Экономическая и юридическая классификация объектов муниципальной собственности. Общая характеристика правового режима имущества, находящегося в муниципальной собственности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая и юридическая классификация объектов муниципальной собственности. Общая характеристика правового режима имущества, находящегося в муниципальной собственности.



В Конституции Российской Федерации термин «муниципальная собственность» используется в юридическом смысле: указано, что местное самоуправление обеспечивает «владение, пользование и расположение муниципальной собственностью»(ст 130 Конституции РФ), а «органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью» (ст 132 Конституции РФ).

муниципальная собственность как составная часть экономической основы местного самоуправления представляет собой совокупность регулируемых нормами права экономических отношений, связанных с имущественным комплексом муниципального образования и самим субъектом права муниципальной собственности.

Экономическая классификация:

Объекты муниципальной собственности классифицируются:

I. По характеру

-недвижимые объекты

а) земля (земельные участки);

б) объекты, неразрывно связанные с землей: водные объекты, леса и иные, неразрывно связанные с землей объекты растительного мира;

в) здания, сооружения, помещения;

г) иные недвижимые вещи, в том числе: приравненные к недвижимым вещам имущественные комплексы (предприятия) и движимые вещи (воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания).

-движимые объекты

а) вещи, входящие в состав основных и оборотных производственных фондов, материальных запасов (оборудование, транспортные средства, сырье, материалы и др.);

б) деньги и ценные бумаги.

-квази-вещи

а) доли (паи) в уставных капиталах коммерческих юридических лиц (хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов);

б) иные имущественные права.

Основой для системы управления муниципальной собственностью является разработка развернутой классификации недвижимого имущества, под которой понимается распределение объектов недвижимости на однородные группы на основании общих существенных признаков, определяющих содержание и характер управленческих решений относительно объектов недвижимости.

II. По назначению

-объекты производственного назначения (предприятия местной промышленности, ремонтные, строительные, эксплуатационные);

-объекты непроизводственного назначения (здравоохранение, образование, социальное обслуживание).

Значительную часть объектов муниципальной собственности составляют основные фонды непроизводственного назначения:

-жилой фонд;

-нежилой фонд (административные здания, школы, дошкольные учреждения, больницы, поликлиники, санатории, театры, кинотеатры и т.д.)

-объекты инженерной инфраструктуры, относящиеся к жилищно-коммунальному хозяйству: сооружения и сети водопроводно-канализационного хозяйства, тепло--, электро-, газоснабжения, объекты внешнего благоустройства и санитарного надзора;

-транспортные системы: дорожная сеть в пределах городской черты, предприятия городского пассажирского транспорта;

-земельные участки, в том числе зеленые зоны в пределах городской черты.

Юридическая классификация:

Право владения – физическое обладание вещью, полный контроль

Право пользования – извлечение полезных свойств вещи. Виды: аренда – право пользоваться имуществом, не имея права распоряжаться;

траст (от англ. trust — доверие) – право собственника передавать право управления своим имуществом другому лицу, без права вмешательства в его действия

Право распоряжения – определение «судьбы» вещи, (продажа, дарение, передача по наследству и т.д.)

Права на собственность (сегодня): право управления, право на доход, право на безопасность и др.

Два условия:

Кодификация отношений собственности

Закрепление отношений в правовых нормах

Собственность как юридическая категория отражает в соответствии с действующим законодательством весь спектр вещных (имущественных) прав людей в данном обществе. Собственность как экономическая категория отражает объективно складывающиеся отношения между людьми по поводу присвоения ими в ходе хозяйственной деятельности средств производства, а также полученных с их помощью товаров, услуг и доходов.

В отношении муниципальной собственности наиболее распространенными и значимыми являются три правовых режима: хозяйственное ведение, оперативное управление и режим муниципальной казны.

Хозяйственное ведение. Субъектами права хозяйственного ведения являются только государственные и муниципальные унитарные предприятия. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Муниципальное унитарное предприятие (МУП) является юридическим лицом, имеющим в качестве учредительного документа устав. Установлено также, что решение об учреждении унитарного предприятия должно определять цели и предмет деятельности унитарного предприятия, что порядок утверждения устава и заключения контракта с руководителем муниципального унитарного предприятия устанавливается уполномоченным органом местного самоуправления. Муниципальное имущество по решению собственника может быть передано в хозяйственное ведение муниципальному унитарному предприятию. Учредитель (собственник) МУП – это муниципальное образование, которое, наделяя муниципальное унитарное предприятие необходимыми материальными ресурсами (имуществом), не утрачивает прав собственности на это имущество и имеет право собственности на МУП как имущественный комплекс.

