Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оо анализ, проект-ие и программ-е.↑ Стр 1 из 14Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие инф-ии. Инф-я - фундамент. понятие, поэтому опр-ть его исчерпывающим образом через к.-то более прост. понятия невозможно. Кажд вариант опр-ия инф-ии обл. некот. неполнотой. В шир. смысле инф-ия – это отражение реал-го (матер-го, предм-го) мира, выражаемое в виде сигналов и знаков. Сигналы отражают физ-ие хар-ки разл. процессов и объектов. Информатика — это основанная на исп-ии комп. техники дисциплина, изучающая структуру и общие св-ва инф-ии, а также закон-сти и методы её создания, хранения, поиска, преобразования, передачи и примен-ия в разл. сферах человеческой деят-сти. Для обмена инф-ей с др. людьми человек исп-ет ест. языки (русс., англ., кит. и др.). Основу языка сост-ет алфавит, или набор символов (знаков), которые чел-к различает по их начертанию. Посл-сти символов алфавита образ. в соот-вии с правилами грамматики осн. объекты языка — слова. Правила, согласно которым строятся предложения из слов данного языка, называются синтаксисом. Наряду с ест. языками были разработаны формальные языки (нотная запись, языки программ-ия и др.). Осн. отличие форм. языков от ест.-х состоит в наличии не только жестко зафикс. алфавита, но и строгих правил грамматики и синтаксиса. Кодирование – это процесс перевода символов одного языка в символы другого языка. Чаще всего в компьютерах осуществляют преоб-ие символов ест.языка в числа. Система счисления — это знак. система, в которой числа запис-ся по опр. правилам с помощью цифр — символов нек. алфавита. Все с.с. делятся на позиц-е и непоз-е. В поз. с.с. зн-е цифры зависит от ее положения в записи числа, а в непоз-х — не зависит. Позиция цифры в числе называется разрядом. Разряд числа возрастает справа налево, от младших разрядов к старшим. Каждая позиц. с.с. исп-ет опр. алфавит цифр и основание. В позиции. с.с. основание системы равно кол-ву цифр (знаков в ее алфавите) и опр-ет, во сколько раз разл-ся зн-я цифр соседних разрядов числа, Наиболее распр-ми в наст. время поз. с.с. явл-ся десят. и двоич.: В наст. время получили распр-ие подходы к опр-ию пон-ия " кол-во инф-ии ", основанные на том, что инф-ию, содержащуюся в сообщении, можно нестрого трактовать в смысле её новизны или, иначе, уменьшения неопред-сти наших знаний об объекте. Так, амер. инженер Р. Хартли процесс получ-я инф-ии рассм. как выбор одного сообщения из конечного наперёд заданного множества из N равновер. сообщений, а кол-во инф-ии I, содерж-ся в выбранном сообщении, опр-ет как двоичный логарифм N. Ф-ла Хартли: Допустим, нужно угадать одно число из набора чисел от единицы до ста. По ф-ле Хартли можно вычислить, какое кол-во инф-ии для этого требуется: I = log2100» 6,644. Т.е. сообщение о верно угад. числе содерж кол-во инф-ии,» 6,644 ед. инф. Определим теперь, явл-ся ли равновер. сообщения "первой выйдет из дверей здания женщина" и "первым выйдет из дверей здания мужчина". Однозначно ответить на вопрос нельзя. Все зависит от того, о каком здании идет речь. Если это, напр-р, станция метро, то вер-сть одинак., а если это воен. казарма, то для муж вер-сть знач-но >. Для таких задач амер учёный Шеннон предложил др. ф-лу опр-я кол-ва инф-и. Ф-ла Шеннона: I = p1 log2 (1/p1)+.. + pN log2 (1/pN), p i — вер-сть того, что именно i -е сообщение выделено в наборе из N сообщений. (Шеннон предположил, что прирост информации равен утраченной неопределённости). Если вероятности p1,..., pN равны, то каждая из них равна 1/N, и формула Шеннона превращается в ф-лу Хартли. В качестве ед-цы инф-ии условились принять один бит (англ. bit — binary, digit — двоичная цифра). Бит в теории инф-ии — кол-во инф-ии, необх для различения двух равновер. сообщений. А в вычисл.технике битом наз-ют наим. "порцию" памяти, необх. для хранения одного из двух знаков "0" и "1", исп-мых для внутримашинного предст-я данных и команд. Бит — мельчайшая ед-ца изм-я. На практике чаще прим-ся более крупная единица — байт, = 8 битам. Восемь битов треб-ся для закодирования любой из 256 символов алфавита клавиатуры компьютера (256=28). Широко исп-ся также более крупные производные ед-цы инф-ии: 1 Кбайт, Мбайт, … Инф-ию м. искать, хранить, использовать, воспроизв, передавать и др. Все эти процессы, связ. с определ. операциями над информ-ей, наз-ся инф. процессами. Инф-ия передается в виде сообщений от нек. источника инф-ии к её приёмнику посредством канала связи между ними. Источник посылает передав. сообщение, которое кодируется в передав. сигнал. Этот сигнал посылается по каналу связи. В рез-те в приёмнике появл-ся приним. сигнал, который декодируется и становится приним. сообщением. В кач-ве носителя инф-ии в комп-ах исп-ся: магнитная лента, магнитные диски, оптические диски, магнито-оптические диски. Та из хар-ик сигнала, кот-ая исп-ся для представления сообщений, наз-ся параметром сигнала. Если параметр принимает послед-но во времени конечное число значений, сигнал наз-ся дискретным, сообщение и инф-ия – дискр-ая. Если источник вырабатывает непр. сообщение, инф-ия наз-ся непрерывной. Пример дискр. сообщения-процесс чтения книги,sms-инф-ия здесь представлена текстом, т.е. дискретной послед-ю отд. букв. Примером непрерывного сообщения служит чел. речь.
