Билеты по конституционному праву 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билеты по конституционному праву



БИЛЕТЫ ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ПРАВУ

КП как отрасль российского права: понятие, предмет и методы правового регулирования.

 

. Италия, с 1797 года. Используется в нескольких значениях. Конституционное право в субъективном смысле – это право отдельной личности, или коллектива, которое закреплено в Конституции. Конституционное право в объективном смысле – это 1. Это отрасль конституционного права; 2. Отрасль науки; 3. Учебная дисциплина. Основной предмет изучения – кон-ое право в объективном смысле как отрасль права. В современном мире есть 3ие значение: конституционном право в “сверхобъективном” смысле (больше, чем один документ) – право может существовать только тогда, когда оно соответствует Конституции, иначе н. п. будут лишаться юридической силы, и не будут действовать.

Конституционное право - это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти.

 

 

Употребляется в нескольких смыслах:

 

1)в субъективном

-это право отдельных лиц или коллектива, закрепленное в КРФ

 

2)в объективном смысле

-это отрасль права

-отрасль науки

-учебная дисциплина

-основной предмет нашего изучения

 

3)в сверхобъективном

КС сопоставляет нормы с другими НПА

-право будет существовать только тогда, когда оно будет соответствовать КРФ, в противном случае НП будут лишены юр. силы.

 

Предмет конституционного права имеет 2 подхода: расширительный и ограничительный. Первый: предметом конституционного права называют все общественные отношения в государстве. Второй: не все общественные отношения, а конкретные. Представители: Витрук Н.В., Ваглай М.В.

4 группы таких отношений:

1. Общественные отношения, связанные с установлением и охраной иерархии источников права; Пример, ст. 15 Конституции – она и является высшим юридическим законом;

2. Общественные отношения, связанные с установлением основ правового статуса личности;

3. Отношения, связанные с территорией, с федеративным устройством.

4. Общественные отношения, связанные с организацией и функционированием публичной власти (это государственная власть + местное самоуправление). Он предпочтительней.

3 субъекта, отношения, между которыми охватываются предметом конституционного права: человек, общество и государство.

В отрасли конституционного права основным методом правового регулирования является императивный. Проявляется через 3 основных приёма регулирования общественных отношений:

1. Позитивное обязывание; предусматривается обязанность субъекта общественных отношений. Когда в норме прямо предусматривает, что субъект должен что-то сделать (прямое обязывание).

2. Дозволение; это разрешение определённого поведения. Пример, полномочия органов гос-ой власти. Ч.1 ст. 104 К РФ.

3. Запрет (негативное обязывание); субъект должен чего-то не делать. Ст. 13, ч. 5 Конституции РФ: запрещается создание и действие общественных объединений, подрывающих государственный устрой.

Диспозитивный метод. Охватывает права человека и гражданина в плане их реализации. По ст.11 Конституции РФ возможно договорное регулирование отношений между РФ и субъектами РФ. Также есть метод власти – отношений.

Конституционное право относится к публичному праву, является его отраслью. (Кульпиан - деление права на частное и публичное право).

Система отрасли КП РФ.

Система отраслей конституционного права – это внутренне согласованная совокупность его элементов (норм, институтов и подотраслей), которые единообразно регулируют однородные группы общественных отношений. 1 звено – конституционно-правовая норма; 2 звено – институт конституционного права. Выделяют: генеральные (народовластия, и внутри него есть институт выборов, референдума и т.д.; институт правового статуса личности: институт гражданства, прав и свобод человека и гражданина и т.д.; институт федеративного устройства: институт статуса субъектов РФ и т.д.; институт публичной власти: институт гос-ой власти (президента) и институт местного самоуправления; институт судебной власти и т.д.) и иные (институт местного самоуправления, гражданства). Подотрасли конституционного права. Выделяется: подотрасль избирательного права, парламентское право. Конституционное правосудие – это статус и функционирование КС.

Порядок пересмотра КРФ.

