Понятие, предмет и функции теории государства и права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, предмет и функции теории государства и права



Понятие, предмет и функции теории государства и права

Методология теории государства и права

Тема 2. Происхождение, понятие, функции, механизм и форма государства

Происхождение государства

Понятие, сущность и социальное назначение государства

Функции государства: понятие, признаки, виды, формы и методы осуществления

Механизм государства: понятие, структура

Форма государства: понятие, элементы

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

По современным научным данным планета Земля образовалась» 4,7 млрд лет назад. 3–3,5 млрд лет назад на Земле возникла жизнь. Человек на Земле появился» 2 млн лет назад (по некоторым данным 3–5 млн лет назад). Человек современного вида появился 35–40 тыс. лет назад. Первые государства образовались» 4–3 тыс. лет до н.э. (т.е. 6 тыс. лет назад). Таким образом, в истории человечества был достаточно длительный период, когда оно существовало без государства и без права.

В науке этот период получил название «первобытное общество». Оно охватывало огромный период с момента выделения человека из мира животных до образования первых государств. Значительное время люди существовали в условиях первобытного человеческого стада. Они жили небольшими группами (30–50 человек), перемещались по территории в поисках источников пропитания. Это был период так называемой присваивающей экономики (собирательство, охота, рыболовство). Орудия труда были примитивны, но само их наличие выделяло человека из мира животных. Власть в этот период мало чем отличалась от власти в стаде животных.

Постепенно, по мере совершенствования орудий труда, открытия способов искусственного добывания огня, появилось новое социальное образование – родовая община, ставшая основной ячейкой первобытного общества.

Род – это объединение людей, основанное на кровном родстве, а также на общности имущества и труда. Род представлял собой личный, а не территориальный союз. Он был первичной производственно-хозяйствен­ной единицей. Примитивные орудия труда, а также полная зависимость человека от природы вынуждали людей жить и трудиться сообща. Для этой эпохи были характерны коллективная собственность, коллективный труд, коллективный образ жизни, а также уравнительное распределение продуктов (с учетом половозрастного признака). Общественного разделения труда не существовало.

Уровню развития общества соответствовали организация власти и социальные нормы, регулировавшие поведение людей.

Особенности организации и осуществления власти в первобытном обществе:

1. Власть принадлежала всей родовой общине в целом (субъект и объект власти совпадали). Это был период так называемого прямого правления, когда люди непосредственно осуществляли всю полноту власти.

2. Высшим органом власти было родовое собрание всех взрослых членов рода (и мужчин, и женщин), которое решало важнейшие вопросы жизни рода.

3. Повседневное управление делами родовой общины осуществлял старейшина, избираемый родовым собранием. Собрание избирало также вождя.

4. Власть старейшин и вождей не была наследственной. Они вместе с другими членами рода участвовали в трудовой деятельности.

5. Власть опиралась на авторитет, опыт, мудрость старейшин и вождей, на уважение к ним, а также на обычаи и традиции.

6. Подчинение носило естественный характер, так как оно основывалось на единстве интересов и воли всех членов рода.

7. Принуждение по отношению к нарушителям порядка осуществлялось самими членами рода (специального аппарата принуждения не было).

8. Власть носила личностный характер и не имела территориальных границ.

В более широких, чем род, социальных объединениях (племя, союз племен) власть основывалась на тех же принципах, что и в родовой общине.

Таким образом, организация власти в первобытном обществе соответствовала уровню развития общества и уровню развития человека как социального существа.

Современные подходы к исследованию вопроса о происхождении государства основываются на учете всего комплекса причин и условий, повлиявших на процесс государствообразования.

Государство возникает не одномоментно. Само общество в течение длительного времени претерпевает эволюцию. В нем происходят такие изменения, которые закономерно и неизбежно приводят к образованию государства. Таким образом, возникновение государства было закономерным этапом в развитии общества. Процессы развития первобытного общества, которые привели к образованию государства, были многообразны, взаимосвязаны и протекали одновременно.

