Кафедра прикладных информационных технологий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра прикладных информационных технологий



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ - «НИНХ»

КАФЕДРА ПРИКЛАДНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЗНАНИЙ В ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ

 

Утверждено на заседании кафедры

прикладных информационных технологий

Протокол № 9 от «31» мая 2010г

 

 

Для студентов очной формы обучения

по направлению 010400.62 «Информационные технологии»

 

Разработчик: Соболева И.А., к.с.н., доцент

 

 

 

НОВОСИБИРСК


Раздел 1. Общие положения

Целью выполнения курсовой работы является углубление теоретической подготовки в области технологий представления знаний в информационных системах, а также практическое изучение и освоение существующих методов разработки интеллектуальных информационных систем, основанных на знаниях.

При выполнении курсовой работы студенты, используя знания, полученные в лекционном курсе, должны самостоятельно более глубоко изучить основные теоретические положения, связанные с принципами и моделями описания знаний, а также разработать интеллектуальную информационную систему для автоматизации выбора решений.

Раздел 2. Инструкция по выполнению курсовой работы

Этапы выполнения курсовой работы

· сбор информации по теме теоретической части работы

· систематизация материала, оформление теоретической части работы

· анализ предметной области по выбранной теме, формулирование целей и задач экспертной системы

· разработка динамической базы данных

· проектирование правил логического вывода

· оформление курсовой работы

· подготовка презентации и демонстрации работы системы

· защита курсовой работы

 

Выбор темы курсовой работы

Темы для выполнения курсовой работы определяются в соответствии с порядковым номером студента в списке группы

 

Темы для выполнения курсовой работы определяются в соответствии с последними двумя цифрами зачетной книжки:

Вариант:       ...        
Последние цифры зачетки       ...        
      ...        
      ...        
      ...        
      ...        

 

Студент может предложить свою тему курсовой работы, в этом случае он должен согласовать ее с преподавателем.

Преподаватель консультирует студента по основным вопросам, которые касаются курсовой работы.

РАЗДЕЛ 3.Структура и содержание курсовой работы

Курсовой проект должен соответствовать требованиям внутренних стандартов НГУЭУ. Содержание курсового проекта должно соответствовать дисциплине, преподаваемой в соответствии с государственным образовательным стандартом.

Курсовая работа состоит из следующих частей:

· титульный лист

· содержание

· введение

· теоретическая часть

· практическая часть

· заключение

· список использованных источников

· приложения

Титульный лист

Титульный лист оформляют в соответствии с образцом, приведенном в приложении №1. Титульный лист подписывает автор и руководитель курсового проекта. Фамилии лиц, подписывающих работу, приводятся справа от соответствующих подписей.

Содержание

Содержание включает порядковые номера и наименования основных разделов (при необходимости подразделов) работы, приложений с указанием их обозначения и заголовков. В правой стороне листа указывают номера страниц, с которых начинается та или иная часть работы.

Введение

Во введении необходимо обосновать актуальность разработки экспертной системы в данной предметной области, указать методы и средства реализации проекта

Основная часть

Раздел 1. Реферат по теме теоретической части

Описание проблемы, историческая ситуация – необходимость и возможность ее решения в сложившихся исторических условиях, исследователи, подходы к решению, результаты, значение для науки и практики.

 

Раздел 2. Практическая часть

Заключение

Заключение должно содержать краткое изложение итогов проделанной работы и системно изложенные выводы. В нем необходимо указать возможные области применения полученных результатов и дать обоснование целесообразности дальнейшей разработки тех или иных вопросов, которые не получили в работе своего окончательного решения.

Список литературы

В список литературы включают все использованные при выполнении курсовой работы источники который оформляется как затекстовые ссылки в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления» (см.приложение 2).

Приложения

Материал, дополняющий содержание курсового проекта размещают в приложениях. Это могут быть аналитические таблицы большого формата, графические и справочные материалы, описания алгоритмов и тексты программ, структурные и функциональные диаграммы, другая проектная документация.

