Общие разделы по специальности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие разделы по специальности



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа прохождения интернатуры по клинической лабораторной диагностике подготовлена в соответствии с Законом Республики Беларусь «О здравоохранении» от 20 июня 2008 г. № 363-З; Инструкцией о порядке организации и прохождения интернатуры, утвержденной Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 06 января 2009г. № 1; Инструкцией о порядке проектирования, оформления, согласования, представления на утверждение программ интернатуры, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13 марта 2009г. № 263; государственным стандартом СТБ 6.38-2004 «Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (Мн., 2004); межгосударственным стандартом «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» (М., 2004).

В основу разработанной программы положены типовой учебный план и программа стажировки по специальности «Клиническая лабораторная диагностика», подготовленные к.м.н., доцентом И.В.Тарасюком и д.м.н., профессором В.С. Камышниковым (рег. № 02-09/72 от 28.05.2004).

Интернатура является обязательной формой последипломной подготовки специалистов по лабораторной диагностике из выпускников высших медицинских учреждений образования, имеющих диплом врача, по окончании которой присваивается квалификация «врач лабораторной диагностики» и специалист получает право на занятие медицинской деятельностью.

Срок подготовки 11 месяцев – с 1 августа текущего года по 30 июня следующего года.

Цель интернатуры как начального элемента в процессе подготовки специалиста по клинической лабораторной диагностике состоит в подготовке врача к самостоятельному решению аналитических и диагностических задач в клинико-диагностических лабораториях организаций здравоохранения Республики Беларусь.

Задачи интернатуры:

овладение аналитическими и клиническими основами современных лабораторных технологий;

систематизация и углубление знаний по клинической лабораторной диагностике и смежным клиническим дисциплинам;

овладение приемами и методами клинической интерпретации результатов исследований в контексте предполагаемых диагнозов и проводимого лечения для решения лечебно-диагностических задач;

овладение знанием правовой базы профессии врача лабораторной диагностики;

овладение знанием норм медицинской этики и деонтологии в клинической медицине.

Программа интернатуры по клинической лабораторной диагностике осуществляется в процессе самостоятельной практической работы в клинико-диагностических лабораториях организаций здравоохранения. Базами интернатуры являются организации здравоохранения, утвержденные приказом Министерства здравоохранения в качестве баз интернатуры. Самостоятельное изменение врачом-интерном базы интернатуры не допускается. Решение об изменении базы интернатуры принимает высшее медицинское учебное заведение по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь по заявлению врача-интерна (при наличии обоснованных уважительных причин).

Руководитель базы интернатуры обеспечивает:

организацию проведения интернатуры;

выполнение программы интернатуры в полном объеме;

издание приказа о зачислении выпускников высших медицинских учебных заведений на должность врача-интерна (с указанием срока прохождения интернатуры) и о назначении руководителей врача-интерна;

предоставление врачу-интерну жилья на период прохождения интернатуры;

утверждение индивидуальных планов интернатуры, контроль их выполнения;

условия, необходимые для выполнения индивидуального плана интернатуры;

направление врача-интерна в иные организации здравоохранения и учреждения образования в соответствии с индивидуальными планами интернатуры;

контроль соблюдения врачами-интернами правил внутреннего распорядка, установленных в организациях здравоохранения;

выдачу врачу-интерну на период прохождения интернатуры спецодежды и средств индивидуальной защиты;

условия для получения необходимых данных для подготовки отчета об интернатуре;

предоставление врачу-интерну возможности пользоваться нормативными правовыми и иными актами Республики Беларусь, имеющимися в организации здравоохранения;

ежегодное подведение итогов интернатуры и внесение предложений в высшие медицинские учебные заведения по дальнейшему совершенствованию организации интернатуры.

Руководитель врача-интерна:

отвечает за профессиональную подготовку врача-интерна;

совместно с врачом-интерном разрабатывает индивидуальный план подготовки и представляет его на утверждение руководителю базы интернатуры;

оказывает врачу-интерну повседневную помощь в приобретении профессиональных знаний и навыков;

организует и контролирует работу врача-интерна в соответствии с индивидуальным планом подготовки;

обучает врача-интерна безопасным методам и приемам работы, проводит с ним инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда;

составляет характеристику врача-интерна (характеристика должна отражать степень готовности врача-интерна, уровень профессиональных знаний, умений и навыков, активность в выполнении заданий, деловых и коммуникативных качеств).