На процесс образования государства оказали влияние следующие факторы: экономический; экологический; социальный; демографический; военно-политический; миграционный; религиозный; управленческий; нормативный; психологический. Главную роль среди них сыграли экономический, экологический и социальный факторы, прежде всего – развитие производственно-хозяйственной деятельности людей. Современная отечественная наука связывает возникновение государства главным образом с объективными экономическими и социальными процессами, происходившими в первобытном обществе (в первую очередь с переходом общества от присваивающей экономики к производящей).

Социальная организация первобытного общества тысячелетиями воспроизводила присваивающую экономику, которая была первым способом хозяйствования, обеспечивавшим существование и воспроизводство общества. Однако 10–12 тыс. лет назад на Земле произошли неблагоприятные изменения климата, связанные с наступлением ледника. Начались вымирание животных и гибель растений, служивших основным источником питания людей. Поиск выхода из экологического кризиса привел общество к новому способу хозяйствования – производящей экономике. От охоты, рыболовства и собирательства, а также архаичных форм земледелия и скотоводства человечество перешло к подсечному, неполивному, а затем – к поливному земледелию, а также пастбищному, отгонному, а затем и к кочевому скотоводству.

Таким образом, от присвоения готовых продуктов природы общество перешло к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий труда и предметов потребления. Эти новые формы организации хозяйственной жизни стали играть основную экономическую роль в жизни общества. Производящая экономика стала вторым и основным способом хозяйствования, обеспечивающим существование и воспроизводство общества.

Переход общества от присваивающей экономики и производящей занял несколько тысячелетий (8–4 тыс. лет до н.э.) и пришелся на эпоху неолита. Поэтому в современной науке он получил название «неолитическая революция». Именно переход к производящей экономике явился отправной точкой к трем крупным общественным разделениям труда: отделению скотоводства от земледелия; появлению ремесла; появлению торговли.

Главным последствием «неолитической революции» явился рост производительности труда. С развитием производства труд человека стал давать больше, чем было необходимо для поддержания его жизни, появился избыточный продукт. Это дало возможность привлекать дополнительную рабочую силу и присваивать произведенные ею продукты. Такую рабочую силу давала война.

Более совершенное производство, а также накопленный опыт позволяли заниматься производством и небольшой обособленной от рода группе – семье. Это вело и к обособленному владению имуществом, а затем и к обособлению частной собственности.

Обособленный труд, обособленная собственность создают предпосылки к появлению имущественного неравенства, частных интересов семьи, которые не совпадали с интересами родовой общины. Таким образом, постепенно на смену родовой общине приходит соседская община.

Развитие ремесла и торговли ведет к подвижности населения, к перемене местожительства, к образованию городов. На одной территории стали проживать члены разных родов, чужестранцы, рабы. Члены одного рода оказались разрозненными, поэтому они уже не могли собираться для решения общих дел. Это неизбежно вело к разложению родовой организации общества.

Всякое производство предполагает и воспроизводство самого человека. Оно осуществляется в определенных общественных формах. В этом также наблюдаются существенные изменения: беспорядочные половые связи упорядочиваются, запрещается инцест, складывается семья. Укреплению семьи способствовало развитие производства, что давало возможность трудиться отдельной семьей. Семья, выделяясь из рода, противопоставляет себя роду, способствует его разложению.

Производящая экономика объективно вела к усложнению процессов организации производства и труда, что сопровождалось усложнением управленческих функций. Эти функции осуществляли старейшины, вожди, жрецы, а также представители отдельных богатых семей. Осуществление управленческих функций дает новый источник обогащения, поэтому все более приобретает характер наследования, что ведет к выделению слоя людей, выполняющих только эти функции.

