Теоретические основы безопасности жизнедеятельности, и 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы безопасности жизнедеятельности, и



БЕЗОПАСНОСТЬ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(Включая ЗНиТвЧС)

Программа, методические указания и контрольные задания

для студентов ИППС

Красноярск

ИПК СФУ

 

УДК

ББК

 

Рецензент

 

Безопасность жизнедеятельности (включая ЗНиТвЧС): Программа, методические указания и контрольные задания для студентов ИППС / сост.: Т.В. Игнатенко - Красноярск: ИПК СФУ, 2014 - 63 с.

 

 

Приведены учебно-методические указания для выполнения студентами заочного и дистанционного обучения работ по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности (включая ЗНиТвЧС)»: программа, методические указания по выполнению и контрольные задания в виде вопросов и задач для студентов ИППС и ГФ.

 

© Сибирский Федеральный

Университет, 2014

 

ОГЛАВЛЕНИЕ  
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ………………………………………………………4 ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………….5 ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ КОНТРОЛЯ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ …………………………………………………….…….13 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА……………………………………………….18 ВОПРОСЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ…………………………………19 ЗАДАЧИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ……………………………………23 ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………51 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….61  

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

 

«Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) ­- общепрофессиональная дисциплина, Тем самым подчеркивается ее значимость для студента любой будущей специальности, в том числе педагогов, дизайнеров, специалистов информатики в области искусства и гуманитарных наук и др. XXI век характеризуется значительным прогрессом в развитии техносферы, вследствие чего добавились многочисленные опасности антропогенного, социального, техногенного и экологического характера. В условиях современной техносоциальной сферы вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности не только резко обострились, но и приобрели черты проблемы выживания человека.

Безопасность жизнедеятельности, как учебная дисциплина,представляет собой область научных знаний, охватывающая теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности: в производс­твенной, бытовой и природной средах.

Цель курса - формирование у студента сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, привитии основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать опасности, определять способы надежной защиты от них, оказывать само- и взаимопомощь, а также ликвидировать последствия проявления любых опасностей во всех сферах человеческой деятельности.

Задачи: идентификация опасностей, т.е. распознавание опасностей с указанием количественных характеристик и координат; защита от опасностей и ликвидация отрицательных последствий проявления опасностей.

Важное значение имеет приобретение теоретических знаний и практических навыков проведения расчетов в области безопасности окружающей производственной (охрана труда) и природной среды, оценки экономических последствий неблагоприятных воздействий техничес­ких систем на эти среды и среду проживания, а так­же по прогнозированию опасных ситуаций. Приобретенные знания и навыки должны обеспечить выпускнику-специалисту, способность самостоятельно решать разные вопросы безопас­ности жизнедеятельности на производстве, при разработке новой техники и технологий, проработке мероприятий по охране природной среды прожи­вания человека.

Студент, изучивший курс «Безопасность жизнедеятельности», должен

уметь:

пользоваться приборами и устройствами обеспечивающими безопасность

при выполнении работ, а также средствами пожаротушения,

использовать средства коллективной и индивидуальной защиты;

оказывать первую помощь пострадавшим;

проводить расследование и учет несчастных случаев;

Необходимо знать:

современные проблемы безопасности труда, промышленной безопасности,

причины и источники возникновения чрезвычайных ситуаций;

системы управления безопасностью труда на предприятиях;

систему стандартов в области безопасности труда, промышленной

безопасности труда и охраны окружающей природной среды;

санитарно-гигиенические основы безопасности труда;

основные характеристики опасных и вредных производственных факторов;

основные характеристики загрязняющих веществ;

безопасность труда при эксплуатации опасных производственных объектов;

вопросы электро-, взрыво- и пожаробезопасности;

влияние опасных и вредных производственных факторов на работающих.

Студент выполняет контрольную работу по дисциплине и предоставляет ее преподавателю кафедры на рецензию. При выполнении работы необходимо использовать учебники, специальную литературу и нормативные документы: ГОСТы, ГОСТы Р ССБТ, СанПиНы, СНиПы и др. В период экзаменационно-лабораторной сессии в вузе читаются обзорные лекции по основным разделам курса и проводятся лабораторные работы. Контрольная работа защищается. В заключение сдается экзамен.

