Лекция 3. Понятие информационной системы. Задачи и функции ИС. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 3. Понятие информационной системы. Задачи и функции ИС.



Содержание

Лекция 1. Введение. Основные понятия информатики. 3

Лекция 2. Основные процессы преобразования информации. 7

Лекция 3. Понятие информационной системы. Задачи и функции ИС. 11

Лекция 4. Структура информационной системы.. 13

Лекция 5. Жизненный цикл информационных систем.. 17

Лекция 6. Классификация информационных систем.. 22

Лекция 7. Виды информационного обслуживания. 26

Лекция 8. Документальные информационные системы. Назначения и основные понятия. 29

Лекция 8. Информационно-поисковые языки. 33

Лекция 9. Технология обработки данных в ДИПС. Автоматическое индексирование. 37

Лекция 10.Автоматическое рубрицирование. 41

Лекция 11. Автоматическое обучение, основанное на обучении по примерам.. 45

Лекция 12. Поиск текстовой информации. Механизм обратной связи. 49

Лекция 13. Фактографические информационные системы.. 54

Лекция 14. Инфологическая модель “Сущность - связь”. 58

Лекция 15. Концептуальные модели данных. 61

Лекция 16. Модели данных. 65

Лекция 17. Программные средства реализации фактографических информационных систем 70

Список используемой литературы.. 77

 


Лекция 1. Введение. Основные понятия информатики.

Научной дисциплиной, изучающей движение, структуру и свойства семантической информации, является информатика. Информатика в определенной степени связана с математической теорией информации, основы которой были разработаны Клодом Шенноном. Более того, методы математической теории информации широко применяются в информатике. Однако следует различать математическую теорию информации и информатику.

Математическая теория информации целиком и полностью отвлекается от содержательной, семантической стороны информации, тогда как в информатике именно эта сторона является наиболее существенной. Информатика, кроме количественных характеристик информации, рассматривает также ее качественную особенность, ее смысловое (семантическое) значение, важность информации для потребителей. В информатике понятие информации ассоциируется со знанием всех присущих ей свойств: старением, достоверностью, соответствием достигнутому научно-техническому уровню и т. д.

Понятие информации весьма широко и многосторонне, поэтому оно имеет целый ряд определений и синонимов: информация - это обозначение содержания, полученного из внешнего мира, до настоящего времени каждая попытка дать универсальное определение информации терпит крах из-за неразрешимости основного вопроса: един ли для всех "приемников" информации предлагаемый критерий отбора из всего множества воздействий материального мира тех и только тех воздействий, которые несут информацию для данного "приемника"?

В настоящее время наиболее распространено убеждение, что такого универсального критерия и, следовательно, универсального определения информации не существует. С этой точки зрения информацией являются все сведения об объекте, полезные "приемнику" (человеку, коллективу, человеко-машинной системе) для решения задачи (достижения цели). Если данные сведения не нужны, они представляют собой "шум", а не информацию. Если данные сведения способствуют принятию неправильного решения, они представляют собой дезинформацию.

Данные представляют собой потенциальную информацию, и с этой точки зрения в информационных системах накапливается не информация, а данные (потенциальная информация). Информацией они становятся лишь по предоставлению их некоторому потребителю. В приведенном определении информация не отождествляется со знаниями. Информация - собрание данных, тогда как знание предполагает постижение действительности сознанием, организующим данные путем их анализа.

Данные могут рассматриваться как признаки или записанные наблюдения, которые по каким-то причинам не используются, а только хранятся. В том случае, если появляется возможность использовать эти данные для уменьшения неопределенности о чем-либо, данные превращаются в информацию. Поэтому информацией являются используемые данные

Информация обладает следующими свойствами:

1. Объективность и субъективность информации:

Понятие объективности информации является относительным, т. к. методы являются субъективными. В ходе информационного процесса степень объективности информации всегда понижается.

2. Полнота информации:

Характеризует качество информации и определяет достаточность данных для принятия решений или для создания новых данных, на основе имеющихся. Пример: Вы прочитали в газете такое сообщение: "Будет дождь". Это неполная информация, т. к. не сказано, когда именно будет дождь. "Завтра после полудня будет дождь" - полная информация.

