Институт международных отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институт международных отношений



НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЯДЕРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «МИФИ»

ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ФИНАНСОВЫЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

ДОКУЧАЕВ В. П.

Планы семинарских занятий

По курсу

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

МОСКВА

Практическое занятие 1

СТРОЕНИЕ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

ВОПРОСЫ НА ПОВТОРЕНИЕ И ИССЛЕДОВАНИЕ:

1. Как определяется понятие Q в международной экономике и в чем заключается его двойственность?

2. В чем основные различия между торгуемыми и неторгуемыми QQ?

3. Дайте определение фактора про­изводства. Какие типы факторов про­изводства вам известны?

4. Что такое МРТ и частным случаем какого типа РТ оно является?

5. Объясните, как вы понимаете международное разделение таких факторов производства, как З, К и технология.

6. Что такое мировой рынок и ка­ковы его черты?

7. Дайте определение мировой тор­говли, Э и И.

8. Что такое мировое хозяйство и каковы его характерные черты?

9. Какие типы факторов произ­водства вы знаете и какие из них ха­рактеризуются высокой международ­ной мобильностью?

10. Что такое международная эко­номика? Какие признаки объединяют, а какие отличают ее от мирового рынка и мирового хозяйства?

11. Какова структура междуна­родной экономики? Назовите кон­кретные формы международных эко­номических отношений. В чем раз­личие международной микро- и макро­экономики?

ПРОБЛЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Почему теория международной экономики рассматривает Q не как продукт производства, а как предмет AD и AS?

2. Какие промышленные и сельско­хозяйственные Q и при каких условиях оказываются неторгуемы­ми? Приведите примеры неторгуемых Q, которые при определенных условиях могут продаваться за рубеж.

3. Нужно ли добавить в простей­шую схему международной экономики еще одну экономическую силу – пра­вительство или государство – и ка­ково будет ее влияние?

4. Имеет ли экономический смысл кооперация в таком факторе произ­водства, как З? Приведите аргу­менты за и против.

5. Если Q – это использо­ванный фактор производства, то может ли быть последний Q? Относится ли понятие мировой тор­говли только к торговле QQ или и к торговле факторами произ­водства?

6. До какой степени Pe на Q на мировом рын­ке может отличаться от Pe на этот же Q в каждой из торгующих стран? Может ли внут­ренняя P каждой из стран быть выше мировой Pe?

7. Китай хорошо обеспечен L, а Россия – З. К ка­кому типу факторов производст­ва относятся китайская L и российская З? Могут ли они быть основой долгосрочного конкретного преимущества этих стран? Почему? В производстве каких QQ?

8. Иногда международной эконо­микой считают только внешнеэконо­мические связи государств друг с дру­гом, международные экономические отношения. Приведите аргументы за и против такого подхода.

ПРЕЗЕНТАЦИИ:

1, 2, 3, 4, 26, 33, 36, 42.

ЗАДАЧИ:

1. Иностранная фирма рестав­рирует гостиницу в Москве. Какие QQ, используемые ею, могут счи­таться с точки зрения международ­ной экономики торгуемыми, а какие неторгуемыми?

2. Если Россия продает в Гер­манию природный газ, а Германия в Россию – станки, можно ли счи­тать это МРТ, международной коопе­рацией L, международным разде­лением других факторов производст­ва или первым, вторым и третьим вместе?

3. Внешняя торговля России в 1994 году характеризовалась следую­щими данными (в млн. долл. США):

Таблица

  Страны дальнего зарубежья Страны СНГ Всего
Экспорт 51 626 15 042 66 668
Импорт 36 758 14 426 51 184

Вычислите по каждой группе стран:

а) торговый баланс; б) торговый оборот; в) относительную долю стран СНГ в российском Э и И.

4. Россия купила в Польше сушеный картофель, произведенный совмест­ным российско-польским предприяти­ем. Какие формы международной эко­номики были задействованы в этой сделке?

 

 

Практическое занятие 2

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

ВОПРОСЫ НА ПОВТОРЕНИЕ И ИССЛЕДОВАНИЕ:

1. Охарактеризуйте основные секторы эко­номической деятельности. Какова роль внешнего сектора?

2. С помощью какой системы опи­сываются причинно-следственные связи в макроэкономике в целом и в меж­дународной экономике в частности?

3. Дайте определение институ­циональной единицы, резидента и нерезидента – понятий, используемых для анализа макроэкономи­ки.

