Тема 2. Основные составляющие информационного процесса и условия его реализации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Основные составляющие информационного процесса и условия его реализации



Тема 1. Основные понятия информатики

Информация – одно из первичных, не определяемых в рамках кибернетики понятий, предполагающее наличие материального носителя информации, источника информации, передатчика информации, приемника и канала связи между источником и приемником информации. Различные частные науки определяют понятие «информация» исходя из своих потребностей. Поэтому в литературе можно встретить много различных определений этого понятия. Информацию можно хранить (преимущественно перемещать во времени) и передавать (преимущественно перемещать в пространстве). Для этого информация должна быть отображена в нечто материальное – в вещество или в поле. Отображение информации в вещественную форму используется в основном для обеспечения ее хранения (например, запись на бумагу, на магнитный диск или магнитную ленту), а отображение в полевую форму – в основном для ее передачи (например, отображение в электрические или электромагнитные колебания). Материальная среда, используемая для отображения информации, называется носителем информации.

Информацию, зафиксированную на каком-либо вещественном носителе, в информатике принято также называть данными. Таким образом, данные – это хранимая информация, представленная в виде пригодном для обработки автоматическими средствами при возможном участии человека. Данные – это информация, представленная в формализованном виде, позволяющем осуществить ее обработку с помощью технических средств.

Научное определение информации дается достаточно просто, если предположить, что информация – это динамический объект, не существующий в природе сам по себе, а образующийся в ходе взаимодействия данных и методов. Он существует ровно столько, сколько длится это взаимодействие, а все остальное время пребывает в виде данных.

Информация – это продукт взаимодействия данных и методов, рассмотренный в контексте этого взаимодействия.

В этом определении ничего не говорится о форме, в которой представлены данные, она может быть абсолютно любой. Если данные графические, а метод взаимодействия – наблюдение, то образуется визуальная информация. Если данные текстовые или речевые, а метод их потребления – чтение или прослушивание, образуется текстовая информация. А могут ли текстовые данные быть графической информацией? Разумеется, да, если к ним применен не метод чтения, а метод наблюдения.

В нашем определении важным является пояснение «... рассмотренный в контексте этого взаимодействия». Приведем примеры, почему это действительно важно. Известно, что книги – это хранилища данных. Они предназначены для получения информации методом чтения. Но если попробовать разные книги на ощупь или на вкус, то тоже можно получить информацию. Такие методы позволят различить книги, выполненные в кожаных, картонных и бумажных переплетах. Разумеется, это не те методы, которые предполагались авторами книг, но они тоже дают информацию, хотя и не полную.

Известны примеры того, что не только текст или состав бумаги письма, но и его запах может давать информацию об авторстве. Пользуясь этим методом, можно отправлять в конверте даже чистый лист. Получателю он даст информацию о том, кто помнит и думает о нем. Возможно, в некоторых случаях она будет недостоверной (ложной), но это все-таки будет информация.

Анализируя информационную ценность газет, журналов, телепередач, мы можем прийти к выводу, что она зависит как от данных, так и от методов, которыми выполняется их потребление. Одно дело – внимательно просматривать телефильм, вслушиваясь в каждое слово, и совсем другое – смотреть его, одновременно разговаривая по телефону.

Работа с информацией и данными занимает очень важное место в деятельности экономиста, в связи с обилием той экономической информации, которая необходима современному работнику экономической сферы. Без умения грамотно пользоваться этой информацией сегодня невозможно усвоить даже азы экономики.

Термин «информатика» возник в 60-х гг. во Франции для обозначения новой общественно-значимой сферы человеческой деятельности. Слово «информатика», образованное от французских «information» (информация) и «automatique» (автоматика), можно перевести как «информационная автоматика», «автоматизированная переработка информации».

Информатика это область человеческой деятельности, связанная с процессами преобразования информации с помощью компьютеров и взаимодействием последних со средой применения.