Высшие учебные заведения:

направляют выпускников для прохождения интернатуры с выдачей направления в интернатуру;

знакомят выпускника с Инструкцией о порядке организации и прохождения интернатуры, планом и программой интернатуры;

назначают ответственных за интернатуру из числа профессорско-преподавательского состава профильных кафедр;

осуществляют методическое обеспечение интернатуры (разработка планов, программ, квалификационных требований к врачу-специалисту, экзаменационных вопросов, форм дневников);

организуют работу квалификационной комиссии Министерства здравоохранения Республики по проведению итоговой аттестации интернатуры и выдачу документов о прохождении интернатуры установленного образца;

рассматривают вопросы организации интернатуры на заседаниях профильных кафедр, Советов факультетов, Совета высшего медицинского учебного заведения.

Ответственный за интернатуру обязан:

контролировать проведение интернатуры;

оказывать методическую и консультативную помощь врачам-интернам, руководителям баз интернатуры и руководителям врачей-интернов;

проводить текущую аттестацию врачей-интернов (с выездом на базы интернатуры) не менее двух раз в год в сроки, устанавливаемые высшим медицинским учебным заведением;

представлять отчет об итогах интернатуры на заседании кафедры (совета факультета).

Врач-интерн допускается к медицинской (фармацевтической) деятельности под контролем руководителя врача-интерна, отвечающего за его профессиональную подготовку.

Врач-интерн несет ответственность за результаты выполненной работы в соответствие с действующим законодательством.

Врачам-интернам запрещается работа на врачебных должностях на условиях совместительства и сверх установленной продолжительности рабочего времени.

Врач- интерн может быть направлен руководителем базы интернатуры в другие организации здравоохранения и медицинские учреждения образования с целью выполнения в полном объеме индивидуального плана интернатуры.

В период интернатуры врач-интерн административно подчинен руководству организации здравоохранения, являющейся базой интернатуры. По окончании подготовки врачу-интерну по лабораторной диагностике предоставляется очередной отпуск на общих основаниях.

При наличии обоснованных уважительных причин врач-интерн вправе обратиться для изменения базы интернатуры в высшее медицинское учебное заведение с заявлением об изменении базы интернатуры.

Трудовой отпуск продолжительностью, равной продолжительности отпуска врача лабораторной диагностики предоставляется врачу-интерну после прохождения интернатуры.

Врач-интерн обязан:

прибыть на базу интернатуры в срок не позднее указанной в направлении в интернатуру даты;

предоставить в кадровую службу базы интернатуры следующие документы: направление в интернатуру, диплом об образовании с приложением к нему, паспорт гражданина Республики Беларусь или иной документ, удостоверяющий личность, 2 фотографии 3х4 см, военный билет (при его наличии), трудовая книжка (при ее наличии);

в полном объеме выполнять задания, предусмотренные планом, программой интернатуры и индивидуальным планом врача-интерна, а также обязанности, определенные должностной инструкцией;

выполнять требования правил внутреннего распорядка, установленных в организации здравоохранения;

изучать и строго соблюдать инструкции по вопросам охраны труда и производственной санитарии;

выполнять (под контролем врача, ответственного за подготовку интерна) 50% от ежедневного объема работы врача лабораторной диагностики, руководствуясь нормами расхода времени на проведение соответствующих анализов;

участвовать в проведении внутрилабораторного и межлабораторного контроля качества лабораторных исследований, осуществлять контроль оценки техники лаборантов,

осуществлять ночные дежурства 1 раз в 2 месяца по оказанию неотложной врачебной помощи в должности помощника дежурного врача-терапевта и врача лабораторной диагностики в экспресс-лаборатории;

участвовать в утренних врачебных конференциях клинической базы и патологоанатомических конференциях;

присутствовать на заседаниях научного общества специалистов по клинической лабораторной диагностике;

вести дневник врача- интерна;

работать над повышением своего профессионального уровня;

соблюдать принципы медицинской этики и деонтологии;

составить отчет по результатам интернатуры.


ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ПОДГОТОВКИ

Наименование Продолжительность подготовки (недель)
   
1. Общие разделы по специальности  
1.1. Организация и управление в клинико-диагностической лаборатории  
1.1.1. Нормативные документы, регламентирующие деятельность клинико-диагностической лаборатории (КДЛ)  
1.1.2. Учетно-отчетная документация
1.1.3.Штаты клинико-диагностической лаборатории
1.1.4. Санитарно-эпидемический режим и техника безопасности в клинико-диагностической лаборатории
1.1.5.Управление качеством лабораторных исследований
1.1.6. Экономические аспекты деятельности клинико-диагностической лаборатории
1.2. Аналитические основы клинической лабораторной диагностики  
1.2.1. Техника лабораторных работ и лабораторное оборудование  
1.2.2. Лабораторные реагенты
1.2.3.Номенклатура клинических лабораторных исследований
2. Разделы по смежным специальностям  
2.1. Информатика и компьютерные технологии  
3. Частные разделы по специальности  
3.1. Общеклинические методы исследования  
3.2. Эксфолиативная цитология  
3.3. Гематологические методы исследования  
3.4. Биохимические методы исследования  
3.5. Методы исследования системы гемостаза  
3.6. Иммунологические и иммунохимические методы исследования  
3.7. Методы клинической микробиологии  
Всего недель  

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Лабораторные реагенты.

Требования к качеству реактивов. Классификация химических реактивов. Растворы реагентов, приготовление, способы выражения концентрации. Готовые аналитические формы реактивов. Принципы выбора наборов реактивов. Принципы и применение систем «сухой» химии. Условия, правила хранения, регистрация и выдача реактивов.

Эксфолиативная цитология

Способы получения, характер материала, транспортировка и хранение материала для цитологических исследований. Методика микроскопического исследования и схема описания цитологической картины. Цитологическое заключение. Цитологические признаки злокачественности.

Исследование соскобов с шейки матки и цервикального канала.

Исследование аспиратов из полости матки.

Исследование соскобов и отделяемого с поверхности эрозий, язв, ран свищей.

Исследование мокроты.

Исследование мочи и смывов мочевого пузыря.

Научно-практическая работа

Научно-практическая работа врача-интерна базируется на анализе, сопоставлении и систематизации результатов полученных лабораторных данных в контексте с клиническими наблюдениями. По результатам работы может быть подготовлена научная публикация.

В ряде случаев допускается подготовка врачом-интерном обзора литературы по современным, наиболее перспективным методам лабораторных исследований при различных патологических состояниях с выступлением на врачебной конференции или на заседании общества специалистов по клинической лабораторной диагностике. Предусматривается также участие врача-интерна в подготовке квартального (годового) отчета клинико-диагностической лаборатории, являющейся базой интернатуры.

Примерный перечень тематик научно-практической работы:

Лабораторные методы диагностики патологии суставов.

Наследственные аномалии лейкоцитов.

Тромбоцитопенические состояния.

Дегенеративные изменения лейкоцитов крови в динамике воспалительного процесса.

Нарушения КОС при патологии почек.

Метаболический синдром Х, лабораторная диагностика.

Ранние и поздние лабораторные маркеры инфаркта миокарда.

Ферменты как опухолевые маркеры.

Клинико-лабораторная диагностика стадий ДВС-синдрома.

Пищевая аллергия – клинико-лабораторная диагностика.

Лабораторная диагностика непереносимости лекарственных средств.

Лабораторная диагностика аутоиммунных тиреоидитов.

Современные методы в диагностике хламидийной инфекции.

Пренатальная диагностика пороков развития.

Лабораторные маркеры эндогенной интоксикации.

Показатели интенсивности свободно-радикальных процессов при патологических состояниях.

Показатели клеточного и гуморального иммунитета при хронических рецидивирующих неспецифических заболеваниях легких.

Сравнительная характеристика лабораторных методов оценки дефицита железа.

Методы лабораторной оценки тромбогенного риска при патологических состояниях.

Неинвазивные методы лабораторной диагностики патологических состояний.

Форма

 

УТВЕРЖДАЮ

Главный врач

_________________________

(название базы интернатуры)

__________ (инициалы, фамилия)

______________ 20 ___

 

ИНДИВИДУЛЬНЫЙ ПЛАН ВРАЧА-ИНТЕРНА

________________________________________________________________

(фамилия, собственное имя, отчество)

База интернатуры ________________________________________________

 

 

Наименование раздела (подраздела) Срок прохождения Место прохождения Отметка о выполнении
1.      
2.      
3.      

