Методические приемы написания курсовых работ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические приемы написания курсовых работ



Основная цель, которая должна быть достигнута при выборе проблемной или дискуссионной темы - это не только более детальное, глубокое ознакомление с учебной литературой, с которой студенты связаны в процессе подготовки к семинарским занятиям, докладам, экзаменам и которая дает, в основном, нагрузку на механическую память (т.к. опирается на информационно-иллюстративный метод изложения учебника), но и широкое использование всех средств активизации познавательно-мыслительной деятельности и на этой основе формирование творческого подхода к восприятию реальной действительности и высоких профессиональных качеств.

Самостоятельная работа по предлагаемой тематике в отличие от программной, которая закладывает основы дисциплины, должна 1) строиться на активном участии в поиске и приобретении новых знаний, рождении истины; 2) расширять представление о дисциплине; 3) выявлять различные точки зрения на проблему, т.е. сдвинуть традиционное, стандартное представление о научной категории, понятии, которое за неимением достаточного количества времени зачастую складывается в процессе подачи теоретического и практического курса, в сторону постановки проблемы и своего отношения к ней.

Курсовая работа по проблемной и дискуссионной тематике в процессе вузовского обучения дается, во-первых, после прохождения курса по предмету и прямо показывает качество и глубину усвоенного материала и заинтересованность дисциплиной.

Во-вторых - предоставленная работа дает возможность оценить качество знаний и степень самостоятельной подготовки по одной из важнейших тем дисциплины, что углубляет и расширяет знания.

В-третьих, позволяет самостоятельно обобщить, переработать, проанализировать, переосмыслить все законодательные акты, монографические издания, статьи периодической печати, что включает познавательно-мыслительную деятельность и заставит полемизировать, задавать вопросы, делать выводы, высказывать свое отношение к проблеме.

Задачей кафедры является:

1) тщательно определить дискуссионные и проблемные темы по актуальным вопросам дисциплины;

2) профессионально и методически подобрать литературу;

3) осуществить текущий контроль, который предусматривает постоянные встречи и обсуждения литературы, плана, темы, параграфов, глав в обязательном порядке;

4) ориентировать студента на изучение необходимых законодательных актов статей, инструктивных писем, мало или совсем не затронутых вопросов на практических и теоретических занятиях и могущих придать дополнительную глубину работе и вызвать значительный интерес самого исследователя;

5) четко выделять все сопутствующие проблемы;

6) ставить альтернативные неразрешимые противоречивые вопросы и определять свое отношение с ним.

Преподавателю и студентам, ведущим научную самостоятельную работу по предлагаемой тематике, необходимо учитывать некоторые особенности и методические приемы ее написания.

1. Главным методическим приемом является взаимосвязь курсовой работы с материалами лекций и практических занятий. В этом случае курсовая работа будет являться материалом, завершающим, закрепляющим и углубляющим знания. Поэтому темы такой самостоятельной работы не должны повторять материалы программы, а должны отражать наиболее важные, сложные в теоретическом отношении проблемы, дополнять и развивать их с целью углубления программы.

2. Следовательно, главная цель, которую должны преследовать преподаватель и студент заключается в активизации логического мышления, вовлечении в динамический поиск причинно-следственных связей изучаемых закономерностей, в познании внутренних связей между фундаментальными, глубинными и поверхностными процессами.

3. Основным пунктом методической работы преподавателя со студентами по написанию курсовой работы по предлагаемой тематике должна быть подготовка к ее написанию, которая включает:

А. Выявление круга интересов студента и перспективы их развития (включая дипломную практику и написание дипломной работы) с которыми он пришел на кафедру “Денежно-кредитные отношения и банки”.

Б. Тщательный отбор (с необходимыми рекомендациями преподавателя) списка используемой литературы. (Для студента рекомендации преподавателя по использованию литературы - это 90% успеха).

В. Чтение, конспектирование отобранной литературы, выявление проблемных, дискуссионных, теоретически непроработанных ситуаций, концентрация внимания на основных теоретических, методических вопросах темы.

Г. Составление плана. Его утверждение ведущим работу преподавателем.

Д. Написание введения:

1) Раскрывается место и значение темы в дисциплине.

2) Разработанность темы.

3) Обзор литературы и авторов (краткий) по этой тематике.

4) Актуальность исследования.

5) Цели и задачи.

6) Перечисляются узловые проблемы темы, подлежащие анализу в работе.

7) Контрольная проверка введения преподавателем для выяснения правильности написания по форме (оформление введения) и по содержанию (выделение цели и проблемы исследования, актуальности).

Ж. Для придания работе характера научного исследования необходимо применять методы: научной абстракции; системности; диалектического единства; единства исторического и логического; статистической обработки экономической информации.

4.Преподаватель в работе должен следить за ходом научной дискуссии, требовать:

1) аргументации (на принимать заявления декларативного характера за хорошее и отличное научное исследование);

2) отражения в работе предельно возможного количества точек зрения, так как исследования двух или трех позиций может привести к поверхностному восприятию содержания, отвлечения внимания студента от логической последовательности в разрешении узлового момента.

