Кафедра «Информационные системы» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра «Информационные системы»



Кафедра «Информационные системы»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

по дисциплине Разработка и проектирование ERP

(код и полное наименование дисциплины по рабочему учебному плану)

для обучающихся специальности 6М070300 Информационные системы __

(шифр и наименование специальности/специализации)

Астана

Г.


Лабораторная работа №1. Анализ системы. Цель анализа. Назначение системы в целом. Входы, Выходы, Исполнители, Лица принимающие решения, механизмы управления системой.

Цель занятия: Научить студентов проводить структурный анализ системы, выполнять описание процессов системы.

Задания на лабораторную работу

Рассмотрим пример.

1. Выбрать систему для анализа и указать применительно к ней следующее:

1. Выделение объекта среди других и представление его как системы; Цель анализа, Окружающая среда
2. Классификационная характеристика системы  
3. Определение целей, задач и назначения (функций) системы; Цели и назначение системы в целом.
4. Установление связей системы с другими системами;  
5. Осуществление декомпозиции систем, выделение структурных компонентов; Входы, Преобразования, Выходы, Исполнители, Лица принимающие решения
6. Исследование поведения системы; Варианты, при использовании которых могут быть достигнуты поставленные цели. Параметры, критерии или меры эффективности, по которым можно оценить достижение целей.
7. Изучение состояния системы и направленности ее изменения. Укажите другие системы, выходы которых оказывают влияние на выбранную вами систему.

Цели: Определить структуру системы и подсистем, а также механизм функционирования рассматриваемой системы.

Система в целом и подсистемы. За систему принимаем университет (далее «Филиал»), который осуществляет подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием.

Филиал в своем составе имеет: факультеты; кафедры; другие учебные, научные, научно-методические, производственные, административно-хозяйственные и вспомогательные подразделения.

Основными целями системы «Университет» является:

- удовлетворение потребностей личности в индивидуальном, культурном и нравственном развитии, приобретении высшего образования и квалификации в избранной области профессиональной деятельности;

- удовлетворение потребностей общества в квалифицированных специалистах с высшим образованием и научно-педагогических кадрах высшей квалификации;

- организация и проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований и иных научно-технических, опытно-конструкторских работ, в том числе по проблемам образования;

- переподготовка и повышение квалификации преподавателей и специалистов;

- распространение знаний среди населения, повышение его общеобразовательного и культурного уровня;

- обеспечение непрерывности между средним и высшим образованием, путем организации различных форм довузовской подготовки;

- образование креативной личности, способной адаптироваться в быстро меняющемся современном мире.


 

Окружающая среда.

 

 

Цели каждой подсистемы. Кафедры являются основными подсистемами системы «Университет». Их главными целями являются образовательный процесс, проведение научных исследований и научно-методической работы.

Финансово-экономическая служба также является подсистемой. Её основной целью является планирование и распределение денежных средств.

Бухгалтерия – занимается ведением учетной и отчетной документации.

Библиотека – обеспечение методической и учебной литературой.

Входами являются: трудовые ресурсы; информация; капитал (оплата за обучение).

Преобразования: Вход Преобразования Выход


Выходы:

- студенту предлагается все большее количество услуг;

- посредством распределения капитала формируется и расширяется материально-техническая база;

- доля рынка в сфере образовательных услуг расширяется;

- загруженность и стабильная выплата заработной платы влечет удовлетворенность работников.

Программы, подпрограммы и работы: рабочие программы; учебные планы; задания; контрольные вопросы; экзаменационные билеты.

Исполнители: профессорско-преподавательский состав; ассистенты; лаборанты; рабочие и т.д.

Лица, принимающие решения: заведующие кафедрами; проректора; деканы; начальники отделов и служб.

Руководитель – ректор Университета.

2. Привести графическую модель рассматриваемой системы с указанием входных, выходных, управляющих параметров.

 

Контрольные вопросы

1.Назовите принципы системного подхода к созданию ИС.

