Конституционные идеи де Голля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционные идеи де Голля



История Пятой республики

Зарождение

Отправной точкой к учреждению Пятой республики стал алжирский кризис, с которым республика на протяжении четырёх лет не могла совладать, а именно события 13 мая 1958 года, когда верхушка французской армии, подавляющая алжирское национальное восстание, вышла из повиновения гражданским властям и, более того, начала открыто диктовать им свои условия (Coup d'état du 13 mai 1958).

На этот вызов Франции и Республике, когда армия посягнула на священный французский принцип беспрекословного подчинения армии государству — законная власть не смогла дать решительный ответ, и саморазрушающейся постоянными правительственными кризисами Четвёртой республике был нанесен последний удар, заставивший произвести радикальную перестройку организации и функционирования органов государственной власти в целом. Основанная конституцией 1946 года, Четвёртая республика практически сохранила в неприкосновенности дискредитированую за годы Третьей республики схему «парламентского абсолютизма»: бессильный глава государства, всесильный парламент, и целиком зависящее от его воли правительство.

При этом Четвёртая республика стала «достойной наследницей» своей предшественницы: за 12 отведённых ей Историей лет сменилось 22 состава Совета министров, находившихся у власти в среднем 6 месяцев, и 12 премьер-министров, — государственная власть работала в режиме «от кризиса к кризису».

Весной 1958 года, на пороге гражданской войны из-за военных действий французской армии в Алжире (с 1954 г.) — тамошнее военное руководство, опасаясь, что центральное правительство откажется от «французского Алжира» и передаст власть повстанцам, разработало и уже готовилось осуществить военный переворот в Париже, — Франция призвала к власти генерала де Голля, руководителя французского Сопротивления в годы Второй мировой войны и бывшего главы Временного правительства.

Получив, в полном соответствии с конституцией 1946 года, власть из рук Национального собрания, генерал де Голль поставил три условия, на которых согласился бы взять бразды правления:

· предоставление правительству неограниченных полномочий в урегулировании алжирского кризиса;

· управление страной в течение шести месяцев декретами правительства и, соответственно, роспуск парламента на каникулы на этот же срок;

· и, наконец, главное, делегирование правительству учредительной власти с тем, чтобы оно в срочном порядке разработало новую Конституцию.

Все эти условия были выполнены.

Развитие

Инициатором конституционной реформы был пришедший в мае 1958 года на волне алжирского кризиса к власти Шарль де Голль, который 21 декабря 1958 года был избран первым президентом Пятой республики. 19 декабря 1965 года Шарль де Голль был переизбран на второй срок, но 28 апреля 1969 года ушёл в отставку (после Майских событий 1968). Президентом республики был избран его близкий сподвижник Жорж Помпиду, скончавшийся 2 апреля 1974 года. После смерти Помпиду на выборах победил центрист Валери Жискар д’Эстен, пробывший у власти один полный срок (до 1981), когда уступил социалисту Франсуа Миттерану. Миттеран (переизбранный в 1988 на второй срок) находился у власти 14 лет, дольше, чем какой-либо другой президент Франции; в 1986—1988 и 1993—1995 при нём действовали правые кабинеты министров (политика «сожительства»). В 1995 году (когда Миттеран уже не баллотировался) социалисты потерпели поражение, и к власти пришёл мэр Парижа, премьер в 1974—1977 и 1986—1988, голлист Жак Ширак. В 1997—2002, в свою очередь, премьером при Шираке был левый Лионель Жоспен.

Выборы 2002 года стали сенсацией: все кандидаты набрали менее 20 % голосов, а во второй тур вместе с Шираком вышел ультраправый националист Жан-Мари Ле Пен, набравший чуть менее 17 % голосов. Всё общество, включая оппонентов Ширака, объединилось в коалицию против Ле Пена, и во втором туре Ширак одержал сокрушительную победу, набрав более 80 % голосов. Весь второй срок Ширака (2002—2007) правительства формировали правые, популярность которых снижалась после ряда социально-экономических решений.