Требования к оформлению курсовой работы

Текст работы необходимо подготовить с использованием текстового процессора Microsoft Word. Рекомендуется использовать шрифт Times New Roman (размер шрифта для основного текста 14 pt, интервал 1), выравнивание абзацев «по ширине», размер всех полей – 2 см. Страницы должны быть пронумерованы, в тексте следует выделять подзаголовки (в соответствии с содержанием работы).

Общий объем работы без приложений 20-30 страниц.

ВАРИАНТ 1

Предметная область "Столицы стран разных частей света".

Например: Отношения-факты:

<столица> (<название столицы>, <название государства>, <число жителей столицы>)

<находится> (<название государства>,<название части света>, <площадь государства>).

Отношения-правила: в какой части света находится столица, столица государства с площадью, меньшей заданной величины, какие столицы с миллионным числом жителей находятся в данной части света и т. п.

Отчеты. Получить список всех столиц для каждой части света, подсчитать для них среднее число жителей и найти столицу с максимальным числом жителей.

ВАРИАНТ 2

Предметная область "Расписание движения поездов".

Например: Отношения-факты:

<маршрут> (<номер_маршрута>, <место_отправления>, <место_назначения>, <протяженность>, <время_в_пути>, <время_отправления> <время_прибытия>).

<остановка> (<номер_маршрута>, <место_остановки>, <время_остановки>).

Отношения-правила: остановки заданного маршрута, маршруты, чис­ло остановок которых больше заданного числа, каким маршрутам при­надлежит данная остановка, на какой остановке можно пересесть с одного маршрута на другой и т. д.

Отчеты. Для каждого маршрута получить список остановок и подсчитать их число. Найти маршруты максимальной и минимальной протяженности.

ВАРИАНТ 3

Предметная область "Контроль знаний "

Например: Отношения-факты:

<контрольные вопросы>(<номер>, <текст>,<уровень сложности>).

<правильные ответы>(<номер вопроса>,<номер ответа>, <текст ответа>, <оценка ответа>).

<Неправильные ответы>(<номер вопроса>,<номер ответа>, <текст>, <оценка>).

Отношения-правила должны описать контролирующую программу, в которой задаются вопросы и предлагается меню правильных и неправильных ответов, затем оценивается сделанный обучаемым выбор.

Отчеты. Для каждого вопроса получить список правильных и неправиль­ных ответов, подсчитать их количество. Найти вопросы с максимальным и минимальным уровнем сложности.

 

 

ВАРИАНТ 4

Предметная область "Междугородные переговоры".

Например: Отношения-факты:

<телефон>(<номер__телефона>, <владелец>,<адрес>, <льготы>).

<междугородные__переговоры>(<номер_переговоров>, <телефон_заказчика>, <город>, <вызываемыи_телефон>, <дата>, <продолжительность>, <стоимость>).

Отношения-правила: с какими городами осуществлялись переговоры с данного телефона, кто владелец телефона, продолжительность переговоров с которого больше заданной величины, с какими городами осуществлялись переговоры за последний месяц и т. д.

Отчеты. Для каждого телефона получить список его междугородних переговоров и подсчитать общую продолжительность и стоимость. Найти владельца телефона с наибольшей продолжительностью междугородных переговоров.

 

ВАРИАНТ 5

Предметная область "Управление троллейбусами".

Например: Отношения-факты:

<маршрут> (<номер__маршрута>, <протяженность>,<время_движения>, <число__остановок>).

<остановка> (<номер__остановки>, <название>).

<имеет>(<номер_маршрута>, <номер__остановки>).

<машина>(<номер_машины>, <состояние>, <срок_службы>).

<обслуживает> (<номер_маршрута>, <номер__машины>,<дата>, <начало__движения>,<конец__движения>).

Отношения-правила: остановки заданного маршрута, маршруты, чис­ло остановок которых больше заданного числа, какие машины обслужи­вали заданный маршрут на определенную дату, каким маршрутам при­надлежит данная остановка, на какой остановке можно пересесть с одного маршрута на другой и т. д.