2.Дайте определение окружающей среды

3.Механизм процесса описания системных объектов

4.Что такое структура системы, системный подход?

 

Рекомендуемая литература

1. Смирнова Г.Н., Сорокин А.А., Тельнов Ю.Ф. Проектирование экономических информационных систем. М.:Финансы и статистика, 2001

2. Калянов Г.Н.CASE-технологии: консалтинг в автоматизации бизнес-процессов. М.:Горячая линия-Телеком, 2002

3. Черемных С.В., Семенов И.О., Ручкин В.С. Моделирование и анализ систем. -технологии. Практикум. М.:Финансы и статистика, 2002

4. Липаев В.В. Управление разработкой программных комплексов М.:Финансы и статистика, 1993

Основные понятия

Инфологическая модель позволяет представить предметную область в формализованном виде. При этом используются наиболее естественные для человека формы представления той информации, которую предполагается хранить в создаваемой базе данных. Поэтому для построения инфологической модели данных используют различные виды семантических моделей: семантические сети, модель «сущность-отношение» и др. В лабораторной работе используется модель «сущность-отношение» (ER-модель). Основными элементами этой модели являются сущности, их свойства (атрибуты) и связи между сущностями.

Сущность определяет некоторый объект предметной области, информацию о котором необходимо хранить в БД. При этом объекты могут быть как реальными (например, студент), так и абстрактными, (например, зачет). Объекты предметной области образуют классы объектов, имеющих одинаковые свойства. Такие классы определяют тип сущности (в дальнейшем, просто сущность). Понятие тип сущности относится к набору однородных личностей, предметов (напр. сущность Студент, характеризующаяся фамилией, номером группы, номером зачетной книжки). Конкретный объект из этого класса задает экземпляр сущности. Экземпляр сущности определяет конкретный объект в наборе. Напр., конкретного студента, для которого указанные характеристики имеют конкретные значения: Семенов Гр1 1232009. Характеристики сущности называются атрибутами. Так, фамилия, номер группы, номер зачетной книжки являются атрибутами сущности Студент. Имена атрибутов должны быть уникальным для конкретного типа сущности. Для разных типов сущностей имена атрибутов могут повторяться (напр., атрибут Фамилия может быть определен для многих сущностей: преподаватель, студент, автор книги и т.п.). Атрибуты определяют структуру информации, которая должна быть собрана о сущности.

Среди всех атрибутов сущности особое положение занимают атрибуты, образующие ключ. Ключ − это минимальный набор атрибутов, по значениям которых можно однозначно найти требуемый экземпляр сущности. Различают сильные и слабые типы сущностей. Сильные сущности существуют сами по себе, а существование слабых сущностей зависит от существования сильных.

Другим элементом ER-модели является связь. Связь определяет зависимость двух или более сущностей. С помощью связей отражаются семантические соотношения между сущностями. Наличие множества связей и определяет сложность инфологических моделей. При построении ER-модели используются бинарные связи, т.е. связи между двумя сущностями. Различают следующие типы связей:

С вязь ОДИН-К-ОДНОМУ (1:1). Такая связь определяет то, что в каждый момент времени каждому экземпляру сущности А соответствует 1 или 0 экземпляров сущности В (рис.1.1): студент занимается в одной аудитории

 

 

Рис. 1.1.Связь 1:1

С вязь ОДИН-КО-МНОГИМ (1:М). Она означает, что одному экземпляру сущности А соответствуют несколько экземпляров сущности В (рис.1.2.): Преподаватель обучает многих студентов

 

Рис. 2. Связь 1:М

Связь МНОГИЕ-КО-МНОГИМ (М:N). Она означает, что многим экземплярам сущности А соответствует много экземпляров сущности (рис. 1.3): Преподаватели обучают студентов.

 

Рис. 1.3. Связь N:M

Все связи требуют описания, которое включает:

· идентификатор связи;

· формулировку имен связи с точки зрения связываемых сущностей;

· тип связи.

