Определение понятия «фестиваль» и его основные характеристики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение понятия «фестиваль» и его основные характеристики



Фестиваль (фр. festival, от лат. festivus — праздничный) — массовое празднество, показ (смотр) достижений музыкального, театрального, эстрадного, циркового или киноискусства[6].

Фестиваль – широкая общественная, праздничная встреча, сопровождаемая смотром достижений каких-нибудь видов искусств[7].

Фестивали проводятся как в крупных закрытых помещениях, так и в современном мировом формате на открытом воздухе «опен эйр» на полях, площадях, парках, в естественных архитектурно-исторических интерьерах замков и других достопримечательных мест.

Первые фестивали, которые зародились в Великобритании[8], были музыкальными и сначала были связаны с церковной музыкой. Со второй половины XVIII века проводились во многих странах центральной Европы, преимущественно в Германии. Распространение получил Музыкальный фестиваль в XX веке, особенно с середины 40-х годов. Наиболее крупные из них способствуют пропаганде музыкального искусства, развитию культурных связей между народами. Наиболее известные Музыкальные фестивали — Зальцбургский фестиваль, «Венские музыкальные недели» (Австрия), «Берлинские фестивальные дни», «Будапештские музыкальные недели» (Венгрия) и многие другие.

В 60 — 70-х годах стали популярными фестивали эстрадного искусства и песни, особенно в Европе, где их насчитывается более 150.

В СССР первые Музыкальные фестивали устраивались в Ленинграде (30-е годы). Большое распространение Музыкальный фестиваль получил с конца 50-х годов. В 1957 были организованы фестивали советской музыки в Латвии, Литве, Эстонии. 1962 - первый в СССР Всесоюзный фестиваль современной музыки в г. Горьком. 1964 — Музыкальный фестиваль «Московские звёзды» и «Русская зима» в Москве, «Белые ночи» в Ленинграде, а также Музыкальный фестиваль общесоюзного, республиканского и местного масштабов.

Подавляющее большинство фестивалей по аналогии с классической драматургией обладают единством времени, места и действия.Любой,даже самый продолжительный фестиваль, имеет четкие календарные сроки его проведения.Фестивальные мероприятия проводятся в единстве заранее установленного пространства страны,региона, города, концертного или театрального зала. Фестиваль как культурная акция предполагаетналичие своей аудитории, на которую ориентирована его художественная концепция.

Фестиваль как явление художественной жизни отличается особой атмосферой праздника, ориентацией на показ лучших художественных коллективов и исполнителей, оригинальностью репертуарного предложения, отличного от репертуара стационарных коллективов. Основная задача фестиваля – внести свежую струю в культурную жизнь страны, региона, города, создать максимально широкое поле притяжения как для профессионалов в области театра и музыки, так и для рядовых зрителей и слушателей.

Фестиваль представляет собой серию театральных спектаклей и музыкальных концертов, подчиненных сквозной художественной идее или концепции, локализованных в ограниченный календарный период в определенном географическом и культурном пространстве[9].

Временные характеристики каждого фестиваля определяют его статус в ряду других событий культурной жизни города, региона, страны проведения, взаимодействие с региональной и местной экономикой и культурной инфраструктурой, объемы и источники финансирования, численность постоянно действующей дирекции и уровень административных расходов т. п.

Фестиваль может функционировать и как единовременная и как систематически повторяемая культурная акция. Практика фестивалей как единовременных акций в последние годы не имеет широкого распространения в Европе. Как правило, это культурные акции, посвященные юбилеям деятелей искусств и историческим датам. Так, в 1996 году во многих странах мира состоялись фестивали музыки Д. Д. Шостаковича, посвященные семидесятилетию композитора. Примером такого рода фестиваля может служить и серия юбилейных концертов в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, художественным руководителем которой стал выдающийся музыкант и многолетний друг композитора М. Л. Растропович.

Практика фестивалей – единовременных акций в течение многих лет широко использовалась в культурной жизни нашей страны. Традиционными были дни культуры союзных и автономных республик, проводившиеся в Москве, Ленинграде и других городах. Наряду с большими многожанровыми фестивалями при содействии органов управления культурой и творческих союзов проводились многочисленные театральные фестивали, фестивали классической и народной музыки и танца.

