Матричная структура управления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Матричная структура управления.



В матричной организационной структуре управления наряду с линейными руководителями предприятия и рациональным аппаратом управления выделяют (формируют) еще и временные предметно-специализированные звенья – проектные группы. Проектные группы состоят из специалистов постоянно функционирующих отделов, которые только временно подчиняются руководителю проекта. После завершения работ над проектом они возвращаются в свои функциональные подразделения. Руководитель проекта выполняет роль линейного руководителя
по отношению к специалистам проектной группы. Одновременно он является функциональным руководителем по отношению к производственным подразделениям предприятия, которые обеспечивают реализацию проекта.

Главная особенность матричных структур – это их исключительно высокая гибкость и ориентация на нововведение.

Преимущества матричной структуры:

- высокая степень адаптации к изменениям в среде функционирования;

- наличие эффективных механизмов координации между большим количеством сложных и взаимосвязанных проектов.

Недостатки матричной структуры:

- ограниченная сфера применения;

- увеличение численности управленческого персонала;

- возрастание количества информационных связей между работниками подразделений;

- возникновение конфликтов на основе «борьбы за власть» между функциональными руководителями и руководителями проектов.

 

 

ТЕМА 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ В РЫНОЧНОЙ СРЕДЕ

 

3.1 Рыночная среда функционирования предприятий и организаций

 

Рынок – это совокупность форм взаимоотношений, связей между отдельными самостоятельно принимающими решения субъектами хозяйствования, взаимодействие которых, как покупателей и продавцов, приводит к возможности совершать обмен, то есть возможности продавцам продать, а покупателям – купить необходимые товары.

Рынок – это сложный объект, который состоит из широкого спектра отдельных частей и элементов. Такое многообразие составляющих и специфика функционирования каждого элемента определяют основные функции, выполняемые рынком:

- рынок является средством связи, коммуникации продавцов товара и покупателей;

- в результате взаимодействия продавца и покупателя рынок устанавливает взаимоприемлемые и для первого, и для второго цены на товары (услуги), стимулируя тем самым их производство и сбыт;

- рынок, как средство взаимосвязи продавцов и покупателей, предоставляет информацию о том, что именно хотят продать продавцы (и по какой цене) и что именно приобрели бы или приобретут в будущем покупатели;

- рынок обеспечивает обмен информацией (изменение спроса, предложения и др.), предоставляет возможность его участникам довольно быстро реагировать на конъюнктурные изменения и в соответствии с ситуацией изменять цены.

Рынок в целом характеризуется сложной и разветвленной структурой. Классификация рынков происходит по ряду признаков:

- по элементам рыночной инфраструктуры;

- по экономическому назначению объектов рыночных отношений;

- по географическому положению и масштабам, границам, которые его характеризует;

- по степени ограничения конкуренции;

- по сферам производства и услуг;

- по характеру и размерам продаж.

Первый признак классификации рынка, предполагает выделение трех основных элементов:

- рынка товаров и услуг;

- рынка факторов производства;

- финансового (или денежного) рынка.

Второй признак классификации элементов рынка – по экономическому назначению объектов рыночных отношений – предполагает выделения более мелких сегментов рынка в виде:

- рынка потребительских товаров и услуг;

- рынка товаров производственного назначения;

- рынка новых идей, технологий, проектов (ноу-хау);

- сырьевого рынка;

- рынка труда;

- рынка ценных бумаг;

- рынка вторичного сырья и др.

По географическому положению и границам распространение рынок подразделяется на следующие виды:

- местный (региональный) рынок;

- национальный (в границах страны) рынок;

- мировой рынок.

По степени ограничения конкуренции различают:

- свободный рынок;

- рынок монополистической конкуренции;

- олигополистический рынок;

- чистую монополию.

По отраслям сфер производства и услуг можно выделить огромное количество субрынков, которые характеризуют соответствующие области экономики:

- топливный рынок (угольный, нефтяной, газовый и др.);

- автомобильный рынок (рынок грузовых, легковых автомобилей, автобусов и др.);

- компьютерный рынок;

- рынок хлебопродуктов и т. п.

По характеру и размерам продажи различают:

- оптовый рынок;

- розничный рынок.

