Достоинства и недостатки видов транспорта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Достоинства и недостатки видов транспорта



МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ

СООБЩЕ­НИЯ (миит)

_________________________________________________________________
Кафедра железнодорожных станций и узлов

 

 

Н.П. ЖУРАВЛЕВ

 

 

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине

«ОБЩИЙ КУРС ТРАНСПОРТА»

 

для студентов специальности 0800600

«Логистика и управление цепями поставок»

Москва 2010

 

Журавлев Н.П. Методические указание к практическим занятиям по дисциплине «Общий курс транспорта». - М.: МИИТ, 2010. 26 с.

 

 

Приведены рекомендации по определению технико-эксплуатационных показателей автомобильного, водного, воздушного транспорта. Методические указания к практическим занятиям по разделу «Железнодорожный транспорт» изложены в учебном пособии «Общий курс транспорта»/ Под ред. С.П. Вакуленко. – М: МИИТ, 2003. 24 с.

 

© Московский государственный университет

путей сообщения (МИИТ), 2010

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение………………………………………………………………. 4

1. Достоинства и недостатки видов транспорта………………………. 5

1.1 Автомобильный транспорт……………………………………….. 5

1.2 Железнодорожный транспорт…………………………………….. 6

1.3 Речной транспорт………………………………………………….. 7

1.4 Морской транспорт………………………………………………... 8

1.5 Воздушный транспорт…………………………………………….. 8

1.6 Трубопроводный транспорт………………………………………. 9

2. Показатели грузового автомобильного транспорта……………… 10

3. Показатели морского транспорта…………………………………… 18

4. Показатели воздушного транспорта………………………………… 22

5. Глоссарий……………………………………………………………… 24

Список литературы………………………………………………………. 26

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Концептуальные положения логистики - доставка продукции в нужном количестве, нужного качества в заданные сроки при минимальных затратах - обусловливают ряд проблем выбора по соответствующим направлениям. Принятие правильных решений по каждому аспекту управления материальными потоками с учетом причинно-следственных связей, влияющих на конечный результат, является основой оптимизации логистических процессов.

Реализация указанных положений в значительной степени зависит от транспортной логистики, которая по каждому их них предлагает ряд альтернатив. Выбор вариантов должен учитывать комплексную оценку последствий цепочки принятых решений.

Можно утверждать, что материальные (информационные и др.) потоки зависимы от принятых решений и последующих за ними действий конкретных участников логистического процесса, и, в первую очередь, от грузоотправителя и перевозчиков.

Обобщенные количественные, качественные, временные и стоимостные параметры материальных потоков определяются конкретными договорами поставки, однако их конкретизация происходит в сфере транспортной логистики.

Одной из основных проблем выбора в логистике является выбор вида транспорта для продвижения материальных потоков по логистическим каналам.

Выбор вида транспорта, наиболее соответствующего требованиям конкретной перевозки, основывается на знании характерных особенностей различных видов транспорта. Ниже рассмотрены наиболее существенные достоинства и недостатки видов транспорта с позиций логистики, даны рекомендации по определению некоторых технико-эксплуатационных показателей.

Достоинства и недостатки видов транспорта

Автомобильный транспорт

Достоинства:

1. Высокая маневренность и подвижность. Сбор и доставка грузов могут быть выполнены во все пункты, куда может доехать автомобиль.

2. Высокая скорость доставки грузов.

3. Срочность, регулярность и точность доставки. Время сборов и доставки грузов может быть назначено точно. Это важно, когда для погрузки и выгрузки привлекают рабочую силу и особенно, когда прибытие груза синхронизировано с потребностями производства, строительных работ и клиентуры.

4. Доставка продукции без промежуточных перегрузок. Более того, имеется возможность осуществления доставок непосредственно со складов отправителей на склады получателей.

5. Тара и упаковка. Часто тара и упаковка требуются в меньших объемах или даже не требуются вовсе, что выгодно по сравнению с перевозкой другими видами транспорта.

6. Небольшие капитальные вложения в освоение малого
грузооборота на короткие расстояния.

Недостатки:

1. Срочность разгрузки. Автомобили должны быть разгружены срочно, иначе автомобиль и водитель будут простаивать.

