Лекция 1. Понятие культуры повседневности и его составляющие. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 1. Понятие культуры повседневности и его составляющие.



История повседневности

 

Направление подготовки бакалавриата

44.03.01 Педагогическое образование

 

Профиль подготовки бакалавриата

Мировая художественная культура

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

Очная

 

 

Саратов,


1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «История повседневности» являются:

 

- дать представление о становлении новой дисциплины гуманитарного знания XX века – культуре повседневности, о предмете истории повседневности, ее структуре, истории, гносеологии, социологии, семиотике, эстетике повседневности;

- познакомить студентов с новой концепцией и методологией исследований культуры, основанной на целостном представлении о культуре;

- выявить закономерности внутреннего развития культуры повседневности и взаимодействия с интеллектуальной культурой;

- представить основные методы изучения культуры повседневности, особенности работы с источниками при изучении культуры повседневности, специфику написания целостного текста в области истории культуры повседневности.

 

2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

 

Б.1.В.ОД.8. – профессиональный цикл, базовая (общепрофессиональная) часть подготовки бакалавров, обучающихся по направлению «Педагогическое образование. Профиль подготовки “Мировая художественная культура”».

Данный курс предполагает ознакомление студентов с основными принципами освоения конкретных дисциплин направления, создает теоретическую базу для углубленного освоения дисциплин направления. Данный курс находится во взаимосвязи с такими дисциплинами, как: «История», «Философия», «Теория культуры», «История художественной культуры Востока», «История античной художественной культуры», «История художественной культуры Средних веков и Возрождения», «История художественной культуры Нового и Новейшего времени», «История отечественной художественной культуры», «Эстетика», «Этика» и др. Освоение данной дисциплины необходимо для качественного освоения последующих курсов, таких как:, «Мифология», «Музеи мира», «История религии», «Региональная культура» и др., практик (ознакомительной, музейной, педагогической, преддипломной).

Изучение культуры повседневности в современной гуманитарной науке ведется чрезвычайно активно в разных направлениях – в рамках социологии, культурологии, истории, поэтому в программе курса реализуются междисциплинарные связи с различными науками: философией, историей, социологией, социальной психологией, этикой и др. Изучение дисциплины основывается на тесной взаимосвязи с дисциплинами культурно-исторического модуля и основывается на знаниях, приобретенных в ходе изучения гуманитарного, социального и экономического цикла с соблюдением требований, предъявляемых к усвоению указанного цикла. Освоение дисциплины «История повседневности» необходимо для последующего обучения модуля современных культурных форм и практик.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины формируются компетенции:

способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (ПК-4);

способность выявлять информировать культурные потребности различных социальных групп (ПК-13);

способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительные программы

(ПК-14).

В результате освоения дисциплины «История повседневности» обучающийся должен:

· знать:

- особенности исторического развития культуры, роль человека в созидании культуры повседневности;

- исследовательский дискурс повседневности в гуманитарных науках, междисциплинарный характер теории повседневности;

- основные теоретические понятия и термины дисциплины;

- специфические феномены и характеристики культуры повседневности, присущие различным историко-культурным периодам и типам общества;

· уметь:

- анализировать жизнь и деятельность человека определенной эпохи сквозь призму повседневности и обозначить роль творческой личности в пространстве повседневности;

· владеть:

- понятийным аппаратом, подходами и методами данной дисциплины при изучении различных культурных форм и явлений;

- навыками самостоятельного анализа феноменов культуры теоретическим и методологическим инструментарием изучаемой дисциплины.

 

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачётных единицы, 216 часов.

 

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Формы промежуточной аттестации (по семестрам)
        Лекции практические Семинары СРС зачет
  Понятие культуры повседневности и его составляющие             Контрольный опрос  
  Формы взаимодействия человека в истории культуры и понятие повседневность.             Контрольный опрос  
  Культура повседневности Древнего Востока: культура Древней Месопотамии и культура Древнего Египта.             Контрольный опрос  
  Культура повседневности Греции в эпоху античности. Культура повседневности Рима в эпоху античности.             Контрольный опрос М/м презентация №1 М/м презентация №3
  Культура повседневности Византийской империи. Культура повседневности Европейского средневековья.             Контрольный опрос М/м презентация №4 М/м презентация №5
  Культура и быт европейских народов в эпоху Возрождения.             Контрольный опрос М/м презентация №6
  Культура и быт населения Западной и Центральной Европы в Новое время (конец XVII-ХVIII вв.).               Контрольный опрос М/м презентация №7
  Культура и быт населения Западной и Центральной Европы в Новое время (XIX в.). Культура и быт населения Западной и Центральной Европы в Новое время (ХХ в.).               Контрольный опрос М/м презентация №8 М/м презентация №9