 

 

3.2 Общая характеристика продукции и услуг

 

Продукцию хозяйственной деятельности характеризуют натуральные и стоимостные показатели. Натуральные показатели определяют количество, массу, размер, материал, технические характеристики и т. п.

Номенклатура продукции – это систематизированный перечень готовых изделий, материалов, оборудования и т. п. Известна единая плановая
и отчетная номенклатура изготовленной продукции.

Ассортимент – это совокупность разновидностей продукции каждого номенклатурного наименования.

Стоимостные показатели характеризуют состояние объема продукции, которая производится в хозяйственном процессе. Различают валовую, товарную и реализованную продукцию.

Товарная продукция – это экономический показатель, который характеризует в денежном выражении объем изготовленной и готовой к реализации продукции.

 

, (3.1)

, (3.2)

 

где ГП – объем готовой продукции, грн;

УПст – услуги промышленного характера, выполненные на заказ сторонним организациям, грн;

УНст – услуги непромышленного характера, выполненные на заказ сторонним организациям, грн;

ПФст – стоимость полуфабрикатов собственного производства, реализованных на сторону, грн;

ТНПст – стоимость товаров народного потребления, которые реализуются на сторону, грн;

КИст – стоимость комплектующих изделий, которые реализуются
на сторону, грн;

Зст – стоимость запчастей, которые реализуются на сторону, грн;

Эст – стоимость электроэнергии, которая реализуется на сторону, грн;

N – объем производства продукции, шт.;

Ц – цена одного изделия, грн;

n – количество видов продукции.

 

Валовая продукция – стоимостной показатель объема производства продукции, который характеризует общий результат промышленно-производственной деятельности предприятия за определенный период.

 

(3.3)

 

где ТП – товарная продукция, грн;

УПсоб – услуги промышленного характера, выполненные для собственных потребностей, грн;

УНсоб – услуги непромышленного характера, выполненные для собственных потребностей, грн;

ПФсоб – стоимость полуфабрикатов собственного производства, изготовленных для собственных потребностей, грн;

ТНПсоб – стоимость товаров народного потребления, изготовленных для собственных потребностей, грн;

КИсоб – комплектующие изделия, изготовленные для собственных потребностей, грн;

Зсоб – стоимость запчастей, изготовленных для собственных потребностей, грн;

Эсоб – стоимость электроэнергии, употребленной для собственных потребностей, грн;

НЗПн, НЗПк – незавершено производство на начало и конец года соответственно, грн;

Мзак – стоимость материала заказчика, грн;

КР (КС) – стоимость капитального ремонта, стоимость капитального строительства, грн;

Б – стоимость брака, грн.

 

Реализованная продукция (РП) – это продукция, которая отгружена потребителю и за которую поступили средства на расчетный счет предприятия-поставщика или должны поступить в отмеченный срок.

Объем реализованной продукции вычисляется по формуле:

 

, (3.4)

где , – остатки готовой продукции соответственно на начало
и конец планового периода, грн

Чистая продукция (ЧП) – за исходную базу для ее вычисления берут объем товарной продукции, из стоимости которой исключают материальные расходы и сумму амортизационных отчислений, то есть стоимость так называемого овеществленного труда. По экономическому содержанию показатель чистой продукции отражает заново созданную на предприятии стоимость и благодаря этому характеризует результаты использования самого собственного трудового потенциала.

 

, (3.5)

, (3.6)

 

где МЗ – стоимость материальных затрат, грн;

А – сумма амортизационных отчислений, грн;

Дмз – доля материальных затрат.

 

 

3.3 Качество и конкурентоспособность продукции (услуг)

 

Конкурентоспособность предприятия – это обобщающая оценка его конкурентных преимуществ в вопросах формирования ресурсного потенциала, качества удовлетворения потребительского спроса и достигнутой благодаря этому эффективности функционирования хозяйственной системы, которые имеют место на момент или на протяжении периода оценивания.

Конкурентоспособность и качество – концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги.

Свойство продукции – это объективная его особенность, которая оказывается при создании, потреблении или эксплуатации продукции.

Качество продукции – это совокупность свойств продукции, которые обуславливают его пригодность удовлетворять определенные потребности, в соответствии с ее назначением.

