Понятие интеллектуальной собственности. Основные этапы развития интеллектуальной собственности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие интеллектуальной собственности. Основные этапы развития интеллектуальной собственности.



Вопросы к зачету

Законодательство в сфере авторского права и смежных прав. Имущественные и неимущественные права авторов.

Статья 2. Законодательство Республики Беларусь об авторском праве и смежных правах

Законодательство Республики Беларусь об авторском праве и смежных правах основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Гражданского кодекса Республики Беларусь, настоящего Закона, нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь, других актов законодательства Республики Беларусь.

Источники авторского права и смежных прав Республики Беларусь

Конституция Республики Беларусь (ст.51);

Гражданский кодекс Республики Беларусь (глава 61);

законы Республики Беларусь

закон Республики Беларусь "Об авторском праве и смежных правах" от 16.05.96 N 370-XIII (в редакции Закона Республики Беларусь от 04.01.2003 N 183-З);

закон Республики Беларусь «О геодезической и картографической деятельности» от 10.05.1999г.;

постановления Совета Министров, которыми определяются минимальные ставки авторского вознаграждения;

другие.

Возникновение, реализация и защита авторского права и смежных прав

Для возникновения авторского права в отношении произве­дения не требуется выполнять какие-либо дополнительные действия, которые Закон называет «формальностями»; принцип автомати­ческой охраны (в силу факта создания) отличает авторское право от права промышленной собственности;

для оповещения о своих исключительных имущественных правах их обладатель вправе использовать знак охраны авторского права.

^ Знак охраны авторского права состоит из трех элементов:

• латинской буквы «С» в окружности;

• имени (наименования) обладателя исключительных иму­щ. прав;

• года первого опубликования произведения.

Например, © Корпорация Рога и Копыта, 2004

Копирайт Наименование (имени) Год первого выпуска

(Copyright) правообладателя программы

назначение знака охраны авторского права состоит в предоставлении инфор­мации о том, кому принадлежат исключительные права на исполь­зование данного произведения. Использование или не использование знака охраны не влечет каких-либо правовых последствий.

В отношении авторского права действует территориальный принцип охраны, который заключается в том, что авторское право на произведение, возникшее на территории одного государства, будет признаваться на территории другого государства при наличии международных соглашений (двусторонних и многосторонних).

Авторские права: 2 категории

1) личные неимущественные права (ст. 15 Закона «Об авторском праве и смежных правах»):

2) имущественные права- исключительные права на использование произведения:

Ст. 15

1. Автору в отношении его произведения принадлежат личные неимущественные права:

право авторства, то есть право признаваться автором произведения;

право на имя, то есть право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, вымышленным именем (псевдонимом) или без обозначения имени (анонимно);

право на неприкосновенность произведения, то есть право, обозначающее, что без согласия автора не допускается внесение в его произведение любых изменений, сокращений и дополнений, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6 статьи 17 настоящего Закона. Автор вправе возражать против всякого искажения своего произведения, а также любого другого посягательства на произведение, способных нанести ущерб чести или достоинству автора. При использовании произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений и дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора, не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании;

право на обнародование, то есть право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме. Произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти наследниками, если обнародование не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании;

право на отзыв, то есть право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании. Право на отзыв может быть реализовано только при условии возмещения пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Если произведение уже было обнародовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве. При этом он должен изъять за свой счет из гражданского оборота ранее изготовленные экземпляры произведения.

Право на обнародование и право на отзыв не применяются автором в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 17 настоящего Закона.

2. Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае перехода (передачи) исключительного права на произведение к другому лицу.

Личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. Любые соглашения, направленные на отказ от личных неимущественных прав автора, ничтожны.

Правовая охрана изобретений

В соответствии с законом «О патентах на изобретения, полезные модели и промышленные образцы» ст.2 изобретению в любой области техники предоставляется правовая охрана, если оно относится к продукту или способу, является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо.

Критерии патентоспособности изобретений

Новизна. Изобретение считается новым, если до дня поступления заявки оно не является частью уже имеющегося уровня техники

Изобретательский уровень – изобретенное новшество для специалиста в определенной области техники явным образом не следует из уровня техники, и для его получения было необходимо применить знания, умения и техническое творчество, т.е. изобрести.

