Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел III. Познавательная сфера личности↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Раздел III. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ Тема 8. ВНИМАНИЕ. ИССЛЕДОВАНИЕ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ Цели занятия: 1. Формирование знаний и умений по изучению познавательных процессов личности. 2. Исследование свойств внимания.
Внимание: основные понятия и положения Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, которые предполагают повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида1. Благодаря вниманию человек отбирает нужную информацию, обеспечивает избирательность различных программ своей деятельности, сохраняет должный контроль над своим поведением. Внимание сопутствует каждой деятельности как составной элемент различных психических (восприятие, память, мышление) и двигательных процессов. Внимание, с одной стороны, является сложным познавательным процессом, с другой - психическим состоянием, в результате которого улучшается деятельность. Внимание порождается деятельностью и сопутствует ей. За вниманием всегда стоят интересы, желания, установки, потребности, направленность личности. Рассмотрим основные виды внимания. Непроизвольное внимание не требует приложения усилий, оно привлекается либо сильным, либо новым, либо соответствующим потребностям (интересным) раздражителем (табл. 9). Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех объектов, которые могут иметь в данный момент наибольшее жизненное или личностное значение. Произвольное внимание свойственно только человеку и характеризуется активным, целенаправленным сосредоточением сознания, связанным с волевыми усилиями (табл. 9). Произвольное внимание возникает, в случаях, когда человек в своей деятельности ставит перед собой определенную цель, задачу и сознательно вырабатывает программу действий. Цель определяет выделение объектов его внимания, требуя волевые усилия. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Именно благодаря наличию произвольного внимания человек способен активно, избирательно “извлекать” из памяти нужные ему сведения, выделять главное, существенное, принимать правильные решения, осуществлять планы, возникающие в деятельности. Послепроизвольное внимание обнаруживается в тех случаях, когда человек, забыв обо всем, с головой уходит в работу. Этот вид внимания характеризуется сочетанием волевой направленности с благоприятными внешними и внутренними условиями деятельности (табл. 9). Таблица 9 Методики исследования свойств внимания Тестовый материал БСОЛНЦЕТР ШОЦРАЙОНЗГУЦНОВОСТЬХЭЬГЧАФАКТУЕКЭКЗАМЕНТРОЧ ЯГШГЦПРОКУРОРГЦРЕТАБЕСТЕОРИЯЕНТЕДЖЗБЬАМХОККЕЙЫУТРОУЦЫ ФЩУЙГЗХТЕЛЕВИЗОРБОЛДЖШЗХЮЭЛГШЬБПАМЯТЬШОГХЕЮЖИНДРОШ ХЭНЗВОСПРИЯТИЕИЕЦУКЕНДШИЗХЬВАФЫАПРОЛДБЛЮБОВЬАБФЫРПЛО ЕСЛЖСПЕКТАКЛЬЯЧСИМТЬБАЮЖЮЕРАДОСТЬВУФЦНЭЖДЛКРИНАРОДШ ЛДЖЬХЭГНЕОКУЫФЙШРЕПОРТАЖЗЖДОРЛАФЫВЮЭФБЬДЬКОНКУРСЗЖ ЙФЯЧЫЦУВСКАПФЛИЧНОСТЬЭХЖЭЬСЮДШНГЛЫДЖЭПРПЛАВАНИЕДТЛ ЭЗБЬТРЛШРЖНПРКЫВКОМЕДИЯЪШЛДКЦУЙФОТЧАЯНИЕЗФРЯЧАТЛДЖЭ ХТЬФТАСЕНЛАБОРАТОРИЯГШДШНРУЦГРГШЩТЛОСНОВАНИЕЗШРЭМЪТД ИТАОНРИКГВМСТРПСИХИАТРИЯБПЛМЕТЧЬЙФЯОНТЗАЦЭЬАНТЗАХТЛИО