 

 

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Формы промежуточной аттестации (по семестрам)
        Лекции практические Семинары СРС Экзамен
  Культура повседневности языческой Руси. Культура повседневности Киевской Руси.             Вопросы для самостоятельного изучения
  Культура повседневности Московского царства и Смутного времени.             Вопросы для самостоятельного изучения  
  Культура повседневности России XVIII в.             Вопросы для самостоятельного изучения М/м презентация №10
  Культура повседневности России XIX в.             Вопросы для самостоятельного изучения М/м презентация №11
  Концепции повседневности в русской культуре Серебряного века.             Вопросы для самостоятельного изучения М/м презентация №12
  Культура повседневности России советской эпохи.             Вопросы для самостоятельного изучения М/м презентация №13
  Культура повседневности в современной России.               Вопросы для самостоятельного изучения

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Образовательные технологии

В учебном процессе, с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся, используются различные виды учебной работы (лекции, семинары и самостоятельная работа) и сочетаются активные и интерактивные формы проведения занятий (самостоятельная подготовка по изучаемым темам, работа с интернет-ресурсами, подготовка мультимедийных презентаций), предполагается участие в научно-практических конференциях и круглых столах по проблематике изучаемого курса.

При изучении дисциплины инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья предусмотрены адаптивные технологии: предоставление на электронную почту обучающегося лекционного материала, образцов мультимедийных презентаций, ссылок на интернет-ресурсы, предоставление возможности индивидуальной консультации.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном nроцессе они должны составлять не менее 40% аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40% аудиторных занятий.

Вводная лекция дает первое целостное представление об учебном предмете и ориентирует студента в системе работы по данному курсу. Лектор знакомит студентов с назначением и задачами курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин и в системе подготовки специалиста. Дается краткий обзор курса, вехи развития науки и практики, достижения в этой сфере, имена известных ученых, излагаются перспективные направления исследований. На этой лекции высказываются методические и организационные особенности работы в рамках курса, а также дается анализ учебно-методической литературы, рекомендуемой студентами, уточняются сроки и формы отчетности.

Лекция-информация. Ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию. Это самый традиционный тип лекций в практике высшей школы.

Обзорная лекция — это систематизация научных знаний на высоком уровне, допускающая большое число ассоциативных связей в процессе осмысления информации, излагаемой при раскрытии внутрипредметной и межпредметной связи, исключая детализацию и конкретизацию. Как правило, стержень излагаемых теоретических положений составляет научно-понятийная и концептуальная основа всего курса или крупных его разделов.

Проблемная лекция. На этой лекции новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.

Лекция-визуализация представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала средствами ТСО или аудиовидеотехники (видео-лекция). Чтение такой лекции сводится к развернутому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов (натуральных объектов — людей в их действиях и поступках, в общении и в разговоре; минералов, реактивов, деталей машин; картин, рисунков, фотографий, слайдов; символических, в виде схем, таблиц, графов, графиков, моделей).

Семинарские занятия служат для дальнейшего уяснения и углубления сведений, полученных на лекциях, а так же для приобретения навыков применения теоретических знаний в практике.

Программа предусматривает формы инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов. При освоении данной образовательных программы с использованием дистанционных образовательных технологий на период получения образования предоставляются учебные материалы, особое внимание уделяется самостоятельной работе студента: предлагаются специальные домашние задания. Коммуникация с учащимися осуществляется посредством сети Интернет.

 

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Самостоятельная работа:

Видами самостоятельной работы для данного курса являются: изучение конспектов; изучение источников, научной, учебно-методической литературы по изучаемой проблематике; самостоятельная подготовка по изучаемым темам; подготовка мультимединых презентаций; знакомство с медиаресурсами и электронными ресурсами по специальной и общекультурной направленности.

Вопросы к семинарским занятиям:

Семестр

Семестр

 

Вопросы для самостоятельного изучения

 

История формирования российской культуры повседневности: географические экономические и социальные факторы.

 

1. Начальная история восточных славян как этноса и конгломерата племен.

2. Восточно-славянская мифология и ее своеобразие.