 

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Основные понятия и определения: жизнедеятельность, безопасность жизнедеятельности техносфера, условия труда, охрана труда, безопасность труда, опасность, риск, виды рисков опасные и вредные производственные факторы, несчастный случай, профессиональное заболевание.

Актуальность проблем охраны труда, безопасности в России.

Содержание курса «Безопасность жизнедеятельности», связь с другими дисциплинами: физиология, психология, экономика, эргономика, экология, физика, химия и др.

 

Загрязнения атмосферы

Запыленность и загрязнения воздуха химическими веществами. ПДК и классы опасности вредных элементов и веществ. Измерения запыленности вредных газообразных примесей в воздухе, лучистого тепла.

Методы очистки воздуха от пыли и газов и вредных веществ и соединений (механические, химические и др.).

Средства индивидуальной защиты: спецодежда, спецобувь, головные уборы, защитные очки, защитные пасты. Респираторы, фильтрующие и изолирующие противогазы.

 

Освещение

Вибрации

Причины возникновения и физические характеристики (параметры) вибрации.

Использование принципа действия вибраций в производстве и медицине.

Действие вибрации на человека и окружающую среду. Вибрационная болезнь.

Санитарно-гигиеническое и техническое нормирование вибраций.

Общие методы борьбы с вредным воздействием вибрации. Средства индивидуальной защиты от вредного воздействия вибрации.

 

Пожаровзрывобезопасность

Процесс горения и пожароопасные свойства веществ. Виды горения. Горючие вещества, показатели процесса горения. Температура самово-спламенения. Самовозгорание. Воспламенение.

Взрывы смеси газов, паров и пыли с воздухом. Химические и физические взрывы.

Профилактика пожаров и взрывов в зданиях и сооружениях. Категорирование производственных помещений и зданий по взрывопожароопасности и пожароопасности. Воздействие пожаров на людей.

Воздействие взрывов на людей, здания и сооружения.

Средства тушения пожаров, пожарная сигнализация. Огнетушащие вещества: вода, негорючие газы, пены, порошковые составы,. Противопожарное водоснабжение. Первичные средства тушения пожаров. Стационарные установки пожаротушения: спринклерные и дренчерные (водяные и пенные), объемного (газового) тушения. Средства пожарной сигнализации: типы извещателей-датчиков и принцип их действия.

Эвакуация людей из зданий при возникновении пожара.

Пожаро- и взрывоопасные объекты. Ударная волна и ее параметры. Расчет избыточного давления во фронте ударной волны в зависимости от расстояния, радиусов зон разрушения, предполагаемой степени разрушения конструктивных элементов объекта, максимально допустимого расстояния между пожаро- и взрывоопасными объектами. Оценка возможного ущерба при промышленном взрыве.

Химически опасные объекты (ХОО) и химически опасные вещества (ХОВ)

ХОВ и АХОВ (аварийно химически опасные вещества), Их классификация по степени опасности, по пути проникновения в живые организмы, токсическому проявлению, по боевому назначению и по стойкости воздействия. Понятия о токсодозе и LD50.

Химически опасные объекты (ХОО), их группы и классы опасности. Варианты ЧС при авариях на ХОО. Зоны загрязнения, очаги поражения, продолжительность химического заражения. Расчет параметров зоны заражения. Защитные мероприятия на ХОО..

 

Орудия массового поражения

Ядерное оружие, его классификация, мощность, средства доставки. Виды ядерных взрывов, поражающие факторы ядерного взрыва, их характеристики, очаги ядерного поражения, меры защиты от воздействия поражающих факторов. Проникающая радиация и радиоактивное заражение местности. Оценка радиационной обстановки и меры по защите населения и территорий.

Химическое оружие.Виды оружия использующие боевые отравляющие вещества (БОВ). Классификация БОВ, их физические свойства, пути проникновения в организм человека. Признаки поражения отравляющими веществами, средства защиты от них и правила оказания первой помощи пораженным при отравлении ими.

