Максимизация прибыли конкурентной фирмы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Максимизация прибыли конкурентной фирмы.



  1. Сущность экономических категорий «доход» и «прибыль».

 

Рассмотрев издержки производства, перейдем к анализу таких категорий как доход фирмы и прибыль фирмы. Главной целью деятельности любой фирмы является максимизация дохода - прибыли. С точки зрения факторного распределения доходов, доходом, получаемым за использование такого фактора производства как предпринимательская деятельность, является прибыль. Вместе с тем, с точки зрения экономического анализа категории «прибыль» и «доход» не являются синонимами.

Доход фирмы (валовой доход) – выручка, полученная от реализации продукции фирмы. Так же как и в случае с издержками различают валовой (общий, совокупный) доход, средний и предельный доход.

Прибыль – разница между валовым доходом и валовыми издержками, т.е. это своего рода чистый доход фирмы. Обозначим ее как принято в большинстве учебников - π.

Принято различать экономическую и бухгалтерскую прибыль. Приведенное определение является определением бухгалтерской прибыли; можно также сказать, что бухгалтерская прибыль определяется как разница между доходом от реализации и бухгалтерскими издержками. Экономическая прибыль – разница между валовым доходом и экономическими издержками, которые, как мы помним, представляют собой сумму бухгалтерских и альтернативных издержек. Таким образом, экономическая прибыль отличается от бухгалтерской на сумму альтернативных (неявных, вмененных) издержек. Поясним на примере. Допустим, в экономике имеет место такое распределение ресурсов, что все фирмы, функционирующие во всех отраслях, получают примерно одинаковую прибыль. Это значит, что эти фирмы получают нулевую (нормальную) экономическую прибыль. Такая прибыль позволяет им покрывать издержки, развивать производство, осуществлять инвестиции и т.д., т.е. нормально функционировать. Таким образом под нормальной (нулевой) прибылью в экономической теории принято понимать удерживающий доход. Если же вдруг в какой-то отрасли по причине, например, стремительного роста цен, прибыль начала расти выше нормального уровня, это будет означать, что фирмы в этой отрасли получают экономическую прибыль, (их прибыль выше в сопоставлении с другими отраслями).

Валовой доход определяется по формуле: TR = P•Q (total revenue), т.е. равен произведению цены реализованных единиц продукции на их количество. Поскольку рыночная цена товара является функцией спроса, кривая рыночного спроса на продукцию фирмы является кривой ее среднего дохода. Средний доход - доход на единицу продукции: AR = TR / Q (average revenue). Предельный доход – прирост валового дохода, связанный с реализацией дополнительной единицы продукции: MR = ∆TR / ∆Q = ∆(PQ) / ∆Q = P (marginal revenue).

Итак, нашей задачей теперь является определение условия максимизации прибыли фирмы. Эта задача решается по-разному в зависимости от того, каковы условия функционирования фирмы, т.е. в зависимости от того, на каком рынке данная фирма действует. В связи с этим рассмотрим типы рыночных структур.

  1. Типы рыночных структур.

Рыночная структура (модель рынка) – совокупность признаков рыночной организации, предопределяющих особенности взаимодействия фирм, способ установления цены и объема производства.

Главными критериями классификации рыночных структур являются число продавцов и покупателей, степень монополизированности рынка, наличие/отсутствие входных барьеров, характер поведения фирм, степень дифференцированности продукции. С этих позиций выделяют четыре основных типа рыночных структур:

1. Рынок совершенной (чистой) конкуренции – модель рынка, для которой характерны следующие черты: ценовая конкуренция, отсутствие контроля над ценами со стороны продавцов, наличие большого числа продавцов и покупателей (атомизация рынка), стандартизированная (однородная) продукция, полная прозрачность и доступность рыночной информации, отсутствие входных и выходных барьеров, автономность поведения фирм. Последнее означает, что в решениях, принимаемых фирмами, не учитывается реакция конкурентов.