Пересмотр Конституции (содержится в главе 9) – это принципиальная корректировка норм действующей Конституции. Ст. 13 даёт перечень субъектов, кто может инициировать пересмотр Конституции (президент, Совет Федерации, Государственная Дума, законодательные органы субъектов РФ). Группа численностью не меньше 1/5 Совета Федерации или 1/5 депутатов Государственной Думы. Они могут обратиться в Государственную Думу с инициативой. Государственная Дума должна принять 3/5 членов из всего числа, в Совете Федерации 3/5. Если создаются такие условия, то создаётся конституционное собрание. По статье 135 Конституционное собрание может признать Конституцию действительной, разработка новых проектов, может принимать новые проекты, либо выносить проект на референдум

Федеральное Собрание – парламент РФ: функции и структура.

Это парламент России. До 1993 года парламента в РФ не было. Парламент - (что-то вроде партера с говорящими людьми). В соответствии с Конституцией РФ Федеральное Собрание является парла.ментом РФ.. Признаки и черты ФС как парламента 1) ФС - представительный орган гос. власти. (конст - 94ст.) - формир-ся и избир-ся нас-ем. 2) ФС - явл. парламентом страны, т.к. именно ФС и только оно м. принимать законы, и обладает бюджетно-контрольной функцией страны.3) ФС состоит из 2-х палат (с разными правовыми статусами, разветвленной системой постоянных и временных комитетов, комиссий и др. рабочих органов палат ФС).4) ФС - постоянно действующий орган. Депутаты Гос. Думы и члены СФ работают на постоянной, профессиональной основе (конст. 99ст.). 5)ФС (и только он) наделен правом осуществлять законодательную власть на федеральном уровне, то есть принимать ф.з.

Совет Федерации Федерально Собрания РФ: порядок формирования, состав, конституционные полномочия.

В соотв/ с К. - СФ "верхней" палатой ФС. В действ.

СФ выполняет три осн. задачи: 1) не позволяет нижн. палате принимать не до конца продуманные законы; 2) ограничивать злоупотребления исполнит. власти (в т.ч. и главы государства); 3) обеспечивать интересы отдельных терр. или национально-терр. общностей.

Формирование СФ. В соотв. с К. РФ и ФЗ от № 192 95г. "О порядке формирования Совета Федерации РФ" в СФ входят в качестве его членов по два представителя от каждого из S-в РФ (главы законодат. и исполнит. органов гос. власти субъкта). Если в S двухпалатный законод. орган, то представитель в СФ определяется обеими палатами.

По Закону формирование СФ происх. по должностному принципу - но скорее по смешаному, т.к. главы зак. и исп. органов S-в д.б. избраны гражданами S РФ (свободные, альтернативн., всеобщ., прямые выборы). А глава законод. органа гос. власти S РФ д.б. избран как депутат в данный орган, затем из депутатов - избран главой его.

Сроков полномочий СФ (по К.) законодательству не имеет. Т.к. меняются только члены СФ (при новых выборах в S). Мандатная комиссия СФ признает полномочия новых членов СФ, освобождает прежних. При переизбрании членство в СФ продлевается.

Внутренняя структура СФ. Исходя численности S-в РФ (89), число членов СФ д.б. - 178 чел. Из своего состава СФ избирает Председателя СФ и заместителей Председателя СФ (они не м.б. представителями от одного S РФ). При голосовании на эти посты необходимо получить более половины голосов всех членов СФ. Результаты голосования оформляются постановлениями СФ. Председатель и заместители ведут заседания палаты; ведают внутр. распорядком, организуют работу всех органов и структурных подразделений СФ. Полномочия и статус этих лиц, закреплены в Регламенте СФ, утвержденном постановлением СФ № 42-СФ 96г. В соотв. с К. РФ и Регламентом СФ из состава членов СФ образ. комитеты, комиссии СФ.

Комитеты СФ явл. постоянно действ. органами палаты. Они осущ.: подготовку заключений по проектам ФЗ и ФКЗ, принятых ГД и переданных на рассмотрение СФ; разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты; организуют проведение парламентских слушаний; решают вопросы организации своей деятельности и деятельности палаты;

В состав комитетов входят все члены СФ, (кроме Председ. и заместителей). Член СФ м.б. членом только 1 комитета. Численный состав комитетов определяется СФ (но не менее 10). Состав комитета СФ утверждается большинством голосов всех членов СФ и оформляется постановлением СФ. Председатель, заместители избираются большинством голосов всех членов СФ. - утверждение их оформляется постановлением СФ.