Выборы 2007 года, протекавшие при большом накале общественной борьбы и высокой явке избирателей, принесли во втором туре победу лидеру правой партии «Союз за народное движение» (преемницы голлистских партий), министру внутренних дел в 2002—2007 Николя Саркози.

6 мая 2012 года в результате второго тура президентских выборов 24-м президентом Франции был избран Франсуа Олланд.

Основополагающие институты

Конституция

Подготовка и принятие

Согласно закону о пересмотре конституции, в помощь правительству был создан Конституционный консультативный комитет, призванный восполнить парламентский контроль за разработкой конституции, но основная работа по составлению нового основного закона Франции была поручена команде молодых членов Государственного совета под руководством министра юстиции Мишеля Дебре.

Голлист «первого часа», непримиримый противник государственной системы Четвёртой республики, Дебре, горячо одобрявший идеи, высказанные де Голлем в речи в Байё, и одновременно сторонник британских парламентских традиций, настоял на введении поста премьер-министра, возглавляющего правительство, как автономного, в том числе и по отношению к президенту Республики, государственного органа. Таким образом, была сохранена политическая ответственность правительства перед парламентом.

Впоследствии это позволило обеспечить «сосуществование» на самом высоком этаже государственной власти, когда парламентское большинство и президент Республики не принадлежали к одному и тому же политическому движению. Во избежание повторения сценария рождения Четвёртой республики, когда написание конституции было отдано на откупУчредительного собрания

, в результате чего представленные в нём партии превратили процесс её разработки в политическое игрище, конституция Пятой республики составлялась в тайне.

Окончательная версия конституционный реформы была опубликована 4 сентября того же года. Как и предписывал Конституционный закон от 3 июня 1958 года, референдум по проекту новой конституции состоялся 18 сентября, как в метрополии, так и в «заморских территориях». В день референдума на избирательные участки пришли более 22 миллионов французских граждан из 26 млн., обладающих избирательными правами. «Да» ответили свыше 17 миллионов французов и француженок, то есть 79,3 % голосовавших избирателей; Пятая республика была установлена подавляющим большинством французского народа.

Конституционная практика

Конституция 1958 года учредила пост президента как арбитра, воплощающего государство. Должен ли глава государства отойти от политики, затворившись в Елисейском дворце и осуществляя свою власть лишь в случае, когда государственная машина летит под откос, или же, наоборот, обязан быть на первых ролях для защиты национальных интересов, не дать Франции сбиться с правильного пути, чего нельзя достичь без вмешательства в политику? Спор двух концепций разрешила конституционная практика первых лет жизни Пятой республики, которая складывалась под прямым влиянием алжирского конфликта.

Если президент Республики взял в свои руки скальпель, чтобы удалить на теле Франции язву, — алжирскую проблему, парламент и правительство согласились на роль ассистента при руководящем удалением хирурге, а партии и вовсе уподобились сторонними наблюдателями, ожидающими исход операции у порога операционной, то каждый институт пожал плоды своего труда. Верховная ответственность, а значит и верховная власть, сконцентрировалась в руках президента Республики. Ибо демократия не знает власти без ответственности, без поддержки и одобрения народа! Референдум 1962 года, одобривший предложение главы государства впредь избирать президента страны непосредственно народом, окончательно утвердил президент Республики в ранге национального вождя, ибо он, в противовес депутатам, избираемым по округам, и назначаемым министрам, является отныне единственным избранником всей нации.

Пятая республика эволюционировала из парламентского режима с усиленной президентской властью в режим полупрезидентский, вернее, изобрела последний.

Своеобразие полупрезидентской республики в том, что она смешивает лучшие элементы парламентского и президентского режимов: от первого она берет парламентскую ответственность правительства, активное участие последнего на всех стадиях законодательной и бюджетной процедуры, от второго — президента, избираемого прямым и всеобщим голосованием, обладающего соответствующей властью.

