Конституционные функции и полномочия Президента РФ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционные функции и полномочия Президента РФ.



Согласно Конституции Президент Российской Федерации выступает как гарант Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

Президент – совершенно новый для России государственный институт, введение которого внесло существенные изменения в прежнюю организацию государственной власти в нашей стране. В 1990-1991 гг. был закреплен пост Президента еще существующего тогда Союза СССР, появились президенты в республиках бывшего Союза. В Российской Федерации пост президента введен во исполнение решения народа, принятого на референдуме России 17 марта 1991г. В соответствии с прежней Конституцией Президент РСФСР провозглашался высшим должностным лицом РСФСР и главой исполнительной власти. Закрепление этого нового положения было вызвано необходимостью укрепления исполнительной дисциплины в период углубления политического и экономического кризиса, обострение межнациональных отношений.

Президентская власть была призвана наладить государственное управление, исполнение законов. Ее самостоятельность по отношению к представительным органам, укрепление с помощью Президента исполнительной власти должны были обеспечить устойчивость и создать предпосылки стабилизации обстановки в стране.

Важно отметить следующее, что направляя и обеспечивая деятельность всех государственных органов, Президент действует в рамках, установленных Конституцией Российской Федерации. Правовое положение Президента охватывает несколько сфер:

1. Президент выступает как глава государства;

2. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами;

3. Президент обладает законодательными полномочиями;

4. В сфере исполнительной власти Президенту также даны широкие полномочия.

Изучая главу 4 настоящей Конституции можно сделать вывод, что Президент занимает самостоятельное главенствующее место в системе органов Российской Федерации, осуществляющих государственную власть, (а это Президент, Федеральное Собрание, Правительство) и его полномочия направлены на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти, соблюдение Конституции, защиту прав и свобод человека, охрану государственного суверенитета.

 

Президент России в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным конституционным законом обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства России и других органов государственной власти.

 

Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ, ФКЗ и ФЗ руководит деятельностью ФОИВ, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства России положение о них и назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ.

Федеральное Собрание – парламент РФ: функции и структура.

Это парламент России. До 1993 года парламента в РФ не было. Парламент - (что-то вроде партера с говорящими людьми). В соответствии с Конституцией РФ Федеральное Собрание является парла.ментом РФ.. Признаки и черты ФС как парламента 1) ФС - представительный орган гос. власти. (конст - 94ст.) - формир-ся и избир-ся нас-ем. 2) ФС - явл. парламентом страны, т.к. именно ФС и только оно м. принимать законы, и обладает бюджетно-контрольной функцией страны.3) ФС состоит из 2-х палат (с разными правовыми статусами, разветвленной системой постоянных и временных комитетов, комиссий и др. рабочих органов палат ФС).4) ФС - постоянно действующий орган. Депутаты Гос. Думы и члены СФ работают на постоянной, профессиональной основе (конст. 99ст.). 5)ФС (и только он) наделен правом осуществлять законодательную власть на федеральном уровне, то есть принимать ф.з.

Совет Федерации Федерально Собрания РФ: порядок формирования, состав, конституционные полномочия.

В соотв/ с К. - СФ "верхней" палатой ФС. В действ.

СФ выполняет три осн. задачи: 1) не позволяет нижн. палате принимать не до конца продуманные законы; 2) ограничивать злоупотребления исполнит. власти (в т.ч. и главы государства); 3) обеспечивать интересы отдельных терр. или национально-терр. общностей.

Формирование СФ. В соотв. с К. РФ и ФЗ от № 192 95г. "О порядке формирования Совета Федерации РФ" в СФ входят в качестве его членов по два представителя от каждого из S-в РФ (главы законодат. и исполнит. органов гос. власти субъкта). Если в S двухпалатный законод. орган, то представитель в СФ определяется обеими палатами.

По Закону формирование СФ происх. по должностному принципу - но скорее по смешаному, т.к. главы зак. и исп. органов S-в д.б. избраны гражданами S РФ (свободные, альтернативн., всеобщ., прямые выборы). А глава законод. органа гос. власти S РФ д.б. избран как депутат в данный орган, затем из депутатов - избран главой его.

Сроков полномочий СФ (по К.) законодательству не имеет. Т.к. меняются только члены СФ (при новых выборах в S). Мандатная комиссия СФ признает полномочия новых членов СФ, освобождает прежних. При переизбрании членство в СФ продлевается.