Комитеты:

- по конст. зак-ву и судебно-правовым вопросам

- по вопросам безопасности и обороны

- по бюджету, фин., валют. и кредитному регулированию, ден. эмиссии нал. политике и тамож. регулированию

- по вопросам эк. политики

- по м/н делам

- по аграрной политике

- по науке, культуре и образованию, здравоохранению и экологии

- по делам Федерации

- по делам Севера

СФ может ликвидировать комитеты и образовывать новые комитеты СФ.

Постоянные и временные комиссии (из членов комитетов СФ, Председателя, заместителей). Вр. комиссии созд. для решения конкретной задачи и (или) на определенный срок.

Мандатная комиссия (из членов СФ) (постоянно действующая). - по вопросам признания переизбрания членов СФ.

Комиссия по регламенту и парламентским процедурам (для контроля за соблюдением Регламента) (постоянно действ.)

Также СФ м. образовывать Аппарат СФ (обеспечение деятельности).

Формы работы СФ - очередные и внеочередные пленарные заседания, заседания комитетов и комиссий… Проведение и формирование повестки заседаний СФ, голосования, парламентские слушания и пр. закрепляются и регулируются Регламентом СФ.

 

Компетенция:

- право законодат. инициативы

- одобрение (неодобрение) принятых ГД ФЗ и ФКЗ.

- утверждение (не утверждение) указов Презид. РФ о введении военного (чрезвычайного) положения

- решение вопроса о возможности использования Вооруж. Сил РФ за пределами территории РФ

- назначает выборы Презид.

- принимает (отклоняет) решение об отрешении Презид. от должности

- назначает судей Конст. Суда, Верх. Суда, Высш. Арбитражного Суда РФ

- назначает (освобождает) Ген. прокурора

- утверждает изменения границ между S РФ.

Акты СФ. СФ принимает постановления. Постановления СФ д. издаваться на основании и в соотв. с К., ФЗ и ФКЗ. Постановления СФ могут носить нормативный и не нормативный характер. Порядок принятия постановлений СФ регулируется Регламентом СФ. Порядок опубликования и вступления в силу постановлений ФС рег. ФЗ 1994 г. № 5 "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат ФС РФ" - акты палат ФС д.б. офиц. опубликованы (или они не м. применяться). Акты публикуются не позднее 10 дней со дня принятия в "Российской газете", или Собрании законодательства РФ.

Акты палат ФС направляются для официального опубликования Председателями палат, или заместителями председателей. Акты вступают в силу на всей терр. РФ по истечении 10 дней со дня их офиц. опубликования (если самими актами не установлен иной порядок вступления их в силу).

Государственная Дума Федерального Собрания РФ: порядок формирования, состав, конституционные полномочия. Роспуск Госдумы.

ГД - нижняя палата ФС РФ. В соотв. с ФЗ 09.06.1995 "О выборах депутатов ГД ФС РФ" и др. ФЗ. депутаты ГД избир-ся путем всеобщих, прямых, альтернативных выборов на 4 года. Депутатом ГД м.б. избран гражданин РФ, 21 года (Не м.б. избранны недееспособные и в местах лишения свободы). Выборы назнач-ся Президентом в указанный срок. Если не назначил в срок, то выборы провод-ся Центральной Избират. Комиссией. Избираются: 225 чел. по мажоритарн. принципу по одномандатным избирательным округам; др. 225 чел. избир-ся по единому избират. округу по пропорциональному признаку.

Начало работы (1-ое заседание): на 30-й день после избрания ГД - открывается старейшим по возрасту. Президент РФ м. созвать заседание ГД ранее этого срока. Г.Д. м. начать работу при наличии 2/3 ее состава.

