Понятие и основные принципы демократии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и основные принципы демократии.



Методы политологии

Социологический метод выясняет, как политика зависит от социальной сферы, т. е. от общества.

Структурно-функциональный метод рассматривает политику как целостную систему, где каждый элемент выполняет определенную функцию.

Функциональный метод изучает политику через зависимости между политическими явлениями (например, политическая культура – режим власти, наличие политических партий – избирательная система и т. д.).

Системный метод рассматривает политику как систему-механизм, взаимодействующий с окружающим миром. Требования граждан, их пожелания, претензии, поддержка или недовольство – это «вход» системы; реакция на это государства, власти – это «выход».

Антропологический метод изучает явления политической жизни на основе иррациональной, инстинктивной природы человеческого поведения, рассматривает человека как родовое существо, имеющее основные потребности – в пище, безопасности, свободе и т. д.

Сравнительный метод сопоставляет политические партии, политические системы, политические режимы и др., чтобы выявить наиболее эффективные формы организации общества и пути решения политических проблем.

Исторический метод изучает политические явления в их историческом развитии, что позволяет проводить параллели между прошлым и настоящим политическим процессом.

Эмпирический метод изучает политику на основании эмпирических исследований (статистические данные, опросы, анкетирование, эксперименты, наблюдения и т. д.).

Психологическийподход также требует исходить в политических исследованиях из реальной природы человека, что предполагает учет его родовых качеств, социального окружения и особенностей индивидуального развития. Психологический метод ориентирован на изучение объективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характера, а также типичных механизмов психологических мотиваций.

Бихевиористскийметод акцентирует внимание на поведении человека в сфере политики. Кредо бихевиоризма: политология должна изучать непосредственно наблюдаемое (вербальное, словесное и практическое, осознанное и мотивируемое подсознанием) политическое поведение людей при помощи строго научных, эмпирических методов.

Политология тесно связана с жизнью общества, с его политической системой. Социальное признание политологии определяется теми функциями, которые она осуществляет в интересах стабильности общества. Вот наиболее важные из них:

Теоретическая - имеет своей целью разработку основных концептуальных парадигм, объясняющих характер политического развития общества на его разных этапах. Такого рода парадигмы должны быть, с одной стороны, достаточно общими, чтобы охватить политическую жизнь общества в целом, а с другой – в максимальной степени конкретными, чтобы не потерять из виду характер взаимоотношений отдельных частей этого целого.

Методологическая - с помощью неё раскрываются общие закономерности политики, различных политических систем, политических отношений, создается база для развития более частных политических теорий и для других общественных наук.

Аналитическая функция - позволяет давать анализ, оценку результатов деятельности государства, партий, других элементов политической организации общества.

Прогностическая - предполагает определение ближайших и отдаленных перспектив развития общества, своевременное внесение корректировок в политическую деятельность субъектов политики.

Воспитательная – выражается в утверждении определённой политической культуры общества с конкретными правилами, традициями политического поведения.

Мировоззренческая – позволяет правильно оценивать соотношение общечеловеческих и классовых интересов, правильно определять свое место в политической жизни общества.

Прикладная функция - предусматривает практическое использование достижений политологии, разработку критериев эффективности деятельности политических институтов.

Функции политологии тесно взаимосвязаны между собой, они дополняют друг друга.

В Древнем Китае большое распространение получили взгляды Конфуция (VI-Vв, до н.э.)». Он признает божественное происхождение власти императора, но отказывается от божественного происхождения государства, которое он отождествлял с большой семьей. Власть императора - это власть отца. А отношения правящих и подданных подобны семейным отношениям, когда младшие зависят о воли старших. Сила государства - не в строгости наказания, а в сознательном признании власти. Человеколюбие, забота о людях, почтительное отношение к родителям, преданность правителю - вот некоторые принципы Конфуция. Конфуцианство почти две тысячи лет являлось официальной теорией и оказало огромное влияние на нормы жизни Китая, на его социально-семейную структуру и политико-административную систему.