Промышленная применимость – продукт может быть изготовлен и использован в промышленности или с/х. Это оценка пригодности изобретения.

^ Объекты изобретения:

- устройство (машина, прибор, деталь и др.);

- способ (способ лечения, способ нанесения покрытия);

- вещество (сплав, смесь, раствор);

- биотехнический продукт;

- применение устройства, способа, вещества, биотехнологического продукта по назначению.

Оформление прав на изобретения.

1 этап. Составление и подача заявки в Национальный центр интеллектуальной собственности;

^ Заявка на выдачу патента на изобретение.

1) заявление о выдаче патента с указанием автора (авторов) изобретения и лица, на имя которого испрашивается патент, а также его места жительства;

^ 2) описание изобретения, раскрывающее его с полнотой, достаточной для осуществления изобретения;

3) формулу изобретения, выражающую его сущность и полностью основанную на описании;

^ 4) чертежи и иные материалы, если они необходимы для понимания сущности изобретения;

5) реферат.

К заявке прилагается документ, подтверждающий уплату пошлины в установленном размере.

^ Формула изобретения

 

Формула изобретения – логическое определение изобретения совокупностью всех его существенных признаков, служащее для определения объема правовой охраны, предоставляемой патентом.

Реферат

Реферат представляет собой сокращенное изложение содержания описания изобретения. Объем не должен превышать 150 слов.

^ 2 этап. Рассмотрение заявки на изобретение.

Экспертиза заявки на изобретение проводится патентным органом и включает предварительную и патентные экспертизы.

Предварительная экспертиза проводится в трехмесячный срок с даты ее поступления в патентный орган и заключается в проверке наличия необходимых документов и соблюдения установленных требований к ним.

По истечении 18 месяцев с даты подачи заявки, прошедшей предварительную экспертизу, патентный орган публикует сведения о ней в официальном бюллетене.

Заявленному изобретению с даты публикации сведений о заявке на изобретение до даты публикации сведений о патенте предоставляется временная правовая охрана в объеме опубликованной формулы изобретения.

Патентная экспертиза заявки на изобретение проводится после подачи заявителем ходатайства в патентный орган о ее проведении.

В ходе патентной экспертизы проверяется патентоспособность и устанавливается приоритет изобретения. Если заявленное изобретение соответствует условиям патентоспособности, патентный орган принимает решение о выдаче патента.

^ 3 этап. Принятие решения о выдаче либо об отказе в выдаче патента.

Решение об отказе в выдаче патента может быть обжаловано в Апелляционном совете при патентном органе, а затем в Судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности.

^


Патентные исследования

Патентные исследования проводят при:

- разработке научно-технических прогнозов;

- разработке планов развития науки и техники;

- создании объектов техники;

- освоении и производстве продукции;

- определении целесообразности экспорта промышленной продукции и экспонировании ее образцов на международных выставках;

- продаже и приобретении лицензий;

- при решении вопроса о патентовании созданных объектов промышленной собственности.

^ Работы по проведению исследований проводят в следующей последовательности:

1) разработка задания на проведение патентного исследования;

2) разработка регламента поиска;

3) поиск и отбор патентной и другой научно-технической информации, в том числе конъюнктурно-экономической; систематизация и анализ отобранной информации;

4) обобщение результатов т и составление отчета о патентном исследовании.

^ 2.Понятие и виды патентно-информационного поиска при проведении патентных исследований.

Поиск патентной информации - процессы отбора соот­ветствующих заданию документов или сведений из массива патент­ных документов.

^ Цели патентного поиска определяются задачами использования патентной информации на конкретной стадии создания, освоения и реализации новой техники или продукции.

^ 1.При планировании тема­тики патентный поиск проводится для того, чтобы выяснить, реша­лась ли поставленная техническая задача ранее, какие решения за­щищены патентами, какие фирмы работают в данной области тех­ники, каковы перспективы разработки темы, а также для технико-экономического анализа изобретений при прогнозировании тенденций развития техники.

^ 2.На стадии создания техники - выявле­ние имеющихся технических решений в данной области, определе­ние уровня этих решений и отбор перспективных в научно-техниче­ском отношении изобретений, определение патентос пособности создаваемых технических решений.

