Медицинская зашита населения, проживающего в районе размещения АЭС, составляет важнейшую часть комплекса защитных мероприятий, проводимых в случае возникновения радиационной аварии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Медицинская зашита населения, проживающего в районе размещения АЭС, составляет важнейшую часть комплекса защитных мероприятий, проводимых в случае возникновения радиационной аварии.



Основной целью этих мероприятий является сведение к минимуму количества облученных людей и доз их облучения, обусловленного прохождением радиоактивного облака или нахождением на радиоактивно загрязненной территории. В случае возникновения общей радиационной аварии на АЭС проводятся следующие мероприятия по медицинской защите населения:

- организация и проведение йодной профилактики среди населения;

- лечебно-эвакуационное обеспечение пораженных ионизирующей радиацией;

- обеспечение средствами индивидуальной защиты и укрытие населения в убежищах, противорадиационных укрытиях или приспособленных помещениях;

- медицинское обеспечение эвакуации населения из зоны радиоактивного загрязнения;

- участие в контроле за уровнями радиации и определение режима работы и проведения населения на загрязненной РВ территории;

- радиометрический контроль за содержанием РВ в продуктах питания и питьевой воде;

- осуществление санитарного надзора за радиационной безопасностью различных групп населения и за соблюдением санитарных норм и требований при ликвидации последствий аварии;

- медицинский контроль за состоянием здоровья населения, подвергшегося радиационному воздействию в результате аварии на АЭС.

Из всех медицинских мероприятий, осуществляемых для защиты населения, подвергшегося радиационному воздействию в результате аварии на АЭС, наиболее важным в начальный период после её возникновения является йодная профилактика - эффективный метод защиты щитовидной железы от воздействия радиоактивных изотопов йода, поступающих в организм человека.

В качестве средства для йодной профилактики в основном используется йодистый калий в таблетках, запасы которого должны быть заранее созданы для всего населения 30-км. зоны.

Решение о проведении йодной профилактики, необходимости укрытия или эвакуации населения принимается на основании "Критериев для принятия неотложных решений в начальном периоде аварийной ситуации», определенных Нормами радиационной безопасности (НРБ-99).

Йодистый калий применяют в таблетках в следующих дозах: детям до 2-х лет по 0,040 г. на прием вместе с водой, киселем, чаем; детям от 2-х лет и старше, а также взрослым по 0,125 г. один раз в день. Срок хранения таблетки 4 года.

Через 1,5-2 месяца после аварии значимость радиоактивного йода для облучения людей теряется и основную роль в формировании дозы приобретают долгоживущие радионуклиды /в основном цезий - 134, некоторые другие/. Максимальный защитный эффект (снижение дозы облучения примерно в 100 раз) достигается при предварительном и одновременном с поступлением радиоактивного йода приеме его стабильного аналога. Защитный эффект препарата значительно снижается при его приеме более чем через два часа после начала облучения. Однако и в этом случае происходит эффективная защита от облучения при повторных поступлениях радиоактивного йода. Использование средств индивидуальной защиты заключается в применении изолирующих средств защиты кожи (защитные комплекты), а также средств защиты органов дыхания и зрения (ватно-марлевые повязки, различные типы респираторов, фильтрующие и изолирующие противогазы, защитные очки и др.). Они защищают человека в основном от внутреннего облучения.

Защиту от внешнего облучения могут обеспечить только защитные сооружения, которые должны оснащаться фильтрами-поглотителями радионуклидов йода. Временные укрытия населения до проведения эвакуации могут обеспечить практически любые герметизированные помещения.

Лечебно-эвакуационное обеспечение пораженных ионизирующей радиацией в случае аварии на АС осуществляется силами и средствами территориального здравоохранения и специалистами Федерального агентства медико-биологических проблем (ФАМБП). Для выявления больных с острой лучевой болезнью среди населения, эвакуированного с территории следа радиоактивного облака и оказания им первой врачебной помощи, кроме бригад скорой медицинской помощи, персонала учреждений ФАМБП и территориальных ЛПУ, должны использоваться специально созданные радиологические /сортировочные/ бригады.

В состав бригад входят 6 человек /врач-терапевт, врач-педиатр, фельдшер-лаборант, две медсестры и дозиметрист/.