4. Какие виды макроэкономических счетов вам известны?

5. В чем различие между потоками и запасами денежных средств?

6. Что такое экономические опера­ции, каковы их основные виды? Какие международные экономические опера­ции вы знаете?

7. В чем заключается макроэконо­мическая взаимосвязь реального сек­тора с внешним сектором?

8. Дайте определения НД, ЧНП, ВВП, ВНП.

9. Как проявляется взаимосвязь меж­ду денежным и внешним секторами эко­номики? Почему обменный курс особен­но важен?

10. В чем состоит взаимосвязь бюд­жетного сектора с внешним сектором экономики?

11. Охарактеризуйте международные эле­менты внутренних секторов экономи­ческой деятельности.

12. Что характеризует матрица по­токов движения денежных средств?

13. На какие группы делятся стра­ны в международной экономике, исхо­дя из степени зрелости в них рыноч­ных отношений?

14. На какие основные группы де­лятся страны в международной эко­номике, исходя из уровня их экономи­ческого развития?

15. В чем заключается метод опре­деления положения отдельных стран в международной экономике?

ПРОБЛЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Финляндия отгрузила партию бумаги в Россию в декабре. Россия оп­латила поставку в начале января сле­дующего года. Будет ли в этом слу­чае по финляндской статистике баланс сбережений и инвестиций ра­вен сальдо платежного баланса по текущим операциям?

2. Программа развития эконо­мики Кении в первой половине 1990 г. делала ставку на форсиро­ванный рост экспорта. Учитывая взаимосвязь секторов экономичес­кой деятельности, в чем могла заклю­чаться стратегия кенийских влас­тей?

3. Германия не испытывает проблем с оплатой своих международных обяза­тельств и, более того, валовая Σ требований частного сектора этой страны к другим странам пос­тоянно растет. Что это значит с точки зрения внутренних сбережений и каковы макроэкономические послед­ствия для Германии?

4. В результате мер экономичес­кой политики правительства доходы резидентов Кувейта выросли на 10%. В то же время расходы госбюджета увеличились на 5%, семей и предпри­ятий – на 2%. Как это повлияет на платежный баланс по текущим опе­рациям и почему?

5. В России валовые внутренние инвестиции превосходят сбережения. Назовите несколько наиболее прием­лемых способов внешнего финансиро­вания инвестиций. Какие из них пред­почтительнее?

6. В условиях высокой инфля­ции какой метод внешнего финан­сирования является более приемле­мым – получение внешнего займа правительством или использование части государственных резервов – и почему?

ПРЕЗЕНТАЦИИ:

7, 23, 24, 25, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 35, 41, 60.

ЗАДАЧИ:

1. По данным национальных счетов, экономическое развитие Венгрии характеризовалось в 1988 году следующими показателями (в млрд. форинтов, в текущих P):

1. ВВП – 1409

2. Амортизация основного К – 133

3. Чистый факторный доход из-за рубежа – 55

4. Частые текущие транс­ферты – 6

5. Потребление – 1004

6. Внутренние капитало­вложения – 358

Рассчитайте:

а) ЧНП; б) ВВП; в) ВНП; г) сбережения; д) текущий платежный баланс.

2. Используя следующие данные национальных счетов Венгрии (в млрд. форинтов)

1987 г. 1988 г.

ВВП 1 226 1 409

Сбережения 304 356

Капиталовложения 328 358,0

рассчитайте и проанализируйте тенденции развития;

а) сальдо текущего платежного ба­ланса; б) абсолютные тенденции разви­тия сбережений и капиталовложений; в) относительные тенденции раз­вития сальдо текущего платежного баланса; г) что стало главной причиной со­кращения дефицита сальдо текущего платежного баланса?

3. Рассчитайте недостающие по­казатели в матрице потоков движе­ния денежных средств Венгрии (в млрд. долл.):

  (1) (2) (3) (4) (5)
1. Балансы по секторам   -56     X
2. Внешнее финансирование   -12 -8 X -29
3. Банковский кредит     X -63  
4. Внутренний правительственный кредит X        
5. Денежная масса -40 X      
6. Другие потоки -23   -22 -4  

Практическое занятие 3

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

ВОПРОСЫ НА ПОВТОРЕНИЕ И ИССЛЕДОВАНИЕ:

1. В чем заключается смысл и в чем ограниченность меркантилистс­кой теории внешней торговли?

