Тематика рефератов по курсу Мировая экономика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тематика рефератов по курсу Мировая экономика



1. Особенности современного состояния мировой экономики.

2. Особенности современного состояния экономики отдельных стран (США, Германия, Япония, Россия).

3. Статистический анализ темпов и пропорций экономического развития отдельных стран.

4. Сравнительный анализ конкурентоспособности и инновационности экономики отдельных стран, включая Россию.

5. Ежегодные документы к Давосскому экономическому форуму и их роль в анализе конкурентоспособности в современной мировой экономике.

6. Эффективность производства в мировой экономике и факторы ее роста на примере отдельных стран.

7. Сдвиги в отраслевой структуре производства отдельных стран.

8. Основные черты и особенности научно-технической революции в экономике стран Запада.

9. Формы связи науки с производством в мировой экономике.

10. Механизм функционирования Еврозоны.

11. Интеграционные процессы в ЕС на современном этапе.

12. Прогноз развития экономики США, ЕС, Японии и т.д. до 2020 года.

13. Основные черты современного научно-технического лидерства – США, ЕС, Япония (сопоставительный анализ).

14. Современное состояние и прогноз развития экономики стран Восточной Европы до 2020 года (Польша, Чехия, Венгрия, Хорватия, Болгария, Румыния, страны Балтии).

15. Сравнительный анализ экономических реформ в России и других постсоциалистических странах.

16. Особенности экономики развивающихся стран в сравнении с развитыми странами и странами с переходной экономикой.

17. ОПЕК и его влияние на мировую экономику.

18. Особенности экономического развития стран Латинской Америки (Бразилия, Мексика, Аргентина, Чили).

19. Сравнительный анализ основных макроэкономических показателей России и стран Запада.

20. Прямые иностранные инвестиции в экономике России и других стран.

21. Проблема «утечки капитала» из России.

22. Внешний долг и его влияние на экономику России.

23. «Новая экономика» и современная структура промышленного производства на примере развитых стран.

24. Иностранный капитал и его роль в экономике России.

25. Глобализация и оценка перспектив ее развития.

26. Роль ТНК в глобализации мировой экономики.

27. Особенности и эффективность российских ТНК.

28. Противоречивый характер эволюции мирового хозяйства в современных условиях.

29. «Великая депрессия»: характер и причины возникновения. Новый курс Рузвельта.

30. План Маршалла и его вклад в возрождение послевоенного хозяйства стран Западной Европы.

31. «Рейганомика» и ее результат.

32. Новые тенденции в мировой экономике и международном разделении труда.

33. Место и роль России в международном разделении труда и современных МЭО.

34. Топливно-энергетические отрасли в мировой экономике.

35. Народонаселение и экономический рост – взаимосвязь и динамика.

36. Природно-ресурсный потенциал России.

37. Глобальное сотрудничество-создание новой мировой системы регулирования.

38. Участие России в решение глобальных проблем человечества.

39. Североамериканское соглашение о свободной торговле в системе мирового хозяйства.

40. ТНК – главные носители глобализации в мире.

41. Характер деятельности ТНК в Российской Федерации.

42. Деятельность ФПГ в России.

43. Россия и международные экономические организации: проблемы и перспективы.

44. Причины, условия и проблемы вступления России в ВТО.

45. Мировой рынок оружия и место России на этом рынке.

46. Место и роль России в современной мировой торговле – проблемы и перспективы.

47. Проблема «утечки умов» в мировой экономике.

48. Влияние международной миграции на средний уровень заработной платы в различных странах и объем мирового производства продукции.

49. Международное заимствование и кредитование.

50. Помощь и долги: влияние на мировое экономическое равновесие.

51. Особенности современного развития мирового рынка технологий.

52. Место России на мировом технологическом рынке.

53. Россия в современной мировой валютно-финансовой системе.

54. Современные мировые финансовые кризисы: природа, специфика проявления.

Вопросы к экзамену (ЗАЧЕТУ) по курсу Мировая экономика

1.Сущность мировой экономики. Отличия мировой экономики от национальной экономики.

2.Предмет, объект, методы анализа, применяемые в МЭ.

3.Место курса в системе экономических дисциплин и его основные задачи.

4.Система показателей, характеризующих место страны в мировой экономике.

