Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Да поможет вам вселенская удача;)↑ Стр 1 из 12Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Навигашка. Основные функции философии (онтологическая, гносеологическая, методологическая и эвристическая) Основными функциями философии являются: · Гносеологическая (теоретико-познавательная) функция включает в себя изучение закономерностей и возможностей познания, отношения знания к объективной реальности, исследование ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности. Цель: разрабатывать и обосновывать основные подходы и принципы нравственной, эстетической, научной, социополитической ориентации. · Методологическая функция выступает как общее учение о методе и вырабатывает совокупность наиболее общих методов познания и освоения мира человеком. · Эвристическая функция философии состоит в том, что она ориентирует человеческую мысль на открытие новых истин, побуждает к познанию, к формированию оригинальных истолкований познаваемых явлений. · Онтологическая функция является учением о бытии, его формах и способах. 3. Гносеологические корни идеализма, (прямолинейность, односторонность, гипертрофия, субъективизм, превращение абстрактного понятия в фантазию и т.д.) Образно говоря, идеализм — это пустоцвет, которому нужны и социальные (определенные общественные условия), и гносеологические корни. Не каждое неверное понятие, не каждая ошибка в процессе абстрагирования ведут к идеализму. Например, понятие «синяя кошка», или «добрый треугольник» просто бессмысленны. В действительности не существует соответствующих им предметов. В них неверным образом, ошибочно соединены, «склеены» свойства и признаки, которые в объективной действительности никак не связаны. К идеализму ведут те понятия, которые возникают в результате метафизического отрыва отдельных свойств, существующих в объективной реальности, от самой этой реальности. Достаточно оторвать свойство осведомленности, силы и продолжительности жизни от реальных людей, крайне преувеличить, раздуть их, чтобы возникло фантастическое понятие о всеведущем, всемогущем и бессмертном существе — боге. В самом процессе абстрагирования есть возможность отрыва понятий от их реальных материальных объектов. Ее-то В. И. Ленин и называл гносеологическими корнями идеализма. «Прямолинейность и односторонность, деревянность и окостенелость, субъективизм и субъективная слепота voila (вот.- Ред.) гносеологические корни идеализма». Стало быть, гносеологические, то есть познавательные, корни идеализма заключаются в том, что в сложном диалектическом процессе познания могут возникнуть такие упрощенные неверные приемы, которые приводят к образованию понятий, искаженно отражающих действительность и позволяющих думать, что мысли и сами понятия существуют независимо от материи или предшествуют ей. Учение Аристотеля Ученик Платона Аристотель выступил с критикой своего учителя. Ошибка Платона, с его точки зрения, состояла в том, что он оторвал «мир идей» от реального мира. Сущность предмета в самом предмете, а не вне его. Нет и мира «чистых идей», существуют только единичные и конкретно определенные предметы. Сущность предмета и причина его заключена в форме, которая неотделима от вещи. Форма –ключевое понятие Аристотеля. Именно форма делает предмет тем, чем он является. Бронзовый шар и бронзовая статуя едины по материи, но различны по форме. Материя –это возможность бытия, а форма есть осуществление этой возможности, действительность. Единичное бытие (предмет)есть соединение двух причин бытия: формальной и материальной. Всего их 4: формальная, -сущность вещи; материальная – субстрат вещи; действующая –то, что приводит в движение и обуславливает изменение; целевая –во имя чего совершается действие. Бытие по Аристотелю иерархично и выражается оно в иерархичности форм. Поднимаясь по лестнице форм значение материи ослабевает, а формы возрастает. Форма неживых предметов –растительная форма -животная –форма (душа)человека –Бог (как чистая форма освобожденная от материи вообще).