Использование объектов муниципальной собственности на праве оперативного управления осуществляется путем их закрепления за муниципальными казенными предприятиями и муниципальными учреждениями. В составе имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления, может быть несколько видов имущества: имущество, закрепленное за учреждениями собственником, а также имущество, приобретенное за счет средств, выделенных ему по смете; доходы, полученные учреждением от деятельности, приносящей доходы, предусмотренной его учредительными документами, и приобретенное за счет этих доходов имущество. Учреждение лишено права распоряжения имуществом первого вида. Остальным имуществом, если оно имеется, учреждение распоряжается самостоятельно (ст. 298 Гражданского кодекса РФ).

В соответствии со ст. 215 ГК РФ имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет, наряду со средствами местного бюджета, муниципальную казну муниципального образования.

Нахождение имущества в муниципальной казне позволяет выбрать оптимальные способы его использования, приносящие максимальные блага населению муниципального образования как за счет получения доходов от распоряжения им, например, при сдаче имущества в аренду, так и при использовании в качестве материальной базы для оказания населению различного рода услуг, для повышения эффективности и снижения затратности осуществления полномочий органов местного самоуправления. Использование имущества муниципальной казны может способствовать развитию конкуренции в муниципальном образовании. Так, например, в отличие от хозяйственного ведения или оперативного управления, при которых использует имущество для целей своей деятельности только МУП или учреждение, имущество муниципальной казны может предоставляться организации, выигравшей конкурс на размещение муниципального заказа, например, на предоставление населению услуг по теплоснабжению, водоснабжению и пр. Проведение таких конкурсов способствует улучшению качества обслуживания населения, снижению цены услуг за счет исключения затрат предприятия на создание необходимых объектов, формированию предпринимательских структур в данных сферах, т.е. созданию конкурентной среды в сфере предоставления услуг населению, до настоящего времени находящейся в руках локальных монополистов. Именно в отношении использования и обслуживания имущества, находящегося в муниципальной казне, наиболее перспективным может быть сотрудничество с малым и средним предпринимательством.

Правовой режим муниципального имущества представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих участие муниципального имущества в гражданском обороте и его переход от муниципального образования в собственность иных лиц, а также права, обязанности, дозволения, предписания и запреты для всех лиц в отношении муниципального имущества.

 

 

12. Формирование муниципальной собственности. Проблемы разграничения имущества между Российской федерации, субъектами РФ и муниципальными образованиями.

Наибольшее значение в процессе формирования муниципальной собственности имеет передача объектов государственной собственности в муниципальную собственность.
Такая передача регулируется Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность"

Формирование муниципальной собственности муниципальных образований, сформированных на основе Федерального закона 131-ФЗ, связано с перераспределением и разграничениемгосударственного и муниципального имущества. Этот процесс включает в себя два самостоятельных аспекта:

1) перераспределение имущества между РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями;

2) разграничение имущества прежних муниципальных образований между новыми муниципальными образованиями разных типов - муниципальными районами, городскими и сельскими поселениями, городскими округами.

Разграничение собственности на государственную и муниципальную до сих пор вызывает много проблем. Объясняется это, прежде всего, единым публично-правовым статусом субъектов государственной и муниципальной собственности: наличием у них особых властных полномочий, позволяющих принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности, а также осуществлением своих прав собственности в публичных (общественных) интересах и отсутствием должной нормативной базы, регулирующей данные отношения.

Кроме того, право государственной собственности и право муниципальной собственности характеризуются множественностью субъектов. В роли субъектов государственной собственности выступают Российская Федерация в целом и ее субъекты - республики, края, области и т.д., но не их органы власти или управления, как указано в пункте 3 статьи 214 Гражданского кодекса РФ). Последние выступают в имущественном обороте от имени государственного образования и согласно своей компетенции лишь осуществляют те или иные правомочия публичного собственника.

Предлагается обязать муниципальные образования передавать все имущество, находящееся в их собственности, но не входящее в обозначенный перечень, в доверительное управление, хозяйственное ведение или оперативное управление вместо перепрофилирования, приватизации или безвозмездной передаче его в собственность Российской Федерации или субъектов Российской Федерации.

Для передачи предприятий или учреждений из муниципальной собственности или в муниципальную собственность органы местного самоуправления должны представить в Росимущество или в орган по управлению имуществом субъекта РФ документы по перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 13 июня 2006 г. № 374. Этот Перечень является исчерпывающим, распространяется на все случаи перераспределения имущества между РФ, субъектами РФ и муниципальными образования и не может быть изменен. Соответственно, никто не имеет права требовать каких-либо иных документов или сведений в их составе.
При перераспределении имущества предприятия или учреждения между РФ, субъектом РФ, муниципальными образованиями закон требует получить согласие организации на передачу имущества. Согласие от имени предприятия или учреждения дается его руководителем. Причем судебная практика исходит из того, что передача имущества предприятия или учреждения невозможна без его согласия, даже в случае, если само такое имущество в силу закона должно быть безусловно передано.