Информатика, зародившись в рамках кибернетики, быстро превратилась в самостоятельную отрасль научной и практической деятельности. Возникновение и развитие информатики стало возможным благодаря изобретению компьютера – универсального технического устройства для переработки (преобразования) информации. Информатика как фундаментальная наука занимается разработкой методологии создания и исследования информационных систем, выявлением общих закономерностей их построения и функционирования. Одна из главных задач этой науки – выяснение, что такое информационные системы, какое место в жизни общества и в различных отраслях его деятельности они занимают, какую должны иметь структуру, как функционируют, какие общие закономерности им свойственны. Информатика является одной из наиболее динамично развивающихся областей человеческой деятельности. Необходимость решения проблемы хранения, переработки и своевременной доставки потребителю в форме, удобной для восприятия, всего этого огромного количества информации и привело к возникновению и интенсивному развитию информатики. Дальнейшее динамичное развитие общества на современном этапе без прогресса информатики оказывается просто невозможным!

Информация – одно из первичных, не определяемых в рамках кибернетики понятий, предполагающее наличие материального носителя информации, источника информации, передатчика информации, приемника и канала связи между источником и приемником информации. Различные частные науки определяют понятие «информация» исходя из своих потребностей. Поэтому в литературе можно встретить много различных определений этого понятия. Информацию можно хранить (преимущественно перемещать во времени) и передавать (преимущественно перемещать в пространстве). Для этого информация должна быть отображена в нечто материальное – в вещество или в поле. Отображение информации в вещественную форму используется в основном для обеспечения ее хранения (например, запись на бумагу, на магнитный диск или магнитную ленту), а отображение в полевую форму – в основном для ее передачи (например, отображение в электрические или электромагнитные колебания). Материальная среда, используемая для отображения информации, называется носителем информации.

В основе деятельности экономиста лежит экономическая информация, под которой понимают содержание данных (сообщений), использование которой предопределяет решение той или иной экономической задачи или способствует ее решению. Здесь характерен аналитический вид работы с экономической информацией, ее обобщение и сравнение.

Задача построения демократического государства, основанного на рыночной экономике, выдвинула перед экономической наукой и практикой России целый комплекс проблем, среди которых одно из центральных мест, пожалуй, занимает информатизация правовой сферы на базе ее широкой компьютеризации.

В результате значительной научно-поисковой, а по некоторым направлениям и предметно-практической деятельности к настоящему времени созданы предпосылки и разработаны методики решения ряда экономических, организационно-управленческих и иных задач, реализуемых в сфере экономической деятельности на базе компьютерных технологий.

Особо следует отметить важность работ в области информационного обеспечения экономической деятельности. В настоящее время идет бурный законотворческий процесс, создается новое законодательство России, ориентированное на демократическое государственное устройство и рыночную экономику, в связи с чем создается до 1000 законодательных актов в месяц. Кроме того, создается множество дополнений к действующим законодательным актам. В этих условиях работа экономиста просто немыслима без специализированных информационных систем, обеспечивающих своевременный доступ ко всему этому огромному информационному массиву.

Информатизация экономической деятельности, по-видимому, будет происходить в следующих направлениях:

§ повышение доступности экономической информации для граждан;

§ развитием обучающих систем в области экономики, в том числе с элементами искусственного интеллекта и элементами игры для экономического воспитания детей и подростков;

§ развитием экспертных систем типа «консультант» для использования в работе экономистами-практиками;

§ развитием экономических баз данных с элементами искусственного интеллекта, способных осуществлять контекстный и ассоциативный поиск информации, отвечать на нечетко сформулированные запросы.

В 1 байте – 8 бит.

В 1 килобайте – 1024 байт.

В 1 мегабайте – 1024 килобайт.

В 1 гигабайте – 1024 мегабайт.

Старение информации происходит в силу ее постоянного и очень быстрого накопления. Появляются новые данные, изменяются технологии.

ООО «ФОРА» частное предприятие, которое осуществляет свою деятельность в Российской Федерации, в г. Магнитогорске по адресу ул. Советской Армии д.1. «ФОРА» также имеет лицензию на вид деятельность, ИНН, ОКПО для государственных органов.


