Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правосознание, правовая культура и правовое воспитание
Правосознание – это совокупность идей, взглядов, теорий, чувств, эмоций, настроений, оценок, установок, в которых выражается отношение людей к праву и правовой действительности. Черты правосознания: 1. Правосознание – одна из форм общественного сознания. 2. Оно выражает отношение людей к праву (прошлому, современному, желаемому) и правовым явлениям. 3. Его содержание составляют идеи, взгляды, теории, чувства, эмоции, настроения, оценки, установки. 4. Оно определяется материальными и духовными условиями жизни общества. 5. Характеризуется преемственностью. Структура правосознания: · Правовая психология (совокупность чувств, эмоций, настроений, в которых выражается отношение людей к праву и правовым явлениям). Правовая психология проявляется в отдельных психологических реакциях человека на право и правовые явления. · Правовая идеология (совокупность идей, взглядов, теорий, выражающих отношения людей к праву и правовым явлениям). Она выражается в научном или философском осмыслении права и правовых явлений. Философские и научные теории формируются отдельными людьми, а затем становятся достоянием многих. Функции правосознания: 1. Познавательная (через восприятие и осмысление права и правовых явлений происходит познание общественной жизни). 2. Оценочная (выражается в оценке конкретных жизненных обстоятельств как юридически значимых). 3. Регулятивная (реализуется через систему мотивов, ценностных ориентаций, правовых установок). Виды правосознания: 1. По субъекту (носителю): – индивидуальное (носители – отдельные люди); – групповое (носители – социальные группы); – массовое/общественное (носитель – общество в целом). 2. По содержанию (уровню): – обыденное (носители – лица, не имеющие юридического образования; оно основано на обыденных знаниях и жизненном опыте; в его структуре преобладает правовая психология); – профессиональное (носители – юристы; оно основано на специальных юридических знаниях и знании юридической практики; в его структуре преобладает правовая идеология); – научное (носители – ученые-юристы; оно основано на глубоких теоретических знаниях о праве, на анализе и обобщении юридической практики; в его структуре преобладает правовая идеология).
С понятием правосознания тесно связано понятие правовой культуры. Правовая культура шире по содержанию, чем правосознание, так как правосознание включает в себя только совокупность идей, взглядов, теорий, чувств, эмоций, установок, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям, а правовая культура представляет собой положительный тип отношения к праву и правовым явлениями, который выражается в деятельности людей (индивидуальной или коллективной). Структура правовой культуры: – правовая культура личности; – правовая культура общества. Элементы правовой культуры личности: 1) гносеологический (означает правовую информированность личности, знание норм права); 2) ценностно-ориентационный (правовые установки, правовые ценностные ориентации, определяющие направленность правовой активности личности, готовность позитивно воспринимать правовую информацию, оценивать ее и действовать на основе сформированного отношения); 3) деятельностный (устойчивые формы правомерного поведения, направленные на реализацию правовых норм). Элементы правовой культуры общества: 1) состояние и уровень общественного правосознания и правовой активности общества; 2) уровень развития права; 3) культура юридической деятельности (правотворческой, правоприменительной, интерпретационной, научной, образовательной). Функции правовой культуры: 1) познавательная (она заключается в освоении отечественного и зарубежного правового опыта); 2) регулятивная (осуществляется посредством реализации правовых норм); 3) нормативно-ценностная / оценочная (состоит в изменении индивидуального поведения путем сопоставления с образцами поведения, установленными в нормах права); 4) трансляционная (состоит в передаче правового опыта); 5) коммуникативная (реализуется в правовом общении и способствует согласованию индивидуальных, групповых и общественных интересов, обеспечивает социальное сплочение людей); 6) прогностическая (выражается в прогнозировании развития общества, государства, права). Важнейшим средством формирования правосознания и правовой культуры личности и общества является правовое воспитание.
Правовое воспитание – целенаправленная деятельность по формированию правосознания и правовой культуры личности и общества. Правовое воспитание призвано формировать личность, которая добровольно и сознательно строит свою жизнедеятельность в соответствии с правом. Правовое воспитание следует отличать от правовой социализации, которая представляет собой длительный процесс формирования правосознания и правовой культуры личности, протекающий на протяжении всей жизни человека (но особенно в детские и юношеские годы) под воздействием различных факторов. Правовое воспитание – один из инструментов правовой социализации личности. Элементы системы правового воспитания: 1) субъекты воспитания (родители, учителя, воспитатели, преподаватели, ученые, журналисты, должностные лица и т.д.); 2) объекты воспитания (индивиды, социальные группы, общество); 3) содержание воспитания (Правовые нормы, идеи, ценности, которые передаются воспитуемым); 4) методы воспитания (убеждение, поощрение, принуждение и иные приемы психолого-педагогического воздействия на объект воспитания); 5) формы воспитания (правовое обучение, правовая пропаганда, юридическая практика, самовоспитание). Действенность правового воспитания зависит от многих факторов объективного и субъективного характера.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.009 с.) |