Для бакалавриата по направлению 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для бакалавриата по направлению



Культурология

Москва 2011

 

 

ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ

Учебно-методический комплекс

Составитель:

Канд. филос. наук, доц. Ю.А.Асоян

Учебно-методический комплекс утвержден

На заседании кафедры истории и теории культуры

протокол №

Российский государственный гуманитарный университет, 2011

 

 

Учебно-методический комплексдля бакалавриата по направлению 033000 - Культурология включает в себя Рабочую программу дисциплины «Философия культуры» и Планы семинарских занятий по данной дисциплине. Рабочая программа и планы семинарских занятий имеют единые общие требования и соответствуют учебному плану ООП по направлению 033000 — Культурология.

В УМК представлено содержание дисциплины, распределение часов курса по темам и видам работ, перечень семинарских занятий и методические материалы к ним, основная и дополнительная литература, рекомендованная для освоения курса, информация о системе текущего и промежуточного контроля знаний студентов, даны примерные темы курсовых работ

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ»

Аннотация

«Философия культуры» является профессиональной дисциплиной (базовая часть, теоретико-культурный модуль, профессиональный цикл - Б 3) Курс предназначен для студентов, обучающихся по направлению подготовки 03300 — «Культурология». (профили: Культура стран и регионов мира: Европа; Культура России; Культура массовых коммуникаций). Дисциплина реализуется на факультете Истории искусства кафедрой История и теория культуры. Курс призван способствовать выработке и углублению теоретических представлений о культуре, которые формируются в процессе освоения ряда дисциплин Основной образовательной программы («Теория культуры», «Социология культуры», «Методы изучения культуры» и др.), содействовать инструментализации теоретических знаний и навыков.

 

Содержание дисциплины -специфическая форма дискурса о культуре, которая, начиная с европейских романтиков, самоопределяется в качестве философии культуры. Предметом рассмотрения являются способы философской концептуализации культурных практик, а также философская проблематизация культуры как целостного феномена.

 

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций выпускника

· владение культурой мышления, способностей к восприятию, обобщению, анализу информации (ОК–1); умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

· владение теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением разнообразных культурных форм, социокультурных процессов и практик; (ПК-1)

· способность применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике; (ПК-1);

· способность понимать, критически оценивать, изучать и анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований (ПК-2);

· готовность к использованию современного знания о культуре и ведущих направлений современной социокультурной деятельности (концепций и инструментария) в организационно-управленческой работе (ПК-4).

 

Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости, оцениваемый степенью подготовки к семинарским занятиям, подготовка домашних письменных работ (рефератов, докладов, эссе), промежуточный контроль в форме письменной работы (коллоквиума), итоговой формой контроля является зачет с оценкой.

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

 

Программой предусмотрены лекционные (22 час) занятия, семинары (32 час), самостоятельная работа студентов (54 час)

Пояснительная записка

Цель и задачи дисциплины

Цель освоения дисциплины определяется тем, чтобы рассмотреть философию культуры как самостоятельную область философского знания, как то, что составляет «предельный горизонт» конкретных исследовательских подходов и практик изучения культуры, влияет на формы и содержание социально-политического и эстетического ее конструирования.

З адачи дисциплины

· освоить понятийный инструментарий культурфилософских концепций, их язык и парадигматику.

· познакомить студентов с текстами, представляющими основные направления европейской и русской культурфилософской мысли XIX-XX веков,

· обсудить их исторический и теоретический контекст, внутренние взаимосвязи в рамках общего смыслового поля философии культуры,

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Философия культуры» является общепрофессиональной и адресована студентам, обучающихся по направлению «Культурология».Она призвана способствовать выработке и углублению теоретических установок, которые формируются в процессе освоения ряда дисциплин Основной образовательной программы («Теория культуры», «Социология культуры», «Методы изучения культуры» и др.) и, вместе с тем, содействовать инструментализации теоретических знаний и навыков в конкретно-практические дисциплины. Особенность дисциплины «Философия культуры» состоит в том, что она дает возможность по-новому организовать уже полученные знания по истории и теории культуры, по общим курсам философии и истории науки, по литературе и искусству. Появление в круге изучаемых дисциплин «Философии культуры» делает стержнем этой новой организации знания идею и понятие культуры, выступающие как непосредственный предмет культурфилософского осмысления.