Алгоритм – это точно опр. посл-сть действий для некот. исполнителя, выполняемых по строго опр. правилам и приводящих через нек. кол-во шагов к реш-ю задачи. Исполнитель алгоритмов опр-ет элем. действия, из кот. форм-тся алгоритм. Отд. действия, составляющие алгоритм, называются операциями. При этом под операцией понимается как какое-то единичное действие, н-р, сложение, так и группа взаимосвязанных действий. При реш-и сложн задач исполнителем алгоритма явл-ся ЭВМ и составл-е алгоритма решения задачи явл-ся необх. этапом, детализирующим метод решения для дальн. программ-я. Программа осущ-ет еще более глубокую детализацию реш-я и его визуализацию. Св-ва алгоритма: - Детерминированность – выполнив очередное действие, исп-ль должен точно знать, что ему делать дальше. - Дискретность – раздел. инф. процесса в алгоритме на отдел. команды. - Массовость – по одному и тому же алгоритму реш-ся однотипные задачи и неоднократно. - Понятность – алгоритм строится для конкретного ис-ля и должен быть ему понятен. - Рез-сть – алгоритм всегда д. приводить к результату. Алгоритм моделирует реш-е задачи в виде точно опред. посл-сти действий для некот. исполнителя по преобраз-ю исходных данных в результирующие. Исполнитель алгоритма имеет след. хар-ки: -среда обитания;-сист. команд;-св-ва;-отказы, кот. приводят к ошибкам. Любой алгоритм выполняется исполнителем формально. Процесс составл-я алгоритмов наз-ют алгоритмизацией. Алгоритм, реализующий реш-е задачи, можно представить разл. способами: с пом-ю граф. или текст. описания, в виде таблицы значений. Граф. способ предст-я алгоритмов имеет ряд преимуществ, благодаря визуальности и явному отображению процесса решения задачи. Алгоритмы, предст-е граф. средствами, получили название визуальные алгоритмы. Текст. описание алгоритма явл-ся дост-но компактным и м.б. реализовано на абстрактном или реал.языке программ-я в виде программы для ЭВМ. Таблицы значений предст-ют алгоритм неявно, как нек. преобраз-е конкр. исходных данных в выходные. Табл. способ описания алгоритмов м.б. с успехом применен для проверки правильности функционирования разработанного алгоритма на конкр. тестовых наборах входных данных, которые вместе с результатами вып-я алгоритма фикс-ся в "таблицах трассировки". Т.о., все три способа предст-я алгоритмов можно считать взаимодополняющими друг друга. На этапе проектир-я алгоритмов наилучшим способом явл-ся граф. представление, на этапе проверки алгоритма – табл. описание, на этапе применения - текстовая запись в виде программы. Композиция (следование) - это лин. управляющая конструкция, не содержащая альтернативу и итерацию. Она предназначена для описания единств-го процесса обработки инф-ии. Альтернатива - это нелин. управляющая конструкция, не содержащая итерацию. Она предназначена для описания разл. процессов обработки инф-ии, выбор которых зависит от значений входных данных. Итерация - это цикл. управляющая структура, которая содержит композицию и ветвление. Она предназн-на для организации повторяющихся процессов обработки посл-сти значений данных. В соотв-ии с наличием в алгоритмах управляющих структур композиции, альтернативы и итерации алгоритмы классиф-ют на: лин., разветвл. и цикл. алгоритмы. Лин. алгоритмы не содержат блока усл-я. Они предназначены для предст-я лин. процессов. Такие алгоритмы прим-ют для описания обобщ. реш-я задачи в виде посл-сти модулей. Разветвл. алгоритмы в своем составе содержат блок усл-я и разл. конструкции ветвления. Ветвление - это структура, обеспеч-щая выбор между альтернативами. Цикл. алгоритмы явл-ся наиболее распр. видом алгоритмов, в них предусматривается повторное выполн-е опред. набора действий при выполнении некот. условия. Такое повторное выполнение часто называют циклом. Сущ-ют два осн. вида цикл. алгоритмов: цикл. алгоритмы с предусл-ем, цикл. алгоритмы с постусл-ем. Они отлич-ся друг от друга местоположением усл-я выхода из цикла. Алтернативой циклам явл-ся рекурсия: многократное обращение ф-ии самой к себе. Рекурс. алгоритмы д. предусматривать обяз. прекращение рекур. вызова внутри ф-ии. Рекурс. алгоритмы нашли широкое применение в системах логич. программ-я.