3. Соотношение культуры повседневности и восточнославянской мифологии.

 

Культура повседневности языческой Руси. Культура повседневности Киевской Руси.

 

1. Археологические и лингвистические свидетельства языческой культуры повседневности Киевской Руси.

2. Роль обыденной культуры в обосновании и проведении Киевской Русью внутренней и внешней политики.

3. Истоки культа терпения и страдания (канонизация св.Бориса и Глеба).

 

Культура повседневности Московского царства и Смутного времени.

 

1. Монголо-татарское иго как фактор трансформации древнерусской культуры повседневности.

2. Кризис Московского царства в конце XVI-XVII вв.

3. Появление древнерусских городов и становление городской демократической культуры повседневности в России.

4. Протопоп Аввакум как бытописатель и идеолог русской культуры повседневности XVII в.

 

Культура повседневности России XVIII в.

 

1. Значение реформ Петра Великого для кардинальных преобразований частной и общественной жизни.

2. Изменения, происходящие в структуре власти, общественных отношениях и сознании людей при абсолютной монархии.

3. Изменения условий жизни городских и сельских низов.

4. Значение рациональной этики для формирования новых норм повседневной жизни.

5. Формирование усадебного образа жизни. Дворцовый этикет.

6. Значение воспитания и образования для культуры Просвещения.

7. Значение науки, искусств, литературы для организации светского пространства и светской общежительности.

8. Основные достижения науки и техники, сделанные в 19 веке, определившие культуру повседневности.

9. Значение открытий в области медицины для развития нового отношения к телу, гигиене и спорту.

10. Формы брака и семейных отношений этого периода.

 

Культура повседневности России XIX в.

 

1. «Элегантная жизнь» и «светское общество» как основные феномены светской культуры. Отличия светского общества от аристократического.

2. Формирование светского пространства и времени. Деньги и известность в светском обществе. Праздность как условие элегантной жизни.

3. Салон как основная форма новой общежительности. Салонное время. Организация салонного пространства. Искусство беседы и остроумие.

4. Помещичий быт.

5. Повседневность городской усадьбы.

6. Времяпрепровождение, характерное для различных слоев общества.

7. Мода. Стиль.

 

Концепции повседневности в русской культуре Серебряного века.

 

1. Расхождение повседневности и представлений о ней. Трагедия русской интеллектуальной культуры.

2. Интеллектуализация и символизация культуры повседневности как форма разрыва между интеллектуальной культурой начала века и культурой повседневностью.

3. Роль культуры повседневности в революционной пропаганде и деятельности конспиративных партийных организаций, в том числе террористических и заговорщицких.

 

Культура повседневности России советской эпохи.

 

1. Культура повседневности после Октября и ее отображение в отечественной литературе.

2. Культура повседневности в условиях гражданской войны и мирного времени.

3. «Изгнание» культуры повседневности в тоталитарном обществе и парадоксы социалистического реализма как нормативного метода.

4. Повседневность военного времени и послевоенного восстановления страны.

5. Повседневность в эпоху «хрущевской оттепели».

 

Культура повседневности в современной России.

1. Новые тенденции культуры повседневности.

2. Роль информационных технологий и СМИ в формировании культуры повседневности.

3. Массовость и китчевость как основные признаки культуры повседневности рубежа веков.

4. Телесериалы, ток-шоу, реалити-шоу и их значение для формирования новых форм культуры повседневности.

5. Новое в повседневности: политкорректность, поликультурность, мультикультурализм.

6. Реклама и ПР как факторы повседневности, «грязные технологии» и «черный ПР».

7. Молодежные субкультуры рубежа веков.

8. Прогнозы в области развития новых форм и практик культуры повседневности.

9. Спорт и здоровый образ жизни.

10. Фитнес как форма повседневной заботы о теле.

11. Досуг и развлечения как повседневные практики.

12. Мода в ХХ веке: мода от кутюр и прет-а-порте.

 

ТЕМЫ М/М ПРЕЗЕНТАЦИЙ:

Семестр

1. Культура повседневности Древнего Востока: культура Древней Месопотамии и культура Древнего Египта.

2. Культура повседневности Греции в эпоху античности.

3. Культура повседневности Рима в эпоху античности.

4. Культура повседневности Византийской империи.

5. Культура повседневности Европейского средневековья.

6. Культура и быт европейских народов в эпоху Возрождения.

7. Культура и быт населения Западной и Центральной Европы в Новое время (конец XVII-ХVIII вв.).