2. Дайте определение закона абсо­лютных преимуществ. При каких ус­ловиях он выполняется?

3. Что такое альтернативные С производства и как они связа­ны с теорией абсолютного преиму­щества?

4. Дайте определение закону срав­нительных преимуществ.

5. Как определяется соотношение РР при торговле в соответствии с законом сравнительных преиму­ществ? Каковы варианты соотношения относительных РР?

6. Что такое выигрыш от торгов­ли? Как он определяется со стороны затрат L и со стороны увеличе­ния потребления?

7. Применим ли закон сравнитель­ных преимуществ к торговле несколь­кими QQ между несколькими странами?

8. Как определяется уровень от­носительных WW в соответст­вии с законом сравнительных преиму­ществ?

9. В чем состоит ограниченность закона сравнительных преимуществ? Какие типичные заблуждения возника­ют на практике в связи с его незнани­ем или недопониманием?

10. Какие допущения лежат в осно­ве теории соотношения факторов производства?

11. Дайте определение фактороинтенсивности QQ и фактороизбыточности страны.

12. Сформулируйте теорему Хекшера-Олина международной тор­говли, основанной на соотношении факторов производства между стра­нами. Докажите ее графически.

13. Сформулируйте теорему вырав­нивания PP на факторы производ­ства Хекшера-Олина-Самуэльсона. Докажите ее логически и графически.

14. В чем сильные и слабые сторо­ны теории соотношения факто­ров производства? Почему возможно лишь ограниченное ее применение?

15. В чем заключается парадокс Леонтьева? Почему его нельзя счи­тать полным опровержением теории соотношения факторов производст­ва?

ПРОБЛЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Если страна имеет сравнитель­ное преимущество в производстве не­которого Q, означает ли это, что она имеет абсолютное преиму­щество в его производстве? Если страна имеет абсолютное преиму­щество в производстве некоторого Q, означает ли это, что она имеет сравнительное преимущество в его производстве?

2. Затраты L на производст­во автомобиля в России, в силу уста­ревшей технологии выше, чем в разви­тых странах Запада. Но W российского L значительно ниже, чем на Западе. В свете теории сравнительных преимуществ обсу­дите популярный тезис о необхо­димости защиты отечественной ав­томобильной промышленности от иностранной конкуренции.

3. Российские шахтеры требуют повышения W, причем затра­ты L на единицу добываемого угля остаются прежними. Как в све­те теории сравнительных преиму­ществ повышение W повлияет на внешнюю торговлю России углем?

4. В свете теории сравнительной обеспеченности факторами производства обсудите тезис о том, что не­большие развивающиеся государства не располагают в изобилии ни одним из факторов производства и поэтому не в состоянии экспортировать что-либо и, следовательно, должны быть объектом постоянной помощи со стороны развитых государств.

5. Какие факторы производства можно считать в России избыточны­ми: K, З или L? На чем основываются ваши суждения? Какие Q в этой связи Россия должна производить и продавать – капита­лоемкие, требующие хорошей обеспе­ченности землей, или трудоемкие?

ПРЕЗЕНТАЦИИ:

44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59.

ЗАДАЧИ:

1. Затраты L (в часах) на производство сыра и трикотажа в России и Германии следующие:

Таблица

  Россия Германия
Сыр (кг в час)    
Трикотаж (м2 в час)    

а). В производстве какого Q Россия имеет абсолютное преиму­щество? В производстве какого Q Германия имеет абсолютное преимущество? Почему?

б). Подсчитайте выигрыш от тор­говли соответственно России и Гер­мании, если они обменяют 5 кг сыра на 3 м2 трикотажа.

в). Подсчитайте выигрыш от тор­говли соответственно России и Гер­мании, если они обменяют 5 кг сыра на 6 м2 трикотажа.

2. Россия и Германия производят по два Q каждая – велосипеды и очки. В России общее количество L, расходуемое на их производство, составляет 1000 часов, а в Герма­нии – 1200. В России необходимо за­тратить 5 часов на производство каждого велосипеда и 2 часа – на каж­дые очки. В Германии и на велосипед, и на очки требуется по 3 часа:

а). Покажите графически границу производственных возможностей при одновременном производстве двух Q отдельно для России и для Германии.

б). Подсчитайте относительную P велосипедов, выраженную через P очков, в России и в Германии.