3. Достоверность информации:

При регистрации сигналов могут появляться не только "полезные" сигналы, но и посторонние сигналы - информационный шум. Если полезный сигнал зарегистрирован более чётко, чем посторонние сигналы, достоверность информации будет более высокой. Чем выше информационный шум, тем ниже достоверность информации. Пример: "Волга впадает в Черное море" - недостоверная информация. "Волга впадает в Каспийское море" - достоверная информация.

4. Адекватность информации:

Это степень соответствия реальному объективному состоянию тела. Неадекватная информация может образоваться при создании новой информации на основе неполных или недостоверных данных. Достоверные данные + неадекватные методы = неадекватная информация

5. Доступность информации:

Мера возможности получить ту или иную информацию. На степень доступности информации влияют одновременно как доступность данных, так и доступность адекватных методов.

6. Актуальность информации:

Это степень соответствия информации текущему моменту времени. Достоверная и адекватная устаревшая информация - неактуальна.

 

Независимо от сферы деятельности человека выполнение любой работы и решение любой проблемы всегда связано с использованием уже существующей и созданием новой информации. С этой точки зрения любая основная деятельность человека связана с его информационной деятельностью, т. е. с деятельностью по сбору и обработке существующей и созданию новой информации.

Иными словами, информационная деятельность неразрывно связана с основной деятельностью, а субъект основной деятельности (СОД) всегда выполняет три взаимосвязанных функции: потребителя (приемника) информации, собственно исполнителя основной работы (деятельности) и генератора (источника) информации.

Следовательно, понятие информации тесно связано с понятием потребителя (приемника) информации, генератора (источника) информации, информационной потребности и другими понятиями, определяющими степень соответствия информации, полученной потребителем, его информационным потребностям.

Под потребителем (приемником) информации понимают отдельное лицо, коллектив, машинную или человеке - машинную (организационную) систему, использующие информацию/данные в целях выполнения определенной работы в процессе основной деятельности. Иными словами потребителем информации является любой субъект основной деятельности.

В отличие от потребителя информации генератором (источником) информации является отдельное лицо, коллектив, машинная или человеко-машинная система, создающая сообщения в ходе (или в результате) выполнения той или иной деятельности.

Информация имеет разную ценность для субъектов, и при ее оценке выделяют несколько аспектов:

1. Синтаксический – связан со способом представления информации и не зависит от ее семантических и прагматических свойств. На этом уровне рассматриваются формы представления информации. Они зависят от способа хранения, передачи, отображения и преобразования информации. Например – формат сообщений.

2. Семантический – связан со смысловым содержанием информации между словами и другими элементами. Отражает тезаурус или др. словами словарь, который имеет 2 части: список слов и список словосочетаний, которые сгруппированы по смыслу.

3. Прагматический – определяет возможность достижения цели в результате получения информации. Он определяет потребительские свойства информации.

Информационная потребность (ИП) - совокупность элементов информации/данных, необходимая и достаточная для эффективного выполнения заданной работы (решения задач) субъектом основной деятельности. ИП зависит от степени подготовленности СОД к выполнению заданной работы, его знаний, умений, наличия уже собранной информации/данных, а также от трудоемкости и сложности заданной работы, ее внутреннего многообразия и взаимосвязей с внешней средой.

Информационная потребность СОД удовлетворяется в результате поиска сообщений в информационной среде по информационному запросу, сформулированному на естественном языке, и в той или иной мере отражающему информационную потребность. Степень адекватности (соответствия) информационного запроса информационной потребности определяется различными факторами, основным из которых является способность СОД сформулировать свою информационную потребность на естественном языке с учетом специфики как стоящей перед СОД проблемы, так и информационной среды.

Найденные в результате информационного поиска сообщения в только той или иной мере соответствуют информационному запросу и информационной потребности.

Характеристика степени соответствия сообщения информационной потребности носит название пертинентности.

Характеристика степени соответствия сообщения информационному запросу получила название релевантности.

В силу того, что информационный запрос практически никогда не соответствует полно и точно информационной потребности (информационный запрос может быть адекватен информационной потребности только в единственном случае, когда СОД абсолютно полно и точно знает свою информационную потребность и может ее сформулировать, но это может быть только после получения им всей необходимой информации), релевантность информации всегда отличается от ее пертинентности.

Информационная потребность отражает намеченные цели и однозначно определяется решаемыми задачами.