Особое внимание при построении модели БД необходимо уделять обеспечению целостности данных. Целостность − свойство БД, которое понимается, как способность БД поддерживать правильность данных в любой момент времени. Поддержание целостности может рассматриваться как защита данных от неверных изменений или разрушений. Значительная часть правил, определяющих целостность БД, зависит от смысловых правил работы с данными в конкретной предметной области. Поэтому при проектировании ER-модели необходимо подробно определить все смысловые ограничения и правила, связанные с обработкой данных.

 

Основные понятия

Автором реляционной модели данных (РМД) является Э. Кодд. Математик по образованию, он предложил использовать аппарат теории множеств для определения структуры данных и операций работы с ними. Кодд доказал, что любое представление данных может быть сведено к совокупности двумерных таблиц особого вида – отношений (relation).

Формально, отношение определяется как подмножество декартового произведения образующих его множеств (доменов):

R D 1 x D 2 x … x Dn, где Di - i-ый домен отношения.

Таким образом, отношение представляет собой множество кортежей (n -ок) вида (a 1, a 2, …, an), где каждый ai Î Di. Дадим еще несколько определений.

Определение 1. Атрибут отношения есть пара вида <Имя_атрибута: Имя_домена>.

Имена атрибутов должны быть уникальны в пределах отношения.

Определение 2. Отношение R, определенное на множестве доменов D 1, D 2D n (не обязательно различных), содержит две части: заголовок и тело.

Заголовок отношения (или схема отношения) содержит фиксированное количество атрибутов отношения:

Тело отношения содержит множество кортежей отношения. Каждый кортеж отношения представляет собой множество пар вида <Имя_атрибута: Значение_атрибута>:

(<A1:Val1>, A2:Val2>,…,<An:Valn>)

 

Отношение обычно записывается в виде:

,

или короче

,

Полем называется значение атрибута в кортеже отношения.

Важно иметь в виду, что каждый атрибут может быть определен только на одном домене, однако разные атрибуты могут быть определены на одном и том же домене. Напр., домен дата может определять несколько атрибутов: дата рождения, дата окончания школы и т.д.

Число атрибутов в отношении называют степенью (или - арностью) отношения. Мощность множества кортежей отношения называют мощностью отношения.

Набор отношений образует реляционную модель БД (или просто реляционную БД – РБД). Не все РБД обладают одинаковыми свойствами. В случае неправильного её проектирования РБД может обладать аномалиями, которые значительно ухудшают характеристики её работы, такие как избыточность данных и время обработки данных. Различают следующие виды аномалий:

· Аномалии обновления.

· Аномалии добавления.

· Аномалии удаления.

Наличие аномалий связано со схемой отношения. Для определения качественной схемы отношения были введены понятия нормальной формы (НФ) отношения. Различают несколько видов НФ, которые отличаются ограничениями, накладываемыми на атрибуты отношения. Эти ограничения связаны с понятием функциональной зависимости атрибутов. Дадим определение функциональной зависимости.

Пусть X и Y – атрибуты некоторого отношения R. Если в любой момент времени каждому значению X соответствует единственное значение Y, то Y функционально зависит от X (X→Y).

Атрибут Y функционально полно зависимости от составного атрибута X, если он функционально зависит от X и не зависит функционально от любого подмножества атрибута X.

Теперь введем определения НФ.

Определение 3. Таблица находится в первой нормальной форме (1НФ) тогда и только тогда, когда каждое поле отношение содержит атомарное значение.

Определение 4. Отношение находится во 2НФ, если оно находится в 1НФ и каждый неключевой атрибут функционально полно зависит от ключа.

Определение 5. Отношение находится в 3НФ, если оно находится во 2НФ и каждый неключевой атрибут нетранзитивно зависит от первичного ключа.

