Финансовая система государства, финансовые органы и институты, звенья финансовой системы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансовая система государства, финансовые органы и институты, звенья финансовой системы.



Суть финансов и их функции

Суть финансов.

Основным фактором развития финансов была и остается потребность в средствах, связанная с развитием государства, совершенствованием его функций.

Экономическая жизнь государства требует создания определенных денежных фондов для удовлетворения различных потребностей. Объем этих фондов количественно и качественно характеризует масштабы деятельности и финансовые возможности любой страны, хозяйственной структуры, гражданина. Эти денежные фонды и есть финансы.

Следовательно, финансы рассматриваются как историческая категория в связи с появлением двух

факторов:

государства;

товарно-денежных отношений.

Не все деньги могут быть финансами. Финансами деньги становятся лишь при создании собственником соответствующего фонда и вложении денег в ценные бумаги или в уставный фонд предприятия; предоставлении кредита, благодаря чему можно будет получить определенный доход, то есть финансы - это процесс формирования доходов и расходов в определенных денежных единицах.

Финансы - это отношения:
1) общественные - т.е. они имеют место в обществе;
2) экономические - связаны с процессом воспроизводства;
3) распределительные - возникают преимущественно на стадии распределения;
4) фондообразующие - сопровождаются образованием и расходованием фондов денежных средств.

Функции финансов

В финансовой литературе выделяют три или четыре функции:

распределительная;

регулировочная;

контрольная;

стабилизационная.

1) С помощью распределительной функции финансов осуществляется первичное, но, главным образом, вторичное распределение ВВП и национального дохода в обществе.
Перераспределение НД осуществляется в связи с:

межотраслевым и территориальным перераспределением средств;

наличием производственной и непроизводственной сферы;

наличием различных социальных групп населения;

наличием различных форм собственности.

Конечной целью перераспределения НД и ВВП, совершаемых с помощью финансов является развитие производительных сил, укрепление государства, обеспечение высокого качества жизни всех слоев населения, поддержки равноправия всех форм собственности.
Целью финансового перераспределения является также экономическое стимулирование рационального использования материальных, трудовых, финансовых и природных ресурсов, избежания непроизводительных расходов.
2) Регулировочная функция финансов связана с вмешательством государства (через налоги, государственные расходы, государственные кредиты) в процесс воспроизводства производства.
3) Контрольная функция финансов проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.
Задача финансового контроля:

  • проверка точного соблюдения всеми субъектами законодательства;
  • своевременность и полнота выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками;
  • выполнение взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам;
  • выполнение планов доходной и расходной частей бюджета; эта функция осуществляется работниками финансовых органов, налоговой и банковской систем.

Формы, методы, направления контроля в рыночных условиях существенно меняются по сравнению с административной экономикой.

4) Стабилизационная функция финансов заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия экономического и социального развития.
Важное значение при этом имеет стабильность финансового законодательства, без чего невозможна успешная политика, стабильное развитие экономики государства.
Функции финансов реализуются через финансовый механизм.

 

Налоговая политика

Один из основных инструментов государственного регулирования экономических процессов - налоговая политика, которая представляет собой систему целенаправленных действий государства в области налогообложения на основе экономических, правовых и организационно-контрольных мероприятий.

Налоговая политика относится к косвенным методам государственного регулирования.

Цели налоговой политики:

· фискальная — основная, которая выражается в обеспечении государства финансовыми ресурсами путем мобилизации части созданного ВВП страны для финансирования его расходов;

· экономическая — целенаправленное воздействие на экономику через налогообложение для регулирования спроса и предложения, проведения структурных изменений общественного воспроизводства;

· социальная — сглаживание неравенства в уровнях доходов населения путем перераспределения национального дохода и ВВП;

· стимулирующая — активизация инвестиционной и инновационной деятельности, создание условий для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях экономики;

· экологическая — охрана окружающей среды и рациональное природопользование за счет введения экологических налогов и штрафных санкций;

· контрольная — для принятия государством решений в области функционирования как отдельных видов налогов, так и всей налоговой системы;

· международная — введение налогов в соответствии с требованиями международных соглашений для укрепления экономических связей с другими странами.

Методы осуществления налоговой политики зависят от целей, которых стремится достичь государство. В современной практике широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, введение дифференцированных налоговых ставок, установление или отмена налоговых льгот.

Субъект налоговой политики — государство.

Объект налоговой политики — налогообложение.