Уровень качества – это количественная характеристика меры пригодности того или другого вида продукции для удовлетворения конкретного спроса на нее в сравненных с соответствующими базовыми показателями при фиксированных условиях потребления. Оценка качества продукции предусматривает определения абсолютного, относительного, перспективного и оптимального его уровней.

Абсолютный уровень качества характеризует качество изделия определенного вида, который изготовляется предприятием в текущем периоде. Определяется путем расчета определенных показателей без их сравнения с соответствующими показателями аналогичных изделий.

Относительный уровень определяется сравнением технико-эксплуатационных показателей товара с аналогичными показателями качества товаров-эталонов.

Перспективный уровень – это уровень, которого можно достичь в будущем, учитывая приоритетные направления и темпы развития науки и техники.

Для новых видов продукции, и в первую очередь, орудий труда, целесообразно определять также оптимальный уровень качества, то есть такой ее уровень, за которого общая величина общественных расходов
на производство и использование (эксплуатацию) продукции при определенных условиях потребления была бы минимальной.

Наиболее сложная за количеством система показателей применяется для оценки качества (технического уровня) орудий труда. Она охватывает большинство групп единичных показателей и почти все комплексные измерители качества. Кроме специфических, свойственных лишь определенному виду изделий показателей, качество (технический уровень) орудий труда характеризуется также рядом общих показателей. К ним, в первую очередь, принадлежат надежность, долговечность, ремонтопригодность, производительность, патентная чистота и тому подобное.

Под надежностью понимают свойство изделия выполнять свои функции с сохранением эксплуатационных показателей в установленных пределах в течение соответствующего промежутка времени. Количественно она характеризуется длительностью безотказной работы, то есть средним временем работы между двумя неисправностями.

Долговечность – это свойство изделия длительное время сохранять свою работоспособность при тех или других условиях эксплуатации,
ее оценивают двумя главными показателями – сроком службы (календарной длительностью эксплуатации к определенному предельному состоянию) и техническим ресурсом (возможной наработкой в часах).

Ремонтопригодность техники характеризует возможность быстро обнаруживать и устранять неисправности в ней. Показатель патентной чистоты изделия отображает использование за его разработки запатентованных изобретений и возможность беспрепятственной продажи на мировом рынке.

К комплексным показателям качества (технического уровня) орудий труда принадлежит, например, коэффициент готовности оборудования, которое характеризует одновременно его безотказность и ремонтопригодность; удельные расходы на один километр пробега автомобиля и тому подобное.

Для определения уровня качества изделий, которые изготовляются (осваиваются) производством, применяют несколько методов:

- объективный метод заключается в оценивании уровня качества продукции с помощью стендовых испытаний и контрольных измерений,
а также лабораторного анализа. Такой метод дает наиболее достоверные результаты и применяется для измерения абсолютного уровня качества средств производства и некоторых свойств потребительских товаров;

- органолептический метод основывается на восприятии свойств продукта с помощью органов чувств человека (зрение, слух, вкус, обоняние, прикосновение) без применения технических измерительных и регистрационных средств. Пользуясь этим методом, применяют бальную систему оценки показателей качества, исходя из стандартного перечня признаков (свойств), которые полнее всего охватывают основные качественные характеристики изделия;

- статистический метод – измерение на основе наблюдений и соответствующей обработки информации с помощью статистических методов;

- социологический метод – измерение на основе сбора и анализа мнений потребителей, путем устного опроса, заполнения анкет, с помощью аукционов и ярмарок;

- экспертный метод – измерение на основе обработки мнений группы специалистов-экспертов;

- дифференцированный метод оценки уровня качества предусматривает сравнивание единичных показателей изделий с соответствующими показателями изделий-эталонов или базовыми показателями стандартов (технических условий);

- комплексный метод заключается в определении обобщающего показателя качества оцениваемого изделия.

 

 

ТЕМА 4. АКТИВЫ И ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

4.1 Активы предприятия, их виды

 

Активы предприятия представляют собой экономические ресурсы, контролируемые предприятием. Активы предприятия – это совокупность имущества и денежных средств, принадлежащих предприятию, фирме, компании, в которые вложены средства владельцев, хозяев.

Различают активы материальные, активы нематериальные,
а также активы финансовые.

Активы материальные – это собственность юридических или физических лиц, имеющая вещественную форму и денежное выражение.