в). Изобразите графически расшире­ние возможностей потребления и ве­лосипедов и очков в России и в Герма­нии в результате торговли.

3. Затраты L (в часах) на производство теннисных мячей и теннисных ракеток в России и в Гер­мании следующие:

Таблица

  Мячи Ракетки
Россия    
Германия    

а). В производстве какого Q Россия имеет относительное преиму­щество и почему?

б). Рассчитайте альтернативную P ракеток, выраженную через P мячей, для России и для Германии.

в). В каком интервале будет рас­полагаться Pe на ра­кетки в случае развития торговли между двумя странами?

г). Если относительная Pe на ракетки в результате торговли составит 2, на каком из Q будет специализироваться каждая из стран и почему?

д). Подсчитайте выигрыш Германии от торговли, если она будет специали­зироваться на производстве мячей.

4. Затраты L t в России и Германии на производство Q А-D следующие:

Таблица

  Германия Россия
A    
B    
C    
D    

а). По каким Q Германия имеет наибольшее и наименьшее аб­солютное преимущество перед Рос­сией?

б). Если немецкая W в 8 раз выше российской, какие Q будут производиться в Германии, а какие – в России?

в). Покажите выгодность торгов­ли для каждой из стран.

г). Как изменится торговля, если разница в W сократится в 6 раз?

5. Российская ферма производит пшеницу и молоко, для чего макси­мально может использовать 400 ча­сов L и 600 га земли. Производ­ство 1 т пшеницы требует 10 часов L и использования 5 га земли. Производство 1 т молока требует 4 часов L и 8 га земли.

а). Какие факторы производства относительно более интенсивно используются для производства пшени­цы? Какие – для молока?

б). В состоянии ли ферма произ­вести 50 т молока и 90 т пшеницы?

6. Телевизоры являются отно­сительно трудоемким Q, тре­буют для производства 20 часов L и 4 га земли и продаются за $60 каждый. Рис – Q, требующий относительно больших затрат земли. На производство 1 т риса требуется 1 час L и 4 га земли, при этом 1 т риса можно продать за $4.

а). Если в России 120 млн. L и 200 млн. га земли, а во Вьет­наме – 40 млн. L и 50 млн. га земли, то в каком соотношении бу­дет происходить торговля двумя Q между Россией и Вьетнамом?

б). Почему специализация в реаль­ной торговле может быть совершен­но иной, чем следует из теории соот­ношения факторов производства?

 

Практическое занятие 4

ТАРИФЫ И ТАРИФНАЯ СИСТЕМА

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

ВОПРОСЫ НА ПОВТОРЕНИЕ И ИССЛЕДОВАНИЕ:

1. Какие формы государственного регулирования международной торговли вам известны?

2. В чем различие политики свободы торговли и протекционизма?

3. Перечислите основные инструменты торговой политики.

4. В чем различие понятий «излишков потребителя» и «излишков производителя»?

5. Что такое таможенный тариф?

6. Как классифицируются таможенные пошлины?

7. Как исчисляется уровень номинального, переменного и действитель­ного тарифа?

8. Что такое тарифная эскалация?

9. В чем отличия влияния тари­фа на экономику большой и малой страны?

10. Какой тариф считается опти­мальным?

11. Что такое тарифная квота?

12. В чем заключается отличие эко­номики экспортного тарифа от им­портного?

13. Какие аргументы используются сторонниками и противниками тари­фов?

ПРОБЛЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Эксперты прогнозируют дол­госрочный спад экономической актив­ности в странах, являющихся главны­ми торговыми партнерами России. В российском правительстве обсужда­ется новый импортный тариф. Какой вид импортных пошлин вы рекомен­довали бы применить в этой ситуа­ции? На какие группы QQ? По­чему?

2. Правительству России требу­ется определить экономические по­следствия от введения импортного тарифа на часы. Какой минимально не­обходимой информацией должно распо­лагать правительство для этого?

3. Парламент обсуждает новый импортный тариф. Мнения депута­тов разделились. Они утверждают, что он будет равнозначен:

а) налогу на потребление;

б) налогу на потребление и субси­дии на производство товаров, конку­рирующих с импортом;

в) налогу на потребление и налогу на производство.

Кто прав?

4. Оптимальный тариф малой страны:

а) положительный и меньше тари­фа большой страны;

б) положительный и больше тари­фа большой страны;

в) равен нулю;

г) отрицательный?

