ТОП 10:

Управление финансами и его роль в системе управления корпорации.



Управление финансами - это вид деятельности, направленный на управление финансово-хозяйственной стороной работы фирмы. Управление финансами включает в себя:
разработку и воплощение в жизнь финансовой политики предприятия;информационное обеспечение на основе финансовой отчетности;оценку и формирование инвестиционных проектов, затрат на капитал, финансовое планирование и контроль;организацию структуры управления финансово-хозяйственной деятельностью предпрятия. Управление финансами позволяет оценить риск и выгодность вложения средств, эффективность работы фирмы, скорость оборачиваемости капитала и его производительность. Управление финансовой системой направлено на достижение общих целей управления предприятием и оказывает значительное влияние на рыночные преобразования. Принципы управления финансовой системой:плановость и системность;целевая направленность; диверсифицированность; стратегическая ориентированность.

19. Организация единой финансовой, инвестиционной и кредитной деятельности. Общие требования к финансовой отчетности корпорации. Развитие корпораций сегодня напрямую зависит от правильно организованной финансовой деятельности и в ее рамках кредитной и инвестиционной деятельности. Поскольку реструктуризация корпораций и создание самоуправляемых структур приводит к взаимодействию большого количества юридических лиц, вший менеджмент корпорации должен "спроектировать" принципы финансовой, инвестиционной и кредитной стратегии на основе следующих главных целей]: - консолидация структурных подразделений корпорации в отношении налогов; - создание дополнительных производственных мощностей в результате слияния предприятий;- проникновение через посредничество корпорации в производство и сбыт различных товаров; - проведение единой политики и осуществление единого контроля за соблюдением общих интересов корпорации; - ускорение процесса диверсификации; - организация внутренних инвестиционных потоков; - централизация участия в капитале других предприятий и др. Кредитная стратегия корпорации должна быть ориентирована прежде всего на оптимизацию мобилизуемых ресурсов за счет привлечения капиталов путем выпуска и работы с ценными бумагами, активного взаимодействия с зарубежными фондами и организациями, использования оффшорных и свободных экономических зон, аккумулирования средств работников корпораций в негосударственных (может быть и учрежденных в рамках корпорации) пенсионных фондах,страховых компаниях, в депозитах банков и финансовых компаний, а также в капитале предприятий - участников корпорации. Таким образом, успешная финансовая деятельность корпорации обусловлена как своевременными и эффективными решениями высшего менеджмента в текущей работе, так и в вопросах стратегии, которая должна разрабатываться не только на основе внутрикорпоративной финансовой системы, но и с учетом тенденций основных макроэкономических индикаторов, в том числе: динамики финансового рынка и фискальной политики государства.

20. Консолидированная отчетность корпорации. Финансовые ре­зультаты корпораций. Консолидированная финансовая отчетность иллюстрирует степень контроля материнской компании над своими дочерними подразделениями. При консолидации суммируются все активы, обязательства и результаты деятельности материнской компании и группы, таким образом, что консолидированная финансовая отчетность представляет общую финансовую информацию о группе как о единой хозяйственной единице. Наименьшая группа состоит из двух компаний. Группа создается, когда одна компания (организованная как родительская) приобретает контролирующую долю в уставном капитале другой компании (которая уже будет называться дочерней). Верхнего предела для числа компаний, образующих группу, нет. Прибыль и доход являются основными показателями финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности корпорации.

21. Методы анализа финансового состояния корпорации. Подобный анализ выполняется по данным публичной бухгалтерской отчетности и потому достаточно хорошо структурирован. Вместе с тем нередка ситуация, когда анализ выполняется бессистемно, например, рассчитываются какие-то аналитические коэффициенты, которые "аналитик" не в состоянии интерпретировать и, с которыми не знает, что делать. Такая отчетность редко приводит к положительным результатам - нужна определенная система в проведении анализа.
Финансовый анализ позволяет получить объективную информацию о финансовом состоянии организации, прибыльности и эффективности ее работы. Устойчивость финансового положения предприятия в значительной степени зависит от целесообразности и правильности вложения финансовых ресурсов в активы. Активы динамичны по своей природе. В процессе функционирования предприятия и величина активов, и их структура претерпевают постоянные изменения. Наиболее общее представление об имевших место качественных изменениях в структуре средств и их источников, а также динамике этих изменений можно получить с помощью горизонтального и вертикального анализа отчетности. Смысл горизонтального анализа заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). В частности, если проводится горизонтальный анализ баланса, данные баланса на некоторую дату (база отчета) берутся за 100%; далее строятся динамические ряды статей и разделов баланса в процентах к их базисным значениям. Степень агрегированности определяется аналитиком. Как правило, берутся базисные темпы роста за ряд лет (смежных периодов), что позволяет анализировать не только изменение отдельных показателей, но и прогнозировать их значения. Вертикальный анализ баланса показывает структуру средств предприятия и их источников, когда суммы по отдельным статьям или разделам берутся в процентах к валюте. Вертикальному анализу можно подвергать либо исходную отчетность, либо модифицированную отчетность (с укрупненной или трансформированной номенклатурой статей). Этот вид анализа весьма полезен при рассмотрении структуры доходов и расходов.