3) систематизации точек зрения;

4) личного отношения к дискуссии.

5.Студенты не должны бояться возникновения в работе моментов интеллектуального затруднения, которые могут быть решены в дальнейшем, при выполнении им работ на других кафедрах, при написании дипломной работы в условиях расширения и углубления профессиональных знаний. В этом случае сотрудничества преподавателя и студента может сохраниться до пятого курса и заключиться в дипломной практике и написании дипломной работы.

6.Необходимость написания курсовых работ с проблемной тематикой состоит и в том, что такого рода исследование подводит к “проблемной ситуации”, а суть такого методического приема обуславливается в выявлении противоречий (несоответствий) между, например:

- абстрактным представлением и практикой;

- имеющимися знаниями и требованиями познания новых, более сложных вопросов для чего ранее приобретенных знаний становится недостаточно;

- знанием того, что происходит на практике и трудностями в его теоретическом осмыслении, и стремлением преодолеть их.

7.Преподаватель должен умело нацеливать студентов использовать точки противоречия, разные позиции авторов с тем, чтобы: а) способствовать наиболее углубленному овладению теорией; б) развивать логическое мышление; в) развивать искусство полемики. Все эти качества вместе должны способствовать повышению профессионального мастерства, и приблизить карьеру.

8.”Проблемная ситуация” имеет положительный результат тогда, когда вызывает у студента желание выйти из нее, снять противоречие. В свою очередь, это убедительно говорит о том, что студент хорошо освоил дисциплину, прочитанную на кафедре, и это позволяет ему в дальнейшей профессиональной работе самостоятельно углублять знания и приобретать новые.

9.”Проблемная ситуация” имеет две стороны:

1) Предметно-содержательную (выявление противоречия).

2) Мотивационную (устранение противоречия). Чтобы корректно методологически и теоретически грамотно решить такую проблему необходимо органически увязать методологию, теорию, практику.

10.При написании курсовой работы по заданной дискуссионной и проблемной теории необходимо использовать справочную литературу для составления аналитических таблиц, характеризующих развитие основных показателей экономики, финансов и кредита.

11.Главная цель при написании такого вида работ - добиться индивидуальности, а значит самостоятельности каждого студента. Для этого кафедрой должно быть подготовлено достаточное количество разнообразных тем.

12.В процессе обучения желательно, чтобы студент работал над одной или родственными темами.

13.Самым распространенным недостатком курсовых работ является компиляция содержания различных статей и монографий. Если это сделано достаточно умело, то работа производит хорошее впечатление и защищается на повышенные оценки.

14.Очень важной задачей кафедры является требование к правильному оформлению буквального цитирования текста; к использованию выводов, содержащихся в трудах других авторов; к сноскам на весь цифровой материал. (Где используются выводы, сформулированы в источнике без буквального цитирования, указывается только источник, без страниц).

15.Работа без ссылки на источники не должна приниматься кафедрой.

16.Обязательным со стороны преподавателя должен быть контроль за заключительным словом так как оно показывает уровень обобщений, которые в состоянии сделать студент, а значит и уровень его овладения темой. Зачастую даже в тексте работы и содержится такой материал, но студенты или не знают, или не умеют ими пользоваться и не выносят их как основные теоретические выводы.

17.Ведущему курсовую работу преподавателю необходимо сочетать доверительное, чуткое, уважительное отношение к учащемуся и его работе, с требовательным, глубоким, гибким подходом.

 

9.2.Методические рекомендации для студентов

 

Для освоения и теоретического осмысления проблем дисциплины целесообразным является подготовка рецензий на монографии и статьи, опубликованные в открытой печати (или отдельные главы, параграфы) или представление аннотации двух-трех статей периодической печати, посвященных изучаемым вопросам, анализу существующих точек зрения по актуальным вопросам дисциплины. Эта работа распределяется преподавателем, ведущим семинарские занятия, между студентами, в виде контрольного задания и индивидуализируется.

Основной способ овладения вышеуказанной литературой – это самостоятельная работа студента с научной литературой.

Самостоятельная работа в этом направлении состоит из следующих этапов:

1. Чтение.

2. Запись, конспектирование.

3. Составление структурно-логического плана.

4. Выявление концепции.

5. Выделение проблемы и ее решения. Решения проблемы: - превращения полученных знаний в убеждения.

Чтение

1. Работа по чтению статьи должна быть целеустремленной. Приступая к чтению статьи, студент должен представлять себе целевую установку изучения данной работы, четко знать на какие вопросы он должен получить ответы, и какие проблемы его волнуют.

2. При чтении необходимо: определить основной, главный материал, лежащий в основе концепции автора; выяснить аргументы автора, на которых строится данная концепция; систему доказательств, логических конструкций, другие приемы и методы. При этом необходимо знакомится со всей литературой, на которую ссылается автор, следить за тем, чтобы система доказательств не была вырвана из контекста, логика рассуждения неизменна.

3. Необходимо обращать внимание на различные понятия, термины, категории, встречающиеся в тексте. Во-первых, следить за тем, как их понимает автор, как данный термин понимается большинством экономистов, какова позиция читателя относительно данного понятия. Во-вторых, студент должен четко определить по статье, какие основные выводы и аргументы приводит автор в защиту данных понятий и определений.

