Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Средневековое миротолкование.↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
КЭ.А.01 Отрасль 25.00.00 «Науки о Земле»
Санкт-Петербург Программа составлена на основе программы – минимум кандидатского экзамена по истории и философии науки, разработанной Институтом философии РАН при участии ведущих специалистов из МГУ им. М.В.Ломоносова, СПбГУ и одобренной экспертным советом Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ.
Составители: доктор философских наук, профессор М.Г. Лазар. Кандидат философских наук, доцент О.А.Канышева Кандидат философских наук, доцент И.И.Авксентьевский
Рассмотрено на заседании кафедры социально-гуманитарных наук «___» ________ 20__ г., протокол № _____.
Заведующий кафедрой социально-гуманитарных наук ______________________________ кандидат исторических наук, доцент А.А. Алимов
Рецензент: Пигров К.С., доктор философских наук, профессор философского факультета СПбГУ
Утверждено на заседании Ученого совета РГГМУ «____» ____________ протокол № ____
Секретарь Ученого совета ________________ Г.М. Веретенникова
ВВЕДЕНИЕ Настоящая программа философской части кандидатского экзамена по курсу "История и философия науки" предназначена для аспирантов и соискателей отрасли 25.00.00 – «Науки о Земле». Она представляет собой введение в общую проблематику философии науки. Наука рассматривается в широком социокультурном контексте и в ее историческом развитии. Особое внимание уделяется проблемам кризиса современной техногенной цивилизации и глобальным тенденциям смены научной картины мира, типов научной рациональности, системам ценностей, на которые ориентируются ученые. Программа ориентирована на анализ основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе ее развития и получение представлений о тенденциях исторического развития науки. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Разделы дисциплины Раздел 1. Исторические образы науки. Свершения науки Нового времени.
Раздел 2. Методология и теория науки. История методологии наук о Вселенной, о Земле, о жизни, о человеке и обществе.
Раздел 3. Социально-этические проблемы науки. Классификация современных наук.
Раздел 1. Исторические образы науки. Свершения науки Нового времени. Философия и наука Философия как искусство мыслить. Формы мышления – понятие, суждение, умозаключение. Отношение мысли, речи и предмета. Философия как деятельность: предмет, метод, деятель, цель. Разнообразие сущего. Что такое мир? Бытие как общее для всего сущего. Основные философские вопросы о бытии сущего. Рефлексия и саморефлексия, толкование и самотолкование. Необходимость саморефлексии (самотолкования) для проникновения в сущность предмета. Доказательность философской мыслящей речи. Сравнение философии с родственными видами деятельности: искусством, религией. Общность предмета философии, религии и искусства и различие в методе: доказательное мышление, вера, чувство красоты. Историко-философские эпохи. Понятие исторической эпохи. Названия и временные границы исторических эпох. Философствование на Древнем востоке и начало истории философии в Древней Греции. Основные черты историко-философских эпох: мир как явление (Античность), мир как творение (Средневековье), мир как развитие (Новое время). Понятие науки. Наука как деятельность. Сущее и сущность. Понятие причины. Понятие закона. Понятие истины. Общность метода философии и науки: доказательное мышление. Особенность предмета науки: отдельное сущее. Исторические образы науки. Наука как созерцающее знание (ἐπιστήμη). Наука как учёность (doctrina). Наука как преобразующая сила (англ.: science; нем.: Wissenschaft). Понятие эпохи. Основные черты античной и средневековой эпох. Античное миропознание. Образ античного мира: конечность и неоднородность пространства, цикличность времени, совершенство сущего, теория как основное отношение к сущему. Основные понятия античной философии (материя, форма, действие), их значение для всякого мышления, в частности — для современной науки. Античное естествознание. Античная стойхология (мыслящая речь о стихиях сущего). Понятие материи. Четыре стихии в предфилософском мышлении. Горячее, холодное, сухое, влажное. Сопряжённость и взаимопревращение стихий. Вопрос о пятой стихии. Топология стихий. Понятие начала (архэ). Вопрос о первоматерии. Исследование первоматерии в Милетской школе: вода, неопределённое, неопределённый воздух. Экологический смысл вопроса о первоматерии. Бытийный статус первоматерии. Гераклит: текучесть материи, понятие становления, раздор — отец порядка, логос. Парменид: немыслимость и неизрекаемость небытия; однородность, непрерывность, неизменность сущего. Демокрит: внутреннее и внешнее сущее в понятии атома. Атом как основная схема понимания вещества естествознанием. Понятия формы и действия. Главенство формы над материей. Идея как форма бытия и познания сущего в философии Платона. Физика XX века о форме вещества в связи с парадоксами микромира. Аристотель о причинах сущего, устройстве сущего (категории), движении и