Таблица 10 Внимания Шаг 1. Инструкция В тестовой таблице имеется по 24 цифры, набранных “жирным” шрифтом и курсивом, рядом с которыми через дефис проставлены буквы тем же шрифтом. Вам необходимо найти в таблице попеременно цифры от 1 до 24 “жирным” шрифтом и курсивом - от 24 до 1. Например, вначале Вы находите цифру 1, набранную “жирным” шрифтом и 24 - курсивом, затем цифру 2 “жирным” шрифтом и 23 курсивом и т.д. Подтверждением того, что Вы нашли цифру, является стоящая рядом с ней буква, которую необходимо заносите в протокол исследования в клетку соответствующего номера и шрифта. Например, указанные в задании цифры 1 – 24, 2 – 23 будут зарегистрированы буквами б, и, ч, о. Работать следует быстро, поскольку время выполнения задания фиксируется. Тестовая таблица
Протокол исследования
Ключ
Если испытуемый выполнил работу за 6 мин и допустил при этом 4 и менее ошибки, то это свидетельствует о высоком уровне выраженности распределения и переключения внимания; за 8 мин при 5 ошибках – о хорошем; за 10 мин при 6 ошибках – о среднем; если же затрачено на работу свыше 10 мин и допущено более 6 ошибок, то у испытуемого низкий уровень распределения и переключения внимания. Вопросы 1. Что такое “внимание” и какие его свойства и виды Вы знаете? 2. Какую роль играет внимание в поведении и деятельности человека? 3. Какими способами можно измерить свойства внимания? 4. Можно ли влиять на формирование и развитие свойств и видов внимания? Если да, то каким образом? Задачи Для проверки степени усвоения материала темы Вам предлагается решить следующие психологические задачи: 1. На практических занятиях в вузе преподаватель в тех случаях, когда студенты ведут себя особенно шумно, стучит по письменному столу кусочком мела. На какой вид внимания рассчитывает педагог? Как долго он может пользоваться данным приемом? 2. Во время экзаменационной сессии студент готовится к экзамену по предмету, для него не интересному. Несколько раз он начинает читать учебник, затем бросает. Встает, ходит по комнате, опять садится к столу. С чем в данной ситуации могут быть связаны трудности при вхождении в работу?6 3. Существуют различные мнения о том, кого из учащихся следует считать более внимательным. Одни полагают, что если ученика не могут отвлечь ни разговоры, ни посторонние шумы, то он, конечно, внимателен. Другие думают, что внимателен тот, кто, рассказывая, видит и слышит все, что делается вокруг. Третьи под внимательностью понимают способность мгновенно замечать на предъявленных пособиях сразу много деталей. О каком свойстве внимания идет речь в каждом случае?7 Рекомендуемая литература Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М., 1998. Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974. Гильбух Ю.З. Как учиться и работать эффективно. Минск, 1995. Гиппенрейтер Ю.Б. Деятельность и внимание // А.Н. Леонтьев и современная психология: Cб. М., 1983. Грищенко Л.А. Психология восприятия, внимания, памяти: Учеб. пособие. Екатеринбург, 1994. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 1995. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова М., 1990. Тема 9. ПАМЯТЬ. Шаг 1. Инструкция Экспериментатор зачитывает 30 слов в ритме 1,5 с на одно слово. Вы должны постараться их запомнить и по команде занести в тетрадь. Последовательность воспроизведения слов роли не играет. Процедура повторяется 10 раз.
Тестовый материал 1-е задание 2-е задание
3-е задание 4-е задание
5-е задание 6-е задание
7-е задание 8-е задание
9-е задание 10-е задание
Шаг 2. Обработка и анализ результатов После завершения работы экспериментатор зачитывает слова и их номера в задании (см. тестовый материал), а испытуемый сверяет свои записи и проставляет номера воспроизведенных в тетради слов. Для дальнейшего анализа результатов необходимо построить график, иллюстрирующий динамику воспроизведения слов. Пример графика представлен на рис. 13.