Налоговая политика многогранна и включает в себя:

выработку научно обоснованной концепции развития налоговой системы;

определение основных направлений и принципов налогообложения;

разработку мер, направленных на достижение поставленных конкретных целей в области социально-экономического развития общества, увеличения доходной части бюджета и т.д.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач налоговая политика подразделяется на налоговую стратегию и налоговую тактику.

Налоговая стратегия предусматривает решение крупномасштабных задач, связанных с разработкой концепции развития налоговой системы страны.

Налоговая тактика предусматривает решение задач конкретного периода путем своевременного изменения налоговой системы.

Стратегические направления налоговой политики определяются высшими органами исполнительной и законодательной властей государства.

Можно выделить следующие стратегические направлении налоговой политики:

· построение стабильной налоговой системы;

· облегчение налогового бремени товаропроизводителей;

· сокращение налоговых льгот;

· развитие налогового федерализма.

В зависимости от масштаба и сферы влияния налоговая политика подразделяется на внутреннюю и внешнюю.

Внешняя налоговая политика направлена на избежание двойного налогообложения, сближение налоговых систем разных стран, усиление налогового контроля при совершении международных торговых операций.

Внутренняя налоговая политика проводится в рамках национальной экономики и предусматривает решение внутренних задач.

Существует три типа налоговой политики:

· политика максимальных налогов;

· политика разумных налогов;

· политика высоких налогов с высоким уровнем социальных гарантий.

 

1. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и фи-зическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию де-нежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей функциями.

Функция налогов - проявление его сущности в действии и способ выражения его свойств. Фискальная, Регулирующая, Распределительная функция, Стимулирующая, Контрольная.

Фискальная. Это главная функция налогов, она означает изъятия денежных средств в казну. Данная функция отражает сущность налогов как особого централизованного инструмента финансовых отношений.

Регулирующая. Она заключается в том, что налоги представляют собой механизм влияния на экономические, происходящие в государстве, которые позволяют формировать необходимые характеристики этих процессов.

Стимулирующая. Налоги непосредственно влияют на усиление или ослабевание накопление капитала, увеличение или уменьшения платёжеспособного спроса и другие экономические процессы.

Распределительная функция. Она состоит в том, что с помощью налогов государство через бюджеты и фонды перераспределять из производственной в социальную, а также между отраслями и отдельными гражданами.

Контрольная. Она проявляется в проверке эффективности функционирования и контроля за проводимой финансовой политикой государства. Все функции налогов тесно взаимосвязаны и реализуется в совокупности.

2. Виды налогов в Украине

До загальнодержавних належать такі податки та збори:
9.1.1. податок на прибуток підприємств;
9.1.2. податок на доходи фізичних осіб;
9.1.3. податок на додану вартість;
9.1.4. акцизний податок;
9.1.5. збір за першу реєстрацію транспортного засобу;
9.1.6. екологічний податок;
9.1.7. рентна плата за транспортування нафти і нафтопродуктів
магістральними нафтопроводами та нафтопродуктопроводами, транзитне
транспортування трубопроводами природного газу та аміаку
територією України;
9.1.8. рентна плата за нафту, природний газ і газовий
конденсат, що видобуваються в Україні;
9.1.9. плата за користування надрами;
9.1.10. плата за землю;
9.1.11. збір за користування радіочастотним ресурсом України;
9.1.12. збір за спеціальне використання води;
9.1.13. збір за спеціальне використання лісових ресурсів;
9.1.14. фіксований сільськогосподарський податок;
9.1.15. збір на розвиток виноградарства, садівництва і
хмелярства;
9.1.16. мито;
9.1.17. збір у вигляді цільової надбавки до діючого тарифу на
електричну та теплову енергію, крім електроенергії, виробленої
кваліфікованими когенераційними установками;
9.1.18. збір у вигляді цільової надбавки до діючого тарифу на
природний газ для споживачів усіх форм власності.
9.2. Відносини, пов'язані з установленням та справлянням
мита, регулюються митним законодавством, якщо інше не передбачено
цим Кодексом.
9.3. Зарахування загальнодержавних податків та зборів до
державного і місцевих бюджетів здійснюється відповідно до
Бюджетного кодексу України (2456-17).
9.4. Установлення загальнодержавних податків та зборів, не
передбачених цим Кодексом, забороняється.