Таким образом, общественные функции все более приобретают публичный характер, осуществляются особой группой людей, и, прежде всего, теми, кто в силу богатства имеет для этого время. Поскольку, наряду с зависимостью людей от вождей, старейшин и жрецов «по должности», появляется и экономическая зависимость, то выборность этих лиц становится формальной и постепенно заменяется наследованием должностей. Возникает особая стадия развития общества и форма его организации, которая получила название протогосударства. Первоначально государства возникали как города-государства.

Основные пути становления государственной власти:

1. Через военно-иерархические структуры (характерно наличие дружины, создававшейся не из членов данного рода, заинтересованной в грабеже и отличавшейся преданностью удачливому военному предводителю).

2. Через династическую монополизацию общественных должностей (аристократический путь).

3. Путем закрепления положения, привилегий экономически господствующего класса.

Со времени образования первых протогосударств появляется и соперничество между ними. В этих условиях именно войны становятся главным средством разрешения споров и реализации преимуществ. Таким образом, военная функция надолго становится одной из важнейших.

Одним из факторов, повлиявших на институционализацию государственной власти и ее отделение от общества, была ее сакрализация, обусловленная сакрализацией личности вождя. Вождь наделялся в массовом общественном сознании особыми сверхъестественными качествами, от которых, по мнению людей, зависело их благополучие.

Наследование власти старейшин и вождей способствует все большему ее отделению от общества. Традиционные подношения вождю все больше приобретают характер постоянных податей и постепенно превращаются в налоги. Подати и дань с покоренных народов укрепляют государственную власть экономически. Таким образом, появляется возможность содержания специального аппарата для осуществления государственной власти. Постепенно формируется аппарат государства.

Так возникали надобщинные политические структуры у всех народов и во все времена. Однако на стадии перехода общества к государству пути восточных и западных народов разошлись. Общие закономерности образования и развития государства по-разному проявились в разных регионах мира. Это было обусловлено различными природно-климатическими условиями, которые оказывали существенное влияние на процессы экономического развития и социальной дифференциации, лежавшие в основе процесса государствообразования.

С некоторой долей условности можно выделить группы стран, которым были присущи некоторые общие черты в формировании государства. В современной науке выделяют три основных пути образования государства: восточный, западный, синтезный. Отличие между ними состоит, главным образом, в том, как происходил процесс разрушения родоплеменной организации, как на этой основе появлялось социальное расслоение и каким образом формировались государство и его органы.

В первом случае общественное воспроизводство осуществлялось, прежде всего, за счет высокого прироста населения, а также организации и кооперации труда. Во втором случае воспроизводство общества обеспечивалось постоянными изменениями в сфере производства, его совершенствованием, дифференциацией и специализацией. В третьем случае в процессе воспроизводства общества наблюдалось сочетание черт восточного и западного путей образования государства. При этом существенную роль играл военный фактор.

Восточный путь образования государства

Первые государства на Земле появились 5–6 тыс. лет назад в долинах крупных рек между 20° и 40° с.ш., т.е. в районах с наиболее благоприятными для земледелия природно-климатическими условиями. Основной причиной появления древневосточных государств была потребность в осуществлении крупномасштабных ирригационных работ в связи с развитием поливного земледелия. Это обусловило необходимость объединения огромных масс людей и территорий и осуществления централизованного руководства процессами производства и труда.

Особенности образования восточных государств:

1. Государство выросло из структур родового строя.

2. Необходимость в организации труда огромных масс людей обусловила сохранение общины и общественной собственности на средства производства.

3. Главную роль в экономической жизни общества играла общественная собственность, которая постепенно трансформировалась в государственную собственность.

4. Восточные государства существовали в форме восточной деспотии с мощным централизованным государственным аппаратом.

Восточные государства были исторически первыми, однако для них характерно стагнационное развитие, что связано с объективными причинами и, прежде всего, с природно-климатическими условиями, которые не позволили сформироваться частной собственности в сфере производства. Восточные общества и государства многие столетия существовали практически в неизменном виде.