По продолжительности проведения фестивали можно разделить на краткосрочные (от нескольких дней до двух недель), среднесрочные (от двух недель до одного месяца) и долгосрочные (от одного месяца до года). Следует учитывать, что далеко не всегда продолжительность фестиваля напрямую связана с величиной затрат на его проведение и его авторитетом в культурном сообществе. Дополнительной, но не менее важной характеристикой фестиваля является его статус в культурной жизни. С этой точки зрения, можно выделить международные, национальные и региональные фестивали. Различия между ними, на первый взгляд, могут носить достаточно условный характер, поскольку в любом из перечисленных выше фестивалей может принимать участие интернациональный состав исполнителей. Различия будут наблюдаться в уровне престижа фестиваля в сознании публики, профессиональных исполнителей и их менеджеров, его значении в системе приоритетов международного театрального и концертного рынка, источниках субсидирования его деятельности и финансовых возможностях оплачивать участие известных исполнителей.

Сроки проведения любого фестиваля за редким исключением ограничены четкими временными рамками. Более того, если устроители фестиваля претендуют на то, чтобы он стал регулярно повторяющейся акцией, то они стараются сохранить период проведения фестиваля неизменным на протяжении многих лет.

Место проведения фестиваля также играет важную роль в формировании художественной концепции, привлекательного образа в сознании слушателей, зрителей и даже маркетинговой стратегии.

Художественную концепцию имеет каждый фестиваль. Она представляет собой не сумму неких абстрактных эстетических, социальных, экономических установок, а модель устойчивой, систематически направленной практической репертуарной политики и ориентации на определенные категории зрителей и слушателей, которые определяют статус данного фестиваля в ряду других. Художественная концепция формируется с учетом всех многообразных пространственно-временных характеристик фестиваля, традиций и уже существующих форм и направлений художественной жизни.

Художественная концепция реализуется в видовой, жанровой и тематической направленности каждого фестиваля. По видовой направленности в области исполнительских искусств различают музыкальные, театральные и многопрофильные фестивали. Первые две группы включают все историческое многообразие музыкальных и театральных жанров и форм, хотя внутри группы возможна более узкая специализация.

Тематическая направленность фестиваля позволяет дополнять каждый из фестивалей различными выставочными мероприятиями, семинарами, конференциями, творческими лабораториями и т. п., что способствует расширению и укреплению культурных связей между странами, регионами, городами. В этот процесс вовлечены не только люди творческих профессий, но и национальные, местные политики и представители широкой общественности.

Виды фестивалей[10]:

· Кинофестиваль

· Театральный фестиваль

· Литературный фестиваль

· Музыкальный фестиваль

· Балетный фестиваль

· Рок-фестиваль

· Фестиваль авторской песни

· Книжный фестиваль

· Фестиваль уличной культуры

· Джазовый фестиваль

· Танцевальный фестиваль

· Фестиваль этнических культур

· Фестиваль народного искусства

· Фестиваль детского творчества

· Шоукейс-фестиваль

· Фестивали психологии и духовных практик

· Фестивали (конвенты) по другим видам искусств:

· исторической реконструкции

· Фантастика

· Анимация

· Ролевых игр

· контактной импровизации и т. д., либо широкого профиля (Сидмонтонский Фестиваль).

Также фестивали религиозные («Братья»), пивные и др.

Кинофестиваль — фестиваль произведений киноискусства. Кинофестиваль обычно сопровождается публичным показом многих фильмов и приездом их авторов. В ходе большинства фестивалей проводится конкурс фильмов, по результатам которого вручаются призы (гран-при, приз зрительских симпатий и прочие). Результаты конкурса обычно оценивает экспертное жюри — реже проводится голосование экспертов[11].

Наиболее престижными кинофестивалями являются смотры с конкурсной программой, имеющие аккредитацию Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров (фр. Federation International des Associations de Producteurs de Films, FIAPF). На сегодняшний день аккредитацию FIAPF имеют 14 международных конкурсных кинофестивалей игровых фильмов (Берлинский, Каннский, Московский кинофестивали и другие). Также аккредитованы 5 кинофестивалей документального и короткометражного кино (Международный кинофестиваль «Послание к Человеку» в Санкт-Петербурге, кинофестивали в Тампере, Оберхаузене, Кракове и Бильбао). Кроме того, аккредитацию имеют 4 неконкурсных фестиваля игровых фильмов и 28 конкурсных фестивалей специализированных игровых фильмов. В общей сложности аккредитацию FIAPF имеет 51 фестиваль[12].