Биологическое оружие.Особенности биологического оружия. Виды используемых болезнетворных микроорганизмов, их свойства. Очаги биологического заражения. Защита от воздействия болезнетворных микроорганизмов.

Новые виды оружия массового поражения. П ринципы действия новых видов оружия массового поражения: генетическое, этническое, геофизическое, метеорологическое, климатическое, озонное, инфразвуковое

Террористические акты

Основные понятия: терроризм, диверсия, экстремизм. Возможные места установки взрывных устройств. Признаки наличия взрывных устройств. Поведение при их обнаружении. Поведение заложников и пострадавших.

 

ЧС природного происхождения

Классификация опасных природных процессов (ОПП) по происхождению: Атмосферные ОПП циклоны, бури, штормы, ураганы, смерчи. Метеогенно-биогенные ОПП: природные пожары лесные, степные, подземные. Гидрологические и гидрогеологические: наводнения, зажоры, заторы, тайфуны, цунами. Геологические ОПП: землетрясения, извержения вулканов. Прогнозирование, действия поражающих факторов ОПП, правила поведения населения в чрезвычайных ситуациях природного характера

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ КОНТРОЛЯ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

1.Безопасность жизнедеятельности человека. Основные понятия (жизнедеятельность, техносфера, безопасность жизнедеятельности), цель и задачи дисциплины.

2.Изменения жизнедеятельности человека в последние столетия – пути развития техносферы.

3. Виды взаимодействие человека и техносферы: Классификация опасностей

4. Безопасность трудовой деятельности. Рабочее место. Принципы обеспечения безопасности.

5.Опасности. Виды опасностей. Их классификация.

6.Риск. Виды риска. Примеры расчета.

7. Условия труда по степени вредности и опасности. и их гигиеническая оценка

8..Значение эргономики на предприятии. Связь эргономики с физиологией и безопасностью труда

9. Средства обеспечения безопасности труда на производстве: индивидуальные, коллективные.

10. Физиология труда, Безусловные и условные рефлексы, Виды анализаторов

11. Строение зрительного анализатора. Механизм восприятия света и цвета. Патологии зрения и средства защиты глаз от повреждений.

12. Строение слухового анализатора. Механизм восприятия звуков. Патологии слухового аппарата и средства защиты органов слуха.

13. Строение кожного анализатора и виды восприятия организмом человека с его помощью. Защита кожных покровов и слизистых оболочек от вредных воздействий.

14. Антропометрические характеристики человека: динамические и статические

15. Подразделения работ по степени энергетических затрат: легкие, средней тяжести, тяжелые.

16 Терморегуляция организма человека Нарушения терморегуляции. Гипертермия и ее проявления

17 Терморегуляция организма человека Нарушения терморегуляции. Гипотермия и ее проявления

18. Фазы работоспособности человека в течение рабочего дня, суток и недели.

19. Психологические причины создания опасных ситуаций на предприятии и

поведение человека в аварийных ситуациях.

20. Микроклимат помещений предприятия и его влияние на организм

человека. Нормирование параметров микроклимата

21.Состав воздуха и вредные вещества в воздухе. Классификация вредных веществ по степени воздействия.на организм человека

22.Вентиляция. Ее виды.

23. Пыль. Классификации пыли по происхождению, по размерам, по степени воздействия на организм человека. Источники пыли, в том числе в г.Красноярске.

24. Свет. Его природа. Подразделение в зависимости от длины волны. Действия на организм человека. Физические характеристики световой среды.

25.Цвет. Действие различных цветов на организм человека и использование их с целью безопасности жизнедеятельности.

26. Естественное освещение помещений. Его характеристики и нормирование.

27. Искусственное освещение помещений. Нормирование Подразделения по функциональному назначению. Виды светильников.

28. Звуки. Их природа Подразделения в зависимости от частоты звуковой волны

29. Шум слышимых звуков, его характеристика и происхождение.