 

^ 3.На стадии освоения и реализации новой техники: необходим для контроля за изменением уров­ня техники, определения патентной частоты выпускаемой продукции, принятия своевременных мер по использованию новейших изобрете­ний или по их обходу в случае, если они защищены патентами.

Различают три вида патентного поиска:

1) тематический

2) именной

3) нумерационный.

^ 3.Систематизация и анализ отобранной информации.

Анализ отобранной документации начинается с ее систематизации, которая зависит от вида выполняемых работ.

Технический уровень. Под техническим уровнем понимается достижение определенных технико-экономических показателей.

Технический уровень техники - это его относительная характеристика, основанная на сапоставлении значений показателей оцениваемого объекта с показателями соответствующей базы сравнения (базового образца, лучшего аналога или другого объекта, взятого за базу сравнения. Лучшим среди аналогов объектов является тот, который превосходит остальные по одному или нескольким показателям, либо имеет дополнительные полезные свойства, либо то и другое вместе взятое.

Использование объектов промышленной собственности.

В результате проведенного поиска и отбора изобретений, относящихся к теме исследования, проводится анализ применимости в разработке известных технических решений. Результаты анализа заносятся в отчет. В дополнение приводится текстовая запись анализа, где дается обоснование целесообразности использования объекта промышленной собственности.

Патентная чистота объекта – это понятие неразрывно связано с существованием патента, предоставляющего его владельцу исключительное право на использование изобретения. Объекты – машины, приборы, оборудование, инструменты, материалы, технологические процессы и др., которые не подпадают под действие патентов в данной стране, обладают на территории этой страны патентной чистотой.

Если хотя бы на один элемент продукции действует патент, то вся продукция в целом не удовлетворяет требованиям патентной чистоты.

Понятие «патентная чистота» не стоит смешивать с понятием «патентоспособность». Патентная чистота касается непосредственно объекта техники, патентоспособностью обладают технические решения.

Под патентоспособностью понимается юридическое свойство технического решения, определяемое совокупностью признаков, необходимых для признания его изобретением.

Изделие обладает патентной чистотой и в том случае, если подпадает под патенты, срок действия которых истек. Поскольку патент имеет территориальное действие, то при наличии, например, действующего патента в Японии и США на определенный объект техники, этот объект не обладает патентной чистотой в отношении данных стран. Однако если патент на такой же объект отсутствует на территории Австралии и Индии, то по отношению к этим странам он обладает патентной чистотой.

Таким образом, патентная чистота является понятием относительным, она определяется только в отношении конкретных стран и только на определенную дату.

Проверка патентной чистоты изделий является обязательной. Суть этой работы состоит в выявлении всех действующих патентов, имеющих отношение к разрабатываемому объекту, изучении патентной ситуации, принятии мер по обходу действующих патентов или закупке лицензий на право производства продукции, защищенной патентами.

Данные о результатах экспертизы заносятся в отчет.
16. Интеллектуальная собственность как ресурс развития малого предпринимательства

Интеллектуальная собственность как ресурс инновационного развития экономики

Цель – обеспечение реализации основных приоритетов социально-экономической политики, повышение конкурентоспособности национальной экономики, ее инвестиционной привлекательности, укрепление экспортного потенциала на основе эффективной охраны и использования интеллектуальной собственности.

Задачи:

завершение формирования институциональных основ функционирования национальной системы интеллектуальной собственности, отвечающей актуальным и перспективным потребностям экономики и общества;

повышение значимости торговых аспектов интеллектуальной собственности, ее роли как важнейшего инструмента торговой политики при осуществлении инновационной деятельности, ведении организациями научно-технической, торгово-промышленной и социально-культурной сфер конкурентной борьбы на рынках;

повышение эффективности решения вопросов охраны интеллектуальной собственности и управления ею на уровне конкретных организаций;

решение вопросов охраны прав на объекты интеллектуальной собственности отечественных субъектов в условиях Таможенного союза и формирования Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации;

увеличение к 2015 году удельного количества подаваемых белорусскими субъектами заявок на выдачу патентов на изобретения, относящиеся к V и VI технологическим укладам, до 20 процентов;