Смысловая релевантность - смысловое соответствие текста (документа, фактографической записи) информационному запросу, предусматривает понимание текстов на естественном языке. Это семантическая операция. Она несет в себе долю неопределенности. Но пользователь должен точно определить свое отношение к результату поиска и определить релевантен или нерелевантен данный текст.

Формальная релевантность - соответствие поискового образа документа поисковому предписанию. Существуют критерии формального и смыслового соответствия. Смысловая и формальная релевантность может отличаться количественно. Построение оценки технических характеристик базируется на эксперименте.

 


Лекция 2. Основные процессы преобразования информации

С информационной точки зрения любая деятельность человека или человеко-машинной системы включает следующие этапы.

1. Поиск сообщений.

Внешняя среда с точки зрения СОД представляет собой некоторый генератор потока сообщений, представленных на языке коммуникаций, в общем случае, не тождественном "внутреннему языку" потребителя информации, связанному с конкретной решаемой проблемой. Целью данного этапа является отбор из внешнего потока сообщений тех из них, которые могут быть использованы при выполнении основной деятельности. На этапе поиска сообщений используются услуги различных информационных систем и неформальные каналы, доступные конкретному потребителю информации.

2.Интерпретация сообщений.

В связи с конкретным характером решаемой задачи и тезауруса потребителя информации, имеет место упомянутое различие "языка коммуникаций" и "внутреннего языка".

Данный этап заключается в адаптации сообщений, интерпретации в терминах "внутреннего языка", т. е. в конечном итоге - в извлечении из сообщений информации, необходимой для решения поставленной задачи. Этап 2 приводит к созданию информационного обеспечения решаемой задачи, которое должно привести к повышению эффективности ее решения. В более узком смысле информационным обеспечением можно считать результат этапа 1 - построение совместными усилиями СОД и информационной системы некоторой совокупности сообщений, релевантных (потенциально полезных) задачам СОД.

3. Решение задачи.

На данном этапе, используя полученную информацию, собственные знания и опыт, а также материальные, энергетические, трудовые и иные ресурсы, СОД вырабатывает новую информацию, которая является результатом решения задачи. Эта информация зафиксирована на "языке задачи" и без дополнительных затрат труда, как правило, не представляет ценности при выходе за пределы конкретной задачи, являясь достоянием СОД или достаточно ограниченного множества лиц (организаций), связанных с конкретной проблемой.

4. Создание сообщений.

На данном этапе СОД интерпретирует полученный результат на "языке коммуникаций", т. е. подготавливает сообщение в стандартной форме, принятой на данном этапе развития системы научной коммуникации вообще и систем научно-технической информации (НТИ), в частности это может быть подготовка статьи, отчета, выступления на научной конференции, семинаре и т. д. Новая информация, зафиксированная в форме сообщения (например, документальной), потенциально представляет собой общественную ценность для решения большого круга задач, так или иначе связанных с задачей, в результате решения которой она получена.

5. Распространение и преобразование сообщений.Автор сообщения вступает в активное взаимодействие с системой коммуникации, затрачивая определенные усилия (в основном организационного характера) по вводу сообщения в один (или несколько) из доступных каналов коммуникации (депонирование сообщения, публикация, выступление и т. д.). Эффективность данного этапа деятельности определяется как степенью усилий, предпринимаемых СОД, так и теми возможностями, которые ему предоставляет система коммуникации.

Очевидно, что в общем случае данные этапы реализуются сложным последовательно-параллельным образом. Кроме того, в конкретных ситуациях процесс решения задачи необязательно включает все указанные этапы, или, по крайней мере, не все они предполагают сравнимые затраты труда (времени).

Этапы 1 и 5 приведенной декомпозиции деятельности являются этапами собственно информационной деятельности - собственно основная деятельность. Этапы 2 и 4 носят пограничный, диффузный характер и могут быть отнесены как к основной, так и к информационной деятельности.

Приведенная линейная макроструктура (последовательность разных типов деятельности) представляет собой некоторый элемент деятельности. В виде взаимосвязанной совокупности подобных элементов может быть представлена любая весьма сложная и разветвленная система (деятельность), функционирование которой опирается на информационный обмен.

