Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эффекты медицинского общения
В процессе общения может возникнуть ряд эффектов, так или иначе влияющих на специфику взаимодействия партнеров. К таким эффектам можно отнести: проективную идентификацию, трансфер, контртрансфер. Проективная идентификация – внедрение чувств партнера другому партнеру по общению. Если это происходит между врачом и пациентом, то внедрение чувств врачу может быть опасно для обоих, так как у врача в результате этого будет внутренняя психологическая дисбалансировка, и ему самому потребуется психологическая помощь. Трансфер (перенос) – тенденция в настоящем видеть прошлое, прибегать к использованию старых способов восприятия и реагирования, исключая всякую новую информацию. Если трансфер существует, то он совершенно реален для человека и всякая противоречащая ему информация отвергается. В клинической практике в случае наличия переноса клиент начинает взаимодействие с врачом как с кем-то другим (матерью, отцом, и др.). Для клиента это происходит бессознательно. Терапевт чувствует перенос по эмоциональным, поведенческим реакциям клиента, как оказываемое на него давление вести себя по отношению клиента так, чтобы это напоминало ему о прежних отношениях. Пациент сам не понимает, почему он «влюбляется» во врача или начинает его ненавидеть. З. Фрейд усматривает в этом следующую причину: люди строят свои взаимоотношения в настоящем, воспроизводя эмоционально значимые аспекты и впечатления своего прошлого. Восприятие любого нового человека соотносится с субъективными представлениями, хранящимися в памяти. Мы бессознательно оцениваем людей, используя тот опыт памяти, в котором заложены представления о наиболее значимых фигурах, которые когда-то оказали на нас определенное воздействие. Настоящее обычно представляет собой проекцию более ранних реакций, и этот механизм, формирующий то, что называется трансфером, лежит за пределами сознания. Усилению трансферных реакций, проявлению эффекта «экрана проекций» способствуют: – сохранение партнером внешней пассивности и нейтральности; – проявление им заинтересованности вашей личной жизнью; – его активное слушание вас. Именно так чаще всего ведет себя врач, в особенности психотерапевт. Психодинамическая психотерапия специально направлена на работу с трансферными реакциями клиента (больного). Трансфер в психотерапевтической практике используется как способ, с помощью которого пациент вспоминает то, что забыл, то есть то, что является бессознательным источником его психологических страданий.
Начинающие врачи, как правило, теряются, когда сталкиваются с сильными проявлениями со стороны пациентов таких эмоций как любовь, сексуальное влечение, чувство фрустрации, доходящее до отвращения или ненависти, ненасытная требовательность, агрессия. Cам врач тоже может испытывать какие-то чувства по отношению к пациенту, исходящие из его прошлого. Это явление называется контртрансфером. Контртрансфер усиливается во времена переживания стрессовых событий и неразрешенных конфликтов в жизни самого врача. Контртрансфер может быть рассмотрен как реакция на внутреннюю дисбалансировку, которая проявляется в виде гнева к клиенту, раздражения, боязни клиента. Контртрансфер обладает громадной эмоциональной силой, которая может подорвать обычно доброжелательно-нейтральную позицию врача. Сдерживание и переработка контртрансфера у опытного клинициста приводит к «расщеплению» в функционировании. В эти моменты одновременно действует и та «часть», которая реагирует чувственно, субъективно, и та «половина», которая наблюдает за происходящим честно и объективно. Профессионал умеет вовремя заметить в себе особое эмоциональное состояние в связи с общением с партнером. Может различить когда это искусственное внедрение чего-то постороннего (в результате эмоционального заражения) или чувства другого вызывают какие-то его собственные ассоциации, переживания (механизм эмпатии), или общение с другим вызывает чувства, которые врач не связывает с собой, но которые являются проявлением его бессознательного и требуют проработки. Наиболее трудным для начинающих врачей является умение сдерживать и анализировать эротические трансферы, которые стимулируют эротизированные контртрансферы. По данным ВОЗ процент врачей (вне зависимости от их специальности), имеющих эротические контакты с пациентами, достигает 5-10%. Запрет на интимные отношения с пациентами звучит в клятве Гиппократа, поскольку подобные явления ставят под угрозу процесс лечения.
Таким образом, в процессе общения с клиентами врач: – отслеживает свое состояние, свои переживания; – видит, слышит, чувствует, понимает своего партнера, его внутренний мир, ту информацию, которую он передает, – отличает свое отношение к этой информации от своего отношения к клиенту, – фиксирует особенности возникающих между ним и клиентом взаимоотношений и эффекты взаимодействия. Все этоспособствует развитию рефлексивного сознания, осознанию врачом своей коммуникативной мотивации, осознанию составляющих процесса общения. Специалист в этом случае действует не автоматически, исходя из сложившихся установок, стереотипов, поведенческих автоматизмов, а становится субъектом своего общения, его творцом, приобретая внутреннюю свободу действовать так или иначе и беря ответственность за результативность. Врач остерегается проекции на пациента собственных эмоциональных реакций и потребностей, верит в его рост и личностные изменения благодаря переживанию собственного непрерывного развития и самопознания. Он не требует от пациента совершенства в настоящий момент, а принимает его таким, каков он есть, отделяя восприятие другого от своего отношения к нему. Врач может принять слабость другого человека, а также признать и простить свое несовершенство в настоящий момент.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-16; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.104.214 (0.006 с.) |