Западный путь образования государства

Данный путь характерен для западноевропейского региона, где в других природно-климатических условиях общие закономерности образования государства проявились иначе, чем на Востоке. Географическое положение, климат и почвы здесь были благоприятны для занятия земледелием. Совершенствование орудий труда привело к резкому росту производительности труда и стимулировало появление частной собственности на средства производства. В конечном итоге это привело к разделению общества на классы и вызвало разложение родовой общины.

Особенности образования западных государств:

1. Государство образовалось в результате разложения общины, что было связано с появлением частной собственности и разделением общества на классы.

2. Главную роль в экономической жизни общества играла частная собственность, поэтому роль государства в сфере экономики была незначительна.

3. Западные государства формировались как демократические государства, а не деспотические.

Западные общества и государства, образовавшись позднее восточных, стали развиваться быстрыми темпами, что было обусловлено ролью и значением частного интереса, основой которого была частная собственность на средства производства. В эпоху нового времени несколько западных государств колонизовали весь Восток, что сопровождалось присоединением соответствующих территорий, распространением на них западных государственно-правовых институтов, способов хозяйствования, экономических и политических ценностей, в меньшей степени – культуры и идеологии.

Восточный путь образования государства является типичным, а западный – уникальным, так как исторически первые государства появились именно на Востоке и образование большинства государств шло по восточному пути.

ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ

Признаки государства

· Территориальная организация населения и политической власти

а) государственная власть распространяется на все население, находящееся на его территории;

б) само государство и его органы также организованы по территориальному принципу.

Территория государства – это определенная часть земной поверхности, находящаяся под суверенитетом данного государства, в пределах которой оно осуществляет свою власть.

Составными частями территории государства являются следующие пространства и приравненные к ним объекты:

а) собственно территория государства – земля и ее недра, образующие сухопутную территорию; реки, озера, искусственные водохранилища, морские внутренние и территориальные воды, омывающие сухопутную территорию в пределах 12 морских миль, – водная территория государства; воздушное пространство над сухопутной и водной территорией – воздушная территория государства;

б) условная территория государства: территории посольств и консульств; морские, речные, воздушные суда; космические корабли, воздушные суда, действующие под флагом данного государства; другие принадлежащие государству объекты (например, трубопроводы).

Территория – это естественное условие возникновения и существования государства. Сама территория не порождает государство, она лишь образует пространство, в пределах которого государство возникает и осуществляет свою власть.

· Наличие публичной власти и ее аппарата

Государственная власть является политической властью, и она имеет публичный характер. Политической является та власть, которая способна выступать средством решения политических задач, т.е. средством реализации и защиты интересов больших социальных групп. Публичный характер власти выражается в том, что государственная власть (как и само государство как ее носитель) появилась в обществе, выделилась из общества в целях управления им (в данном случае субъект и объект власти не совпадают).

Публичная власть государства воплощается в государственном аппарате, состоящем из государственных органов, осуществляющих функции государства. Государственный аппарат является материальным выражением государственной власти.

· Наличие права

Государство и право связаны генетически и функционально. Генетическая связь государства и права выражается в том, что они возникли одновременно в силу действия одних и тех же причин и условий.

Функциональная связь государства и права выражается в следующем. С одной стороны, государство управляет обществом в правовых формах, т.е. путем принятия и применения правовых норм. Правовые формы организации жизни общества присущи именно государству. Без права государство не в состоянии эффективно управлять обществом. С другой стороны, право юридически оформляет государство: в нормах права учреждается государство, определяется его форма, устанавливается система государственных органов, закрепляется их компетенция, регламентируется порядок их образования и деятельности.

· Наличие государственного суверенитета

Суверенитет – это прежде всего свойство государственной власти, а не самого государства. Его можно считать признаком государства, имея в виду, что этот признак не институциональный, а функциональный (тогда как все остальные признаки – институциональные).