Рис. 1. Модель офиса как информационной системы

 

Начало информационного процесса – генерирование информации (информационных документов), окончание – восприятие, интерпретация и связанные с этим восприятием действия. Информация теряет смысл, если нет этапа интерпретации. Эти два процесса (генерирование и интерпретация) вызывают изменение и обработку информации. Передача в пространстве и во времени не должна менять содержания информации и предписанных информацией действий. Генерирование и интерпретация информации включают творческую, слабо алгоритмизируемую и формализуемую составляющую и выполняются с участием человека, его разума и именно поэтому не могут быть полностью автоматическими.

Анализ показывает, что значительная часть времени специалистов офиса уходит на различного рода коммуникации, цель которых, однако, не сводится к составлению какого-либо информационного документа или принятию решения. Этот обмен информацией служит, скорее, обоснованию обсуждаемого решения или действия в целях поиска наиболее оптимального решения. В рамках данного подхода может быть предложена модель офиса как сложной системы социальных коммуникаций (рис. 2), состоящих из многих процессов коммуникации. В коммуникации участвуют два основных компонента – источник сообщения и приемник сообщения, связанных между собой связями влияния и обратной связи.

 
 

 

Рис. 2. Модель офиса как коммуникационной системы

 

Данная модель подчеркивает, что главный компонент офиса – человек. Суть коммуникационных процессов – взаимоотношения между людьми при обработке информационных посылок. Сам же офис есть сложная иерархия рассматриваемых информационных и коммуникационных процессов.

Коммуникации между людьми делятся на вербальные (выражаемые словами – устная речь и письменный текст) и невербальные (не выражаемые словами – жесты, мимика, интонация). Любое сообщение – это не просто передача информации, а сложный социальный акт двусторонних и многосторонних коммуникаций. При этом говорящий, т.е. передающий сообщение устно, усиливает его эмоциональное и социальное воздействие интонацией, позой, жестами, окружающей обстановкой. С другой стороны, эти и иные невербальные знаки слушающих (воспринимающих) позволяют источнику информации ввести обратную связь в процессе передачи сообщения для того, чтобы скорректировать его содержание или форму.

Почти половина внутриофисных коммуникаций имеет невербальный характер. Это означает, что рассматриваемые коммуникации не могут быть автоматическими.

Следовательно, поскольку текст не полностью выражает передаваемое сообщение, то исключение из коммуникаций личного неформального общения искажает смысл текста и неизбежно приводит к увеличению объема вербальных сообщений (если требуется повысить информативность текста). Если автоматизация введена без учета этого фактора, она меняет тип социального поведения людей в офисе. Поэтому, в частности, очень важны средства визуализации при передаче сообщений (например, видеофоны, видеотелефоны, телевизоры). Таким образом, процессы коммуникации передаются технике только частично, поскольку автоматизация в корне меняет сам процесс коммуникаций, оказывая влияние на все стороны и элементы общения через изменения эмоциональных, психологических и социальных отношений людей в офисе.

При построении модели рассматриваются два контура офиса –социальный и технический – и устанавливаются «отношения» между ними, прежде всего внутри социального контура.

Более или менее серьезные преобразования в техническом контуре офиса начались с 1964 г., когда появились пишущие машинки с электронной (тогда магнитной) памятью. Но многие важные начинания, например организация центров обработки текстов, не дали эффекта даже при наличии хорошей техники. Это связано с тем, что в офисе существуют два типа ролевых отношений:

– базирующихся на знании правил выполнения конкретных работ;

– основанных на знании, как функционирует организация в целом и каковы взаимоотношения специалистов между собой.

Знание второго типа отсутствует у сотрудников централизованных вспомогательных служб. Поэтому если эти сотрудники не получают детальных указаний, что и как делать (а это требует очень большого внимания руководящих специалистов), то они невольно могут исказить суть подготавливаемых документов. Игнорирование социотехнических особенностей офиса неизбежно ведет к увеличению объемов обрабатываемых документов и потере эффективности.

Естественно, что работники офисов часто воспринимают автоматизацию как угрозу собственной работе. Но, как показал опыт лучших бизнес-фирм, суть офисной автоматизации заключается не в сокращении числа работающих, а в улучшении качества управления и управленческих решений за счет более полного и своевременного информирования и построения надлежащей коммуникации. Понимание автоматизации в таком контексте в целом не приводит к сокращению персонала (что многие пытались делать и делали на ранних этапах автоматизации). Напротив, в ряде компаний автоматизация ведет к увеличению численности сотрудников офиса, но при этом сам офис преобразовывается в новое управленческое подразделение со значительно большим объемом работ и более эффективным влиянием на деятельность предприятия.

