Конституционно-правовые нормы: понятие, классификация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционно-правовые нормы: понятие, классификация



Конституционно-правовые нормы - установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие конституционные отношения. Наряду с общими признаками правовых норм, конституционно-правовые нормы отличаются от норм других отраслей права:

1.своим содержанием - зависит от той сферы общественных отношений, на регулирование которых эти нормы направлены;

2.источниками, в которых они выражены - основополагающие нормы конституционного права закреплены в Конституции РФ;

3.своеобразием видов - много общерегулятивных норм (нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи);

4.учредительным характером содержащихся в них предписаний - конституционно-правовые нормы первичны, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок;

5.специфическим характером субъектов, на регулирование отношений между которыми они направлены - народ, государство, глава государства, представительные (законодательные) органы государственной власти;

Классификация конституционно-правовых норм:

1.по содержанию (по кругу регулируемых общественных отношений, а, следовательно, по принадлежности нормы к тому или иному конституционно-правовому институту):

- нормы, регулирующие основы конституционного строя;

- норму, регулирующие основы правового статуса человека и гражданина;

- нормы, регулирующие федеративное устройство;

- нормы, регулирующие органы государства, органы местного самоуправления.

2.по юридической силе:

- нормы, закрепленные в Конституции РФ;

- нормы, закрепленные в ФКЗ;

- нормы, закрепленные в ФЗ;

- нормы, закрепленные в остальных НПА, не противоречащих Конституции РФ.

3.по территории действия:

- нормы, действующие на всей территории РФ;

- нормы, действующие на территории республики, области, иного субъекта Федерации, а также в границах территории, на которой осуществляется МСУ (муниципальные образования).

4.по характеру предписания:

- Управомочивающие нормы - закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в этих нормах действия, определяют рамки правомочий соответствующих субъектов. Таковы, например, нормы, закрепляющие компетенцию РФ, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов (статьи 71, 72, 73, 83 - 90, 102, 103 Конституции РФ). В качестве управомочивающих могут также рассматриваться и содержащиеся в Конституции нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи.

- Обязывающие нормы - закрепляют в конкретной форме обязанности субъектов совершать определенные действия, предусмотренные данными нормами. К этой группе относятся нормы, устанавливающие конституционные обязанности граждан, а также все нормы, в которых исключается любой иной вариант действия, кроме предусмотренного в норме.

- Запрещающие нормы - содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных («запрещается», «не допускается», «не вправе»).

5.по степени определенности предписаний:

- Императивные нормы - в которых однозначно определяются вариант поведения, действия субъектов в соответствующих обстоятельствах. Например, часть 4, статьи 111 Конституции РФ: 1. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Госдумы.

- Диспозитивные нормы - предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств. Например, ч. 3, статьи 117 Конституции РФ: 1. Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ.

6.по назначению в механизме правового регулирования:

- Материальные нормы - предусматривают содержание действий по правовому регулированию общественных отношений;

- Процессуальные (процедурные) нормы - определяют формы, в которых материальные нормы д.б. реализованы. Процедурными являются нормы, устанавливающие порядок работы представительных органов, принятия законов и иных правовых актов и так далее. В качестве специального свода процедурных норм могут рассматриваться Регламенты Совета Федерации и Госдумы. Много процедурных норм в законодательных актах о выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, о проведении референдумов.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.005 с.)