Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Источники конституционного права как отрасли права
Источниками КП являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы. Источники КП - форма закрепления (внешнее выражение) общих правил поведения, регулирующая КПО. Нормативные правовые акты (НПА) - источники КП, многообразны и делятся на следующие виды: 1.НПА, действующие на всей территории РФ - особое место занимает Конституция РФ, являющаяся основным источником отрасли КП. Конституция характеризуется основополагающими нормами общего характера, широтой содержания своих норм, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ; федеральные законы, содержащие конституционно-правовые нормы; федеральные конституционные законы; закон РФ о поправках к Конституции РФ (особый правовой акт); указы и другие нормативные правовые акты Президента, постановления палат Федерального собрания, постановления Правительства; регламенты палат Федерального Собрания; договоры между органами РФ и ее субъектами, международные договоры, договоры с конкретными субъектами Федерации; 2.НПА, действующие только на территории конкретного субъекта РФ - конституции республик и уставы других субъектов РФ; законы, постановления, иные нормативные правовые акты, принимаемые законодательными и исполнительными органами субъекта и содержащие конституционно-правовые нормы; 3.НПА, действующие только на территории муниципального образования. Источниками отрасли КП являются также: 1.правовые акты представительных органов МСУ, содержащие конституционно-правовые нормы (уставы (положения)); 2.особого рода источниками считаются постановления Конституционного Суда РФ - хотя Суд и не является органом, принимающим правовые акты, однако содержащиеся в его решениях правовые позиции имеют юридическое значение. Так, на их основе утрачивают силу правовые акты, признанные не соответствующими Конституции. Аналогичный характер имеют и постановления конституционных и уставных судов субъектов РФ. На самом деле, акты суда (постановления) не должны быть источниками права, так как они не создают новой нормы права, а лишь толкуют уже действующую. Самое страшное, что постановления КС обжалованию не подлежат. Точно так же как комментарии к кодексам и законам не представляют собой НПА!;
3.особое место занимают Декларации - Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года (I Съезд народных депутатов), Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 года (Верховный совет РСФСР), Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года (Верховный совет РСФСР) - формулируются принципы, обязательные для всего конституционно-правового развития государства; 4.источники КП, действующие только на территории субъектов РФ - конституции республик и уставы других субъектов Федерации, носящие учредительный характер; содержат нормы, в обобщённой форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, основы его устройства, компетенцию, структуру органов гос. власти; должны соответствовать и не противоречить Конституции РФ и федеральным законам; 5.Договоры - Федеративные Договоры (3 штуки) от 31 марта 1992 года «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами гос. власти РФ и органами власти ее субъектов Действующие ФКЗ РФ: 1.о конституционном суде РФ 21.07.1994 (организация КС РФ и статус судей, общие правила производства в КС РФ); 2.о референдуме РФ от 28.06.2004; 3.о судебной системе РФ от 31.12.1996; 4.об уполномоченном по правам человека в РФ от 26.02.1997; 5.о правительстве РФ 17.12.1997; 6.о военных судах РФ 23.06.1999; 7.о государственном флаге РФ от 25.12.2000; 8.о государственном гербе РФ от 25.12.2000; 9.о государственном гимне РФ от 25.12.2000; 10.о чрезвычайном положении 20.05.2001; 11.о порядке принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ от 17.12.2001; 12.о военном положении от 30.01.2002. Действующие ФЗ РФ: 1.об основных гарантиях прав ребенка в РФ от 24.07.1998; 2.о правовом положении иностранных граждан в РФ от 25.07.2002; 3.о беженцах от 19.02.1993 Виды законов в РФ Закон - нормативный правовой акт высшей юридической силы, принимаемый в особом порядке законодательным органом или народом на референдуме, и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Классификация законов: 1.По юридической силе: - Конституция РФ (закон высшей юридической силы);
- ФКЗ РФ - существуют с 1994 года, принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ и считается принятым при одобрении большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов СФ и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Госдумы. - Закон РФ о поправке к Конституции РФ - ни разу не принимался - возможность его принятия установлена в постановлении КС РФ от 31.10.1995 «О толковании статьи 136 конституции РФ». - ФЗ РФ (ординарные) - основной вид закона РФ - принимается Госдумой и советом Федерации - не могут противоречить ФКЗ; статья 105 - ФЗ принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы. Принятые Госдумой ФЗ в течение 5 дней передаются на рассмотрение СФ. ФЗ считается одобренным СФ, если за него проголосовало более 1/2 от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен СФ. В случае отклонения федерального закона СФ палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Госдумой. В случае несогласия Госдумы с решением СФ ФЗ считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Госдумы. Президент РФ имеет право вето на ФЗ. 2.По предметам ведения, которые в них могут затрагиваться -ФКЗ - по вопросам, предусмотренным Конституцией. - Закон РФ о поправке к Конституции РФ; - ФЗ (о выборах президента 10.01.2003, о гражданстве 31.05.2002, о СМИ 27.12.1991, о политпартиях 11.07.2001). 3.по территориальному признаку: - федеральные законы; - законы субъектов РФ - принимаются законодательными органами субъектов РФ. Порядок и процедура принятия данных законов и иные вопросы определяются регламентами законодательных органов субъектов РФ, а также конституциями (уставами) субъектов РФ. 4.По возможности применения в отношении их отлагательного вето Президентом РФ - ФКЗ - президент не обладает отлагательным вето; - ФЗ - президент обладает отлагательным вето. Конституция РФ предусматривает принятие ФКЗ и ФЗ. Они различаются: 1) по юридической силе; 2) по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться; 3) по порядку принятии; 4) по возможности применения президентом РФ в отношении них отлагательного вето.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.007 с.) |