Это:

- земля, находящаяся в собственности;

- здания и сооружения производственного и непроизводственного назначения;

- административные здания;

- непромышленные объекты, находящиеся на балансе предприятия (жилые дома, учебные, детские, лечебные, оздоровительные, спортивные
и другие учреждения, помещения, которые находятся на балансе предприятия);

- установленное и неустановленное производственное оборудование;

- движимое имущество непроизводственного назначения;

- запасы сырья, топлива, полуфабрикатов (на складах, в цехах
и в пути), готовая продукция;

- имущество, основные средства, земельные участки, сданные
в аренду, которые принадлежат предприятию; филиалы; дочерние компании, если они не имеют статуса юридического лица, а их балансы не разделены с балансом головного предприятия.

Материальные активы подразделяются на воспроизводимые (запасы материальных оборотных средств, основные средства, материальные и художественные ценности) и невоспроизводимые (земля, недра).

Нематериальные активы – это неуловимые (не ощутимые прикосновеньем) активы, новая категория в составе имущества предприятия, которые числится в активе баланса бухгалтерского.

Основные характерные черты нематериальных активов:

- отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;

- использование на протяжении продолжительного времени;

- способность приносить пользу предприятию;

- высокая степень неопределенности в отношении размеров возможной в будущем прибыли от их использования.

Все нематериальные ресурсы делятся на объекты промышленной
и интеллектуальной собственности.

К объектам промышленной собственности относятся:

Изобретением называется принципиально новое техническое решение существующей производственной проблемы, дающее положительный эффект для области народного хозяйства.

Промышленным образцом называется разработанная автором или авторским коллективом модель изделия, которое будет выпускаться
на данном предприятии.

Рационализаторское предложение – это полезная рекомендация относительно техники и технологии, используемая на отдельно взятом предприятии.

Ноу-хау ( «знать, как сделать») – это определенные знания и опыт предприятия в какой-либо сфере его деятельности: научно-технической, производственной, управленческой, коммерческой, финансовой, на получение которых предприятие затратило значительные средства. Ноу-хау
не защищено охранными документами, но не разглашается.

Товарные знаки и товарные марки – это оригинальные символы, которыми товар данной фирмы отличается от товаров конкурентов.

Гудвил это сформированный имидж фирмы, составляющими которого является опыт, деловые связи, престиж товарных знаков, постоянная клиентура, доброжелательность и благосклонность потребителей и т. п.

К объектам интеллектуальной собственности относятся:

- информационная деятельность, связанная с получением информационных материалов, их обработкой, хранением, использованием и распространением;

- программное обеспечение – характеризуется совокупностью программных, организационных и технических средств, предназначенных
для централизованного накопления и использования информации;

- базы данных; база знаний, а также произведения литературы и искусства.

 

Права на использование объектов промышленной и интеллектуальной собственности называются нематериальными активами предприятия. Отдельные элементы нематериальных активов имеют правовую защищенность в виде патента и авторского права.

Патент – это документ, выданный государством (государственным органом) лицу или предприятию с предоставлением им исключительного права на использование указанного в патенте изобретения или рационализаторского предложения.

Авторское право – это система правовых норм, определяющих исключительное право авторов научных, литературных и художественных произведений на использование плодов своего труда.

Реализовать права собственности на нематериальные ресурсы может или сам их собственник, или доверенное лицо или предприятие.

Разрешение на использование нематериальных ресурсов называется лицензией. Она предусматривает, что пользователь (лицензиат) будет использовать объекты промышленной или интеллектуальной собственности на протяжении указанного в лицензии срока и будет платить вознаграждение собственнику (лицензиару).

Такое вознаграждение может выплачиваться в виде установленных определенных ставок к объему чистых продаж, себестоимости производства, к стоимости единицы лицензионной продукции (роялти) или как разовое за весь период использования (паушальная выплата). Фактически паушальная выплата является платой за лицензию.

Активы финансовые – это средства физических или юридических лиц и объекты, от которых в будущем ожидается прибыль: кассовая наличность; депозиты в банках; взносы; чеки; страховые полисы; вложения
в ценные бумаги; потребительский кредит; акции других предприятий, которые дают право контроля; специфические активы (монетарное золото
и специальные права заимствования).