 

Врач-интерн ___________ ________________

(подпись) (инициалы, фамилия)

Руководитель

врача-интерна ___________ ________________

(подпись) (инициалы, фамилия)

Ответственный за интернатуру

(от высшего медицинского

учреждения образования) ___________ ________________

(подпись) (инициалы, фамилия

 

Примечание: индивидуальный план прохождения интернатуры составляется на основе Примерного плана (см. выше) врачом-интерном совместно с непосредственным руководителем. В течение первой недели работы интерна план утверждается главным врачом клинической базы. Допускается при составлении индивидуального плана изменять в пределах 15% без превышения объема общей нагрузки количество часов, отводимых на освоение отдельных разделов клинической лабораторной диагностики, в зависимости от специфики будущей работы интерна (цитология, гематология и т.д.).

Форма

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет»

ДНЕВНИК

работы врача-интерна по специальности
«Клиническая лабораторная диагностика»

Ф.И.О. врача-интерна

_______________________________________________________________________

 

Ф.И.О. руководителей интернатуры

 

1. _____________________________________________________________________

(ученое звание, ученая степень, должность непосредственного руководителя)

 

2. _____________________________________________________________________

(ученое звание, ученая степень, должность руководителя от учреждения образования)

 

База интернатуры

_______________________________________________________________________

 

_______________________________________________________________________

 

____________

(город год)


Продолжение формы дневника

________________20___

месяц

1. Диагностические мероприятия Число исследований за каждую неделю
1         Всего за месяц
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
                 

2. Дежурства (дата, место, объем выполненных работ)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Окончание формы дневника

 

3. Врачебные конференции; семинары и лекции для специалистов, заседания научных обществ Дата, место проведения Степень личного участия
     
     
     
     
     

 

4. Виды (темы) работы по гигиеническому воспитанию населения по формированию здорового образа жизни Дата, место проведения Число слушателей Степень личного участия
       
       
       
       

5. Изученная литература (количество, наименование основных источников)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Руководитель врача-интерна —————————————————————————

подпись инициалы, фамилия

___ _________ 200_

 

Примечание: дневник самостоятельно заполняется врачом-интерном. Включает подробное название произведенных диагностических манипуляций с указанием метода определения (например, «Определение содержания глюкозы в сыворотке крови глюкозооксидазным методом»). Выполненные манипуляции суммируются за каждую неделю (недели обозначены цифрами 1, 2, 3, 4, 5) и вносятся в раздел 1. Разделы 2-5 данной формы заполняются по итогам каждого месяца интернатуры. При завершении определенного раздела плана непосредственный руководитель врача-интерна контролирует уровень усвоения программы путем собеседования, результаты которого отражает в дневнике в виде краткой характеристики врача-интерна.


Форма отчета врача-интерна по специальности «Клиническая лабораторная диагностика»

  УТВЕРЖДАЮ Главный врач   (наименование базы интернатуры) _______________ (инициалы, фамилия) ___ _________ 200__  

ОТЧЕТ ВРАЧА-ИНТЕРНА

по специальности «Клиническая лабораторная диагностика»__________________________

______________________________________________________________________________

фамилия, имя, отчество

который (ая) на базе ____________________________________________________________

полное наименование базовой организации здравоохранения

______________________________________________________________________________

с ____ ____________200__ года по ____ ____________200__ года

и в соответствии с индивидуальным планом стажировки прошел (а) следующие разделы программы:

Название раздела Количество недель
1. Общие разделы клинической лабораторной диагностики  
1.1. Организация и управление в клинико-диагностической лаборатории  
1.2. Аналитические основы клинической лабораторной диагностики  
2. Смежные дисциплины  
3. Частные разделы по специальности  
3.1. Общеклинические методы исследования  
3.2. Эксфолиативная цитология  
3.3. Гематологические методы исследования  
3.4. Биохимические методы исследования  
3.5. Методы исследования системы гемостаза  
3.6. Иммунологические и иммунохимические методы исследования  
3.7. Методы клинической микробиологии  
Всего  

 

Объем выполненной практической работы за отчетный период:

Наименование раздела и диагностических манипуляций Количество исследований
1. Общие вопросы диагностической работы.  
2. Общеклинические методы исследований: Общий анализ мочи и т.д..  