Внутр. структура:

а) Председатель ГД

б) Заместители председателя

в) Комиссии (счетная, по контролю за электронной системой голосования, по Регламенту ГД)

г) Комитеты - 28 шт. (по труду и соц. политике, по аграрным вопросам, по обороне, по м/н делам)

д) Совет ГД

е) Депутатские объединения: фракции и депутатские группы.

 

Компетенция ГД - совокупность полномочий, установленных К. Полномочия ГД не м. изменяться или дополняться, иначе как путем принятия ФКЗ.

1) группа полномочий - в сфере законодательства:

- законопроекты вносятся только в ГД

- депутаты ГД обладают правом законодат. инициативы

- ФКЗ считается принятым после одобрения его 2/3 голосов депутатов ГД.

2) группа полномочий:

- дача согласия Президенту по кандидатуре Председателя Правительства.

- решение вопроса о доверии Правительству РФ

- назначение (освобождение) должности Председателя ЦБ РФ

- назначение (освобождение) должности Председателя Счетной палаты и половины ее аудиторов

- назначение (освобождение) должности Уполномоченного по правам человека

- выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Акты ГД. ГД по вопросам ее ведения принимает такой вид юридического акта как постановление, ~ носит подзаконный характер. Порядок опубликования и вступления в силу актов ГД регулируется ФЗ от 25 мая 1994 г. №5.

 

В соответствии с К. РФ существует общий порядок прекращения полномочий ГД и досрочное прекращение ее полномочий.

Общий порядок - полномочия ГД прежнего созыва прекращаются с момента начала работы вновь избранной ГД нового созыва (начало первого заседания)

Досрочное прекращение полномочий ГД - досрочный роспуск Президентом РФ в соотв. с К. (ст. 111, 117)

Ст. 111 - после трехкратного отклонения ГД кандидатуры Председателя Правительства, Пр. РФ распускает ГД.

Ст. 117 Пр. РФ м. досрочно распустить ГД, если:

- ГД в течение 3 месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ и Пр. РФ не удовлетворит это требование.

- Председатель Правительства ставит ГД вопрос о доверии Правительству, а ГД отказывает - Президент распускает ГД (или Правительство в отставку).

В случае роспуска ГД Президент РФ назначает дату выборов так, чтобы вновь избранная ГД собралась на свое первое заседание не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска ГД прежнего состава.

В соотв. с К. досрочный роспуск ГД невозможен:

- в течение года после ее избрания.

- с момента выдвижения ГД обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения СФ

- в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения

- в течение 6 месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

 

В соотв. с К. (ст. 99) ГД собирается на первое заседание на 30 день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.

На 1 заседании ГД открытым голосованием, большинством голосов избирает:

а) Счетную комиссию ГД;

б) Временную комиссию по контролю за электронной системой голосования;

в) Временную комиссию по Регламенту ГД;

г) Временный секретариат Государственной Думы.

д) Председателя ГД и его заместителей.

Заседания ГД проводятся открыто, гласно и освещаются в СМИ.

Для Президента в зале заседаний ГД отводится спец. место. Для Председателя ГД и его замов тоже отводятся спец. места, оборудованные средствами для ведения заседания палаты.

ГД собирается на сессии:

а) весеннюю - с 12 января по 20 июня;

б) осеннюю - с 1 сентября по 25 декабря.

Заседание ГД начинается с регистрации присутствующих на заседании депутатов Государственной Думы, которую проводит Председатель.

Депутаты заранее (не позднее 3 дней) извещаются о вопросах, ~ будут рассматриваться.

Внеочередному рассмотрению подлежат:

1) послания и обращения Президента Российской Федерации;

2) срочные законопроекты, внесенные Президентом или Правительством.

3) проекты ФЗ о федеральном бюджете на очередной год и о бюджетной системе;

4) ФКЗ и ФЗ, возвращенные в ГД на повторное рассмотрение.

5) проекты ФЗ о ратификации м/н договоров РФ;

6) проекты Регламента ГД и постановлений ГД о внесении в него изменений и дополнений.

Иные законопроекты и вопросы м. рассматриваться во внеочередном порядке по решению, принятому большинством голосов.