4. Очень важно четко представлять себе всю логическую цепочку рассуждений, мысли автора. Отчетливое, последовательное, основанное на логике усвоение прочитанного - это первый шаг к изучению проблемы.

5. Формирование системы записей, обоснований знаний и положений статьи с доказательствами, аргументацией, подтверждением цифровым материалом, критическими замечаниями и выводами.

6. Записи необходимо делать после достаточного изучения и проработки текста, в противном случае они превращаются в неудачное переписывание источника и будут расплывчатыми, бездоказательными.

2. Запись:

(в отличие от ксерокопирования)

1. Включает в работу не только зрительную, но и двигательную память.

2. Формирует краткую систему знаний.

3. Служит длительное время.

4. Представляет собой творческий процесс (если не сводятся к переписыванию, ксерокопированию), т.к. читатель анализирует изучаемое произведение, систематизирует, осмысливает его.

Записи бывают:

1) Полные, развернутые, которые последовательно, близко к тексту отражают мысли автора (они близки к конспектам);

2) Краткие (близкие к выписке).

Если студент нашел интересную мысль, систему аргументации, необходимые цифровые данные, определение категорий, которые необходимо точно цитировать близко к тексту. Это выписка. Около такой выписки надо указывать источник, страницу. Указанные цитаты нельзя механически вырывать из текста автора – это может исказить смысл высказывания. Также, с другой стороны, необходимо помнить, что многочисленное использование цитат без собственных выводов и анализа не говорят о хороших знаниях проблемы, поскольку исчезает логика и мысль читателя. Кроме того, данные цитаты, выписки, не могут использоваться в качестве системы доказательств

Более полная форма записи, отражающая по пунктам запись основных положений работы, при помощи которых передается основное содержание, называется тезисами.

Краткое обобщение содержания работы, которое делается только после полного прочтения и осмысления материала и дает только общиепредставления о работе, называется аннотацией.

Если дается краткая оценка прочитанного произведения, которая характеризуется выводами и оценкой автора – это резюме.

Универсальная форма записи прочитанного материала, которая включает пометки, план, выписки, тезисы - конспекты. Конспекты - краткое изложение прочитанного материала.

Единой формы конспекта не существует; можно вести записи, следуя логике автора; можно записывать только самые важные мысли, выводы; можно дополнять конспекты своими замечаниями, суждениями, несогласием, непониманием, дополнительными аргументами, новым цифровым материалом, таблицами, схемами (для систематизации и упрощения запоминания). Все дополнения по конспекту вносятся автором на широких полях, это разделяет оригинальный текст и авторский.

3. Структурно-логический (развернутый) план

Его основная цель:

4. Определить логику концепции; обосновать практические выводы; систематизировать аргументы и данные; отметить основные цитаты; использовать основной цифровой и фактический материал.

5. Сформировать навыки быстрого нахождения и выделения главных аргументов, положений, доказательств; логического изложения материала; свободного выступления перед аудиторией; подготовка к экзаменам, зачетам.

6. Накопить научный потенциал – суметь соотнести обсуждаемую проблему с комплексом современных экономических проблем. Уйти от догматизма – оторванности от экономической достоверности и формального подхода в исследовании; выявить дискуссионные точки зрения; изучить понятийный аппарат и идейно-теоретическое содержание; выявить возможности использования и применения данного материала в практических целях, в современных научных воззрениях, действительности; сформировать экономическое мышление.

7. Выявление концепции

Концепция – система взглядов на что-нибудь; основная мысль.

Это основная часть работы (наряду с выявлением проблемы и ее решением), которая заключается в том, чтобы понять основную часть идеи автора, его систему взглядов и доказательств.

Для этого необходимо, прежде всего, раскрыть: 1) структуру работы; 2) основную ее задачу; 3) пути и методы, которыми автор исследует основную идею; 4) те противоречия, которые можно обнаружить в работе; 5) пути их решения; 6) выводы, к которым приходит автор в результате своего исследования.

Чтобы определить основную концепцию, т.е. проделать вышеперечисленную работу, прежде всего, необходимо:

Ø Ясно и отчетливо понимать основные авторские понятия и термины, умозаключения и суждения;

Ø Уметь разобраться в системе доказательств автора;

Ø Определить свое отношение к основной идее автора;

Ø Дать ей оценку и характеристику;

Ø Построить правильную систему выводов и доказательств, опровергающую и защищающую основную авторскую позицию, его выводы факты и примеры.

Выделение проблемы

Проблема – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования.

Проблема – (от греческого – problema – задача) в широком смысле – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения разрешения; в науке – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.

Наличие двух противоположных высказываний, из которых одно отрицает другое, указывает либо на логическую несостоятельность, либо на неправильность аргументов, несовместимость знаний, представлений о предмете рассуждения. Противоречие выполняет функцию логического средства, определяющего направление поиска новой информации. Оно выступает начальным звеном в процессе познания, т.к. возникает как результат осознания недостаточности знаний и информации для научного исследования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.13.173 (0.035 с.)