2. Рынок чистой монополии – чертами этого типа рынка являются: полная концентрация рыночного предложения в руках единственного производителя – монополиста, уникальная (не имеющий аналогов и заменителей) продукция, входные барьеры (экономические, обусловленные в первую очередь эффектом масштаба, и юридические – патенты, лицензии и пр.), полный контроль монополиста над ценами.

3. Олигополистический рынок – его характеристиками являются: ограниченное число фирм на рынке (разделивших между собой сферы влияния), высокая степень концентрации производства, наличие входных барьеров, однородная (чистая олигополия) или дифференцированная (дифференцированная олигополия) продукция, стратегическое поведение фирм. Стратегическое поведение фирм – это принципиальная характеристика олигополии, подразумевающая формирование конкурентной стратегии фирм с учетом реакции со стороны конкурентов вследствие высокой степени взаимозависимости фирм. На этой черте олигополии строятся, в сущности, все теории олигополии.

4. Рынок монополистической конкуренции – тип рыночной структуры, имеющий общие черты с одной стороны с совершенной конкуренцией, с другой – с монополией. Ее основными признаками выступают: достаточно большое число продавцов, наличие незначительного контроля с их стороны, отсутствие входных барьеров, высокая степень дифференцированности продукции, отсутствие стратегического поведения.

Олигополию и монополистическую конкуренцию принято объединять под общим названием рынка несовершенной конкуренции.

В некоторых источниках можно встретить утверждение, согласно которому рынки совершенной конкуренции и монополии являются идеальными (не имеющими места в реальной действительности) рыночными структурами, в то время как олигополия и монополистическая конкуренция – реальные структуры. На самом деле, совершенная конкуренция и монополия хоть и нечасто, но все же встречаются в реальной действительности (так, совершенно конкурентными можно назвать рынок ценных бумаг и рынок сельскохозяйственной продукции, а монополией традиционно являются предприятия общественного пользования), поэтому их изучение имеет не только теоретическое значение.

Рыночное поведение фирм, действующих в условиях разных рынков, существенно различается. В связи с этим имеет смысл проанализировать поведение фирм, находящихся в условиях совершенной конкуренции, монополии, монополистической конкуренции и олигополии, чему посвящены следующие темы.

  1. Совершенно конкурентная фирма в краткосрочном периоде. Правило максимизации прибыли конкурентной фирмы.

Рассмотрим фирму, действующую в условиях совершенной конкуренции (конкурентную фирму) с позиций анализа спроса и предложения.

Для фирмы, действующей в условиях совершенной конкуренции, предельный доход равен цене, т.е. за каждую единицу проданного товара фирма получит сумму, равную его рыночной цене вне зависимости от объема выпуска. Более того, предельный доход равен среднему доходу: P = MR = AR. На графике кривая предельного дохода фирмы принимает форму прямой и совпадает с прямой цены (рис.63):

 

 

P

 

P' MR

 

 

Q

Рис. 63 – Предельный доход конкурентной фирмы

 

Таким образом, конкурентные фирмы, не имея возможности продавать продукцию по тем ценам, по которой им хотелось бы, вынуждены принимать установившиеся на рынке цены, т.е. они являются «принимающими цены» (price taker). В связи с этим поведение фирмы на конкурентном рынке заключается в том, чтобы приспосабливаться к ситуации, складывающейся на рынке.

В условиях совершенной конкуренции спрос на продукцию фирмы абсолютно эластичен. Это является следствием такого важного условия соверешенной конкуренции как однородность (стандартизированность) продукции, а также одинаковой цены каждой единицы продукции. Следовательно, кривая спроса на продукцию фирмы является прямой, параллельной оси абсцисс. Однако следует иметь в виду, что это не распространяется на рыночный спрос в целом.

P P

 

S

 

P' df

 

D

а) Q б) Q

Рис. 64 – Рыночный спрос (а) и спрос на продукцию фирмы(б) в условиях совершенной конкуренции

 

Таким образом, в условиях совершенной конкуренции максимизация прибыли фирмы связана только с выбором объема производства (предложения).