Внутренняя структура СФ. Исходя численности S-в РФ (89), число членов СФ д.б. - 178 чел. Из своего состава СФ избирает Председателя СФ и заместителей Председателя СФ (они не м.б. представителями от одного S РФ). При голосовании на эти посты необходимо получить более половины голосов всех членов СФ. Результаты голосования оформляются постановлениями СФ. Председатель и заместители ведут заседания палаты; ведают внутр. распорядком, организуют работу всех органов и структурных подразделений СФ. Полномочия и статус этих лиц, закреплены в Регламенте СФ, утвержденном постановлением СФ № 42-СФ 96г. В соотв. с К. РФ и Регламентом СФ из состава членов СФ образ. комитеты, комиссии СФ.

Комитеты СФ явл. постоянно действ. органами палаты. Они осущ.: подготовку заключений по проектам ФЗ и ФКЗ, принятых ГД и переданных на рассмотрение СФ; разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты; организуют проведение парламентских слушаний; решают вопросы организации своей деятельности и деятельности палаты;

В состав комитетов входят все члены СФ, (кроме Председ. и заместителей). Член СФ м.б. членом только 1 комитета. Численный состав комитетов определяется СФ (но не менее 10). Состав комитета СФ утверждается большинством голосов всех членов СФ и оформляется постановлением СФ. Председатель, заместители избираются большинством голосов всех членов СФ. - утверждение их оформляется постановлением СФ.

Комитеты:

- по конст. зак-ву и судебно-правовым вопросам

- по вопросам безопасности и обороны

- по бюджету, фин., валют. и кредитному регулированию, ден. эмиссии нал. политике и тамож. регулированию

- по вопросам эк. политики

- по м/н делам

- по аграрной политике

- по науке, культуре и образованию, здравоохранению и экологии

- по делам Федерации

- по делам Севера

СФ может ликвидировать комитеты и образовывать новые комитеты СФ.

Постоянные и временные комиссии (из членов комитетов СФ, Председателя, заместителей). Вр. комиссии созд. для решения конкретной задачи и (или) на определенный срок.

Мандатная комиссия (из членов СФ) (постоянно действующая). - по вопросам признания переизбрания членов СФ.

Комиссия по регламенту и парламентским процедурам (для контроля за соблюдением Регламента) (постоянно действ.)

Также СФ м. образовывать Аппарат СФ (обеспечение деятельности).

Формы работы СФ - очередные и внеочередные пленарные заседания, заседания комитетов и комиссий… Проведение и формирование повестки заседаний СФ, голосования, парламентские слушания и пр. закрепляются и регулируются Регламентом СФ.

 

Компетенция:

- право законодат. инициативы

- одобрение (неодобрение) принятых ГД ФЗ и ФКЗ.

- утверждение (не утверждение) указов Презид. РФ о введении военного (чрезвычайного) положения

- решение вопроса о возможности использования Вооруж. Сил РФ за пределами территории РФ

- назначает выборы Презид.

- принимает (отклоняет) решение об отрешении Презид. от должности

- назначает судей Конст. Суда, Верх. Суда, Высш. Арбитражного Суда РФ

- назначает (освобождает) Ген. прокурора

- утверждает изменения границ между S РФ.

Акты СФ. СФ принимает постановления. Постановления СФ д. издаваться на основании и в соотв. с К., ФЗ и ФКЗ. Постановления СФ могут носить нормативный и не нормативный характер. Порядок принятия постановлений СФ регулируется Регламентом СФ. Порядок опубликования и вступления в силу постановлений ФС рег. ФЗ 1994 г. № 5 "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат ФС РФ" - акты палат ФС д.б. офиц. опубликованы (или они не м. применяться). Акты публикуются не позднее 10 дней со дня принятия в "Российской газете", или Собрании законодательства РФ.

Акты палат ФС направляются для официального опубликования Председателями палат, или заместителями председателей. Акты вступают в силу на всей терр. РФ по истечении 10 дней со дня их офиц. опубликования (если самими актами не установлен иной порядок вступления их в силу).

Государственная Дума Федерального Собрания РФ: порядок формирования, состав, конституционные полномочия. Роспуск Госдумы.