увеличение к 2015 году количества заявок на охрану созданных в рамках реализации государственных научно-технических программ объектов промышленной собственности до 25 процентов от общего числа поданных заявок на соответствующие объекты;

увеличение к 2015 году количества подаваемых белорусскими субъектами международных заявок по процедуре Договора о патентной кооперации (РСТ) и заявок на получение патента в странах – участницах Евразийской патентной конвенции от числа поданных ими соответствующих заявок на изобретения до 15 процентов;

сокращение к 2015 году срока рассмотрения заявок на регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания до 18 месяцев.

Механизмы реализации:

принятие стратегии Республики Беларусь в сфере интеллектуальной собственности на 2011–2020 годы (срок – второе полугодие 2011 г.);

принятие новой редакции Закона Республики Беларусь от 16 мая 1996 года «Об авторском праве и смежных правах» (Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1998 г., № 31-32, ст. 472), что обеспечит выполнение задач, поставленных Главой государства, по защите прав белорусских авторов и повышению эффективности проводимой государственной политики в сфере охраны интеллектуальной собственности (срок внесения – второе полугодие 2011 г.);

принятие Закона Республики Беларусь «О коммерческой тайне» в целях комплексного регулирования отношений, связанных с охраной нераскрытой информации, а также гармонизации законодательства Республики Беларусь с законодательством Российской Федерации в этой области (срок внесения – второе полугодие 2011 г.);

развитие законодательства в сфере интеллектуальной собственности с учетом международных стандартов в данной сфере, в частности Соглашения Всемирной торговой организации по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), и его гармонизация с законодательствами основных геополитических и экономических партнеров Республики Беларусь, в том числе в рамках соответствующих региональных объединений (союзов) государств;

подготовка предложений об участии в международных договорах в сфере интеллектуальной собственности в целях повышения инвестиционной привлекательности Республики Беларусь и расширения возможностей белорусских субъектов в области охраны своей интеллектуальной собственности за рубежом;

принятие нормативного правового акта по стимулированию изобретательской деятельности и коммерциализации перспективных научно-технических разработок, предусматривающего предоставление патентообладателям инновационных ваучеров и грантов на коммерциализацию объектов интеллектуальной собственности на безвозмездной и безвозвратной основах (срок – 2011 год);

принятие нормативного правового акта, предусматривающего повышение роли и статуса ОО «Белорусское общество изобретателей и рационализаторов» как головной организации, оказывающей содействие изобретательской и рационализаторской деятельности в Республике Беларусь, путем преобразования его в республиканское государственно-общественное объединение (срок – 2012 год);

развитие в соответствии с типовым планом мероприятий по совершенствованию охраны и управления интеллектуальной собственностью на предприятиях (организациях), утвержденным Комиссией по обеспечению охраны прав и противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности при Совете Министров Республики Беларусь (протокол от 17 февраля 2010 г. № 34/3пр), отраслевой и региональной политики в сфере интеллектуальной собственности, совершенствование работы в области управления интеллектуальной собственностью в учреждениях науки и образования, творческих организациях, а также в торговых и промышленных организациях сфер, являющихся владельцами (пользователями) интеллектуальной собственности (срок – 2011–2015 годы);

развитие инфраструктуры в сфере интеллектуальной собственности, включая службы организаций по интеллектуальной собственности, институт оценщиков объектов интеллектуальной собственности, патентных поверенных;

обеспечение эффективного мониторинга деятельности в сфере интеллектуальной собственности, в том числе за рубежом, в условиях расширения экспортной политики Республики Беларусь с использованием для этих целей возможностей загранучреждений страны;

совершенствование деятельности ГУ «Национальный центр интеллектуальной собственности» как патентного органа, модернизация его материально-технической базы, развитие услуг в сфере интеллектуальной собственности на основе оптимизации кадрового обеспечения, совершенствования технологических процессов;

обеспечение ежегодной подготовки и переподготовки не менее 10 тыс. специалистов в области интеллектуальной собственности;

развитие информационно-методического обеспечения функционирования государственной системы охраны и управления интеллектуальной собственностью;

совершенствование системы финансовых, моральных и других стимулов и инструментов, направленных на развитие творческой деятельности, расширение практики создания и использования объектов интеллектуальной собственности;

совершенствование механизмов защиты в сфере интеллектуальной собственности и развитие комплекса мер по противодействию нарушениям в данной сфере.