8. Культура и быт населения Западной и Центральной Европы в Новое время (XIX в.).

9. Культура и быт населения Западной и Центральной Европы в Новое время (ХХ в.).

 

Семестр

1. Культура повседневности России XVIII в.

2. Культура повседневности России XIX в.

3. Концепции повседневности в русской культуре Серебряного века.

4. Культура повседневности России советской эпохи.

Вопросу к зачету:

 

1. Человек как центральная проблема теории повседневности.

2. Культура повседневности и наука.

3. Культура повседневности и искусство.

4. Культура повседневности и религия.

5. Культура повседневности и мораль.

6. Культура повседневности и общество.

7. Культура повседневности и привычки.

8. Культура повседневности и понятие «стиль».

9. Традиции и повседневная культура.

10. Дворец и жилой дом древнего египтянина. Своеобразие стиля египетской мебели.

11. «Заупокойный культ» Древнего Египта.

12. Повседневная культура античного общества.

13. Греческая и римская мифология и обыденное сознание.

14. Особенности частной жизни и быта античного общества.

15. Роль личности в повседневной культуре античности.

16. Досуг в Древнем Риме.

17. Особенности повседневной культуры европейского средневековья.

18. Роль христианства в повседневной жизни средневекового общества.

19. Особенности частной жизни и быта в средневековье.

20. Роль христианских норм и традиций в повседневной жизни Византии.

21. Византийское искусство: архитектура, мозаика, иконопись.

22. Устройство православного храма. «Богословие» иконостаса.

23. Особенности Романского стиля: Замок и Храм.

24. Готика - особенности стиля.

25. Феномен рыцарства. Король Артур и рыцари Круглого стола.

26. Куртуазная рыцарская культура. Культ Прекрасной дамы. Поэзия трубадуров.

27. Рыцарские ордена Западного средневековья.

28. Католическое монашество: монашеские ордена.

29. Папство и инквизиция.

30. Человек и повседневный мир в эпоху Возрождения.

31. Культура повседневности и воспитательные теории гуманистов.

32. Бытовые типы Возрождения.

33. Повседневная пища европейца эпохи Ренессанса.

34. Напитки эпохи Ренессанса.

35. Сельское жилище и городские дома и квартиры Европы 15-17в.в.

36. Своеобразие городов Запада в XVI-XVIII вв.

37. Особенности XIX века: человек в кругу общественного и частного.

38. XX век – возникновение новых форм взаимодействия человека, общества и культуры.

 

Вопросы к экзамену:

1. Восточнославянская мифология и ее своеобразие в контексте повседневной культуры.

2. «Домострой» как феномен русской средневековой культуры.

3. Русская «площадная» культура: вертепное действо, «раёк» и Петрушка.

4. Изменение парадигмы в русской культуре повседневности Петровского времени. Нововведения Петра I в сфере обыденной культуры.

5. Дворянская культура повседневности XVIII в.

6. Культура повседневности в России XIX в.

7. Формирование светского пространства и времени в XIX в.

8. Русский помещичий быт и повседневность городской усадьбы.

9. Концепции повседневности в русской культуре Серебряного века.

10. Культура повседневности после революции 1917 года.

11. Культура повседневности в условиях гражданской войны.

12. Культура повседневности в условиях индустриализации.

13. Военный и тыловой быт и отражение его в искусстве и литературе.

14. Повседневность периода послевоенного восстановления страны.

15. Повседневность в эпоху «хрущевской оттепели».

16. Значение культуры повседневности 1950-70-х гг. в преодолении тоталитаризма.

17. Культура повседневности на этапе посттоталитарного развития России.

18. Роль информационных технологий и СМИ в формировании культуры повседневности.

19. Этнокультурная идентичность в контексте повседневности и процессы глобализации.

20. Новые тенденции культуры повседневности.

 

7. Данные для учета успеваемости студентов в БАРС

Таблица 1.1 Таблица максимальных баллов по видам учебной деятельности.

 

                 
Семестр Лекции Лабораторные занятия Практические занятия Самостоятельная работа Автоматизированное тестирование Другие виды учебной деятельности Промежуточная аттестация Итого
                 

 

Баллы за работу в 4 семестре выставляются по 5 показателям видов учебной деятельности:

Лекции

Посещаемость, опрос, активность и др. за один семестр – от 0 до 17 баллов.

Лабораторные занятия

Не предусмотрены.