Элементы такого типа принято называть организационными элементами первичной сложной системы. Организационными элементами являются отдельные люди, группы и коллективы, НИИ, отрасли, и другие формально и организационно структурированные элементы и объединения. Характерными признаками организационного элемента являются компактность (территориальная, административная, физическая и т. д.) и гетерогенность (включение различных типов деятельности). Наряду с организационными могут быть выделены функциональные элементы, соответствующие определенному типу (этапу) деятельности (например, "сбор информации" или "передача информации").

В системах, базирующихся на обмене информацией, целесообразно выделять два типа организационных элементов: включающие и не включающие основную деятельность.

Элементы первого типа являются потребителями-поставщиками (конечными) информации и могут взаимодействовать как непосредственно (реализуя информационную деятельность в собственных организационных рамках), так и при содействии и посредстве элементов второго типа, которые представляют собой чисто информационные элементы

Принимая во внимание многозначность самого понятия "информация", информационной можно назвать любую систему, представляющую совокупность элементов информационной деятельности. Это и группа людей, и любая человеко-машинная или чисто машинная система. Если рассмотреть замкнутый цикл производства, преобразования и использования информации, то, имея в виду, что использование любой информации приводит к появлению новых данных и соответственно информации, этот цикл можно назвать циклом обмена информации, а систему, в рамках которой он реализуется, - системой информационного обмена.

Взаимосвязанную совокупность поставщиков (источников) информации, органов ее преобразования или передачи (в том числе информационных и издательских органов), а также потребителей (приемников) информации будем называть системой информационного обмена (СИОБ) или просто системой. В такой интерпретации система информационного обмена включает в себя как основную, так и информационную деятельность в их органическом единстве.

В зависимости от характера информационных связей системы с внешней средой можно рассматривать три разновидности систем обмена.

1) Система называется замкнутой, если она не имеет информационных связей с другими системами (внешней средой) и, следовательно, по отношению к ним не является ни источником, ни приемником информации. Примером такой системы может служить любая изолированная само развивающаяся система. Любое государство или группа людей, изолированные от внешнего мира, ученый, в одиночку работающий над решением некоторой проблемы и не использующий информацию внешнего мира - все это примеры замкнутых систем. Исторически эта форма систем обмена является наиболее ранней.

2) Систему, которая открыта для поступления информации извне, но закрыта для выхода информации во внешнюю среду, т. е. которая является только приемником по отношению к внешним системам, назовем закрытой системой.

3) Открытой системой назовем систему, играющую роль одновременно и источника и приемника информации по отношению к внешним системам.

Примерами закрытых систем информационного обмена являются военно-промышленные комплексы, которые только потребляют информацию и держат в секрете результаты своих разработок. К этому классу систем с определенными допущениями можно отнести некоторые развивающиеся страны и т. д., т. е. системы, выходная информация которых не представляет ценности для других систем. Здесь можно говорить о государствах, политика которых базируется на приобретении лицензий, а не на развитии собственных исследований. Открытые системы, наоборот, не только принимают, но и поставляют информацию. Это высокоразвитые в области "производства" новой информации системы, стоящие в авангарде научных исследований и разработок. Нетрудно видеть, что система, образованная объединением (интеграцией) двух или более открытых систем, есть открытая система или замкнутая система. Объединение нескольких закрытых систем дает закрытую или замкнутую систему.

Иными словами, всякая интеграция систем сопровождается переходом от открытых и закрытых систем к замкнутым и открытым системам, что соответствует переходу от простого "потребления" информации к процессам ее обмена между участниками системы.


Лекция 16. Модели данных

Существуют 3 модели данных - реляционная, сетевая и иерархическая; у них разные множества допустимых информационных конструкций. Вообще можно говорить о наличии самостоятельной модели данных в каждой СУБД. Однако, при создании СУБД происходит модификация модели данных, исходя из удобства программной реализации системы.

Внутреннее описание определяет организацию данных в памяти ЭВМ и организацию доступа к ним. Оно соответствует наиболее детальному представлению о процессах обработки данных в системе.

Реляционная модель данных

Модель данных - указание множества допустимых информационных конструкций, операций над данными и множества ограничений для хранимых значений данных.

Концепция реляционной модели данных была предложена Е.Ф. Коддом в 1970 г. в связи с необходимостью обеспечить независимость представления и описания данных от прикладных программ.

