По специальности 030301.65 – психология 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По специальности 030301.65 – психология



Филиал РГСУ в г. Минске

А. В. Галуза

Н. В. Смирнова

Н. Н. Шавель

В. Н. Шашок

Практическая подготовка
по специальности

«психология»

Часть 3:

Педагогическая практика

Учебное пособие

По специальности 030301.65 – психология

Минск

   
ББК 74.58:88я73  
  П78
     

 

 

Рекомендовано к изданию

Учебно-методическим советом филиала РГСУ в г. Минске

Протокол № __ от __ ________ 2008 г.

Рецензенты:

 

Сенько Т. В., доктор психологических наук, профессор;

Кушнир Н.Я., кандидат психологических наук, доцент

 

   
П78 Практическая подготовка по специальности «Психология»: в 4 ч.: Часть 3: Педагогическая практика: учеб. пособие по специальности 030301.65 – психология / А. В. Галуза [и др.]; под общ. ред. В. Н. Шашок. – Минск: Филиал Рос. гос. соц. ун-та в г. Минске, 2008. – 58 с.
   

 

 

В учебном пособии представлена программа педагогической практики для студентов по специальности «Психология». Содержатся материалы организации и содержания данного вида практики, даются рекомендации по выполнению заданий, способствующих закреплению практических умений и навыков педагогической деятельности.

Пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Психология», а также преподавателей, занимающихся организацией практики, практических работников, супервизоров, которые осуществляют сопровождение студентов-практикантов в образовательных учреждениях.

 

   
  ББК 74.58:88я73

 

   
  © Филиал РГСУ в г. Минске, 2008

ВВЕДЕНИЕ

В системе вузовской профессиональной подготовки психологов большое внимание отводится практической подготовке специалистов. Практика является составной частью учебного процесса. Педагогическая практика является одним из важных этапов обучения студентов педагогическим умениям. Она проводится после освоения студентом таких курсов, как «Психология развития и возрастная психология», «Педагогическая психология», «Методика преподавания психологии» и др.

Цель педагогической практики – обобщение и совершенствование знаний и умений студентов в преподавании психологии, формирование профессиональной позиции преподавателя психологии и проверка возможностей их самостоятельной работы в качестве преподавателя психологии в условиях разных образовательных учреждений. Во время педагогической практики студенты выполняют обязанности в соответствии с должностями, определенными квалификационными требованиями специалиста, а при наличии вакантных должностей могут зачисляться на них, если работа соответствует требованиям программы практики. Содержание педагогической практики определяется настоящей программой. Сроки проведения устанавливаются учебными подразделениями РГСУ в соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком.

Данные учебные материалы подготовлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Психология» (утвержден приказом Минобразования России № 686 от 02.03.2000), Рекомендациями по организации практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования (письмо Минобразования Российской Федерации № 14-55-484 ин/15 от 03.08.2000), Положением о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования (приказ Министерства образования Российской Федерации № 1154 от 25.03.2003), Положением по организации практики студентов РГСУ, Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1823 от 30.11.2000, разработанным в Филиале Положением о практике студентов филиала РГСУ в г. Минске.


Извлечения

из Государственного образовательного стандарта

высшего профессионального образования (2000 г.)

 

Требования к организации практик.

Практика, как важнейшая часть профессиональной подготовки психолога, направлена на достижение следующих целей:

– освоение умений ставить цели, формулировать задачи индивидуальной и совместной деятельности, кооперироваться с коллегами по работе;

– закрепление теоретических знаний и получение навыков их практического применения;

– обучение навыкам решения практических задач;

– формирование профессиональной позиции психолога, мировоззрения, стиля поведения, освоение профессиональной этики;

– знакомство со спецификой деятельности психолога в учреждениях различного профиля.

Задачи определяются для каждого конкретного вида практики.

Виды практики:

1) учебно-ознакомительная – 3 недели,

2) педагогическая – 6 недель,

3) производственная – 6 недель,

4) научно-исследовательская и квалификационная – 10 недель.

На каждом курсе содержание практики должно соответствовать уровню подготовленности студентов.

 

7.1. Требования к профессиональной подготовленности
специалиста.

Специалист должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации:

· на основе накопленных теоретических знаний, навыков исследовательской работы и информационного поиска уметь ориентироваться в современных научных концепциях, грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи;

· участвовать в практической прикладной деятельности, владеть основными методами психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования;

· владеть комплексом знаний и методикой преподавания психологии в высших учебных заведениях.