Практические занятия

Контроль выполнения практических заданий в течение одного семестра - от 0 до 16 баллов.

Самостоятельная работа

М/м презентация №1-9 (от 0 до 27 баллов).

Дополнительно

Виды учебной деятельности, не вошедшие в предыдущие колонки таблицы, - от 0 до 10 баллов.

Анализ структуры и содержания историко-культурологических и музейных сайтов и порталов, виртуальных музеев;

участие в научно-практических конференциях и круглых столах по проблематике изучаемого курса.

Промежуточная аттестация

При определении разброса баллов при аттестации преподаватель может воспользоваться следующим примером ранжирования:

21-30 баллов – ответ на «отлично»

11-20 баллов – ответ на «хорошо»

6-10 баллов – ответ на «удовлетворительно»

0-5 баллов – неудовлетворительный ответ.

Таким образом, максимально возможная сумма баллов за все виды учебной деятельности студента за один семестр по дисциплине «История античной художественной культуры» составляет 100 баллов.

Таблица 2. Пересчёт полученной студентом суммы баллов по дисциплине «История повседневности» в оценку (зачет):

 

50 баллов и более «зачтено» (при недифференцированной оценке)  
меньше 50 баллов   «не зачтено»

Таблица 1.2. Таблица максимальных баллов по видам учебной деятельности.

                 
Семестр Лекции Лабораторные занятия Практические занятия Самостоятельная работа Автоматизированное тестирование Другие виды учебной деятельности Промежуточная аттестация Итого
                 

 

Баллы за работу в 5 семестре выставляются по 5 показателям видов учебной деятельности:

Лекции

Посещаемость, опрос, активность и др. за один семестр – от 0 до 48 баллов.

Лабораторные занятия

Не предусмотрены.

Практические занятия

Не предусмотрены.

Самостоятельная работа

1.​ М/м презентация №1 (от 0 до 5 баллов).

2.​ М/м презентация №2 (от 0 до 5 баллов).

3. М/м презентация №3 (от 0 до 5 баллов).

4. М/м презентация №4 (от 0 до 5 баллов).

Дополнительно

Виды учебной деятельности, не вошедшие в предыдущие колонки таблицы, - от 0 до 2 баллов.

Анализ структуры и содержания музейных сайтов и порталов, виртуальных музеев;

реферирование научной литературы;

участие в научно-практических конференциях и круглых столах по проблематике изучаемого курса.

Промежуточная аттестация

При определении разброса баллов при аттестации преподаватель может воспользоваться следующим примером ранжирования:

21-30 баллов – ответ на «отлично»

11-20 баллов – ответ на «хорошо»

6-10 баллов – ответ на «удовлетворительно»

0-5 баллов – неудовлетворительный ответ.

Таким образом, максимально возможная сумма баллов за все виды учебной деятельности студента за один семестр по дисциплине «История повседневности» составляет 100 баллов.

Таблица 3. Пересчёт полученной студентом суммы баллов по дисциплине «История повседневности» в оценку (экзамен):

81-100 баллов «Отлично»
61-80 баллов «Хорошо»
41-60 баллов «Удовлетворительно»
Менее 41 баллов «Неудовлетворительно»

 

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

1. Культурология (для бакалавров) [Text] / под общей ред. Драч Г.В. – М.: КиноРус, 2016. – 352 с. ЭБС Book.ru

2. Культурология. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Электронный ресурс] / Ю.Н. Солонин, Е.Э. Сурова. СПб.: Питер, 2015. – 448 с. ЭБС Фйбукс.

3. Мириманов В. Первобытное и традиционное искусство. М., 2015.

4. Культурология (для бакалавров) [Text] / Садохин А.П. – М.: КиноРус, 2012. – 372 с. ЭБС Book.ru

б) дополнительная литература:

1. Богданов К. А. Повседневность и мифология: Исследования по семиотике фольклорной действительности.— СПб., 2001.

2. В перспективе культурологии: повседневность, язык, общество М.: Акад. проект; РИК, 2005. – 524 с.

3. Винничук Л Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима.— М., 1988

4. Вайнштейн О.Б. Денди: мода, литература, стиль жизни / 3-е изд. — М.: Новое литературное обозрение, 2012. — 640 c.: ил. Серия: Культура повседневности.

5. Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.. 1990.

6. Георгиева Т.С. Культура повседневности. Русская культура и православие: учеб.пособие. - Москва: Аспект Пресс, 2008. – 396 с.