Координацию работы по выполнению настоящего раздела осуществляют Председатель ГКНТ, Председатель Президиума НАН Беларуси, Министр образования, генеральный директор Национального центра интеллектуальной собственности.
17. Оценка стоимости объектов интеллектуальной собственности

Стоимость объектов оценки в Республике Беларусь может определяться с использованием:

3.1. рыночных методов оценки, в том числе:

сравнительного метода, основанного на сравнении и учете отличий объекта оценки и аналогичных объектов, сходных с объектом оценки по основным экономическим, техническим, технологическим и иным характеристикам;

доходного метода, основанного на расчете доходов, ожидаемых от использования объекта оценки в будущем, и преобразовании их в стоимость объекта оценки;

затратного метода, основанного на определении затрат, необходимых для воспроизводства либо замещения объекта оценки с учетом его износа, или на разнице активов баланса и обязательств по пассивам баланса;

3.2. иных методов оценки, в том числе:

индексного метода, основанного на применении коэффициентов и (или) индексов к стоимости, принятой в качестве базы для определения оценочной стоимости объектов оценки, за исключением предприятий как имущественных комплексов;

метода балансового накопления активов, основанного на использовании данных бухгалтерского учета на дату оценки и применяемого для определения оценочной стоимости предприятий как имущественных комплексов;

метода кадастровой оценки, основанного на использовании сведений, содержащихся в государственном земельном и градостроительном кадастрах.

4. Оценка стоимости объектов оценки, в том числе применение методов оценки и методов расчета стоимости, осуществляется в соответствии с техническими и иными нормативными правовыми актами об оценке стоимости объектов гражданских прав, которые являются обязательными для применения оценщиками и экспертами, осуществляющими судебно-экспертную деятельность.

ГЛАВА 3

ВНУТРЕННЯЯ ОЦЕНКА

5. Юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, имеют право на проведение внутренней оценки принадлежащих им объектов оценки, объектов, которые поступят им в будущем и которые на дату оценки не считаются созданными в соответствии с законодательством.

Результат внутренней оценки не может использоваться в случаях, когда в соответствии с законодательством оценка должна быть только независимой.

6. Внутренняя оценка объекта оценки проводится на основании данных бухгалтерского учета, информации о стоимости приобретения, строительства объекта оценки или стоимости аналогичных объектов согласно методам оценки, указанным в пункте 3 настоящего Положения.

7. По результатам проведения внутренней оценки составляется акт о внутренней оценке.

Акт о внутренней оценке, составляемый физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем, должен содержать:

фамилию, собственное имя и отчество физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, проводившего внутреннюю оценку;

цель оценки;

дату оценки;

наименование объекта оценки;

результат внутренней оценки;

подпись лица, проводившего внутреннюю оценку;

иную информацию по усмотрению лица, проводившего внутреннюю оценку.

Акт о внутренней оценке, составляемый юридическим лицом, должен содержать:

полное наименование юридического лица, проводившего внутреннюю оценку;

цель оценки;

дату оценки;

наименование объекта оценки;

данные, использованные для оценки;

расчет стоимости объекта оценки;

результат внутренней оценки;

подпись специалиста и руководителя юридического лица, проводившего внутреннюю оценку;

иную информацию по усмотрению юридического лица, проводившего внутреннюю оценку.

ГЛАВА 4

НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА

8. Основанием для проведения независимой оценки является договор либо постановление (определение), вынесенное судом, органом уголовного преследования или органом, ведущим административный процесс.

 

По договору исполнитель оценки обязуется провести независимую оценку по заданию заказчика оценки, а заказчик оценки – оплатить эту услугу.

Оплата независимой оценки, проводимой на основании постановления (определения), вынесенного судом, органом уголовного преследования или органом, ведущим административный процесс, осуществляется в порядке, установленном законодательством.

9. Договор заключается в простой письменной форме.