деятельности. Обоснование науки в философии Аристотеля. Система наук по Аристотелю. Существо метеорологики Аристотеля. Система античного знания о природе и человеке, античные математика и логика Наука Нового времени. Понятие эпохи Нового времени. Этапы эпохи Нового времени. Пафос Возрождения. Новая география: великие географические открытия. Новая астрономия: коперниканский переворот. Новое политическое понимание: свобода и революции. Новая техника и экономика: власть капитала. Новое искусство. Новое религиозное понимание: Мартин Лютер и реформация христианства. Обезбоживание мира. Тема «наука и религия». Новая философия. Культура как человеческое обиталище. Основные понятия науки Нового времени. Понятие развития. Цель новой науки. Понятие метода. Субъектно-объектный язык новой науки. Понятие опыта и эксперимента. По-научному поставленный вопрос об истине. Новая математика и математический характер новой науки. Простанственно-временн о е устройство мира. Вещи как предметы новой науки. Природа как предмет науки. Человек как предмет науки. Философские основоположения науки Нового времени. Ф. Бэкон как основоположник науки Нового времени. Проект «Великого восстановления наук». Назначение науки и истолкование как новый органон познания. «Идолы познания». «Общие природы» и «формы» вещей. Таблично-индуктивный метод открытия форм. Р. Декарт как основоположник новой методологии. Понятие метода, производительное сомнение, интеллектуальная интуиция, дедукция, индукция. Декартовский проект всеохватывающего человеческого знания. Всеобщее сомнение и достоверность «ego cogitans» в метафизике Декарта. Декарт о Боге, истинности и заблуждении, субстанциях сущего. Трансцендентальное обоснование науки Нового времени. Замысел критической философии И. Канта. Понятие трансцендентального. Устройство трансцендентального субъекта. Вопрос о возможности математики и естествознания. Пространство и время как априорные формы созерцания. Категории рассудка и объективное единство синтеза. Разум в научном познании. Различие предметов на феномены и ноумены, царство природы и царство свободы, границы науки. Возможность телеологического суждения в науке. Проект философского синтеза науки. Накоучение Фихте и натурфилософия Шеллинга. Спекулятивный метод Гегеля, философия как система наук. Свершения науки Нового времени. Моделирующий характер математики. Исчисление бесконечности (математический анализ и теория множеств). Физика Галилея-Ньютона. Открытие и приручение сил природы (теплота, электромагнетизм, ядерные силы). Химическое расщепление вещества. Эволюционное понимание неорганического сущего. Открытие микромира живого. Эволюционное понимание жизни. Экология. Генетика как техника преобразования живого. Отличение «наук о духе» от «наук о природе» и проблема методологического единства науки. Кризис науки. II. Методология и теория науки. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА К разделу «Исторические образы науки». а) Основные первоисточники:
б) Дополнительная литература: 1. Гоббс Т. Левиафан. Гл. XIII – XIV, XVII – XVIII // Соч.: В 2 т.– М.: Мысль, 1991.– Т. 2. 2. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении. Кн. 1 (Гл. 1); Кн. 2 (Гл. 1, 2, 6, 8, 12, 23, 30); Кн. 3 (Гл. 3); Кн. 4 (Гл. 1, 2, 3, 15, 18) // Соч.: В 3 т.– М.: Мысль, 1985.– Т. 1 – 2. 3. Лейбниц Г. В. Монадология// Соч. в 4 т. Т. 1. М., 1982 4. Виндельбанд В. История новой философии. Т. 1. М.: Терра, 2000. 5. Соловьев В.С. Кант. Гегель // Соч. в 2-х т. М. 1988. Т.2. 6. Хайдеггер М. Что такое метафизика? // Хайдеггер М. Время и бытие.– М., 1993. 7. Лосев А.Ф. История античной эстетики. В восьми томах. М., 1963-1992. 8. Мамардашвили М.К. Введение в философию// Мамардашвили М.К. Философские чтения. СПб., 2002. 9. Мамардашвили М.К. Стрела познания. Набросок естественноисторической гносеологии. М., 1996. 10. Мамардашвили М.К. Эстетика мышления. М., 2001.
Примерный перечень вопросов к экзамену кандидатского минимума
I. Исторические образы науки
II. Теория и методология науки
1. Предмет философии науки в XIX в.: позитивизм как новое эпистемологическое основание науки. 2. Сущность взаимоотношения современной философии и науки, основные концепции взаимосвязи философии и науки. 3. Характеристика основных четырех типов научной рациональности. 4. Методы философского анализа науки: диахронный и синхронный аспекты. 5. Характеристика сущности и структуры основных уровней научного знания: эмпирического, теоретического и метатеоретического. 6. Интерналистская и экстерналистская модели научного знания, их основания и возможности. 7. Научные законы и их классификация. 8. Научная гипотеза и научная теория. 9. Закономерности развития науки, природа фундаментальных научных открытий. 10. Проблема классификации наук и их взаимодействия. 11. Концепция науки и развития научного знания К. Поппера. 12. Концепция смены парадигм и «методологические директивы» Т. Куна. Проблема преемственности в развитии научных теорий. 13. Методы науки: классификация, характеристика. Многоуровневая концепция методологического знания.