5. Вы являетесь советником пра­вительства Литвы (малой страны), которая производит промышленные товары, используя капиталоемкие факторы производства, и сельскохо­зяйственную продукцию, используя трудоемкие факторы производства. Значительная доля сельхозпродукции экспортируется.

А. Правительство хочет стиму­лировать производство промышлен­ных Q и собирается обложить их импорт тарифом. Ваше мнение?

Б. Правительство решило ввести тариф. Что произойдет с уровнем W в стране?

В. Как введение тарифа повлияет на объем торговли и общее экономи­ческое положение страны?

Г. Что произойдет с масштабами производства промышленной и сельскохозяйственной продукции в резуль­тате введения тарифа?

ПРЕЗЕНТАЦИИ:

9, 10, 18, 19, 20, 23, 24, 25, 29, 30, 31, 32.

ЗАДАЧИ:

1. Ставка российского импортно­го тарифа на иностранную одежду составляет 20%, на ткани – 7%. Стоимость тканей составляет 20% стоимости одежды. Рассчитайте эффективный уровень тарифа:

а) при условиях, указанных выше;

б) если импортная пошлина на го­товую одежду возрастет до 40%;

в) если пошлина на ткани увели­чится до 10%;

г) если пошлина на одежду сокра­тится до 10%;

д) если пошлина на ткани сокра­тится до 0,4%.

Какие выводы можно сделать на базе этих расчетов?

2. Ставка российского импортного тарифа на телевизоры составляет 30%, на электронно-лучевые трубки для телевизоров – 60%. Рассчитайте эффективный уровень таможенной за­щиты и определите, о чем говорит по­лученный результат, если:

а) стоимость трубки составляет 40%,

б) половину,

в) 60% стоимости телевизора.

3. Мировая цена на сахар из стран Карибского бассейна, находящийся в порту Нью-Йорка, составляет $250 за т. Пошлина на импорт саха­ра в Казахстан – 20%. Если бы им­порт сахара не облагался тарифом, его годовое производство в Казах­стане составляло бы 2 млн. т, потребление – 3 млн. т, импорт – 1 млн. т. После обложения импорта пошлиной внутреннее производство сахара увеличилось до 2,4 млн. т, потребление сократилось до 2,8 млн. т, импорт сократился до 0,4 млн. т. Казахстан по потреблению сахара – малая страна. Рассчитайте:

а) выигрыш казахских потребите­лей в целом, если бы тариф был ус­транен;

б) потери казахских производите­лей сахара от устранения тарифа;

в) потери бюджета от устранения тарифа;

г) чистый прирост потребления в результате устранения тарифа.

4. Мировая цена на американскую пшеницу составляет $120 за 1 т. Правительство России, которая в импорте пшеницы является большой страной, рассматривает вопрос о введении специфического импортного тарифа $20 за 1 т для попол­нения государственного бюджета. Внутреннее годовое производство пшеницы составляет 100 млн. т., потребление – 140 млн. т, импорт – 40 млн. т. По оценкам, сокращение российского D на пшеницу приве­дет к падению мировой P на нее на $5 за 1 т, ее внутреннее про­изводство составит 110 млн. т, потребление сократится до 120 млн. т, а импорт – до 10 млн. т. Рассчи­тайте:

а) размер доходов бюджета от вве­дения импортного тарифа;

б) доходы, получаемые Россией в результате улучшения условий тор­говли;

в) потери от меньшей эффектив­ности внутреннего производства и от сокращения внутреннего потреб­ления пшеницы;

г) рост доходов местных произво­дителей;

д) воздействие введения тарифа на экономическое положение страны в целом.

5. На условиях предыдущей задачи оцените возможные параметры и раз­мер оптимального импортного тари­фа для России.

 

Практическое занятие 5

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

ВОПРОСЫ НА ПОВТОРЕНИЕ И ИССЛЕДОВАНИЕ:

1. В чем сложности измерения нетарифных методов и ка­кие инструменты существуют для этого?

2. Какие методы количественных ограничений вам известны?

3. Каков экономический смысл кво­тирования и какие виды квот вы знаете?

4. Что общего и в чем различие между импортным тарифом и импор­тной квотой?

5. Что такое лицензии и какие ме­тоды распределения лицензий явля­ются предпочтительными?

6. Почему «добровольное» ограни­чение экспорта не может считаться действительно добровольным?

7. Какие скрытые методы торговой политики вы знаете и в чем их эко­номический смысл?