ГД - нижняя палата ФС РФ. В соотв. с ФЗ 09.06.1995 "О выборах депутатов ГД ФС РФ" и др. ФЗ. депутаты ГД избир-ся путем всеобщих, прямых, альтернативных выборов на 4 года. Депутатом ГД м.б. избран гражданин РФ, 21 года (Не м.б. избранны недееспособные и в местах лишения свободы). Выборы назнач-ся Президентом в указанный срок. Если не назначил в срок, то выборы провод-ся Центральной Избират. Комиссией. Избираются: 225 чел. по мажоритарн. принципу по одномандатным избирательным округам; др. 225 чел. избир-ся по единому избират. округу по пропорциональному признаку.

Начало работы (1-ое заседание): на 30-й день после избрания ГД - открывается старейшим по возрасту. Президент РФ м. созвать заседание ГД ранее этого срока. Г.Д. м. начать работу при наличии 2/3 ее состава.

Внутр. структура:

а) Председатель ГД

б) Заместители председателя

в) Комиссии (счетная, по контролю за электронной системой голосования, по Регламенту ГД)

г) Комитеты - 28 шт. (по труду и соц. политике, по аграрным вопросам, по обороне, по м/н делам)

д) Совет ГД

е) Депутатские объединения: фракции и депутатские группы.

 

Компетенция ГД - совокупность полномочий, установленных К. Полномочия ГД не м. изменяться или дополняться, иначе как путем принятия ФКЗ.

1) группа полномочий - в сфере законодательства:

- законопроекты вносятся только в ГД

- депутаты ГД обладают правом законодат. инициативы

- ФКЗ считается принятым после одобрения его 2/3 голосов депутатов ГД.

2) группа полномочий:

- дача согласия Президенту по кандидатуре Председателя Правительства.

- решение вопроса о доверии Правительству РФ

- назначение (освобождение) должности Председателя ЦБ РФ

- назначение (освобождение) должности Председателя Счетной палаты и половины ее аудиторов

- назначение (освобождение) должности Уполномоченного по правам человека

- выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Акты ГД. ГД по вопросам ее ведения принимает такой вид юридического акта как постановление, ~ носит подзаконный характер. Порядок опубликования и вступления в силу актов ГД регулируется ФЗ от 25 мая 1994 г. №5.

 

В соответствии с К. РФ существует общий порядок прекращения полномочий ГД и досрочное прекращение ее полномочий.

Общий порядок - полномочия ГД прежнего созыва прекращаются с момента начала работы вновь избранной ГД нового созыва (начало первого заседания)

Досрочное прекращение полномочий ГД - досрочный роспуск Президентом РФ в соотв. с К. (ст. 111, 117)

Ст. 111 - после трехкратного отклонения ГД кандидатуры Председателя Правительства, Пр. РФ распускает ГД.

Ст. 117 Пр. РФ м. досрочно распустить ГД, если:

- ГД в течение 3 месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ и Пр. РФ не удовлетворит это требование.

- Председатель Правительства ставит ГД вопрос о доверии Правительству, а ГД отказывает - Президент распускает ГД (или Правительство в отставку).

В случае роспуска ГД Президент РФ назначает дату выборов так, чтобы вновь избранная ГД собралась на свое первое заседание не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска ГД прежнего состава.

В соотв. с К. досрочный роспуск ГД невозможен:

- в течение года после ее избрания.

- с момента выдвижения ГД обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения СФ

- в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения

- в течение 6 месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

 

В соотв. с К. (ст. 99) ГД собирается на первое заседание на 30 день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.

На 1 заседании ГД открытым голосованием, большинством голосов избирает:

а) Счетную комиссию ГД;

б) Временную комиссию по контролю за электронной системой голосования;

в) Временную комиссию по Регламенту ГД;

г) Временный секретариат Государственной Думы.

д) Председателя ГД и его заместителей.

Заседания ГД проводятся открыто, гласно и освещаются в СМИ.

Для Президента в зале заседаний ГД отводится спец. место. Для Председателя ГД и его замов тоже отводятся спец. места, оборудованные средствами для ведения заседания палаты.

ГД собирается на сессии:

а) весеннюю - с 12 января по 20 июня;

б) осеннюю - с 1 сентября по 25 декабря.

Заседание ГД начинается с регистрации присутствующих на заседании депутатов Государственной Думы, которую проводит Председатель.

Депутаты заранее (не позднее 3 дней) извещаются о вопросах, ~ будут рассматриваться.

Внеочередному рассмотрению подлежат:

1) послания и обращения Президента Российской Федерации;

2) срочные законопроекты, внесенные Президентом или Правительством.