2. Высокая стоимость. Стоимость использования автомобиля, как правило, оплачивается независимо от объема загрузки по максимальной грузоподъемности, без учета веса и качества перевозимых грузов.

3. Ошибочность доставки. Если в одном автомобиле доставляется несколько отправок разным покупателям, то возможны ошибки в доставке грузов.

4. Хищения. Грузы в автомобилях подвержены хищениям, а сами автомобили могут быть угнаны, если их оставлять без присмотра.

5. Малая грузоподъемность по сравнению с другими вида ми транспорта. Это важно при осуществлении доставок, связанных с большими объемами грузов.

6. Не везде дорожная сеть и ее отдельные участки имеют удовлетворительное состояние.

 

Железнодорожный транспорт

Достоинства:

1. Быстрая доставка грузов на большие расстояния.

2. Высокая провозная и пропускная способность.

3. Регулярность перевозок независимо от климатических условиий, времени года и суток.

4. Невысокая себестоимость перевозок относительно единицы груза.

5. Льготы по оплате за простой. Грузы могут быть оставлены в вагонах в течение одних суток, не считая дня прибытия, без дополнительной оплаты.

6. Высокая грузоподъемность.

7. Высокие показатели использования подвижного состава.

Недостатки:

1. Большие капитальные вложения на сооружение постоянных и вспомогательных устройств, а также подъездных путей.

2. Необходимость осуществления перевалок. Начало и окончание перевозочного цикла во многих случаях связано с привлечением автомобильного и других видов транспорта. Это увеличивает опасность повреждений в процессе перевалок. Кроме того, при несовпадении графиков движения на железнодорожном и другом транспорте увеличивается общее время доставки грузов.

3. Требуется прочная тара и/или упаковка для компенсации высокого уровня ударов при маневрах.

4. Возможность хищения, причем в крупных размерах.

Речной транспорт

Достоинства:

1. Речной транспорт имеет довольно высокую провозную способность.

2. Сравнительно невысокая себестоимость перевозок.

3. Относительно других видов транспорта небольшие капитальные затраты на организацию судоходства.

4. Большая грузоподъемность транспортных средств.

5. Низкое вредное влияние на окружающую среду.

6. Неограниченное движение судов между пунктами водного пути.

7. Плата за простой транспортных средств взимается лишь через некоторое время.

Недостатки:

1. Малая скорость доставки.

2. Неравномерность глубин рек.

3. Ограниченная протяженность путей сообщения.

4. Необходимость создания специализированных терминалов и оборудования.

5. Сезонность работы речного транспорта там, где зимой происходит замерзание рек.

6. Необходимость осуществлять перевалки (то же, что на ж/д транспорте).

7. Зависимость от погодных условий.

8. Транспортировка и прибрежные работы могут быть задержаны плохими погодными условиями.

 

Морской транспорт

Достоинства:

1. Низкая себестоимость перевозок на дальние расстояния.

2. Неограниченная пропускная способность и высокая провозная способность.

3. Более высокая, чем на речном транспорте, скорость движения.

4. Относительно небольшие капитальные вложения в устройство пути.

5. Непрерывная работа транспортных средств круглые сутки.

Недостатки:

1. Зависимость от естественно-географических и навигационных условий.

2. Меньшая частота движения транспортных средств.

3. Необходимость создания на морских побережьях большого портового хозяйства.

4. Время под погрузкой и выгрузкой в связи с высокой грузоподъемностью может непропорционально увеличить общее время доставки при заданном расстоянии.

5. Большие расходы на тару и упаковку груза.

6. Необходимость осуществления перевалок.

7. Зависимость погрузочно-разгрузочных работ от погодных условий.

 

Воздушный транспорт

Достоинства:

1. Самая высокая скорость и мобильность из всех видов транспорта.

2. Более простая упаковка, чем это требуется на любом другом виде транспорта.

3. Большая дальность беспосадочных полетов.

4. Более низкие страховые затраты по сравнению с другими видами транспорта.

Недостатки:

1. Высокая себестоимость перевозки грузов.

2. Зависимость от погодных условий.

3. Ограничения на перевозку грузов, связанные с их размерами и весом.