Система программ-я. Особую группу сост-ют системы программ-я (инструментальные системы), которые явл-ся частью сист. ПО, но носят прикладной хар-р. Системы программ-я – это совокупность программ для разработки, отладки и внедрения новых программных продуктов. Системы программ-я обычно содержат: трансляторы; среду разработки программ; библиотеки справочных программ (функций, процедур); отладчики; редакторы связей и др. Любой алгоритм, есть послед-сть предписаний, выполнив которые м. за конечное число шагов перейти от исх. данных к результату. В зав-сти от степени детализации предписаний обычно опред-ся уровень языка программ-я — чем меньше детализация, тем выше уровень языка. По этому критерию м. выделить след. уровни языков программ-я: - машинные; - машинно-оpиентиpованные (ассемблеры); - машинно-независимые (языки высокого уровня). Машинные языки и машинно-ориентированные языки — это языки низкого уровня, требующие указания мелких деталей процесса обработки данных. Языки же высокого уровня имитируют ест.языки, используя некот. слова разговорного языка и общепринятые матем.символы. Эти языки более удобны для человека. Языки высокого уровня делятся на: - алгоритмические (Basic, Pascal, C и др.), кот. предназначены для однозначного описания алгоритмов; - логические (Prolog, Lisp и др.), кот. ориентированы не на разработку алгоритма реш-я задачи, а на системат-ое и формализованное описание задачи с тем, чтобы реш-е следовало из составленного описания. - объектно-ориентированные (Object Pascal, Delphi, C++, Visual Basic, Java и др.), в основе которых лежит понятие объекта, сочетающего в себе данные и действия над нами. Программа на ОО языке, решая некот.задачу, по сути описывает часть мира, относящуюся к этой задаче. Описание действительности в форме системы взаимодействующих объектов естественнее, чем в форме взаимодействующих процедур. Алгоритмич. язык образуют 3 составляющие: алфавит, синтаксис и семантика. Алфавит – фиксир. для данного языка набор символов (букв, цифр, специальных знаков и т.д.), кот. могут быть использованы при написании программы. Синтаксис - правила постр-я из символов алфавита спец. конструкций, с пом-ю которых сост-ся алгоритм. Семантика - система правил толкования конструкций языка. Т.о.программа сост-ся с пом-ю соед-я символов алф-та в соотв-и с синтакс. правилами, правил семантики. Каждый комп-р имеет свой машинный язык, т.е. свою совок-сть машинных команд, кот. отлич-ся кол-вом адресов в команде, назначением инф-ии, задаваемой в адресах, набором операций, кот. м. выполнить машина и др. При программ-ии на машин. языке программист м. держать под контролем каждую команду и каждую ячейку памяти, исп-ть все возможности машин. операций. Но процесс написания программы на машин. языке трудоемкий и утомительный. Прогр-ма получ-ся громоздкой, труднообозримой, ее трудно отлаживать, изменять и развивать. Поэтому в случае, когда нужно иметь эфф. программу, в макс. степени учитывающую специфику конкр.комп-а, вместо машин. языков исп-ют близкие к ним машинно-ориентир. языки (ассемблеры). Транслятор — это программа-переводчик. Она преобразует прогр-му, написанную на 1 из языков высокого уровня, в программу, состоящую из машинных команд. Трансляторы реализ-ся в виде компиляторов или интерпретаторов. Компилятор (англ. compiler — составитель, собиратель) читает всю программу целиком, делает ее перевод и создает законч. вариант программы на машин. языке, который затем и выполняется (Pascal). Интерпретатор (англ. interpreter — истолкователь, устный переводчик) переводит и вып-ет прогр-му строка за строкой (Basic). Т.о. алгоритмич. языки в знач. мере явл-ся машинно-независимыми. Они облегчают работу программиста и повышают надежность создаваемых программ.