30.Влияние шумов на организм человека. Нормирование и методы защиты от шума

31. Ультразвук, особенности его распространения, источники возникновения, воздействие на организм человека. Защита от УЗ волн.

32.Инфразвук, источники его возникновения, воздействие на организм человека. Защита от ИЗ волн..

33.Вибрация, ее источники. Действия вибраций на организм человека. Нормирование и методы снижения.

34. Вибрации. Использование принципов вибрации в технике и медицинской аппаратуре.

35.Электромагнитные излучения (ЭМИ). Источники. Действия ЭМП радиочастот на организм человека и средства защиты от них.

36.Ионизирующее излучение. Виды и дозы излучений. Единицы измерений.

37.Действие ионизирующих излучений на организм человека. Основные дозовые пределы ионизирующего излучения для населения.

38.Работа с компьютером, профессиональные заболевания людей работающих за компьютером. Профилактика заболеваний операторов ЭВМ.

39.Электрический ток. Действия электрического тока на организм человека: электрические травмы, электрический удар. Оказание первой помощи пострадавшему человеку.

40.Растекания тока в грунте. Шаговое напряжение. Его опасность для организма человека,

41.Напряжение прикосновения. Его проявление. Действие на организм человека.

42.Электрический ток..Факторы, влияющие на характер поражения человека электротоком: сила и частота тока, время действия, состояние человека и окружающей среды, путь прохождения тока через организм человека.

43.Классификация производственных помещений по степени опасности поражения людей электротоком

44.Защитное заземление и зануление. Область применения..

45. Категории помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасностям.

46. Меры по предупреждению распространения пожара в зданиях и между зданиями.

47.Датчики оповещения о пожаре. Их характеристики

48. Автоматическое тушение пожаров. Виды и область применения

49.Огнегасящие вещества. Области их применения

50.Процесс горения твердых веществ, жидкостей и газов. Физико-химические основы горения

51.Причины возникновения пожаров. Предотвращение и защита от пожаров

52.Огнетушители. Их типы и предназначение

53.Эвакуация людей из зданий при возникновении пожара. Основные правила поведения людей при пожарах.

54.Нормативные документы используемые в БЖД..

55. Система органов и контроля за охраной труда. Государственный надзор и контроль.

56. Общественный контроль за охраной труда.

57.Правила расследования несчастных случаев на производстве..

58. Особенности охраны труда женщин и молодежи.

59. Службы по охране труда на предприятиях, их функции и задачи.

60. Правила и инструкции по охране труда. Порядок их разработки и утверждения.

61.Ответственность за нарушения охраны труда.

62. Общие принципы оказания первой помощи пострадавшим на предприятии

63. Основные приемы оказания первой помощи человеку при агональном состоянии, внезапной остановке сердца, остановке дыхания.

64.Чрезвычайные ситуации. Определение. Классификация ЧС по природе происхождения источников.

65 Авария. Стихийное бедствие. Промышленная катастрофа. Техногенные ЧС. Основные фазы развития ЧС.

66. Химически опасные вещества Классификация ХОВ по степени опасности, по стойкости воздействия, по способу поступления в организм. Токсодоза Разновидности, единицы её измерения

67. Химически опасные объекты. Степени опасности ХОО. Распространение ХОВ при аварии на ХОО. Основные правила поведения людей при авариях на ХОО.

68. Ионизирующее излучение. Виды и дозы излучений. Единицы измерений.

69. Действие ионизирующих излучений на организм человека. Основные дозовые пределы ионизирующего излучения для населения.

70. Природные пожары, их виды, поражающие факторы, способы ликвидации.

71. Классы подразделения природных ЧС по характеру их происхождения. ЧС геологического характера. Землетрясение. Классификация землетрясений по интенсивности.

72. Поражающие факторы землетрясений Шкалы, используемые для измерения интенсивности землетрясений. Организационные мероприятия по предотвращению ущерба от землетрясений.

73. Оползни, сели, снежные лавины. Их характеристики.