 

 

4.2 Финансовые ресурсы, финансовая стратегия. Финансовая система предприятия

 

Финансовая система – совокупность взаимозависимых между собой сфер (финансов предприятия, страхования и государственных финансов) и звеньев (финансовых учреждений, структурных подразделений налоговой системы и др.).

Финансовая стратегия предприятия – это генеральный план действий по обеспечению предприятия денежными средствами, основывающийся на финансовом анализе, оптимизации основных и оборотных средств, распределении прибыли, безналичных расчетов, налоговой и ценовой политики, политики в области ценных бумаг. Принято различать генеральную и оперативную финансовые стратегии, главную стратегическую цель и ее составляющие.

Генеральная финансовая стратегия определяет деятельность предприятия, его взаимоотношения с бюджетами всех уровней, создание
и использование дохода предприятия, размер потребностей и источников финансирования на определенный срок.

Оперативная финансовая стратегия охватывает все валовые доходы и поступления средств (расчеты с покупателями за проданную продукцию, поступления из кредитных операций) и все валовые затраты (платежи поставщикам, заработная плата, погашение обязательств перед бюджетами всех уровней и банками).

Главная цель финансовой стратегии – обеспечение предприятия необходимыми и достаточными финансовыми ресурсами.

Финансы предприятия представляют собой совокупность финансовых отношений, возникающих в связи с получением, распределением и использованием финансовых средств в процессе производственно-хозяйственной деятельности предприятий всех форм собственности.

Финансовые ресурсы предприятия – денежные и другие доходы, находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, вложения средств в расширение производства и экономическое стимулирование работников. Финансовые ресурсы состоят из собственного, привлеченного и заемного капитала.

Основу собственного финансового капитала составляют уставный
и паевой капитал, кроме того, в него входят: дополнительно вложенный капитал, нераспределенная прибыль, резервный капитал и целевое финансирование.

Уставный и паевой финансовый капитал формируется за счет взносов учредителей предприятия.

Дополнительно вложенный капитал составляют суммы превышения стоимости реализации акций предприятий относительно их номинала. Другой дополнительный капитал образуется из сумм дооценки необоротных активов и стоимости активов полученных бесплатно.

Нераспределенная прибыль – это сумма прибыли, которая остается
в распоряжении предприятия после изъятия из него налогов, процентов
по кредитам и дивидендам.

Резервный капитал создается путем накопления сумм, которые отчисляются из нераспределенной прибыли в соответствии с законодательством или учредительными документами.

Под целевым финансированием понимают невозвратные суммы бюджетных или других субсидий полученных предприятием.

Привлеченный финансовый капитал состоит из:

- кредиторской задолженности (задолженность предприятия) за товары, работы и услуги;

- текущих обязательств по расчетам с бюджетом, с внебюджетными фондами (пенсионный, инновационный и т. п.), с работниками (заработная плата), авансы и др.

Заемный финансовый капитал составляет кредиторская задолженность за приобретенные предприятием товары работы и услуги, а также текущие обязательства (задолженность) по расчетам с бюджетом, внебюджетными фондами (пенсионной, инновационный и др.), с работниками (заработная плата), авансы.

Заемный капитал предприятия состоит из долгосрочных и краткосрочных банковских и других кредитов, отсроченных налоговых обязательств (реструктуризация налоговой задолженности), других долгосрочных финансовых обязательств (инвестиций, лизинга и др.).

 

 

4.3 Кредитование деятельности предприятия

 

Кредит – это деньги, материальные и прочие ценности, которые предоставляются финансовыми учреждениями в пользование предприятиям и другим субъектам хозяйствования на определенный срок под проценты. Кредит подразделяется на финансовый кредит, товарный кредит и кредит под ценные бумаги, которые удостоверяют отношения займа.

Финансовый кредит – денежные средства, которые предоставляются банком в соответствии с действующим законодательством, в долг предприятию на определенный срок для целевого использования и под проценты.

Товарный кредит – товары, которые передаются производителем поставщику в собственность на условиях договора, который предусматривает отсрочку конечного расчета на определенный срок под процент.

Кредит под ценные бумаги, которые удостоверяют отношения займа: это денежные средства, которые заимствуются предприятием-дебитором от кредиторов, как компенсация стоимости выпущенных дебитором ценных бумаг.