Однако отличие от того и другого состоит в том, что президент Республики отвечает за долгосрочное развитие нации, смотря вдаль, за горизонт, тогда как правительство, вдохновляясь общими направлениями, определёнными президентом, решает проблемы дня сегодняшнего. Другими словами, глава государства курирует вопросы внешней политики, обороны ивооружённых сил, а правительство — экономическую, социальную, финансовую и т.д. политику.

Власть президента простирается так широко, как его поддерживает Национальное собрание. Если он опирается на парламентское большинство, контролирует Национальное собрание, то премьер-министру уготована судьба директора кабинета президента Республики со всеми вытекающими отсюда последствиями. Реальным главой правительства становится президент, определяющий линию государства, а премьеру остаётся подчиниться его воле. Президент может «попросить» главу кабинета подать в отставку. Так покинул в 1962 годусвой пост создатель институтов Пятой республики Мишель Дебре, разошедшийся с де Голлем по вопросу урегулирования алжирского конфликта.

Ясно, что премьер-министр становится главой парламентского большинства, координирующего его деятельность с политикой правительства. Однако баланс сил кардинально меняется, когда парламентские выборы выигрывает оппозиция. Так уже было в 1986—1988, 1993—1995, 1997—2002 годах, когда президент и парламентское большинство принадлежали к различным политическим силам. В этом случае власть президента сокращается до буквального следования положениям конституции, хотя его прерогативы в «зарезервированной» сфере, куда входят дипломатия, оборона и армия, по большей части сохраняются. Он вынужден назначить премьер-министром человека, устраивающего парламентское большинство, в противном случае ему будет вынесен вотум недоверия. Правительство действительно «определяет и проводит политику», опираясь на поддержку Национального собрания.

Эта исключительная ситуация именуется французами как «сосуществование» на государственном Олимпе.

Президент

Основная статья: Президент Франции

Защищая перед Государственным советом проект новой конституции, Мишель Дебре сравнивал новую роль президента Республики с «замком свода» государственного здания, предназначенного цементировать его опоры.

Из номинальной фигуры, «конституционного калеки» (Р. Пуанкаре), президент Республики становится истинным главой государства, хранителем конституции, гарантом Республики, верховным арбитром, который «обеспечивает нормальное функционирование публичных властей». Отныне Франция будет отождествляться со своим президентом, ибо он, как гарант «независимости, территориальной целостности и международных договоров», воплощающий в своём лице преемственность в её государственной власти, будет нести ответственность за Францию, за её существование и будущее, защищать её высшие национальные интересы.

Чтобы президент Республики смог в полной мере осуществлять свои функции третейского судьи, стоящего над триадой государственных властей, ему необходимы широкие полномочия, и конституция его наделяет таковыми. Продолжая председательствовать в Совете министров, президент Республики будет по своему усмотрению назначать и смещатьпремьер-министра и, по предложению последнего, других членов правительства. Здесь же, после обсуждения в единственной коллегии министров, выносящей решения именем правительства, он подписывает декреты.

Хотя президент по-прежнему не имеет права законодательной инициативы, принадлежащего премьер-министру и членам парламента, он утверждает законы, принятые парламентом, оставляя за собой право вето. Он может передать закон в Конституционный совет, чтобы тот проверил его содержание на соответствие конституции.

Но главное, что отныне президент Республики может, по предложению правительства или парламента, вынести на референдум любой законопроект, касающийся «организации публичных властей, реформ в экономической и социальной политике нации и публичных служб, которые к этой политике имеют отношение, или законопроект, разрешающий ратификацию какого-либо международного договора, который, не противореча конституции, отразился бы на функционировании государственных институтов». То есть, глава государства становится отныне связующим звеном между французской нацией и её властью, ибо только он имеет право напрямую обращаться к народу, источнику суверенитета при демократическом режиме, чтобы тот сам выразил свою волю. Кроме того, президент Республики может призывать нацию вынести свой вердикт, пользуясь принадлежащим лишь ему правом роспуска Национального собрания, получив консультацию премьер-министра и председателей палат парламента. Единственное условие, которое обязан соблюсти президент — прождать год с момента предыдущего роспуска.