Так какой же объем производства обеспечит фирме максимальную прибыль (другими словами, при каком Q прибыль фирмы максимизируется)? В микроэкономике известны два принципа максимизации прибыли:

1. Принцип сравнения валового дохода и валовых издержек. Максимальная прибыль будет получена фирмой, когда дополнительно реализуемая единица продукции не даст более приращения прибыли, т.е. Δ π /ΔQ = 0.

Т.к. π = TR-TC, то Δ π /ΔQ = ∆TR/∆Q - ∆TC/∆Q, значит

∆TR/∆Q = ∆TC/∆Q

где ∆TR/∆Q – угловой коэффициент кривой валового дохода;

∆TC/∆Q – угловой коэффициент кривой валовых издержек.

Следовательно, прибыль фирмы максимизируется при таком объеме производства, для которого наклон кривой валового дохода равнее наклону кривой валовых издержек.

2. Принцип сравнения предельного дохода и предельных издержек. При этом способе используются те же исходные данные, однако, уравнение ∆TR/∆Q = ∆TC/∆Q получает дальнейшее развитие:

т.к. ∆TR/∆Q = MR, а ∆TC/∆Q = MC, то MR = MC.

Условием максимизации прибыли фирмы является такой объем производства, при котором соблюдается равенство предельного дохода и предельных издержек.

Следует отметить, что это правило максимизации прибыли фирмы является универсальным и действует на любом рынке, однако со своими особенностями. В некоторых ситуациях (как будет показано позже) оно становится правилом минимизации убытков.

Вернемся на рынок совершенной конкуренции и построим модель равновесия фирмы. Поскольку кривая спроса горизонтальна, модель равновесия фирмы будет иметь следующий вид:

AC

C,R MC

AVC

 

А В MR

 

Q

Q1 Q'

Рис. 65 – Равновесие фирмы на рынке совершенной конкуренции

Таким образом, равновесный выпуск для конкурентной фирмы достигается при условии: P = MR = MC = AC.

Однако легко заметить, что на графике мы получили две точки пересечения кривых MR и MC. При этом каждая дополнительная единица продукции будет приносить доход, превышающий затраты, т.е. MR > MC на отрезке от А до В – любой объем производства на этом отрезке безубыточен. Равновесной же будет является только точка В, поскольку в точке А, несмотря на то, что деятельность фирмы безубыточна, есть возможность для увеличения прибыли за счет расширения производства (Q' > Q1). Прибыль, достигнув своего максимума в точке В, затем начнет неуклонно снижаться, т.к. издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции станут превышать доход, полученный от ее реализации.

Конкурентная фирма в зависимости от рыночной конъюнктуры выбирает один из трех возможных вариантов (здесь следует отметить, что поскольку на практике обычно довольно сложно определить величину предельных издержек, для анализа используются средние издержки):

1. Фирма максимизирует прибыль. Это может произойти только в ситуации, когда сложившаяся на рынке цена превышает средние издержки фирмы: P>ACmin, т.е. когда фирма получает нормальную прибыль. Чтобы ее максимизировать, производитель станет наращивать объем производства до тех пор, пока предельный доход не сравняется с предельными издержками.

C,R MC

 

A B P=MR

 

 

AC

D C

 

Q

Рис. 66 – Максимизация прибыли конкурентной фирмы

 

2. Фирма минимизирует убытки. Такое поведение фирмы возможно, если цена сложилась на уровне: AVCmin < P < ACmin. В этом случае фирма не получает нормальной прибыли, т.е. терпит убытки. Однако прекращения производства оказывается для нее еще более убыточно, чем его продолжение. Действительно, если фирма продолжит производство она, хоть и не получит прибыль, однако полностью покроет переменные издержки и частично постоянные; если она прекратит производство, то потерпит убытки в размере постоянных издержек. Поэтому с наибольшей вероятностью можно утверждать, что фирма выберет производство, минимизируя таким образом убытки. Рис. 67 иллюстрирует ситуацию минимизации убытков. Заштрихованная площадь на нем (АВСD) соответствует величине убытков. При этом следует обратить внимание на прямоугольник ABEF – это убытки фирмы, которые она потерпела бы в случае закрытия.