5.Субъекты современной мировой экономики. Группы стран в мировой экономике.

6.Развитые страны: общая характеристика и их роль в мирохозяйственных процессах.

7.Современный этап развития экономики США, особенности внешнеэкономических связей.

8.«Японское чудо» и современная экономика Японии.

9.Место и роль Европейского Союза в мировой экономике. Проблемы и перспективы расширения ЕС на рубеже веков.

10.Развивающиеся страны: общая характеристика, неравномерность экономического развития, рост дифференциации.

11.Роль НИС в современной мировой экономике.

12.Наименее развитые страны и понятие периферии современного мирового хозяйства.

13.Экономика Китая: перспективы вхождения в мировое хозяйство.

14.Современное геополитическое положение России.

15.Переходный характер российской экономики и проблемы включения в мировое хозяйство 21в.

16.Национальная экономическая безопасность и мирохозяйственная стратегия России в современных условиях.

17.Оценка перспектив изменения места и роли России в мировом хозяйстве.

18.«Великая депрессия»: характер и причины возникновения.

19.«Новый курс» Ф. Рузвельта.

20.План реформирования экономики английского банкира Дж. Мэя.

21.Возрождение экономики Германии. Планы Ч. Дауэса и О. Юнга.

22.Экономическая политика французского правительства «Народного фронта».

23.Экономические итоги Второй мировой войны.

24.План Маршалла и его вклад в возрождение послевоенного хозяйства стран Западной Европы.

25.Экономическая программа Л. фон Эрхарда в ФРГ («Немецкое чудо»).

26.Экономическая политика голлизма во Франции.

27.«Обратный курс» Дж. Доджа – К. Шоупа в Японии («Японское чудо»).

28.Экономические проблемы современного этапа (1970-1990 гг.).

29.«Рейганомика» и ее результаты.

30.Экономические реформы правительства М. Тэтчер.

31.Реформирование хозяйственного механизма в странах Восточной Европы.

32.Экономические реформы в Китае.

33.Мировое хозяйство: сущность, основные этапы его формирования и развития.

34.Особенности современного этапа развития МХ.

35.МРТ как материальная основа развития МХ. Теория сравнительных преимуществ Д. Риккардо.

36.Международная специализация и кооперирование производства.

37.Глобализация современного мирового хозяйства (черты и противоречивый характер).

38.Глобальный подход к изучению МЭ. Сущность и классификация глобальных проблем.

39.Современные глобальные проблемы в МЭ.

40.Глобальное экономическое сотрудничество на рубеже столетий и роль международных организаций в решении проблем.

41.Сущность международных корпораций и их виды. Особенности деятельности ТНК.

42.Концепции возникновения ТНК и этапы их развития.

43.Источники эффективной деятельности ТНК.

44.Основные формы деятельности ТНК в мировом хозяйстве.

45.Перспективы развития российских ТНК.

46.Международная экономическая интеграция: сущность, предпосылки и этапы развития.

47.Особенности развития региональных интеграционных объединений: НАФТА, МЕРКОСУР, АТЭС, АСЕАН, ОПЕК и др.

48.Западно-европейская экономическая интеграция: ЕС, ЕАСТ, «Вышеградская четверка».

49.Система международных экономических организаций: сферы деятельности и функции.

50.Классификации международных экономических организаций.

51.Международные экономические организации, регулирующие международную торговлю.

52.Международные валютно-кредитные и финансовые организации.

53.Специализированные экономические и научно-технические организации.

54.Природные ресурсы и их роль в мировой экономике. Абсолютная и относительная ограниченность минерально-сырьевых и энергетических ресурсов.

55.Запасы минерального сырья и энергетических ресурсов в различных странах и регионах. Экономический рост и потребление минеральных ресурсов.

56.Лесные ресурсы. Климатические и рекреационные ресурсы и их значение в мировой экономике. Специфика стран и регионов в обладании и использовании этих ресурсов.

57.Человеческие ресурсы мира и их роль в развитии экономики.

58.Ресурсный потенциал России на рубеже 20-21 вв.: природные ресурсы, человеческие ресурсы, производственный, научно-технический потенциал.

59.Современная отраслевая структура МХ. Место и роль современной промышленности в МХ.