Под перераспределением имущества в ФЗ № 131 понимается безвозмездная передача муниципального имущества от муниципальных образований субъектам РФ и РФ и передача государственного имущества от РФ и субъектов РФ муниципальным образованиям. Правовое обоснование проведения подобного перераспределения содержится в пункте 3 части 1, пункте 3 части 7, пункте 3 части 8 и части 11 статьи 85 ФЗ № 131.

Проблемы разграничения имущества: - для регистрации прав на передаваемые объекты потребуются деньги из местного бюджета;

- без переданного имущества муниципальное образование не сможет выполнить все функции, которые на него возложены государством, а население не сможет получать какие-либо услуги и удовлетворять свои потребности

 

 

13. Проблемы разграничения имущества между муниципальными образованиями (городскими округами, муниципальными районами и поселениями).

Органы местного самоуправления могут передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам на возмездной или безвозмездной основе, сдавать их в аренду, отчуждать. Если на территории муниципальных образований имеются незадействованные в местном хозяйственном обороте объекты, то они (образования) могут сдавать их в аренду или продавать в целях пополнения доходной части бюджета.

В настоящее время в ряде субъектов РФ приняты законы о местном референдуме, которые позволяют сообществу граждан муниципального образования непосредственно осуществлять процесс управления муниципальной собственностью.

Разграничение муниципального имущества между муниципальными районами, поселениями, городскими округами проводится в целях обеспечениязаконности в использовании отдельных видов имущества муниципальными районами, поселениями, городскими округами, сохранности, развития, эффективного функционирования и использования объектов муниципального имущества в интересах населения, проживающего в муниципальных образованиях для наиболее полного материального обеспечения исполнения возложенных на органы местного самоуправления муниципального района, поселения, городского округа полномочий по решению вопросов местного значения. Разграничение муниципального имущества между муниципальными районами, поселениями, городскими округами основывается на признании экономической самостоятельности муниципальных образований.

Разграничение муниципального имущества между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется на основе следующих принципов:

-соответствия разграничения муниципального имущества установленному законодательством Российской Федерации разграничению полномочий по решению вопросов местного значения между муниципальными районами, поселениями, городскими округами;

- целевого характера использования муниципального имущества, необходимого для осуществления возложенных на органы местного самоуправления муниципального района, поселения, городского округа полномочий;

- оптимального использования объектов муниципального имущества, исходя из их назначения, в процессе решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;

- территориальной принадлежности объектов муниципального имущества к муниципальному образованию,

- оптимизации структуры объектов муниципального имущества в интересах обеспечения экономического роста муниципальных районов, поселений, городских округов;

- приоритета разграничения муниципального имущества между муниципальными районами, поселениями, городскими округами перед процедурами перепрофилирования и приватизации;

- равенства прав муниципальных образований при осуществлении разграничения муниципального имущества;

- соблюдения условий гласности и прозрачности проводимых процедур при разграничении муниципального имущества, за исключением процедур разграничения объектов, разглашение сведений о которых не допускается в соответствии с законом;

- договорных отношений между муниципальными образованиями в процессе разграничения муниципального имущества;

- подотчетности и подконтрольности всех участников процесса разграничения.

Виды имущества, подлежащие разграничению: электро- и газоснабжения,

содержания и строительства автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений,

создания условий для предоставления транспортных услуг населению,

участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций,

обеспечения первичных мер пожарной безопасности,

создания условий для обеспечения жителей услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания,

библиотечного обслуживания населения,

создания условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры и спорта,

формирования архивных фондов,

сбора, вывоза и переработки бытовых отходов и мусора,

благоустройства и озеленения территорий,

ритуальных услуг и содержания мест захоронения

и некоторые другие.

Проблемы: Следует отметить, что зачастую в самом муниципальном районе отсутствует имущество, предназначенное для решения названных вопросов, или же имеется в единичных экземплярах и не может подлежать разделению между несколькими поселениями. В связи с чем, полагаем, что такое имущество в основном, не подлежит разграничению. Исключение могут составить те объекты, передача которых одному поселению никак не отразится на интересах других поселений, входящих в состав одного муниципального района (например, имущество поселенческих библиотек).

Вопросы местного значение всех МО: 1) формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета; 2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов городского округа; 3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; 4) организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 880; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.203.68 (0.043 с.)