Все эти властные полномочия французского президента венчает прерогатива, предоставленная ему статьей 16 конституции. Когда Франция оказывается ввергнутой в тяжелейший национальный кризис, существует опасность военного вторжения, или республиканские институты находятся под угрозой, а «нормальное функционирование конституционных государственных властей прекращено», президент Республики после консультации с премьер-министром, председателями палат парламента, а также с Конституционным советом, облекает себя полнотой власти, чтобы «обеспечить в кратчайшие сроки конституционным государственным властям средства для выполнения их задач».

Речь не идёт о «президентской диктатуре», ибо конституция обязывает президента созвать парламент и запрещает распускать Национальное собрание, пока чрезвычайное положение не будет отменено. Это полномочие президента не может быть употреблено против Республики, ибо в противном случае ответной реакцией парламента, преобразуемого в Верховный суд, станет его отрешение от должности. Напротив, его цель — защитить Францию, когда испробованные пути выхода из национального кризиса окончатся провалом. Так, соратник де Голля ещё с лондонской поры, юрист Рене Капитан (René Capitant) называл статью 16 «конституционализацией призыва 18 июня [1940 года]». Сам де Голль в «Мемуарах надежды» так высказывается по этому поводу: «Каково оправдание статьи 16, — спрашивали вручающей главе государства власть во имя спасения Франции в случае, если ей грозит катастрофа?» И напомнил, именно из-за отсутствия такой статьи в июне 1940 года президент Лебрен, вместо того, чтобы переехать с государственным аппаратом в Алжир, призвал маршала Петена и открыл, тем самым, путь к капитуляции, и что президент Коти, наоборот, действовал в духе статьи 16 (ещё до её принятия), когда во избежание гражданской войны потребовал от парламента прекращения всякой оппозиции против возвращения генерала де Голля к власти.

В итоге президент Франции становится верховной инстанцией, стоящей над политическими битвами, объединяющий во имя Франции разнородные политические силы, он будет человеком, говорящим от имени всей Франции, а потому будет самостоятельно действовать, назначать, управлять, вести переговоры и, наконец, вызволять её, в случае необходимости, из национального кризиса.

Правительство и парламент

Основные статьи: Правительства Пятой французской республики, Парламент Франции

Помимо президента Республики, коренной перестройке подверглись основополагающие институты Республики — правительство и парламент. Творцы конституции 1958 года вырвали корень зла, из-за которого так плохо кончили Третья и Четвёртая республики — всевластие парламента, ведущее к смене правительств, что несовместимо с эффективностью, стабильностью и преемственностью власти, — выработав «рационализированный парламентаризм».

В первую очередь, правительству возвращалась полнота исполнительной власти, а вместе с ней и центральная роль в отношениях между исполнительным и законодательныморганом. Правительство отныне «определяет и проводит политику нации». Оно перестает быть ещё одним комитетом, производимым на свет палатой депутатов, целиком зависящим от малейшего дуновения ветерка в политической жизни, ибо назначается, начиная с премьер-министра, каждый член правительства, назначенный президентом Республики, не может совмещать министерский портфель с парламентским мандатом. А потому изменяется и предназначение парламента. Теперь «политическое выражение всеобщего голосования» (Ж. Ширак) будет не навязывать правительству свою волю, но, контролируя действия министерства, поддерживать его, законодательствовать и обсуждать вектора развития нации.