 

Научно-практическая работа:

Вид работы (публикация, реферат, доклад), тема Дата, место выполнения (проведения)
   
   

 

Санитарно просветительская работа:

Вид работы Дата, место проведения
   
   

 

Врач-интерн ___________ ________________

(подпись) (инициалы, фамилия)

 

Руководитель врача-интерна ___________ ________________

(подпись) (инициалы, фамилия)

 

___ _________ 200_

 

Примечание: в отчете дополнительно приводится характеристика базы интернатуры, освоение и использование в своей работе современных диагностических методик, возникшие проблемы в освоении программы интернатуры.


Перечень документов, необходимых для представления в квалификационную комиссию Министерства здравоохранения Республики Беларусь (срок представления – за 10 дней до экзамена):

1. Копия диплома о высшем образовании, заверенную отделом кадров.

2. Отчет врача-интерна с личной подписью, подписью руководителя и утвержденный главным врачом клинической базы.

3. Дневник врача-интерна.

4. Характеристику за период прохождения интернатуры за подписью руководителя и главного врача клинической базы.

5. Опубликованную или подготовленную для публикации в период интернатуры научную работу (необязательно).

При выполнении менее 85% установленного общего объема программы интернатуры решением председателя комиссии врач-интерн к квалификационному экзамену по специальности не допускается. Сдача квалификационного экзамена по клинической лабораторной диагностике оформляется протоколом по установленной форме.

При выполнении плана интернатуры и успешной сдаче квалификационного экзамена врачу выдается сертификат о прохождении интернатуры и присваивается квалификация «врач лабораторной диагностики». Наличие данного сертификата является основанием для работы в должности врача лабораторной диагностики, последующей аттестации на II квалификационную категорию, поступления в аспирантуру или клиническую ординатуру по специальности в установленном порядке.

Врач-интерн, не сдавший квалификационный экзамен, продолжает работу в должности врача-интерна на той же базе интернатуры и допускается к сдаче квалификационного экзамена не ранее, чем через 3 месяца.

Врач-интерн, не выдержавший квалификационного экзамена повторно, может быть допущен к сдаче квалификационного экзамена не ранее чем через год.

 

Информационная часть

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Камышников, В.С. Справочник по клинико-биохимической диагностике: в 2-х т. / В.С. Камышников – Мн.: Беларусь, 2000.

2. Камышников, В.С. Клинико-биохимическая лабораторная диагностика. Справочник в 2-х томах. Мн., Интерпрессервис, 2003.- 495 с.

3. Карманный справочник врача по лабораторной диагностике / В.С. Камышников. – М.:Медпресс-информ,2008. – 3-е изд. –400с.

4. Кислотно-основное состояние организма. Лабораторно-клинические аспекты: учебно-методическое пособие / Ю.И. Степанова, Л.И. Алехнович, В.С. Камышников.– Минск: БелМАПО, 2008. – 47 с.

5. Клиническая лабораторная аналитика: в 5 томах / под ред. В.В.Меньшикова. – М: Агат-Мед. – 2002.

6. Клинические лабораторные тесты от А до Я и их диагностические профили: Справочное пособие / В.С. Камышников. – М.:МЕДпресс-информ, 2007. – 2-е изд. – 176 с.

7. Маршал, В.Дж. Клиническая биохимия / В. Дж. Маршал.- пер. с англ. – М.- С.Пб.: «Издательство БИНОМ» – «Невский диалект», 1999. – 368 с.

8. Медицинские лабораторные технологии и диагностика: справочник: в 2 т. / под ред. А.И. Карпищенко. – СПб.: Интермедика, 1998.

9. Методы клинических лабораторных исследований: учебник / В.С. Камышников, О.А. Волотовская, А.Б. Ходюкова [и др.]; под ред. В.С. Камышникова – 2-е изд, перераб. и доп. – Минск, Белорусская наука, 2002. – 775с.

10. Назаренко, Г.И. Клиническая оценка результатов лабораторных исследований / Г.И. Назаренко, А.А. Кишкун. – М.: Медицина, 2000. – 544 с.

11. Организация лабораторной службы: методические указания / В.С. Камышников, Н.Л. Сергейчик, Е.Т. Зубовская. – Минск: БелМАПО, РЦКЛД, 2008. – 123 с.