Государственный суверенитет – это свойство государственной власти, которое выражается в ее верховенстве по отношению ко всем другим властям внутри страны и в независимости от других государств в осуществлении внутренней и внешней политики. Государственный суверенитет имеет две стороны: а) внутреннюю (верховенство) и б) внешнюю (независимость).

Верховенство государственной власти предполагает полноту власти государства на своей территории. Никакая другая власть не вправе присваивать себе функции государственной власти и ставить себя выше государственной власти. Кроме верховенства важнейшим свойством суверенитета является его единство и неделимость. Единство и неделимость суверенитета означает, что суверенитет не может быть разделен между различными носителями единой государственной власти. Суверенитет принадлежит только государству в целом, а не отдельным его частям или органам.

Независимость государственной власти от власти других государств выражается в следующем в признании данного государства международным сообществом в качестве субъекта международного права; в осуществлении самостоятельной внутренней и внешней политики; в невмешательстве других государств во внутреннюю и внешнюю политику государства.

В суверенитете государства находит свое политическое и юридическое выражение полновластие народа. Источником власти является народ, который осуществляет принадлежащую ему власть непосредственно или через формируемые им органы.

ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ,

ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА

В государственно-организованном обществе для обеспечения его существования и развития необходимы создание и деятельность различных государственных органов и государственных организаций. Вопрос о механизме государства, его понятии и соотношении с аппаратом государства в юридической литературе является дискуссионным.

В науке существуют два основных подхода:

1. Механизм государства и аппарат государства тождественны. В рамках этого подхода существуют два направления: а) механизм (аппарат) государства включает государственные органы; б) включает государственные органы и государственные организации.

2. Механизм государства и аппарат государства не тождественны (механизм государства шире по содержанию, чем аппарат государства; аппарат государства включает только государственные органы, а механизм государства – государственные органы и государственные организации).

Наиболее распространенным является второй подход в понимании механизма государства и его структуры.

Механизм государства – это совокупность государственных органов и государственных организаций, осуществляющих функции государства.

Функции государства первичны по отношению к механизму государства. Они появляются объективно из потребностей общества, и в этом смысле они объективны. Для их осуществления создаются государственные органы и государственные организации, образующие механизм государства.

Именно функции государства объективно обусловливают структуру механизма государства, прежде всего структуру государственного аппарата. Однако механизм государства создается людьми, поэтому большую роль играет субъективный фактор.

Если субъективный фактор отражает объективные закономерности и потребности общественного развития, то формируется такой механизм государства, который соответствует функциям государства. Это способствует повышению эффективности осуществления функций государства, а в конечном итоге – повышению эффективности государственного управления обществом.

Если субъективный фактор не отражает объективные закономерности и потребности общественного развития, то формируется такой механизм государства, который не соответствует функциям государства. Результатом этого является низкая эффективность осуществления функций государства, а в конечном итоге – низкая эффективность государственного управления обществом.

Элементы механизма государства:

1. Государственный аппарат – это система государственных органов, осуществляющих функции государства и наделенных государственно-властными полномочиями.

2. Государственные организации. Создаются по решению государственных органов, осуществляют функции государства в своей практической деятельности и не имеют государственно-властных полномочий внешнего характера.

Виды государственных организаций:

а) государственные учреждения (осуществляют функции государства в социальной, политической и иных сферах);

б) государственные предприятия (осуществляют экономическую функцию государства в ходе своей производственно-хозяйственной деятельности).

Отличия государственного органа от государственной организации:

1. Государственный орган осуществляет функции государства путем государственно-властной деятельности, государственная организация – путем практической деятельности (образовательной, культурной, медицинской, хозяйственной и т.п.).

2. Государственный орган наделен государственно-властными полномочиями по отношению к внешним объектам (предприятиям, учреждениям, организациям, гражданам). Государственная организация такими полномочиями не обладает.