 


Раздел 1 (1-3 недели)

В данный период педагогической практики студенты изучают:

1) психологические особенности построения учебных занятий;

2) методические особенности построения учебных занятий по психологии;

3) психолого-педагогический анализ занятий, различных по форме и содержанию;

4) психологические особенности методической и творческой работы педагога.

Тема 1. Организационно-методическая работа

Задание 1. Участие в установочной конференции

Указания по выполнению задания: ознакомиться с программой педагогической практики. Принять участие в установочной конференции.

Представление результатов: внести в дневник по практике сведения об участии в установочной конференции.

Явка студента на установочную конференцию строго обязательна.

Задание 2. Знакомство с базой практики, консультантом от учреждения

Указания по выполнению задания: ознакомиться с Положением
(Уставом) и другими основными документами, которые регламентируют деятельность данного учреждения (целью и основные задачи учреждения,
организационная структура и пр.).

Представление результатов: внести в дневник по практике основные сведения об учреждении.

Задание 3. Знакомство с документацией психолога (преподавателя психологии)

Указания по выполнению задания: необходимо ознакомиться с функциональными обязанностями специалиста, с документацией, отражающей все уровни планирования его труда, а также осуществить подготовительную и непосредственную деятельность по аспектам социально-психологического сопровождения.

Представление результатов: анализ работы отразить в дневниковых записях. В приложении к отчету привести функциональные обязанности специалиста.

Задание 4. Составление индивидуального плана прохождения практики

Указания по выполнению задания: индивидуальный план составляется студентом под контролем консультанта от учреждения и кафедрального руководителя (см. приложение 1). Он должен включать в себя все задания, вынесенные на педагогическую практику.

Представление результатов: индивидуальный план утверждается в первые дни прохождения практики консультантом от учреждения и кафедральным руководителем, включается в отчетные материалы по практике.

 

 

Тема 2. педагогическая деятельность психолога

Задание 5. Принципы построения учебной темы по психологии

Ход и указания по выполнению задания: подготовить разработку одной из тем психологической дисциплины для разных категорий слушателей (по выбору и по согласованию с консультантом от учреждения) по следующему плану:

1. Название темы.

Необходимо обратить особое внимание на формулировку. Она должна быть ясной, четкой, по возможности краткой. Кроме того, тема должна отражать предполагаемое содержание учебного материала.

2. Аудитория (для кого запланирована данная тема).

3. Цель изучения темы.

Цели образования выполняют системообразующую функцию в педагогической деятельности. Формулирование целей отвечает на вопрос, для чего учить: какие задачи (профессиональные, жизненные, предметные, этические, эстетические) в учебной или будущей профессиональной деятельности должен уметь решать студент с помощью получен­ных знаний, умений, навыков, убеждений, установок и т.п. Формулируя цели того или иного учебного занятия нужно помнить, что они делятся на педагогические и дидактические. Формулировка педагогической цели должна включать перечень личностных свойств и качеств учащихся, которые предполагается актуализировать, развивать или формировать на лекционном занятии. Формулировка дидактической цели должна включать перечень требований к качеству усвоения обучаемыми содержания учебного материала.

4. Методические задачи.

Определяя методические задачи, которые необходимо решить на занятии, следует иметь в виду, что к ним относятся задачи типа: создание ориентировки в содержании учебного материала и мотивации на учебную работу; раскрытие фундаментальных положений содержания, трудных для понимания и усвоения обучаемыми; организация закрепления усвоенного материала на основе показа связей между элементами знаний, установленных в психологии.

5. Сколько часов рекомендовано на изучение выбранной темы.

6. Виды аудиторных занятий по данной теме.

7. Внеаудиторная учебная работа.

8. Название тем из данной дисциплины и ранее изученных, на содержании которых базируется изучение материала выбранной темы.

9. Название тем из данной и последующих учебных дисциплин, изучение которых базируется на содержании выбранной темы.

Тема занятия должна быть включена в учебный курс, должны быть установлены внутрипредметные и межпредметные связи заявленной темы.

10. Список литературы для подготовки преподавателя по данной теме.

Представление результатов: разработку учебной темы студенту-практиканту необходимо представить в дневниковых записях по педагогической практике.