4. Экономия вследствие высоких скоростей перевозки может быть сведена на "нет" удаленностью аэропорта от получателя.

5. Возможность повреждений при перевалках (перегрузках) грузов.

6. Необходимость создания дорогостоящей инфраструктуры и ее поддержания в рабочем состоянии.

 

Трубопроводный транспорт

Достоинства:

1. Нефте-, газопроводы и др. обеспечивают низкую себестоимость транспортировок.

2. Относительно низкая потребность в капитальных вложениях и расходах металла.

3. Полная герметизация транспортировки.

4. Автоматизация операций налива, перекачки и слива.

5. Возможность прокладки трубопровода повсеместно.

6. Независимость от погодных условий и времени года.

7. Отсутствие необходимости в упаковке для перемещаемой продукции.

8. Сравнительно высокая скорость доставки.

Недостатки:

1. Узкая специализация.

2. Отсутствие маневренности.

 

 

6. ПОКАЗАТЕЛИ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

 

Автомобильный транспорт характеризуется высокой маневреннос­тью. Он играет важную роль в обеспечении пе­ревозок во всех отраслях экономики и экономических районах страны. Его преимуществом является высокая скорость доставки и возможность перевозок грузов непосредственно на завод, стройку, поле без промежуточных перегрузочных операций - "от двери до двери". Велика роль автомобильного транспорта в социально-экономической и культурной жизни общества.

 

Задача 1. Рассчитать объем перевозок, грузооборот, сред­нюю дальность перевозки одной тонны груза, среднюю дальность ездки автомобиля с грузом. Данные о перевозках, выполненных автомобилем за день, приведены в табл.1.1.

Таблица 1.1

Объем перевозок

Ездка Перевезено грузов, т Расстояние перевозки груза, км
1-я 13,0  
2-я 12,5  
3-я 8,9  
4-я 7,8  
5-я 12,2  

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Железные дороги. Общий курс / Под ред. М.М.Уздина. С.-Петербург: «Выбор», 2002

2. Троицкая Н.А., Чубуков А.Б. Единая транспортная система.- М.: «Академия», 2004

3. Общий курс транспорта / Под ред. С.П. Вакуленко. – М: МИИТ, 2003. 24 с.

4. Голубкова А.О. Экономика взаимодействия видов транспорта. Хабаровск: ДВГУПС, 1998. 21 с.

 

 

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ

СООБЩЕ­НИЯ (миит)

_________________________________________________________________
Кафедра железнодорожных станций и узлов

 

 

Н.П. ЖУРАВЛЕВ

 

 

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине

«ОБЩИЙ КУРС ТРАНСПОРТА»

 

для студентов специальности 0800600

«Логистика и управление цепями поставок»

Москва 2010

 

Журавлев Н.П. Методические указание к практическим занятиям по дисциплине «Общий курс транспорта». - М.: МИИТ, 2010. 26 с.

 

 

Приведены рекомендации по определению технико-эксплуатационных показателей автомобильного, водного, воздушного транспорта. Методические указания к практическим занятиям по разделу «Железнодорожный транспорт» изложены в учебном пособии «Общий курс транспорта»/ Под ред. С.П. Вакуленко. – М: МИИТ, 2003. 24 с.

 

© Московский государственный университет

путей сообщения (МИИТ), 2010

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение………………………………………………………………. 4

1. Достоинства и недостатки видов транспорта………………………. 5

1.1 Автомобильный транспорт……………………………………….. 5

1.2 Железнодорожный транспорт…………………………………….. 6

1.3 Речной транспорт………………………………………………….. 7

1.4 Морской транспорт………………………………………………... 8

1.5 Воздушный транспорт…………………………………………….. 8

1.6 Трубопроводный транспорт………………………………………. 9

2. Показатели грузового автомобильного транспорта……………… 10

3. Показатели морского транспорта…………………………………… 18

4. Показатели воздушного транспорта………………………………… 22

5. Глоссарий……………………………………………………………… 24

Список литературы………………………………………………………. 26

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Концептуальные положения логистики - доставка продукции в нужном количестве, нужного качества в заданные сроки при минимальных затратах - обусловливают ряд проблем выбора по соответствующим направлениям. Принятие правильных решений по каждому аспекту управления материальными потоками с учетом причинно-следственных связей, влияющих на конечный результат, является основой оптимизации логистических процессов.