7. Гуревич А. Я Средневековый мир: Культура безмолствуюшего большинства — М.,1990.

8. Лебедев, Сергей Александрович. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории) [Текст]ThePhilosophyofScience: theConciseEncyclopedia (theMainTrends, Conceptions, Categories) / С. А. Лебедев. - М.: Акад. Проект, 2008. - 691, [13] с.

9. Лелеко, Виталий Дмитриевич. Пространство повседневности в европейской культуре [Текст] / В. Д. Лелеко;. - СПб.: [б. и.], 2002. – 304 с.

10. Лосев А. Ф. Историческое время в культуре классической Греции. // История философии и вопросы культуры. - М., 1975.

11. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. М., 1996.

12. Мильчина, В. Париж в 1814–1848 годах: повседневная жизнь / Вера Аркадьевна Мильчина. — М.: Новое литературное обозрение, 2013. — 944 с.: ил. Серия: Культура повседневности.

13. Новейший культурологический словарь. Термины. Биографические справки. Иллюстрации [Текст] / авт.-сост.: В. Д. Лихвар, Е. А. Подольская, Д. Е. Погорелый. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 410, [6] с.

14. Уайт, Лесли (1900-1975). Избранное: Эволюция культуры [Текст] / Л. Уайт; сост. Л. А. Мостова; отв. ред.: О. Р. Газизова, А. Н. Кожановский; пер. с англ. И. Ж. Кожановской [и др.]; худож. П. П. Ефремов. - М.: РОССПЭН, 2004. - 1062, [2] с.

15. Хейзинга Й. Осень средневековья. М., 19888.

16. Человек в кругу семьи: Очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени. // Под ред. Ю. Л. Бессмертного. М., 1996.

17. Щюц А. Структура повседневного мышления. // Социс 1988. 2. С. 129-137.

 

в) рекомендуемая литература:

1. Барт Р. Мифологии.— М., 2000.

2. Бодрийяр Ж. Система вещей.— М., 1999.

3. Беловинский Л. В. Энциклопедический словарь российской жизни и истории XVIII - начало XX в.: справ.изд. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 910 с.

4. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. В 3-х книгах. – М.,2006.

5. Бушуева Л. А. Повседневность университетского профессора Казани, 1863-1917 гг. / науч. ред. Е. А. Вишленкова. - Казань: Центр инновационных технологий, 2012. - 287 с.

6. Журавлёв С.В.. «Крепость социализма»: Повседневность и мотивация труда на советском предприятии, 1928-1938 гг. Москва: РОССПЭН, 2004. – 238 с.

7. Визуальная антропология: городские карты памяти / Центр социал. политики и гендер. исслед.; под ред. П. Романовой, Е. Ярской-Смирновой. – М.: Вариант, 2009. – 311 с.

8. Виппер Б. Р. Становление реализма в голландской живописи XVII века.— М.. 1957

9. Георгиева Т.С. Культура повседневности: учеб.пособие для вузов: в 3 кн. – М.: Высш. шк., 2005. - Кн. 1: Частная жизнь и быт древних обществ. – М.: Высш. шк., 2005.

10. Георгиева Т.С. Культура повседневности: учеб.пособие для вузов: в 3 кн. – М.: Высш. шк., 2005 - Кн. 2: Частная жизнь и нравы от Средневековья до наших дней. - Москва: Высш. шк., 2006. – 478 с.

11. Гиро П. Частная и общественная жизнь греков.— М., 1994

12. Город в средневековой цивилизации Западной Европы.— М., 1999-2000.— Т. 1-4.

13. Город как социокультурное явление исторического процесса— М., 1995.

14. Губогло М. Н. Антропология повседневности. М.: Языки славянской культуры, 2013. – 750 с.

15. Городская повседневность в России и на Западе. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2006. – 213 с.

16. Грей Ф. История курортов: архитектура, общество, природа / Пер. с английского Е. Ляминой, М. Неклюдовой. — М.: Новое литературное обозрение, 2009. — 424 с., ил. Серия: Культура повседневности.

17. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры.— М., 1984.

18. Даркевич В. П. Народная культура средневековья: Светская праздничная жизнь в искусстве XI-XVI вв.— М., 1992.

19. Ерасов Б.С. Социальная культурология: в 2 ч. – М.: Аспект-Пресс.
Ч. 1, 1994. – 379.

20. Женщина новой России: Какая она? Как живет? К чему стремится? М.: РОССПЭН, 2002.