Основа реляционной модели - отношение (relation). Оно удобно представляется двумерной таблицей при соблюдении определенных ограничивающих условий. Таблица понятна, обозрима и привычна для человека (см. рис.15).

Рис.15 Пример таблицы реляционной модели данных

 

Набор отношений (таблиц) может быть использован для хранения данных об объектах реального мира и моделирования связей между ними. Ниже приведенная схема представляет термины реляционной модели.

Схема отношения: СОТРУДНИКИ (Фамилия, Должность, Возраст). Число атрибутов - степень отношения, число кортежей - мощность отношения.

Реляционная база данных - набор взаимосвязанных отношений. Каждое отношение (таблица) представляется в памяти компьютера в виде файла.

Существуют следующие соответствия понятий:

Сущность (класс) Отношение Таблица Файл
Экземпляр (объект) Атрибут Кортеж Атрибут Строка Столбец Запись Поле

 

Оригинальность подхода Кодда состояла в том, что он предложил применять к отношениям стройную систему операций, позволяющих получать (выводить, вычислять подобно арифметическим операциям) одни отношения из других. Это дает возможность делить информацию на хранимую и нехранимую (вычисляемую) части, тем самым экономя память.

Основных операций над отношениями насчитывается 8:

- традиционные операции над множествами (объединение, пересечение, разность (вычитание), декартово произведение, деление);

- специальные реляционные операции: проекция, соединение и выбор (селекция, ограничение).

Языки для выполнения операций над отношениями делят на 2 класса:

1) языки реляционной алгебры, описывающие последовательность действий для получения желаемого результата; это процедурные языки.

2) языки реляционного исчисления, предоставляющие пользователю набор правил для записи “запросов” к базе данных, в которых содержится только информация о желаемом результате. Пример - языки запросов SQL (Structured Query Language).

Реляционная база данных в целом соответствующая 3НФ, обладает рядом свойств, знание которых облегчает и упорядочивает процедуры обработки хранящейся в ней информации. Типичные процедуры, выполняемые с базой данных: выборка, корректировка и арифметические вычисления.

Условия запросов второго типа могут комбинироваться с помощью логических операций И, ИЛИ, НЕ.

Существуют правила реализации запросов к базе данных с помощью операторов реляционной алгебры:

1. В словесной формулировке запроса выделяются имена атрибутов, составляющие оболочку, вход и выход запроса, а такие условия выборки.

2. Зафиксировать множество атрибутов оболочки. Если все необходимые атрибуты находятся в одном отношении, то последующие операции выборки и проекции проводятся только с ним. Если они распределены по нескольким отношениям, то эти отношения необходимо соединить. Каждая пара отношений соединяется по условию равенства атрибутов с совпадающими именами (или определенных на общем домене). После каждого соединения с помощью проекции можно отсечь ненужные для последующих операций атрибуты.

3. Полученное единственное отношение далее обрабатывается операциями выборки и проекции. Выборка по значениям атрибута должна предшествовать проекции, в которой этот атрибут выводится из отношения.

4. Если запрос можно разделить на части (подзапросы), то его реализация также делится на части, где результатом подзапроса является отдельное отношение.

5. Указанная последовательность действий является стандартной, но, возможно, создает промежуточные отношения слишком большого размера. Этот недостаток можно компенсировать, выполняя некоторые выборки и проекции над исходными отношениями (до проведения соединения) и меняя взаимный порядок требуемых соединений.

 

Иерархическая модель данных

Структура данных называется иерархической, если ее схема представлена в виде дерева. Узлами дерева-схемы являются записи, дугами - иерархические связи между записями. Иерархическая связь предполагает, что одной «верхней» записи соответствует несколько реализаций «нижней», т.е. структура использует связи вида «один-ко-многим».

Что представляет собой запись в иерархической структуре? Множество записей, относящихся к заданному узлу схемы, рассматриваемое вне связи с другими узлами, имеет сходство с нормализованным файлом и характеризуется уникальной совокупностью атрибутов.

Совокупность иерархически организованных записей называется иерархической базой данных; отдельный тип записи, соответствующий узлу схемы, называется сегментом.

Если два узла дерева соединены дугой, то узел более высокого уровня называется порождающим, а узел более низкого уровня - порожденным (или подчиненным).

Всякий узел иерархической структуры (кроме корня дерева) имеет один порождающий узел. Ниже (см. рис.16) изображен пример схемы иерархической структуры.