Музыкальные фестивали могут варьироваться по жанру музыки: фестивали политической песни, авторской песни, рок-музыки, детской хоровой музыки, джазовой музыки и т. д. Имеют характерные названия – «Московская осень», «Омская зима» и др.

Виды музыкальных фестивалей:

· фестивали авторской песни (Всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина, Ильменский фестиваль, Международный фестиваль Булата Окуджавы и др.),

· фестиваль академической музыки (Бетховенский фестиваль, Пражская весна, Стокгольмский фестиваль старинной музыки и др.),

· джазовые фестивали (Аксёнов-фест, Джаз Коктебель, Джазовый фестиваль Джаз Мэй и др.),

· рок-фестивали (Рок над Волгой, Славянский рок, WOMAD Russia и др.),

· и многие другие.

Фестивали театрального искусства также разнообразны: фестивали народных театров, молодёжных театральных студий; здесь также есть свои «театральные вёсны». Проводятся также Фестивали театрального искусства, Телевизионные фестивали, Фольклорные фестивали, Фестивали самодеятельного творчества (Всероссийский театральный фестиваль памяти Олега Янковского, Дягилевский фестиваль, Фестиваль театров для детей в Суботице и др.).

Шоукейс-фестиваль (от англ. showcase — «витрина») — культурно-развлекательное мероприятие, на котором выступают начинающие дарования, неизвестные широкой публике, с целью обратить на себя внимание средств массовой информации и представителей бизнес-структур[13].

Итак, фестиваль представляет собой серию театральных спектаклей или музыкальных концертов, связанных общей идеей, сроками и местом проведения. Основные достоинства фестиваля: смотр, выбор, возможность неформального общения внутри творческой или профессиональной «корпорации», формирование критериев, оценка перспектив.

 

 

1.2. Организация подготовки и проведения фестиваля

Организация должна начаться с принятия решения о проведении фестиваля. Прежде чем принять такое решение, нужно определить, есть ли вообще потребность и необходимость в этом мероприятии. После того как решение принято, и до того, как о нем узнают будущие участники, организатор должен:

1) придумать фестивалю яркое название,

2) определиться в направлении,

3) разработать порядок проведения и условия участия в фестивале.

Подготовка к фестивалю ведется заранее. То есть планируется на следующий год теми организациями и учреждениями, которые будут курировать, руководить и организовывать тот или иной фестиваль.

Задачи при подготовке:

1) Создать инициативную группу или оргкомитет по проведению фестиваля.

2) Определить цели и задачи, тему и идею фестиваля.

3) Разработать положение о фестивале.

4) Получить разрешение от местных властей.

5) Выбрать место проведения.

6) Подсчитать бюджет.

7) Составить плат мероприятий.

8) Выбрать и пригласить будущих участников.

9) Обеспечение рекламы.

10) Написать сценарий.

11) Выбрать ведущих.

12) Покупка призов для награждения участников.

13) Оформление места проведения.

14) Репетиционно-постановочный процесс.

15) Подбор и запись музыкального сопровождения.

В оргкомитет входят работники администрации, комитета по культуре, научные сотрудники учреждения, те, кто непосредственно организуют сам фестиваль. Они распределяют обязанности, разрабатывают Положение.

Положение – это документ, в котором регламентируются организационные моменты конкурса.

Положение включает в себя:

1. Название и/или тема фестиваля.

2. Цель и задачи фестиваля.

3. Сроки и условия проведения.

4.Технические требования участия в фестивале.

5. Анкета-заявка участника.

6. Реквизиты организаторов для решения организационных вопросов или оказания методической помощи.

Положение утверждается советом, учредителем, администрацией или директором в зависимости от уровня конкурса (международный, всероссийский, областной, районный и т.д.).