Місцеві податки та збори
10.1. До місцевих податків належать:
10.1.1. податок на нерухоме майно, відмінне від земельної
ділянки;
10.1.2. єдиний податок.
10.2. До місцевих зборів належать:
10.2.1. збір за провадження деяких видів підприємницької
діяльності;
10.2.2. збір за місця для паркування транспортних засобів;
10.2.3. туристичний збір.

 

3. элементы налога, а именно:

субъект налогообложения - ицо, на которое в соответствии с законом возложена обязанность уплачивать налоги.

объект налогообложения - предмет, подлежащий налогообложению

налоговая база - — это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Она служит для количественного измерения объекта налогообложения и является величиной, с которой непосредственно исчисляется налог.

налоговая ставка - это величина налоговых начислений на единицу налоговой базы.

Различают процентные и твердые налоговые ставки.

Процентные ставки устанавливаются непосредственно к налоговой базе и могут быть:

пропорциональными;

прогрессивными;

регрессивными.

налоговый период - календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога. Для каждого налога установлен свой налоговый период, это может быть один год, один квартал или один месяц. По одному налогу возможно установление одного или нескольких налоговых периодов.

Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков определенные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налоги или уплачивать их в меньшем размере.

 

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

 

 

В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:

· прямые;

· косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:

· налог на доходы физических лиц;

· налог на прибыль организаций;

· налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.

Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:

· налог на добавленную стоимость;

· акцизы;

· таможенные пошлины и др.

 

 

4. Біржове мито — грошовий збір, який сплачується покупцем цінних паперів або різних товарів і виробів біржовому комітету. Ставка його встановлюється на рівні 2 % від продажної ціни виробу.

 

 

Налоговая политика

Один из основных инструментов государственного регулирования экономических процессов - налоговая политика, которая представляет собой систему целенаправленных действий государства в области налогообложения на основе экономических, правовых и организационно-контрольных мероприятий.

Налоговая политика относится к косвенным методам государственного регулирования.

Цели налоговой политики:

· фискальная — основная, которая выражается в обеспечении государства финансовыми ресурсами путем мобилизации части созданного ВВП страны для финансирования его расходов;

· экономическая — целенаправленное воздействие на экономику через налогообложение для регулирования спроса и предложения, проведения структурных изменений общественного воспроизводства;

· социальная — сглаживание неравенства в уровнях доходов населения путем перераспределения национального дохода и ВВП;

· стимулирующая — активизация инвестиционной и инновационной деятельности, создание условий для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях экономики;

· экологическая — охрана окружающей среды и рациональное природопользование за счет введения экологических налогов и штрафных санкций;

· контрольная — для принятия государством решений в области функционирования как отдельных видов налогов, так и всей налоговой системы;

· международная — введение налогов в соответствии с требованиями международных соглашений для укрепления экономических связей с другими странами.

Методы осуществления налоговой политики зависят от целей, которых стремится достичь государство. В современной практике широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, введение дифференцированных налоговых ставок, установление или отмена налоговых льгот.

Субъект налоговой политики — государство.

Объект налоговой политики — налогообложение.

Налоговая политика многогранна и включает в себя:

выработку научно обоснованной концепции развития налоговой системы;

определение основных направлений и принципов налогообложения;

разработку мер, направленных на достижение поставленных конкретных целей в области социально-экономического развития общества, увеличения доходной части бюджета и т.д.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач налоговая политика подразделяется на налоговую стратегию и налоговую тактику.

Налоговая стратегия предусматривает решение крупномасштабных задач, связанных с разработкой концепции развития налоговой системы страны.

Налоговая тактика предусматривает решение задач конкретного периода путем своевременного изменения налоговой системы.

Стратегические направления налоговой политики определяются высшими органами исполнительной и законодательной властей государства.

Можно выделить следующие стратегические направлении налоговой политики:

· построение стабильной налоговой системы;

· облегчение налогового бремени товаропроизводителей;

· сокращение налоговых льгот;

· развитие налогового федерализма.

В зависимости от масштаба и сферы влияния налоговая политика подразделяется на внутреннюю и внешнюю.

Внешняя налоговая политика направлена на избежание двойного налогообложения, сближение налоговых систем разных стран, усиление налогового контроля при совершении международных торговых операций.

Внутренняя налоговая политика проводится в рамках национальной экономики и предусматривает решение внутренних задач.

Существует три типа налоговой политики:

· политика максимальных налогов;

· политика разумных налогов;

· политика высоких налогов с высоким уровнем социальных гарантий.

Суть финансов и их функции

Суть финансов.