Определение 6. Отношение находится в нормальной форме Бойса-Кодда (НФБК), тогда и только тогда, когда любая функциональная зависимость между его атрибутами сводится к полной функциональной зависимости от вероятностного ключа.

Для получения качественной РБД в большинстве случаев достаточно приведение схемы её отношений в 3НФ или НФБК. Для достижения этого используют процесс нормализации, т.е. приведения отношения в требуемую НФ. Процесс нормализации схемы отношения, входящего в состав РБД, выполняется путём её декомпозиции, разбиения отношения на отношения с более простой схемой. Декомпозицией схемы отношения R называется замена её совокупностью схем отношений Аi таких, что

,

При этом не требуется, чтобы отношения Аi были непересекающимися. Декомпозиция должна удовлетворять двум основным свойствам:

· соединения без потерь

· сохранение зависимостей.

Основные понятия

При обработке данных необходима гарантия сохранения целостности данных в базе, поэтому важным этапом проектирования РБД является обеспечение целостности базы данных. Целостность данных может быть описана на различных уровнях:

· целостность на уровне таблиц;

· целостность, на уровне доменов;

· связная целостность.

Правила целостности задаются в виде ограничений целостности, которые представляют собой это некоторое логическое утверждение. Оно может быть истинным или ложным в зависимости от состояния БД. Состояние БД задается значением атрибутов каждого отношения. Поэтому правила целостности отражают либо ограничения на множество значений атрибута, либо ограничения на правила работы с атрибутами.

По способам реализации ограничения целостности делятся на:

· декларативные, выполняемые средствами языка описания данных СУБД;

· процедурные, выполняемые посредством триггеров и хранимых процедур.

При выполнении этой лабораторной работы в процессе построения реляционной модели данных необходимо разработать декларативные ограничения целостности. Декларативные ограничения целостности должны обеспечивать:

· задание типов принимаемых значений;

· определение первичных ключей;

· контроль функциональных ограничений на значения атрибутов, определяемых требованиями предметной области;

· задание неопределенных значений и значений по умолчанию;

· задание условий каскадного удаления и пр.

Декларативные правила целостности задаются с помощью следующих средств описания атрибутов:

· тип принимаемого значения;

· задание описателя первичного ключа;

· определение значений, присеваемых по умолчанию;

· задание списка возможных значений;

· определение диапазона значений;

· определение логических условий на значение атрибута и др.

Процедурные правила целостности позволяют проводить согласованные изменения данных, хранящихся во взаимосвязанных таблицах. При задании процедурных ограничений целостности можно использовать различные стратегии. При обновлении кортежа в родительском отношении наиболее часто применяют следующие стратегии:

· RESTRICT (Ограничить) − не разрешать обновление, если имеется хотя бы один кортеж в дочернем отношении, ссылающийся на обновляемый кортеж.

· CASCADE (Каскадное обновление) − выполнить обновление и последовательно изменить значения внешних ключей во всех кортежах дочернего отношения, которые ссылаются на обновляемый кортеж.

· SET NULL (Установить в NULL) − выполнить обновление и во всех кортежах дочернего отношения, ссылающихся на обновляемый кортеж, изменить значения внешних ключей на null-значение.

· SET DEFAULT (Установить по умолчанию) − выполнить обновление и во всех кортежах дочернего отношения, ссылающихся на обновляемый кортеж, изменить значения внешних ключей на некоторое значение, принятое по умолчанию.

· IGNORE (Игнорировать) − выполнить обновление, не обращая внимания на нарушения ссылочной целостности.

При удалении кортежа в родительском отношении допустимы следующие стратегии:

· RESTRICT (Ограничить) − не разрешать удаление, если имеется хотя бы один кортеж в дочернем отношении, ссылающийся на удаляемый кортеж.

· CASCADE (Каскадное удаление) - выполнить удаление и последовательно удалить кортежи в дочернем отношении, которые ссылаются на удаляемый кортеж.