Номер задания
. . . 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11....................16 17...........................28 29 30 Номер слова в задании Рис. 13. Динамика воспроизведения слов
Анализ результатов осуществляется с учетом следующих ключевых позиций: * “краевой эффект” памяти, выражающийся в том, что начальные и конечные слова списка запоминаются лучше, чем средние; * большая выраженность конечного подъема по сравнению с начальным, что связано с проявлением кратковременной памяти; * пик запоминания приходится на 16-й номер, что указывает на успешное запоминание эмоционально значимой информации.
Рекомендации по эффективному запоминанию материала 1. Дозируйте материала по объему. Постарайтесь иллюстрировать запоминаемый материал примерами, а также устанавливать взаимосвязи между отдельными блоками информации. 2. Рационально распределяйте процесс запоминания материала во времени. 3. Пытайтесь воспроизводить запоминаемый материал без подсказок. 4. Используйте методы ассоциаций, аналогий в процессе запоминания и воспроизведения материала. 5. Используйте мнемотехнические приемы связывания запоминаемого материала с ранее усвоенной моделью, рифмой, схемой, образом и др. 6. Пытайтесь систематизировать и классифицировать запоминаемый материал, составляя план для него с разбивкой на составные части с заглавиями и подзаголовками. 7. Легче запоминается материал, предъявляемый в привычных формулировках, и описываемый хорошо усвоенными понятиями. 8. Эмоционально насыщенный материал запоминается легче и лучше, чем эмоционально нейтральный. Вопросы 1. Что такое “память” и какие ее виды, процессы и свойства Вы знаете? 2. Какую роль играет память в поведении и развитии личности? 3. Каким образом можно измерить особенности памяти? 4. Можно ли влиять на формирование и развитие памяти? Если да, то какими способами? Рекомендуемая литература Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М., 1998. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л., 1988. Исследования памяти / Под ред. Н.Н. Корж. М., 1989. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д.Шадрикова М., 1990. Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 1979.
Тема 10. МЫШЛЕНИЕ. Протокол исследования
Тестовый материал
После окончания исследования экспериментатор просит испытуемого объяснить, каким образом он решал анаграммы, обнаружил ли он последовательности расположения букв и какие именно. Отчет испытуемого фиксируется в протоколе.
Шаг 2. Обработка и анализ результатов В ходе обработки результатов необходимо получить показатель уровня выраженности рефлексивности мышления, показатель времени решения задач и ранговый показатель сложности решения анаграммы. Для получения показателя уровня выраженности рефлексивности мышления за каждую правильно решенную задачу ставится 1 балл и по одному баллу прибавляют за те задачи, которые были решены по обнаруженной испытуемым последовательности перестановки букв анаграммы (см. ключ к решению анаграммы). Показатель уровня выраженности рефлексивности мышления определяется путем деления набранных испытуемым баллов на их максимальное количество, в данном случае оно равно 29.
Ключ
Показатель времени представляет собой среднее арифметическое время, затраченное на решение анаграмм. Показатель ранга соответствует номеру самой сложной из решенных анаграмм. При анализе результатов, в первую очередь, важно определить стратегию решения испытуемым анаграмм, выяснить, как протекал у него мыслительный процесс. Стратегия решения может быть: * хаотической, при которой поиск решения отличается бессистемностью и сопровождается выдвижением значительного количества замыслов, логически не связанных между собой; создаваемые при этом гипотезы не подвергаются окончательной проверке; * формально-алгоритмической, для которой характерен последовательный перебор возможных вариантов решения с отдельными возвратами к ранее рассматривавшимся; при этом доминирует репродуктивное движение в содержательном плане, а регулирование в смысловом аспекте – явно недостаточно; * содержательно-адаптивной, представляющей собой логически связанное движение по семантически значимым признакам; преобладающим является движение мысли в уровнях, образующих смысловую сферу, а именно – личностном и рефлексивном; * свернутой, для которой характерна сокращенность оценочных действий и слитность их с поисковыми, что позволяет довольно быстро находить верное решение. Рефлексивность мышления позволяет в ходе решения задач выработать наиболее эффективную стратегию и ускорить мыслительную деятельность. В предложенной методике рефлексивность проявляется в изменении стратегии решения в ходе выполнения задания, которое обнаруживается при анализе влияния предыдущего решения анаграммы на последующие. Стоит обратить внимание на роль мыслительной деятельности в обучении. Высокий уровень развития особенностей мышления, например рефлексивности, входящих в структуру обучаемости, обеспечивает легкость и быстроту анализа и обобщения признаков, существенных для решения проблемы. Рефлексивность выполняет функцию контроля и оценки человеком собственных мыслительных действий, дает возможность обнаруживать и учитывать свои ошибки, оценивать правильность поисков новых путей решения задачи. В данном исследовании о высоком уровне выраженности рефлексивности мышления свидетельствует показатель ранга не ниже 12 - 13.