Особый интерес представляет социально-политическая мысль Древней Греции и Древнего Рима. Одним из величайших мыслителей не только античности, но и всей истории философии, политических и правовых учений был Платон (427-347 гг. до н.э.). Свои социально-политические взгляды он изложил в работах «Государство», «Законы», «Политик" и др. Высшая цель идеального государства заключается в том, чтобы наилучшим образом подготовить души людей к блаженству в небесном мире. В составе такого государства Платон выделяет три начала: совещательное, защитное и деловое. По его мнению, в идеальном государстве должны быть три основных сословия: правители-философы (наиболее мудрые жители государства); воины-стражи, призванные охранять государство от внутренних и внешних врагов; ремесленники-торговцы, крестьяне, земледельцы, т.е. работники производительного труда. Эти сословия строго разделены, но при определенных условиях возможен переход из одного сословия в другое. В идеальном государстве Платона ликвидируется частная собственность, что позволит ликвидировать раскол общества на богатых и бедных. Для стражей и правителей вводится общность жен и детей. Необходимо отметить, что в конце жизни Платон пересмотрел некоторые положения своего учения. Так, в трактате «Законы» он изображает «второй по достоинству» государственный строй, где уже допускаются частная собственность, деньги, семья у всех сословий. Идеальному государству Платон противопоставляет другие формы государственного устройства: тимократию (власть честолюбивых), олигархию (власть богатых), демократию (правление большинства народа), тиранию (власть одного тирана). Причем демократию он называет главной бедой политики. Демократия, по его мнению, кратковременна, толпа очень скоро уступает власть единоличному тирану.

Рассматривая вопрос об эволюцииполитической мысли в эпоху Средневековья и Возрождения, следует отметить, что влияние античной социально-политической мыслисказался прежде всего на учениях этого времени. После распада рабовладельческого строя в Западной Европе возникло феодальное общество, основными классами которого стали помещики и крестьяне.
Заметную роль в эпоху феодализма сыграло духовенство. Оно было значительным экономическим, политическим и идеологической силой. Это происходило потому, что в условиях существовавшей тогда феодальной раздробленности (V-Х вв.) Католическая церковь - с четкой иерархией и устойчивыми догматами - оказывала значительное влияние на всю духовную жизнь средневековья.Социально-политическая мысль не была исключением. Ее развитие в основном осуществлялся усилиями религиозных деятелей.

Главным в комплексе социально-политических идей раннего Средневековья стало учение «отцов» и «учителей» церкви: Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Нисского и других о ничтожности земного существования, о бесполезности и тщетность человеческих усилий. Пропагандировался аскетизм, выдвигалась идея повиновения властям, а за это обещалось царствие небесное на том свете.

В основе социально-политических представлений была религиозная установка о том, что земная жизнь является лишь бледным отражением небесной. Несмотря на разделение общества на богатых и бедных, религиозные мыслители настаивали на возможности настоящего братства людей во Христе. Перед Христом, говорили, теряют свое значение богатство, образованность, общественное положение и привилегии. Лозунг равенства перед Богом прикрывало фактическое неравенство в обществе.
Наиболее известными социально-политическими мыслителямисредневековья были Аврелий Августин (позже названный «блаженным») и Фома Аквинский.Следующий период истории социально-политической мысли связан с формированием и развитием капитализма в Западной Европе. Становление и развитие капиталистических социальных отношений дали новый толчок интенсивной разработке социально-политических идей. В XIV-XV вв. в социально-экономической и культурной жизни Западной Европы произошли большие изменения. В Италии, а впоследствии и в других странах стали возникать элементы капиталистического способа производства. На смену господствующему классу феодалов приходит новый класс - буржуазия. Новые формы хозяйственных отношений и новые общественные классы обусловили появление новых мыслей и идей.

Наивысшим достижением античной политической мысли явилось творчество Аристотеля (384-322 гг. до н.э). В своем основном политическом труде «Политика» Аристотель предпринимает научную попытку разобраться в достоинствах и недостатках различных форм правления и предложить наиболее оптимальный вариант государственного устройства.

Аристотель различает три хорошие и три плохие формы управления государством. Хорошими, правильными формами являются монархия (правление одного ради общего блага), аристократия (правление немногих лучших в интересах всех) и полития (сбалансированное правление большинства, отобранного на основе ценза, ради общего блага).

Плохими, неправильными формами правления, по Аристотелю, являются тирания (неограниченное правление одного в своих собственных интересах), олегархия (правление немногих богатейших граждан ради собственного блага) и демократия (неограниченное правление неимущего большинства, осуществляемое в интересах исключительно его самого). Среди неправильных форм наихудшей являются тирания, а наилучшей – демократия.