21. Забелин И. Домашний быт русского народа в XVI и XVII столетиях.— М., 1862 —1915—Т. 1-2.

22. Зубкова Е. Послевоенное советское общество: политика и повседневность, 1945-1953. – М.: РОССПЭН, 2000. - 232 с.

23. Ионин Л. Г. Социология культуры. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ГУ ВШЭ, 2004. - 426, [6] с. - (Учебники Высшей школы экономики).

24. Ионин Л. Г. Социология культуры: Путь в новое тысячелетие.— 3-е изд., перераб. и доп.— М., 2000.

25. История в XXI веке: Историко-антропологическийпродход в преподавании и изучении истории человечества История в XXI веке: Историко-антропологический подход в преподавании и изучении истории человечества [Текст]: материалы междунар. интернет-конф., проходившей 20. 03-14. 05. 2001 на информ.-образоват. портале www. AUDITORIUM. ru. - / Под общей редакцией В.В. Керова: М.: Московский общественный научный фонд, 2001. – 416 с.

26. История частной жизни: под общей ред. Ф. Арьеса и Ж. Дюби. Т. 1: От Римской империи до начала второго тысячелетия; под ред. П. Вейна / Поль Вейн, Питер Браун, Ивон Тебер, Мишель Руш, Эвелин Патлажан; пер. с франц. Т. Пятницыной (предисловие, введение, гл. 1 и 2) и Г. Беляевой (гл. 3, 4 и 5, библиография) под ред. В. Михайлина. — М.: Новое литературное обозрение, 2014. — 800 с.: ил. Серия: Культура повседневности.

27. Козьякова М.И. История. Культура. Повседневность. Западная Европа: от античности до 20 века: учеб.пособие по культурологии для вузов. – М.: Весь Мир, 2002.

28. Козлова Н. Н. Советские люди. Сцены из истории. – М.: Европа, 2005. – 526 с.

29. Костомаров Н. И. Очерк домашней жизни и нравов великорусской) народа к XVI и XVII столетиях.— М., 1992.

30. Лебина Н.Б. Энциклопедия банальностей. Советская повседневность: контуры, символы, знаки. - 2-е изд., испр. - Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2008. – 442 с.

31. Кнабе Г. Древний Рим – история и повседневность. М., 1986.

32. Короткова М. В. Культура повседневности. История костюма. М.: ВЛАДОС, 2002. – 304 с.

33. Культурное пространство города: межвузовский сборник научных трудов / Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского, Ин-т истории и междунар. отношений, Сарат. гос. социал.-экон. ун-т; редкол.: Т. В. Мосолкина (отв. ред.), А. С. Майорова, О. Ю. Абакумов. - Саратов: СГСЭУ, 2010. - 171 с.

34. Лейбович О.Л. В городе М. Очерки социальной повседневности советской провинции. - 2-е изд., испр. – М.: РОССПЭН: Фонд Первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2008.

35. Леви-Строс К. Структурная антропология.— М., 2008.

36. Лелеко В.Д. Пространство повседневности в европейской культуре. СПб.: [б. и.], 2002. – 304 с.

37. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада.— М., 1992.

38. Ле Гофф Ж. Другое Средневековье: Время, труд и культура Запада.— Екатеринбург. 2000.

39. Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин": Комментарий.— М., 1980.

40. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства: XV11I — начало XIX века— [2-е изд., доп.] — СПб., 1994.

41. Лотман Ю. М. Семиосфера: Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи. Исследования Заметки (1968-1992).~ СПб.. 2000.

42. Марков Б. В. Культура повседневности: учебное пособие. М.; Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 352 с. - (Учебное пособие).

43. Повседневность российской провинции: история, язык и пространство: материалы 3-й Всерос. лет. шк."Провинц. культура России: подходы и методы изучения истории повседневности". Казань, июнь-июль 2002 г. - Казань: ЗАО "Новое знание" / Под ред. С.Ю. Малышевой. Казань, 2002. – 330 с.

44. Российская повседневность: от истоков до середины XIX века: учеб.пособие / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова; под ред. Л. В. Семенниковой. – М.: Кн. дом «Университет», 2009. – 239 с.

45. Российская повседневность в условиях кризиса / Ин-т социологии РАН; под ред. М. К. Горшкова, Р. Крумма, Н. Е. Тихоновой. - Москва: Альфа-М, 2009.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.77 (0.207 с.)