Интерфейсные объекты ..Delphi доступны польз-лю на палитре компонент. Курсор - не компонент, просто пиктограмма для быстрой отмены выбора к.-либо объекта. TMainMenu позв-ет вам поместить гл. меню в прогр-му. TLabel служит для отобр-я текста на экране. TEdit – станд. управляющий эл-т Windows для ввода. TMemo - иная форма TEdit. Подразумевает работу с большими текстами. TButton позв-ет вып-ть к.-либо действия при нажатии кнопки во время вып-я прогр-мы. TCheckBox отобр-ет строку текста с мал. окошком рядом. В окошке можно пост-ть отметку, кот.озн-ет, что что-то выбрано. TRadioButton позв-ет выбрать только 1 опцию из неск-х. TListBox нужен для показа прокручиваемого списка. TComboBox во многом напоминает ListBox, но он позв-ет вводить инф-ию в мал. поле ввода сверху ListBox. TScrollbar - полоса прокрутки, появля-ся авт-ски в объектах редакт-я, ListBox’ах при необх-сти прокрутки текста. TGroupBox исп-ся для визуальных целей и для указ-я Windows, каков порядок перемещения по компонентам на форме (при нажатии клавиши TAB). TRadioGroup аналогично TGroupBox, для групп-вки объектов. TImage - отобр-ет граф. изобр-е на форме. TShape - служит для отобр-я простейших граф. объектов на форме: окр-сть, квадрат и т.п. TTimer - таймер, событие OnTimer период-ски выз-ся ч/з промежуток времени, указ. в св-ве Interval. На вкладке Dialogs предст-ны компоненты для вызова станд. диалогов Windows. Объекты, предст-ные на данной странице невидимы во время вып-я и вызов диалогов происходит программно. Диалоги Windows в порядке появл-я на странице Dialogs: - OpenDialog (выбрать файл), - SaveDialog (сохранить файл), - FontDialog (настроить шрифт), - ColorDialog (выбор цвета), - PrintDialog (печать), - PrinterSetupDialog (настройка принтера), - FindDialog (поиск строки), - ReplaceDialog (поиск с заменой). Созд-е прогр-мы в Delphi сводится к “нанесению” компонент на форму (кот. явл-ся компонентом) и настройке взаимодействия между ними путем: · изм-я зн-я св-в этих компонент, · написания адекватных реакций на события. Св-во явл-ся важным атрибутом компонента. Для польз-ля св-во выглядит как простое поле к.-либо структуры, содержащее некот. зн-е. Любое изм-е зн-я некот. св-ва любого компонента сразу же приводит к изм-ю визуального предст-я этого компонента, поскольку св-во инкапсулирует в себе методы (действия), связанные с чтением и записью этого поля (кот., в свою очередь, вкл-ют в себя необх. перерисовку). Св-ва служат двум гл. целям. Во-1, они опр-ют внешний вид формы или компонента. А во-2, св-ва опр-ют поведение формы или компонента. Сущ-ет неск. типов св-в, в зав-сти от их “природы”, т.е. внутр. устр-ва: · Простые св-ва - это те, зн-я которых - числа или строки. · Перечислимые свойства - это те, которые могут принимать зн-я из предопределенного набора (списка). Пример: свойство типа Boolean (true или false). · Вложенные свойства - это те, которые поддерживают вложенные зн-я (или объекты). Object Inspector изображает знак “+” слева от названия таких свойств. Объекты из библиотеки визуал. компонент (VCL) Delphi, имеют свой набор св-в и свое поведение - набор откликов на события, происходящие с ними. Поведение объекта опр-ся тем, какие обработчики и для каких событий он имеет. Созд-е прил-я в Delphi сост. из настройки св-в используемых объектов и созд-я обработчиков событий. В многозадачных системах ОС д. знать, щелкнул ли польз-ль мышкой на опр. окно. Если это окно было частично перекрыто другим, то это становится известно ОС и она перемещает окно на перед. план. Неудобно заставлять само окно выполнять эти действия. ОС-ме лучше обрабатывать все нажатия клавиш и кнопок на мыши и затем передавать их в остальные прогр-мы в виде событий. Когда польз-ель щелкает мышкой, ОС обраб-ет это событие и передает его в окно, кот. д. обработать событие. Созд-ое сообщение, пересыл-ся в процедуру DefWindowProc окна. Кажд окно имеет свою DefWindowProc. Итог: · Windows является системой ориент-ной на события; · События в Windows принимают форму сообщений; · В недрах VCL Delphi сообщения Windows обрабатываются и преобразуются в более простую для программиста форму; · Обработка событий в Delphi сводится к написанию для каждого объекта своих обработчиков; · События в программе на Delphi вызываются не только сообщениями Windows, но и внутренними процессами.