III. Социально-этические проблемы науки
Критерии выставления оценки на экзамене: - Оценка «Неудовлетворительно» ставится за нелогичное воспроизведение лекционных материалов курса, при незнании основных понятий и концепций, при отсутствии общей культуры изложения ответа. - Оценка «Удовлетворительно» предполагает владение лекционным материалом по рассматриваемому вопросу, воспроизводство экзаменующимся базовых понятий дисциплины и отражение в ответе общей логики философской мысли. - Оценка «Хорошо» предполагает свободное владение лекционным материалом по рассматриваемому вопросу, методологическое применение базовых понятий дисциплины, демонстрация понимания смысла и отличия философской теоретической мысли. - Оценка «Отлично» ставится при демонстрации критического осмысления материала, умении преломить рассматриваемую проблему в области собственного научного исследования, демонстрации самостоятельного анализа рассматриваемых проблем.
КЭ.А.01 Отрасль 25.00.00 «Науки о Земле»
Санкт-Петербург Программа составлена на основе программы – минимум кандидатского экзамена по истории и философии науки, разработанной Институтом философии РАН при участии ведущих специалистов из МГУ им. М.В.Ломоносова, СПбГУ и одобренной экспертным советом Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ.
Составители: доктор философских наук, профессор М.Г. Лазар. Кандидат философских наук, доцент О.А.Канышева Кандидат философских наук, доцент И.И.Авксентьевский
Рассмотрено на заседании кафедры социально-гуманитарных наук «___» ________ 20__ г., протокол № _____.
Заведующий кафедрой социально-гуманитарных наук ______________________________ кандидат исторических наук, доцент А.А. Алимов
Рецензент: Пигров К.С., доктор философских наук, профессор философского факультета СПбГУ
Утверждено на заседании Ученого совета РГГМУ «____» ____________ протокол № ____
Секретарь Ученого совета ________________ Г.М. Веретенникова
ВВЕДЕНИЕ Настоящая программа философской части кандидатского экзамена по курсу "История и философия науки" предназначена для аспирантов и соискателей отрасли 25.00.00 – «Науки о Земле». Она представляет собой введение в общую проблематику философии науки. Наука рассматривается в широком социокультурном контексте и в ее историческом развитии. Особое внимание уделяется проблемам кризиса современной техногенной цивилизации и глобальным тенденциям смены научной картины мира, типов научной рациональности, системам ценностей, на которые ориентируются ученые. Программа ориентирована на анализ основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе ее развития и получение представлений о тенденциях исторического развития науки. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Разделы дисциплины Раздел 1. Исторические образы науки. Свершения науки Нового времени.
Раздел 2. Методология и теория науки. История методологии наук о Вселенной, о Земле, о жизни, о человеке и обществе.
Раздел 3. Социально-этические проблемы науки. Классификация современных наук.
Раздел 1. Исторические образы науки. Свершения науки Нового времени. Философия и наука Философия как искусство мыслить. Формы мышления – понятие, суждение, умозаключение. Отношение мысли, речи и предмета. Философия как деятельность: предмет, метод, деятель, цель. Разнообразие сущего. Что такое мир? Бытие как общее для всего сущего. Основные философские вопросы о бытии сущего. Рефлексия и саморефлексия, толкование и самотолкование. Необходимость саморефлексии (самотолкования) для проникновения в сущность предмета. Доказательность философской мыслящей речи. Сравнение философии с родственными видами деятельности: искусством, религией. Общность предмета философии, религии и искусства и различие в методе: доказательное мышление, вера, чувство красоты. Историко-философские эпохи. Понятие исторической эпохи. Названия и временные границы исторических эпох. Философствование на Древнем востоке и начало истории философии в Древней Греции. Основные черты историко-философских эпох: мир как явление (Античность), мир как творение (Средневековье), мир как развитие (Новое время). Понятие науки. Наука как деятельность. Сущее и сущность. Понятие причины. Понятие закона. Понятие истины. Общность метода философии и науки: доказательное мышление. Особенность предмета науки: отдельное сущее. Исторические образы науки. Наука как созерцающее знание (ἐπιστήμη). Наука как учёность (doctrina). Наука как преобразующая сила (англ.: science; нем.: Wissenschaft). Понятие эпохи. Основные черты античной и средневековой эпох. Античное миропознание. Образ античного мира: конечность и неоднородность пространства, цикличность времени, совершенство сущего, теория как основное отношение к сущему. Основные понятия античной философии (материя, форма, действие), их значение для всякого мышления, в частности — для современной науки. Античное естествознание. Античная стойхология (мыслящая речь о стихиях сущего). Понятие материи. Четыре стихии в предфилософском