Как известно, информация гораздо лучше усваивается, если воспринимать ее сразу несколькими органами чувств. По данным научных исследований, человек запоминает: около 20% услышанного; около 30% увиденного; более 50% того, что видит и слышит одновременно.

В электронном офисе разнообразные технические средства обеспечивают прием и выдачу трех основных видов информации: речи, данных и изображенийстатике и динамике). Следовательно, человек может максимально использовать свои чувства восприятия (слух, зрение), а также тактильные и механические воздействия (когда идет работа в виртуальном киберпространстве).

Развитые информационные потоки обеспечивают возможность организации не только электронных диалогов, но и полилога, т.е. широкого обмена информацией с несколькими источниками или партнерами. Интертекст – взаимодействие между текстами – приводит к возникновению новых идеи и образов, поскольку сопоставление усиливает информационную выразительность текста, выявляет приобретения и обнажает противоречия. Компьютер (как компонент информационных сетей) становится важнейшей составной частью глобального полилога, нового динамизированного способа объединения множественных разнородных потоков информации.

Информатизация обеспечивает интеграцию профессиональной и информационной деятельности, а также коренное изменение профессионального стиля работы. Постановка задачи в диалоговом режиме и ее немедленное информационное обеспечение позволяют резко сократить время решения задачи, создать обратную связь, получить возможность оценивать результаты и изменять условия решения задачи в процессе взаимодействия с компьютером. Сам компьютер в сети становится средством организации коллективной (групповой) работы. И это еще один результат построения электронного офиса, дающий до сих пор невозможный эффект: групповое взаимодействие, в том числе и для дистанционно распределенных партнеров.

Развитие информационных технологий и их аппаратно-программного обеспечения создало условия эволюционного информационного насыщения рабочих мест в офисе. Усложнение и усиление динамики функционирования хозяйственных объектов экономики вызывают необходимость получения и обработки множества потоков информации из множества различных источников.

Оказалось, что особенности формальных и неформальных отношений, которые проявляются при совместной работе людей в офисе по мере развития научно-технического прогресса, не ведут к сокращению объемов информации, уменьшению разнообразия носителей информации и к сокращению числа информационных каналов. Все более явным становится тезис: потеря информации в организации (предприятии) – потеря эффективности и управления. Поэтому стратегическая цель, которая ставится при построении информационной системы, заключается в создании условий для объединения всех доступных предприятию потоков информации.

 
 

На рис. 3 показаны те информационные потоки (речь, изображение, текст, данные), которые должны интегрироваться на автоматизированном рабочем месте (АРМ) в офисе.

 

Рис. 3. Интеграция информации на АРМ в офисе

 

 
 

На рис. 4 приведены виды информационных сообщений, которые собираются на рабочих местах офиса.

 

Рис. 4. Информационные сообщения в офисе

 

Приведенные схемы отражают общие тенденции интеграции информации и информационных сообщений. Рассмотрим указанные на рисунках информационные сообщения и каналы передачи (связи), по которым они поступают.


Тема 1. Основные понятия информатики

Информация – одно из первичных, не определяемых в рамках кибернетики понятий, предполагающее наличие материального носителя информации, источника информации, передатчика информации, приемника и канала связи между источником и приемником информации. Различные частные науки определяют понятие «информация» исходя из своих потребностей. Поэтому в литературе можно встретить много различных определений этого понятия. Информацию можно хранить (преимущественно перемещать во времени) и передавать (преимущественно перемещать в пространстве). Для этого информация должна быть отображена в нечто материальное – в вещество или в поле. Отображение информации в вещественную форму используется в основном для обеспечения ее хранения (например, запись на бумагу, на магнитный диск или магнитную ленту), а отображение в полевую форму – в основном для ее передачи (например, отображение в электрические или электромагнитные колебания). Материальная среда, используемая для отображения информации, называется носителем информации.

