Внешнеинвестиционная политика государства. СЭЗ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внешнеинвестиционная политика государства. СЭЗ



ВНЕШНЕИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА представля­ет собой систему мероприятий государства по регулированию экспорта и импорта капитала. Государство реализует эту по­литику с помощью регулирующих, контролирующих и стиму­лирующих функций. Основу государственного регулирования международного движения капитала составляют национальные законы, постановления и административные процедуры.

Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь регла­ментируется Инвестиционным кодексом Республики Беларусь и нормативными правовыми актами соответствующих государс­твенных структур. Инвестиционный кодекс определяет общие правовые условия осуществления инвестиционной деятель­ности и направлен на ее стимулирование и государственную поддержку, а также на защиту прав инвесторов на территории Республики Беларусь.

Государственное регулирование предусматривает: прямое участие государства в инвестиционной деятельности; создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятель­ности.

В процессе осуществления инвестиционной деятельности, в том числе при реализации инвестиционных проектов, ин­весторы имеют право получить государственную поддержку в виде: льгот по налоговым и таможенным платежам; гарантий Правительства Республики Беларусь; обязательство Республи­ки Беларусь, от имени которой выступает Правительство Рес­публики Беларусь, перед кредитором отвечать за исполнение обязательств заемщика (инвестора); централизованных инвес­тиционных ресурсов для оказания государственной поддержки инвестиционных проектов.

Одним из условий, способствующих росту международного движения капиталов, является создание и функционирование свободных экономических зон.

Под СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНОЙ (СЭЗ) понимается часть территории (экономического пространства) государства с особым, льготным режимом хозяйственной, вне­шнеторговой и инвестиционной деятельности.

Основными признаками СЭЗ являются:

• определенная обособленность зоны от остальной территории страны в хозяйственном, внешнеторговом, инвестиционном,
валютно-финансовом отношениях;

• беспошлинный или льготный режим ввоза и вывоза това­ров;

• создание льготных условий экономической деятельности и финансовых стимулов для иностранных инвесторов, вплоть до снятия каких-либо ограничений на их деятельность;

• существенно более тесная связь с мировым рынком, чем у национальной экономики в целом.

СЭЗ могут располагаться как на очень компактной, неболь­шой площади (это так называемые «точечные» зоны, типичным примером которых могут быть отдельные предприятия или магазины), так и занимать значительные по своим масштабам площади. В настоящее время в мире насчитывается несколько тысяч зон с особым режимом хозяйственной деятельности.

При этом выделяются следующие виды таких зон:

1. Зоны беспошлинной (или свободной) торговли. Они пред­ставляют собой исторически самый ранний тип СЭЗ. Первым историческим примером такого рода СЭЗ был «свободный
порт» Генуя (с 1595 г.).

2.Экспортные промышленные зоны (или свободные зоны поощрения экспорта). Целью такого рода зон является поощре­ние развития в данной стране экспортоориентированных совре­менных производств.

3.Зоны развития новых и высоких технологий. Яркими при­ мерами такого вида зон являются современные технопарки в США, технополисы в Японии, «бизнес-инновационные центры» в странах ЕС. Основная цель этих СЭЗ - развитие науко­емких отраслей высоких технологий. Республика Беларусь на­ходится на начальном этапе создания и функционирования СЭЗ такого вида.

4.Специальные экономические зоны. Это СЭЗ, которые со­здаются для развития конкретного, очень важного для данной страны направления деятельности (например, туристские зоны).

5. Комплексные, многоотраслевые и многофункциональные зоны. Главное в них состоит в том, что они обладают практи­чески всеми чертами других специальных зон.

 

В Республике Беларусь на сегодняшний день функциони­рует шесть свободных экономических зон: «Брест», «Минск», «Витебск», «Гродно-Инвест», «Могилев», «Гомель-Ратон». Со­здание и функционирование этих СЭЗ позволяет решать целый ряд важных для страны задач: повысить международную кон­курентоспособность национального производства; увеличить приток в страну свободно конвертируемой валюты в результате наращивания экспорта отечественных товаров и услуг; уско­рить развитие новых видов производств и изменить структуру национального производства; обеспечить научно-техническое развитие страны; решить многие социальные проблемы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.130.41 (0.005 с.)