Реализация правильной формы зависит от конкретных условий: в одном государстве предпочтительней царская власть, в другом – аристократия. Субъектом власти может быть один человек, немногочисленные группы, большинство народа. Но самое главное, по Аристотелю, чтобы власть их была не абсолютной, а относительной, не безграничной, а регулируемой. Произвол демоса ничуть не лучше произвола тирана. Основной путь превращения неправильных форм в правильные Аристотель видит в регулировании частных интересов (прежде всего состоятельного меньшинства и неимущего большинства). Для этого необходимо, чтобы в государственном управлении были «представлены оба начала вместе, а не одно из них в отдельности».

Наиболее полная реализация этой идеи возможна в политии, т.е. в системе регулируемой демократии. Полития является, по Аристотелю, эталоном, образцом государственной власти. Он считал, что основой устойчивой «правильной» демократии должен стать «средний элемент». Он нейтрализует крайние претензии противоположных полюсов, может их интегрировать в состояние хотя и относительной, но достаточно стабильной целостности.

Аристотель пытается перестроить власть большинства так, чтобы нейтрализовать его негативные тенденции, исключить их появление вообще.

Таким образом, Аристотеля можно считать зачинателем специфического античного либерализма, всей либеральной тенденции в мировой политической мысли. Он противник любого произвола и деспотизма, независимо от того, является ли деспотом государство, один человек или весь народ Особенности полит.мысли эпохи Возрождения и Нового времени.

Отход от чисто теологической интерпретации политики происходит в эпоху Возрождения и связан прежде всего с работами и взглядами итальянского теоретика политики Никколо Макиавелли (1469— 1527), который создал принцип реалистического видения политики. Он доказывает, что в этой сфере люди руководствуются специфическими, отличными от других сфер жизни мотивами поведения, и успех здесь предопределяется не религиозным рвением и не благородством замыслов, но верным расчетом, умением предвидеть последствия тех или иных действий и событий. По мнению Н. Макиавелли, политика — отражение природы человека, а она отнюдь не благая. Труды Н. Макиавелли, и прежде всего “Государь”, построены на учете исторического опыта итальянских государств и адресованы вполне конкретным людям — их тогдашним правителям. Автор свободен от оценки политических явлений в духе религиозных догматов и подчеркивает зависимость политики от естественных сил: климата, места, полезных ископаемых. Политика для него — удел избранных, но хорошему правлению можно научиться, ибо существуют отработанные веками правила политики, знание которых ведет к успеху, а пренебрежение открывает дорогу к поражению и неудаче.

Политическая мысль Нового времени

Новое время в Европе — это эпоха буржуазных революций. Впервые у людей появляется возможность создания политических институтов в соответствии с теоретическими моделями, заранее созданными представлениями о наиболее целесообразных формах политического устройства. Активно обсуждается вопрос о природе государственной власти.

Английский философ и политический мыслитель Томас Гоббс (1588—1679) в книге “Левиафан” рассматривает государство в качестве инструмента подавления природного эгоизма людей, их сползания к природному состоянию “войны всех против всех”, для чего оно должно использовать сильные, жесткие средства. Осуществляющий государственную власть суверен не ограничен в своих действиях волей подданных. Иная позиция представлена в работах другого английского философа Джона Локка (1632—1704): он исходит из того, что люди, движимые защитой собственного интереса, не обязательно вредят друг другу, но способны взаимодействовать и согласовывать свои поступки. Т. Гоббс и Дж. Локк представили два разных варианта трактовки идеи “общественного договора” — принципа согласования интересов и действий людей ради установления порядка в обществе. По версии Т. Гоббса, правитель находится вне рамок общественного договора, он не связан не только договором, но и им самим установленными правилами. Дж. Локк считает правителя участником общественного договора, принимающим на себя, как и все его участники, определенные обязательства. В работах Дж. Локка получает обоснование идея прав человека, смысл которой заключается в признании, что каждый человек обладает нерасторжимыми с его существованием правами — на жизнь, свободу, собственность, и государство обязано не нарушать, а защищать эти права, индивид же обладает правом на восстание против правительства, которое этого не делает.

Большое влияние на развитие политической теории и политической практики оказали работы французского философа Шарля Луи Монтескье (1689—1755). В них получает обоснование впервые сформулированная Дж. Локком теория разделения властей, смысл которой заключается в доказательстве необходимости обеспечения независимости трех возможных видов политической власти: законодательной, судебной и исполнительной.