 

Задание 6. Отбор и построение содержания учебной темы (на примере лекционного или семинарского занятия)

Ход выполнения задания:

1. Разработать сложный (развернутый) план лекции (для разных категорий слушателей).

2. Составить список дидактических единиц выбранной темы.

3. Обозначить логические связи между дидактическими единицами, соединяя их в дидактические блоки.

4. Указать предполагаемые способы изложения содержания лекционного материала (догматический, объяснительно-иллюстративный, проблемный).

Указания по выполнению задания: необходимость лекционных занятий по теме, разделу или курсу может быть вызвана: а) сложностью и отсутствием необходимых методических материалов, в связи с чем усвоение содержания учебной информации затруднено; б) наличием спорных концепций и различающихся подходов в учебных пособиях; в) необходимостью личного эмоционального воздействия на учащихся при усвоении содержания учебной информации, когда требуется не только информировать, но и убеждать.

Выбирая вид лекционного занятия, следует иметь в виду, что лекции могут быть вводными, тематическими и обзорно-заключительными:

* вводная лекция направлена на ориентировку обучаемых в содержании учебного материала и способах работы с ним;

* тематическая лекции направлена на рассмотрение сути и содержания сложных изучаемых объектов (понятие объект имеет здесь обобщенный смысл: предмет, явления, процессы, способы деятельности);

* обзорно-заключительная лекция направлена на систематизацию и обобщение усвоенной ранее информации.

При составлении списка дидактических единиц по выбранной теме необходимо включить в содержание обучения следующее:

* основные термины и понятия, необходимые для усвоения положений психологии;

* научные факты, законы, положения, принципы, раскрывающие сущность явлений, рассматриваемых в данной теме необходимые для усвоения законов психологии;

* знания об объектах и предметах данной темы, методах познания и истории ее развития.

В каждой лекции существуют внутренние системные связи между ее разделами, представляющими дидактические блоки. В каждом блоке заключено несколько дидактических единиц (явление, закон, факт и т. д.), объединенных по различным логическим принципам: принципу индукции, дедукции, аналогии, концентрическому, ступенчатому, историческому или др.).

Выбор и обоснование целесообразных способов изложения содержания лекции необходимо осуществлять, руководствуясь следующим:

* догматический способ изложения используется тогда, когда постулируются правила или алгоритмы какой-либо деятельности, сообщается справочная литература;

* объяснительно-иллюстративный способ изложения предполагает раскрытие сути содержания учебного материала с привлечением доказательств, сравнений с параллельным использованием средств наглядности;

* способ проблемного изложения целесообразен, когда возникает необходимость в показе затруднений при формулировании или разрешении научной или практической проблемы.

Необходимо определить требуемое сочетание методов обучения и последовательность их применения. Для этого необходимо проанализировать каждую смысловую часть изучаемого материала (учебные элементы) и определить соответствующие ей методы обучения.

Выбор необходимых средств обучения должен диктоваться возможностью их ограниченного включения в способ изложения информации (в систему управления познавательной деятельностью учащихся).

Представление результатов: деятельность по выполнению данного задания необходимо отразить в дневниковых записях студента. Разработанный сложный план лекции, дидактические единицы, блоки, предполагаемые способы изложения лекции и сочетание методов следует включить в отчетные материалы в качестве приложений.

Задание 7. Лекция как метод преподавания психологии

Ход выполнения задания:

1. Провести лекцию по психологии (для любой категории слушателей).

2. Провести самоанализ лекционного занятия.

3. Посетить и проанализировать 2 лекционных занятия, проведенных другими студентами-практикантами (или другими преподавателями).

Указания по выполнению задания: при проведении лекции учтите следующие узловые момен­ты, которые могут составить основу для анализа и оценивания прочитанной лекции:

Содержание лекции:

· научность, соответствие современному уровню развития науки;

· идейная направленность – отбор содержания излагаемого материала; специальное выделение мировоззренческих идей; наличие методологических вопросов, правильная их трактовка; сопоставление концепций;

· активизация мышления, проблемность – проблемное начало лекций, выдвижение проблемных вопросов и противоречий по ходу лекции; ознакомление с историей научного поиска; показ различных концепций и точек зрения; выдвижение проблем для самостоятельного исследования;

· связь с жизнью, показ практической значимости областей применения на практике;

· соотношение содержания учебника и лекции – излагается ли материал, которого нет в учебнике, пересказывается ли учебник, разъясняются ли особо трудные вопросы; дается ли задание самостоятельно проработать часть материала по учебнику и т. д.;

· указание на связь с предыдущими лекциями и с последующими темами или разделами курса (внутрипредметные связи);

· указание на связь с другими курсами (межпредметные связи).