Главная функция полномочий парламента, функция, которую делегирует нация избранным ею народному представительству — это составление законов, обязательных для всех и каждого правил, регулирующих важнейшие сферы жизни страны. Исполнительная власть проводит законы в жизнь, издавая регламентарные акты, чтобы в точности обеспечить их исполнение. Поэтому конституция выделяет «домен» закона, в пределах которого парламент может принимать акты и за границы которого он не может преступать. Все вопросы, не входящие в область законодательства, регулируются регламентарной властью, разделённой, согласно конституции, между президентом Республики и правительством.

С новыми ролями, предписанными конституцией парламенту и правительству, качественно преображается законодательный процесс. Красная нить, проходящая через все положения Конституции 1958 года, касающиеся законодательной процедуры, — те, кто несут высшую ответственность за применение закона, не только имеют право, но и обязаны принимать активное участие во всех этапах его составления. Отныне правительство будет выступать в принятии закона на первых ролях, обладая обширными средствами для того, чтобы навязать парламенту свою точку зрения. Законопроекты и законодательные предложения, одобренные правительством, рассматриваются по его требованию палатой в приоритетном порядке и в том, котором оно установит. Оно может снять с обсуждения любой законопроект, пока он не принят парламентом. Правительство также имеет право требовать в любую минуту от палаты единого голосования по всему или части обсуждаемого в ней текста, сохранив лишь те поправки, с которыми оно согласно.

Права парламентариев сужаются: конституция запрещает принимать законопредложения и поправки, предложенные депутатами и сенаторами, «если следствием их принятия было бы либо сокращение государственных средств, либо создание или увеличение расходов государства». Сужаются, чтобы стать препятствием на пути к демагогии, столь часто захватывающей парламентские ассамблеи, и заставить народных избранников подлинно служить Франции. Хотя конституция требует обоюдного согласия Национального собрания иСената по тексту будущего закона, правительство может ускорить ход законодательного механизма, чтобы урегулировать миром разногласия между палатами, созвав паритетную смешанную комиссию, коей поручается выработать компромиссный вариант, приемлемый как для депутатов, так и сенаторов. Однако только правительство решает, следует ли выносить результаты работы комиссии на суд палат парламента, причем ни одна поправка к ним не может быть принята без его согласия. Если и это заводит в тупик, правительство вправе, после ещё одного чтения в каждой палате, обратиться к Национальному собранию, чтобы оно приняло окончательное решение. Исключение составляют лишь органические законы, касающиеся Сената, которые не могут быть приняты без согласия верхней палаты.

Проект или предложение закона принимается Национальным собранием без обсуждения и голосования, если правительство разрешит с ним вопрос о доверии к проводимой им политике, а резолюция порицания не будет внесена в течение последующих 24 часов или принята Национальным собранием.

Конституция вооружает правительство арсеналом средств для вмешательства в законодательный процесс, подразумевая, что оно прибегает к ним тогда, когда законодатели пребывают в состоянии коллапса, либо в случае разлада между палатами, либо когда народным представителям нужно напомнить об ответственности, которую они несут перед страной.

Кульминацией очищения французского парламентаризма от примесей режима собрания стал новый порядок смещения правительства. Кабинет министров продолжает нести коллективную и солидарную ответственность перед Национальным собранием, что обеспечивает соответствие состава исполнительного органа балансу сил в нижней палате — иначе оно его же и свергнет, выразив вотум недоверия, однако конституция ограждает правительство на пути вынесения ему резолюции порицания, влекущей за собой его отставку:

· 1) резолюция порицания может быть выдвинута как минимум 1/10 частью депутатов, и голосуется нижней палатой только через 48 часов по её внесении;

· 2) при голосовании о выражении вотума недоверия подсчитываются лишь голоса, поданные за резолюцию порицания: кто голосовал против или воздержался, не выясняется; вотум недоверия может быть вынесен большинством депутатов, составляющих Национальное собрание;

· 3) депутат не может подписывать более трёх резолюций порицания в течение одной и той же очередной сессии и более одной резолюции в течение одной и той же внеочередной сессии;

· 4) наконец, премьер-министр, после обсуждения в Совете министров, может поставить перед Национальным собранием вопрос о доверии к правительству в связи с голосованием по его программе, декларации об общей политики или парламентскому акту; и в этом случае, чтобы отказать правительству в доверии, оппозиции необходимо добиться принятия Национальным собранием резолюции порицания.

