Перечень контрольных вопросов по курсу «Философия культуры» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перечень контрольных вопросов по курсу «Философия культуры»



1. Предмет философии культуры (основные подходы).

2. Антропология и философия культуры (по ст. М.Шелера «Человек и история»)

3. Язык и культура (культурфилософские подходы и интерпретации)

4. Философия культуры немецких романтиков («Монологи» Шлейермахера)

5. Философия языка и культуры В.Гумбольдта.

6. Философия культуры В.Соловьева («Три силы»)

7. Философия культуры Н.Ф.Федорова (общий взгляд)

8. «Рождение трагедии» Ницше: культурфилософская проблематика и контекст

9. Философия культуры К.Леонтьева (общая характеристика)

10. Философия культуры В.Розанова

11. Проблематика работы Г.Риккерта «Науки о природе и науки о культуре»

12. Философия культуры американского праматизма (У.Джеймс)

13. «Закат Европы» О.Шпенглера (по главе «Музыка и пластика»)

14. Философия культуры А.Белого («Проблема культуры», «Пути культуры»)

15. Спор о культуре («Переписка из двух углов» Вяч.Иванова и М.Гершензона).

16. З.Фрейд: психоанализ и философия культуры

17. Психоаналитическая философия культуры: О.Ранк

18. Философия искусства и культуры Х.Ортеги-и-Гассета

19. Философия культуры Й.Хейзинги. Проблематика и контексты.

20. Творчество и объективация в философии культуры Бердяева

21. Философия искусства и культуры П.Флоренского

22. Флоренский: «Лекции по анализу пространственности и времени…»

23. Афины и Иерусалим в концепции Л.Шестова

24. Э.Кассирер: «Понятийная форма в мифическом мышлении»

25. Философия символических форм Кассирера. Основные идеи и понятия.

26. «Время картины мира» М.Хайдеггера. Культурфилософская проблематика.

27. Эпос и роман в культурфилософской концепции М.Бахтина

28. Философия искусства и культуры А.Г.Габричевского

29. Философия культуры Я.Э.Голосовкера («Имагинативный абсолют»)

30. «Экзистенциальная ситуация» в пьесах Ж.-П.Сартра

31. Философия культуры Жака Маритена (по работе «Религия и культура»)

32. Герменевтика Г.-Г.Гадамера (основные концепты)

33. Философия искусства Гадамера (по работе «Искусство и подражание»)

34. Культурфилософская концепция С.С.Аверинцева (анализ статьи по выбору)

35. Историческая эпистемология М.Фуко (генеалогия и история)

36. Семиотика и философия культуры Р.Барта

37. Философия культуры Ж.Деррида

38. У.Эко как философ культуры

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Список источников и литературы

Источники

1. Барт Р. От произведения к тексту // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994, С.413-423.

2. Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Бахтин М.М. Собрание сочинений в 7-ми тт. Т.5. Работы 1940-х – начала 1960-х гг. М.: Русские словари, 1996, С. 7-10.

3. Бахтин М.М. Эпос и роман // Бахтин М.М. Эпос и роман. М.: Азбука, 2000, С. 194-233..

4. Белый А. Философия культуры // Белый А. Душа самосознающая. М.: Канон, 1999, С. 488-517.

5. Бердяев Н. Смысл творчества. Опыт оправдания человека // Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х тт. Т.1. М.: Искусство, 1994. Главы X и XIV, С. 217-238, 296-311.

6. Бодрияр Ж. Символический обмен и смерть. М.: КДУ, 2006, С. 51-87, 111-166.

7. Гадамер Г.-Г. Искусство и подражание // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного / Пер. с нем. М.: Искусство, 1991, С. 228-242.

8. Гадамер Г.-Г. О круге понимания // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991, С. 72-82.

9. Голосовкер Я.Э. Имагинативный абсолют // Голосовкер Я. Э. Логика мифа. М.: Наука, 1987, С. 114-164.

10. Гумбрехт Х.У. Метафизика: краткая история того, что меняется ныне // Гумбрехт Х. Производство присутствия. Чего не может передать значение. М.: НЛО, 2006, С. 34-59.