Данные. Тип данных хар-ет внутр. предст-е, мн-во допустимых зн-ий для этих данных, а также сов-сть операций над ними. Среди типов данных различают станд-е (предопределенные разработчиками языка) и пользовательские (определяемые прогр-стом в своей программе). Turbo Pascal. Простые типы данных, каждый из кот. опр-ет упоряд. мн-во зн-ий: целые типы, логич. тип, симв. тип, вещественные типы. Все эти типы, кроме вещ-ых явл-ся порядковыми. Кажд. зн-ию порядк. типа ф-ия Ord ставит в соотв-е нат. число - порядковый номер данного зн-ия в мн-ве допуст. зн-ий. К любым порядковым типам также м. применять ф-ии Pred - возвращает предыд. зн-ие и Succ – след. зн-ие. Тип отн-ся к упоряд-ым, если для переменных и выражений этого типа опред-ны операции отн-ия или сравнения: =, <>, <, >, <=, >=. Любой порядковый тип явл-ся упоряд-ым, но не наоборот. Так вещ. типы и тип string упоряд-ые, но не порядк. Стандартные типы данных: Shortint (1 байт), Integer (2 байта), Longint (4 байта), Byte (1 байт), Word (2 байта). Для Z чисел опр-ны такие операции: слож-е, выч-е, умн-е, получ-е частного (div) и остатка (mod) при целочисл. делении и др. Также с Z числами м. производить операции, рез-ты кот-х не Z числа. Это обыч. деление и операции отношения. Кроме того, имеется большое кол-во встроен. ф-ий для работы с Z числами: abs, sqr, sqrt, sin, cos, exp, ln и др. Вещественные типы В Турбо Паскале 5 вещ. типов Real (6 байт), Single (4 байта), Double (8байт), Extended (10 байт),Comp (8 байт). Вещ. типы явл-ся упоряд-ми, но не порядк. Операции над вещ.числами: +,-,*,/,операции отношения. Имеется большое кол-во встроен. ф-ий для работы с числами: abs, sqr, sqrt, sin, cos и т.п. Логический тип Переменные лог. типа Boolean м. принимать одно из двух зн-ий False - ложное или True - истинное. Этот тип явл-ся порядковым (Ord(False) = 0, Ord(True) = 1) и, сл-но, упорядоченным. Рез-т любых операций сравнения имеет лог.тип и м.б. присвоен лог. переменной. Для операндов типа boolean опр-ны след. лог. операции: NOT - отрицание (превращает false в true, а true в false), AND – лог. умн-е "и", OR – лог. сложение "или", XOR - исключающее или (true если операнды разные). Символьный тип Char также наз-ют литерным. Он позв-ет работать с символами, кот. запис-ся 2 спос-ми: в одинар. кавычках или по их коду, например 'a', 'B' или #97, Тип String (строка) в Турбо Паскале исп-ся для обработки текстов. Этот тип явл-ся станд-м и во многом похож на одномер.массив символов Array [0..N] of Char. Зн-ие N соотв-ет кол-ву символов в строке и м. меняться от 0 до 255. Символы, входящие в строку, занимают позиции с 1 до N. Начальный байт строки с индексом 0 сод-ит инф-ию о ее длине, т.е. это символ с кодом, равным длине строки. Сущ-ет станд. ф-ии и процедуры для работы со строками: Ф-я Length(s) выдает длину строки s; Ф-я Concat (s1,s2,..,sn) возращает строку s1+s2+..+sn; Ф-я Copy (s,p,k) возвр-ет фрагмент строки s, который начин-ся в позиции p и имеет длину k; Ф-ия Pos (s1,s) ищет первое вхождение подстроки s1 в строку s и возвращает номер первого символа s1 в строке s или 0 если не нашли; Процедура Delete (s,p,k) удаляет из строки s фрагмент, кот. начин-ся в позиции p и имеет длину k; Процедура Insert (s,s1,p) вставляет в строку s подстроку s1, начиная с зад. позиции p. Выражение - это ед-ца языка, кот. опр-ет способ вычисления нек. зн-ия. Выражения формир-ся из констант, переменных, функций, знаков операций и круглых скобок по опред. синтакс. правилам. Константами наз-ся параметры программы, зн-ия кот-х не меняются в процессе ее вып-ия. const pi=3.1415. Переменными наз-ся параметры прогр-мы, кот. м. менять зн-ие в процессе ее вып-ия. Все без искл-я перем-е д. б. описаны в разделе прогр-мы, начин. со слова VAR. Затем следуют конструкции вида: список имен переменных: тип; var r,s: real; В списке имена переменных перечисляются через запятую.
