Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методики исследования свойств и видов памяти
Методика 1. Исследование объема кратковременной памяти Процедура исследования включает четыре одинаковые серии. Испытуемому предъявляется последовательно 7 рядов цифр, содержащих от 4 до 10 элементов. В каждой серии экспериментатор зачитывает один из 4 наборов цифровых рядов.
Серия 1 Серия 2 Серия 3 Серия 4 1 3 7 2 9 3 2 1 5 2 4 1 7 1 0 6 6 4 8 0 5 5 7 3 4 0 9 6 0 2 3 8 9 9 3 4 7 2 5 3 1 8 3 9 5 1 7 5 2 5 4 0 6 1 8 5 6 0 8 6 0 7 5 9 4 3 8 4 0 1 3 9 0 6 7 8 4 2 3 8 9 5 2 0 1 5 7 0 5 2 1 8 6 3 5 5 9 3 8 2 1 5 3 5 3 4 6 8 2 5 3 8 8 2 7 4 4 5 2 5 1 3 2 6 9 7 8 4 3 8 2 4 9 3 4 5 2 8 5 9 8 3 7 4 6 2 3 7 1 5 8 4 3 1 3 9 3 8 4 4 5 2 8 7 1 6 2 4 8 3 7 5 4 6 9 2 6 7 2 3 8 4 3 2 0 7 1 5 2 4 8 3 6 8 9 7
Элементы ряда предъявляются с интервалом в 1 с. После прочтения каждого ряда через 2 – 3 с по команде “Пишите!” испытуемые в протоколе воспроизводят элементы ряда в том же порядке, в каком они предъявляются экспериментатором. В каждой серии независимо от результата зачитываются все семь рядов. Инструкция во всех сериях опыта одинаковая. Интервал между сериями не менее 6 – 7 мин. Шаг 1. Инструкция Вам будут названы несколько цифр. Слушайте внимательно и запоминайте их. По окончании чтения по команде “Пишите!” запишите то, что запомнили, в том порядке, в каком читали цифры.
Шаг 2. Обработка и интерпретация результатов В процессе обработки результатов исследования необходимо установить: * ряды, воспроизведенные полностью и в той же последовательности, с которой они предъявлялись экспериментатором. Для удобства их обозначают знаком “+”; * наибольшую длину ряда, которая во всех сериях воспроизведена правильно; * количество правильно воспроизведенных рядов, больших, чем тот, который воспроизведен во всех сериях; * коэффициент объема памяти, которые вычисляют по формуле
С Пк = А + ¾¾, (10) n
где Пк – обозначение объема кратковременной памяти; А – наибольшая длина ряда, который испытуемый во всех опытах воспроизвел правильно; С – количество правильно воспроизведенных рядов, больших, чем А; n – число серий исследования (в данной методике их 4).
Анализируя результаты исследования, важно обратить внимание на крайние варианты показателей объема кратковременной памяти.
Уровень выраженности объема кратковременной памяти, равный 10 баллам, как правило, является следствием использования испытуемым логических средств или специальных приемов мнемотехники. Если получен очень низкий уровень выраженности, то исследование данного свойства памяти испытуемого нужно повторить через несколько дней. Уровень выраженности объема кратковременной памяти, равный 3 – 4 баллам, обусловлен, как правило, непониманием инструкции. Низкий и средний уровни выраженности объема кратковременной памяти могут быть повышены благодаря систематической тренировке памяти по специальным мнемотехническим программам.
Шаг 3. Отчет по результатам исследования объема Проинтерпретируйте индивидуальные результаты исследования объема кратковременной памяти, ориентируясь на схему, предложенную в табл. 12. Таблица 12 Индивидуальные результаты исследования Объема кратковременной памяти
Методика 2. Исследование кратковременной, долговременной и эмоциональной памяти Процедура исследования сводится к выполнению 10 идентичных заданий. Испытуемый должен выслушать, запомнить, а затем воспроизвести в тетради запомнившиеся слова в любой последовательности. Шаг 1. Инструкция Экспериментатор зачитывает 30 слов в ритме 1,5 с на одно слово. Вы должны постараться их запомнить и по команде занести в тетрадь. Последовательность воспроизведения слов роли не играет. Процедура повторяется 10 раз.
Тестовый материал 1-е задание 2-е задание
3-е задание 4-е задание
5-е задание 6-е задание
7-е задание 8-е задание
9-е задание 10-е задание
Шаг 2. Обработка и анализ результатов После завершения работы экспериментатор зачитывает слова и их номера в задании (см. тестовый материал), а испытуемый сверяет свои записи и проставляет номера воспроизведенных в тетради слов. Для дальнейшего анализа результатов необходимо построить график, иллюстрирующий динамику воспроизведения слов. Пример графика представлен на рис. 13.
Номер задания
. . . 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11....................16 17...........................28 29 30 Номер слова в задании
Рис. 13. Динамика воспроизведения слов
Анализ результатов осуществляется с учетом следующих ключевых позиций: * “краевой эффект” памяти, выражающийся в том, что начальные и конечные слова списка запоминаются лучше, чем средние; * большая выраженность конечного подъема по сравнению с начальным, что связано с проявлением кратковременной памяти; * пик запоминания приходится на 16-й номер, что указывает на успешное запоминание эмоционально значимой информации.
Рекомендации по эффективному запоминанию материала 1. Дозируйте материала по объему. Постарайтесь иллюстрировать запоминаемый материал примерами, а также устанавливать взаимосвязи между отдельными блоками информации. 2. Рационально распределяйте процесс запоминания материала во времени. 3. Пытайтесь воспроизводить запоминаемый материал без подсказок. 4. Используйте методы ассоциаций, аналогий в процессе запоминания и воспроизведения материала. 5. Используйте мнемотехнические приемы связывания запоминаемого материала с ранее усвоенной моделью, рифмой, схемой, образом и др. 6. Пытайтесь систематизировать и классифицировать запоминаемый материал, составляя план для него с разбивкой на составные части с заглавиями и подзаголовками. 7. Легче запоминается материал, предъявляемый в привычных формулировках, и описываемый хорошо усвоенными понятиями. 8. Эмоционально насыщенный материал запоминается легче и лучше, чем эмоционально нейтральный. Вопросы 1. Что такое “память” и какие ее виды, процессы и свойства Вы знаете? 2. Какую роль играет память в поведении и развитии личности? 3. Каким образом можно измерить особенности памяти? 4. Можно ли влиять на формирование и развитие памяти? Если да, то какими способами? Рекомендуемая литература Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М., 1998. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л., 1988. Исследования памяти / Под ред. Н.Н. Корж. М., 1989. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д.Шадрикова М., 1990. Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 1979.
Тема 10. МЫШЛЕНИЕ.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.02 с.) |