Отчеты. Для каждого маршрута получить список остановок и подсчитать их число, подсчитать число обслуживающих маршрут машин на текущую дату. Найти маршруты максимальной и минимальной протяженности.

 

ВАРИАНТ 6

Предметная область "Аптеки города".

Например: Отношения-факты:

<аптека>(<номер>, <адрес>,<телефон>).

<лекарство>(<шифр>, <наименование>,<группа>).

<аптека_имеет__лекарство> (<номер_аптеки>, <шифр__лекарства>, <количество>, <цена>,<срок годности>).

Отношения-правила: телефон аптеки, имеющей нужное лекарство; в какой аптеке цена на заданное лекарство меньше определенной величи­ны; у каких лекарств превышен срок годности и т. д.

Отчеты. Получить список лекарств в данной аптеке по группам. Подсчитать среднюю цену заданного лекарства в аптеках города.

ВАРИАНТ 7

Предметная область "Кинотеатры города".

Например: Отношения-факты:

<кинотеатр>(<код кт>, <название>, <адрес>,<телефон>, <количество мест>).

<кинофильм>(<код кф>, <название>, <год выпуска>, <режиссер>, <число серий>).

<показывает>(<код кт>, <код кф>, <дата>, <время>, <выручка>).

Отношения-правила: телефон кинотеатра, показывающего нужный фильм; в каких кинотеатрах идут фильмы заданного режиссера и т. д.

Отчеты. Получить список фильмов, идущих в каждом кинотеатре. По каждому фильму в заданном кинотеатре подсчитать общую сумму выручки.

ВАРИАНТ 8

Предметная область "Подписка на газеты и журналы в почтовом отделении".

Например: Отношения-факты:

<издание>(<шифр>, <название>, <тип>,<цена 1 экз>,<число экз в год».

<подписчик>(<ФИО>, <профессия>, <возраст>, <адрес>).

<подписался>(<шифр_издания>, <ФИО>, <дата_начала>, <длительность>, <стоимость>).

Отношения-правила: кто на какое издание подписан, стоимость издания, что за издание - журнал или газета и т. д.

Отчеты. Получить список изданий для каждого подписчика и подсчитать, н какую сумму он подписался.

ВАРИАНТ 9

Предметная область "Кулинария ".

Например: Отношения-факты:

<блюдо>(<номер>, <название>, <рецепт приготовления>).

<продукт>(<номер продукта>, <название>, <единица измерения>,<количество калорий в единице измерения>).

<состав блюда>(<номер блюда>,<номер продукта>,<количество>).

Отношения-правила: какие продукты входят в данное блюдо, в каких блюдах используется данный продукт, какова калорийность каждого продукта, входящего в блюдо, и т. д.

Отчеты. Для каждого блюда получить список необходимых продуктов и подсчитать общую калорийность блюда. Найти продукты с максималь­ной и минимальной калорийностью.

ВАРИАНТ 10

Предметная область "Прием больных в поликлинике".

Например: Отношения-факты:

<Карта пациента>(<Номер>, <ФИО>, <адрес>, <телефон>, <возраст>, <место работы>).

<Врач>(<код врача>, <ФИО>, <специализация>).

<Прием> (<код_врача>, <номер_карты_пациента>, <дата_приема>, <диагноз>, <назначения>, <больничный(да/нет)>).

Отношения-правила: каких врачей прошел пациент за указанный пе­риод времени, какие диагнозы были поставлены пациенту за все время наблюдения, каких пациентов принял врач в течение заданного времени, кому были выданы больничные и т. д.

Отчеты. Получить список пациентов, получавших больничный лист в текущем году, определить их количество. Определить самого старого и самого молодого пациента поликлиники.

ВАРИАНТ 11

Предметная область "Библиотека".