Шаг 1. Инструкция В тестовых бланках, на которых представлены ряды цифр, попытайтесь определить, по какой закономерности составлен каждый из 15 предлагаемых рядов чисел. В соответствии с этой закономерностью требуется продолжить каждый ряд, дописав в нем еще два числа. На работу отводится 7 мин. Не следует задерживаться долго на одном ряду; если не можете правильно определить закономерность, переходите к следующему ряду. Продолжать ряд необходимо от последнего числа, имеющегося в данном ряду. Тестовый бланк
По истечении 7 мин дается команда “Стоп!”.
Шаг 2. Обработка и анализ результатов В процессе обработки результатов с помощью ключа подсчитывается количество правильно решенных испытуемым рядов чисел. Если испытуемый записал в каком-то ряду только одно число, хотя оно и правильное, ряд не засчитывается. Ключ
Уровень выраженности аналитичности мышления определяется по количеству правильно решенных рядов чисел. Если испытуемый решил 14 – 15 рядов, то его уровень выраженности аналитичности мышления очень высокий, или отличный; если 11 – 13 - высокий, или хороший; если 8 – 10 - средний, или удовлетворительный; если 6 – 7 - низкий, или неудовлетворительный; если 5 и менее – очень низкий. Аналитичность является важной характеристикой мышления, проявляющейся в индуктивности мышления и способности оперировать объектами, в данном исследовании - числами. Она представляет собой главный компонент способности теоретизировать информацию, находить причинно-следственные связи между предметами и явлениями, составляет основу общих способностей человека и необходима для успешного овладения разными видами деятельности. Аналитичность активно развивается в юношеском возрасте, ее формированию способствуют такие предметы, изучаемые в вузах, как логика, высшая математика и др. Поэтому можно сопоставить результаты тестирования с успеваемостью по соответствующим предметам.
Как мыслительной операции Методика заключается в подборе слов, имеющих общие родовые признаки или логические связи с определенным обобщающим словом. Всего предъявляется на бланке 20 обобщающих слов и к каждому из них набор из 5 слов, два из которых более всего с ним связаны. Нужно найти эти два слова в каждой строке и подчеркнуть.
Шаг 1. Инструкция Из тестового материала Вам предлагается из 5 слов, заключенных в скобки, выписать 2 слова, находящихся в наибольшей связи с обобщающим их словом, стоящим перед скобкой. Например, обобщающее слово “сад”. Сад может существовать без собаки, собора и даже без садовника, но без земли и растений – не может. Следовательно, надо подчеркнуть слова “земля” и “растения”. Продолжительность выполнения задания – 3 мин.