мышлении. Горячее, холодное, сухое, влажное. Сопряжённость и взаимопревращение стихий. Вопрос о пятой стихии. Топология стихий. Понятие начала (архэ). Вопрос о первоматерии. Исследование первоматерии в Милетской школе: вода, неопределённое, неопределённый воздух. Экологический смысл вопроса о первоматерии. Бытийный статус первоматерии. Гераклит: текучесть материи, понятие становления, раздор — отец порядка, логос. Парменид: немыслимость и неизрекаемость небытия; однородность, непрерывность, неизменность сущего. Демокрит: внутреннее и внешнее сущее в понятии атома. Атом как основная схема понимания вещества естествознанием. Понятия формы и действия. Главенство формы над материей. Идея как форма бытия и познания сущего в философии Платона. Физика XX века о форме вещества в связи с парадоксами микромира. Аристотель о причинах сущего, устройстве сущего (категории), движении и деятельности. Обоснование науки в философии Аристотеля. Система наук по Аристотелю. Существо метеорологики Аристотеля. Система античного знания о природе и человеке, античные математика и логика Средневековое миротолкование. Время, место, народы, язык, преемственность у предыдущей эпохи. Этапы, основные мыслительные традиции Средневековья. Понятие бытия как творения. Историчность сущего. Пространство и время мира как творения. Основные события христианской мироистории. Самоопределение (место и назначение) средневековой эпохи в христианской мироистории. Средневековый способ философствования: преимущественное сущее (Богочеловек), Библия, экзегетика, теология. Основные представители: Аврелий Августин, Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский. Философемы Средневековья. Понятие философемы. Философемы о триединстве Бога (сущность Бога, лица Бога, отношение между сущность Бога и его лицами). Философемы о мире и Богочеловеке (историчность мира, падение мира, смысл вочеловечения Бога, две сущности в одном сущем, открытость Богочеловека). Философемы о человеке (свобода человека, разумность человека, открытость человека для спасения). Средневековая парадигма учёности. Компендиумы и суммы. Естествознание и антропология Средневековья. Образовательное предприятие Карла Великого. Средневековый университет как место науки. Наука Нового времени. Понятие эпохи Нового времени. Этапы эпохи Нового времени. Пафос Возрождения. Новая география: великие географические открытия. Новая астрономия: коперниканский переворот. Новое политическое понимание: свобода и революции. Новая техника и экономика: власть капитала. Новое искусство. Новое религиозное понимание: Мартин Лютер и реформация христианства. Обезбоживание мира. Тема «наука и религия». Новая философия. Культура как человеческое обиталище. Основные понятия науки Нового времени. Понятие развития. Цель новой науки. Понятие метода. Субъектно-объектный язык новой науки. Понятие опыта и эксперимента. По-научному поставленный вопрос об истине. Новая математика и математический характер новой науки. Простанственно-временн о е устройство мира. Вещи как предметы новой науки. Природа как предмет науки. Человек как предмет науки. Философские основоположения науки Нового времени. Ф. Бэкон как основоположник науки Нового времени. Проект «Великого восстановления наук». Назначение науки и истолкование как новый органон познания. «Идолы познания». «Общие природы» и «формы» вещей. Таблично-индуктивный метод открытия форм. Р. Декарт как основоположник новой методологии. Понятие метода, производительное сомнение, интеллектуальная интуиция, дедукция, индукция. Декартовский проект всеохватывающего человеческого знания. Всеобщее сомнение и достоверность «ego cogitans» в метафизике Декарта. Декарт о Боге, истинности и заблуждении, субстанциях сущего. Трансцендентальное обоснование науки Нового времени. Замысел критической философии И. Канта. Понятие трансцендентального. Устройство трансцендентального субъекта. Вопрос о возможности математики и естествознания. Пространство и время как априорные формы созерцания. Категории рассудка и объективное единство синтеза. Разум в научном познании. Различие предметов на феномены и ноумены, царство природы и царство свободы, границы науки. Возможность телеологического суждения в науке. Проект философского синтеза науки. Накоучение Фихте и натурфилософия Шеллинга. Спекулятивный метод Гегеля, философия как система наук. Свершения науки Нового времени. Моделирующий характер математики. Исчисление бесконечности (математический анализ и теория множеств). Физика Галилея-Ньютона. Открытие и приручение сил природы (теплота, электромагнетизм, ядерные силы). Химическое расщепление вещества. Эволюционное понимание неорганического сущего. Открытие микромира живого. Эволюционное понимание жизни. Экология. Генетика как техника преобразования живого. Отличение «наук о духе» от «наук о природе» и проблема методологического единства науки. Кризис науки. II. Методология и теория науки.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.247.59 (0.013 с.) |