8. В чем заключается разли­чие в экономическом содержании внутренней и экспортной субсидии?

9. Оказывают ли импортный та­риф и экспортная субсидия анало­гичное воздействие на внешнюю торговлю?

10. При каких условиях возникает парадокс Метцлера?

11. Может ли экспортное кредито­вание считаться скрытым субсидиро­ванием экспорта? Почему?

12. При каких экономических усло­виях демпинг может оказаться наи­более эффективным?

13. Какие методы торговой политики разрешены международными договорами, а какие запрещены?

14. В чем различия режима наиболь­шего благоприятствования и нацио­нального режима?

ПРОБЛЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Российские производители про­довольствия несут потери из-за его массированного импорта. Какой ме­тод торговой политики – импорт­ный тариф, импортную квоту или бюджетную субсидию российским фермерам – вы предложили бы при­менить для ограничения импорта и почему?

2. В начале 90-х годов правитель­ство России обсуждало вопрос о том, как лучше контролировать экспорт стратегически важных сырьевых Q. Выдвигались следующие пред­ложения:

а) ввести экспортные квоты и по­ручить министерству экономики рас­пределять их между производителя­ми;

б) ввести экспортные квоты и поручить МВЭС организовать кон­курсную продажу лицензий на пра­во экспорта Q в рамках кво­ты;

в) направить весь экспорт нефти через один трубопровод и один порт;

г) ввести централизованную сис­тему экспортных паспортов, лицен­зирования и регистрации экспорта;

д) ввести экспортный тариф.

Каковы плюсы и минусы каждого из перечисленных методов?

3. По вопросам, изложенным в пун­кте 16, у экспертов возник спор:

а) одни утверждают, что введение конкурсной продажи экспортных квот будет эквивалентно введению экспор­тного тарифа;

б) другие утверждают, что за пра­во пользоваться распределенными им экспортными квотами предприятия должны платить фиксированный на­лог в бюджет;

в) третьи говорят, что квоты до­лжны распределяться между наиболее хорошо зарекомендовавшими себя производителями.

Какое решение предпочтительнее и почему?

4. По правилам ГАТТ/ВТО экспор­тные субсидии:

а) разрешены;

б) запрещены;

в) разрешены, если торговый парт­нер использует импортный тариф;

г) запрещены, но могут использо­ваться по согласованию с торговым партнером.

Почему?

5. Компенсационная пошлина – это:

а) ответная мера на тариф, нало­женный торговым партнером;

б) налог, введенный против наплы­ва субсидированного экспорта из-за рубежа;

в) ответная мера на демпинг?

6. «Добровольное» ограничение эк­спорта предусматривает:

а) введение экспортной пошлины эк­спортером;

б) квотирование экспорта экспор­тером;

в) квотирование импорта импорте­ром;

г) квотирование экспорта импор­тером?

ПРЕЗЕНТАЦИИ:

37, 38, 39, 40,50, 51, 61.

ЗАДАЧИ:

1. Российское правительство ус­тановило 40-процентный тариф на импорт автомобильных шин, которых в стране не хватает. Оно считает важным сохранить эту отрасль, огра­див ее от иностранной конкуренции, поскольку видит ее большой экспорт­ный потенциал в будущем. Каков наи­более разумный способ поддержать перспективную отрасль в данном слу­чае?

2. Россия производит 70, потреб­ляет 20 и экспортирует 50 легких спортивных самолетов в год по цене $6000 за самолет. Правительст­во, считая самолетостроение пер­спективной отраслью, предоставля­ет производителям субсидию в размере 15% стоимости самолета, в результате чего внутренняя P са­молета увеличилась до $6450, а его P на внешнем рынке сократи­лась до $5550.

А. Почему внутренняя P на са­молет увеличилась меньше, чем раз­мер субсидии?

Б. Как введение субсидии отрази­лось на объемах внутреннего произ­водства и экспорта самолетов?

В. Как повлияло введение субсидии на потребителей и доходы бюджета?

Г. Какое воздействие оказало вве­дение субсидии на условия торговли России?