C, R

MC

AC

A B

       
   
 
 


C D P=MR

AVC

E F

 

Рис. 67 – Минимизация убытков конкурентной фирмы

 

3. Фирма сворачивает производство. Если рыночная цена на продукцию фирмы упала ниже средних переменных издержек (P<AVCmin), то фирме не следует более продолжать производство, т.к. она не покроет даже текущие расходы при любом объеме производства. Этот случай изображен на рис. 68.

 

 

C,R MC

AC

 

AVC

 

P=MR

 

 

Q

Рис. 68 – Положение закрытия фирмы

 

Таким образом, поведение фирмы зависит от соотношения между рыночной ценой и средними издержками. Тем не менее, принципом максимизации прибыли является равенство цены предельным издержкам (МС=Р). Все точки оптимального объема производства лежат на кривой предельных издержек выше минимальных значений средних переменных издержек. Этот участок кривой предельных издержек, расположенный выше минимальных значений средних переменных издержек, формирует кривую предложения фирмы (рис. 69).

С MC AVC

 

Q

Рис. 69 – Кривая предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде

 

Кривая предложения конкурентной фирмы имеет восходящий наклон (т.к. МС растут по мере роста Q) и зависит от таких факторов как: число фирм в отрасли, средний размер фирм, цены переменных ресурсов, технология.

  1. Долгосрочное равновесие конкурентной фирмы.

 

Особенность установления долгосрочного равновесия заключается в том, что в долгосрочном периоде фирма может изменить все факторы производства или даже покинуть отрасль, а новые фирмы могут в нее вступить. Так как постоянных издержек в долгосрочном периоде не существует, используется только понятие «средние издержки». Рассмотрим, как устанавливается долгосрочное равновесие (рис.70).

Предположим, что рыночный спрос на продукцию возрос, что вызывает смещение кривой спроса с положения D до D1, а равновесная цена возрастет с Р до Р1. Предложение каждой фирмы возрастет соответственно до q1, а рыночное предложение – до Q1. Цена Р1 превысит минимальные средние долгосрочные издержки LRACmin, что означает, что фирмы будут получать экономическую прибыль. Это обстоятельство привлечет в отрасль новые фирмы, что вызовет рост рыночного предложения. Допустим, что оно возросло до уровня S2, результатом чего станет падение рыночной цены ниже LRACmin до уровня Р2. Тогда производство станет убыточным, и фирмы начнут покидать рынок. Следствием этого станет вновь возросшая цена и, соответственно, предложение, поднявшееся до уровня S3. В конечном счете после серии колебаний рыночного предложения цены вернутся к первоначальному уровню Р, а новое долгосрочное равновесие установится в точке, соответствующей Q3. При таком рыночном равновесии прибыль любой фирмы отрасли вновь станет нормальной: π = (P-LRACmin)Q = 0 при равновесном выпуске q. Отсутствие экономической прибыли сделает отрасль не более привлекательной, чем другие, а значит, приток в нее новых фирм прекратится, в то же фирмы, функционировавшие в отрасли, не станут ее покидать (заметим, что Q3>Q, т.е. некоторые из вновь прибывших фирм остались в отрасли).

LRMC

P LRAC S1

S3

P1 S2

 

P

 

P2

 

 

D D1

 

q q1 Q Q1 Q3

Рис. 70 – Модель долгосрочного равновесия

 

Таким образом установится долгосрочное равновесие, что означает, что фирмы производят с минимальными долгосрочными средними издержками и не получают экономической прибыли.

Кривая долгосрочного предложения конкурентной фирмы (как и в краткосрочном периоде) представляет собой часть восходящего отрезка кривой ее долгосрочных предельных издержек, лежащую выше точки пересечения с кривой долгосрочных средних издержек.

Следует отметить, что не все фирмы отрасли будут получать только нормальную прибыль: некоторые, имеющие по каким-то причинам более низкие издержки, все же будут получать экономическую прибыль. В этом случае она принимает форму «экономической ренты».

  1. Равновесие конкурентной отрасли.

 

Мы рассмотрели равновесие конкурентной фирмы. Рассмотрим теперь рыночное равновесие или долгосрочное равновесие конкурентной отрасли – совокупный объем производства всех фирм отрасли.

