Объективный идеализм Платона 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объективный идеализм Платона



Платон считается первым древнегреческим философом, создавшим целостную

философскую систему, объединившую онтологию, гносеологию и антропологию. Философское учение Платона обнимает широкий круг вопросов: о бытии, о мире и его происхождении, о душе и познании, об обществе и т.д. Философию Платон понимает как учение о сущем, что является постоянным в окружающем мире. Мир чувственных вещей непостоянен и изменчив: материальные вещи возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего прочного и истинного. Постоянными, вечными и неизменными являются идеи (эйдосы) материальных предметов. Идея –это сущность предмета, отделенная от него, «вынутая» из человеческого сознания и помещенная в некий идеальный мир, где собраны все идеи всех предметов. Любая материальная вещь является лишь материальным отображением идеи данной вещи.

Например, лошадь-является воплощением идеи лошади, которая вечна и неизменна. Идеяобразец, модель, по которой создаются, «копируются» предметы. Материальный мир образуется из соединения «идеи» и «материи», того, что придает «идее» оформленность и вещественность. Платон считает, что первичен именно мир идей. Поэтому его называют создателем первой в мире идеалистической системы.

Антропология. Тело смертно –душа бессмертна. Душа – это «эйдос», сущность человека. Назначение тела– быть временным вместилищем души. Душа состоит из трех частей –разумной (ведущей),аффективной (страстной)и вожделеющей. Изначально было сотворено определенное количество душ (сколько звезд на небе).Это число неизменно. После смерти и воздаяния за грехи душа сама выбирает себе будущую жизнь, правда, попадая в тело она это забывает. Души вселяются как в тела людей, так и в тела животных и растений в зависимости от того, насколько разумной части души удалось победить низшие. Именно поэтому Платон столь парадоксально трактует смерть как благо –особенно для философа, стремящегося познать сущее.

Социальная философия. В государстве должно быть три группы граждан, три сословия. Разумной части души, добродетель которой в мудрости, должно соответствовать сословие правителей –философов; страстной части, добродетель которой в мужестве –сословие воинов, воспитанных в дисциплине; низменной, вожделеющей части души –сословие земледельцев и ремесленников. Каждое сословие должно быть ограничен выполнением своих обязанностей и воздерживаться от вмешательства в дела других. Государство Платона построено по жесткому кастовому принципу, переход из одного сословия в другой невозможен. Это государство в котором интересы личности подчинены интересам общества, человек лишен свободы выбора.

Учение Аристотеля

Ученик Платона Аристотель выступил с критикой своего учителя. Ошибка Платона, с его точки зрения, состояла в том, что он оторвал «мир идей» от реального мира. Сущность предмета в самом предмете, а не вне его. Нет и мира «чистых идей», существуют только единичные и конкретно определенные предметы. Сущность предмета и причина его заключена в форме, которая неотделима от вещи. Форма –ключевое понятие Аристотеля. Именно форма делает предмет тем, чем он является. Бронзовый шар и бронзовая статуя едины по материи, но различны по форме. Материя –это возможность бытия, а форма есть осуществление этой возможности, действительность. Единичное бытие (предмет)есть соединение двух причин бытия: формальной и материальной.

Всего их 4:

формальная, -сущность вещи;

материальная – субстрат вещи;

действующая –то, что приводит в движение и обуславливает изменение;

целевая –во имя чего совершается действие.

Бытие по Аристотелю иерархично и выражается оно в иерархичности форм. Поднимаясь по лестнице форм значение материи ослабевает, а формы возрастает. Форма неживых предметов –растительная форма -животная –форма (душа)человека –Бог (как чистая форма освобожденная от материи вообще).Бог Аристотеля –совершенный Ум, источник всякого движения –Перводвигатель,Цель человеческой жизни – счастье (это общая установка для античной философии). Счастье, по Аристотелю, заключается не в материальном богатстве, не в наслаждении, и ни в одной добродетели, а в разумной деятельности в согласии с добродетелью.

Центральное понятие этики Аристотеля –понятие середины.

Добродетель – середина между излишеством и недостатком («ничего слишком»).Великодушие есть середина между тщеславием и малодушием, мужество –между безрассудной отвагой и трусостью,щедрость –между расточительностью и скупостью. Политология.

По Аристотелю неправильные (польза для некоторых) формы государства–тирания, олигархия и демократия. Хорошими он считает формы, при которых исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит обществу в целом –это монархия, аристократия и «полития», т.е. власть среднего класса. В отличие от Платона, Аристотель –защитник частной собственности. Причина несправедливости общества состоит в нежелании управляющих действовать в интересах общего блага. Именно служение общему благу является критерием правильных форм.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.104.49 (0.013 с.)