Оснащение бригады рассчитано на 10 часов работы. Бригады создаются из расчета 1 бригада на 5 000 человек, находящихся на следе радиоактивного облака. Стационарное лечение пораженных может осуществляться в стационаре медико-санитарной части АЭС, в центральных районных, городских и областных больницах.

Медицинское обеспечение эвакуированного населения организуется исходя из конкретных условий и возможностей местного здравоохранения.

Для выполнения этих мероприятий могут привлекаться бригады скорой медицинской помощи, врачи и средний медицинский персонал лечебно-профилактических учреждений, расположенных на маршрутах эвакуации и в районах размещения. Кроме того, могут специально создаваться подвижные медицинские пункты /врач или средний медицинский работник/.

Медицинская защита населения в случаях аварии на АЭС предполагает проведение в течении длительного времени большого объема мероприятий в области радиационной гигиены Выполнение этих мероприятий возлагается на центры государственного санэпиднадзора (ЦГСЭН), которые осуществляют санитарный надзор за радиационной безопасностью различных групп населения.

Санитарный надзор за радиационной безопасностью населения осуществляется в виде получения, обобщения и анализа материалов о характере и масштабах радиационной аварии, об уровнях радиоактивного загрязнения местности, населенных пунктов, жилых, общественных и производственных зданий, помещений и территорий, продовольственного сырья и питьевой воды.

На основании сложившейся и прогнозируемой радиационной обстановки ЦГСЭН должны разрабатывать для комиссии по чрезвычайным ситуациям предложения по мерам защиты, оздоровления условий труда, быта, учебы, отдыха и питания различных категорий населения, проживающего на территории, а также осуществлять надзор за реализацией и эффективность учрежденных этой комиссией защитных и оздоровительных мероприятий.

С целью определения эффективности проводимых мероприятий по профилактике внутреннего заражения, а также с целью уточнения и прогнозирования доз внутреннего облучения органам здравоохранения необходимо организовать контроль за накоплением РВ в организме людей. В начальный период аварии он должен предусматривать определение содержания радиоактивного йода в щитовидной железе, в дальнейшем - содержание радионуклидов цезия во всем организме у достаточно представительной группы людей /не менее 10% населения, находящегося в зоне радиоактивного заражения/.

В целях активного и регулярного наблюдения за состоянием здоровья лиц, подвергшихся радиационному воздействию и проведения лечебно-оздоровительных мероприятий органами и учреждениями здравоохранения всех уровней должно быть организовано выявление, обследование и диспансерное динамическое наблюдение за ними. При этом особое внимание должно обращаться на срочное выявление и обследование детей, подвергшихся внутреннему облучению радиоактивным йодом, а также беременных женщин и кормящих матерей.

На лиц, подвергшихся радиационному воздействию должны заполняться регистрационные карты, один экземпляр которых высылается в Медицинский регистр Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины МЧС России (г. Санкт- Петербург).


Заключение

Ядерное оружие - огромная угроза всему человечеству. Так, по расчетам американских специалистов, взрыв термоядерного заряда мощностью 20 Мт может сравнять с землей все жилые дома в радиусе 24 км и уничтожить все живое на расстоянии 140 км от эпицентра.

Учитывая накопленные запасы ядерного оружия и его разрушительную силу, специалисты считают, что мировая война с применением ядерного оружия означала бы гибель сотен миллионов людей, превращение в руины всех достижений мировой цивилизации и культуры.

Также важной проблемой на сегодняшний день является безопасная эксплуатация атомных электростанций. Ведь самая обыкновенное невыполнение техники безопасности может привести к таким же последствиям что и ядерная войны. К основным источникам загрязнения окружающей среды радиоактивными веществами (РВ) относятся производственные предприятия, добывающие и перерабатывающие сырье, содержащее РВ, атомные электростанции (АЭС), радиохимические заводы, научно-исследовательские институты и др. объекты. В настоящее время правоохранительными органами Российской Федерации обобщается практика исполнения законодательства, направленного на предупреждение незаконного ввоза, вывоза, захоронения, утилизации отработавшего ядерного топлива, радиоактивных, токсичных, химических и иных вредных для окружающей природной среды и здоровья населения зарубежных и отечественных промышленных отходов. Все это заставляет направить все силы и средства на поиск новых технологий радиационной защиты человека, кардинального решения проблемы захоронения отходов атомных станций, разработки технологий добычи и производства для использования топлива на АЭС, поиск крупных научно-технических программ исследований по безопасности, в рамках которых анализируются возможные отказы оборудования АЭС, их последствия, а также способы их предотвращения.