Turbo Pascal Структурированные операторы сост. из др. операторов. Составной оператор - это набор простых операторов, заключ. в командные скобки begin end;. Этот оператор вып-ся, как один оператор. Можно сказать, что тело программы на языке Pascal явл-ся сост. оператором. Оператор if позв-ет проверять ист-сть усл-я и в зав-сти от этого вып-ть те или иные действия. Схема его использ. такова: if <Условие> then <Выполняется, если условие истинно> else <Выполняется, если уловие ложно>;Можно исп-ть так же неполную развилку: if <условие> then <Выполняется, если условие истинно>;С пом-ю оператора case м. вып-ть действя в зав-сти от зн-я параметра порядкового типа. Структура его такова: case <Параметр> of <Значение1>: <Действие1>;… <ЗначениеN>: <ДействиеN>; else {необязательная часть} <Выполняется, если параметр <> значениям>; end;Visual Basic Операторы упр-я порядком вып-я команд позв-ют в зав-сти от зн-ий переем-х выбир.для исполн.разл. блоки прогр. кода. Оператор If…Then…Else Этот оператор сущ-ет в 2формах: однострочной и блочной. Прост. формой оператора If явл-ся однострочная: If усл-е Then оператор [ Else оператор]. Функционир-е оператора такой структуры отн-но просто. Если усл-е после If истинно, т.е. рез-т равен True, вып-ся оператор, указ. за Then. Если же рез-т равен False, то вып-ся оператор, следующий за ключ. словом Else, если такое им. Пример 1: If Age<18 Then Print "Вы ещё не можете голосовать" Блочная версия оператора If немного сложнее: If BankBalance<0 Then Print "Отрицательный баланс" Else Print "Всё в порядке" End If Блочная запись предоставляет такие же возможности как и однострочная. Но если в зав-сти от усл-я необх-мо вып-ть не простую команду, а группу операторов, следует исп-ть блочный синтаксис. Это отно-ся и к ветви Else. Блочная структура с Else If позв-ет анализировать неск. усл-ий. Пример 2: If условие Then [операторы 1] [Else If условие N Then [операторы 2] Else [операторы 3] End If] End If При формир-и более сложных условий блочная запись удобнее. Исп-ие в этом случае блочного синтаксиса улучшает читабельность программы. Оператор Select Case - оператор ветвления, который позв-ет вып-ть одну из неск. групп операторов в зав-сти от зн-ия усл-я. Синтаксис конструкции Select Case: Select Case Проверочное выр-е [ Case значение 1 [Операторы 1]] [ Case значение 2 [Операторы 2]] [ Case Else [Операторы N]] End Select В операторе Case м. исп-ть строк. или числ. выр-е. В списке зн-ий допускается указать: явное зн-е; диапазон зн-ий, задаваемый с пом-ю ключ. слова To; усл. диапазон, задаваемый с пом-ю ключ. слова Is. Пример 3: Speed = S/t 'число от 0 до 50 Select Case Speed Case 0, 1, 2 Print "Медленно" Case 3 To 30 Print "В пределах нормы" Case 30 To 40 Print "Небольшое превышение" Case Is >= 50 Print "Наибольшее превышение" Case Else Print "Большое превышение" End Select Turbo Pascal Оператор цикла repeat орг-ет вып-е цикла, сост. из любого числа операторов, с неизв. заранее числом повторений. Тело цикла вып-ся хотя бы один раз. Выход из цикла осущ-ся при истиности некот. лог.выр-я. Структура этого оператора следующая: repeat <Инструкция1>; … <ИнструкцияN>; until <Условие>Оператор цикла while орг-ет вып-е одного (в т.ч. и составного) оператора неизв. заранее число раз. Выход из цикла осущ-ся, если некот. лог. выр-е окажется ложным. Т.к. истин-сть этого выр-я проверяется в начале каждой итерации, тело цикла может не выполнятся ни разу. Структура этого цикла имеет вид: while <Условие> do <Инструкция>;Оператор цикла for организ. вып-е 1 оператора (в т.ч. и составного) заранее известное число раз. Сущ-ет 2 варианта 1) for <Параметр>:=<Нач_значение> to <Кон_значение> do <Инструкция>;2) for <Параметр>:=<Нач_значение> downto <Кон_значение> do <Инструкция>;Параметр – число целое. Цикл действует след. образом. Перв-но вычисл-ся и запоминаются нач. и конеч. зн-е параметра цикла. Затем зн-е параметра сравнивается с кон. зн-ем. Далее, пока зн-е параметра < или = кон. зн-ю (в 1 варианте оператора) или > или = кон. зн-ию (во 2 варианте), вып-ся очер.итерация цикла, после чего знач-ие параметра увел-ся (в 1 варианте) или умен-ся (во 2) на единицу.Visual Basic Сред-ва орг-ии циклов исп-ся, когда одно и тоже мн-во шагов д. б. вып-но много раз. Обычно вв-ся некот. счётчик,кот.указ-ет, ск-ко раз д. б. выполнен цикл, или производится спец. проверка каждый раз после заверш-я множ-ва шагов с целью принятия реш-я о необх-сти вып-я этих шагов ещё раз. Конструкция For…Next использ. счетчик цикла, её синтаксис выглядит след. образом: For Счётчик = Нач. зн-е To Кон. зн-е [Step шаг] Операторы Next [Счётчик] В начале вып-я цикла зн-е Счётчик устан-ся в Нач. зн-е. При каждом проходе переменная Счётчик увел-ся на 1 или на величину шаг. Если она достигает или становиться > (< при отриц. шаге) конеч. зн-я, то цикл завершается и вып-ся след. операторы. Разность м/у нач. и кон. зн-ем, делённая на величину шага, сост-ет число проходов. Пример. По умолчанию шаг приращения равен 1. Конструкция Do…Loop позв-ет вып-ть блок кода, пока выполняеся нек. усл-е. В зав-сти от позиции усл-я разл-ют 2 варианта цикла Do…Loop. Цикл, управляемый в начале Do [{ While / Until} Условие] [Операторы] [ Exit Do ] [Операторы] Loop Цикл, управляемый в конце Do [Операторы] [ Exit Do ] [Операторы] Loop [{ While / Until } Условие] Если усл-е проверяется в начале цикла, то он никогда не вып-ся в случае невып-я усл-я. Если же проверка происходит в конце, цикл вып-ся как минимум один раз, независимо от того, вып-но усл-е или нет. Тело цикла вып-ся неопр. число раз, пока усл-е не вызовет выход из цикла: Пример: Do X = X + 1 Print "Hello" Loop While X < 9 Рассмотренные циклы Do…Loop предоставляют разработчику больш. возможности орг-ии повтор. вычислений. Оператор безусл. перехода GOTO применять не рекомендуется.