Рис. 16. Пример иерархической модели данных

По заданной иерархической схеме может быть построен файл в первой нормальной форме, иначе, иерархическая база данных может быть преобразована в один или несколько нормализованных файлов. Возможно обратное преобразование: построение иерархической базы данных по одному или совокупности нормализованных файлов.

Для нормализации иерархического файла достаточно каждый узел дерева заменить нормализованным файлом со схемой, представляющей собой объединение атрибутов данного узла с ключами всех узлов, которые мы будем проходить при движении от данного узла по дугам в направлении снизу вверх. Результат операции объединения не изменится, если вместо ключей узлов будем писать дополнения до ключей (ключи только порожденных узлов без ключей порождающих).

 

Сетевая модель данных

Рассмотрим табель учета рабочего времени

Исходный документ не нормализован. В клетках указано количество рабочих часов данного сотрудника в данный день.

Таблица позволяет получать ответы на запросы двух типов:

1. По заданной фамилии сотрудника сообщить его рабочие часы на различные даты.

2. По заданной дате сообщить рабочие часы на эту дату для различных сотрудников.

В нормализованном виде получим таблицу:

ТАБЕЛЬ_1
Дата   Сотрудник   Рабочие
S12   S34   часы
Число День недели ФИО Таб.номер  
Р1 Р2 Р3 Р4 Q5
  Понедельник Вторник Понедельник Вторник Иванов Иванов Петров Петров    

В составе нормализованного файла можно выделить СЕИ, которые располагаются то в ключе, то в результате запроса, и атрибут Q5, всегда относящийся к результату запроса. Запросы такого вида называются инверсными по отношению друг к другу, СЕИ S12 и S34 назовем инверсным условием поиска, атрибут Q5 - информацией связи. Этим запросам можно поставить в соответствие следующие иерархические структуры, изображенные на рис. 17.

 

Рис.17

В обоих случаях информация связи располагается в подчиненном сегменте. Структура, обеспечивающая ответы на запросы обоих типов, имеет вид, представленный на рис.18:

 
 

Рис.18 V-образная сетевая схема

Такая структура называется V-образной сетевой схемой. Она содержит два порождающих сегмента и один подчиненный. Тип связей, соответствующий схеме - “один-ко-многим”.

Подчиненный сегмент Q5 является информацией связи между S12 и S34.

 

Экземпляр рассматриваемой V-образной сетевой схемы называется сетевой БД. Его нормализованное представление - таблица ТАБЕЛЬ_1, а двухвходовое - ТАБЕЛЬ (двухвходовая таблица).


 

Список используемой литературы

1. Балдин К. В., Уткин В. Б., Информационные системы в экономике, М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2008 г.

2.

Содержание

Лекция 1. Введение. Основные понятия информатики. 3

Лекция 2. Основные процессы преобразования информации. 7

Лекция 3. Понятие информационной системы. Задачи и функции ИС. 11

Лекция 4. Структура информационной системы.. 13

Лекция 5. Жизненный цикл информационных систем.. 17

Лекция 6. Классификация информационных систем.. 22

Лекция 7. Виды информационного обслуживания. 26

Лекция 8. Документальные информационные системы. Назначения и основные понятия. 29

Лекция 8. Информационно-поисковые языки. 33

Лекция 9. Технология обработки данных в ДИПС. Автоматическое индексирование. 37

Лекция 10.Автоматическое рубрицирование. 41

Лекция 11. Автоматическое обучение, основанное на обучении по примерам.. 45

Лекция 12. Поиск текстовой информации. Механизм обратной связи. 49

Лекция 13. Фактографические информационные системы.. 54

Лекция 14. Инфологическая модель “Сущность - связь”. 58

Лекция 15. Концептуальные модели данных. 61

Лекция 16. Модели данных. 65

Лекция 17. Программные средства реализации фактографических информационных систем 70

Список используемой литературы.. 77

 


Лекция 1. Введение. Основные понятия информатики.

Научной дисциплиной, изучающей движение, структуру и свойства семантической информации, является информатика. Информатика в определенной степени связана с математической теорией информации, основы которой были разработаны Клодом Шенноном. Более того, методы математической теории информации широко применяются в информатике. Однако следует различать математическую теорию информации и информатику.