Чисто теоретически можно предположить, что кривая рыночного предложения формируется как сумма кривых предложения отдельных фирм. Однако это справедливо лишь для краткосрочного периода, т.к. в долгосрочном периоде можно с большой вероятностью прогнозировать изменение цен на факторы производства. Причиной тому послужит то обстоятельство, что рост рыночного предложения спровоцирует рост спроса на переменные факторы, а дополнительный спрос в свою очередь, скорее всего, повысит цены. Поэтому положение кривой рыночного предложения в долгосрочном периоде будет зависеть от того, как изменение объема производства в отрасли изменило цены факторов. В связи с этим различают три типа отраслей:

1. Отрасль с постоянными издержками – цены на ресурсы не меняются под влиянием предложения и сохраняются на уровне долгосрочных минимальных средних издержек. Следовательно, кривая рыночного предложения – горизонтальная прямая.

2. Отрасль с растущими издержками – если увеличение рыночного предложения вызовет рост цен на ресурсы, а, следовательно, издержек, то кривая LRAC сместится вверх, а кривая МС – влево. Новая кривая рыночного предложения будет иметь наклон вверх.

3. Отрасль со снижающимися издержками – если рост рыночного предложения вызовет снижение цен на ресурсы (что, на самом деле, большая редкость), то кривые издержек фирм сместятся вниз и равновесие установится в точке, соответствующей LRACmin. В этом случае равновесная цена будет снижаться с ростом производства, а кривая рыночного предложения приобретет наклон вниз.

 

Вопросы и задания.

Вопросы для обсуждения

1. Дайте определение категориям «доход» и «прибыль». Что такое бухгалтерская и экономическая прибыль? Что такое нормальная прибыль?

2. Раскройте категории валовой, средний, предельный доход.

3. Приведите классификацию типов рыночных структур. Дайте характеристику каждому из них.

4. Чему равен предельный доход фирмы, действующей в условиях совершенной конкуренции? Почему?

5. Какие принципы используются для определения объема производства, максимизирующего прибыль? В чем суть правила равенства предельных издержек предельному доходу?

6. В каких ситуациях конкурентная фирма максимизирует прибыль, минимизирует убытки, сворачивает производство? Проиллюстрируйте их графически.

7. Что представляет собой график кривой предложения фирмы в краткосрочном периоде?

8. Охарактеризуйте долгосрочное равновесие фирмы. Постройте кривую долгосрочного предложения.

9. Как устанавливается равновесие в конкурентной отрасли?

Задачи, упражнения, тесты

1. Указать, в какие издержки производства входит нормальная прибыль:
а) вообще не входит.

б) явные

в) переменные

г) постоянные

д) неявные.

2. Что относится к условиям совершенной конкуренции?

а) Ограниченность информации.

б) Отсутствие товаров-комплиментариев.

в) Вход на рынок и выход из него затруднен.

г) Свободное ценообразование,

д) Дифференцированные товары.

3. Стремящаяся к максимизации прибыли конкурентная фирма должна придерживаться такого объема производства, при котором:

а) она может установить максимальную цену

б) средние издержки минимизируются

в) предельные издержки равны предельному доходу

г) предельные издержки равны средним издержкам.

4. Зависимость валовых издержек конкурентной фирмы от объема выпуска представлена в таблице:

Q            
ТС            

Ответьте на следующие вопросы:

а) Будет ли фирма производить продукцию в краткосрочном периоде при цене в 10 долл.? Если да, будет ли получать прибыль и при каком Q она будет максимальной? Какова величина получаемой прибыли?

б) Как изменяться валовой и предельный доход, если цена возрастет до 15 долл.? Будет ли фирма получать прибыль при такой цене? Если да, то каким должен быть объем производства, чтобы ее максимизировать?

в) Что произойдет, если цена упадет до 8 долл.? Как поведет себя фирма в этом случае: покинет отрасль или продолжит производство? Если она будет производить дальше, какой выберет Q?

г) Ответьте на те же вопросы, предположив, что рыночная цена упадет до 5 долл.

