таким образом, на каждом возрастном этапе организм оказывается созревшим, подготовленным лишь к определенным параметрам воздействия факторов, и именно эти параметры должны считаться нормальными для данного возраста.

№118 и №119 Гигиенические требования к выбору и планировке земельного участка школы, школьным зданиям и их внутренней планировке

Детские дошкольные и общеобразовательные учреждения осуществляют физическое, интеллектуальное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание и обучение детей и подростков. Архитектурнопланировочные мероприятия предусматривают создание наиболее благоприятных условий для развития и формирования здоровья. При размещении детских и подростковых образовательных учреждений необходимо руководствоваться гигиеническими принципами, такими как:

• близость к месту жительства обслуживаемых контингентов;

• удаленность от предприятий, загрязняющих окружающую среду выбросами химических веществ, и источников шума;

• достаточность земельного участка для размещения всех функциональных зон в должных размерах.

При проектировании и строительстве дошкольных детских учреждений (ДОУ) необходимо также соблюдение принципов групповой изоляции (в связи с большой восприимчивостью детей до 7 лет к

инфекционным заболеваниям и отсутствием достаточной иммунной прослойки в этой возрастной группе) и обеспечение условий для адекватной двигательной активности.

Общеобразовательные учреждения и ДОУ должны размещаться внутриквартально на обособленных земельных территориях. Радиус обслуживания дошкольных образовательных учреждений в городах должен быть не более 300 м, а общеобразовательных учреждений - 0,3-0,5 км пешеходной доступности (в зависимости от строительноклиматической зоны и возраста школьников). Расстояние транспортной доступности в одну сторону для учащихся I ступени допускается в пределах 15 мин, II-III ступеней - не более 50 мин.

В сельской местности для учащихся I ступени общеобразовательных учреждений пешеходная доступность не должна превышать 2 км, транспортная в одну сторону - 15 мин. Для обучающихся ступеней - не более 4 км пешеходной доступности и 30 мин при транспортном обслуживании.

 

Размеры земельных участков ДОУ при вместимости учреждения до 100 мест должны соответствовать 40 м2 на 1 воспитанника, при вместимости более 100 мест - 35 м2 на 1 ребенка. Такие нормативы земельных участков должны обеспечить размещение на них площадок для занятий физкультурой, выращивания овощных и ягодных культур, групповых и хозяйственных площадок.

По композиционному приему структура ДОУ может быть централизованной (компактной) или блочной. В самом здании выделяют помещения: групповые, для физкультуры и музыкальных занятий, медицинские, служебно-бытовые, пищеблок.

Площадь земельных участков общеобразовательных учреждений зависит от вместимости учреждения и принимается в соответствии с гигиеническими требованиями к планировке и застройке городских и сельских поселений.

Оптимальная вместимость школ не должна превышать 1000 учеников, сельских малокомплектных учреждений для I ступени обучения - 80 человек, I и II ступеней - 250 человек, I-III - 500 человек. Наполняемость каждого класса должна быть не более 25 учащихся.

На пришкольном участке выделяют зоны: учебно-опытную, физкультурно-спортивную, отдыха, хозяйственную. Озеленение участка должно быть не менее 50% от всей территории.

Здания школы должны предусматривать компактную планировку с сохранением секционности, что наилучшим образом реализуется

при блочной системе застройки. Этажность здания - не более 3, а для крупных городов - не более 4 этажей (кроме сейсмических районов). Новые виды общеобразовательных учреждений (лицеи, гимназии, частные школы) должны иметь либо отдельное здание, либо размещаться в отдельных отсеках с изолированным входом на базе функционирующих школ.

Набор помещений должен обеспечивать условия для изучения обязательных учебных дисциплин и дополнительных предметов по выбору учащихся в соответствии с их интересами.