60.ТЭК, его структура и тенденции развития.

61.АПК и тенденции его развития. Особенности развития АПК в различных группах стран.

62.Транспорт и связь в начале 21 века.

63.Особенности отраслевой структуры России на современном этапе.

64.Возникновение мирового рынка и его сущность. Отличия мирового рынка от национального рынка.

65.Особенности ценообразования на мировом рынке.

66.Международная конкуренция и особенности ее проявления в современных условиях. Конкурентное поведение и стратегия стран на мировом рынке.

67.Конкурентоспособность страны на мировом рынке. Показатели конкурентоспособности страны.

68.Конкурентные слабости и преимущества России на мировом рынке. Место России в рейтинге конкурентоспособности стран.

69.Информационные технологии на мировом рынке. Система СВИФТ.

70.Содержание международной торговли.

71.Структура международной торговли.

72.Внешнеторговые контракты. Виды операций и сделок во внешней торговле.

73.Структура и содержание внешнеторговых контрактов. Базисные условия поставки товаров.

74.Классические теории международной торговли.

75.Новейшие теории международной торговли.

76.Понятие внешнеэкономической политики государства и ее основные направления.

77.Тарифное регулирование внешне-экономической деятельности.

78.Нетарифные барьеры.

79.Понятие и структура международного рынка услуг. Специфические особенности международной торговли услугами.

80.ВТО и особенности ее функционирования. Проблемы вступления России в ВТО.

81.Понятие международной миграции рабочей силы (ММРС), ее причины, виды и последствия.

82.Основные центры трудовой миграции. Направления и состав ММРС.

83.Влияние ММРС на страны, экспортирующие и импортирующие рабочую силу.

84.Государственная миграционная политика: сущность, виды, инструменты.

85.Содержание международной миграции капитала. Причины вывоза капитала и факторы, способствующие вывозу капитала.

86.Основные формы движения капитала.

87.Еврорынок: сущность и причины возникновения.

88.Особенности функционирования евроденежного рынка. Специфика процентных ставок.

89.Рынок среднесрочных банковских кредитов и его особенности.

90.Рынок долгосрочных еврооблигационных займов и специфика еврооблигаций.

91.Особенности вывоза капитала на современном этапе. Проблемы внешней задолженности стран.

92.Мировой финансовый кризис 2007-2008 гг.: причины и последствия.

93.Динамика и размеры иностранных инвестиций в России.

94.Характеристика основных видов инвестиций.

95.Международная правовая база инвестиционного сотрудничества. Влияние иностранных инвестиций на экономику.

96.Сущность свободных экономических зон (СЭЗ) и причины их создания.

97.Основные разновидности СЭЗ.

98.Особенности формирования СЭЗ в разных странах.

99.Проблемы формирования и функционирования СЭЗ в России.

100.Особенности современного рынка технологий.

101.Основные формы международной передачи технологий.

102.Государственное регулирование международной передачи технологий.

103.Международная валютная система и ее элементы.

104.Возникновение и этапы развития международной валютной системы.

105.Валютная политика и валютный курс.

106.Содержание и формы валютных операций.

107.Хеджирование и спекуляции на международном валютном рынке.

108.Платежный баланс и его структура.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Самостоятельная работа студентов является неотъемлемой составляющей образовательного процесса в высшем учебном заведении. Самостоятельная учебная и научно-исследовательская работа выполняется студентами под руководством преподавателя, осуществляющего аудиторную работу в данной учебной группе.

Самостоятельная работа студентов должна обладать следующими признаками:

- быть выполненной лично студентом или являться самостоятельно выполненной частью коллективной работы;

- представлять собой законченную разработку (законченный этап разработки), в которой раскрываются и анализируются актуальные проблемы по определённой теме и её отдельных аспектов (актуальные проблемы изучаемой дисциплины и соответствующей сферы практической деятельности);

- демонстрировать достаточную компетентность автора в раскрываемых вопросах;

- иметь учебную, научную и/или практическую направленность и значимость (если это учебно-исследовательская работа);

- содержать определенные элементы новизны (если это научно-исследовательская работа);

Самостоятельная письменная работа оформляется в соответствии с требованиями, принятыми стандартом с учётом дополнительных требований кафедры.