5. В точке рыночного равновесия конкурентной фирмы:

а) Р = МС

б) Р = АС

в) Р = МU

г) верны ответы (а) и (б)

д) верны ответы (а) и (в)

6. Предположим, что в совершенно конкурентной отрасли работают 1000 одинаковых фирм. Зависимость их валовых издержек от объемов выпуска представлена в таблице:

Q            
ТС            

В следующей таблице представлена кривая рыночного спроса на продукцию этих фирм:

Р        
QD        

Ответьте на вопросы:

а) Чему равна равновесная цена?

б) Какой объем продукции производит каждая из фирм?

в) Каким будет поведение фирм в долгосрочном периоде – станут ли они покидать отрасль или новые фирмы будут в нее вступать?

7. Предельные издержки конкурентной фирмы равны 30 долл.. Рыночная цена на ее продукцию сложилась на уровне 50 долл.. Какую линию поведения следует выбрать фирме?

а) придерживаться объема производства, для которого разница между рыночной ценой и средними общими издержками максимальна

б) поднять объем производства до уровня, при котором МС=50

в) установить цену выше 50 долл., сохранив при этом прежний объем производства

г) придерживаться объема производства, при котором средние общие издержки минимальны.

8. В таблице приведены общие издержки конкурентной фирмы:

Q            
TC            

Ниже какого уровня должна опустится цена на продукцию фирмы, чтобы она вынуждена была прекратить производство?

9. Цена пшеницы 4 долл. за бушель. Если фермер продает пшеницу на совершенно конкурентном рынке, то его предельный доход за 1 бушель будет меньше 4 долл.. Верно ли данное высказывание?

10. Зависимость валовых издержек конкурентной фирмы от объема выпуска представлена в таблице:

Q            
ТС            

Рассчитайте для каждого объема продукции АС, AVC, МС и ответьте на следующие вопросы:

а) Выше какого уровня должна установиться рыночная цена, чтобы фирма получала экономическую прибыль?

б) В каких пределах должна находится рыночная цена, чтобы фирма продолжила производство с целью минимизации убытков?

в) Ниже какого уровня должна упасть рыночная цена, чтобы фирма свернула производство?

11. Какой спрос более эластичен в конкурентной отрасли – спрос на продукцию отдельной фирмы или рыночный спрос?

а) Спрос на продукцию отдельной фирмы более эластичен

б) Рыночный спрос более эластичен, чем спрос на продукцию отдельной фирмы

в) Нельзя однозначно сказать, что рыночный спрос или спрос на продукцию отдельной фирмы эластичнее, все зависит от конкретного рынка

г) Оба спроса неэластичны.

12. В совершенно конкурентной отрасли действуют 20 одинаковых фирм с постоянными долгосрочным издержками. Предельные издержки в краткосрочном и долгосрочном периодах одинаковы у всех фирм и заданы уравнением: МС = q2-12q+36. Рыночный спрос задан уравнением: Р = 189-Q и в краткосрочном и долгосрочном периодах. Средние издержки минимизируются в краткосрочном периоде при выпуске q=8; в долгосрочном – q=9. Можно ли утверждать, что отрасль находится в состоянии долгосрочного равновесия? Что произойдет, если в отрасль проникнут фирмы, которые предложат продукцию по цене, равную 5?

Монополия и Монопсония.

Рыночная власть.

  1. Характерные черты монополии.

 

Монополия – это модель рынка, основными характеристиками которой являются концентрация рыночного предложения в руках одного продавца, отсутствие товаров-субститутов, входные барьеры для вступления в отрасль.

Стремительное развитие монополий (трестов) началось в конце XIX века в развитых странах мира, главным образом, в отраслях добывающей промышленности, транспорта и коммуникаций, тяжелой промышленности. Они возникали (и продолжают возникать и в настоящее время) в основном путем слияний, т.е. объединений компаний. Причиной слияний является то, что они позволяют существенно увеличить рыночную долю и добиться положительного эффекта масштаба (эффект масштаба как причина существования монополии будет рассмотрен позднее). При этом различают разные типы слияний. Горизонтальное слияние предполагает объединение компаний, занятых в одной отрасли (на одном рынке), т.е. компаний-конкурентов. Вертикальное слияние – слияние компаний, функционирующих в одной отрасли, но на разных стадиях производственного процесса. Конгломератное слияние - объединение компаний из разных отраслей, технологически не связанных между собой.