Тестовый материал 1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля). 2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода). 3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед). 4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены). 5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево). 6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага). 7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, печать). 8. Чтение (глава, книга, картина, печать, слово). 9. Газета (правда, приложения, телеграммы, бумага, редактор). 10. Игра (карта, игроки, штраф, наказания, правила). 11. Война (аэроплан, пушки, сражения, ружья, солдаты). 12. Книга (рисунки, война, бумага, любовь, текст). 13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия). 14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение). 15. Библиотека (город, книги, лекция, музыка, читатели). 16. Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, волк). 17. Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, спортивная площадка). 18. Больница (помещение, сад, врач, радио, больные). 19. Любовь (розы, чувство, человек, город, природа). 20. Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек). Шаг 2. Обработка и анализ результатов Обработка результатов осуществляется с помощью ключа. За каждый совпавший с ключом ответ начисляется 1 балл и 0 баллов - за не совпавший или неполный ответ. Ключ
Суммарное количество баллов переводят в нормативные баллы по следующей схеме:
Задание может предъявляться на слух, в данном случае после зачитывания каждой строки со словами отводится по 10 с на записывание ответа. В таком варианте нормативные баллы будут иными:
Уровень выраженности мыслительной операции обобщения определяется по нормативным баллам:
Шаг 3. Отчет по результатам исследования особенностей Проинтерпретируйте индивидуальные результаты исследования особенностей мышления, ориентируясь на схему, предложенную в табл. 13. Таблица 13 Особенностей мышления
Примечание. РМ - рефлексивность мышления; АМ - аналитичность мышления; О - обобщение.
Рекомендации по активизации мышления 1. С целью повышения продуктивности мыслительной деятельности необходимо научится управлять следующими ее этапами: · постановка задачи; · создание оптимальной мотивации; · регуляция направленности непроизвольных ассоциаций; · максимальное включение образных, логических и символических компонентов в процесс мышления; · использование преимуществ понятийного мышления; · избегание излишней критичности при оценке результатов деятельности. 2. Очень результативна активизация мыслительной деятельности посредством решения различных задач и головоломок. Например, для развития мыслительной операции абстрагирования используются задачи с избыточными данными. “В темной комнате стоит шкаф, в ящике которого лежат 24 красных и 24 синих носка. Каково наименьшее количество носков следует взять из ящика, чтобы из них заведомо можно было составить по крайней мере пару одного цвета”. Или, например, для развития таких особенностей мышления, как гибкость, аналитичность, рефлексивность используются задачи с частично неверными данными или задачи вероятностного характера. “Имеется 20 денежных купюр: 10 десятирублевого достоинства и 10 по 50 рублей. Их надо разложить в две одинаковые шляпы так, чтобы произвольно вытащенная затем из любой шляпы купюра оказалась 50-рублевого достоинства. Вопрос: Как надо разложить эти деньги, чтобы вероятность вытащить купюру в 50 рублей была максимальной?” 3. Эффективным средством активизации мыслительной деятельности являются правильно сформулированные вопросы, поскольку они концентрируют внимание, ограничивая перебор гипотез в памяти. Недаром образовательный процесс неизменно сопровождается системой вопросов и опросов. 4. Действенным способом активизации мышления является подсказка, которая может принимать форму: · сообщения очередного хода мышления; · сообщения дополнительных данных; · приведения аналогии. Однако следует помнить, что подсказка, совпадающая по времени с формированием собственного решения проблемы, может резко затормозить его или вовсе прервать (так называемый эффект запирания). 5. Использование тестов интеллекта, адаптированных к разным возрастам, а также культурному, образовательному и профессиональному уровню развития, является эффективным способом стимуляции мыслительной деятельности. 6. Полезно знать, что существуют так называемые барьеры мышления - специфические препятствия продуктивной мыслительной деятельности. Барьерами могут быть самоограничения, связанные с инертностью нашего мышления и преклонение перед авторитетом.
Вопросы 1. Что такое “мышление” и какие мыслительные операции, формы, виды и особенности мышления Вы знаете? 2. Какую роль играет мышление в поведении и развитии личности? 3. Каким образом можно измерить особенности мышления? 4. Существуют ли способы активизации мыслительной деятельности? Если да, то какие Вы знаете?
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.198.113 (0.011 с.) |