10. Процедуры в языках программ-я. В языке Pascal есть 2 разновидности подпрограмм - процедуры и функции. Структура любой подпрограммы аналог. структуре всей программы. Подпрограмма д.б. описана до того, как она будет исп-на в программе или др. подпрограмме. Все параметры подпрограмм можно разделить на локальные (т.е. доступные только ей самой) и глобальные (доступные как подпрограмме, так и вызывающей её программе). Обмен данными с подпрограммой осущ-ся только с помощью глобальных параметров. Подпрограмма- процедура предназнач. для вып-я какой-то законченной посл-сти действий. Структура процедуры: Procedure Имя (Список формальных параметров); label const (Описание локальных меток) type (констант, типов и переменных) var procedure (Описание внутренних процедур) function (и функций) begin Операторы end; Для вызова процедуры из осн. прогр-мы следует записать оператор, сост. из имени процедуры и списка параметров процедуры, указываемого в круглых скобках. Если, например, процедура MyProc была объявлена так: procedure MyProc (i: Integer; s: String); <Тело_процедуры>;то вызывать её следует так: MyProc (5, 'SomeString');Visual Basic Синтаксически процедура опр-ся [Private | Public] [Static] Sub имя процедуры (список аргум) [Exit Sub] [операторы] End Sub где Private, Public, Static, Sub, Exit Sub, End Sub – ключ. слова. Sub опр-ет обяз. 1-ый оператор процедуры. End Sub – обяз. последний оператор процедуры; Имя процедуры образ-ся в соотв-ии с общ. правилами образования имен, но не может иметь описателей типа (имя процедуры не принимает знач.); Список аргументов имеет след. синтаксис: [Optional] [ByVal | ByRef] [ParamArray] имя [As] тип, где Optional, ByVal, ByRef, ParamArray и As ключевые слова; имя — имя переменной, массива (в случае массива исп-ся имя () без указания границ знач. индексов, что позволяет исп-ть одну процедуру для разного числа элем. массива в каждом конкр. случае), эл-та управления или формы (в последних двух случаях тип принимает знач. Control и Form); тип м.б. Byte, Boolean, Integer, Long, Currency, Single, Double, Date, String (только переменной длины); As тип необх-мо применять для каждого аргумента. Список аргументов опр-ет связь по данным между вызывающей (процедура, из которой происходит вызов) и вызываемой (процедура, которая вызывается) процедурами. Локальные данные, опред-ые внутри процедуры (кроме тех, что опред-ны в списке general для форм), не могут исп-ся в др.процедурах (например, переменные с один. именами, но объявленные в разных процедурах, хранятся в разных ячейках памяти и изм-е переменной в одной из процедур не ведет к изм-ю одноименной переменной в др. процедуре). Процедуры, относящиеся к форме, но не являющиеся процедурами обработки событий, помещаются в раздел general формы. Процедура не м.б. опред-на внутри к-либо процедуры, ф-ии. Exit Sub вызывает прекращение вып-ия процедуры и выход из нее в вызывающую программу. Static опред-ет, что лок. данные (переменные, массивы), определенные внутри процедуры, сохр-ся в промежутках между вызовами данной процедуры. Опред-е Static не распр-ся на данные, кот. объявлены вне данной процедуры, но исп-ся в ней (т.е. эти данные будут изменяться незав-мо от опред-я Static). Нельзя исп-ть при рекурсивном вызове процедуры. Private опред-ет, что процедура м.б. вызвана (доступна) только в том модуле, в кот. она объявлена (никакие др. процедуры в др. модулях не могут вызвать процедуру). Опред-е Private не имеет смысла, если процедура опр-на для какой-либо формы (в этом случае процедура недоступна из вне данной формы). Public опред-ет, что процедура м.б. вызвана из любого модуля приложения. Optional опред-ет, что аргумент не явл-ся обязательным. ByVal опр-ет, аргумент передается в процедуру по знач. ByRef: аргумент передается в процедуру по ссылке. ParamArray отн-ся к послед. аргументу в списке аргументов и опред-ет, что конечный (заключительный) аргумент явл-ся необяз. массивом. Не может исп-ся совместно с параметрами ByVal, ByRef, Optional. Синтаксис оператора обращения к процедуре: имя процедуры [список значений] или Call имя процедуры [список значений], где Call — ключ. слово; список зн-ий — список знач. аргументов (соотв-ет списку аргументов в операторе Sub no кол-ву, порядку след-я и типу, кроме случая, когда исп-ся параметр Optional). Ф-ии в языках программ. В языке Pascal есть 2 разновидности подпрограмм - процедуры и функции. Структура любой подпрограммы аналог. структуре всей программы. Подпрограмма д.