ТОП 10:

Вопрос №16. Европейский союз.



Причины создания ЕС:

ЕС представляет собой наиб развитую и совершенную интеграц группировку в мире. Причина его создания сост и в стремлении западноевр стр преодолеть негат опыт 2 мир войн, исключ возможн возникн их в буд. В своей эволюции ЕС прошел все формы интеграции: зону своб торг; тамож с; эк и вал с; полит с (становл 3 и 4 форм еще не заверш).

1951 г -Евр объедин угля и стали (ЕОУС)-отраслевой интеграц-й группировки с участием ФРГ, Франц, Итал, Бенилюкса. Уг и ст прод без пошлин. В 51г эти же страны создали Евроатом (начало освоения атомн электротехники). Они же подписали 25 марта 57 г Римск дог об образов Евр эк сообщества (ЕЭС).

В основе деят-ти ЕС лежат 3 опоры:

-эк политика

-внешн политика и политика безопасности

-внутр политика и юстиция.

Координацию основных сфер деятельности ЕС осуществляют:

1. Евр Совет (главы гос-в и правительств ЕС)

2. Совет Мин ЕС (представит гос-в в рамках министров нац правительств)

3. Евр комиссия (исполн орган)

4. Евр парламент (участв в законод деят-ти)

5. Суд ЕС (обеспеч единое применение и трактование права ЕС на всей его тер-рии)

На флаге ЕС 12 звездочек.

Этапы становления ЕС:

50е-70е: зона своб торг, переход в тамож союз. 2е стандарты, общ политика по отнош к 3м стр.

-каждая стр отчисляет в ЕЭС 12% своего ВВП, входящая в него.

-отчисления НДС.

Присоедин Великобр, Дания и Ирланд

2. 70е-80е – евросклер, кризис м/у стр ЕЭС. прин прогр евр вал сотрудничества. разрыв в ур развития стр евр интеграций увел. разрыв увел 1981, когда вход Греция.

3. 1986г. – вступ Португ и Испан. Подписан Единый Евр Акт об постепенной ликвидации пограничных барьров для движения раб силы, кап и тов. Уничтожается паспортн проверка.

1990г. заверш созд ед общ рынка.

4. Созд. вал эк и полит союза. 1янв 93г введ своб перемещ факт произв в ЕС.

1992г. – подписан Маастрихтский дог, трансформировавший ЕЭС в ЕС. Созданы спец. Институты: ЕЦБ( евр ЦБ), евр система ЦБ (ему подчин все банки стран ЕС)

4. 1995г. – присоедин Австр, Финлянд и Швец. Норвег отказ вступ в ЕС(нефть).

2000 Ниццкий до- внутр реф , касающ процедуры принятия нов членов.

входят 10 стран: стр. Вост и Центр Евр, Кипр, Мальта.

  1. 1января 2007г.- попадают Румын и Болгар. Итого 27 стр.

1 янв 2002-евро, последний шаг перед конфедерацией, в буд м б похоже на США. Эстон из социал вошла. до евро-экю( корзиночная) European currency unit/

Вопрос.

 

В 1992 г. США, Канада и Мексика подписали договор о создании торгово-политического блока НАФТА – Североамериканской зоны свободной торговли, который вступил в силу в 1994 г. В настоящее время НАФТА – крупнейшая группировка в мире по территории, населению, емкости товарного и финансового рынков, масштабам научно-технического потенциала. На долю НАФТА в конце 1990-х гг. приходилось около 20 % всей мировой торговли.

Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) — соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающаяся на модели Европейского Сообщества (Европейского Союза).

Основной целью НАФТА явилось снятие барьеров на торговлю товарами между странами-участницами. Половина барьерных ограничений была снята сразу же, остальные снимались постепенно в течение 14 лет. Такое соглашение стало расширенным вариантом торгового соглашения 1989 г. между Канадой и США.

На сегодняшний день цели НАФТА включают:

снятие барьеров и стимулирование движения товаров и услуг между странами-участниками соглашения;

создание и поддержание условия для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли;

привлечение инвестиций в страны-члены соглашения;

обеспечение должной и эффективной защиты и охраны прав интеллектуальной собственности в Зоне;

создание действенных механизмов внедрения и использования Соглашения, совместного решения споров и управления;

установление базы для будущей трехсторонней, региональной и междунардной кооперации в целях расширения и улучшения Соглашения.

Структура НАФТА.

НАФТА обладает четкой организационной структурой. Центральным институтом НАФТА является Комиссия по свободной торговле, в которую входят представители на уровне министров торговли от трех стран-участниц. Комиссия наблюдает за осуществлением и дальнейшей разработкой Соглашения и помогает разрешать споры, возникающие при интерпретации Соглашения.

Модель североамериканской экономической интеграции в целом развивалась по тем же принципам, что и ЕС. В то же время она характеризуется рядом особенностей:

1) длительное время интеграционные процессы формировались преимущественно на корпоративном и отраслевом уровнях, не были связаны межгосударственным и надгосударственным регулированием по типу ЕС;

2) НАФТА развивалась с учетом интересов американских транснациональных корпораций, чьи капиталы в экономике Канады и Мексики занимали доминирующее положение. Так, в середине 1990-х гг. в США направлялось до 80 % канадского экспорта и свыше 70 % мексиканского. В результате степень и масштабы канадско-американской и мексикано-американской интеграции намного превзошли уровень интеграции экономики Мексики и Канады. Последние являлись скорее конкурентами на американском рынке товаров и рабочей силы, стремившимися привлечь капиталы и технологии американских корпораций, чем партнерами по интеграции.

 

К 2010 г. планируется создать полноценный североамериканский рынок. Предусматриваются поэтапная ликвидация тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле, введение комплекса мер по урегулированию возможных тарифных конфликтов.

 

 

Главное отличие – асимметричность экономической зависимости США, Канады и Мексики. Взаимодействие хозяйственных структур Мексики и Канады далеко уступает по глубине и масштабам канадо-американской и мексикано-американской интегрированности. Канада и Мексика скорее являются конкурентами на американском рынке товаров и рабочей силы, соперниками по привлечению капитала и технологий американских корпораций, чем партнерами по интеграционному процессу.

Другая особенность североамериканской экономической группировки заключается в том, что ее участники находятся в разных стартовых условиях. Если Канаде за последнее десятилетие удалось приблизиться по главным экономическим макропоказателям (объему ВВП на душу населения, производительности труда) к США, то Мексика, долгие годы находившаяся на положении экономически отсталого государства с большой внешней задолженностью, пока еще заметно отстает от этих стран по основным базовым показателям.

Разница в размерах ВВП на душу населения между Мексикой и США достигает 6,6 раза, а с Канадой – 4,1 раза. Столь существенный разрыв в уровнях экономического развития стран-членов затрудняет создание единого хозяйственного комплекса.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.75.196 (0.005 с.)