Методика чтения лекций:

· четкая структура лекции и логика изложения — наличие плана, строгое следование ему, отклонение от плана и т. п.;

· сообщение литературы к теме – в начале лекции, по ее ходу или в конце; дается обязательная и дополнительная литература или только обязательная; оценка правильности выбора рекомендованной литературы и пр.;

· доступность и разъясненность всех новых терминов и понятий;

· доказательность и аргументированность;

· выделение главных мыслей и выводов;

· использование приемов закрепления — повторение, вопросы на проверку понимания, усвоения и т. п.; подведение итогов в конце рассмотрения каждого вопроса, в конце всей лекции и т. п.;

· использование наглядных пособий, технических средств обучения (ТСО);

· применение лектором опорных материалов при чтении лекции – текст, конспект, отдельные записи, свободное чтение без опорных материалов.

Руководство работой студентов (учащихся, слушателей и т.д.):

· требование вести запись и контроль за выполнением этого требования;

· обучение студентов методике ведения записей, оказание им помощи в этом: изменение темпа, медленный темп при выделении материала, подлежащего записыванию, паузы для записи, вычерчивания графиков и др.;

· просмотр конспектов лекций: во время, после лекции, на семинарских или практических занятиях;

· использование приемов поддержания внимания: риторические вопросы, шутки, экскурсы в смежные области, замечания;

· разрешение задавать вопросы лектору: в процессе лекции, после лекции, в письменной форме, устно и т. п.

Лекторские данные:

· знание предмета;

· идейная убежденность;

· эмоциональность;

· голос, дикция;

· ясность, правильность речи;

· внешний вид;

· умение держаться перед аудиторией;

· умение видеть и чувствовать аудиторию, устанавливать с ней контакт.

Результаты лекции:

· информационная ценность лекции;

· воспитательное воздействие;

· достижение дидактических целей.

Представление результатов: деятельность по выполнению данного задания необходимо отразить в дневниковых записях студента.

В качестве приложений в отчетные материалы следует включить:

- разработанный по предложенной форме конспект лекции, утвержденный консультантом от учреждения (см. приложение 7),

- письменный самоанализ проведенной лекции и

- письменный анализ 2 посещенных лекций (см. приложение 8, 9).

 

Задание 8. Контроль усвоения психологических знаний

Ход выполнения задания:

1. Разработать систему заданий для проверки результатов обучения студентов по избранной теме:

· определить необходимые формы;

· обозначить цели;

· сформулировать контрольные вопросы (в том числе, и тестового характера), темы выступлений, рефератов;

· разработать задачи.

2. Провести семинарское занятие по избранной теме.

3. Провести самоанализ проведенного семинарского занятия.

4. Посетить и проанализировать одно семинарское занятие, проведенное другими педагогами.

Указания по выполнению задания:

В целом систему контроля образуют устный опрос, письменные контрольные работы, рефераты, проектные задания, коллоквиумы, семинары, экзамены, зачеты и т.п., а также самоконтроль студентов.

Конкретное применение того или иного метода и формы контроля зависит от многих факторов: от цели, содержания, методов, характера обучения, времени и места, состава учебных групп.

Выделяют три основные взаимосвязанные функции педагогического контроля: диагностическая, обучающая, воспитательная.Различные методы и формы контроля используются для активизации работы по усвоению учебного материала, для формирования у студентов творческого отношения к занятиям, активного стремления развивать свои способности, они дисциплинируют, организуют и направляют деятельность студентов.

Представление результатов: деятельность по выполнению данного задания необходимо отразить в дневниковых записях студента.

В качестве приложений в отчетные материалы следует включить:

- разработанный по предложенной форме конспект семинарского занятия, утвержденный консультантом от учреждения (см. приложение 10),

- письменный самоанализ проведенного семинара и

- письменный анализ посещенного семинарского занятия.