Если правительству выражен вотум недоверия, то премьер-министр обязывается статьей конституции вручить президенту Республики заявление об отставке возглавляемого им кабинета.

Сплочённое правительство руководит Францией, парламент поддерживает его, не забывая о контроле над его политикой, и сохраняет ранг высшей трибуны, с которой Франция говорит о своих надеждах, устремлениях и чаяниях.

[править]Конституционный совет

Одним из самых удачных нововведений Пятой республики было создание Конституционного совета, призванного блокировать законы, принятые парламентом, если те не соответствуютконституции.

Изначально Конституционный Совет учреждался как государственный орган, который должен сдерживать парламентские поползновения взять да и «откусить» часть компетенции исполнительной власти, то впоследствии он утвердил себя как высшую инстанцию, независимую в своих суждениях, в спорах между законодателем и исполнителем, и, что особенно важно в глазах французов, стражем прав и свобод личности. Так, Совет в 1971 году подтвердил юридическое равенство Декларации прав человека и гражданина 1789 года и преамбулы конституции 1946 года с конституцией, которая к ним отсылает, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Конституционный совет состоит из 9 членов, назначаемых по третям президентом Республики, председателем Национального собрания, председателем Сената. Председатель назначается декретом президента Республики.

Все бывшие президенты Франции становятся пожизненными членами Конституционного совета.

Девятилетний мандат членов Конституционного совета, обновляемых каждые три года на одну треть, невозможность повторного назначения на этот пост, несовместимость пребывания в Совете с функциями министра или члена Парламента или отзыва со стороны назначавших должностных лиц, обеспечивают независимость Конституционного совета и беспристрастность его решений.

Конституционный совет осуществляет только предварительный конституционный контроль за принятыми парламентом законами, то есть до их промульгации[1] президентом Республики.

Правом обращения в Конституционный совет наделены президент Республики, премьер-министр, председатели палат парламента и, с 1974 года, 60 депутатов или 60 сенаторов. Кроме того, органические законы и регламенты палат парламента проверяются Советом на соответствие конституции в обязательном порядке.

Конституционный совет выполняет также обязанности центральной избирательной комиссии: следит за правильностью избрания президента Республики и объявляет результаты выборов, выносит вердикт о правильности избрания парламентария, если оно оспаривается, наконец, следит за правильностью проведения референдума, предусмотренного статьями 11 и 89 конституции, и объявляет его результаты. Если Конституционный совет признает в своём решении неконституционность тех или иных положений закона, то они не могут быть ни промульгирован президентом Республики, ни применены. Решения Конституционного совета не подлежат обжалованию и обязательны для всех публичных властей, административных и судебных органов.


Процесс евпропейской интеграции, пожалуй, самый значительный феномен истории XX века. Мысль о возможности "европейского строительства" была впервые высказана генералом еще в 1943г. в беседе с членами Французского комитета национального освобождения (ФКНО) в Алжире. Однако, в ту пору не все во Франции разделяли планы де Голля, стремившегося к созданию независимой межгосударственной конфедерации в противовес сторонникам наднациональных форм европейского объединения под эгидой США. В первые послевоенные годы, отмеченные острыми конфликтами с политическими партиями, планам генерала не суждено было сбыться. Созданные стараниями "европеистов" в масштабе шести стран экономические структуры - Европейское объединение угля и стали, Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии - сочетали в своей основе два принципа - межгосударственный и наднациональный. И только после двенадцати оппозиционных лет, с приходом де Голля к власти в 1958 г. им была выработана принципиально новая концепция Европы, базирующаяся на государственном национальном суверенитете. Во главу угла была поставлена особая роль Франции в мировом сообществе.