11. Иванов Вяч., Гершензон М.О. Переписка из двух углов // Иванов Вяч. Родное и вселенское. М.: Республика, 1994, С. 113-137.

12. Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры // Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М.: Гардарика, 1998. Главы II, III, VI, С. 469-488, C. 514-523.

13. Кассирер Э. Понятийная форма в мифическом мышлении. Исследование библиотеки Варбурга // Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М.: Гардарика, 1998, С. 183-239.

14. Лиотар Ж. Ф. Состояние постмодерна. СПб.: Алетейя, 1998, С. 14-51.

15. Лукач Д. Классовое сознание // Лукач Д. История и классовое сознание / Пер с нем. С.Земляного. М.: Праксис, 2003, С. 145-178.

16. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни / Пер. с нем. Я.Бермана // Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1990, С. 158-230.

17. Ницше Фр. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм. Пер. с нем. А.Михайлова // Ницше Фр. Рождение трагедии. М.: Ad marginem, 2001, С. 47-216.

18. Ортега-и-Гассет Х. О точке зрения в искусстве // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры / Вступ. ст. Г.М.Фридлиндера; Сост. В.Е.Багно. М.: Искусство, 1991, С. 186-202.

19. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / Пер. с немецкого. М.: Республика, 1998, С.44-129. Бердяев Н. Воля к жизни и воля к культуре // Бердяев Н.А. Смысл истории. Новое средневековье. М.: Канон, 2002, С. 203-221.

20. Соловьев В.С. Три силы // Соловьев В.С. Полное собрание сочинений и писем в двадцати томах. Сочинения. Т. 1. (1873 – 1876). М.: Наука, 2000, С. 199-211.

21. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительном произведении // Флоренский П.А. История и философия искусства. М.: Мысль, 2000, С. 79-258.

22. Флоренский П.А. Итоги // Флоренский П.А. Сочинения. В 4 т. Т.3(1). М.: Мысль, 1996, С. 364-372.

23. Фуко М. Герменевтика субъекта. Курс лекций, прочитанный в Коллеж де Франс. СПб.: Наука, 2007, С.13-57, 97-144.

24. Фуко М. Ницше, генеалогия, история // Ницше и современная западная мысль. Сб. статей. СПб.-М.: Летний сад, 2003, С. 532-559.

25. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М.: Весь мир, 2008, С. 7-22.

26. Хайдеггер М. Время картины мира // Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993, С. 41-62.

27. Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993, С. 63-176.

28. Шелер М. Человек и история // Шелер М. Избранные произведения /Пер. с нем. М.: Гнозис, 1994, С. 70-97.

29. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т.1. Гештальт и действительность. М.: Мысль, 1993. Введение. Гл. 4. «Музыка и пластика», С. 128-188. 388-476.

30. Шпенглер О. Пруссачество и социализм. М.: Праксис, 2002.

 

Литература дополнительная:

1. Бибихин В.В. Язык философии. М.: Языки славянской культуры, 2002. Глава 1, С. 18-84.

2. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология ХХ века. – М.: Республика, 1997. – 495 с.

3. Неретина С.С., Огурцов А.П. Время культуры. – СПб.: РХГИ, 2000. – 368 с.

4. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. – СПб.: Алетейя, 1994. – 448 с.

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Освоение дисциплины предполагает использование академической аудитории для проведения лекционных и семинарских занятий с необходимыми техническими средствами (компьютер, проектор, доска).

II. Планы семинарских занятий

 

Пояснительная записка

Цели и задачи семинарских занятий состоят в том, чтобы в процессе анализа текстов источников научиться видеть модификации основных тем, проблематики и языка философии культуры, определять значение тех или иных философских подходов культурологических исследований и социальных практик.

Содержание семинарских занятий предполагает чтение и критический анализ избранных текстов по философии культуры.

Занятия построены по историко-тематическому принципу. Включают в себя два блока: по европейской и русской философии культуры.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.221.87.114 (0.012 с.)