 

Учащиеся I ступени должны заниматься в закрепленных за каждым классом учебных помещениях, выделенных в отдельный блок. Обучение школьников II-III ступеней должно осуществляться по классно-кабинетной системе. Целесообразно создавать специализированные секции, объединяющие кабинеты для дисциплин естественно-математического и гуманитарных циклов. Оптимальные условия обучения школьников II-III ступеней создаются при количестве кабинетов и лабораторий в секции не более 6.

Учебные помещения включают зоны:

• рабочую для размещения учебных столов учащихся;

• рабочую для учителя;

• пространства для размещения учебно-наглядных пособий, технических средств обучения;

• для индивидуальных занятий учеников и возможной активной деятельности.

Площадь кабинетов должна составлять 2,5 м2 на 1 учащегося при фронтальных формах занятий и 3,3 м2 - при групповых и индивидуальных занятиях. Для профилактики нарушений зрения ширина и длина класса ограничиваются (6,3 и 8,4 м соответственно). При кабинетах химии, физики, биологии, информатики должны быть предусмотрены лаборантские.

Площадь и использование кабинетов информатики и вычислительной техники должны соответствовать гигиеническим требованиям СанПиН 2.2.2.542-96 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы».

В школьном здании размещаются также учебные мастерские, спортивный и актовый залы, библиотека, рекреационные помещения, столовая, медицинский пункт, санитарные узлы, административно-хозяйственные помещения.

№120 и 121 Гигиенические требования к учебным помещениям и школьным мастерским. Профилактика нарушения осанки у детей

Внутренняя среда образовательных учреждений также оказывает влияние на работоспособность, самочувствие, активность и настроение школьников. Повышенные температура, влажность, бактериальное загрязнение воздуха, содержание в нем органических веществ, ухудшение его ионного состава (коэффициент униполярности) способствуют быстрому развитию утомления. Установлено, что в хорошо проветриваемом помещении работоспособность школьников в 1,5-2 раза выше. Благоприятные условия воздушной среды достигаются при так называемом пульсирующем режиме проветривания.

Высокому уровню работоспособности и положительному эмоциональному фону способствуют оптимальные показатели светового и звукового режимов помещений. В соответствии с СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» регламентируются показатели воздушно-теплового, светового и инсоляционного режимов школьных помещений. В учебных классах при одностороннем боковом естественном освещении КЕО должен быть 1,5%. Ориентация окон учебных помещений предусматривается на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные румбы могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, информатики. Температура воздуха, в зависимости от климатических условий, должна составлять в классах и кабинетах при обычном остеклении 18-20 °С, при ленточном остеклении - 19-21 °С.

Для обеспечения благоприятных условий учебной деятельности необходимо соблюдение эргономических требований к мебели и оборудованию, их цветовому оформлению. Основанные на современных сведениях антропометрии, физиологии, эргономики, эти требования способствуют гармоничному физическому развитию детей, выработке у них правильной осанки, длительному сохранению работоспособности, профилактике нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата. Оптимальная рабочая поза учащихся обеспечивается при соответствии размеров мебели длине и пропорциям тела ребенка (табл. 10.5).

Таблица 10.5. Размеры школьной мебели и ее маркировка

 

 

Номер мебели Группа роста, мм Высота от пола до поверхности стола, обращенного к ученику Цвет маркировки Высота от пола до переднего края сиденья
  1000-1150   Оранжевый  
  1150-1300   Фиолетовый  
  1300-1450   Желтый  
  1450-1600   Красный  
  1600-1750   Зеленый  
  Свыше 1750   Голубой  

Для правильной посадки большое значение имеют также функциональные параметры школьной мебели, такие как высота спинки, дистанция спинки (расстояние между спинкой парты и краем стола), дистанция сиденья (расстояние по горизонтали между передним краем скамьи и задним краем крышки парты). В норме дистанция сиденья должна быть отрицательной и составлять для парты? 1 - 4 см, парт? 2 и 3 - 5-6 см, парт? 4-6 - 7-8 см.

