Изучение темперамента ребенка методом наблюдения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучение темперамента ребенка методом наблюдения



Приложение 1

Изучение темперамента ребенка методом наблюдения

1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать:

а) легко включается в работу;

б) действует со страстью;

в) действует спокойно, без лишних слов;

г) действует робко, неуверенно.

2. Как реагирует на замечания воспитателя, учителя:

а) Говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает тоже самое;

б) возмущается тем, что ему делают замечания;

в) выслушивает и реагирует спокойно;

г) молчит, но обижается.

3.Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют:

а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;

б) быстро, со страстью, но других не слушает;

в) медленно, спокойно, но уверенно;

г) с большим волнением и сомнением.

4.Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную работу, а она не закончена, или контрольная сделана, но выясняется, что допущена ошибка:

а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию;

б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок;

в) решает спокойно, пока учитель не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;

г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнения в правильности решения;

5.Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу:

а) бросает, потом опять продолжает решать;

б) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение;

в) спокойно;

г) проявляет растерянность, неуверенность.

6.Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а педагог или актив класса предлагают ему остаться в школе для выполнения, какого – либо задания:

а) быстро соглашается;

б) возмущается;

в) остается, не говорит не слова;

г) проявляет растерянность.

7.Как ведет себя в незнакомой обстановке:

а) проявляет максимальную активность, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки, быстро принимает решения;

б) проявляет активность в каком – то одном направлении, из-за этого достаточных сведений не получает, но решения принимает быстро;

в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит;

г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно.

 

Протокол

Тип темперамента              
Сангвиник (а) А С А   ас      
Холерик (б)   С АС   АС АС АС
Флегматик (в)   К К К К К К
Меланхолик (г)              

 

Обработка данных. Подсчитывается количество знаков «+» в строках, соот­ветствующих пунктам. Наибольшее число знаков «+» в одном из пунктов укажет примерный темперамент испытуемого. Поскольку «чистых» темпераментов не существует, по этой схеме можно установить и те черты других темпераментов, которые в определенной степени присущи испытуемым.

__________________________________________________________________


 

Приложение 2

Карта наблюдений агрессивных проявлений детей (Копченова Е.Е.)

В регистрационном бланке зачеркните те цифры, которые соответствуют формам поведения наиболее характерным для данного ребенка.

 

Сверстники (С)

1. Обзывает других детей.

2. Дразнит других детей

3. Смеется над другими детьми.

4. Отвечает грубостью на грубость.

5. Кричит на других детей.

6. Угрожает другим детям.

7. Пристает к другим детям.

8. Дерется с другими детьми.

9. Первым начинает драку.

10. Может ударить исподтишка.

11. Отнимает у детей принадлежащие им вещи.

12. Не терпит насмешек и замечаний, сделанных другими детьми.

13. Не признает своей вины.

14. Долго не может ''отойти'' после ссоры или драки – выкрикивает угрозы и оскорбления в адрес других детей.

15. Долго не может простить обиду.

16. Провоцирует других детей на ссору, драку.

17. Подбивает других детей на ссору, драку.

18. Жалуется, что его обижают другие дети.

19. Относится к другим детям со злобой и враждебностью.

20. Дети стараются с ним не общаться, потому что он дерется.

 

Взрослые (В)

1. Избегает здороваться со знакомыми взрослыми.

2. Часто имеет злое выражение лица, когда к нему обращается взрослый.

3. Открыто выражает свое неудовольствие, когда взрослый делает замечание.

4. Может резко, грубо ответить взрослому.

5. Может действовать назло взрослому.

6. Относится ко взрослому с враждебностью.

7. Может действовать исподтишка, провоцируя взрослого на конфликт.

8. Жалуется взрослому на не справедливое отношение к нему со стороны другого взрослого.

Бланк

Ф.И.О. _ А ________

С       А А     А       А А   А   А      
В     А А       А                          

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Признаки настойчивости

А Стремление постоянно доводить начатое дело до конца, умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями.

А Умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности.

А Умение проявить упорство при изменившейся обстановке.

Признаки выдержки

А Проявление терпения в деятельности, выполняемой в затруднительных условиях.

А Умение держать себя в конфликтных ситуациях.

А Умение тормозить проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении; умение контролировать свое поведение в непривычной обстановке.

Признаки решительности

А Быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или другого действия или поступка.

А Выполнение принятого решения без колебаний, уверенно; отсутствие растерянности при принятии решений в затруднительных условиях и во время эмоциональных возбуждений.

А Проявление решительных действий в непривычной обстановке.

 

Признаки инициативности

А Проявление субъектом творчества, выдержки, рационализацию

□ Участие в осуществлении разумного новшества, хорошего начинания, исходящего от других.

А Активная поддержка коллектива в реализации намеченных планов.

А Стремление проявить инициативу в непривычной обстановке.

 

 

Признаки настойчивости

С Стремление постоянно доводить начатое дело до конца, умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями.

□ Умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности.

□ Умение проявить упорство при изменившейся обстановке.

Признаки выдержки

С Проявление терпения в деятельности, выполняемой в затруднительных условиях.

□ Умение держать себя в конфликтных ситуациях.

□ Умение тормозить проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении; умение контролировать свое поведение в непривычной обстановке.

 

Признаки решительности

□ Быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или другого действия или поступка.

□ Выполнение принятого решения без колебаний, уверенно; отсутствие растерянности при принятии решений в затруднительных условиях и во время эмоциональных возбуждений.

С Проявление решительных действий в непривычной обстановке.

Признаки инициативности

□ Проявление субъектом творчества, выдержки, рационализацию

С Участие в осуществлении разумного новшества, хорошего начинания, исходящего от других.