В качестве основных источников монопольной власти обычно выделяют:

1. Юридические, т.е. исключительные права на ведение данного вида деятельности. Они могут, во-первых, предоставляться государственными и местными органами (деятельность в сфере коммунального хозяйства), либо коммерческими организациями (франшиза – монопольное право, предоставляемое одной фирмой другой на проведение определенной деятельности), во-вторых, обеспечиваться законодательством в сфере авторского права (патенты, лицензии на изобретения). Так в США действует законодательство, согласно которому изобретатель сохраняет юридически закрепленные исключительные права на свои изобретения в течение 17 лет. Именно это обстоятельство сыграло ключевую роль в становлении таких гигантов как «Ксерокс», «Ай-би-эм», «Майкрософт»[3].

2. Экономические, которые, в свою очередь, подразделяются на:

а) Эффект масштаба – в некоторых сферах деятельности наблюдается устойчивый положительный эффект масштаба; в таком случае ценовая конкуренция приводит к тому, что в отрасли остается только одна фирма, способная обеспечить минимальные долгосрочные средние издержки. Примером может служить тяжелое машиностроение, алюминиевая, сталелитейная отрасли промышленности, которые практически во всех странах представлены одной компанией-производителем.

б) Контроль над ресурсами – фирма, обладающая монопольным правом на производство какого-то ресурса, автоматически может блокировать для других фирм производство товара, для которого необходим этот ресурс. Так, некоторые транснациональные корпорации удерживают свое монопольное положение именно благодаря контролю над основными источникам сырья, например, компания «Де Бирс», владеющая большинством мировых алмазных рудников[4].

в) Предпочтения потребителей – гипотетически существование монополии может быть обусловлено тем, что потребители отдают устойчивое предпочтение продукции только одной торговой марки.

Монополия может быть также вызвана нечестной конкуренцией на рынке.

В зависимости от источника монопольной власти выделяют различные типы монополии:

1. Закрытая монополия возникает, если монопольное положение защищено законодательно.

2. Открытая монополия связано с инновационными разработками: на какое-то время фирма оказывается единственным производителем уникального товара – собственной инновации.

3. Естественная монополия – описанный выше случай устойчивого положительного эффекта масштаба. Другими словами, издержки в данной отрасли настолько высоки, что только очень большая фирма может их покрыть. Если продукция такой фирмы является жизненно-необходимой, она попадает под патронаж государства, главной целью которого выступает защита прав потребителей (железнодорожный транспорт, коммунальное хозяйство, системы электроснабжения и телекоммуникаций).

4. Монополия покупателя – монопсония – здесь монопольная власть концентрируется в руках покупателя. Однако, по понятной причине, эту власть он использует несколько иначе, чем монополист: монополист стремится продать подороже, монопсонист – купить подешевле. В этом заключается по сути единственное принципиальное отличие монополии от монопсонии. Примером монопсонии может служить локальный рынок труда, где функционирует единственная фирма-работодатель, покупающая труд.

5. Двусторонняя монополия – ситуация на рынке, где присутствует единственный продавец и единственный покупатель. Т.к. оба обладают рыночной властью, цена и объем производства будет зависеть от их способности вести переговоры и степени информированности друг о друге.

 

  1. Максимизация прибыли монополиста. Краткосрочное равновесие.

 

Решающее различие между совершенно конкурентной фирмой и фирмой-монополистом заключается в рыночном спросе. Поскольку в условиях монополии одна фирма представляет всю отрасль, кривая спроса на ее продукцию равнозначна рыночной кривой спроса в условиях совершенной конкуренции, т.е. имеет нисходящий наклон. Это объясняется в первую очередь тем, что монополист может увеличить свои продажи, только снижая цену, поскольку действует закон убывающей предельной полезности. Именно различием кривых спроса на продукцию фирмы обусловлены различия между производством в условиях чистой конкуренции и в условиях чистой монополии. Напомним, что предельный доход конкурентной фирмы постоянен и равен цене продукции. В отличии от нее цена монополиста превышает предельный доход.