Продолжительность докладов, содокладов, заключит. слов устанавливается Председателем ГД по согласованию с докладчиками и содокладчиками, Лимит: 30 мин. - доклада, 20 мин.- содоклад, 15 мин. - заключительное слово.

50.Понятие и основные стадии федерального законодательного процесса в РФ.

В соотв. с К (ст. 104, 105, 106) и регламентом ГД. Законодательный процесс нач. с внесения законопроекта в ГД. Правом законодат. инициативы принадлежит Президенту РФ, СФ, ГД, Правительству, законодательным органам гос. власти S-в РФ, Конституционному Суду, Верховному Суду, Высшему Арбитражному Суду РФ.

Законопроекты по налогам, об изменении фин. обязательств гос-ва, и др. законопроекты, предусм. расходы, покрываемые за счет фед. бюджета, м.б. внесены в ГД только при наличии заключения Правительства РФ.

2 стадия - обсуждение законопроекта в ГД.

3 стадия - принятие законопроекта в ГД. ФЗ принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов ГД, т.е. 50% +1 голос от 450 депутатов ГД.

4 стадия - обсуждение и одобрение (неодобрение) принятого ГД ФЗ в СФ. Принятый ГД ФЗ в течение 5 дней передается на рассмотрение СФ. В течение 14 дней СФ должен обсудить принятый ГД ФЗ и одобрить (отклонить) его. ФЗ считается одобренным СФ, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты (178), либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен СФ (Обязательны к рассм. ФЗ по вопросам фед. бюджета, фед. налогам, фин., валютн., тамож., кредитного регулироваия, ден., эмиссии, ратификации м/н договоров РФ, войны и мира).

5 стадия - в случае отклонения ФЗ СФ, ГД и СФ могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего ФЗ подлежит повторному рассмотрению ГД. В случае несогласия ГД с решением СФ ФЗ считается принятым, если при повторном голосовании за него (в прежней редакции) проголосовало 2/3 от общего числа депутатов ГД. В этом случае ФЗ уже не передается для рассмотрения в СФ.

6 стадия - подписание и обнародование ФЗ. Принятый ФЗ в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение 14 дней подписывает ФЗ и обнародует его.

7 стадия - в случае отклонения ФЗ Президентом РФ (право отлагательного вето) в течение 14 дней с момента поступления ФЗ - тогда ГД и СФ, в установленном К. порядке, вновь рассм. данный закон. Если при повторном рассмотрении ФЗ будет одобрен (в прежней редакции) квалифицированным большинством (2/3 голосов от общего числа членов СФ и депутатов ГД), он подлежит обязательному подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию (без права вето).

8 стадия - опубликование и вступление в силу ФЗ.

 

Особенности принятия ФКЗ:

1) На рассмотрение ГД выносятся проекты ФКЗ лишь по вопросам предусмотренным К.

2) ФКЗ считается принятым, при одобрении 3/4 голосов от общего числа членов СФ и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов ГД.

3) Принятый ФКЗ в течение 14 дней подлежит обязательному подписанию Президентом РФ и обнародованию (без права отлагательного вето).

4) Опубликование и вступление в силу ФКЗ.

 

В соответствии с К. и ФЗ № 5 1994 г. - Законодательный процесс завершается опубликованием и вступлением в силу ФКЗ и ФЗ. Неопубликованные законы не применяются. Датой принятия ФЗ считается день принятия его ГД в окончательной редакции; датой принятия ФКЗ считается день его одобрения обеими палатами ФС. ФКЗ и ФЗ подлежат офиц. опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом. Официальным опубликованием считается первая публикация его полного текста в "Российской газете" или "Собрании законодательства РФ".

ФКЗ и ФЗ вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их офиц. опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления в силу. При публикации ФКЗ и ФЗ указывается название закона, дата его принятия (одобрения) ГД и СФ, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его подписания, регистрационный номер.

ФКЗ и ФЗ, ~ были изменены или дополнены, м.б. повторно офиц. опубликованы в полном объеме.

БИЛЕТЫ ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ПРАВУ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.6.55 (0.069 с.)