3) проекты ФЗ о федеральном бюджете на очередной год и о бюджетной системе;

4) ФКЗ и ФЗ, возвращенные в ГД на повторное рассмотрение.

5) проекты ФЗ о ратификации м/н договоров РФ;

6) проекты Регламента ГД и постановлений ГД о внесении в него изменений и дополнений.

Иные законопроекты и вопросы м. рассматриваться во внеочередном порядке по решению, принятому большинством голосов.

Продолжительность докладов, содокладов, заключит. слов устанавливается Председателем ГД по согласованию с докладчиками и содокладчиками, Лимит: 30 мин. - доклада, 20 мин.- содоклад, 15 мин. - заключительное слово.

50.Понятие и основные стадии федерального законодательного процесса в РФ.

В соотв. с К (ст. 104, 105, 106) и регламентом ГД. Законодательный процесс нач. с внесения законопроекта в ГД. Правом законодат. инициативы принадлежит Президенту РФ, СФ, ГД, Правительству, законодательным органам гос. власти S-в РФ, Конституционному Суду, Верховному Суду, Высшему Арбитражному Суду РФ.

Законопроекты по налогам, об изменении фин. обязательств гос-ва, и др. законопроекты, предусм. расходы, покрываемые за счет фед. бюджета, м.б. внесены в ГД только при наличии заключения Правительства РФ.

2 стадия - обсуждение законопроекта в ГД.

3 стадия - принятие законопроекта в ГД. ФЗ принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов ГД, т.е. 50% +1 голос от 450 депутатов ГД.

4 стадия - обсуждение и одобрение (неодобрение) принятого ГД ФЗ в СФ. Принятый ГД ФЗ в течение 5 дней передается на рассмотрение СФ. В течение 14 дней СФ должен обсудить принятый ГД ФЗ и одобрить (отклонить) его. ФЗ считается одобренным СФ, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты (178), либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен СФ (Обязательны к рассм. ФЗ по вопросам фед. бюджета, фед. налогам, фин., валютн., тамож., кредитного регулироваия, ден., эмиссии, ратификации м/н договоров РФ, войны и мира).

5 стадия - в случае отклонения ФЗ СФ, ГД и СФ могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего ФЗ подлежит повторному рассмотрению ГД. В случае несогласия ГД с решением СФ ФЗ считается принятым, если при повторном голосовании за него (в прежней редакции) проголосовало 2/3 от общего числа депутатов ГД. В этом случае ФЗ уже не передается для рассмотрения в СФ.

6 стадия - подписание и обнародование ФЗ. Принятый ФЗ в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение 14 дней подписывает ФЗ и обнародует его.

7 стадия - в случае отклонения ФЗ Президентом РФ (право отлагательного вето) в течение 14 дней с момента поступления ФЗ - тогда ГД и СФ, в установленном К. порядке, вновь рассм. данный закон. Если при повторном рассмотрении ФЗ будет одобрен (в прежней редакции) квалифицированным большинством (2/3 голосов от общего числа членов СФ и депутатов ГД), он подлежит обязательному подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию (без права вето).

8 стадия - опубликование и вступление в силу ФЗ.

 

Особенности принятия ФКЗ:

1) На рассмотрение ГД выносятся проекты ФКЗ лишь по вопросам предусмотренным К.

2) ФКЗ считается принятым, при одобрении 3/4 голосов от общего числа членов СФ и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов ГД.

3) Принятый ФКЗ в течение 14 дней подлежит обязательному подписанию Президентом РФ и обнародованию (без права отлагательного вето).

4) Опубликование и вступление в силу ФКЗ.

 

В соответствии с К. и ФЗ № 5 1994 г. - Законодательный процесс завершается опубликованием и вступлением в силу ФКЗ и ФЗ. Неопубликованные законы не применяются. Датой принятия ФЗ считается день принятия его ГД в окончательной редакции; датой принятия ФКЗ считается день его одобрения обеими палатами ФС. ФКЗ и ФЗ подлежат офиц. опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом. Официальным опубликованием считается первая публикация его полного текста в "Российской газете" или "Собрании законодательства РФ".

ФКЗ и ФЗ вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их офиц. опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления в силу. При публикации ФКЗ и ФЗ указывается название закона, дата его принятия (одобрения) ГД и СФ, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его подписания, регистрационный номер.

ФКЗ и ФЗ, ~ были изменены или дополнены, м.б. повторно офиц. опубликованы в полном объеме.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.231.247.254 (0.05 с.)