Никакая власть при этом не должна быть неограниченной. Монтескье вводит различие двух типов действующих в обществе законов: объективных, необходимых, вытекающих из природы вещей отношений и законов — правил, человеческих установлений. Он доказывает необходимость соответствия вторых первым, ибо порядки, не установленные законом, определяют действия людей, а законы-установления определяют действия граждан.

В середине XIX в. Карл Маркс (1818—1883) создает теорию, оказавшую мощное влияние на политическую практику XX в.

Основные компоненты политической теории марксизма:

— принцип экономической детерминации политической жизни: способ производства материальных благ обусловливает социальную, политическую, духовную жизнь в обществе;

— идея классовой борьбы как движущей силы исторического и политического прогресса и представление государства в качестве орудия господства одного класса над другим, подчеркивание паразитизма государственной власти эксплуататоров;

—рабочий класс — носитель всеобщего политического интереса, в капиталистическом обществе наиболее эксплуатируемый. Во главе других трудящихся классов он и совершает социалистическую революцию, в ходе которой уничтожается эксплуататорское государство и открывается путь к строительству бесклассового общества изобилия и свободы — коммунизма;

— диктатура пролетариата — период не ограниченного законом господства рабочего класса, в ходе которого создаются предпосылки бесклассового общества, происходит отмирание классов и государства.

Эпоха Возрождения радикально преобразила не только истолкование человека и его культуры, не только освободила их от диктата религии, но и радикально изменила содержание социальных и политических теорий. Макиавелли и Кампанелла, а впоследствии Гоббс и Спиноза стали рассматривать государство глазами человека и выводить его естественные законы из разума и опыта, а не из теологии. Вместо однозначного религиозного объяснения они основывались на положении о естественном характере человека, на его земных интересах и потребностях.

Эпоха Возрождения была для Италии и Франции временем становления нации. Только сильное, централизованное государство могло преодолеть внутреннюю разобщенность общества, поэтому идеи государства и автономии политики занимали важное место в философских доктринах.

С Никколо Макиавелли (1469-1527) начинается новая эпоха политического мышления. Политическая мысль стремится отделиться от спекулятивного мышления, этики и религии и принимает в качестве методологического принципа автономию. Позиция Макиавелли собирательно и гибко выражает концепцию автономии в принципе "политика для политики".

Это был резкий поворот от гуманизма, но он имел объяснение: кризис моральных ценностей привел к разрыву между тем, что есть и тем, что должно быть, т.е. тем, как что-то должно сообразовываться с моральными ценностями. Этот принцип помещался в принцип автономии и стал основой нового видения фактов политики.

Никколо Макиавелли был секретарем Флорентийской республики, видным дипломатом, трезвым и осторожным политиком. Основные моменты философии Макиавелли таковы: политический реализм, новая концепция добродетели государя, возвращение к началам, как условие восстановления и обновления политической жизни.

Самыми популярными работами Никколо Макиавелли являются: "Государь", "Рассуждения на первые десять книг Тита Ливия".

Реализм - это принцип жестокой трезвости. Монарх может оказаться в таких условиях, которые потребуют крайне жестоких и бесчеловечных мер. Крайнее зло требует крайних мер, поэтому следует избегать в любом случае половинчатости и компромиссов, которые ничему не послужат, а напротив, только крайне вредны.

Человек сам по себе ни хорош, ни плох. Следовательно, политик не может полагаться на положительное в человеке, но должен, принимая во внимание и отрицательное, действовать в соответствии с ними. Не нужно бояться показаться устрашающим. Конечно, идеальный государь должен в одно и то же время быть обожаемым и внушающим страх, но эти вещи трудно совместимы, а поэтому государь выбирает наиболее эффективный способ.

Государь должен быть добродетельным, но добродетель политическая, по Макиавелли, совсем не то, что добродетель христианская.

"Добродетель - это сила и здоровье, хитрость и энергия, возможность предвидеть, планировать, принуждать, она есть сильнейшая воля, которая ставит плотину полному разливу событий..., людьми управляет малодушие, неверность, алчность, безумие, непостоянство в намерениях, невыдержанность, неумение страдать ради достижения цели..., едва только палка или плеть выпадает из рук повелителя, тотчас же порядок нарушается, подданные бросают и предают своего государя.