 

№114 Основные проблемы гигиены детей и подростков

Рост и развитие детей, состояние их здоровья имеют огромное социальное и медицинское значение, так как служат серьезным индикатором санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целом.

Изучение особенностей роста и развития детей в меняющихся социально-экономических условиях относится к числу ключевых проблем гигиены детей и подростков на современном этапе.

Общебиологическое значение роста состоит в достижении такого уровня развития организма, который необходим для репродуктивного, интеллектуального и социального совершенства человека. Рост и развитие обычно употребляются как понятия тождественные, непрерывно связанные между собой. Между тем их биологическая природа и механизмы различны.

Процессы роста приводят к появлению количественных различий структур и функций развивающегося организма, тогда как процессы развития обусловливают качественное преобразование в морфологической структуре и организации деятельности физиологических систем.

В тех случаях, когда ростовые процессы происходят одновременно во множестве различных тканей организма, говорят о феномене так называемых скачков роста.

В постнатальном онтогенезе человека такие скачки наиболее ярко выражены в первый год жизни (1,5-кратное увеличение длины и 3-4-кратное увеличение массы тела за год, рост преимущественно за счет туловища), в возрасте 5-6 лет (так называемый полуростовой скачок, в результате которого ребенок достигает примерно 70% длины тела взрослого, рост преимущественно за счет удлинения конечностей); а также в 13-15лет (пубертатный скачок роста за счет удлинения туловища и конечностей).

В результате каждого скачка роста существенно меняются пропорции тела, все более приближаясь к взрослым. Кроме того, количественные изменения обязательно сопровождаются качественными изменениями функционирования важнейших физиологических систем, которые должны «настроиться» на работу в условиях новой морфологической ситуации.

Чередование периодов роста и дифференцировки служит естественным биологическим маркером этапов возрастного развития, на каждом из которых организм имеет специфические особенности, никогда не встречающиеся в таком же сочетании на любом из других этапов.

Таким образом, процессы роста и развития детского организма протекают в соответствии с объективно существующими закономерностями, включая:

• неравномерность темпа роста и развития;

• неодновременность роста и развития отдельных органов и систем (гетерохронность);

 

• обусловленность роста и развития полом (половой диморфизм);

• биологическую надежность функциональных систем и организма в целом;

• детерминацию процесса роста и развития фактором наследственности;

• обусловленность роста и развития средовыми факторами;

• эпохальную тенденцию и цикличность процессов роста и развития детской популяции (секулярный тренд, акселерация, ретардация роста и развития).

№115 Показатели, критерии и группы здоровья детей и подростков

На основании закономерности гетерохронного развития детского организма разработаны медицинские и психофизиологические критерии школьной зрелости.

Медицинские критерии:

• уровень биологического развития;

• состояние здоровья на момент осмотра;

• острая заболеваемость за предшествующий год. Психофизиологическое критерии развития школьно-необходимых

функций:

• результаты выполнения теста Керна-Ирасека по 3 заданиям: нарисовать человечка, скопировать фразу, срисовать группу точек;

• качество звукопроизношения (наличие дефектов речи);

• результаты выполнения мотометрического теста «вырезание круга».

Определяющие признаки здоровья детей и подростков:

• отсутствие на момент обследования какой бы то ни было болезни;

• гармоничное и соответствующее возрасту физическое и психическое развитие;

• нормальный уровень функций;

• отсутствие наклонности к заболеваниям.

Современная схема комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков включает отнесение детей к соответствующей группе здоровья (приказ МЗ РФ от 30.12.2003 г.? 621).

К I группе здоровья относятся здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений.

Ко II группе здоровья относятся дети:

• у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения;

• реконвалесценты, особенно перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания;

• с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития); дети с дефицитом массы тела или избыточной массой тела;

• часто и/или длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями;

 

• с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности соответствующих функций.

К III группе здоровья относятся дети:

• страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания;

• с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций; степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребенка, в том числе подросткового возраста.

К IV группе здоровья относятся дети:

• страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей;

• с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограниченными функциональными возможностями;

• с высокой вероятностью осложнений основного заболевания, у которых основное заболевание требует поддерживающей терапии;

• с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что, в определенной мере, ограничивает возможность обучения или труда ребенка.