Реализация указанных положений в значительной степени зависит от транспортной логистики, которая по каждому их них предлагает ряд альтернатив. Выбор вариантов должен учитывать комплексную оценку последствий цепочки принятых решений.

Можно утверждать, что материальные (информационные и др.) потоки зависимы от принятых решений и последующих за ними действий конкретных участников логистического процесса, и, в первую очередь, от грузоотправителя и перевозчиков.

Обобщенные количественные, качественные, временные и стоимостные параметры материальных потоков определяются конкретными договорами поставки, однако их конкретизация происходит в сфере транспортной логистики.

Одной из основных проблем выбора в логистике является выбор вида транспорта для продвижения материальных потоков по логистическим каналам.

Выбор вида транспорта, наиболее соответствующего требованиям конкретной перевозки, основывается на знании характерных особенностей различных видов транспорта. Ниже рассмотрены наиболее существенные достоинства и недостатки видов транспорта с позиций логистики, даны рекомендации по определению некоторых технико-эксплуатационных показателей.

Достоинства и недостатки видов транспорта

Автомобильный транспорт

Достоинства:

1. Высокая маневренность и подвижность. Сбор и доставка грузов могут быть выполнены во все пункты, куда может доехать автомобиль.

2. Высокая скорость доставки грузов.

3. Срочность, регулярность и точность доставки. Время сборов и доставки грузов может быть назначено точно. Это важно, когда для погрузки и выгрузки привлекают рабочую силу и особенно, когда прибытие груза синхронизировано с потребностями производства, строительных работ и клиентуры.

4. Доставка продукции без промежуточных перегрузок. Более того, имеется возможность осуществления доставок непосредственно со складов отправителей на склады получателей.

5. Тара и упаковка. Часто тара и упаковка требуются в меньших объемах или даже не требуются вовсе, что выгодно по сравнению с перевозкой другими видами транспорта.

6. Небольшие капитальные вложения в освоение малого
грузооборота на короткие расстояния.

Недостатки:

1. Срочность разгрузки. Автомобили должны быть разгружены срочно, иначе автомобиль и водитель будут простаивать.

2. Высокая стоимость. Стоимость использования автомобиля, как правило, оплачивается независимо от объема загрузки по максимальной грузоподъемности, без учета веса и качества перевозимых грузов.

3. Ошибочность доставки. Если в одном автомобиле доставляется несколько отправок разным покупателям, то возможны ошибки в доставке грузов.

4. Хищения. Грузы в автомобилях подвержены хищениям, а сами автомобили могут быть угнаны, если их оставлять без присмотра.

5. Малая грузоподъемность по сравнению с другими вида ми транспорта. Это важно при осуществлении доставок, связанных с большими объемами грузов.

6. Не везде дорожная сеть и ее отдельные участки имеют удовлетворительное состояние.

 

Железнодорожный транспорт

Достоинства:

1. Быстрая доставка грузов на большие расстояния.

2. Высокая провозная и пропускная способность.

3. Регулярность перевозок независимо от климатических условиий, времени года и суток.

4. Невысокая себестоимость перевозок относительно единицы груза.

5. Льготы по оплате за простой. Грузы могут быть оставлены в вагонах в течение одних суток, не считая дня прибытия, без дополнительной оплаты.

6. Высокая грузоподъемность.

7. Высокие показатели использования подвижного состава.

Недостатки:

1. Большие капитальные вложения на сооружение постоянных и вспомогательных устройств, а также подъездных путей.

2. Необходимость осуществления перевалок. Начало и окончание перевозочного цикла во многих случаях связано с привлечением автомобильного и других видов транспорта. Это увеличивает опасность повреждений в процессе перевалок. Кроме того, при несовпадении графиков движения на железнодорожном и другом транспорте увеличивается общее время доставки грузов.

3. Требуется прочная тара и/или упаковка для компенсации высокого уровня ударов при маневрах.

4. Возможность хищения, причем в крупных размерах.

Речной транспорт

Достоинства:

1. Речной транспорт имеет довольно высокую провозную способность.