22. Анализ, прогнозирование и планирование денежных потоков. Реализация управленческих решений по проведению хозяйственных операций связана с использованием денежных средств, которые обеспечивают поддержание необходимого объема оборотного капитала и направляемых на финансирование внеоборотных активов предприятия и долгосрочные финансовые вложения в деятельность других хозяйствующих субъектов. Управление денежными средствами подразумевает целенаправленное воздействие со стороны менеджмента на денежные потоки организации и включает следующие основные аспекты: учет движения денежных средств;прогнозирование и планирование денежных потоков;анализ денежных потоков .Целью анализа денежных потоков является подготовка информации об объемах, временных параметрах, источниках поступления и направлениях расходования денежных средств, которая необходима для обоснованного принятия решений по управлению ими с учетом влияния объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов. Основу механизма управления денежными потоками предприятия составляет их планирование. Планирование денежных потоков пред приятия составляет неотъемлемую часть его внутрифирменного фи нансового планирования и базируется на использовании трех основ ных систем: 1) прогнозирование целевых параметров развития денежных по
токов; 2) текущее планирование денежных потоков;
3) оперативное планирование денежных потоков. Прогнозирование денежных потоков является важнейшей составляющей стратегического финансового планирования. Прогноз денежных потоков заключается в определении возможных источников поступлений и направлений расходования денежных средств.
Исходя из того, что большинство показателей, характеризующих составляющие денежного потока, достаточно сложно спрогнозировать, работа по прогнозированию сводится в основном к разработке бюджета наличных денежных средств, учитывая лишь важнейшие параметры потока:
объём продаж; доля выручки от реализации продукции за наличный расчёт; прогноз кредиторской задолженности.Методика прогнозирования денежных потоков включает следующие операции:
1. Прогнозирование денежных поступлений за планируемый период; 2. Прогнозирование оттока денежных средств
3. Расчёт чистого денежного потока 4. Исчисление общей потребности в краткосрочном финансировании. Для прогнозирования результатов деятельности предприятия по будущему доходу используется два основных метода: метод капитализации дохода и метод дисконтирования чистых денежных поступлений.

 

23. Структура капитала и значение собственного капитала. Собственный капитал (СК) организации как юридического лица в общем виде определяется стоимостью имущества, принадлежащего организации. Это так называемые чистые активы организации. Его состав зависит от организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта. Собственный капитал состоит из уставного, добавочного и резервного капитала, нераспределенной прибыли и целевых (специальных) фондов. Собственниками капитала выступают юридические и физические лица, коллектив вкладчиков-пайщиков или корпорация акционеров. Можно выделить следующие формы функционирования собственного капитала предприятия: 1.Акционерный капитал - это собственный капитал акционерного общества (АО). Уставный капитал при этом представляет собой совокупность вкладов (рассчитываемых в денежном выражении) акционеров в имущество при создании предприятия для обеспечения его деятельности. Особое место в реализации гарантии защиты кредиторов занимает резервный капитал, главная задача которого состоит в покрытии возможных убытков и снижении риска кредиторов в случае ухудшения экономической конъюнктуры. Следующий элемент собственного капитала - добавочный капитал, показывает прирост стоимости имущества в результате переоценок основных средств и незавершенного строительства организации, производимых по решению правительства, полученные денежные средства и имущество в сумме превышения их величины над стоимостью переданных за них акций и другое. Нераспределенная прибыль - чистая прибыль (или ее часть), не распределенная в виде дивидендов между акционерами (учредителями) и не использованная на другие цели. Обычно эти средства используются на накопление имущества хозяйствующего субъекта или пополнение его оборотных средств в виде свободных денежных сумм, то есть в любой момент готовых к новому обороту. Целевые (специальные) фонды создаются за счет чистой прибыли хозяйствующего субъекта, это нераспределенная прибыль, имеющая строго целевое назначение.
В составе собственного капитала могут быть выделены две основные составляющие: инвестированный капитал, то есть капитал, вложенный собственниками в предприятие; и накопленный капитал - капитал, созданный на предприятии сверх того, что было первоначально авансировано собственниками.
Собственный капитал характеризуется следующими основными положительными особенностями:
1. Простотой привлечения, так как решения, связанные с увеличением собственного капитала (особенно за счет внутренних источников его формирования) принимаются собственниками и менеджерами предприятия без необходимости получения согласия других хозяйствующих субъектов.
2. Более высокой способностью генерирования прибыли во всех сферах деятельности, т.к. при его использовании не требуется уплата ссудного процента во всех его формах.
3. Обеспечением финансовой устойчивости развития предприятия, его платежеспособности в долгосрочном периоде, а соответственно и снижением риска банкротства.
Вместе с тем, ему присущи следующие недостатки:
1. Ограниченность объема привлечения, а следовательно и возможностей существенного расширения операционной и инвестиционной деятельности предприятия в периоды благоприятной конъюнктуры рынка на отдельных этапах его жизненного цикла.
2. Высокая стоимость в сравнении с альтернативными заемными источниками формирования капитала.
3. Неиспользуемая возможность прироста коэффициента рентабельности собственного капитала за счет привлечения заемных финансовых средств, так как без такого привлечения невозможно обеспечить превышение коэффициента финансовой рентабельности деятельности предприятия над экономической.
Таким образом, предприятие, использующее только собственный капитал, имеет наивысшую финансовую устойчивость (его коэффициент автономии равен единице), но ограничивает темпы своего развития (т.к. не может обеспечить формирование необходимого дополнительного объема активов в периоды благоприятной конъюнктуры рынка) и не использует финансовые возможности прироста прибыли на вложенный капитал.