В договоре должны быть отражены:

наименование объекта оценки, его индивидуальные признаки;

предмет договора;

стоимость услуг исполнителя оценки, срок и порядок их оплаты;

срок представления заключения и отчета об оценке;

цель оценки;

дата оценки;

наименование валюты, в которой проводится оценка;

права и обязанности сторон;

ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных в договоре.

10. По результатам проведения независимой оценки исполнителем оценки составляются заключение и отчет об оценке, которые выдаются заказчику оценки одновременно. Заключение и отчет об оценке составляются в двух экземплярах, один из которых выдается заказчику оценки, второй – хранится у исполнителя оценки.

11. Заключение об оценке должно содержать:

полное наименование исполнителя оценки;

фамилию, собственное имя и отчество оценщика, ответственного за проведение независимой оценки, номер и срок действия свидетельства об аттестации оценщика по соответствующему виду объекта оценки;

номер и дату заключения договора либо указание на постановление (определение), вынесенное судом, органом уголовного преследования или органом, ведущим административный процесс;

наименование объекта оценки;

цель оценки;

наименование валюты, в которой проводится оценка;

дату оценки;

названия используемых методов оценки и методов расчета стоимости;

результат независимой оценки (определяется без учета налога на добавленную стоимость);

иную информацию по соглашению сторон, а также по усмотрению исполнителя оценки.

12. Отчет об оценке должен включать:

описание объекта оценки (техническое и иное, включая перечень ограничений (обременений) прав на объект оценки при их наличии)

данные, использованные для оценки, с указанием их источника;

анализ данных, использованных для оценки;

основные предпосылки и ограничения, с учетом которых проводилась оценка;

анализ рынка объектов-аналогов (в случае использования рыночных методов оценки);

обоснование применения использованных методов оценки и методов расчета стоимости;

расчеты и их обоснование, описание процедуры определения стоимости выбранными методами оценки и методами расчета стоимости;

краткие факты и выводы по результатам оценки;

результат независимой оценки (определяется без учета налога на добавленную стоимость).

13. Заключение и отчет об оценке должны быть подписаны оценщиком, ответственным за проведение независимой оценки, и скреплены его личной печатью, а также подписаны руководителем исполнителя оценки (его заместителем) либо руководителем обособленного подразделения исполнителя оценки (его заместителем) и скреплены печатью исполнителя оценки (его обособленного подразделения), если исполнителем оценки является юридическое лицо.

При проведении независимой оценки индивидуальным предпринимателем, выступающим одновременно оценщиком и исполнителем оценки, заключение и отчет об оценке должны быть подписаны им и скреплены личной печатью оценщика.

Если независимая оценка проводится оценщиком – работником индивидуального предпринимателя, то заключение и отчет об оценке должны быть подписаны оценщиком, ответственным за проведение независимой оценки, индивидуальным предпринимателем и скреплены личной печатью оценщика.

 

14. Заключение и отчет об оценке должны содержать дату их подписания руководителем юридического лица (его заместителем) либо руководителем обособленного подразделения юридического лица (его заместителем), если исполнителем оценки является юридическое лицо, или индивидуальным предпринимателем, если он является исполнителем оценки.

15. Результат независимой оценки может использоваться только в соответствии с целью оценки.

16. Результат независимой оценки может быть признан недостоверным только судом по иску заказчика оценки, иного заинтересованного в оценке лица либо контролирующих (надзорных) органов по отношению к исполнителю оценки.

17. Независимая оценка не может проводиться:

17.1. исполнителем оценки, являющимся учредителем (участником), собственником имущества юридического лица – заказчика оценки;

17.2. с участием оценщиков:

являющихся работниками юридических лиц, а также дочерних предприятий юридических лиц – заказчиков оценки, а также состоящих в близком родстве или свойстве с учредителями (участниками), собственниками имущества, работниками юридических лиц, а также дочерних предприятий юридических лиц – заказчиков оценки;

состоящих в близком родстве или свойстве с физическими лицами – заказчиками оценки;

имеющих в отношении объекта оценки вещные или обязательственные права;

17.3. исполнителем оценки – юридическим лицом:

учредителем (участником), собственником имущества которого является заказчик оценки;

руководитель которого (руководитель его обособленного подразделения, дочернего предприятия) состоит в близком родстве или свойстве с физическим лицом – заказчиком оценки либо с руководителем юридического лица – заказчика оценки;

17.4. исполнителем оценки, имеющим в отношении объекта оценки вещные или обязательственные права.