Выдвинутая впервые президентом Пятой республики форма политического союза- конфедерации независимых держав - получила наименование "Европы отечеств". Другими словами, голлистская конфедеративная концепция основывалась на принципе: нация - единственный легитимный фундамент европейского объединения.

С точки зрения де Голля, сотрудничество европейских государств предполагает координацию их действий как для защиты их собственных интересов, так и во имя общеевропейских задач. Следуя этой концепции, генерал рассчитывал на возвращение Франции положения великой державы, проводящей самостоятельную политику. Недостаточная, в сравнении с другими странами экономическая мощь, вполне могла быть компенсирована политическими преимуществами: положением державы- победительницы, статусом постоянного члена Совета безопасности ООН и обладанием собственным ядерным оружием.

Создание политического союза на межгосударственном уровне предполагало дальнейшее закрепление этого принципа и в уже существующих экономических сообществах. Таким образом, де Голль намеревался создать в Европе "третью силу", способную стать уравновешивающим центром между двумя ядерными державами - СССР и США. Однако, после ряда неудач в попытке реализации своих проектов в начале 60-х годов, когда де Голлю и его сторонникам ("план Фуше") стало очевидно, что условия для создания автономного от США в экономическом и военном отношении союза стран

стр. 169

"малой Европы" еще не созрели, генерал решается подойти к этой проблеме с другого конца. Он выступает с рядом инициатив, направленных на изменение климата отношений между Востоком и Западом. При этом Франции отводилась роль посредницы, обеспечившей ей, в конечном счете, европейское лидерство.

Монография отличается широтой и новизной источниковой базы. Основу исследования составили многочисленные произведения самого де Голля, а также архивные материалы, часть которых использована впервые (фонды, так называемого "Трофейного архива", Российского государственного военного архива, а также документы и материалы Архива внешней политики Российской федерации, отражающие развитие отношений СССР со "Свободной Францией", "Сражающейся Францией", "Французским комитетом национального освобождения"), Большой интерес представляют и материалы из архива Коминтерна, (Российский государственный архив социально-политической истории). Автор уделил внимание взаимоотношениям де Голля с коммунистами. Опиралась Арзаканян и на материалы французской прессы, парламентские дебаты, политическую публицистику, протоколы судебных процессов над ультраколониалистами. Историографическую ценность представляют записи личных бесед автора с известными деятелями голлистского движения- премьер-министрами М. Дебре и Ж. Шабан-Дельмасом, министрами Л. Терренуаром, Р. Трибуле и др.

Исследование выстраивается вокруг острейшей политической проблемы - соотношения власти и общества, сложность которой во многом определяется традиционными для французов этико-юридическими нормами - уважением к закону, с одной стороны, а зачастую негативным отношением к его применению, с другой. Уместно здесь вспомнить изречение самого де Голля:

"Франция и французы - не одно и тоже", произнесенное после уроков майского кризиса 1968 года.

В дальнейшем автор мог бы обрисовать образ де Голля и голлистского движения в период пребывания у власти, на этапе "испытания властью". Очевидно это потребует перенесение акцента на взаимодействие голлизма с другими политическими силами, что нашло в монографии лишь конспективное освещение. Послесловие позволяет надеяться, что Арзаканян продолжит исследование современного голлистского движения, значительно преобразованного лидерами нового поколения. Можно сказать, что являясь опорой режима Пятой республики вплоть до начала 70-х годов, Союз в защиту республики (ЮНР) действовал в полном консенсусе с генералом де Голлем. Однако, позже наметилась определенная идеологическая дистанция, связанная в значительной степени с интернационализацией французской экономики, на которую ориентировались отдельные фракции внутри голлистского движения, Постепенное втягивание их в орбиту мировой экономической системы сопровождалось известным разочарованием в некоторых принципиальных установках, свойственных политической философии де Голля. В частности, речь идет о его концепции национальной независимости, исключавшей интеграцию Франции в наднациональные структуры. Этот "новый голлизм" требует объективного анализа в политическом контексте современной Франции