Бог Аристотеля –совершенный Ум, источник всякого движения –Перводвигатель,Цель человеческой жизни – счастье (это общая установка для античной философии). Счастье, по Аристотелю, заключается не в материальном богатстве, не в наслаждении, и ни в одной добродетели, а в разумной деятельности в согласии с добродетелью. Центральное понятие этики Аристотеля –понятие середины. Добродетель – середина между излишеством и недостатком («ничего слишком»).Великодушие есть середина между тщеславием и малодушием, мужество –между безрассудной отвагой и трусостью,щедрость –между расточительностью и скупостью. Политология. По Аристотелю неправильные (польза для некоторых) формы государства–тирания, олигархия и демократия. Хорошими он считает формы, при которых исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит обществу в целом –это монархия, аристократия и «полития», т.е. власть среднего класса. В отличие от Платона, Аристотель –защитник частной собственности. Причина несправедливости общества состоит в нежелании управляющих действовать в интересах общего блага. Именно служение общему благу является критерием правильных форм. Фатализм и волюнтаризм В. – мировоззренческая позиция, признающая волю в качестве высшего начала бытия. В. противопоставляет слепую иррациональную волю рационалистическому разуму. С точки зрения В. достижение целей человека, класса, общества обусловлено исключительно силой их волевого устремления и не зависит от наличия объективных условий, от рациональности, обоснованности действий. Опасность В. в политике, экономике, управлении обществом состоит в переоценке воли, активности, инициативы человека и, одновременно, недооценке реальных объективных условий и возможностей человека и общества, что ведет к авантюризму, провалам и катастрофам в практической деятельности. Концепции В. получили развитие в работах А. Шопенгауэра («Мир как воля и представление»), Ф. Ницше («Воля к власти») и др. Фатализм диаметрально противоположен В. С точки зрения Ф. жизнь человека изначально предопределена Богом, неотвратимой судьбой или объективными законами бытия не оставляющими места для свободной воли, инициативы, случайности. Тем самым Ф. подрывает веру человека в собственные силы, ведет к пассивности, покорности слепой судьбе. И Ф. и В. являются мировоззренческими крайностями, каждая из которых по-своему порочна и опасна. Диалектический подход преодолевает абсурдные крайности Ф. и В., признавая необходимость такой активности человека, которая основывается на знании и использовании объективных законов действительности.
Содержание и форма. Роль формализации в научном познании. Содержание обычно характеризуется или как материальный субстрат вещи, или как внутреннее состояние последней, как совокупность процессов, определяющих взаимодействие образующих субстрат элементов между собой и со средой и обусловливающих их существование, развитие и смену. Содержание – это то, что наполняет форму и тем самым осуществляет ее. Оно является, можно сказать, "что" в "как" формы. В самом общем смысле форма – это внешнее очертание, фигура, наружность, образ, а также план, модель, штамп. Понятие формы Платон употреблял в том же смысле, что и понятие "идея", "эйдоса", для обозначения всеобщего, неизменного и подлинно сущего, являющегося прообразом индивидуальных и изменчивых явлений. Аристотель утверждал, что всякая конкретная вещь состоит из материи и формы, причем последняя является как активным фактором, благодаря которому вещь становится существующей, так и целью процесса становления. Согласно Фоме Аквинскому, бог есть чистая форма, сущность и существование вещей возникают из формы, душа есть форма тела, чистые духовные субстанции – это отделенные от материи формы. Формализация — отображение содержательного знания в знаково-символическом виде. Формализация базируется на различении естественных и искусственных языков. Выражение мышления в естественном языке можно считать первым шагом формализации. Дальнейшее углубление формализации связано с построением искусственных (формализованных) языков, предназначенных