К V группе здоровья относятся дети:

• страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующих постоянной терапии;

• дети-инвалиды;

• с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.

 

Принадлежность ребенка к группе здоровья устанавливает медицинская комиссия в составе педиатра и врачей-специалистов по результатам комплексного профилактического осмотра.

При наличии нескольких функциональных отклонений и заболеваний у одного ребенка окончательное заключение о состоянии его здоровья выносится по наиболее тяжелому из них.

Все дети, отнесенные к III, IV или V группе здоровья, должны состоять на диспансерном учете в детской поликлинике по месту жительства у педиатра и/или врачей-специалистов в зависимости от выявленной патологии.

Большое медико-социальное значение имеет выделение II группы здоровья. Функциональные возможности детей этой группы еще не снижены, но существует высокий риск развития хронических заболеваний. Оздоровительные и коррекционные мероприятия для таких детей чрезвычайно важны, поскольку приблизительно у 46% из них формируется хроническая патология.

 

№116 Физическое развитие детей и подростков. Основные показатели и методы их определения

Внешним интегральным проявлением адекватности процессов роста и развития условиям существования детского организма является уровень физического развития.

 

Под термином «физическое развитие» детей и подростков понимают состояние морфологических и функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития.

В каждый период жизни физическое развитие указывает на физическую дееспособность (работоспособность) детского организма и его «биологический возраст».

С позиций динамики процессов роста физическое развитие характеризует геометрические размеры тела, его пропорции, телосложение. От размеров тела зависит интенсивность обменных процессов, активность физиологических функций (например, частота сердцебиения и дыхания), толерантность к внешней температуре и другим факторам среды. Размеры и пропорции тела во многом определяют соотношение механизмов теплопродукции и теплоотдачи. Интенсивность производства тепла в организме пропорциональна его массе, а скорость теплоотдачи - площади поверхности тела. Поэтому для маленького организма проблемой является дополнительная продукция тепла при охлаждении, а для большого - дополнительный отвод тепла при перегреве. Любое изменение размеров и пропорций тела в результате естественных процессов роста и развития сказывается на балансе продукции и отдачи тепла и неукоснительно ведет к перестройке деятельности всех вегетативных систем организма, а следовательно, центральной нервной и эндокринной систем регуляции.

Таким образом, уровень физического развития оказывает влияние на функционирование всех без исключения органов и систем организма и является одним из ведущих признаков здоровья.

Оценку физического развития детей и подростков осуществляют в процессе профилактических медицинских осмотров. Программа

антропометрических обследований включает изучение соматометрических (длина, масса тела, окружность грудной клетки); соматоскопических (состояние опорно-двигательного аппарата, кожных покровов, слизистых, мускулатуры, уровень полового созревания, «зубной возраст») и физиометрических показателей (жизненная емкость легких (ЖЕЛ), сила сжатия кистей рук).

 

Ведущими параметрами, отражающими физическое развитие и состояние здоровья, считают длину и массу тела. Длина тела является признаком, характеризующим ростовые процессы организма, масса тела свидетельствует о развитии костно-мышечного аппарата, подкожно-жировой клетчатки, внутренних органов. Окружность грудной клетки коррелирует с массой тела и дополнительной информации для оценки физического развития детей и подростков не дает. Ее определяют только при проведении специальных исследований.

Для характеристики физического развития детей и подростков используют:

• метод индексов, позволяющий учитывать массо-ростовые соотношения по специальным формулам;

• процентильный (центильный) метод, суть которого заключается в оценке вероятностного распределения показателей в процентных интервалах;

• метод стандартизованных отклонений (z-score), основанный на сравнении индивидуальных показателей со стандартными;

• метод регрессионного анализа, учитывающий изменение массы тела при изменении его длины.

Результаты сравнительного анализа информативности методов указывают на предпочтение использования методов регрессионного анализа и прежде всего модифицированных шкал регрессии (Баранов А.А., 2008).

Любые проявления существенных отклонений от нормы в физическом развитии свидетельствуют об относительном неблагополучии в состоянии здоровья индивидуума. При отсутствии генетической предрасположенности низкий уровень физического развития может быть следствием количественной и качественной неадекватности питания или каких-то его компонентов (витамины, незаменимые аминокислоты, микроэлементы и т.д.), чрезмерной физической нагрузки или хронических заболеваний. Высокий уровень физического развития может свидетельствовать о нарушениях эндокринной сферы и требует детального диспансерного обследования ребенка.

