Условия хорошо сформулированной цели 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия хорошо сформулированной цели



(фрагмент в применении к образованию)

1. Определите желаемое состояние. Вопрос “Чего вы хотите?”

Проверьте, чтобы цель была заявлена в позитиве (Я хочу писать грамотно). Часто люди говорят: “Я не хочу чувствовать себя плохо”. В таком случае необходимо переформирование: “А что вы хотите получить взамен этого чувства?” Помните, частица НЕ существует в языке, но не в опыте.

Иногда цель заявляется следующим образом: “Я хочу, чтобы учитель перестал ставить мне двойки”. Уточните, насколько это зависит от самого человека. Результат реален лишь тогда, когда зависит от самого человека и контролируется им. Итак, “Насколько это от вас зависит?”

Определите метацель: “Если это у вас будет, что вам это даст?” (Укрупнение и движение вверх по логическим уровням). Получив ответ на этот вопрос, снова предложите его, использовав в первой части новое заявление партнера. (“Я хочу писать грамотно”. - “Хорошо, а если ты уже научился грамотно писать, что тебе это даст?” - “Ну, я получаю хорошие оценки, меня хвалят”. - “Хорошо, а если ты получаешь хорошие оценки и тебя хвалят, что это тебе дает?” - “Я буду чувствовать себя уверенно и спокойно”. - “Значит, если я тебя правильно понимаю, ты хочешь чувствовать себя уверенно и спокойно. И для этого ты хочешь научиться грамотно писать?”). Установка якоря. Вы можете подняться и на более высокий логический уровень, задав этот вопрос еще раз, если это необходимо. Таким образом, мотивация на обучение становится более глубокой и вытекает из личной семантики ребенка.

Как вы узнаете, что вы это уже имеете?

Вопрос: “Представь, как если бы это у тебя уже было, как ты это поймешь?” (“Представь себе, что ты уже умеешь грамотно писать. Как ты поймешь, что это у тебя уже есть? Что ты видишь вокруг (быть может, чье-то лицо), что ты слышишь (может быть, чей-то голос, который что-то говорит), что ты чувствуешь? На что это похоже?”). Обратите внимание на сенсорную основанность цели - она выверена в категориях сенсорного опыта: вижу, слышу, чувствую. Установка якоря.

Что мешает вам достичь этой цели сейчас?

Вопросы: “Какие ресурсы (способности и возможности) у вас уже есть?” Здесь обычно называют хорошую память, внимание, умение сосредоточиться, желание быть уверенным и спокойным, ум и т.п. Если ребенок затрудняется с ответом, помогите ему, спросив, какие качества помогают ему быть успешным в любой другой области.

“Сколько способов сделать это вы можете найти? Каким будет первый шаг? Если вы это получите, как это изменит вашу жизнь? Как достигнутая цель повлияет на окружающих?”

Замечайте ключи глазного доступа.

 

ЯКОРЕНИЕ

Якорь - любой раздражитель, который включает ряд внутренних реакций и/или действий. Якоря могут быть визуальные, аудиальные, кинестетические, обонятельные и пространственные. Часто бывает достаточно услышать какую-то мелодию, и мы внезапно переносимся в прошлое, видим, слышим и переживаем то, что было когда-то. Это действие аудиального якоря. Если вы ведете автомобиль и видите, как на светофоре зажигается красный свет, нога автоматически нажимает на тормоз. Это пример визуального якоря. Единичные ресурсные якоря используются для доступа к ресурсному состоянию. Коллапсом якорей называют добавление ресурса к нересурсу, соединение состояний. Для установки эффективного якоря необходимо удостовериться, что человек испытывает желаемое ресурсное состояние. Откалибруйте (определите) сенсорные ключи данного состояния (дыхание, ключи глазного доступа, мимика, мелкие мышечные движения, напряженность-расслабленность и т.д.). Когда ресурсное состояние достигнет своей высшей точки, поставьте якорь. Если это кинестетический якорь, то это может быть рукопожатие или вы коснетесь плеча, предплечья или сожмете запястье собеседника. Это наиболее удобные места для установки якоря. Через некоторое время проверьте якорь, наложив его точно на то же место и с той же силой давления. Если вы сделали это правильно, вы должны наблюдать ключи, которые откалибровали перед установкой якоря.

 

ГЕМИСФЕРОЛОГИЯ

Гемисферология - наука об асимметрии полушарий головного мозга. Доктор Роджер Сперри, Нобелевский лауреат (1981 г.), провел операцию по разделению полушарий головного мозга. На основе исследований он сформулировал концепцию о доминировании полушарий у человека, согласно которой левое полушарие специализируется на вербально-символических функциях, а правое - на пространственно - синтетических. Левое полушарие “отвечает” за словесные выражения, числа, аналитическое мышление и линейно-цифровые рассуждения. Правое полушарие “отвечает” за образную память, ориентирование в пространстве, воображение, цветовые ритмы, кинестетические переживания и творчество. Обычно одно из полушарий доминирует, т.е. можно говорить о левополушарных и правополушарных людях. Встречаются случаи равного развития полушарий - амбидекстрия.

 

КРУГ СОВЕРШЕНСТВА

Это упражнение помогает получить доступ к ресурсному состоянию и использовать его в будущем.

1. Попросите партнера встать там, где ему удобно, и представить перед собой круг. Какого цвета этот круг? Где он находится? Какого он размера?

Следите за поддержанием раппорта и обращайте внимание на дыхание.

2. Предложите вспомнить ситуацию, в которой он был очень успешным. “Вспомните ситуацию, в которой вы были очень успешны”. Следите за собственной личной конгруэнтностью, верьте, что это возможно. Если возникают трудности, попросите представить ситуацию, когда кто-то его просто хвалит. “Наши чувства подобны нитям, которые идут в прошлое. Вспомните, когда у вас было ощущение что вы сделали что-то очень хорошо”. Что вы видели тогда вокруг себя? Что вы слышали? Что вы чувствовали? “Представьте, что вы можете повернуть ручку настройки и сделать краски более яркими, чувства более насыщенными, а звуки более отчетливыми”.

3. Предложите партнеру войти в круг. Наложите якорь. Следите за соблюдением условий эффективного наложения якорей.

4. Предложите выйти из круга. Затем снова верните партнера в круг и проверьте действие якоря. Можно повторить этот шаг еще раз.

5. Попросите вашего партнера подумать о том будущем, когда это состояние может ему пригодиться. Предложите пережить это состояние. Якорь.

6. Снова попросите партнера войти в круг и вспомнить это ресурсное состояние. Якорь. “Нравится ли вам это состояние? Если да, то вы можете взять этот круг совершенства с собой. Теперь там, где вы захотите, вы можете пользоваться своим кругом совершенства”.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.141.202 (0.005 с.)