для более точного и строгого выражения знания, чем естественный язык, с целью исключить возможность неоднозначного понимания — что характерно для естественного языка (язык математики, логики, химии и др.). Символические языки математики и других точных наук преследуют не только цель сокращения записи — это можно сделать с помощью стенографии. Язык формул искусственного языка становится инструментом познания. Он играет такую же роль в теоретическом познании, как микроскоп и телескоп в эмпирическом познании. Именно использование специальной символики позволяет устранить многозначность слов обычного языка. В формализованных рассуждениях каждый символ строго однозначен. Как универсальное средство для коммуникации и обмена мыслями и информацией язык выполняет множество функций. Важная задача логики и методологии — как можно точнее передать и преобразовать существующую информацию и тем самым устранить некоторые недостатки естественного языка. Для этого и создаются искусственные формализованные языки. Такие языки используются прежде всего в научном познании, а в последние годы они нашли широкое распространение в программировании и алгоритмизации различных процессов с помощью компьютеров. Достоинство искусственных языков состоит прежде всего в их точности, однозначности, а самое главное — в возможности представления обычного содержательного рассуждения посредством вычисления. Значение формализации в научном познании состоит в следующем. • Она дает возможность анализировать, уточнять, определять и разъяснять понятия. Обыденные представления (выражаемые в разговорном языке), хотя и кажутся более ясными и очевидными с точки зрения здравого смысла, оказываются неподходящими для научного познания в силу их неопределенности, неоднозначности и неточности. • Она приобретает особую роль при анализе доказательств. Представление доказательства в виде последовательности формул, получаемых из исходных с помощью точно указанных правил преобразования, придает ему необходимую строгость и точность. • Она служит основой для процессов алгоритмизации и программирования вычислительных устройств, а тем самым и компьютеризации не только научно-технического, но и других форм знания. Материя и движение. Материя – это объективная реальность, обладающая свойством движения. Все существующее есть различные виды движущейся материи. Материя существует независимо от сознания человека. Материя существует либо в виде вещества, либо в виде поля. Движение материи – постоянное ее взаимодействие, а также изменения состояния объектов, вызванные этими взаимодействиями. Формы движения материи различны. Пример формы движения материи: нагревание и охлаждение тел, излучение света, электрический ток, химические и физические превращения, жизненные процессы. Классификация форм движения материи: 1) неживая природа; 2) живая природа; 3) общество. Неживую природу характеризует взаимосвязь физической и химической форм движения, живую – биологическая, а общество – социальная форма движения. Одни формы движения материи способны переходить в другие. Например: механическое движение переходит в тепловое, тепловое – в химическое, химическое – в электрическое. Возможен и обратный переход. Взаимопереход форм движения материи подтверждает единство и связь всех ее форм. В этом явлении отражен основной закон природы – закон вечности материи и ее движения: 1) ни один вид материи и ни одна форма движения не могут быть получены из ничего и превращены в ничто; 2) материя и ее движение неуничтожимы и несотворимы – вечно изменяясь, они вечно существуют. Материя не может существовать вне движения, она всегда находится в состоянии движения, изменения и развития. При уничтожении движения объект прекращает свое существование, переходит в другие объекты, которым характерно движение покоя – состояния движений, обеспечивающих стабильность предмета, сохраняя его качества. Покой относителен, а движение абсолютно – это неотъемлемое свойство материи. Структурные уровни материи: Свойства и движение материи – предмет изучения естествознания.