Математическая теория информации целиком и полностью отвлекается от содержательной, семантической стороны информации, тогда как в информатике именно эта сторона является наиболее существенной. Информатика, кроме количественных характеристик информации, рассматривает также ее качественную особенность, ее смысловое (семантическое) значение, важность информации для потребителей. В информатике понятие информации ассоциируется со знанием всех присущих ей свойств: старением, достоверностью, соответствием достигнутому научно-техническому уровню и т. д.

Понятие информации весьма широко и многосторонне, поэтому оно имеет целый ряд определений и синонимов: информация - это обозначение содержания, полученного из внешнего мира, до настоящего времени каждая попытка дать универсальное определение информации терпит крах из-за неразрешимости основного вопроса: един ли для всех "приемников" информации предлагаемый критерий отбора из всего множества воздействий материального мира тех и только тех воздействий, которые несут информацию для данного "приемника"?

В настоящее время наиболее распространено убеждение, что такого универсального критерия и, следовательно, универсального определения информации не существует. С этой точки зрения информацией являются все сведения об объекте, полезные "приемнику" (человеку, коллективу, человеко-машинной системе) для решения задачи (достижения цели). Если данные сведения не нужны, они представляют собой "шум", а не информацию. Если данные сведения способствуют принятию неправильного решения, они представляют собой дезинформацию.

Данные представляют собой потенциальную информацию, и с этой точки зрения в информационных системах накапливается не информация, а данные (потенциальная информация). Информацией они становятся лишь по предоставлению их некоторому потребителю. В приведенном определении информация не отождествляется со знаниями. Информация - собрание данных, тогда как знание предполагает постижение действительности сознанием, организующим данные путем их анализа.

Данные могут рассматриваться как признаки или записанные наблюдения, которые по каким-то причинам не используются, а только хранятся. В том случае, если появляется возможность использовать эти данные для уменьшения неопределенности о чем-либо, данные превращаются в информацию. Поэтому информацией являются используемые данные

Информация обладает следующими свойствами:

1. Объективность и субъективность информации:

Понятие объективности информации является относительным, т. к. методы являются субъективными. В ходе информационного процесса степень объективности информации всегда понижается.

2. Полнота информации:

Характеризует качество информации и определяет достаточность данных для принятия решений или для создания новых данных, на основе имеющихся. Пример: Вы прочитали в газете такое сообщение: "Будет дождь". Это неполная информация, т. к. не сказано, когда именно будет дождь. "Завтра после полудня будет дождь" - полная информация.

3. Достоверность информации:

При регистрации сигналов могут появляться не только "полезные" сигналы, но и посторонние сигналы - информационный шум. Если полезный сигнал зарегистрирован более чётко, чем посторонние сигналы, достоверность информации будет более высокой. Чем выше информационный шум, тем ниже достоверность информации. Пример: "Волга впадает в Черное море" - недостоверная информация. "Волга впадает в Каспийское море" - достоверная информация.

4. Адекватность информации:

Это степень соответствия реальному объективному состоянию тела. Неадекватная информация может образоваться при создании новой информации на основе неполных или недостоверных данных. Достоверные данные + неадекватные методы = неадекватная информация

5. Доступность информации:

Мера возможности получить ту или иную информацию. На степень доступности информации влияют одновременно как доступность данных, так и доступность адекватных методов.

6. Актуальность информации:

Это степень соответствия информации текущему моменту времени. Достоверная и адекватная устаревшая информация - неактуальна.

 

Независимо от сферы деятельности человека выполнение любой работы и решение любой проблемы всегда связано с использованием уже существующей и созданием новой информации. С этой точки зрения любая основная деятельность человека связана с его информационной деятельностью, т. е. с деятельностью по сбору и обработке существующей и созданию новой информации.

Иными словами, информационная деятельность неразрывно связана с основной деятельностью, а субъект основной деятельности (СОД) всегда выполняет три взаимосвязанных функции: потребителя (приемника) информации, собственно исполнителя основной работы (деятельности) и генератора (источника) информации.

Следовательно, понятие информации тесно связано с понятием потребителя (приемника) информации, генератора (источника) информации, информационной потребности и другими понятиями, определяющими степень соответствия информации, полученной потребителем, его информационным потребностям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.22 (0.132 с.)