Важным элементом образовательного процесса является трудовое обучение. Организация трудовой деятельности должна осуществляться с соблюдением гигиенических требований к содержанию, формам и условиям трудового воспитания и образования, включая:

• системность в организации и проведении трудового обучения;

• соответствие характера трудовой деятельности возрастно-половым особенностям развития и состоянию здоровья учащегося;

• постепенность увеличения физических и других видов нагрузки;

• рациональный режим трудового обучения;

• благоприятные санитарно-гигиенические условия трудовой деятельности, безопасные для здоровья.

Использование в образовательном процессе школьников современных информационных технологий открывает учащимся доступ к различным источникам информации, повышает эффективность самостоятельной работы, позволяет реализовывать принципиально новые формы и методы обучения. В то же время условия работы за дисплеем существенно отличаются от привычной работы в классе. Занятия с использованием персональных компьютеров могут создавать зрительные перегрузки, неприятные ощущения, определяемые как астенопии, проявляющиеся дискомфортом, усталостью и пеленой перед глазами, неясными очертаниями предмета.

В совокупности с большим количеством движений руками при работе с клавиатурой возможно переутомление нервно-мышечного аппарата рук. Лабильность нервной системы школьников, высокая чувствительность к неудовлетворительным условиям обучения, повышенные концентрации в воздухе СО2, озона и аммиака могут вызвать жалобы на общее утомление.

 

Физиолого-гигиеническими исследованиями обоснованы требования к организации занятий с использованием ПК. Непрерывная длительность с использованием ПК не должна превышать для учащихся 1-5 классов 15 мин, 5-7 классов - 20 мин, 8-9 классов - 25 мин, 10-11 классов - 30 мин на первом часу учебных занятий и 20 мин на

втором часу. Оптимальное количество занятий с использованием ПК в течение учебного дня для учеников 1-4 классов составляет 1 урок, для учеников 5-8 классов - 2 урока, в 9-11 классах - 3 урока.

Работа с ПК должна осуществляться в индивидуальном темпе и ритме. После занятий следует проводить комплекс упражнений для глаз и профилактики общего утомления.

 

№122 Гигиена учебных занятий в школе

 

Умственная деятельность, связанная с процессами обучения, относится к числу самых трудных для детей. Нервные клетки коры

головного мозга ребенка обладают еще относительно низкими функциональными возможностями, поэтому большие умственные нагрузки могут вызывать их истощение. Для успешного обучения необходимо наличие устойчивой концентрации возбуждения в коре, а детям, особенно младшего возраста, свойственны неуравновешенность нервных процессов, преобладание возбуждения при относительно слабых процессах активного внутреннего торможения.

В этой связи организация обучения детей и подростков должна осуществляться в соответствии с основными гигиеническими принципами, соблюдение которых позволяет продлевать работоспособность учащихся, отодвигать наступление утомления и предотвращать развитие переутомления. Это:

• соответствие учебной нагрузки возрастным и индивидуальным особенностям организма;

 

• научная организация учебного процесса;

• обеспечение оптимальных условий обучения.

Величина учебной нагрузки нормируется в соответствии с функциональными возможностями организма учащихся на каждом возрастном этапе (табл. 10.3).

Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий в школах входят в объем максимально допустимой нагрузки.

Таблица 10.3. Гигиенические требования к максимальным величинам воздействия учебно-воспитательного процесса на школьника (Кучма В.Р., 2008)

Организацию учебного процесса необходимо осуществлять, основываясь на физиологических особенностях изменения работоспособности (рис. 10.7).

Рис. 10.7. Динамика изменения дневной и недельной работоспособности учащихся: I - период врабатывания; II - период высокой и устойчивой работоспособности; III - период снижения работоспособности; а - зона неполной компенсации; б - зона конечного порыва; в - зона прогрессивного падения

С учетом динамики работоспособности планируется построение урока, организация учебного процесса в течение недели, четверти. Начало занятий должно быть облегченным, так как продуктивность труда школьника в этот период снижена. Повышенные требования к учащимся можно предъявлять на пике работоспособности. В зоне прогрессивного ее падения происходит истощение энергетического потенциала организма, и высокая нагрузка может оказывать негативное влияние на состояние здоровья.