· SET NULL (Установить в NULL) − выполнить удаление и во всех кортежах дочернего отношения, ссылающихся на удаляемый кортеж, изменить значения внешних ключей на null-значение.

· SET DEFAULT (Установить по умолчанию) − выполнить удаление и во всех кортежах дочернего отношения, ссылающихся на удаляемый кортеж, изменить значения внешних ключей на некоторое значение, принятое по умолчанию.

· IGNORE (Игнорировать) − выполнить удаление, не обращая внимания на нарушения ссылочной целостности.

При вставке кортежа в дочернее отношение применяют следующие стратегии

· RESTRICT (Ограничить) − не разрешать вставку, если внешний ключ во вставляемом кортеже не соответствует ни одному значению потенциального ключа родительского отношения.

· SET NULL (Установить в NULL) − вставить кортеж, но в качестве значения внешнего ключа занести не предлагаемое пользователем некорректное значение, а null-значение.

· SET DEFAULT (Установить по умолчанию) − вставить кортеж, но в качестве значения внешнего ключа занести не предлагаемое пользователем некорректное значение, а некоторое значение, принятое по умолчанию.

· IGNORE (Игнорировать) − вставить кортеж, не обращая внимания на нарушения ссылочной целостности.

При обновлении кортежа в дочернем отношении используют следующие стратегии:

· RESTRICT (Ограничить) − не разрешать обновление, если внешний ключ в обновляемом кортеже становится не соответствующим ни одному значению потенциального ключа родительского отношения.

· SET NULL (Установить в NULL) − обновить кортеж, но в качестве значения внешнего ключа занести не предлагаемое пользователем некорректное значение, а null-значение.

· SET DEFAULT (Установить по умолчанию) - обновить кортеж, но в качестве значения внешнего ключа занести не предлагаемое пользователем некорректное значение, а некоторое значение, принятое по умолчанию.

· IGNORE (Игнорировать) - обновить кортеж, не обращая внимания на нарушения ссылочной целостности.

 

2. Средства задания целостности в среде AllFusion ERwin Data Modeler

В используемом CASE-средстве предусмотрены инструменты для определения ограничений на значение атрибутов. Они используют различные виды описателей, которые применяются для определения атрибутов таблиц:

· типы значений атрибута,

· описатель первичного ключа и индекса,

· правила валидации.

· значения по умолчанию.

Задание целостности в ERwin Data Modeler модет быть определено как для каждого атрибута, так и для связанных таблиц (ссылочная целостность). Ссылочная целостность предполагает выполнение требования, чтобы значения внешнего ключа экземпляра дочерней сущности соответствовали значениям первичного ключа в родительской сущности. Ссылочная целостность может контролироваться при всех операциях, изменяющих данные (INSERT/UPDATE/DELETE). Средства контроля ссылочной целостности в ERwin Data Modeler включают автоматическую генерацию триггеров и использование механизмов декларативной ссылочной целостности (для тех СУБД, которые поддерживают данные механизмы).

Для каждой связи на логическом уровне могут быть заданы требования по обработке операций INSERT/UPDATE/DELETE для родительской и дочерней сущности. ERwin представляет следующие варианты обработки этих событий:

· отсутствие проверки;

· проверка допустимости;

· запрет операции;

· каскадное выполнение операции (DELETE/UPDATE);

· установка пустого (NULL-значения) или заданного значения по умолчанию.

В соответствии с выбранным вариантом AllFusion ERwin Data Modeler автоматически создает необходимые триггеры на диалекте SQL целевой СУБД. При этом ERwin Data Modeler пользуется библиотекой шаблонов триггеров, которые можно модифицировать.

Предварительное изучение объекта

Начальным этапом разработки является предварительное изучение объекта управления, которое должно ответить на ряд вопросов:

- В чем недостатки существующей ситуации?

- Какие улучшения возможны?

- На кого окажет влияние новая система?