Инвестиционный налоговый кредит – это отсрочка платы налога на прибыль, которая предоставляется субъекту предпринимательской деятельности на определенный срок с целью увеличения его финансовых ресурсов для осуществления инновационных проектов с последующей компенсацией отсроченных сумм в виде дополнительных поступлений налога, полученных в результате роста прибыли вследствие реализации инновационных программ.

В настоящее время преобладающим видом кредитов является банковский кредит. При данном виде кредитования предприятие выступает только в виде заемщика.

Банковский кредит – это экономические отношения, которые возникают между банком и предприятием по поводу перераспределения стоимости на условиях срочности, возвратности, платности и материальной обеспеченности.

Банковский кредит можно классифицировать по следующим признакам:

- целевая направленность кредита;

- срок кредита;

- характер обеспечения кредита;

- метод предоставления;

- число кредиторов;

- валюта кредита;

- другие.

В зависимости от целей кредит может предоставляться:

- на финансирование основного капитала;

- на финансирование оборотного капитала;

- на выкуп приватизированного предприятия;

- другие.

Современное украинское законодательство запрещает выдавать предприятиям кредиты:

- на покрытие убытков хозяйственной деятельности;

- на формирование и увеличение уставных фондов предприятий (банков и других субъектов хозяйствования).

В зависимости от сроков различают: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный кредиты.

Краткосрочные кредиты – это кредиты, которые предоставляются банками для покрытия временных финансовых затруднений, возникающих в связи с затратами производства и оборота. Выдаются краткосрочные займы на срок до одного года.

Среднесрочные кредиты – это кредиты, которые предоставляются на оплату оборудования и на финансирование капиталовложений. Предоставляются они на срок до трех лет.

Долгосрочные кредиты – это кредиты, которые предоставляются на финансирование капитальных затрат по реконструкции, модернизации
и расширению действующих основных средств, строительство новых объектов и др. Предоставляются долгосрочные кредиты на срок больше трех лет.

В зависимости от реального обеспечения, которым обладает предприятие, можно выделить следующие группы кредитов.

Обеспеченные кредиты – кредиты, которые имеют обеспечение
в виде ликвидного залога, реальная (рыночная) стоимость которого превышает кредитную задолженность не менее чем на 25 %, или имеют гарантию правительства Украины или банковскую гарантию.

Недостаточно обеспеченные кредиты – кредиты, которые имеют обеспечение в виде ликвидного залога, реальная (рыночная) стоимость которого составляет не менее 60 % от суммы кредитной задолженности; кредиты, застрахованные в установленном порядке и кредиты, предоставленные под гарантии, договор-поручение юридических лиц.

Необеспеченные кредиты – кредиты, которые не имеют обеспечение или по которым реальная (рыночная) стоимость обеспечения составляет менее 60 % суммы кредитной задолженности.

В зависимости от метода предоставления различают различные виды банковских кредитов.

Срочный кредит – это кредит, который предоставляется целиком
в начале срока. Поэтому процент по такому кредиту начисляется из расчета всей суммы, а основная его сумма погашается периодическими взносами или одноразовым платежом в конце срока.

Кредит по овердрафту – это бессрочный кредит, при котором компания может получить заем по первому требованию под процент, превышающий базовую ставку, которая рассчитывается ежедневно.

Кредитная линия – это обязательства банка предоставить оговоренную в договоре сумму по требованию заемщика.

Основное отличие кредита по овердрафту от кредитной линии состоит в том, что кредитную линию открывают на определенный период времени, в то время, как овердрафт является бессрочным кредитом и может быть отменен банком в любой момент без предварительного уведомления.

Контокоррентный кредит предоставляется в основном для финансирования текущего производства и обращения. Внедрение контокоррентного кредита связано с более высокими комиссионными платежами. Проценты
по контокоррентному кредиту являются наиболее высокими в банковской практике. Процентная ставка по кредиту, как правило, включает учетную ставку, надбавки, разные дополнительные комиссионные платежи по кредиту.

В зависимости от процентной ставки предприятия могут получать кредиты с плавающей процентной ставкой и фиксированной процентной ставкой.

По способу уплаты ссуды получаемые предприятиями кредиты могут быть обычными и дисконтными.