2. Сравнительно невысокая себестоимость перевозок.

3. Относительно других видов транспорта небольшие капитальные затраты на организацию судоходства.

4. Большая грузоподъемность транспортных средств.

5. Низкое вредное влияние на окружающую среду.

6. Неограниченное движение судов между пунктами водного пути.

7. Плата за простой транспортных средств взимается лишь через некоторое время.

Недостатки:

1. Малая скорость доставки.

2. Неравномерность глубин рек.

3. Ограниченная протяженность путей сообщения.

4. Необходимость создания специализированных терминалов и оборудования.

5. Сезонность работы речного транспорта там, где зимой происходит замерзание рек.

6. Необходимость осуществлять перевалки (то же, что на ж/д транспорте).

7. Зависимость от погодных условий.

8. Транспортировка и прибрежные работы могут быть задержаны плохими погодными условиями.

 

Морской транспорт

Достоинства:

1. Низкая себестоимость перевозок на дальние расстояния.

2. Неограниченная пропускная способность и высокая провозная способность.

3. Более высокая, чем на речном транспорте, скорость движения.

4. Относительно небольшие капитальные вложения в устройство пути.

5. Непрерывная работа транспортных средств круглые сутки.

Недостатки:

1. Зависимость от естественно-географических и навигационных условий.

2. Меньшая частота движения транспортных средств.

3. Необходимость создания на морских побережьях большого портового хозяйства.

4. Время под погрузкой и выгрузкой в связи с высокой грузоподъемностью может непропорционально увеличить общее время доставки при заданном расстоянии.

5. Большие расходы на тару и упаковку груза.

6. Необходимость осуществления перевалок.

7. Зависимость погрузочно-разгрузочных работ от погодных условий.

 

Воздушный транспорт

Достоинства:

1. Самая высокая скорость и мобильность из всех видов транспорта.

2. Более простая упаковка, чем это требуется на любом другом виде транспорта.

3. Большая дальность беспосадочных полетов.

4. Более низкие страховые затраты по сравнению с другими видами транспорта.

Недостатки:

1. Высокая себестоимость перевозки грузов.

2. Зависимость от погодных условий.

3. Ограничения на перевозку грузов, связанные с их размерами и весом.

4. Экономия вследствие высоких скоростей перевозки может быть сведена на "нет" удаленностью аэропорта от получателя.

5. Возможность повреждений при перевалках (перегрузках) грузов.

6. Необходимость создания дорогостоящей инфраструктуры и ее поддержания в рабочем состоянии.

 

Трубопроводный транспорт

Достоинства:

1. Нефте-, газопроводы и др. обеспечивают низкую себестоимость транспортировок.

2. Относительно низкая потребность в капитальных вложениях и расходах металла.

3. Полная герметизация транспортировки.

4. Автоматизация операций налива, перекачки и слива.

5. Возможность прокладки трубопровода повсеместно.

6. Независимость от погодных условий и времени года.

7. Отсутствие необходимости в упаковке для перемещаемой продукции.

8. Сравнительно высокая скорость доставки.

Недостатки:

1. Узкая специализация.

2. Отсутствие маневренности.

 

 

6. ПОКАЗАТЕЛИ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

 

Автомобильный транспорт характеризуется высокой маневреннос­тью. Он играет важную роль в обеспечении пе­ревозок во всех отраслях экономики и экономических районах страны. Его преимуществом является высокая скорость доставки и возможность перевозок грузов непосредственно на завод, стройку, поле без промежуточных перегрузочных операций - "от двери до двери". Велика роль автомобильного транспорта в социально-экономической и культурной жизни общества.

 

Задача 1. Рассчитать объем перевозок, грузооборот, сред­нюю дальность перевозки одной тонны груза, среднюю дальность ездки автомобиля с грузом. Данные о перевозках, выполненных автомобилем за день, приведены в табл.1.1.

Таблица 1.1

Объем перевозок

Ездка Перевезено грузов, т Расстояние перевозки груза, км
1-я 13,0  
2-я 12,5  
3-я 8,9  
4-я 7,8  
5-я 12,2  

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 1747; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.82.79 (0.108 с.)