Методы научного познания принято подразделять по степени их общности, т.е. по широте применимости в процессе научного исследования, на всеобщие, или философские (диалектический и метафизический), общенаучные и частнонаучные. Диалектический метод имеет в научно-техническом познании первенствующее значение среди всеобщих методов в силу прежде всего специфики объекта познания — сложных технических устройств, представляющих собой системы, и тем более человеко-природно-машинных систем. Диалектический метод представляет собой единство ряда познавательных принципов: 1. Принцип всесторонности рассмотрения изучаемых объектов. Комплексный подход в познании. Объект познания необходимо изучать со всех сторон, стремиться к выявлению и изучению как можно большего числа (из бесконечного множества) его свойств, связей, отношений. Современные исследования во многих областях науки все больше требуют учета возрастающего числа фактических данных, параметров, связей и т.д. 2. Принцип рассмотрения во взаимосвязи. Системный подход в познании. Недопустимо рассматривать изучаемый объект вне связи с другими объектами, явлениями или игнорировать характер взаимосвязей его элементов, иначе окажется невозможным понять и изучить материальный объект в его целостности, как систему. 3. Принцип детерминизма. Он исходит из положения о всеобщем, универсальном и объективном характере причинности. Ориентация на него позволяет отделить необходимые связи от случайных, существенные от несущественных, установить те или иные повторяемости, коррелятивные зависимости и др., т.е. осуществить продвижение мышления к сущности. Познавательный процесс, идущий от следствий к причинам, от случайного к необходимому и существенному, имеет целью раскрытие закона. Закон же детерминирует явления, а потому познание закона объясняет явления и изменения самого предмета. 4. Принцип изучения в развитии. Только изучив историю возникновения и формирования интересующего нас объекта, можно понять его нынешнее состояние, а также предсказать будущее. При этом под развитием понимаются порожденные количественными изменениями качественные скачки, переход в иное состояние, а источник саморазвития видится в самом явлении, состоящем из противоречий. Общенаучные методы используются в самых различных областях науки, имеют весьма широкий, междисциплинарный спектр применения. Их классификация тесно связана с понятием уровней научного познания. Частнонаучные методы используются только в рамках исследований какой-то отдельной науки или области научного познания. При этом, как правило, они также восходят к философским методам и содержат в различных сочетаниях те или иные общенаучные методы познания, являются, по сути, их разновидностями для изучения конкретной области объективного мира. Философский анализ общества Философия стремится дать мировоззренческий, методологический анализ общества. Общество выступает одним из наиболее сложных объектов познания. И закономерно возникновение самых подходов к объяснению возникновения и развития общества. В их числе религиозно-мистический, марксистский, культурологический, экзистенциальный, технократический и др. В 19-20 веке все больше утверждается системный подход к анализу общества. Системный подход. Система – это целостный объект, состоящий из взаимодействующих элементов. Первой предпосылкой формирования и развития общества как относительно самостоятельной с-мы выступают связи, взаимодействие людей. Общество – это непосредственный мир бытия человека, система связей и отношений, в которой и посредством которой осуществляется жизнедеятельность людей. Формационный подход – Маркс, Энгельс. Согласно ему, история – объективный естественный процесс смены формаций. Функционирование и время существования формаций зависит от развития материального производства. И именно экономические отношения являются определяющими по отношению ко всем остальным. Сущность цивилизационного подхода к анализу современного общества заключается в определении не только экономических, но и социально-культурных изменений в обществе и его духовной жизни, подчеркивая непрерывность эволюционного развития. Если в первом подходе есть определенная обусловленность (предопределенность) и направленность, то второй подход подчеркивает многовариантность истории.
Навигашка. Да поможет вам вселенская удача;)