Гигиеническая оптимизация уроков должна достигаться как регламентированием их длительности (35 мин - для учащихся первых классов, 45 мин - для всех других школьников), так и отдельных видов деятельности: чтение, письмо, счет, просмотр фильмов и т.д.

Школьные учебные предметы различаются по характеру деятельности, степени трудности и нагрузки на первую и вторую сигнальные системы. Для поддержания оптимальной работоспособности расписание уроков должно составляться с использованием ранговой шкалы (табл. 10.4).

 

На начало учебного дня надо ставить предметы, основанные на вербальном (словесном) преподавании, нагружающие преимущественно вторую сигнальную систему: русский язык, литература, математика. В конце учебного дня, когда работоспособность снижена, целесообразно проводить уроки, основанные на предметном, образном,

Таблица 10.4. Шкала трудности предметов (СанПиН 2.4.2.1178-02)

 

 

Предмет Количество баллов
Математика, русский язык (для национальных общеобразовательных учреждений)  
Иностранный язык  
Физика, химия  
История  
Родной язык, литература  
Естествознание, география  
Физкультура  
Труд  
Черчение  
Рисование  
Пение  

конкретном восприятии: рисование, черчение, аппликация, лепка. Уроки труда и физического воспитания следует проводить в середине учебного дня, используя их для переключения с преимущественно умственной работы на физическую (оптимально - 3-4-й уроки).

Большое психологическое значение имеет правильная организация учебной недели. Многочисленные исследования недельной динамики работоспособности позволили выявить дни недели оптимальной работоспособности. Для учащихся старших классов это вторник и/или среда. Для школьников младшего и среднего звена - вторник и четверг при несколько облегченной среде. В понедельник и пятницу, в связи с низкими показателями работоспособности, нецелесообразно объяснение нового сложного материала и проведение контрольных работ. Нерациональным является расписание с одинаковой учебной нагрузкой в течение всей недели.

№123 Гигиенические требования к выбору и планировке больничного участка

ольницы могут размешаться на окраине города и на участках, расположенных в окружении городской застройки. Общесоматические больницы располагаются, как правило, в пределах населенных пунктов, специализированные больницы (психиатрические, туберкулезные и др.) с длительными сроками лечения больных целесообразно размещать в природной зоне, среди зеленых массивов.

Амбулаторно-поликлинические учреждения должны находиться в пределах пешеходной доступности для населения. При размещении больницы в пределах городской застройки необходимо уменьшить плотность застройки участка, высвобождая площадь для больничного парка. Это, в свою очередь, диктует застройку участка больничными зданиями преимущественно высотной композиции.

Больницы, находящиеся на окраине города, имеют более разобщенную композицию и относительно небольшую этажность зданий, что создает возможность максимального использования природных факторов.

Участок для больницы следует выбирать с учетом линий общественного пассажирского транспорта и общегородских инженерных сооружений (водопровод, канализация). Участок больницы должен располагаться на возвышенной, сухой и хорошо проветриваемой местности, вблизи зеленых массивов.

Лечебные учреждения следует располагать вдали от источников шума и загрязнения атмосферного воздуха, промышленных предприятий, железнодорожных путей, городских магистралей с интенсивным движением транспорта, аэродромов, больших спортивных сооружений, коммунальных объектов по очистке и обезвреживанию сточных вод и твердых отбросов, производственных зон и др. Между больничным участком и промышленными предприятиями должны быть организованы санитарно-защитные зоны. Больницы располагают с наветренной стороны по отношению к объектам, загрязняющим воздух.