С Активная поддержка коллектива в реализации намеченных планов.

□ Стремление проявить инициативу в непривычной обстановке.

 

 

Признаки настойчивости

□ Стремление постоянно доводить начатое дело до конца, умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями.

□ Умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности.

К Умение проявить упорство при изменившейся обстановке.

 

Признаки выдержки

□ Проявление терпения в деятельности, выполняемой в затруднительных условиях.

□ Умение держать себя в конфликтных ситуациях.

К Умение тормозить проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении; умение контролировать свое поведение в непривычной обстановке.

Признаки решительности

□ Быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или другого действия или поступка.

К Выполнение принятого решения без колебаний, уверенно; отсутствие растерянности при принятии решений в затруднительных условиях и во время эмоциональных возбуждений.

К Проявление решительных действий в непривычной обстановке.

Признаки инициативности

□ Проявление субъектом творчества, выдержки, рационализацию

К Участие в осуществлении разумного новшества, хорошего начинания, исходящего от других.

□ Активная поддержка коллектива в реализации намеченных планов.

К Стремление проявить инициативу в непривычной обстановке.

 

 

Приложение 6

 

ОЦЕНОЧНАЯ ШКАЛА для выявления индивидуального стиля умственной деятельности индивидов, различающихся по силе нервной системы (М.К. Акимовой)

 

1. В ситуациях, требующих длительного умственного напряжения (трудный урок, написание сочинения, приготовление домашних заданий и пр.):
быстро устает не устает АСК
2. К концу продолжительного школьного дня (5-, уроков):
падает продуктивность умственных занятий (делает ошибки в работе плохо воспринимает информацию) АСК не снижается продуктивность умственных занятий
3. В эмоционально напряженных ситуациях (на экзамене, контрольной работе):
излишне волнуется, испытывает затруднения АСК не волнуется
4. При работе на уроке, когда требуется быстрый темп ответов, исполнения заданий:
не успевает, испытывает напряжение АСК успевает, спокоен
5. После неудачного ответа, после порицания, после ссоры с товарищем:
Испытывает тревогу, не может собраться с мыслями АСК быстро успокаивается, включается в работу
6. Если на уроке требуется постоянное распределение внимания между отдельными видами деятельности (выполнение самостоятельной работы, выслушивание пояснений учителя, ответы на реплики товарищей и пр.):
испытывает напряжение, снижается продуктивность работы спокоен, не отражается на результатах работы АСК
7. При работе в шумной, беспокойной обстановке:
снижается эффективность работы не снижается эффективность работы АСК
8. При монотонной, однообразной работе:
испытывает раздражение, отвлекается, делает ошибки чувствует себя уверенно, продуктивность работы высока АСК
9. Выполняя работу по алгоритму, при необходимости соблюдать последовательность шагов, этапов:
нарушает последовательность шагов, чувствует дискомфорт не допускает ошибок, не испытывает раздражения АСК
10. Если работа требует систематизации и планирования:
предпочитает не делать этого легко выполняет ее АСК
11. При необходимости проверить сделанное:
делает проверку небрежно, оставляя ошибки АСК без труда проводит проверку, исправляет ошибки

Оценочная шкала включает перечень тех школьных ситуаций, поведение в которых различается для сильных и слабых учеников. Наблюдая за учеником в перечисленных ситуациях, наблюдатель фиксирует характерные для него процессуальные особенности (значками + или V). Если у ученика преобладают значки в левой части бланка (слева от центральной черты) то можно констатировать у него индивидуальный стиль слабого; если значки группируются справа - стиль сильного. Если значка распределены примерно поровну слева и справа, значит у ученика гибкий стиль среднего по силе.

__________________________________________________________________

 

Приложение 1

Изучение темперамента ребенка методом наблюдения

1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать:

а) легко включается в работу;

б) действует со страстью;

в) действует спокойно, без лишних слов;

г) действует робко, неуверенно.

2. Как реагирует на замечания воспитателя, учителя:

а) Говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает тоже самое;

б) возмущается тем, что ему делают замечания;

в) выслушивает и реагирует спокойно;

г) молчит, но обижается.

3.Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют:

а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;

б) быстро, со страстью, но других не слушает;

в) медленно, спокойно, но уверенно;

г) с большим волнением и сомнением.

4.Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную работу, а она не закончена, или контрольная сделана, но выясняется, что допущена ошибка:

а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию;

б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок;

в) решает спокойно, пока учитель не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;

г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнения в правильности решения;

5.Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу:

а) бросает, потом опять продолжает решать;

б) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение;

в) спокойно;

г) проявляет растерянность, неуверенность.

6.Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а педагог или актив класса предлагают ему остаться в школе для выполнения, какого – либо задания:

а) быстро соглашается;

б) возмущается;

в) остается, не говорит не слова;

г) проявляет растерянность.

7.Как ведет себя в незнакомой обстановке:

а) проявляет максимальную активность, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки, быстро принимает решения;

б) проявляет активность в каком – то одном направлении, из-за этого достаточных сведений не получает, но решения принимает быстро;

в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит;

г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно.

 

Протокол

Тип темперамента              
Сангвиник (а) А С А   ас      
Холерик (б)   С АС   АС АС АС
Флегматик (в)   К К К К К К
Меланхолик (г)              

 

Обработка данных. Подсчитывается количество знаков «+» в строках, соот­ветствующих пунктам. Наибольшее число знаков «+» в одном из пунктов укажет примерный темперамент испытуемого. Поскольку «чистых» темпераментов не существует, по этой схеме можно установить и те черты других темпераментов, которые в определенной степени присущи испытуемым.

__________________________________________________________________


 

Приложение 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.20.205.228 (0.068 с.)