Но политическим идеалом Макиавелли был все-таки принцип организации государства по типу Римской республики, основанной на свободе и добрых обычаях.

Доктрину Никколо Макиавелли часто сводят к формуле "цель оправдывает средства". Она вряд ли справедлива по отношению к автору "Государства". Этот принцип имеет более позднее, иезуитское происхождение. Макиавелли его никогда не формулировал, он не вытекает из всего контекста его творчества.

Некоторые идеи о договорном происхождении власти возникли еще в древности (ранний буддизм, учение Моцзы), имели место в философии Эпикура (341-270 гг. до н. э.) и Тита Лукреция Кара (99-55 гг. до н. э.). Однако основной период разработки теории общественного договора лежит между публикацией "Левиафана" Гоббса (1651 г.) и трудом Канта "Метафизические элементы справедливости" (1797 г.). Сторонниками этой теории были Гроций, Спиноза, Локк, Руссо. В России ее представителем был Александр Николаевич Радищев (1749-1802 гг.).
В рамках целостной социально-политической доктрины положения теории общественного договора были разработаны Жан-Жаком Руссо (1712-1778 гг.) в главном труде его жизни - трактате под названием "Об общественном договоре, или Принципы политического права" (1762 г.) и в историческом очерке "Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми" (1754 г.).
К основным положениям теории общественного договора можно отнести следующие:

Ø каждый человек рожден свободным и сам себе хозяин, никто не в состоянии подчинить человека без его согласия. Руссо подчеркивал, что человек не обязан ничем тем, кому он ничего не обещал;

Ø основанием права могут служить только договоры и соглашения. В противовес естественному праву Руссо была выдвинута идея права политического, то есть основанного на договорах;

Ø основой любой законной власти среди людей могут быть лишь соглашения: законная власть возникает в результате добровольного соглашения свободных и добродетельных людей. При этом божественное происхождение власти отвергается;

Ø в результате общественного договора образуется ассоциация равных и свободных индивидов: свобода и равенство участников договора обеспечивают объединение народа в неразрывное целое (коллективную личность), интересы которого не могут противоречить интересам частных лиц;

Ø по условиям общественного договора суверенитет принадлежит народу. При этом народный суверенитет понимается как общая воля народа. Он неотчуждаем и неделим. Руссо подчеркивал, что передаваться может власть, но никак не воля;

Ø сущность теории общественного договора заключается в передаче власти народом государству. Такое общественное соглашение, по словам Руссо, дает политическому организму (государству) неограниченную власть над всеми его членами;

Ø во всех формах правления суверенитет и законодательная власть принадлежат всему народу, который является источником власти;

Ø всякое правление посредством законов Руссо считал республиканским правлением. "Таким образом, - подчеркивал он, - я называю Республикой всякое Государство, управляемое посредством законов, каков бы ни был при этом образ управления им". Народный суверенитет - основополагающий принцип республиканского строя. При народовластии возможна только одна форма правления - республика, тогда как форма организации управления может быть различной - монархией, аристократией или демократией, в зависимости от числа лиц, участвующих в управлении. Руссо замечал, что в условиях народовластия "даже монархия становится республикой";

Ø народ имеет право не только изменить форму правления, но и вообще расторгнуть само общественное соглашение и вновь возвратить себе естественную свободу;

Ø подчеркивая неделимость суверенитета, Руссо выступил против разделения властей: системе разделения властей Руссо противопоставил идею разграничения функций органов государства.

В действительности общественный договор никогда не заключался. Видимо, прав Г.Ф. Шершеневич, когда замечает, что теорию общественного договора следует оценивать не с точки зрения исторической действительности, а как определенный методологический прием. "Для них (сторонников этой теории. - В.П.) не важно, - пишет Шершеневич, - было ли так в истории или нет, для них важно доказать, какой вид должно принять общество, если предположить, что в основании его лежит общественный договор, обусловленный согласием всех, без чего никто не может считать себя связанным общественными узами".