Т.о., обследование - это изучение и диагностический анализ существующей системы обработки информации. Обследование проводится по специальной программе с использованием определенных методик и документированием результатов. В процессе обследования формируются наборы процедур, задач и комплексов задач для создаваемой ИС.

Целью предпроектного обследования является:

- описание функций подразделений предприятия, решаемые ими задачи и технологии работы "как есть" каждого из подразделений,

- описание потоков данных, существующих внутри организации,

- изучение задач управления, решаемых вручную,

- анализ недостатков существующей системы управления и разработка мероприятий по их устранению,

- формирование перечня новых задач, решаемых автоматизированным способом.

Предпроектное обследование должно согласоваться с принятой стратегией создания системы.

Децентрализованная стратегия (функциональный подход) заключается в последовательном проектировании функциональных подсистем. Для каждой из них создается автономная информационная база. Предпроектное обследование может производиться путем исследования организационной и функциональной структуры предприятия. Такая стратегия обеспечивает быстрое внедрение функциональных подсистем, однако оптимальной организации информационного обеспечения системы в целом не достигается.

Централизованная стратегия (информационный подход) предполагает, в первую очередь, создание интегрированной БД, которая является основой разработки функций и задач автоматизированного управления. В предпроектом обследовании делается упор на информационном анализе предметной области, изучении состава и структуры информационных потоков с целью их интегрирования.

Обследование проводится разработчиками совместно с заказчиком после издания приказа заказчика о проведении работ по предпроектному обследованию.

Обследование начинается с изучения производственно-экономических характеристик объекта, основных функций, осуществляемых подразделениями и их руководителями.

Далее изучаются задачи, обеспечивающие реализацию функций управления, организационная структура, штаты и содержание работ по управлению в предприятии и объединении, а также характер подчиненности вышестоящим органам управлении.

В процессе обследования должны быть выявлены:

инструктивно-методические и директивные материалы, на основании которых определяются состав подсистемы и перечень задач и возможности применения новых методов решения задач.

При изучении каждой функциональной задачи управления рассматриваются:

- наименование задачи; сроки и периодичность решения задачи;

- степень формализуемости задачи;

- источники информации, необходимые для решения задачи

- показатели и их количественные характеристики;

- порядок корректировки информации;

- действующие алгоритмы расчета показателей и возможные методы контроля;

- действующие средства сбора, передачи и обработки информации;

- принятая точность решения задачи;

- трудоемкость решения задачи;

- действующие формы представления исходных данных и результатов их обработки;

- потребители результатной информации по задаче.

По результатам обследования следует установить перечень задач управления, решение которых целесообразно автоматизировать, и очередность их разработки.

На этапе обследования целесообразно строить обзорную диаграмму потоков данных для существующей системы. Затем ее используют для согласования всех фрагментов друг с другом и выявления недостатков.

Общая модель деловой деятельности представляется в виде совокупности диаграмм декомпозиции. По мере уточнения модели классифицируются шаги процессов (ввод данных, принятие решений, выдача отчета), типизируются потоки (поток данных, материальный поток, временный поток), хранилища (хранилище данных, материальный склад) и др. элементы.

В результате должны быть построены модели двух типов - информационная, отражающая существующие информационные структуры и взаимосвязи между ними, и функциональная, описывающая технологию и способы обработки информации, используемые в данной предметной области.

В качестве стандартного средства информационного моделирования в большинстве CASE-средств используется в том или ином виде аппарат моделей "сущность-связь" (или ER-диаграмм).

Для функционального моделирования обычно используются два подхода, дополняющих друг друга. Первый - это функциональное моделирование SADT (стандарта IDEF0). Второй - моделирование с использованием диаграмм потоков данных DFD. Эти диаграммы отражают деятельность существующих организационных структур, технологические особенности процессов переработки информации и строятся по методологии проектирования "сверху вниз".

Т.о., информационный анализ предметной области позволяет:

- обосновать необходимые состав и структуру данных для реализации управленческих функций;

- сформулировать требования к качественным характеристикам информации, в т.ч. форме представления информации для удобства восприятия;

- сделать предварительный выбор необходимых средств информационной технологии (программно-технический комплекс).