Аналитический обзор

Написание аналитических обзоров нацеливает на необходимость изучения статистической информации, характеризующей состояние российской и региональной экономики. Данный вид работы предполагает отражение статистически значимых показателей по исследуемой проблеме, оценку их динамики и выявление складывающихся макроэкономических тенденций. Для наглядности следует использовать графический и табличный материал.

За единицу времени следует брать год (ни квартал или месяц). Для более четкого отражения экономических тенденций следует анализировать данные не менее чем за 5 лет. Цифры, представленные в обзоре, должны фигурировать в коммен­тариях при оценке ситуации. Особо приветствуются качественно новые выводы, основанные на синтезе нескольких, представленных ранее, комментариях к различным таблицам, диаграммам и/или числовому материалу. Объем: 2-4 страницы формата А4.

Эссе

Основной целью работы является выработка навыков в поиске, анализе необходимой информации, сопоставление альтернативных точек зрения и формулирование оригинальных выводов.

Для успешного выполнения работы следует ознакомиться с основной и дополнительной литературой для определения предмета исследования, после чего следует обратиться к найденным самостоятельно источникам информации (монографии, журналы, Интернет). Основная часть работы – цитаты из различных источников (цитирование рекомендованной преподавателем литературы следует приводить лишь в случае крайней необходимости, а акцент перенести на самостоятельно обнаруженные источники). Обязательны постраничные ссылки и представление списка использованных источников в соответствии со стандартом, состоящего из 8 и более различных. Между цитатами следует сделать т.н. логические связки-«мостики», представляющие собой предложения с промежуточными выводами, комментариями, критикой и т.д. Желательно представить в работе различные точки зрения на анализируемую проблему с авторской позиции.

В заключительной части работы в тезисной форме перечисляются основные выводы, которые, помимо этого, могут обобщатьсяв итоговое резюме, состоящим из одного предложения. Объем: 2-3 страницы формата А4.

 

Реферат

По усмотрению преподавателя согласно Вашему варианту должен быть написан реферат, выполненный в соответствии со стандартом ГОУВПО «Мордовский государственный университет».

Реферат выполняется следующим образом:

- делается подборка литературы по данной проблеме;

- составляется план;

- проводится литературный обзор по проблеме;

- анализируется состояние решаемой проблемы;

- разрабатываются рекомендации и предложения, направленные на решение изучаемой проблемы;

- происходит письменное оформление реферата.

Реферат должен включать 12-15 страниц (титульный лист – 1 стр., содержание – 1 стр., введение – 1 стр., основную часть – 7-10 стр., заключение – 1 стр., список использованной литературы – 10-15 источников). Помимо этого, в реферат могут быть включены приложения, не входящие в общее количество страниц в работе. Каждый раздел с новой страницы.

Работа может быть выполнена с помощью ПК. Шрифт Times New Roman, 14, Интервал – 1,5, Поля: Сверху, снизу – 2 см, слева – 3 см, справа 1-1,5 см. Абзац – 1,25 - 1,27 см. Нумерация страниц с титульного листа внизу посередине (на первой и второй странице не ставится).

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ НА ЭКЗАМЕНЕ

К сдаче экзамена по дисциплине «Мировая экономика» допускаются студенты, успешно выполнившие все необходимые задания.

Оценка «отлично» выставляется студенту, который:

- глубоко, осмысленно усвоил в полном объеме программный материал, излагает его на высоком научном уровне; изучил обязательную и дополнительную литературу и умело использует этот материал в ответах;

- свободно владеет методологией данной дисциплины; знает определения экономических категорий, понятий, устанавливает связи между экономическими показателями и категориями;

- умеет творчески применять теоретические знания при решении практических задач и конкретных экономических ситуаций, давать экономическое обоснование решению практических задач, используя современные методы исследования;

- стремится самостоятельно пополнять и обновлять знания в процессе дальнейшей учебной деятельности.

Оценка «хорошо» выставляется студенту, если он:

- полно раскрывает материал, предусмотренный программой, изучил обязательную литературу;

- владеет методологией данной дисциплины, методами исследования; знает определения экономических показателей и категорий, умеет устанавливать связь между ними;

- умеет применять теоретические знания при решении задач и в конкретных экономических ситуациях, экономически обосновывая свои действия;

- допустил небольшие ошибки при изложении материала, не искажая содержание ответа по существу.

Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент:

- владеет материалом в пределах программы курса; знает основные экономические показатели и критерии;

- обладает достаточными знаниями для продолжения обучения и профессиональной деятельности;

- способен решить экономическую задачу, разобраться в конкретной экономической ситуации.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который:

- показал проблемы в знаниях основного учебного материала; не может дать чёткого определения экономическим показателям и категориям;

- не умеет решать задачи и не может разобраться в конкретной экономической ситуации;

- не способен успешно продолжать дальнейшее обучение в связи с недостаточным объёмом знаний.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ НА ЗАЧЕТЕ

 

К сдаче зачета по дисциплине «Мировая экономика» допускаются студенты, успешно выполнившие все необходимые задания.

Оценка «зачтено» ставится, если студент знает основные категории мировой экономики, ее субъекты, теории мирохозяйственных связей, принципы, типы, формы, методы и содержание внешнеторговой политики; основные этапы и современные тенденции развития мировой экономики; состав международных экономических отношений; особенности природно-ресурсного потенциала мирового хозяйства; умеет рассчитывать показатели участия страны в мировом хозяйстве, ее сравнительные преимущества, определять равновесный валютный курс и равновесную мировую цену.

Оценка «незачтено» ставится, если студент не способен объяснить сущность основных категорий мировой экономики, ответить на простейшие вопросы; при ответах допускает многократные ошибки.

 

 


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

а) основная литература

1. Ивасенко А.Г. Мировая экономика: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2010. -640 с.

2. Киреев А.П. Международная экономика, В 2-х ч. - Ч.1. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. Учебное пособие для вузов. М.: Международные отношения, 2000 - 416 с.

3. Киреев А.П. Международная экономика, В 2-х ч. - Ч.11. Международная макроэкономика: открытая экономика и макроэкономическое программирование. Учебное пособие для вузов. М.: Международные отношения, 2001 - 488 с.

4. Кормишкин Е.Д. Мировая экономика: учеб. пособие / Е.Д. Кормишкин, Р.А. Филиппова, Н.А. Егина. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2006.

5. Цыпин И.С., Веснин В.Р. Мировая экономика: учеб.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 248 с.

6. Чеботарев Н.Ф. Мировая экономика: Учебник. - -2-е изд., доп.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0»- 2008.-332 с.

7. Шимко П.Д. Международная экономика: учеб. пособие /П.Д. Шимко, Н.И. Диденко; по ред. П.Д. Шимко.- М.: Изд-во Юрайт; И.Д. Юрайт, 2010.- 752 с.

 

б) дополнительная литература

8. Клочковский Л.Л. Мировая экономика: учебное пособие / сост.Л.Л. Клочковский.- М.: Издательство «Экзамен», 2007.- 222 с.

9. Колесов В.П., Кулаков М.В. Международная Экономика: Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2008.- 474 с.

10. Ломакин В.К. Мировая экономика: учебник для вузов / В.К. Ломакин. - М.ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- 671 с.

11. Мировая экономика: учебник для вузов./ А.С. Булатов, Р.Ф. Волков, В.В. Виноградов и др.; под ред. проф. А.С. Булатова.- М.: Экономисть, 2005.- 734 с.

12. Мировая экономика: учеб. для вузов/ под ред. Ю.А. Щербанина.-М.: ЮНИТИ, 2006.-318 с.

13. Мировая экономика: учеб. для вузов/ под ред. И.П. Николаевой.-М.: ЮНИТИ, 2006.-510 с.

14. http://www.un/org/russian/online/loc1.htm Официальный указатель Wed-сайтов организаций системы ООН.

15. http://www.worldbank.org/ Сайт Всемирного банка.

16. http://www.wto.org/ Сайт Международной торговой организации.

17. http://www.oecd.org/ Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

18. http://www.ilo.org/ Международная организация труда (МОТ).

19. http://www.unece.org/ Welcome.html Европейская экономическая комиссия.

20. http://www.ifc.org/ Международная финансовая корпорация (МФК).

21. http://www.iccwbo.org/ Международная торговая палата.

22. http://www.europa.eu.int/ Европейский союз.


 

Учебное издание

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.119 с.)