Принципы организации и деятельности государственного аппарата:

1. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина:

а) человек, его права и свободы есть высшая ценность;

б) государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

в) права и свободы человека и гражданина определяют деятельность государственных органов и их должностных лиц, обеспечиваются правосудием.

2. Принцип демократизма:

а) участие граждан в формировании и деятельности государственных органов;

б) осуществление государственной власти в соответствии с волей народа.

3. Принцип законности: полное, точное и неукоснительное осуществление государством, его органами и должностными лицами предписаний правовых норм.

4. Принцип разделения государственной власти и взаимодействия органов разных ветвей власти:

а) разделение единой государственной власти на три относительно самостоятельных и независимых ветви (законодательную, исполнительную, судебную);

б) взаимодействие органов законодательной, исполнительной и судебной власти в осуществлении функций государства.

5. Принцип федерализма:

а) единство системы государственной власти;

б) разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации.

6. Принцип разграничения компетенции и взаимодействия государственных органов:

а) разграничение компетенции (предметов ведения и полномочий) между отдельными государственными органами;

б) взаимодействие государственных органов в процессе осуществления функций государства.

7. Принцип гласности: открытость деятельности государственных органов, информированность населения об их деятельности.

8. Принцип профессионализма:

а) государственная служба осуществляется на профессиональной основе, т.е. постоянно и за плату;

б) высокий уровень профессионализма и компетентности государственных служащих.

Реализация этих принципов при формировании и в процессе функционирования государственных органов позволяет обеспечить максимальную эффективность осуществления функций государства, а в конечном итоге – эффективность государственного управления общественными процессами.

Центральное место в механизме государства занимает государственный аппарат, состоящий из государственных органов.

Орган государства – это организационно-обособленное звено государственного аппарата, осуществляющее функции государства и наделенное государственно-властными полномочиями.

Признаки государственного органа:

1. Учреждается государством и образуется в порядке, предусмотренном нормами права.

2. Осуществляет от имени государства его задачи и функции.

3. Имеет организационную структуру.

4. Имеет территориальный масштаб деятельности, т.е. его властные полномочия распространяются на определенную территорию.

5. Имеет установленную в нормах права компетенцию (предметы ведения и полномочия).

6. Наделен государственно-властными полномочиями:

а) вправе принимать правовые акты, обязательные для исполнения адресатами;

б) вправе осуществлять контроль и (или) надзор за реализацией этих актов;

в) вправе применять меры государственного принуждения для обеспечения реализации этих актов.

Виды государственных органов:

1. По принципу разделения властей:

– органы законодательной власти (например, Федеральное Собрание РФ, Законодательное Собрание Нижегородской области);

– органы исполнительной власти (например, Правительство РФ, федеральные министерства);

– органы судебной власти (например, Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды).

Кроме того, имеются государственные органы, не входящие ни в одну из ветвей государственной власти (Президент РФ, Генеральная Прокуратура РФ, счетные палаты, избирательные комиссии и ряд других).

2. По принципу федерализма:

– федеральные государственные органы (например, налоговые, таможенные органы);

– государственные органы субъектов федерации (например, Правительство и Уставный Суд области).

В Российской Федерации в соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему государственных органов.

3. По продолжительности существования:

– постоянные (например, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, суды);

– временные (например, Временное правительство, существовавшее в России в 1917 г., Временная администрация Чеченской Республики в
1990-е гг.).

4. По сроку полномочий:

– органы с установленным сроком полномочий (например, Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Законодательное Собрание области);

– органы, не имеющие срока полномочий (например, Совет Федерации Федерального Собрания РФ, министерства, суды).

5. По характеру компетенции:

– органы общей компетенции (например, Правительство РФ, Правительство области);

– органы специальной компетенции (например, федеральные министерства).

6. По порядку осуществления полномочий:

– коллегиальные (в них решения принимаются коллегиально, например законодательные органы, Правительство);

– единоначальные (в них решения принимаются единолично, например Президент РФ, федеральные министерства).