Раздел 2 (4-6 недели)

В этот период педагогической практики студенты изучают:

1) особенности учебной деятельности учащихся и педагога и ее психологический анализ;

2) психологические и методические особенности построения внеклассных занятий;

3) коллектив класса (группы) с анализом сложившейся в группе воспитательной ситуации и проектированием средств развития личности и коллектива;

4) психологические особенности возникновения, разрешения и предупреждения конфликтных ситуаций в педагогическом процессе.

Тема 3. Анализ деятельности участников
образовательного процесса

Задание 9. Анализ деятельности учащихся на занятии

Ход выполнения задания: посетить 1-2 занятия (урок, лекция, семинар, воспитательное мероприятие и пр.), сделать фотозапись этих занятий по требуемой форме (см. приложение 8). На основе сделанной фотозаписи занятия провести психологический анализ учебно-воспитательной деятельности учащихся по предложенной схеме (см. приложение 11).

Указания по выполнению задания: работу над заданием следует начинать с выбора занятия (урок, лекция, семинар, воспитательное мероприятие и т.п.). Целесообразно взять такое занятие, в котором представлены и обучающий, и воспитывающий моменты, ярко выражена деятельность учащихся и педагога. При этом следует заранее узнать у преподавателя цели и задачи занятия, особенности его методического построения, а также специфику изучаемого материала.

Для анализа необходимо подробно законспектировать занятие. В ходе конспектирования следует фиксировать деятельность педагога и учащихся, обращая внимание на ее содержательную сторону, на манеру поведения детей, их позу, мимику, речь, темп выполнения заданий и др. Конспект должен быть максимально подробным, что облегчит последующий анализ. Используя свой конспект, студент проводит психологический анализ деятельности учащихся на занятии.

Представление результатов: посещение занятий отразить в дневниковых записях. Фотозапись (конспект) занятия и его психологический анализ включить в отчетные материалы в качестве приложений.

 

Задание 10. Анализ деятельности педагога на занятии

Ход выполнения задания: посетить 1-2 занятия (урок, лекция, семинар, воспитательное мероприятие и пр.), сделать фотозапись этих занятий по требуемой форме (см. приложение 8). На основе сделанной фотозаписи занятия провести психологический анализ деятельности педагога по предложенному ниже плану.

Указания по выполнению задания: Для анализа необходимо подробно законспектировать занятие, в ходе которого следует фиксировать деятельность педагога (воспитателя), обращая внимание на ее содержательную сторону, на манеру его поведения, позу, мимику, речь, темп работы и др. Конспект должен быть максимально подробным, что облегчит последующий анализ.

План наблюдения.

1. Манера держать себя, жесты, мимика, пантомимика.

2. В какой мере он учитывает индивидуальные особенности учащихся.

3. Были ли случаи нарушения детьми дисциплины на занятии, поведение учителя в этом случае.

4. Культура речи учителя; работа над культурой речи у учащихся.

5. Наличие контакта между учителем и учащимися.

6. Умение мотивировать поставленные оценки.

7. Характеристика занятия с точки зрения воспитательного значения личного примера учителя.

Представление результатов: посещение занятий отразить в дневниковых записях. Фотозапись (конспект) занятия и психологический анализ деятельности педагога включить в отчетные материалы в качестве приложений.

 

Задание 11. Изучение психологических особенностей оценочных воздействий педагога

Ход выполнения задания: при выполнении данного задания следует зафиксировать с помощью предлагаемой схемы (см. приложение 12) формы и виды оценочных воздействий педагога (воспитателя) в процессе проведения им двух разных уроков (занятий, мероприятий и т.п.).

Указания по выполнению задания: целью задания является выявление репертуара и частоты оценочных воздействий педагога в процессе руководства им учебно-воспитательной деятельностью детей.

Каждое проявление конкретного воздействия отмечается знаком «+». В конце наблюдения следует охарактеризовать репертуар и частоту оценочных воздействий педагога на каждом из посещенных занятий. Кроме того, при анализе занятий рекомендуется ответить на следующие вопросы.

1. Рождала ли педагогическая оценка данного преподавателя (воспитателя и пр.) желание у детей выполнить деятельность лучше, являлась ли она стимулирующей?

2. Выполняла ли педагогическая оценка преподавателя (воспитателя и пр.) ориентирующую функцию?Были ли указаны, предложены детям доступные им пути, средства для достижения более высоких результатов в их деятельности?