Французский юрист, политический писатель, автор термина (но не идеи в целом): Разделение властей / Séparationdespouvoirs. После 20 лет работы, в 1748 году Шарль Монтескьё издал книгу: О духе законов / Del'espritdeslois, где сравнивая многочисленные формы государственного устройства, написал о том, что государстве есть три вида власти: законодательная, исполнительная и судебная. Если даже два вида власти соединить в одном лице или учреждении, то это может привести к злоупотреблениям… Или, кратко: принцип «разделения властей» имеет главной целью снижение рисков злоупотребления властью. Автор указывал, что разделение законодательной, исполнительной и судебной властей должно быть при любой форме правления, как при монархии, так и при демократии. При этом: «Политическая свобода заключается не в том, чтобы делать, что хочется. В государстве, то есть в обществе, имеющем законы, свобода может заключаться только в возможности делать то, что необходимо хотеть, а также в возможности не быть вынужденным делать то, чего нельзя хотеть. [...] Свобода - это право делать всё, что позволено законами». (Справедливость требует отметить, что элементы «разделения властей» по разным основаниям широко применялись, как минимум, уже древними греками). Книга была внесена Ватиканом в «Индекс запрещённых книг», но была переведена на многие европейские языки и выдержала 22 издания на протяжении всего двух лет с 1748 по 1750 годы… «…существовала и иная модель свободы, причём увидеть её смог только француз. Подобно многим просвещённым либералам XVIII века Шарль-Луи де Секонда, барон де Ла Бред и де Монтескье восхищался системой правления Великобритании. Однако Монтескье пошёл дальше, определив, в чём именно состоит гениальность английской системы: она гарантировала свободу на деле, а не только провозглашала её в теории. Поскольку власть была поделена между королём, аристократами (Палата лордов) и народом (Палата общин), ни одна из её ветвей не могла чрезмерно усилиться. Подобное разделение властей гарантировало гражданские свободы и терпимость к религиозному инакомыслию. При этом Монтескье не была свойственна слепая вера в механику управления и конституционного устройства; его основная работа называлась «О духе законов».

Политические учения, появившиеся в указанный период, легли в основу современной западной политологии, которую невозможно представить без идей, теорий, концепций немецкого социолога М.Вебера (1864-1920).

М. Вебер - автор теории рациональной бюрократии. Общество на рубеже 19-20 вв. становилось все более сложно организованной системой, нуждавшейся в совершенствовании управления ею.

Наиболее эффективной системой государственной организации М. Вебер считал бюрократию. Ее эффективность основана на строгом разделении обязанностей, профессионализме и дисциплине.

Он выдели характерные черты идеального типа бюрократии:

· разделение труда, обусловленное правилами и законами;

· порядок подчиненности нижестоящих должностных лиц вышестоящим;

· назначение служащих на основе профессиональной квалификации, как указано в дипломе, а не выборы их;

· соответствующие зарплаты работников их рангу;

· работа в государственном учреждении - основное занятие служащих;

· служащий - не владелец учреждения, в котором работает;

· смещение служащего с должности - прерогатива вышестоящего и т.д. наличие таких правил обеспечивает единообразие в деятельности государственных органов, четко определяет ответственность каждого института государства.

Эти правила ограничивают произвол начальника в отношении подчиненного, устраняют из должностных отношений личную неприязнь, обиды, симпатии.

Следует отметить, что рациональная бюрократия - всего лишь та социальная группа, которая осуществляет на практике исполнительную, управленческую функцию государства. Ее задача - не принимать политические решения, а выполнять предписания политической элиты. В тех случаях, когда бюрократии удавалось, ориентируясь исключительно на собственные интересы, монополизировать, сосредоточить в своих руках государственную власть, она из рациональной превращалась в тоталитарную бюрократию, о чем свидетельствует история многих стран не только в древности, средневековье, в новое время, но и уже в 20 в. В результате в ряде стран устанавливались фашистские, нацистские, милитаристские и т.п. диктатуры (ее конкретная форма зависела от того, на какие силы опиралась та или иная тоталитарная бюрократия и какой идеологией оправдывала свое господство).

В ІХ-ХІІ в Киевской Руси состоялось формирование феодального общества, и начали развиваться понятие государства, права, политические взгляды, наука, литература, философия и т.п. В этом процессе важную роль отыгрывало христианство.

Подтверждением развития общественно-политических идей в Киевском государстве могло служить то, что к нашим дням дошло немало тогдашних письменных источников и памяток: летописи, политико-религиозные трактаты отдельных лиц, религиозных деятелей, сборники и своды законов и т.п. Среди этих источников нужно отметить, прежде всего, «Повесть временных лет», «Слово о законе и благодати» Иллариона, «Русскую правду», «Остромирове Евангелие», «Изборники Святослава», «Слово о полкуИгоревом», «Посланіє» КлементіяСмолятича, «Поучение» Владимира Мономаха и др. Так,в частности, последний призывает не совершать беззакония не только самым князьям, но и их слугам. Тем не менее общий уровень развития политики, философии, права в Киевской Движении был довольно низким. С политической точки зрения Киевская Русь была далека от демократической (античной) модели западной цивилизации.