Информацию, зафиксированную на каком-либо вещественном носителе, в информатике принято также называть данными. Таким образом, данные – это хранимая информация, представленная в виде пригодном для обработки автоматическими средствами при возможном участии человека. Данные – это информация, представленная в формализованном виде, позволяющем осуществить ее обработку с помощью технических средств.

Научное определение информации дается достаточно просто, если предположить, что информация – это динамический объект, не существующий в природе сам по себе, а образующийся в ходе взаимодействия данных и методов. Он существует ровно столько, сколько длится это взаимодействие, а все остальное время пребывает в виде данных.

Информация – это продукт взаимодействия данных и методов, рассмотренный в контексте этого взаимодействия.

В этом определении ничего не говорится о форме, в которой представлены данные, она может быть абсолютно любой. Если данные графические, а метод взаимодействия – наблюдение, то образуется визуальная информация. Если данные текстовые или речевые, а метод их потребления – чтение или прослушивание, образуется текстовая информация. А могут ли текстовые данные быть графической информацией? Разумеется, да, если к ним применен не метод чтения, а метод наблюдения.

В нашем определении важным является пояснение «... рассмотренный в контексте этого взаимодействия». Приведем примеры, почему это действительно важно. Известно, что книги – это хранилища данных. Они предназначены для получения информации методом чтения. Но если попробовать разные книги на ощупь или на вкус, то тоже можно получить информацию. Такие методы позволят различить книги, выполненные в кожаных, картонных и бумажных переплетах. Разумеется, это не те методы, которые предполагались авторами книг, но они тоже дают информацию, хотя и не полную.

Известны примеры того, что не только текст или состав бумаги письма, но и его запах может давать информацию об авторстве. Пользуясь этим методом, можно отправлять в конверте даже чистый лист. Получателю он даст информацию о том, кто помнит и думает о нем. Возможно, в некоторых случаях она будет недостоверной (ложной), но это все-таки будет информация.

Анализируя информационную ценность газет, журналов, телепередач, мы можем прийти к выводу, что она зависит как от данных, так и от методов, которыми выполняется их потребление. Одно дело – внимательно просматривать телефильм, вслушиваясь в каждое слово, и совсем другое – смотреть его, одновременно разговаривая по телефону.

Работа с информацией и данными занимает очень важное место в деятельности экономиста, в связи с обилием той экономической информации, которая необходима современному работнику экономической сферы. Без умения грамотно пользоваться этой информацией сегодня невозможно усвоить даже азы экономики.

Термин «информатика» возник в 60-х гг. во Франции для обозначения новой общественно-значимой сферы человеческой деятельности. Слово «информатика», образованное от французских «information» (информация) и «automatique» (автоматика), можно перевести как «информационная автоматика», «автоматизированная переработка информации».

Информатика это область человеческой деятельности, связанная с процессами преобразования информации с помощью компьютеров и взаимодействием последних со средой применения.

Информатика, зародившись в рамках кибернетики, быстро превратилась в самостоятельную отрасль научной и практической деятельности. Возникновение и развитие информатики стало возможным благодаря изобретению компьютера – универсального технического устройства для переработки (преобразования) информации. Информатика как фундаментальная наука занимается разработкой методологии создания и исследования информационных систем, выявлением общих закономерностей их построения и функционирования. Одна из главных задач этой науки – выяснение, что такое информационные системы, какое место в жизни общества и в различных отраслях его деятельности они занимают, какую должны иметь структуру, как функционируют, какие общие закономерности им свойственны. Информатика является одной из наиболее динамично развивающихся областей человеческой деятельности. Необходимость решения проблемы хранения, переработки и своевременной доставки потребителю в форме, удобной для восприятия, всего этого огромного количества информации и привело к возникновению и интенсивному развитию информатики. Дальнейшее динамичное развитие общества на современном этапе без прогресса информатики оказывается просто невозможным!