На рис. 71 показана кривая спроса на продукцию монополиста: монополист, желающий продать четвертую единицу товара, вынужден снизить цену с 5 до 4. Однако эта цена будет распространяться не только на четвертую единицу, а на все. Поэтому увеличение валового дохода будет равно приращению дохода за счет продажи четвертой единицы товара (предельного дохода) – площадь А - минус доход, потерянный от снижения цены трех предыдущих единиц – площадь В. Становится очевидно, что предельный доход будет сокращаться от продажи каждой последующей единицы товара. Поэтому кривая предельного дохода тоже имеет нисходящий наклон, но более крутой, чем наклон кривой спроса.

 

P D

 

 

4 B

2 A

 

1 2 3 4 5 Q

Рис.71 – Кривая спроса на продукцию монополиста

 

Другим принципиальным отличием монополиста от совершенного конкурента является тот факт, что в отличие от принимающей цену конкурентной фирмы монополист может диктовать цену (price maker). Таким образом, если конкурентная фирма принимает решение только об объеме производства (объеме предложения), то монополист должен принять решение и об объеме производства и об уровне цены. При этом объем производства будет сознательно ограничиваться монополистом, т.к. при его увеличении, как мы убедились, цена станет падать.

Обобщая, можно сказать, что перед монополистом стоят две задачи:

1. найти такой объем производства (Q), при котором прибыль максимизируется (как известно, это объем производства, при котором MR=MC);

2. найти такую цену (Р), которая будет соответствовать цене спроса при объеме производства, равном Q.

Для решения первой задачи монополист руководствуется правилом MR=MC. При этом объем предложения монополиста оказывается меньше конкурентного предложения.

Назначая цену, он руководствуется формулой, которую можно получить математически из правила максимизации прибыли:

Р = МС / (1 + 1/ED) (в американской практике получившей название правила «большого пальца»).

Монополист назначает цену, превышающую предельные издержки производства на величину, обратно пропорциональную эластичности спроса. Такая монопольная цена больше предельных издержек и предельного дохода: Р>MR=MC, значит она больше конкурентной цены (за исключением случая, когда ED=∞). Однако она, вопреки бытующему мнению, не является самой высокой ценой из всех возможных. Она является ценой, оптимальной с точки зрения максимизации прибыли. Такая цена обеспечивает монополисту получение сверхприбыли.

Так мы получаем модель краткосрочного равновесия монополиста (рис.72): точка равновесия М', которая соответствует равновесному объему производства QМ (где MR=MC) и равновесной цене РМ, соответствующей цене. При этом РМ>MR=MC

 
 


A

MC

 

PM M'

E

PE

М

MR D

QM QE

Рис. 72 – Краткосрочное равновесие монополиста

 

Рыночная власть монополии часто толкуется не вполне правильно – существует ряд заблуждений относительно поведения монополиста. Во-первых, (об этом уже говорилось выше) принято считать, что монополист всегда назначает самую высокую цену. Это не так: цена монополиста максимальная, а максимально эффективная, т.е. обеспечивающая максимальную прибыль. Во-вторых, часто ошибочно считается, что сам факт обладания монопольной властью уже гарантирует получение прибыли. Это тоже не так, т.к. в некоторых случаях (в случае сокращения спроса, допустим) монополист может терпеть убытки. Наконец, в третьих, ошибочно мнение о том, что монополист стремится к максимизации средней прибыли (прибыли на единицу продукции). На самом деле монополист стремится к максимизации валовой (совокупной, общей) прибыли. Он предпочтет продать 5 единиц продукции по цене 28 долл., в результате чего получит 140 долл., чем 4 единицы по цене 32 долл. ради прибыли в 128 долл..[5]

 

  1. Долгосрочное равновесие монополиста.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.8.110 (0.147 с.)