 

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций обучающегося:

· владение культурой мышления, способностей к восприятию, обобщению, анализу информации (ОК–1); умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

· владение теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением разнообразных культурных форм, социокультурных процессов и практик; (ПК-1)

· способность применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике; (ПК-1);

· способность понимать, критически оценивать, изучать и анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований (ПК-2);

· готовность к использованию современного знания о культуре и ведущих направлений современной социокультурной деятельности (концепций и инструментария) в организационно-управленческой работе (ПК-4).

В результате освоения дисциплины обучающиеся должны:

знать:

· специфику теоретической экспликации «пространства культуры» в рамках культурфилософского способа ее осмысления

· проблематику основных направлений европейской и русской философии культуры XIX и XX века

· взаимосвязи между основными теоретическими направлениями, теоретический и исторический контекст их формирования

· содержание фундаментальных философских концептов, посредством которых осуществляется теоретическое описание феномена культуры

· специфику, возможности и границы философского осмысления культуры, его значение как формы саморефлексии культуры

уметь:

· определять значение разных культурфилософских подходов для конкретной исследовательской практики в сфере изучения культуры

· анализировать базовые культурфилософские тексты, знать их проблематику, исторический и теоретический контекст формирования

владеть:

· понятийным аппаратом дисциплины

· техниками анализа философских текстов

 

Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 час

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Н еделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости по неделям семестра Форма промежуточной аттестации по семестрам
Лекции Семи нары коллоквиумы Практ. зан. Само-стоятельная Работа
  Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА       -     -Устный ответ,  
  Раздел 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА». ПРЕДЫСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ   2 -4         -Устный ответ на семинаре, - обсуждение прочитанного текста - Реферирование специализированного текста (2–5 с.)  
  Раздел 3. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ В XIX-НАЧ. ХХ ВВ.   4-6         -Устный ответ на семинаре, - доклад, - обсуждение прочитанного текста - Реферирование специализированного текста (2–5 с.)  
  Раздел 4.   ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ В XX ВЕКЕ   6-12         -Устный ответ, обсуждение прочитанного текста - Реферирование специализированного текста (2–5 с.)  
  Раздел 5.   ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ.   13-17         Устный ответ, обсуждение прочитанного текста - Реферирование специализированного текста (2–5 с.)  
  Суммарный контроль по курсу             - Проверка словаря терминов и понятий курса - Письменная работа (10 – 15 с.)
  Промежуточная аттестация   6,12         Экзамен  
  ВСЕГО              

Содержание дисциплины

 

Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
  ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА. Предмет философии культуры.   Место философии культуры в современном культурологическом знании. История философии культуры как особой дисциплины и области знания. Значение немецких романтиков и герменевтической традиции для формирования философии культуры. Роль неокантианства. Современные представления о предмете философии культуры.  
  ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА». ПРЕДЫСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ. «Понятие культура в немецкой философской мысли второй половины XVIII - начала XIX в. Значение идей В.Гумбольдта, И.Канта, И.В.Шеллинга и Г.Гегеля: антитезы «цивилизация» и «культура», «культура» и «природа», «культура» и «творчество». Культура и историческая эпоха (Шеллинг), культура и история (Гегель). Общефилософские идеи, оказавшие значительное влияние на подходы философии культуры. Платонизм и идея культуры: Спор об универсалиях в средневековой схоластике и его значение для интерпретаций культуры. «Врожденные идеи» Декарта, монадология В.Лейбница. Место и роль трансцендентального идеализма И.Канта  
  ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ В XIX-НАЧ. ХХ ВВ. Философия культуры немецких романтиков Философия языка и культуры XIX века: В.Гумбольдт и В. Дильтей Философия культуры Фр. Ницше Неокантиантская культурфилософия Проблема культуры в прагматизме (Джеймс, Дьюи, Пирс)     Философия и типология культуры Фр.Шлегеля. Герменевтика Шлейермахера и понятие индивидуальности. Спор об индивидуальности Шлейермахера и Фихте. «Речи о религии» Шлейермахера;. Концепция «духа народа» в немецкой философии и «науке о народах». «Дух времени» и «дух эпохи» у романтиков и Шеллинга. Концепция языкового мировидения и учение о внутренней форме слова В.Гумбольдта Герменевтика как метод исторического познания у Дильтея. Программа критики исторического разума. Понимание и объяснение, переживание и выражение как категории герменевтики Герменевтический круг. Работа «Происхождение трагедии из духа музыки», ее культурфилософская проблематика Аполлоническое и дионисийское, сократическое и трагическое. Александрийский тип культуры и «теоретический человек». Критика всепоглощающего историцизма в «О пользе и вреде истории для жизни». Проблематика культуры в философии И.Канта и неокантианстве. Марбургская школа: культура как метод. (Г. Коген) Баденская школа: культура как ценность (Г. Риккерт). Науки о природе и науки о культуре. Исторические науки о духе и метод «отнесения к ценности» Аксиология. Ценность и оценка. Прагматистская установка на множественность подходов в истолковании предмета знания, ее значение. Прагматистское толкование культуры и морали как системы убеждений и верований. Инструментализм Дьюи: «операционалистское» понимание культуры. Учение Ч.Пирса о знаке, его значение для семиотики.    
  ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ В XX ВЕКЕ Философия культуры О.Шпенглера Философия искусства и культуры Ортеги-и-Гассета Марксистская и неомарксистская философия культуры (Д.Лукач) Психоаналитическая философия культуры (Фрейд, К.Г.Юнг, О.Ранк) Неокатолическая и протестантская философия культуры Философия символических форм Кассирера   Экзистенциализм и идея культуры. М.Хайдеггер Проблема культуры во французском экзистенциализме и персонализме. Герменевтика и философия культуры Г.-Г.Гадамера. Проблема культуры в структурализме К. Леви-Стросса. Философия культуры М.Фуко. Постмодернистская философия культуры.       «Закат Европы» Шпенглера в интеллектуальной истории XX века. Понимание культуры как организма высшего порядка. Культура и цивилизация Физиогномический метод описания культуры. «Аполлоническая душа» античности и «фаустовская душа» европейской культуры. Их символы. Политические идеи Шпенглера. Работа «О точке зрения в искусстве» и подходы к изучению пространственных форм искусства в начале XX веке: «ближнее» и «дальнее» видение в искусстве и философии. Значение «Восстания масс» для исследований феномена массовой культуры. Критика омассовления культуры. Теория общества и антропология Понятие идеологии и его значение для современных исследований культуры Сближение культуры и идеологии в марксизме. Проблема отчуждения. Неомарксистская философия культуры Д.Лукача Социальная природа категорий мышления. Теория романа Лукача в сравнении с концепцией Михаила Бахтина. Философия культуры З.Фрейда. Основные понятия. Представление о творчестве и концепция сублимации. Концепция первобытной культуры по Фрейду. Философия культуры О.Ранка. Основные категории философии культуры К. Г. Юнга. Коллективное бессознательное. Архетип. Философия культуры Э. Фромма. Философия и религия, культура и религия, культура и культ в интерпретации Ж.Маритена. Работы Э.Жильсона по философии искусства. Философия культуры Р.Гвардини: основания культуры Нового времени. Неопротестантская философия культуры Пауля Тиллиха. Философия культуры Р.Х.