74. Ураган. Буря. Смерч. Их характеристики. Оценка силы ветра и других метеорологических явлений

75. ЧС гидрологического характера. Наводнение. Его характеристики. Поражающие факторы наводнений. Затор, зажор. Их опасности. Мероприятия по предотвращению ущерба от наводнений.

76. Основные правила поведения при ЧС природного характера.

77. Виды оружия массового поражения: ядерное, химическое, биологическое.

78. Новейшие виды оружия массового поражения.

79. Организации, осуществляющие надзор и контроль в области БЖД и ЧС. Международное сотрудничество в области ЧС. Какие объекты подлежат обязательному декларированию промышленной безопасности, с какой целью?

80. Средства коллективной и индивидуальной защиты органов дыхания, кожи и др. используемые при ЧС. Медицинские средства защиты (индивидуальный противохимический пакет и пр.).

81. Основные принципы эвакуации населения из зон возможных сильных разрушений при ЧС.

82. Теракт. Его проявления. Правила поведения людей во время теракта.

83. Основные приемы оказания первой помощи на месте происшествия при агональном состоянии, внезапной остановке сердца, остановке дыхания.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Правила оформления работы

1). Вариант контрольного задания каждый студент выбирает в табл. 1 по последней цифре номера зачетной книжки В случае выполнения другого варианта работа не принимается.

2). На титульном листе работы должны быть написаны: наименование вуза, наименование дисциплины, по которой выполнена контрольная работа, номер варианта контрольной работы, фамилия и инициалы студента, наименование факультета, на котором он учится, шифр специальности, номер курса и номер группы, фамилия и инициалы ведущего преподавателя.

3). Все страницы должны быть пронумерованы (номер ставится в правом верхнем углу).

4). Перед началом ответа на каждый вопрос выделяется общий заголовок и подзаголовок.

Таблица 1

Номера вариантов, вопросов и задач контрольной работы

 

Вариант Вопросы Задачи
  10, 20, 30 10, 20
  1, 11, 21 1, 11
  2, 12, 22 2, 12
  3, 13, 23 3, 13
  4, 14, 24 4, 14
  5, 15, 25 5, 15
  6, 16, 26 6, 16
  7, 17, 27 7, 17
  7, 18, 28 8, 18
  9, 19, 29 9, 19

 

6). В заключение работы ставится подпись и дата ее выполнения.

 

ВОПРОСЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Цель и задачи курса БЖД. Его содержание. Основные понятия и определения: жизнедеятельность, безопасность, опасность, риск, виды рисков количественная оценка Методы, принципы и средства обеспечения безопасности.

2. Основные направления государственной политики в области охраны труда. Система законодательных и нормативно-правовых актов по безопасности труда. Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Система органов и контроля за охраной труда. Ответственность за нарушение законодательства о труде.

3. Службы по охране труда на предприятиях, их функции и задачи. Правила и инструкции по охране труда. Порядок их разработки и утверждения. Порядок инструктажа, обучения и допуска к самостоятельной работе.

4. Средства обеспечения безопасности труда: индивидуальной и коллективной защиты. Льготы и компенсации за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда, порядок их предоставления.

5. Несчастные случаи на предприятиях. Их классификация, правила расследования и учет.

6. Условия труда по показателям вредности и опасности. и их гигиеническая оценка Подразделения работ по степени энергетических затрат: тяжести и напряженности трудового процесса.

7. Микроклимат производственных помещений и его влияние на организм человека. Гипертермия и гипотермия и их проявления Нормирование параметров микроклимата и системы их обеспечения.

8.Состав воздуха и вредные вещества в воздухе рабочей зоны. Классификация вредных веществ по степени воздействия.на организм человека

9.Вентиляция и кондиционирование. Их виды.

10.Свет. Его природа. Подразделение в зависимости от длины волн. Влияние на жизнедеятельность человека. Физические характеристики световой среды.

11.Естественное освещение помещений. Его характеристики и нормирование.

12.Искусственное освещение помещений. Подразделения по функциональному назначению. Нормирование. Виды светильников.