Материалы, полученные в результате обследования, используются:

- для обоснования разработки и поэтапного внедрения системы;

- для составления технического задания на разработку системы;

- для разработки технического и рабочего проектов системы.

Функциональная структура объекта автоматизации - это состав обеспечивающих и функциональных подсистем, состоящих из отдельных задач, комплексов задач и процедур управления.

Обсуждаемые вопросы

1. Обследование

2. Цель предпроектного обследования

3. Децентрализованная стратегия

4. Централизованная стратегия

5. Что рассматривается при изучении функциональной задачи управления:

Задания на лабораторную работу

Case-средство Bpwin имеет достаточно простой интерфейс пользователя, позволяющий создавать сложные модели при минимальных усилиях. При запуске Bpwin по умолчанию появляются главное меню, основная панель инструментов, палитра инструментов и навигатор модели Model Explorer. Вид палитры инструментов зависит от выбранной методологии (IDEF0, IDEF3 или DFD).

Большинство элементов управления на панели инструментов имеют стандартные вид и назначение, принятые в современных прикладных программах, и не требуют дополнительного описания. При создании новой модели возникает диалог, приведенный на рис.1. В данном диалоге необходимо указать, создается новая модель или она открывается из файла либо из репозитория ModelMart, внести имя новой модели и выбрать методологию, в которой она будет строиться.

BPwin поддерживает три методологии - IDEF0, IDEF3 и DFD. Каждая из них решает свои задачи. В BPwin возможно построение смешанных моделей: модель может содержать одновременно любые из диаграмм IDEF0, IDEF3 и DFD. Состав палитры инструментов изменяется автоматически, когда происходит переключение с одной методологии на другую.

Рис.1. Диалоговое окно создания модели

Как уже отмечалось, основополагающими понятиями IDEF0-методологии являются цель моделирования, точка зрения и субъект моделирования (предметная область).

Для внесения субъекта, цели и точки зрения модели IDEF0 в BPwin необходимо выбрать пункт меню Edit / Model Properties (Свойства модели), вызывающий диалог Model Properties. В закладке Purpose (рис.2) следует указать цель и точку зрения.

 

Рис.2. Закладка Purpose диалога Model Properties

 

В закладке Definition (рис.3) необходимо определить субъект моделирования (Definition) и его границы (Scope). В закладке Status определяется статус модели (черновой, рабочий, окончательный и т.д.), время создания или последнего редактирования.

 

Рис.3. Закладка Definition диалога Model Properties

 

В закладке Source (рис.7) описываются источники информации для построения модели.

Рис.4. Закладка Sourse диалога Model Properities

 

Закладка General служит для внесения имени проекта и модели, фамилии и инициалов автора и вида модели - AS-IS или TO-BE (рис.5).

 

Рис.5. Диалог свойств модели

Задания на практическое занятие

Для создания контекстной диаграммы выполните следующие дей­ствия.

1. Запустите BPWin.

2. Выполните команду FileàNew.

3. Появляется диалоговое окно «I would like to». Внесите имя модели {Деятельность компании Quill} и выберите переключатель Туре — IDEFO. Нажмите кнопку ОК.

4. Автоматически создается контекстная диаграмма. Открывается окно «Properties for New Model». В закладке General диалогового окна следует внести имя автора и нажмите ОК

5. Обратите внимание на кнопку а панели инструмен­тов. Эта кнопка включает и выключает инструмент просмотра и навигации - Model Explorer (появляется слева).

6. Перейдите в меню Model à Model Properties. В закладке General диалогового окна следует внести имя модели {Дея­тельность компании Quill}, имя проекта {Модель деятельности Quill}, и тип модели — в группе Time Frame отметьте переключатель {AS-IS}.