3. Говядина стоит $5,4 за 1 кг. По этой P российские фермеры производят 20 тыс. т, тогда как D на российском рынке достига­ет 60 тыс. т. В странах ближнего зарубежья, являющихся экспортерами говядины в Россию, ее P составляет $3,6 за 1 кг. По такой P российские фермеры смогут произвес­ти только 5 тыс. т при D, уве­личивающемся до 65 тыс. т. Для защиты внутреннего рынка Россия вводит импортную квоту, лицензия на получение которой стоит как раз столько, сколько составляет разница между внутренней P говядины и ее P в странах ближнего зару­бежья, то есть $1,8 за 1 кг.

А. Каков объем импорта говядины при свободе торговли и при защите внутреннего рынка импортной кво­той?

Б. Как скажется введение квоты на потребителях и на производителях?

В. Каков доход импортеров, полу­чивших разрешение на импорт в рам­ках квоты, от ее введения?

4. Россия производит и потребля­ет постоянные магниты. Их вну­треннее S составляет S = 50+5Р, а DQ = 400 - 10Р. Миро­вая P на магниты составляет $10. Правительство вводит кво­ту, ограничивающую импорт магни­тов 50 штуками.

А. Сколько магнитов и по какой P Россия будет производить в ус­ловиях свободы торговли?

Б. При мировой P на магниты в $10 каков будет объем импор­та?

В. Как импортная квота повлияет на внутренние P магнитов?

Г. Насколько увеличатся доходы им­портеров, получивших право на им­порт в рамках квоты, от ее введения?

Д. Каковы будут потери потреби­телей?

 

Практическое занятие 6

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

ВОПРОСЫ НА ПОВТОРЕНИЕ И ИССЛЕДОВАНИЕ:

1. Объясните, какие из перечисленных Q являются торгуемыми, а какие – неторгуемыми и при каких условиях: а) нефть, б) песок, в) станки, г) молоко, д) страхование, е) вино.

2. В 90-гг. международное сообщество не раз вводило эмбарго на торговлю с отдельными странами (Ирак – 1990, Сербия - 1995). С помощью концепции взаимного D объясните, как торговое эмбарго повлияло на условия торговли этих стран, на объемы их внешней торговли.

Эмбарго (от исп. embargo) – наложение ареста, запрещение, от embargar – накладывать арест, эмбарго; препятствовать, мешать, произошло от вульг.-лат. imbarricare – препятствовать, мешать:

- наложение государством запрета на ввоз другими странами или вывоз из страны Au или иностранной валюты, отдельных видов Q – оружия, современных технологий и др.;

- запрещение государственной властью захода в порты своей страны судов, принадлежащих другим странам или выхода из своих портов судов других стран;

- частичное или полное прекращение торговли с определёнными странами по решению ООН или другого межгосударственного объединения в качестве репрессивной меры по отношению к данной стране за нарушение Устава ООН или другие неблаговидные действия.

3. Имеет ли смысл международное сравнение уровня жизни в отдельных странах по показателю уровня дохода на душу населения, принимая во внимание, что разница в PP на торгуемые Q в разных странах зачастую зависит от искусственных барьеров на пути торговли?

4. С конца 80-х гг. начался переход от централизованной плановой экономики к рыночной системе большой группы стран бывшего СССР и В. Европы. Они стали объектом крупномасштабного финансирования со стороны развитых стран, прежде всего Германии и США. Произошел сдвиг в перераспределении доходов от развивающихся, прежде всего латиноамериканских, стран в пользу восточноевропейских. Как он повлияет на PP и условия торговли США и Германии?

5. В 1973-74 гг. мировая P на нефть увеличилась в 4 раза, а стоимостной объем импорта нефти в США вырос в 3 раза. Является ли американский D на нефть эластичным? Неэластичным? Почему?

6. В каком случае Э и И – эластичны, а в каких – нет?

ПРЕЗЕНТАЦИИ:

63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70.

Практическое занятие 7

МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ К

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

ВОПРОСЫ НА ПОВТОРЕНИЕ И ИССЛЕДОВАНИЕ:

1. Могут ли международная торговля и международное движение факторов Q замещать друг друга?

2. Как объясняется международное движение факторов Q:

- теорией сравнительных преимуществ;

- теорией соотношения факторов Q?

3. Как соотносится торговля Q и движение К по правилу Вальраса?

4. Охарактеризуйте основные формы К по источникам происхождения, характеру использования, срокам размещения, исполняемым функциям.

5. Что понимается под «инвестиционной In позицией»?

6. Охарактеризуйте основные понятия в области прямых In: прямая иностранная In, предприятие с иностранными In, прямой In, трансфертные PP?

7. Охарактеризуйте основные причины Э и И прямых In.