13.Звуки. Их природа Подразделения в зависимости от частоты звуковой волны. Ультразвук, особенности его распространения, источники возникновения, воздействие на организм человека. Защита от УЗ волн. Инфразвук, источники его возникновения, воздействие на организм человека. Защита от ИЗ волн.

14.Шум слышимых звуков, его характеристика и происхождение. Влияние шумов на организм человека. Нормирование и методы защиты от шума

15.Электрический ток. Действия электрического тока на организм человека: электрические травмы, электрический удар. Факторы, влияющие на характер поражения человека электротоком: сила и частота тока, время действия, состояние человека и окружающей среды, путь прохождения тока через организм человека. Оказание первой помощи пострадавшему человеку.

16.Классификация производственных помещений по степени опасности поражения людей электротоком. Технические средства защиты человека от поражения электрическим током (заземление, защитное отключение и др.)

17.Электромагнитные излучения (ЭМИ). Источники. (Использование печей СВЧ, сотовых телефонов и др).. Действия ЭМП радиочастот на организм человека и средства защиты от них.

18..Категории помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной

опасности. Причины возникновения пожаров. Предотвращение и защита от пожаров Огнегасящие вещества. Области их применения.

19..Методы и средства тушения пожаров. Автоматические системы пожаротушения. Виды и область применения. Огнетушители. Их типы и предназначение..

20.Общие требования к системам обеспечения пожарной безопасности объектов. Датчики оповещения о пожаре. Их характеристики.

21. Чрезвычайные ситуации. Определение. Классификация ЧС по природе происхождения источников. Авария. Стихийное бедствие. Промышленная катастрофа. Техногенные ЧС. Основные фазы развития ЧС.

22. Химически опасные вещества Классификация ХОВ по степени опасности, по стойкости воздействия, по способу поступления в организм. Токсодоза Разновидности, единицы её измерения Химически опасные объекты. Степени опасности ХОО. Распространение ХОВ при аварии на ХОО. Основные правила поведения людей при авариях на ХОО.

23. Ионизирующее излучение. Виды и дозы излучений. Единицы измерений. Действие ионизирующих излучений на организм человека. Основные дозовые пределы ионизирующего излучения для населения.

24. Природные пожары, их виды, поражающие факторы, способы ликвидации.

25. Классы подразделения природных ЧС по характеру их происхождения. ЧС геологического характера. Землетрясение. Классификация землетрясений по интенсивности. Поражающие факторы землетрясений Шкалы, используемые для измерения интенсивности землетрясений. Организационные мероприятия по предотвращению ущерба от землетрясений.

26. Ураган. Буря. Смерч. Их характеристики и проявления. Оценка силы ветра и других метеорологических явлений. Основные правила поведения людей.

27. ЧС гидрологического характера. Наводнение. Его характеристики. Поражающие факторы наводнений. Затор, зажор. Их опасности. Мероприятия по предотвращению ущерба от наводнений.

28. Виды оружия массового поражения: ядерное, химическое, биологическое. Новейшие виды оружия массового поражения.

29. Теракт. Его проявления. Взрывные устройства. Признаки их наличия и поведение людей при их обнаружении. Правила поведения людей во время теракта.

30.Значение и средства организации первой доврачебной помощи

Общие принципы оказания первой помощи пострадавшим на производстве и в результате ЧС Основные приемы оказания первой помощи на месте происшествия при агональном состоянии, внезапной остановке сердца, остановке дыхания.

 

ЗАДАЧИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задача №1. Условия

Определить соответствия учебных помещений требованиям НД и благоприятного эстетического восприятия. Для выполнения задания использовать значения табл.1 по вариантам.

 

Таблица 1.1

Методические указания

1.Рассчитать площадь учебной аудитории S п, м2:

S п = a • b,

где a – длина, b – ширина аудитории, м.

1. Рассчитать объем учебной аудитории V п, м3:

2.

V п = a • b • h,

где h – высота от пола до потолка аудитории, м,

3.Рассчитать площадь S п1 и объем V п1, приходящиеся на одного студента

в аудитории:

S п

S п1 = ----,

n

 

V п

V п1 = ----,

n

4. Сделать заключение о соответствии аудитории требованиям НД.