1. Предмет философии Философия и другие науки. 2. Основные функции философии(онтологическая, гносеологическая, методологическая и эвристическая) 3. Основной вопрос философии и две его стороны: онтологическая и гносеологическая. 4. Гносеологические корни идеализма, (прямолинейность, односторонность, гипертрофия, субъективизм, превращение абстрактного понятия в фантазию ит.д.) 5. Древнегреческая философия, ее особенности. 6. Объективный идеализм Платона 7. Учение Аристотеля 8. Средневековая философия как синтез традиций христианского откровения и античной философии 9. Борьба номинализма и реализма\ 10. Антропоцентризм философии эпохи Возрождения 11. Философия Ф. Бэкона 12. Р.Декарт – основоположник философии современного научного познания 13. Трансцендентальный идеализм И.Канта 14. Исторические предпосылки и теоретические источники марксистской философии 15. Экзистенциализм: проблема свобо 16. Неотомизм – философия католической церкви 17. Позитивизм, стадии его развитии 18. Понятие диалектики. Объективная и субъективная диалектика 19. Диалектика как логика принятия решения 20. Диалектика как учение о всеобщих связях Многообразие связей 21. Диалектика как учение о развитии. Принцип историзма. 22. Экстраполяция и прогнозирование. 23. Закон единства и борьбы противоположностей 24. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. 25. Принцип надежности через избыточность 26. Закон отрицания отрицания 27. Диалектика и метафизика 28. Значение современного естествознания для обоснования философской теории развития 29. Сущность и функции философских категорий 30. Случайность и необходимость. 31. Фатализм и волюнтаризм 32. Случайность, вероятность, закономерность 33. Причина и следствие, основные аспекты взаимодействия. 34. Возможность и действительность Роль человеческого фактора в превращении возможности в действительность 35. Содержание и форма Роль формализации в научном познании. 36. Материальное единство мира: философские и естественнонаучные аргументы 37. Материя и движение. 38. Абсолютность движения и относительность покоя 39. Многообразие форм проявления покоя и движения 40. Пространство и время как формы существования материи 41. Критика ньютоновского понимания абсолютного пространства и времени. 42. Объективность пространства и времени. Мысленное пространство и субъективный расчет времени 43. Отражение – всеобщее свойство материи. 44.Особенности человеческого сознания. Рефлексия, сознание и подсознание. 45. Роль труда и речи в формировании сознания 46. Творческая активность сознания. 47. Общественное сознание и его структура 48. Познание как предмет философского анализа 49. Теория познания как теория отражения. Эволюция форм отражения 50. Закономерности процесса познания. Принцип системности в познании 51. Вопрос о познаваемости мира. Скептицизм и агностицизм 52. Адекватность отражения (изоморфизм и гомоморфизм) 53. Объектвное и субъективное в познании. Принцип объективности и пути ее реализации 54. Истина как синтез односторонних определений. (точного ответа не нашёл) 55. Диалектика абсолютной и относительной иститный 56. Конкретность истины. 57. Критерии истины. Анализ субъективных критериев (ясность, логичность, публичность, прагматичность, результативность) 58. Практика – человеческий способ существования. Виды практической деятельности. 59. Роль практики в познании 60. Взаимоотношения теории и практики, науки и производства 61. Особенность научного познания (объективность, социальность, открытость, профессионализм, результативность) 62. Эмпирическое и теоретическое в научном познании 63.Абстрактно-логические формы познания. Понятие, суждение, умозаключение 64. Понятие научного метода и методологии. Специфика методологии технического познания 65. Научная познание как творческая деятельности 66. Человек как предмет философского анализа. 67. Проблема специалиста технического знания. (точного ответа не нашёл) 68. Философское понятие культуры. Диалектика культуры и науки 69. Философский анализ общества 70. Общественное бытие и общественное сознание
Примерные экзаменационные вопросы 1. Предмет философии Философия и другие науки. предмет философии: 1) Поначалу «философией» назывались все знания о причинах вещей, устройстве мира, космоса, природы. Предметом философии был весь мир. 2) В период средневековья философия была тесно связана с христианской теологией (богословием), предмет: представление о духовном мире человека и его связи с Богом. 3) В эпоху Возрождения, напротив, предметом философского познания стала природа, что придало естественнонаучный характер знаниям. 4) Представители позитивистской философии утверждают, что у философии нет больше своего личного предмета, и ей остается только собирать готовые знания, полученные другими науками, и строить из них «всеобщую картину мира». 5) В современных философских направлениях предмет определяется по-разному: как мировоззрение, как методология познания, как знание о мире в целом, как форма идеологии, как наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления философия и другие науки: 1) Аристотель считал, что философия изучает мир в целом, а другие науки части его. Другие мыслители считали, что философия является самой главной наукой, а другие науки как рабыни не смеют прекословить ей. 2) Философия является наукой о человеке. Эта точка зрения вытекает из позиций Сократа, Платона и других мыслителей. Философия добавляет к знаниям общественных и других наук о человеке то, что вытекает из ее предмета. 3) Секст Эмпирик сделал вывод, будто философия это пестрая смесь различных высказываний о мире в целом или об отдельных объектах его. 4) Декарт считал, что философия вбирает в себя все другие науки, каждая из которых является одним из ответвлений философии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.42.61 (0.012 с.) |