Например: Отношения-факты:

<книга>(<шифр>, <автор>, <название>, <издательство>,<год издания>, <количество страниц>).

<читатель>(<ФИО>, <адрес>, <телефон>,<возраст>, <место работы>).

<учетная карточка>(<ФИО>, <шифр книги>,<дата взятия>, <дата возврата>, <факт возврата(да/нет)>).

Отношения-правила: кто взял заданную книгу, читатели-должники, какие книги читают молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет, каких ав­торов предпочитает данный читатель и т. д.

Отчеты. Получить список читателей. Определить средний возраст читате­лей и количество должников. Для заданного читателя определить коли-чество взятых за определенный период книг.

ВАРИАНТ 12

Предметная область "Преподаватели кафедры ".

Например: Отношения-факты:

<сотрудник>(<код>, <ФИО>, <кафедра>, <должность>, <оклад>, <степень>, <звание>).

<дисциплина>(<шифр>, <название>, <количество часов>).

<читает>(<код сотрудника>,<шифр дисциплины>,<семестр>, <число студентов - слушателей>).

Отношения-правила: степень и звание преподавателя, читающего данную дисциплину, телефон преподавателя кафедры, адрес преподавателя кафедры, какие дисциплины читает преподаватель в данном семестре и т. д.

Отчеты. Получить для каждого преподавателя список читаемых им дисциплин. Определить максимальный, минимальный и средний оклады преподавателей.

ВАРИАНТ 13

Предметная область "Расписание занятий".

Например: Отношения-факты:

<группа>(<номер>, <факультет>,<число студентов>, <староста>).

<дисциплина>(<шифр>, <название>, <количество часов>).

<аудитория>(<номер>, <тип>, <число мест>).

<преподаватель>(<ФИО>, <кафедра>, <телефон>).

<расписание_занятий> (<номер__группы>,

<шифр_дисциплины>, <ФИО>, <номер_аудитории>, <день_недели>, <время>, <числитель/знаменатель>).

Отношения-правила: какие аудитории заняты в данное время, какие аудитории свободны в данное время, расписание занятий в заданное время, где находится преподаватель по расписанию, расписание занятий для заданной группы и т. д.

Отчеты. Получить для каждой группы список студентов и определить число студентов в группе. Осуществить проверку расписания: во всех ли назначенных по расписанию аудиториях хватает мест для студентов группы. Определить аудитории с максимальным и минимальным числом мест.

ВАРИАНТ 14

Предметная область "Мои любимые фильмы".

Например: Отношения-факты:

<фильм>(<название>, <режиссер>, <год выпуска>).

<артист>(<ФИО>, <звание>, <возраст>, <место работы>).

<снимался>(<название фильма>, <ФИО>, <герой>).

Отношения-правила: в каких фильмах снимался данный артист, возраст артистов, занятых на съемках данного фильма, кто из артистов играл в данном фильме указанного героя и какое у него звание, каких артистов предпочитает снимать заданный режиссер и т. д.

Отчеты. Получить список артистов, занятых в данном фильме, и определить их средний возраст. Для каждого режиссера подсчитать число его фильмов.

ВАРИАНТ 15

Предметная область "Книги".

Например: Отношения-факты:

<книга>(<имя автора>, <название>, <жанр>, <год издания>, <издательство>, <число страниц>).

Отношения-правила: роман X, пьеса Y, писатель Z, книги издатель­ства, книги автора, книги определенного года издания и т. д.

Отчеты. Получить списки романов, пьес, повестей и подсчитать для каждой категории среднее число страниц.

 

ВАРИАНТ 16

Предметная область "Стипендия студентов группы".

Например: Отношения-факты:

<студент>(<номер зачетной книжки>, <ФИО>,<группа>).

<успеваемость>(<номер зачетной книжки>,<семестр>,<список из пяти оценок за сессию>).

Отношения-правила: кому предоставляется стипендия, размер стипендий в зависимости от успеваемости и т. д.