24. Формы корпоративного контроля, субъекты контроля. Корпоративный контроль является акционерным, управленческим и финансовым, каждый из которых может быть представлен разными категориями юридических и физических лиц. Акционерный контроль представляет собой возможность принять или отклонить акционерами, имеющими необходимое количество голосов, те или иные решения.

Управленческий контроль представляет собой возможность физических и/или юридических лиц обеспечивать управление хозяйственной деятельностью предприятия, преемственность управленческих решений и структуры.

Финансовый контроль представляет собой возможность влиять на решения акционерного общества путем использования финансовых инструментов и специальных средств. Осуществление корпоративного контроля, в первую очередь — акционерного, — позволяет без участия кредитных организаций сделать процесс инвестирования максимально прямым. Однако развитие прямых форм инвестирования усложняет индивидуальный инвестиционный выбор, заставляет потенциального инвестора искать квалифицированных консультантов, дополнительную информацию. Именно поэтому история корпорации постоянно связана, с одной стороны, с максимальной демократизацией форм инвестирования, а с другой — с ростом числа финансовых посредников в лице финансовых институтов.

Кредитные организации (финансовые институты) выполняют Функцию доверенного лица, помогающего владельцу капитала осуществлять контроль за корпорацией. Фактически через финансовые институты владелец капитала делегирует права корпоративного управления наемному менеджеру. Являясь посредниками и выполняя определенную экономическую функцию, кредитно-финансовые организации приобретают свою долю в совокупных корпоративных интересах, т.е. претендуют на свою долю в результатах деятельности корпорации. Роль кредитно-финансовых организаций состоит в обеспечении корпорации финансовыми ресурсами, механизмом обращения денежных средств. Они либо представляют конечных собственников капитала, приобретая права акционерного контроля, акции, либо кредитуют предприятие из средств, занятых у массы владельцев денежных сбережений. И в том, и другом случаях происходит расширение непосредственных источников финансирования общества. Первоначальная функция кредитно-финансовых институтов состоит в кредитовании общества. На основе кредитных отношений формируется финансовый контроль. В силу этого финансовый контроль как бы противостоит акционерному, так как формируется в процессе выбора между собственными и внешними источниками финансирования акционерного общества. Зависимость акционерного общества от внешних форм финансирования, а также расширение таких источников финансирования увеличивает значение финансового контроля.

25. Роль финансового контроля в управлении корпорацией. Финансовый контроль осуществляется путем получения от каждого хозяйственного подразделения финансовой отчетности по важнейшим экономическим показателям деятельности по стандартным формам, идентичным для местных и зарубежных дочерних компаний. Число позиций и сроки представления отчетности могут быть различны. Как правило, более детальная отчетность представляется крупными дочерними фирмами и компаниями, находящимися на важнейших рынках. Она и служит основой сравнения фактических показателей с планируемыми. При этом в центре внимания такие показатели, как уровень прибыли, издержки производства и их отношение к чистым продажам, эффективность капиталовложений, обеспеченность собственными средствами, финансовое состояние (платежеспособность и ликвидность) и др. Анализ этих показателей осуществляется отдельно по каждому центру ответственности (производственно-хозяйственной группе, производственному отделению, дочерней компании), а также по корпорации в целом.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.238.169 (0.005 с.)