Информация – одно из первичных, не определяемых в рамках кибернетики понятий, предполагающее наличие материального носителя информации, источника информации, передатчика информации, приемника и канала связи между источником и приемником информации. Различные частные науки определяют понятие «информация» исходя из своих потребностей. Поэтому в литературе можно встретить много различных определений этого понятия. Информацию можно хранить (преимущественно перемещать во времени) и передавать (преимущественно перемещать в пространстве). Для этого информация должна быть отображена в нечто материальное – в вещество или в поле. Отображение информации в вещественную форму используется в основном для обеспечения ее хранения (например, запись на бумагу, на магнитный диск или магнитную ленту), а отображение в полевую форму – в основном для ее передачи (например, отображение в электрические или электромагнитные колебания). Материальная среда, используемая для отображения информации, называется носителем информации.

В основе деятельности экономиста лежит экономическая информация, под которой понимают содержание данных (сообщений), использование которой предопределяет решение той или иной экономической задачи или способствует ее решению. Здесь характерен аналитический вид работы с экономической информацией, ее обобщение и сравнение.

Задача построения демократического государства, основанного на рыночной экономике, выдвинула перед экономической наукой и практикой России целый комплекс проблем, среди которых одно из центральных мест, пожалуй, занимает информатизация правовой сферы на базе ее широкой компьютеризации.

В результате значительной научно-поисковой, а по некоторым направлениям и предметно-практической деятельности к настоящему времени созданы предпосылки и разработаны методики решения ряда экономических, организационно-управленческих и иных задач, реализуемых в сфере экономической деятельности на базе компьютерных технологий.

Особо следует отметить важность работ в области информационного обеспечения экономической деятельности. В настоящее время идет бурный законотворческий процесс, создается новое законодательство России, ориентированное на демократическое государственное устройство и рыночную экономику, в связи с чем создается до 1000 законодательных актов в месяц. Кроме того, создается множество дополнений к действующим законодательным актам. В этих условиях работа экономиста просто немыслима без специализированных информационных систем, обеспечивающих своевременный доступ ко всему этому огромному информационному массиву.

Информатизация экономической деятельности, по-видимому, будет происходить в следующих направлениях:

§ повышение доступности экономической информации для граждан;

§ развитием обучающих систем в области экономики, в том числе с элементами искусственного интеллекта и элементами игры для экономического воспитания детей и подростков;

§ развитием экспертных систем типа «консультант» для использования в работе экономистами-практиками;

§ развитием экономических баз данных с элементами искусственного интеллекта, способных осуществлять контекстный и ассоциативный поиск информации, отвечать на нечетко сформулированные запросы.

В 1 байте – 8 бит.

В 1 килобайте – 1024 байт.

В 1 мегабайте – 1024 килобайт.

В 1 гигабайте – 1024 мегабайт.

Старение информации происходит в силу ее постоянного и очень быстрого накопления. Появляются новые данные, изменяются технологии.

ООО «ФОРА» частное предприятие, которое осуществляет свою деятельность в Российской Федерации, в г. Магнитогорске по адресу ул. Советской Армии д.1. «ФОРА» также имеет лицензию на вид деятельность, ИНН, ОКПО для государственных органов.


Тема 2. Основные составляющие информационного процесса и условия его реализации

Информационные процессы являются важными элементами других более сложных производственных или же социальных процессов. Поэтому очень часто информационные технологии выступают в качестве компонентов соответствующих производственных или социальных технологий. При этом они, как правило, реализуют наиболее важные, «интеллектуальные» функции этих технологий. Характерными примерами являются системы автоматизированного проектирования промышленных изделий, гибкие автоматизированные и роботизированные производства, автоматизированные системы управления технологическими процессами и т.п.

Слово «технология» является составным, образованным из двух греческих слов: «technê» – искусство, мастерство, и «logos» – понятие, учение. Термином «технология» обозначают совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов, а также сами процессы – технологические процессы – при которых происходит качественное изменение обрабатываемого объекта. Можно сказать, что технология – это система взаимосвязанных способов обработки материалов и приемов изготовления продукции в процессе производства, а технологический процесс – это упорядоченная последовательность взаимосвязанных действий, направленных на преобразование исходного материала (сырья) в конечный продукт (изделие). Цель технологии материального производства – выпуск продукции, удовлетворяющей какие-либо потребности общества.