3. Не являлась ли оценка педагога угнетающей?

4. Чем вы можетеобъяснить различие (если оно имеется) в оценочной деятельности педагога на разный занятиях?

Представление результатов: деятельность по выполнению данного задания необходимо отразить в дневниковых записях студента.

В качестве приложений в отчетные материалы следует включить:

- заполненная схема наблюдения за оценочными воздействиями педагога на двух уроках (см. приложение 12),

- письменный анализ оценочных воздействий педагога на основе заполненной схемы.

 

Задание 12. Внеклассное мероприятие по психологии и его анализ

Ход выполнения задания:

1. Провести внеклассное мероприятие по психологии (для любой категории слушателей).

2. Провести самоанализ внеклассного мероприятия.

3. Посетить и проанализировать внеклассное мероприятие, проведенное студентами-практикантами (или другими преподавателями).

Указания по выполнению задания: при подготовке к проведению внеклассного мероприятия по психологии и его анализу придерживайтесь следующего примерного плана.

1. Общие сведения:

- дата,

- школа,

- класс.

2. Название и форма внеклассного мероприятия:

- тема,

- воспитательная, развивающая и познавательные задачи;

- актуальность и мотивированность мероприятия (в связи с чем проводится, соответствует ли интересам детей, общей системе учебно-воспитательной работы).

3. Методика подготовки мероприятия, его этапы, организаторы и исполнители, роль детского актива и педагогов.

4. Структура и организация мероприятия. Основные этапы.

5. Содержание и методика проведения:

- целенаправленность, соответствие содержания воспитательным задачам, связь с современностью;

- основные методы и приемы проведения воспитательного занятия;

- коллективная и воспитательная работа учащихся.

6. Список литературы, используемой при подготовке воспитательного мероприятия.

Представление результатов: деятельность по выполнению данного задания необходимо отразить в дневниковых записях.

В качестве приложений в отчетные материалы студенту-практиканту следует включить:

- разработанный по предложенной форме конспект внеклассного занятия по психологии, утвержденный консультантом от учреждения (см. выше),

- письменный самоанализ проведенного занятия,

- письменный анализ посещенного внеклассного занятия.

Задание 13. Изучение детского коллектива (школьного класса, группы детей и пр.)

Ход выполнения задания:

1. Провести изучение детского коллектива (класс, отряд, члены кружка и т.п.) по предложенной схеме.

2. Проанализировать сложившуюся в группе воспитательную ситуацию.

3. Разработать систему средств развития данного коллектива и личности в нем.

Указания по выполнению задания: при изучении детского коллектива и анализе сложившейся в нем воспитательной ситуации придерживайтесь следующего примерного плана.

1. Общие сведения о детском коллективе (класс/отряд/группа; количество учащихся, из них мальчиков и девочек; возрастной состав группы).

2. Социометрическая структура группы.

3. Внутригрупповая дифференциация группы:

• лидеры, их особенности;

• изолированные ученики, их особенности;

• микрогруппы и пр.

4. Уровень развития группы как коллектива:

• направленность активности группы;

• организационное единство группы;

• психологический климат;

• эмоционально-волевое единство.

5. Особенности общения в группе.

6. Влияние социальной среды в учреждении на личность ребенка, его деятельность (учебу).

Рекомендуемые методики: наблюдение (например, схема наблюдения Р. Бейлса, схема наблюдения М. Робера-Ф.Тильмана и др.), беседа, социометрия, референтометрия, аутосоциометрия, методика изучения ЦОЕ, методики по изучению психологического климата коллектива и др.

Представление результатов: деятельность по выполнению задания необходимо отразить в дневниковых записях.

В качестве приложений в отчетные материалы студенту-практиканту следует включить:

- первичный эмпирический материал и результаты его обработки,

- характеристика детского коллектива по предложенной схеме, включающей анализ сложившейся в группе воспитательной ситуации и разработанную систему средств развития данного коллектива.

 

Задание 14. Изучение причин, особенностей возникновения,
протекания, разрешения и предупреждения конфликтов в детском коллективе

Ход выполнения задания:

1. Провести наблюдение и описать 2-3 конфликтные ситуации, возникшие в детском коллективе либо в педагогическом процессе, по предложенному ниже плану.