7. По порядку образования:

– «первичные» (формируются непосредственно избирателями путем выборов, например Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Президент РФ);

– «вторичные» или «производные» (население не принимает непосредственного участия в их формировании, например Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Правительство РФ).

Представленная классификация не является единственной и исчерпывающей. В науке существуют и другие классификации государственных органов.

5. ФОРМА ГОСУДАРСТВА:

ПОНЯТИЕ, ЭЛЕМЕНТЫ

Форма государства – совокупность элементов, характеризующих способы структурной и территориальной организации государственной власти и методы ее осуществления, в которых выражается сущность государства.

Элементы формы государства:

1. Форма государственного правления характеризует структурную организацию верховной государственной власти.

2. Форма государственного устройства – территориальную организацию государственной власти.

3. Государственный режим – методы осуществления государственной власти.

Все три элемента формы государства находятся в органическом единстве и представляют собой единое целое. В каждом конкретном государстве они приобретают неповторимые черты, однако имеют и нечто общее.

Ведущая роль среди элементов формы государства принадлежит государственному режиму, так как именно в нем в первую очередь проявляется сущность государства. Именно государственный режим оказывает решающее влияние на два других элемента формы государства. Существенные изменения государственного режима неизбежно отражаются на форме государственного правления и (в меньшей степени) на форме государственного устройства.

Причины многообразия форм государства различны. Форма конкретного государства складывается исторически под влиянием целого ряда факторов:

1. Влияние типа государства на его форму. Прямой зависимости между типом государства и его формой не существует. С одной стороны, в пределах одного и того же типа государства могут существовать различные формы государства. С другой – государства различных типов могут облекаться в одинаковую форму. Однако феодальному типу государства соответствует, как правило, монархическая форма правления; буржуазному – республиканская; социалистическое государство существовало только в форме республики.

2. Соотношение социальных (классовых) сил. Преобладание демократических сил ведет, как правило, к установлению республиканской формы правления и демократического режима. Преобладание реакционных сил нередко ведет к реставрации монархии и формированию недемократических режимов.

3. Географическое положение страны. Большие по территории государства тяготеют, как правило, к установлению недемократических режимов.

4. Национальный состав населения. Многонациональные общества с компактным проживанием наций тяготеют к федеративной форме государственного устройства или созданию децентрализованных унитарных государств.

5. Исторические традиции. Например, Великобритания, Швеция, Япония в силу исторических традиций более тяготеют к монархической форме правления.

6. Конкретные исторические условия. Например, поражения в войнах, как правило, ведут к изменению в форме государства (всех ее элементов).

7. Идеологический фактор. Например, исламская идеология обусловливает такую форму государственного правления, как теократическая монархия, при которой главой государства является глава религиозного культа.

Эти факторы в каждом конкретном государстве проявляются по-разному в различном их сочетании, что обусловливает специфику формы конкретного государства.

 

Монархия

Монархия – форма государственного правления, при которой верховная государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монарху, получающему ее по наследству и осуществляющему ее бессрочно (пожизненно).

Признаки монархии:

– верховная государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монарху;

– монарх получает верховную власть по наследству, в соответствии с существующей в данном государстве системой престолонаследия;

– монарх осуществляет верховную государственную власть пожизненно, т.е. не имеет срока полномочий;

– народ не принимает участия в определении того, кто будет монархом (не является источником верховной государственной власти).

Виды монархий:

1. Абсолютная монархия (ее возникновение связано с зарождением капиталистических отношений внутри феодального общества).

Ее признаки:

– верховная государственная власть всецело принадлежит монарху; она никем и ничем не ограничена;

– отсутствие разделения властей;

– наличие жестко централизованного государственного аппарата;

– осуществление власти основано на преимущественном использовании метода принуждения, на жесткой дисциплине;

– сакрализация власти и личности ее верховного носителя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.150.55 (0.129 с.)