18. Исполнители оценки обязаны отказаться от проведения независимой оценки при наличии обстоятельств, предусмотренных в пункте 17 настоящего Положения. Об этом исполнитель оценки обязан в пятидневный срок после обнаружения таких обстоятельств уведомить заказчика оценки.

19. Не допускается вмешательство заказчика оценки или иных заинтересованных лиц в деятельность исполнителей оценки, если это может повлиять на достоверность результата независимой оценки, в том числе ограничение круга вопросов, подлежащих выяснению или определению при проведении независимой оценки.

20. Споры между исполнителями оценки и ее заказчиками, связанные с осуществлением оценочной деятельности, разрешаются судом в порядке, установленном законодательством.

ГЛАВА 5

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА

21. Проведение оценки стоимости объектов оценки является обязательным:

при продаже в процессе конкурсного производства имущества лица, признанного экономически несостоятельным или банкротом, для определения начальной цены этого имущества на публичных торгах. Оценивается стоимость имущества, выставляемого на торги;

при предоставлении в качестве обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору (за исключением межбанковского кредитного договора) залога имущества, кроме денежных средств. Оценивается стоимость имущества, передаваемого в залог;

при внесении неденежного вклада в уставный фонд юридического лица. Оценивается стоимость вносимого в уставный фонд неденежного вклада;

при совершении сделки, предусматривающей отчуждение государственного имущества, либо сделки, которая может повлечь отчуждение государственного имущества, кроме имущества, относимого к оборотным активам юридических лиц государственной формы собственности. Оценивается стоимость соответствующего имущества, подлежащего отчуждению;

при возмездном приобретении Республикой Беларусь, ее административно-территориальной единицей, юридическим лицом государственной формы собственности недвижимого имущества. Оценивается стоимость приобретаемого имущества;

в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Обязательная оценка может быть внутренней и (или) независимой, если в акте законодательства прямо не предусмотрено, что такая оценка должна быть только независимой.

22. В случаях, перечисленных в абзацах втором–шестом части первой пункта 21 настоящего Положения, обязательная оценка должна проводиться до совершения соответствующих сделок.

 

ГЛАВА 6

ЭКСПЕРТИЗА ДОСТОВЕРНОСТИ ОЦЕНКИ

23. Экспертиза достоверности внутренней оценки и экспертиза достоверности независимой оценки (далее – экспертиза достоверности оценки) может быть обязательной или инициативной.

24. Обязательная экспертиза достоверности оценки проводится в случаях:

передачи капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, незавершенных законсервированных капитальных строений, незавершенных незаконсервированных капитальных строений, находящихся в государственной собственности, за исключением жилых домов и жилых помещений, в том числе не завершенных строительством, в ипотеку в качестве обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору;

внесения неденежного вклада в уставный фонд юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;

совершения в соответствии с актами законодательства, регулирующими порядок распоряжения государственным имуществом, сделки, предусматривающей возмездное отчуждение капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, незавершенных законсервированных капитальных строений, незавершенных незаконсервированных капитальных строений, находящихся в государственной собственности, за исключением их отчуждения путем продажи на аукционах с установлением начальной цены продажи, равной одной базовой величине, определенной законодательством, а также возмездного отчуждения жилых домов и жилых помещений, в том числе не завершенных строительством;

в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

25. Собственники объекта оценки (обладатели иных прав в отношении объекта оценки), контролирующие (надзорные) органы, иные заинтересованные в оценке лица вправе на основании собственного решения инициировать проведение экспертизы достоверности оценки.

26. Порядок проведения и оплаты экспертизы достоверности оценки определяется Советом Министров Республики Беларусь.

ГЛАВА 7

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЯ ОЦЕНКИ

27. Исполнители оценки при проведении независимой оценки имеют право:

требовать от заказчика оценки представления в полном объеме документации, необходимой для проведения независимой оценки;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.236.174 (0.19 с.)