5. Сделать заключение о правильности выбора цветового решения аудитории

6. Внести собственные предложения.

 

КОНДИЦИОНЕРЫ В ПОМЕЩЕНИЯХ

Наиболее совершенный вид поддержания параметров микроклимата – кондиционирование. С помощью кондиционеров заранее задаются, а затем поддерживаются параметры микроклимата, необходимые для данного помещения: температура воздуха, его относительная влажность и скорость движения воздуха. Кроме этого с помощью кондиционера производят ионизацию воздуха, дезодорацию, озонирование и др.

Основной характеристикой любого кондиционера является его мощность (точнее, мощность охлаждения). Точный расчет мощности кондиционера очень важен. Недостаточная мощность может проявляться тем, что в жаркую погоду будет отрицательно влиять на работу персонала и оборудования вследствие недостаточного охлаждения помещения. Избыточная мощность создает сильный поток холодного воздуха, может стать причиной простудных заболеваний работников. Кроме этого кондиционер будет чаще включаться и выключаться, что приведет к повышенному износу компрессора, и стоить он будет дороже

Задача №2. Условия

1. Обосновать необходимость применения кондиционера в рабочем помещении (табл. 1),

2. Рассчитать его мощность

3. Подобрать конкретный кондиционер, (прил. 2).

 

Методические указания

Ориентировочная мощность бытового кондиционера Q определяется по формуле

Q = Q тп + Q тв, (2.1)

где Q тп теплопритоки, Вт

Q тп = S • h • k,(2.2)

где S – площадь помещения, м2;

h – высота помещения, м;

k – коэффициент, равный 30–40 Вт/м3; для помещения, в которое попадает много солнечного света, k = 40 Вт/м3; для затененного помещения k = 30 Вт/м3; при средней освещенности k = 35 Вт/м3;

Q тв тепловыделения, Вт,

Q тв = q л + q пр, (2.3)

где q л – тепло, выделяемое людьми, в спокойном состоянии один человек выделяет 0,1 кВт тепла;

q пр – тепло, выделяемое электроприборами (компьютер или копироваль-ный аппарат выделяют 0,3 кВт, для остальных приборов можно считать, что они выделяют в виде тепла 1/3 паспортной мощности).

Просуммировав все тепловыделения и теплопритоки, получают требуемую мощность охлаждения:

Q = S • h • k + q л + q пр. (2.4)

Исходя из результата, выбирают близкую по мощности модель кондиционера из стандартного ряда. Следует отметить, что на маркировке кондиционеров большинства производителей указана мощность не в привычных киловаттах, а в БТЕ/ч, где БТЕ – это британская тепловая единица. 1 БТЕ/ч = 0,3 Вт

 

Задача №3.

Условия

1. Определить площадь окон для помещений, используя данные табл.1. 1

2. Подсчитать световой коэффициент по формуле (3.4)

3. Определить коэффициент заглубления по формуле (3.5);

4. Сделать вывод о соответствии полученных коэффициентов санитарно-гигиеническим нормам, учитывая, что световой коэффициент для учебного помещения должен составлять не менее 1/6; ко­эффициент заглубления — не менее 1/2 [4, 14–16, 18 ].

Методические указания

Как правило, дневное естественное освещение в помещении происходит за счет одностороннего поступления бокового света из окон, расположенных на одной стене.

В этом случае нормируется минимальное значение коэффициента естественного освещения (КЕО) в точке, расположенной на расстоянии 1 м от стены, наиболее удаленной от светового проема, на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и условной рабочей поверхности столов (или пола).