 

Дети и подростки с высоким уровнем физического развития, как правило, обладают более низкой выносливостью.

Как отставание, так и опережение в темпах физического развития могут быть также следствием отклонений в функциях ЦНС.

Несоответствие массы тела длине или обхватных размеров продольным, т.е. их дисгармоничность, могут возникнуть при ранней спортивной специализации (например, у девочек, занимающихся спортивной гимнастикой с 5-6-летнего возраста). Развитию дисгармоничности физического развития могут способствовать заболевания, связанные с нарушениями роста и развития опорно-двигательного аппарата или отклонениями в деятельности желез внутренней секреции.

Анализ данных ежегодного мониторинга детского населения, проводимого НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Государственного учреждения «Научный центр здоровья детей» (ГУ НЦЗД) РАМН, позволил выявить новые тенденции в процессах роста и развития современного подрастающего поколения.

В настоящее время имеет место снижение практически всех соматометрических показателей физического развития (рис. 10.2).

Рис. 10.2. Изменение соматометрических признаков физического развития у 15-летних московских девочек в последние 30 лет (см, кг) (Баранов А.А. и соавт., 2006)

Только за последние 10 лет количество низкорослых детей увеличилось почти в 3 раза - с 0,5 до 1,46%. Среди социально неблагополучных детей (воспитанники специализированных учебных заведений) количество низкорослых детей достигает 10%.

Оценка физического развития московских школьников свидетельствует о нарастании за последние 20 лет доли детей с дефицитом массы тела: среди мальчиков - с 7 до 14%, среди девочек - с 5 до 13%. У подростков доля лиц с дефицитом массы тела в 2004 г. к моменту окончания школы диагностировалась у каждого четвертого юноши и у каждой шестой девушки. В последние годы параллельно с этим процессом наблюдается рост доли мальчиков с избыточной массой тела.

 

В физическом развитии подрастающего поколения отмечается тенденция к «грацилизации» телосложения, т.е. уменьшения всех широтных и обхватных размеров тела, особенно поперечного и саггитального диаметров грудной клетки и размера таза.

Анализ физического развития детей и подростков свидетельствует об увеличении числа детей с отставанием биологического возраста от паспортного. В частности, отмечается сдвиг сроков полового созревания (по menarche девочек) в сторону старшего возраста. Оценка уровня полового созревания современных девочек-подростков показала, что 32,1% 14-15-летних школьниц и 22,1% 16-17-летних имеют относительное отставание, свидетельствующее о замедлении темпов их созревания по сравнению с ровесницами прошлых лет (рис. 10.3). На пике акселерации 1970-х гг. возраст menarche составлял 12 лет 6 мес, в настоящее время - 13 лет 5 мес.

Рис. 10.3. Динамика возраста menarche у девочек Москвы (Баранов А.А. и соавт., 2006)

На фоне дефицита массы тела и замедления полового развития наблюдается рост функциональных расстройств сердечно-сосудистой системы среди подростков. За 20 лет эти показатели увеличились более чем в 3 раза.

Изменения в физическом развитии детей и подростков на протяжении десятилетий сопровождаются негативными сдвигами в их силовых возможностях (рис. 10.4 и 10.5).

Рис. 10.4. Изменения в силе сжатия кисти у мальчиков Москвы от 8 до 17 лет в разные десятилетия (лонгитудинальные наблюдения, кг) (Щеплягина Л.А., 2006)

Рис. 10.5. Изменения в силе сжатия кисти у девочек Москвы от 8 до 17 лет в разные десятилетия (лонгитудинальные наблюдения, кг) (Щеплягина Л.А., 2006)

У московских школьников показатель ЖЕЛ за последние 20 лет снизился в среднем на 15%. Аналогичные результаты получены и по другим регионам страны.

 

Изучение индивидуально-типологических особенностей роста и развития подрастающего поколения, выявление отклонений в физическом развитии детей разных возрастно-половых групп самым тесным образом связано с современными задачами педиатрии, поисками дифференцированного подхода к профилактике и оздоровлению детей и подростков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.055 с.)