12. О чем говорят медицинские анализы: справочное пособие / В.С Камышников. – М.:МЕДпресс-информ, 2007. –2-е изд. – 176с.

13. Справочник по клинико-биохимическим исследованиям и лабораторной диагностике / В.С Камышников. – М.:МЕДпресс-информ, 2009 – 3-е изд. – 896с.

14. Техника лабораторных работ: учебник / В.С. Камышников. – Минск, 2001. – 286 с.

Дополнительная:

15. Обеспечение качества в лабораторной медицине / В.В. Долгов [и др.]; М.:РМАПО.- Минск, 1997. – 90 с.

16. Кэттайл, В.М. Патофизиология эндокринной системы / В.М. Кэттайл,, Р.А. Арки. – М.–СПб.: Невский Диалект, 2001. - 335 с.

17. Меньшиков, В.В. Обеспечение качества лабораторных исследований / В.В. Меньшиков. – М.: Лабинформ, 1999. - 320 с.

18. Морозова, В.Т. Мочевые синдромы: лабораторная диагностика / В.Т. Морозова, И.И. Миронова. – М.: РМАПО, 2000. - 96 с.

19. Окороков, А.Н. Диагностика болезней внутренних органов: в 4 т. / А.Н. Окороков. – М.: Медицинская литература, 2000-2001

20. Шевченко, Ю.Л. Безопасное переливание крови / Ю.Л. Шевченко, Е.Б. Жибурт. – СПб.: Питер, 2000. – 308 с.

21. Шейман, Дж. А. Патофизиология почки / Дж.А. Шейман. – М.–СПб.: Невский Диалект, 2002. - 158 с.

22. Шиффман, Ф. Дж. Патофизиология крови / Ф.Дж Шиффман. - М.–СПб.: Невский Диалект, 2000. - 448 с.

23. Стефани, Д.В., Вельтинцев, Ю.Е. Иммунология и иммунопатология детского возраста. Руководство для врачей. П. Медицина 1996.

24. Зайчик, А.М., Чурилов, Л.П. Общая патофизиология с основами иммунопатологии с-п «ЭЛБИ-СПБ», 2005.-656 с.

25. Ольшанская, Ю.В., Домрачева, Е.В. Хромосомные перестройки при острых лейкозах. М. 2006.

26. Цылко, Т.Ф. Диагностика заболеваний по анализам крови и мочи. – Ростов на Дону: «Феникс», 2006.

27. Маршелл, Э. Биофизическая химия. М.: Мир, 1981.

28. Жданов, В.С., Вихерт, А.М., Стернби Н.Г. Эволюция и патология атеросклероза у человека. М.: «Триада-Х», 2002.- 143 с.

29. Костинов, Н.П., Медуницын, Н.В. Иммунобиологические препараты клинико-иммунологическая эффективность (справочник) М., 2005.-256 с.

30. Методы проточной цитометрии в медицинских и биологических исследованиях; под ред. М. Потапнева. – Минск, 2003. – 136 с.

31. Лабораторная диагностика нарушений обмена углеводов. Метаболический синдром, сахарный диабет / В.В. Долгов, А.В. Селиванов [и др.]; – М., 2006. – 123 с.

32. Клинические рекомендации. Аллергология / под ред. Р.М. Хаитова, Н.И. Ильиной. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 240 с.

 

 

ВОПРОСЫ К КВАЛИФИКАЦИОННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ КЛИНИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА

 

1. Правовые основы специальности «врач лабораторной диагностики». Ответственность врача и профессиональные правонарушения, причины, предупреждение.

2. Учетная и отчетная документация в клинико-диагностической лаборатории. Правила составления и формы отчетов КДЛ.

3. Нормативные акты, регламентирующие деятельность лабораторной службы.

4. Номенклатура специальностей, допущенных к работе в КДЛ на должности врача, фельдшера-лаборанта, лаборанта. Нормативы нагрузки персонала КДЛ.

5. Материально-техническое обеспечение деятельности КДЛ. Расчет потребности в лабораторном оборудовании и реагентах.

6. Финансовое обеспечение деятельности КДЛ. Расчет стоимости лабораторного исследования. Нормы времени на выполнение лабораторных исследований.