Вместе с христианским учением в Древнюю Русь стали проникать новые политические понятия, с помощью которых осознавались актуальные вопросы общественной жизни. Предметом политическим соображениям были такие проблемы, как происхождение государства, правомерность господства правящей династии, путь укрепления княжеской власти.

Основными общественно-политическими идеями в Киевской Руси были:

· взгляды на происхождение государства и княжеской власти

· правовое регулирование общественных отношений

· отношения между церковью и государством

· проблемы единства и суверенности политической власти

· объединение удельных княжеств вокруг великого князя киевского,

· самостоятельности и независимости Руси.


Политическая единство проявляется в единстве Киевской Руси как общей собственности князей-братьев, которые должны слушаться советов киевского князя как старшего среди равных. "Русская правда". Это первый писаный на славянском языке кодекс законов авторства Ярослава Мудрого (1019 - 1054). Законы Ярослава высоко ценили человеческую жизнь, честь, осуждали воров и убийц. Главными целями общежития провозглашались личная безопасность и неотъемлемость собственности. По насильственные действия определяли особую плату в казну - штраф, можно было откупиться деньгами.

Смертной казни не было. Пристально защищалась собственность; при определенных условиях даже оправдывалось убийство вора. "Русская правда" регулировала также имущественные отношения между людьми, отношения между родителями и детьми. Введенные им законы долгое время регулировали общественные отношения Киевской Руси и, как считается, в чем-то были гуманными, чем современное законодательство. "Поучение" (ок. 1117) Владимира Мономаха (1053-1125) - великого князя киевского, которому удалось на короткое время собрать земли Руси под единым началом перед ее окончательным распадом на отдельные княжества. Оно написано в форме завещания – обращение Владимира Мономаха своим сыновьям. В автобиографической части подается идеализированная картина государственной деятельности и идеальный образ князя - правителя, который должен руководствоваться христианскими заповедями, моральными нормами и принципами.

Кроме моральных установок, "Поучение" содержит практические указания по руководству государством, управления подданными, правил поведения с ними в некоторых типичных ситуациях, в частности во время войны. Мономах обращает особое внимание на соблюдение закона и принципов справедливости и милосердия. При этом князь не только сам должен быть справедливым и милостивым, но и требовать этого от подчиненных.

Политическая власть — это особый тип власти в обществе. Она осуществляется в условиях разделения труда и при наличии высокого уровня социальной дифференциации членов общества.

Признаки политической власти:

Ø делегирование властных полномочий одних людей другим через специально уполномоченный государственный аппарат;

Ø использование механизма организованного принуждения с опорой на систему разнообразных санкций, применяемых за нарушение установленных ею норм;

Ø наличие специального аппарата людей, обладающих более высоким уровнем компетенции и образования по сравнению с другими властными аппаратами, чтобы следить за исполнением законов.

Необходимый компонент политической власти — государство с такими его атрибутами, как наличие подданных, территории, на которую распространяется его власть, и сам механизм принуждения, люди, которые это принуждение осуществляют в организованной форме. Государство — это инструмент организованного насилия, обладающий монопольным правом на издание законов в обществе. Его значение не следует ни преуменьшать, ни преувеличивать. Как сказал русский философ B.C. Соловьев, “государство существует для того, чтобы превратить земную жизнь в рай, а не для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад”.

Политическая, государственная жизнь действительно постоянно колеблется между двумя противоположными полюсами: невмешательством государства в общественную жизнь и полным контролем над нею. Видя во власти мощный социальный фактор социальной упорядоченности, а в безвластии — очевидную опасность дезорганизации и саморазрушения социальной системы, необходимо понимать и то, что отнюдь не всякая власть — управленческое и социальное благо. Эффект использования власти в значительной степени определяется ее социальным содержанием — способностью действовать в согласии или вопреки интересам как управляющих, так и управляемых, а управленческая эффективность оказывается таким образом сопряженной с ее социальной сущностью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.202 (0.076 с.)