Нибура. Критика сциентистских установок предшествующего неокантианства. Понятие символической формы культуры. Миф как символическая форма. Язык как символическая форма. Философская антропология Кассирера: человек как символическое животное. Значение подходов Кассирера для исследований культуры в XX веке. Критика аксиологического понимания культуры и мышления в категориях ценности. Эйдетическое понимание культуры. Хайдеггер о понятии «картина мира». Онтологическая герменевтика.. Экзистенциалы,связанные с описанием произведения искусства. Хайдеггер и Кассирер: давосский спор о культуре. Культура и личность в персонализме. Персоналистское понятие личности и понятие о культуре личности (Э.Мунье). Экзистенция и свобода. Проблема выбора. «Экзистенциальная ситуация» в пьесах Ж.-П.Сартра. Романы А.Камю. «Миф о Сизифе» -понятие абсурда: его культурфилософское содержание и контекст. Этапы истории герменевтики: Г.Гадамер: радикальная критика установок герменевтического «вчувствования» и «вживания в прошлое». Новое понимание смысла герменевтики. Понятие герменевтического круга и пред-рассудка у Гадамера Философия искусства Г.-Г.Гадамера (По работе «Искусство и подражание»). Критика концепции первобытного мышления Леви-Брюля. Тотемизм и проблема классификационных схем мышления в примитивной культуре. Понятие бриколлажа. Мораль мифов. Парные символы в культуре. В.Тернер о двоичных и троичных кодах в первобытной цветовой классификации. Историческая эпистемология Фуко Проект археологии знания. Методология изучения истории в работе «Ницше, генеалогия, история». Генеалогический проект Фуко. Понятие «проблематизации». Философия культуры в «Герменевтике субъекта». Культура себя в интерпретации Фуко. Философия культуры Роллана Барта. Понятие текста. Деконструкция Ж.Деррида. «Состояние постмодерна» Ж.-Ф.Лиотара. «Система вещей» Ж.Бодрийяра. Симулякры и критика современной культуры. Философия культуры У.Эко. «Пять эссе на темы этики» и «Открытое произведение».  
  ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ. Культурфилософские идеи в русской мысли XIX столетия. Символистская философия культуры нач. XX века. Философия творчества и культуры Н.Бердяева. Философия культуры ПФлоренского «Афины и Иерусалим»: Философия культуры Л.Шестова. Философия культуры русского евразийства. Философия культуры М.М.Бахтина. Культурфилософские концепции Я.Голосовкера и О.Фрейденберг. Философия культуры А.Ф.Лосева. Философия культуры в России в последней трети XX в.   Символистская философия культуры в начале XX века. Концепции А.Белого и Вяч. Иванова – общее и особенное. Философия культуры Андрея Белого «Переписка из двух углов» Вяч.Иванова и Мих.Гершензона, ее значение. Культура как репрессия в трактовке Гершензона и критика этого понимания Вяч.Ивановым. «Смысл творчества»: проблема творчества и свободы, творчества и объективации. «Воля к жизни и воля к культуре». Романтическая и классическая культуры в концепции Бердяева. Понятие нового средневековья. Критика Бердяевым культурфилософской концепции Шпенглера и культурологического партикуляризма евразийцев. Культура и культ. Проект «конкретной метафизики». «Обратная перспектива» Флоренского Работа «Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительном произведении». Символология П.Флоренского. Философия техники как органопроекция. Культурно-историческая концепция «Философия трагедии» Шестова. Прочтение Шестовым русской литературы Формирование концепции Афин и Иерусалима. Образы двух культур в учении Л.Шестова: Сократ и Иов. Шестов и Кьеркегор. Книга «Кьеркегард и экзистенциальная философия. Концепцией Афин и Иерусалима С.С.Аверинцева. Евразийское движение. Сборник «Исход к Востоку». Критика европеоцентризма. Евразийская концепция русской культуры. Разработка основных понятий евразийской культурфилософии ЛКарсавиным. Работы П.Н.Савицкого. Критика культурфилософских установок евразийства Н.Бердяевым и Г.Флоровским. Бахтин и бахтинология. М.Бахтин как философ культуры. Эпос и роман в культурфилософской концепции М.Бахтина. М.Бахтин и Г.Лукач. Понятие о хронотопе. Бахтинская концепция античности Методологическая проблематика. Работа «К философским основам гуманитарных наук». Образ и понятие: исследования по культурной семантике в работах О.М.Фрейденберг. Теория метафоры Фрейденберг. Я.Э.Голосовкер: Культура как имагинация, имагинативный абсолют. Имагинация и воображение. Концепция античной культуры у О.М.Фрейденберг и Я.Э.Голосовкера. Влияние работ Вяч.Иванова и П.Флоренского на мировоззрение Лосева. Концепция мифа. Лосевская концепция античной культуры как целого в «Очерках античного символизма и мифологии». Критика современной науки в работе «Античный космос и современная наука». Концепция Возрождения у А.Ф.Лосева. Философия культуры Э.Ильенкова и М.Мамардашвили. Культурфилософская перспектива работ С.С.Аверинцева, А.В.Михайлова, Типология культуры Риторика и философия. Место риторики в европейской литературной традиции Философия европейской культуры. В.С.Библер как философ культуры.    