б. описана до того, как она будет использ. в программе или др. подпрограмме. Все параметры подпрограмм можно разделить на локальные (т.е. доступные только ей самой) и глобальные (доступные как подпрограмме, так и вызывающей её программе). Обмен данными с подпрограммой осущ-ся только с пом-ю глобальных параметров. Структура ф-ии: FunctionИмя(Список формальных параметров):тип рез-та; label const (Описание локальных меток,) type (констант, типов и переменных) var procedure (Описание внутренних процедур) function (и функций) begin Операторы, среди которых хотя бы один, который присваивает имени функции значение результата end; Для вызова ф-ии из осн. программы следует записать выраж-е, состоящее из имени ф-ии и списка параметров ф-ии, указываемого в круглых скобках. function MyFun (i: Integer; s: String): integer; <Тело_функции>;то вызывать её следует так: S:=MyFun (5, 'SomeString');Visual Basic Синтаксически ф-ия опр-ся [Public | Private] [Static] Function имя ф-ии (список аргументов) [As тип] [операторы объявления] [операторы] [имя ф-ии = выражение] [Exit Function] End Function, где Public, Static, Private, Function, Exit Function, End Function — ключ. слова. Function опред-ет обяз. первый оператор функции. End Function — обязат. последний оператор ф-ии:имя ф-ии образ-ся в соотв-ии с общ. правилами образ-ия имен. Имя ф-ии принимает знач-ие и хотя бы один оператор (имя ф-ии = выражение) должен присутствовать внутри ф-ии и вып-ся при выходе из нее. Если никакое знач-ие не присвоено имени ф-ии, то имя ф-ии принимает знач-ие по умолчанию: числ. ф-ия принимает зн-ие 0, ф-ия, объявленная как String, принимает знач-ие пустой строки нулевой длины (“”), ф-ия, объявленная как Variant принимает знач-ие Empty (знач-ие, которое принимает имя ф-ии, называют возвращаемым знач-ем ф-ии — возвращаемое знач-ие). Список аргументов имеет след. синтаксис: [Optional] [ByVal|ByRef][ParamArray] имя [()][As тип] Имя — имя переменной, массива (в случае массива исп-ся имя () без указания границ знач-ия индексов, что позв-ет исп-ть одну ф-ию для разного числа эл-ов массива в каждом конкр. случае), эл-та упр-ия или формы (в послед. двух случаях тип принимает знач-ияControl и Form). Тип м.б. Byte, Boolean, Integer, Long, Currency, Single, Double, Date, String (только переменной длины). As тип необх-мо применять для каждого аргумента. Список аргументов опред-ет связь по данным между вызывающей (ф-ия, из которой происходит вызов) и вызываемой (ф-ия, которая вызывается) процедурами или ф-ями. Локальные данные, опред-ные внутри ф-ии (кроме тех, что опред-ны в списке general для форм), не могут исп-ся в др. процедурах и функциях. Exit Function вызывает прекращение вып-я ф-ии и выход из нее в вызывающую программу. Ф-ия не м.б. опред-ена внутри какой-л. процедуры или ф-ии. Передача аргументов по ссылке и по знач-ию. Передача знач-ий аргументов при вызове процедуры или ф-ии по ссылке означает, что передается адрес памяти, по которому хранится знач-ие аргумента (т.е. вызываемая процедура или ф-ия для работы с переданным по ссылке аргументом использует одну и ту же ячейку или область памяти, что и вызывающая процедура или ф-ия). При этом не выделяется дополн. память для работы с переданным аргументом в вызываемой программе. Изм-е знач-ия аргумента в вызываемой процедуре или в ф-ии означает изм-е знач-ия и в вызывающей процедуре или в ф-и (использ. одна и та же ячейка или область памяти). В Visual Basic передача по ссылке опред-на по умолчанию. Передача знач-ий аргументов при вызове процедуры или ф-ии по знач-ию (чтобы опред-ить
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.235.107 (0.012 с.) |