8. Какова сущность экономических эффектов, возникающих в результате прямых In?

9. Причины и сущность поддержки государством прямого In?

10. Охарактеризуйте основные понятия, относящиеся к международному предпринимательству: транснациональная корпорация ТНК, многонациональная корпорация МНК, страна базирования, принимающая страна.

11. Сформулируйте основные правила международного In.

12. Портфельные In: виды ценных бумаг, которые «складывают» в портфель.

13. В чем сущность международного заимствования и кредитования?

14. Сущность концепции межвременной торговли?

ПРОБЛЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. В каком случае, при свободном передвижении факторов Q между странами, может сократиться торговля Q?

2. Как теория Хекшера-Олина рассматривает международную торговлю Q и международное передвижения факторов К – как взаимозамещающие или –дополняющие элементы? Почему?

3. В РФ % относительно выше, нежели в Европе. Если пренебречь проблемой риска, с точки зрения межвременной торговли заинтересованы ли международные In З.Европы сократить текущее потребление C ради увеличения С в будущем? Как их интерес выразится практически? кди увеличения С в будущем с точки зрения межвременной торговли заинтересованы ли международные

4. В какой из стран будет бОльшая склонность к текущему С и в какой – к будущему С:

- Туркменистане, где существуют большие запасы газа, не требующие крупных In для их разработки:

- Японии, опережающей другие страны по темпам развития новейших технологий;

- Эстонии, активно совершающей экономические реформы и быстро перешедшей к рыночной экономике?

5. В чем сходство и различие между:

- зарубежными прямыми и портфельными In,

- зарубежными прямыми In и международными займами,

- зарубежными портфельными In и международными займами?

6. Снятие ограничений на пути международного передвижения К ведет к увеличению темпов экономического роста всех участвующих стран. Справедливое утверждение? Почему??

ПРЕЗЕНТАЦИИ:

11, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20.

ЗАДАЧИ:

1. Какие их следующих видов In считают прямыми, а какие – портфельными:

- американский банк CS First Boston купил акции российской компании «Лукойл» на $20 млн. Общая стоимость выпуска акций = $600 млн.;

- российский банк «Русский стандарт» приобрел здание в Вене, в котором открыл свой филиал в Австрии;

- Владимирский тракторный завод увеличил свою долю в уставном К находящегося в США СП по сбыту тракторов с 51 до 75%,

- российская фирма «Броксервис» по поручению клиента из Германии приобрела 11% текущего выпуска акций «Сургутнефтегаз»,

- канадская фирма «МакДональдс» открыла очередной ресторан в Москве,

- американо-российский In фонд разместил $100 млн. в российских государственных краткосрочных обязательствах ГКО и облигациях федерального займа ОФЗ?

2. В 70-х – начале 80-х гг. латиноамериканские страны активно брали международные займы, что привело их к долговому кризису. В то же время страны Ю-В. Азии активно In свой К, что позволило им осуществить экономический рывок. С точки зрения теории межвременной торговли:

- для какой группы стран реальная % по международным займам будет выше,

- какие страны делали упор на текущее, а какие – на будущее С,

- какие Q – Q текущего или будущего C – будет Э и И каждая из групп стран,

- по каким еще причинам международные кредиты могут предоставляться Латинской Америке по более высоким %, чем странам Ю-В. Азии?

3. «Кока-Кола» продает концентрат напитков в РФ. Российское правительство вводит высокий импортный тариф на ввоз концентрата, чтобы защитить национальных производителей и увеличивает налог на m иностранных компаний. Какие шаги может предпринять «Кока-Кола», чтобы:

- не упустить долю российского рынка местным производителям,

- сократить V налогов на m, выплачиваемых в РФ,

- гарантировать сохранность своих активов в РФ?

 

Практическое занятие 8

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

ВОПРОСЫ НА ПОВТОРЕНИЕ И ИССЛЕДОВАНИЕ:

1. Теория специфических факторов производства: специфические, мобильные факторы, внутреннее равновесие, международный баланс.

2. Влияние международной торговли на доходы: распределение доходов от торговли, распределение доходов при специфических факторах производства, влияние изменения товарных P на доходы от факторов производства, влияние S факторов на доходы от производства, эффект усиления.

3. Эффект М и несовершенная конкуренция: торговля на основе эффекта М, торговля в условиях монополистической конкуренции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.177 (0.289 с.)