Отчеты. Для каждой группы получить список студентов с указанием раз­мера его стипендии, подсчитать общую сумму стипендий в группе, а также средний размер стипендии.

ВАРИАНТ 17

Предметная область "Друзья".

Например: Отношения-факты:

<личность>(<ФИО>, <адрес>, <телефон>, <хобби>, <возраст>, <средний заработок>).

<дружат>(<ФИО>,<ФИО>).

Отношения-правила: кто с кем дружит, телефон друга, адрес друга, общие интересы у друзей, друзья, у которых можно попросить в долг и т. д.

Отчеты. Для каждой личности получить список всех друзей и подсчитать средний возраст.

 

ВАРИАНТ 18

Предметная область "Поставки товаров".

Например: Отношения-факты:

<поставщик>(<номер>, <фирма>, <адрес>, <телефон>,<ФИО>).

<товар>(<номер товара>, <название>, <единица измерения>).

<поставки>(<номер поставщика>,<номер товара>,<количество>, <цена>, <дата поставки>).

Отношения-правила: какие товары поставляет заданный поставщик и по какой цене, телефон поставщика, цены на заданный продукт у разных поставщиков.

Отчеты. Для каждого продукта получить список поставщиков, определить их количество, максимальную и минимальную цену продукта.

ВАРИАНТ 19

 

Предметная область "Студенты группы".

Например: Отношения-факты:

<студент>(<ФИО>, <группа>).

<успеваемость>(<ФИО>, <группа>, <дисциплина>, <семестр>, <оценка>).

Отношения-правила: студенты - "отличники", студенты - "хорошисты", успеваемость в группе, успеваемость по каждому предмету, изучаемые дисциплины.

Отчеты. Получить ведомость экзамена по некоторой дисциплине для задан ной группы, подсчитать средний балл для оценок выбранного экзамен' Подсчитать число "отличников", "хорошистов" в группе.

 

ВАРИАНТ 20

Предметная область "Студенты группы".

Например: Отношения-факты:

<студент>(<номер зачетной книжки>, <ФИО>,

<группа>, <год рождения>,

<адрес места жительства>, <язык>).

Отношения-правила: X старше Y, студенты одной группы NG, студенты, изучающие английский язык и т. д.

Отчеты. Получить списки студентов для каждой группы, подсчитать для каждой группы число студентов в ней, число изучающих английский язык.

 

Раздел 5. Критерии и процедура оценки курсовой
работы

Курсовая работа оценивается по 100-бальной шкале.

Распределение баллов по отдельным позициям оценки курсовой работы:

Элементы оценки этапов курсовой работы Содержание элементов оценки Оценочные баллы сто бальной шкалы
  Содержательная часть курсовой работы Раскрытие темы теоретической части курсовой работы, логичность изложения, наличие выводов и обобщений от 0 до 20
Широта обобщения литературы по теме работы от 0 до 10
Анализ предметной области от 0 до 10
Разработка динамической базы данных от 0 до 10
Разработка алгоритмов логического вывода алгоритма от 0 до 10
Сложность разработанных алгоритмов логического вывода (использование рекурсии, работы со списками, структур данных)   от 0 до 20  
Правила оформления текста курсовой работы Соответствие текста работы установленным требованиям. от 0 до 15
График выполнения курсового проекта Фактические даты начала и окончания этапов должны соответствовать графику выполнения курсовой работы, утвержденному руководителем.     от 0 до 5

Общая сумма баллов, слагаемая из количества баллов за каждый элемент курсовой работы, переводится в традиционную «четырехбальную» шкалу следующим образом:

Приложение 1

 

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ – «НИНХ»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Представление знаний в информационных системах»

на тему:

 

___________________________________________________

 

  Выполнил: студент группы ________ № зачетной книжки ______________ Ф.И.О. _________________________   Проверил: _______________________   Оценка: _________________________   Дата: ____________________________    

 

Новосибирск


Приложение 2

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ - «НИНХ»

КАФЕДРА ПРИКЛАДНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.096 с.)