Предприятия получают кредиты на условиях срочности, возвратности, платности, материальной обеспеченности.

Принцип срочности означает, что кредит должный быть возвращен в строго определенный срок.

Принцип возвратности тесным образом связан с предыдущим принципом. Кредит должный быть возвращен в строго установленный
в кредитном соглашении срок.

Принцип обеспеченности кредита – это наличие у предприятия-заемщика юридически оформленных обязательств, которые гарантируют своевременное возвращение кредита.

Принцип платности кредита означает, что предприятие должно внести в банк определенную плату за временное заимствование средств.

 

 

4.4 Расчеты в хозяйственной системе предприятия

 

В процессе осуществления хозяйственной деятельности предприятия вступают в разные расчетно-денежные отношения с субъектами рынка
и государственными финансовыми и фискальными учреждениями. Эти отношения связанны с оплатой продукции товаров, услуг, перечислением налогов и платежей, выплатой заработной платы, авансов и др.

Расчеты в хозяйственной деятельности предприятий делятся на две группы: безналичные и наличные.

Большая часть расчетов реализуется в безналичной форме. Это,
в первую очередь, расчеты предприятий с поставщиками, посредниками, рыночными институтами (банками, биржами, посредническими компаниями и т. п.), а также расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами.

Безналичные расчеты в зависимости от объектов платежа могут подразделяться на расчеты по товарным и нетоварным операциям.

Расчеты по товарным операциям связаны со снабжением или куплей продукции товаров и услуг.

Расчеты по нетоварным операциям – это, в первую очередь, платежи в бюджет, страховые и социальные выплаты, платежи уплаты процентов по кредитам, пени, штрафы и т. п.

Безналичные расчеты осуществляют с помощью банковских учреждений без участия наличных денег, через перечисление соответствующей суммы со счетов плательщика на счет получателя или через зачет взаимных обязательств (требований).

В современной практике расчетов используются документы разного назначения: расчетные, платежные, коммерческие.

Расчетными – называют подготовленные в соответствии с установленными законодательством формами документы, которые предоставляют в банки субъекты хозяйственной деятельности (юридические и физические лица) с поручением (требованием) перечислить с их счетов (или зачислить на их счета) определенную сумму денег. Такими документами являются: платежное поручение, платежное требование-поручение, чек, платежное требование, аккредитивное заявление и прочее.

Платежными – называют подготовленные, в соответствии с установленными законодательством формами, и переданные одним лицом другому документы с обязательством (или требованием третьего лица) заплатить определенную сумму денег предъявителю документа (чека, векселя и т. п.).

Коммерческими принято называть документы, в которых дается характеристика отгруженной продукции (товаров), выполненных работ, услуг и которые сопровождают их перемещение от поставщика к плательщику. К этим документам относят: счета-фактуры, их реестры, товарно-транспортные документы, сертификаты качества и т. п. На основе коммерческих документов выясняется сумма и правомерность платежей, реализованных с помощью расчетных и платежных документов.

Наличные расчеты – это расчеты, которые реализуются с помощью наличных денег, как правило, через кассовые операции. Они предусматривают прием и выдачу наличных денег через кассу предприятия. Эти операции оформляются с помощью кассовых ордеров, платежных ведомостей,
и других документов, подписанных руководителем предприятия и главным бухгалтером. К этим операциям относят выдачу рабочим заработной платы, авансов, средств на компенсацию затрат по командировкам и т. п. Учет наличных денег осуществляется с помощью кассовой книги и в соответствии с правилами бухгалтерского учета.

 

 

4.5 Предприятие на рынке ценных бумаг

 

С точки зрения интересов предприятия выпуск (эмиссия) ценных бумаг – это важный рычаг аккумуляции капитала. Предприятие может выступать как эмитентом, то есть выпускать акции, облигации, векселя, так
и инвестором – вкладывать свои свободные средства в ценные бумаги других предприятий и получать дивиденды (доходы), владея ценными бумагами других эмитентов.

Вкладывая средства в ценные бумаги других предприятий или банков, как коммерческих, так и государственных, предприятие тем самим формирует портфель инвестиций, который может быть:

- консервативным, когда предприятие заинтересовано в стабильном доходе;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.74.54 (0.134 с.)