7. Система последипломного образования врачей и среднего медицинского персонала КДЛ в Республике Беларусь. Аттестация на квалификационную категорию.

8. Санитарно-противоэпидемический режим в лаборатории. Мероприятия при контакте с биоматериалом.

9. Организация контроля качества лабораторных исследований. Источники вне - и внутрилабораторных погрешностей. Классификация ошибок. Стандартизация условий взятия биологического материала.

10. Аналитическая надежность метода (специфичность, чувствительность, воспроизводимость, правильность). Калибровочные материалы. Референтные величины лабораторных показателей.

11. Внутрилабораторный контроль качества лабораторных исследований (контроль воспроизводимости, контроль правильности). Контрольные карты. Критерии оценки.

12. Межлабораторный контроль качества и порядок его осуществления. Контрольные материалы, оценка результатов межлабораторного контроля.

13. Аналитические основы адсорбционной фотометрии: теоретические основы, принципы измерения, преимущества и недостатки, приборы, применение в клинике.

14. Аналитические основы эмиссионной фотометрии: теоретические основы, принципы измерения, преимущества и недостатки, приборы, применение в клинике.

15. Аналитические основы энзимологических исследований. Правила взятия и хранения биологического материала. Классификация методов определения активности ферментов. Методы выражения энзиматической активности.

16. Электрофорез: теоретические основы, принцип метода, применение в клинике. Носители для электрофореза. Аналитические характеристики различных вариантов метода.

17. Иммунохимическое тестирование: основы, аналитические характеристики, технологические принципы, сфера применения. Иммунохимические методы на основе диффузии и электрофореза: радиальная иммунодиффузия, ракетный иммуноэлектрофорез, встречный иммуноэлектрофорез.

18. Серологические реакции: реакция преципитации, реакция агглютинации, реакция связывания комплемента, реакция пассивной гемагглютинации: принципы методов, аналитические характеристики, клиническое применение.

19. Иммуноферментный анализ: основы метода. Гомогенный и гетерогенный иммуноферментный анализ.

20. Радиоиммунный анализ: принципы, виды, основные этапы исследования, приборы. Применение в КДЛ.

21. Хроматография: теоретические основы, принцип метода. Сорбенты и элюенты для хроматографического анализа. Методы проявления хроматограмм. Основные виды хроматографии: адсорбционная, ионообменная, гель-фильтрация, аффинная, ВЭЖХ. Аналитические характеристики, применение в клинике.

22. Современные технологии тестирования нуклеиновых кислот: основы и принцип метода, основные этапы. ПЦР: аналитическая процедура, приборы, клиническое применение. ПЦР в режиме реального времени.

23. Методы анализа белкового спектра плазмы (сыворотки) крови. Клиническая оценка результатов.

24. Небелковые азотистые основания: принципы и методы определения мочевины, аммиака, мочевой кислоты, креатина, креатинина. Применение в клинике, интерпретация результатов.

25. Белки острой фазы: классификация, значение в развитии воспалительной реакции. Определение С-реактивного белка: аналитическая процедура, интерпретация результата.

26. Клинико-диагностическое значение определения активности в сыворотке крови аспартат и аланинаминотрансферазы (АсАТ, АлАТ). Коэффициент де-Ритиза.

27. Клинико-диагностическое значение определения активности лактатдегидрогеназы (ЛДГ), изоферментный состав, органспецифичность.

28. Определение активности кислой и щелочной фосфатазы. Клинико-диагностическое значение.

29. Определение активности альфа-амилазы и липазы в сыворотке крови. Клинико-диагностическое значение.

30. Определение активности γ-глютамилтранспептидазы (γ-ГТП). Клинико-диагностическое значение.

31. Клинико-диагностическое значение определения активности креатинфосфокиназы, изоферментный состав, распределение в органах. Клинико-диагностическое значение.

32. Современные лабораторные методы оценки углеводного обмена.

33. Лабораторная диагностика сахарного диабета. Гликемический профиль. Нагрузочные пробы, тест толерантности к глюкозе.

34. Лабораторные критерии компенсации сахарного диабета. Клиническое значение определения гликозилированного гемоглобина и фруктозамина.

35. Лабораторная диагностика ранних (гипогликемические и гипергликемические комы) и поздних (диабетическая нефропатия) осложнений сахарного диабета.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.240.243 (0.149 с.)