Концентрация власти

28 СЕНТЯБРЯ 1958 г. народ Франции выбирал свое будущее. В этот день был проведен референдум, на котором население должно было высказать свое мнение о новой конституции Пятой республики. В действительности же избирателям предстояло решить: доверяют ли они в этих особых политических условиях руководство делами государства генералу де Голлю или нет. Похожая ситуация имела место и при проведении общих выборов в октябре, когда французы, отдавшие свои голоса партии ЮНР (Партия Союза в защиту прав новой республики), голосовали не за ее программу, так как она не выдвинула никакой программы, а за де Голля. Правда, согласно новой конституции, избрание на пост президента республики требовало решения узкой коллегии выборщиков, но эта процедура явилась не более чем простой формальностью — в победе де Голля никто уже не сомневался. Становится очевидным, что своим возвышением генерал обязан референдуму 28 сентября.

Так начинался знаменательный период в истории современной Франции — эра новой конституции. "Избранный на 7 лет, он ни перед кем не несет ответственности, кроме истории, хотя и может быть привлечен Верховным судом к ответственности по обвинению в государственной измене. Он назначает первого министра, может единолично распустить Национальное собрание, передать на решение референдума законы, принятые парламентом, ему лично принадлежит право помилования, он заключает и ратифицирует договоры, и он, по-видимому, вправе заключать военные соглашения, которые не требуют утверждения парламента. В исключительных обстоятельствах он берет на себя всю полноту власти и в силу собственного решения становится диктатором в римском смысле слова".

И эти якобы "исключительные обстоятельства" не могли не появиться, причем их угроза для процветания Франции порой вызывает сомнения. Уже с первых дней существования Пятой республики де Голль получил возможность управлять страной лично, что еще более ускорило процесс возвышения исполнительной власти за счет сужения интересов парламента.

Теперь правительство само намечало повестку дня заседаний и очередность обсуждения проектов, которые оно вносило в Национальное собрание; длительность сессии Национального собрания была сокращена; последнее было обязано принять бюджет в 70-дневный срок и т.д. К тому же, правительство умело позаботилось о своем будущем, защитив себя от всякого рода случайностей: в доверии ему может быть отказано только абсолютным, а не простым большинством. Вдобавок конституция ограничила сферу деятельности законодательной власти. Отныне законы могли издаваться сугубо по определенным вопросам, означенным в конституции. Правительство же могло действовать совершенно свободно посредством издания своих актов.

Сторонники де Голля утвердили конституционным советом в июне 1959 г. постановление, согласно которому депутаты и сенаторы более не могли голосовать после заявления с трибуны членов правительства или обсуждать и принимать простые резолюции, т.е. тексты, содержащие их пожелания правительству по какому-либо конкретному вопросу.

Впрочем, почва для вынесения данного вердикта, полностью обезоружившего законодательную ветвь власти, была подготовлена еще в октябре 1958 г., когда на очередной пресс-конференции де Голль недвусмысленно заявил: "После нескольких месяцев бездействия институт парламента появится вновь, но уже не всемогущим. Если бы, к несчастью, завтрашний парламент не захотел приспособиться к роли, которая ему отводится, то, без сомнения, республика была бы ввергнута в новый кризис, причем никто не может предвидеть, что из этого получится; во всяком случае, парламентский институт был бы сметен на долгое время".

Становится совершенно ясно, что заявление де Голля стало завуалированным одобрением вышеперечисленных действий и акций правительства, смысл которых заключался в том, чтобы избавиться от такой системы, при которой парламент имел верховную власть. Господствующей монополистической верхушке в стране не хотелось более жить под постоянным страхом потери контроля над парламентом и вести борьбу с демократическими силами в невыгодных, чреватых опасными последствиями, условиях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-16; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.97.248 (0.042 с.)