 

Наиболее благоприятны пологие склоны, обращенные в южную сторону, что обеспечивает естественный сток атмосферных вод и лучшие условия инсоляции. Пути сообщения с больницей должны быть удобными, проезжая часть дорог должна быть асфальтирована в целях снижения шума и вибрации от транспорта. Наиболее рациональна прямоугольная конфигурация больничного участка с соотношением сторон 1: 2 или 2: 3, что позволяет удобно разместить корпуса больницы с подъездными путями к ним. Лечебные корпуса должны располагаться не ближе 50 м от красной линии улицы для ослабления городского шума. Размеры участка больницы определяются системой застройки и числом коек (табл. 9.1).

Таблица 9.1. Размеры площади участка больницы (в га) в зависимости от системы застройки

 

 

Число коек в больнице Система застройки
децентрализованная смешанная централизованная
  3,0 2,5 2,0
  4,5 4,0 3,5
  6,5 6,0 5,5
  11,0 10,5 10,0

При гигиенической оценке больничного строительства большое значение имеет рациональное расположение больничных зданий на территории участка. Размещение зданий на территории больничного участка принято называть генеральным планом, который в значительной мере определяется системой застройки.

С гигиенической точки зрения важен процент застройки участка. Наиболее приемлема застройка не более 15% всей площади, что дает возможность в случае необходимости расширить строительство больницы.

Под зеленые насаждения должно отводиться не менее 60% площади участка. Остальная площадь отводится под подъездные пути и пешеходные дорожки. В целях создания оптимального санитарно-противоэпидемического, лечебно-охранительного режима и психологического комфорта на территории больницы выделяют несколько функциональных зон: лечебных неинфекционных корпусов, поликлиники, патологоанатомического корпуса, хозяйственных построек (хоздвор).

На территории больницы предусматривают несколько подъездных путей: в зоны лечебных корпусов, к патологоанатомическому корпусу и в хозяйственную зону.

Между инфекционными и хозяйственными корпусами и корпусами соматическими должны быть разрывы не менее 50 м. Наибольшее значение имеет размещение лечебных корпусов с точки зрения аэрации и инсоляции, поэтому палатный фронт лечебных корпусов в средней климатической полосе должен быть ориентирован на юговосток. В южной полосе для защиты палат от перегревания рекомендуется южная или северная ориентация. Наиболее неблагоприятна в этих широтах западная ориентация.

Зона озеленения позволяет больным отдыхать на свежем воздухе и помогает созданию лечебно-охранительного режима. Значение зеленых насаждений велико и определяется их влиянием на микроклиматические условия окружающей среды. На озелененных участках создается благоприятный микроклимат как летом, так и зимой. В зоне озеленения интенсивность шума снижается на 30-40% первоначальной величины. Ветрозащитное действие деревьев распространяется на расстояние, равное их десятикратной высоте.

Зелень оказывает также противопылевое действие как летом, так и зимой. Особенно велико пылезащитное значение кустарниковых бордюров и газонов, которые, фильтруя воздух, очищают его.

Многие виды растений и деревьев выделяют фитонциды, которые губительно действуют не только на сапрофитные, но и патогенные микроорганизмы.

Рекомендуется максимальное озеленение больничной территории с устройством площадок для климатотерапии и лечебной физкультуры.

В генеральном плане больниц необходимо предусмотреть устройство отдельных площадок с зелеными насаждениями для неинфекционных, инфекционных и детских отделений. Планировка участков детских больниц должна предусматривать прогулки детей с соблюдением принципа групповой изоляции.

№124 Системы строительства больниц, их преимущества и недостатки
В настоящее время существует несколько систем застройки больниц: централизованная, децентрализованная (павильонная) и смешанная системы.

Централизованная система застройки характеризуется двумя типами размещения: моноблочным, где все функциональные подразделения лечебных 4учреждений (ЛУ) располагаются в одном корпусе - моноблоке, и централизованно-блочным, при котором часть подразделений находится в главном корпусе, остальные - взда-ниях меньшей этажности (бло



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.174.168 (0.08 с.)