2. Составить учебные задачи и вопросы к ним так, чтобы они отражали теоретический материал возрастной, педагогической или социальной психологии и были связаны с описанными конфликтными ситуациями.

Указания по выполнению задания: при изучении и анализе конфликтных ситуаций придерживайтесь следующего примерного плана.

1. Описание конфликтной ситуации.

2. Причины конфликта.

Причинами возникающих конфликтов в детских коллективах и педагогическом процессе могут выступать:

а) недостатки в организации учебно-воспитательной работы;

б) неблагоприятные условия работы;

в) отсутствие педагогического такта у учителя, неумение распределять задания, неправильное использование системы побуждений, неправильное оценивание, неумение понять психологическое состояние ребенка;

г) нарушение внутригрупповых норм поведения, противоречие интересов, желаний, потребностей детей, их социальных функций и др.;

д) личностные характеристики отдельных учащихся, их специфические особенности поведения, отношение к учебе, группе, черты характера и др.

3. Протекание конфликта.

а) в чем состоит расхождение взглядов участников конфликта, его причины;

б) какие действия неприемлемы для каждой из сторон;

в) поведение участников конфликта:

- стремление обострить или разрешить конфликт;

- разрешить конфликт самостоятельно, с помо­щью других и т.д.;

г) кто является свидетелем конфликта и их поведение: поддержка, осуждение, стремление помочь в обострении или разрешении конфликтной ситуации и т.д.;

д) завершение конфликта: разрешение, компромисс, перевод в скрытую форму и др.;

4. Анализ конфликта и способов его разрешения.

Проанализируйте:

- как конфликтующие стороны видят проблему?

- в каких вопросах есть взаимопонимание, а в каких – нет?

- каковы возможные пути выхода из данного конфликта?

- соответствовало ли поведение каждого из участников конфликта сложившейся ситуации? Какие действия были правильными, а какие – неправильными?

- какой из способов разрешения конфликтов вызовет большее чувство удовлетворения у его участников?

5. Предупреждение возникновения подобных конфликтов.

Разработайте и предложите систему мероприятий, способствующей предупреждению подобной конфликтной ситуации в будущем.

Представление результатов: деятельность по выполнению задания необходимо отразить в дневниковых записях.

В качестве приложений в отчетные материалы включаются:

- описание и анализ 2-3 конфликтных ситуаций по предложенному выше плану,

- самостоятельно составленные учебные задачи и вопросы к ним, связанные с описанными конфликтными ситуациями.

 

 

Тема 4. Работа в соответствии с годовым планом учреждения

Задание 15. Работа в сотрудничестве с консультантом от
учреждения

Указания по выполнению задания: данное задание предполагает работу студента-практиканта в сотрудничестве с консультантом от учреждения по его рабочему плану. Это осуществляется с целью накопления студентом практических навыков взаимодействия с разными категориями клиентов, учащихся и т.д.

Представление результатов: деятельность по выполнению задания отражается в дневниковых записях в соответствии с индивидуальным планом работы студента-практиканта. В качестве приложений в отчет могут включаться дополнительные материалы, свидетельствующие о проведенной студентом работе.

Задание 16. Подготовка отчета по практике

Указания по выполнению задания: на основе выполненных заданий по практике студент готовит отчет о ее прохождении в соответствии с перечнем обязательных документов (см. раздел 5).

Отчет, как правило, включает констатирующую часть и обобщение предложений по совершенствованию формы и содержания практики (см. приложение 6). В отчет также необходимо включить отметку степени реализованности студентом-практикантом программы практики: знания, умения и навыки, профессиональные качества и позиции, которые были востребованы и закреплены; трудности, которые возникли в процессе прохождения практики.

Представление результатов: оформленные материалы предоставляются кафедральному руководителю в устанавливаемые кафедрой психологии сроки.

Задание 17. Участие в итоговой конференции по педагогической практике

Указания по выполнению задания: принять участие в итоговой конференции по практике.

Данное задание предполагает выступление как с сообщением по актуальным проблемам педагогической практики, так и по результатом проделанной индивидуальной работы. Представление творческих отчетов может быть организовано с использованием фото-, киноматериалов, демонстрацией компьютерных презентаций, программ, разработок, подготовленных и использованных студентом в процессе практики.

Представление результатов: итоги практики отражаются в публичных выступлениях студентов по результа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.147.4 (0.184 с.)