Основным фактором развития финансов была и остается потребность в средствах, связанная с развитием государства, совершенствованием его функций.

Экономическая жизнь государства требует создания определенных денежных фондов для удовлетворения различных потребностей. Объем этих фондов количественно и качественно характеризует масштабы деятельности и финансовые возможности любой страны, хозяйственной структуры, гражданина. Эти денежные фонды и есть финансы.

Следовательно, финансы рассматриваются как историческая категория в связи с появлением двух

факторов:

государства;

товарно-денежных отношений.

Не все деньги могут быть финансами. Финансами деньги становятся лишь при создании собственником соответствующего фонда и вложении денег в ценные бумаги или в уставный фонд предприятия; предоставлении кредита, благодаря чему можно будет получить определенный доход, то есть финансы - это процесс формирования доходов и расходов в определенных денежных единицах.

Финансы - это отношения:
1) общественные - т.е. они имеют место в обществе;
2) экономические - связаны с процессом воспроизводства;
3) распределительные - возникают преимущественно на стадии распределения;
4) фондообразующие - сопровождаются образованием и расходованием фондов денежных средств.

Функции финансов

В финансовой литературе выделяют три или четыре функции:

распределительная;

регулировочная;

контрольная;

стабилизационная.

1) С помощью распределительной функции финансов осуществляется первичное, но, главным образом, вторичное распределение ВВП и национального дохода в обществе.
Перераспределение НД осуществляется в связи с:

межотраслевым и территориальным перераспределением средств;

наличием производственной и непроизводственной сферы;

наличием различных социальных групп населения;

наличием различных форм собственности.

Конечной целью перераспределения НД и ВВП, совершаемых с помощью финансов является развитие производительных сил, укрепление государства, обеспечение высокого качества жизни всех слоев населения, поддержки равноправия всех форм собственности.
Целью финансового перераспределения является также экономическое стимулирование рационального использования материальных, трудовых, финансовых и природных ресурсов, избежания непроизводительных расходов.
2) Регулировочная функция финансов связана с вмешательством государства (через налоги, государственные расходы, государственные кредиты) в процесс воспроизводства производства.
3) Контрольная функция финансов проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.
Задача финансового контроля:

  • проверка точного соблюдения всеми субъектами законодательства;
  • своевременность и полнота выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками;
  • выполнение взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам;
  • выполнение планов доходной и расходной частей бюджета; эта функция осуществляется работниками финансовых органов, налоговой и банковской систем.

Формы, методы, направления контроля в рыночных условиях существенно меняются по сравнению с административной экономикой.

4) Стабилизационная функция финансов заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия экономического и социального развития.
Важное значение при этом имеет стабильность финансового законодательства, без чего невозможна успешная политика, стабильное развитие экономики государства.
Функции финансов реализуются через финансовый механизм.

 

Финансовая система государства, финансовые органы и институты, звенья финансовой системы.

Финансовая система в целом представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды, т. е. реализуются функции финансов.

В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято разделять на две сферы:

  • централизованные финансы;
  • децентрализованные финансы.

Финансовая система также подразделяется на четыре подсистемы:

  1. Финансы хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций различных форм собственности и сфер деятельности)
  2. Финансы домашних хозяйств
  3. Государственные финансы
  4. Местные финансы

Первые две подсистемы относятся к сфере децентрализованных финансов, а вторые две - к сфере централизованных (публичных) финансов.

В состав ФС входят:
а) Органы управления:

  • Министерство финансов;
  • Государственная налоговая администрация;
  • Контрольно-ревизионная служба;
  • Государственное казначейство;
  • Счетная палата;
  • Аудиторская палата;
  • Комитет по надзору за страховой деятельностью;
  • Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку;
  • Пенсионный фонд;
  • Фонды социального страхования

б) Финансовые институты:

  • Национальный банк;
  • Коммерческие банки;
  • Страховые компании;
  • Небанковские кредитные учреждения (ломбард, кредитные союзы);
  • Межбанковская валютная биржа;
  • Фондовая биржа
  • Финансовые посредники на рынке ценных бумаг.

Звенья ФС:

Бюджет государства, общегосударственные целевые фонды
Государственный кредит
Международные финансовые отношения
Финансы государственного сектора
Финансы предприятий
Кредитная система
Банковская система
Валютный рынок
Рынок ценных бумаг
Страхование
Финансовый рынок
Страхование

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.195.110 (0.063 с.)