Организатор долженполучить разрешение от местных властей. Это очень важный момент! Ведь местные власти должны в случае непредвиденных обстоятельств позаботиться о безопасности гостей и участников массового мероприятия и подключить наряды полиции, скорую помощь. Кроме того, тематика фестиваля может не совпадать с местными традициями и будет неприятно получить отказ о проведении фестиваля, когда подготовка к нему уже практически закончилась.

Также, организаторунужно выбрать место проведения. В настоящее время стало очень модным сочетать фестивали с отдыхом в условиях живописной природы вдали от городской суеты или на берегу моря. Такая концепция привлекает огромное количество желающих посетить фестиваль и совместить приятное с полезным. Надо не забыть продумать заранее, где смогут проживать гости фестиваля. Поблизости должны быть гостиницы или пансионаты, способные вместить запланированное количество человек либо организованы кемпинги.

Организатору нужно подсчитать бюджет. Составить детальную смету, в которой будут учтены все планируемые затраты на организацию, и приступить к поиску финансов для проведения фестиваля. Источниками могут быть: средства организаторов, регистрационный взнос участников, выручка от продажи билетов или спонсорская помощь.

Составление четкого плана мероприятий. Организатору надо определиться с регламентом фестиваля: дата открытия, перечень основных мероприятий, развлекательная программа, дата закрытия и награждение победителей, если изначально ставилась такая задача.

Организатор должен найти будущих участников конкурса. Исходя из направленности фестиваля, нужно определиться, кто может в нем участвовать: организации, физические лица или творческие коллективы. Возможно, будут ограничения, связанные с полом и возрастом или географией участников. После того, как оргкомитет разошлет им приглашения и получит положительный ответ, надо позаботиться об их встрече и расселении.

Обеспечение рекламы. Информационная поддержка – это очень важная составляющая фестивальной деятельности. СМИ помогут не только анонсировать предстоящее мероприятие, но и расскажут о происходящих событиях на фестивале широкой аудитории.

Организатор должен позаботиться о наличии материалов и инструментов, текстов и нот, столов и стульев, то есть всего того, что необходимо для проведения конкурса. Возможно, что материальное обеспечение должен взять на себя сам участник, но в этом случае данный вопрос должен быть оговорен в условиях конкурсной программы

Организатор фестиваля должен заранее решить вопрос о награждении участников, об эмоциональной и материальной оценке труда участников. Желательно, что бы подарки соответствовали теме фестиваля, возрасту участников и их интересам.

Оформление места проведения фестиваля также должно соответствовать теме и идеи мероприятия. Очень важно, что бы было достаточно места разместиться участникам, как во время выступления на фестивале, так и для подготовки к нему.

Репетиционный процесс перед фестивалем не должен сильно затягиваться и создавать очередь. Организатор должен составить список репетиции: кто за кем следует, сколько дается времени для каждого участника.

Подбор и запись музыкального сопровождения должен соответствовать теме фестиваля, последовательность прописана в сценарии, заранее обговорена со звукооператором.

Организатор должен написать сценарий. Возможно, что сценарий будет отражать какую-то определенную тему. Сценарий должен быть логически выстроен, что бы у каждого участника была возможность на переодевание (если надо), смену атрибутов, передышку и т. д. С готовым сценарием нужно провести несколько репетиций с ведущим.

Организатор на финальном этапе своей работы должен решить десятки организационно-содержательных проблем:

· как пригласить зрителей,

· когда провести предварительный просмотр,

· кого пригласить ведущим,

· как оформить помещение,

· на чем расположить призы,

· как организовать церемонию открытия,

· какую подобрать музыку,

· во что будут одеты участники,

· кто будет вручать призы,

· как будет проходить ритуал награждения и многое другое.

Завершается вся подготовительная работа одной – двумя генеральными репетициями. После проведения фестиваля проводится анализ и обсуждение, чтобы избежать повторения ошибок и закрепить наиболее удавшиеся моменты.

Таким образом, организация подготовки и проведение фестиваля включает в себя много моментов, которые нужно продумать до мелочей, что бы во время проведения фестиваля было как можно меньше курьезных ситуаций. Точку в проведении фестиваля можно поставить лишь после того, как будет проведен анализ планов и результатов.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 5287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.16.184 (0.045 с.)