7. В закладке Purpose внесите Цель {Purpose: Моделировать теку­щие (AS-IS) бизнес-процессы компании Quill} и Точку зрения {Viewpoint: Директор}.

8. В закладке Definition внесите определение {Это учебная мо­дель, описывающая деятельность компании Quill} и Scope {Общее управление бизнесом компании: исследование рынка, закупка компо­нентов, сборка, тестирование и продажа продуктов}.

9. В закладке Source внесите {Материалы курса по BPWin}.

10. В закладке Status установите WORKING и нажмите кнопку ОК.

11. Перейдите в меню Diagram à Diagram Properties и установите свой­ства диаграммы.

12. Перейдите в меню File à Print setup и установите опции страни­цы для печати диаграммы. В этом диалоговом окне устанавливается "логический" размер страницы. Если принтер не поддерживает такой размер, диаграмма может быть разбита на несколько страниц.

13. Перейдите на контекстную диаграмму и правой кнопкой мыши щелкните по работе. В контекстном меню выберите Name Editor. В за­кладке Name внесите имя {Деятельность компании Quill}.

14. В закладке Definition внесите определение (Текущие бизнес-процессы компании Quill}.

15. В закладке Status установите WORKING.

16. В закладке Source внесите {Материалы курса по BPWin} и щелкните по ОК.

17. Создайте стрелки на контекстной диаграмме (табл. 1).

Нажмите кнопку на панели инструментов. Для проведения стрелки Mechanism щелкните сначала на нижней границе диаграммы, затем на функциональном блоке. Вызовите контекстное меню стрелкиàNameàв поле Arrow Name введите название «Оформление счетов, оплата счетов, ра­бота с заказами»àПрименить àОК

18. Аналогично создаются остальные стрелки

 

Таблица 1 Контекстная диаграмма

Наименование стрелки Описание Тип
Бухгалтерская система Оформление счетов, оплата счетов, ра­бота с заказами Mechanism
Звонки клиентов Запросы информации, заказы, техни­ческая поддержка и т.д. Input
Правила и процедуры Правила продажи, инструкции по сбор­ке, процедуры тестирования, критерии производительности и т.д. Control
Проданные продукты Настольные и портативные компью­теры Output

 

18. С помощью кнопки Т внесите текст в поле диаграммы—точку зрения и цель.

19. Создайте отчет по модели командой Tools ®Report ® Model Report. Включите все переключатели. Нажмите кнопку Preview для просмотра отчета. Нажмите кнопку Report и сохраните файл под именем Отчет1.

Контрольные вопросы

1. Что такое функциональная модель?

2. Методологии структурного анализа

3. Основополагающие понятия IDEF0-методологии

4. Базовые принципы моделирования

5. Типы диаграмм модели

Рекомендуемая литература

1. Смирнова Г.Н., Сорокин А.А., Тельнов Ю.Ф. Проектирование экономических информационных систем. М.:Финансы и статистика, 2001

2. Калянов Г.Н.CASE-технологии: консалтинг в автоматизации бизнес-процессов. М.:Горячая линия-Телеком, 2002

3. Черемных С.В., Семенов И.О., Ручкин В.С. Моделирование и анализ систем. -технологии. Практикум. М.:Финансы и статистика, 2002

4. Липаев В.В. Управление разработкой программных комплексов М.:Финансы и статистика, 1993

Задание на практическую работу

1. Выделите созданную в первой работе контекстную диаграмму

2. Выберите кнопку перехода на нижний уровень в палитре инст­рументов. В диалоговом окне Activity Box Count установите число ра­бот 3 на диаграмме нижнего уровня и нажмите кнопку ОК (рис. 1). Автоматически будет создана диаграмма декомпозиции.

Рисунок 1. Вид окна Activity Box Count

 

3. Правой кнопкой мыши щелкните по работе 1® выберите Name ® внесите имя работы «Продажи и маркетинг».

Повторите операцию для оставшихся двух работ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.152.99 (0.252 с.)