Предварительный расчет площади световых проемов производится по формуле

 

, (3.1)

где S o – площадь световых проемов при естественном боковом освещении;

S п площадь пола помещения;

Е н – нормированное значение КЕО с учетом характеристики зрительной работы (для ПИ СФУ Е н = 0,6 %);

ηо – световая характеристика окон (для ПИ СФУ ηо = 31);

Кзд коэффициент, учитывающий затенение окон противостоящими

зданиями (если напротив нет зданий, то Кзд = 1);

τ о общий коэффициент светопропускания,

τо = τ 1τ 2τ 3τ 4, (3.2)

где τ 1 коэффициент светопропускания материала, τ 1 = 0,8;

τ 2 – коэффициент, определяющий потери света в переплетах светопроема, для двойных деревянных переплетов, τ 2 = 0,65;

τ 3 – коэффициент, учитывающий потери света в несущих конструкциях, при боковом освещении, τ 3 = 1;

τ 4 коэффициент, учитывающий потери света в солнцезащитных устройствах, для убирающихся штор, τ 4 = 1;

r 1 коэффициент, учитывающий повышение КЕО при боковом

освещении благодаря свету, отражаемому от поверхностей помещения и подстилающего слоя, прилегающего к зданию (для аудиторий ПИ СФУ

r 1 = 1,9).

Из формулы (3.1) получаем необходимую площадь светового проема:

, (3.3)

В зависимости от общей площади световых проемов рассчитывают необходимое количество окон стандартных размеров. Например, если в результате получено, что общая площадь световых проемов равна 8 м2, это означает, что размеры окон выбирают исходя из архитектурных особенностей здания, например для помещения необходимы два окна площадью по 4 м2 каждое.

Следует учитывать отражающую способ­ность окрашенных поверхностей стен. Она состав­ляет для белой поверхности 80 %, для светло-желтой — 60 %, для светло-зеленой — 40 %, для светло-голубой — 30 %, для темно-голубой — 6 %. Загрязненные стены отражают в 2 раза меньше света, чем только что выкрашенные или вымытые.

Для характеристики естественной освещенности помещений используют световой коэффициент, который определяют по формуле

, (3.4)

где S о — площадь застекленной части окон;

S п — площадь пола,

и коэффициент заглубления – по формуле

 

, (3.5)

 

где h 1 — высота верхнего края окна над полом;

b — глубина (ширина) помещения.

Задача №4.

Условия

Используя данные табл. 1.1 рассчитать и выбрать необходимое количество ламп для выбранного по варианту помещения.

Методические указания

Расчет освещения выполняется по формуле

Е • Skz

Ф = ---------------------, (4.1)

Nη

где Ф – необходимый световой поток лампы в каждом светильнике, лм;

Е – нормативная минимальная освещенность рабочих поверхностей для определенного разряда зрительных работ, Лк (справочные данные); принимаем Е = 300 лк;

S – освещаемая площадь, м2;

k – коэффициент запаса светильников, учитывающий их запыление и

износ в процессе эксплуатации, принимаем k = 1,4;

z – коэффициент минимальной освещенности, z = 1,1–1,5 (при оптимальных отношениях расстояния между светильниками к расчетной высоте для люминесцентных ламп z ~ 1,1);

N – число ламп в помещении;

η – коэффициент использования светового потока.

Освещаемая площадь помещения S, м2, определяется по формуле

S = ab, (4.2)

где a – длина помещения, м;

b – ширина помещения, м.

Далее рассчитывается количество ламп N для установки в помещении:

, (4.3)

где L – расстояние между светильниками.

Размещение светильников в помещении при системе общего освещения за-

висит от рассчитанной высоты их подвеса h, которая обычно задается размерами помещений. Наиболее выгодное соотношение расстояния между светильниками к расчетной высоте подвеса:

, (4.4)

где: λ – соотношение расстояния между светильниками к расчетной высоте подвеса, определяется из таблиц нормативных документов в зависимости от кривой силы света лампы. Для люминесцентных ламп при косинусоидальной типовой кривой λ = 1,4.

H – рассчитанная высота подвеса ламп в светильниках, м.

Из формулы (4.4) следует, что

L = λ• h. (4.5)

Следует найти расчетную высоту подвеса над уровнем рабочего стола h по формуле

h = Hh ceh p, (4.6)

гд



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.211.134 (0.217 с.)