Образовательные технологии

При реализации программы дисциплины «Философия культуры» используются следующие образовательные технологии:

лекционный курс (проблемные лекции, лекции-дискуссии);

семинарские занятия в форме обсуждения текстов, дискуссий;

письменная аудиторная работа в форме эссе по одному из базовых текстов курса

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Система текущего и промежуточного контроля знаний студентов

 

Основной формой текущего контроля успеваемости являются семинарские занятия, Рекомендуется также подготовка студентами докладов, рефератов. Промежуточная аттестация осуществляется в форме письменной аудиторной работы.

 

В курсе «философия культуры» студенты выполняют письменную домашнюю работу и итоговую аудиторную работу. При написании письменной домашней работы необходимо: 1) выбрать тему работы из предложенного ниже списка;

2) уточнить или самостоятельно сформулировать название работы, которое содержало бы указание на ту или иную проблему или текст, являющиеся предметом непосредственного рассмотрения в работе.

3) опираясь на тексты источников и научную литературу корректно изложить основное содержание концепции избранного автора, или тот ее аспект, на котором сосредоточено особое внимание;

4) продемонстрировать владение навыками философского и исторического анализа содержания тех базовых понятий, которые образуют основу культурфилософских построений избранного автора;

5) показать (насколько это уместно) взаимосвязь данной концепции с философской традицией, а также определенными социально-культурными и политическими контекстами, с полем актуальных исследований;

Итоговая аудиторная работа пишется на одном из последних занятий: преподавателем объявляется несколько тем и предлагается написать работу по одной из них. Совпадение темы итоговой и внеаудиторной письменной работы не допускается.

Шкала оценки освоения курса

100-балльная шкала Традиционная шкала Шкала ECTS
91 – 100 Отлично зачтено     A
83 – 90   Хорошо B
75 – 82 C
61 – 74   удовлетворительно D
51 – 60 E
31 – 50   неудовлетворительно   не зачтено FX
0 – 30 F

 

Раздел курса Недели семестра Мин. /Макс. кол. Баллов Формы текущего контроля и промежуточной аттестации Проверяемый компонент компетенции
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА Раздел 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА». ПРЕДЫСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ Раздел 3. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ В XIX-НАЧ. ХХ ВВ. Раздел 4. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ В XX ВЕКЕ Раздел 5. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ. 1-18 40/60 - устный ответ, -доклад на семинаре, - обсуждение прочитанного текста - реферат (2 -5 стр.) - Способность разбираться в проблемах философии культуры -Умение интерпретировать специализированные философские тексты  
  Суммарный текущий контроль по курсу         20/40 - Участие в итоговой дискуссии по основным проблемам курса - Проверка словаря терминов и понятий курса - Письменная работа (10–15 стр.) - Умение использовать знания в ходе научной дискуссии -Применение теоретических положений по проблематике курса в собственных исследовательских разработках
Промежуточная аттестация     Экзамен  
Всего   60/100    

.

Критерии оценки качества компетенций студентов

Основой для оценки студента служит уровень усвоения материала, предусмотренного государственным образовательным стандартом и учебным планом дисциплины.

Таблица распределения баллов:

 

Форма контроля Максимальный балл Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Устный ответ         3 - 0
работа в семинаре, обсуждение базовых текстов     20-18 18-16 16 - 0
реферирование научно-аналитического текста (3-5 с.)   15-13 15-13 13-12 12 - 0
Письменная работа (10-15 с.)   20-18 20-15 15-14 14 - 0
Экзамен   40-35 35 -25 25-15 14-0

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.037 с.)