Под информационной технологией понимают совокупность методов сбора, передачи, накопления, хранения, поиска и обработки информации на основе применения современных средств связи и компьютеров. Информационный процесс – это упорядоченная последовательность взаимосвязанных действий (операций), выполняющихся с момента возникновения информации до получения результата. Цель информационной технологии – изменение качества информации и представление ее человеку. Информационные технологии возникли практически одновременно с возникновением производственных технологий как их необходимая составная часть и далее развивались вместе с ними. Следующим импульсом к их развитию стало возникновение и развитие экономических и государственно-правовых систем: для управления этими системами требовалась соответствующая информация, следовательно, необходимо было создать технологию сбора, обработки и представления этой информации лицам, принимающим решения.

Об информационной технологии современного этапа развития общества обычно говорят как о новой информационной технологии. Эта технология характеризуется тем, что она базируется на использовании компьютеров и современных средств передачи информации. Техническими средствами обработки информации (техническим обеспечением информационного процесса) являются аппаратное, программное и математическое обеспечение этого процесса. С их помощью производится преобразование первичной (исходной) информации в информацию нового качества. Отметим три основных принципа новой информационной технологии:

интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;

интегрированность (т.е. «стыковка», взаимосвязь) программных продуктов;

гибкость изменения как данных, так и постановок задач.

Современная информационная технология реализуется в виде информационного процесса, состоящего из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах.

Информационные технологии можно подразделить на обеспечивающие (инструментарий) и функциональные.

Особенность информационного процесса в области экономики заключается в то, что бы успешно работать с экономической информацией необходима ее компьютерная обработка, кроме того информационные потоки настолько велики, что целесообразнее хранение информации на магнитных носителях.

Информационные технологии сегодня играют исключительно важную роль в обеспечении информационного взаимодействия между людьми, а также в системах подготовки и распространения массовой информации. В дополнение к ставшим уже традиционными средствам связи (таким, как телефон, телеграф, радио и телевидение) в социальной сфере все более широко используются системы электронных телекоммуникаций. Характерными примерами здесь могут служить электронная почта, факсимильная передача информации и другие виды телематической связи. Эти средства быстро ассимилируются культурой нашего общества, так как они не только создают людям большие удобства, но и снимают многие производственные, социальные и бытовые проблемы, вызываемые процессами глобализации и интеграции мирового сообщества, расширением внутренних и международных экономических и культурных связей, миграцией населения и его все более динамичным перемещением по планете.

Информационные технологии занимают сегодня центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры. Практически во всех развитых и во многих развивающихся странах компьютерная и телевизионная техника, учебные программы на оптических дисках и мультимедиа технологии становятся уже привычными атрибутами не только высших учебных заведений, но и обычных школ системы начального и среднего образования. Использование обучающих информационных технологий оказалось весьма эффективным методом для систем самообразования, продолженного обучения, а также для систем повышения квалификации и переподготовки кадров.

Информационные технологии играют в настоящее время ключевую роль также и в процессах получения и накопления новых знаний. При этом на смену традиционным методам информационной поддержки научных исследований путем накопления, классификации и распространения научно-технической информации приходят новые методы, основанные на использовании вновь открывающихся возможностей информационной продержки фундаментальной и прикладной науки, которые предоставляют современные информационные технологии.

В первую очередь здесь необходимо отметить методы информационного моделирования исследуемых наукой процессов и явлений, позволяющие ученому проводить своего рода «вычислительный эксперимент». При этом условия эксперимента могут быть выбраны такими, которые часто не могут быть практически осуществлены в условиях натурного эксперимента из-за их большой сложности, высокой стоимости или же опасности для экспериментатора.

Это направление, активно развиваемое академиком А.А. Самарским и его научной школой, уже получило заслуженное признание не только отечественных, но и зарубежных ученых.

Второе перспективное направление представляют собой методы искусственного интеллекта, позволяющие находить решения плохо формализуемых задач, а также задач с неполной информацией и с нечеткими исходными данными. При этом логика автоматизированного поиска решений описанного выше класса задач начинает приближаться к тем метапроцедурам, которые используются человеческим мозгом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.076 с.)