Международные и региональные финансовые организации и их кредитные механизмы. Международный валютный фонд (МВФ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международные и региональные финансовые организации и их кредитные механизмы. Международный валютный фонд (МВФ)



Международные валютно-кредитные и финансовые организации условно можно назвать международными финансовыми институтами. Эти организации объединяет общая цель — развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации сложного и противоречивого всемирного хозяйства. К организациям, имеющим всемирное значение, относятся прежде всего специализированные институты ООН — МВФ и группа Всемирного банка, а также ГАТТ, преобразованное во Всемирную торговую организацию. Некоторые специализированные органы ООН занимаются проблемами международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Так, на Конференции ООН по торговле и развитию — ЮНКТАД обсуждаются валютно-кредитные вопросы наряду с проблемами мировой торговли и развитием развивающихся стран. В период между сессиями функции ЮНКТАД выполняет

Совет по торговле и развитию (две сессии в год). Проблемы мировой валютной системы обсуждаются в Комитете по «невидимым» статьям и финансированию, связанному с мировой торговлей, с «официальной помощью развитию». Он занимается также проблемами доступа развивающихся стран на мировой! рынок капиталов, гарантий по экспортным кредитам, а с середины 70-х годов и внешней задолженности развивающихся стран (на основании мандата ЮНКТАД).

Специализированное учреждение ООН — Экономический совет — создал 4 региональные комиссии — для Европы, Африки, Азии, Латинской Америки. Две последние способствовали организации Азиатского банка развития и Межамериканского банка развития. Специальные фонды дополняют эти организации.

ОЭСР — своеобразный клуб развитых стран для обмена мнениями и координации экономической политики, включая валютно-кредитную и финансовую, ведет научно-исследовательскую работу, является центром прогнозирования и международных сопоставлений на базе эконометрических моделей мировой экономики (дважды в год).

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД

МВФ (INTERNATIONAL MONETARY FUND, IMF) предназначен для регулирования валютно-кредитных отношений государств-членов и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд имеет статус специализированного учреждения ООН. Он служит институциональной основой мировой валютной системы. В настоящее время МВФ объединяет 188 государств.

Основные цели МВФ:

1. «способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере»;

2. «содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли» в интересах развития производственных ресурсов, достижения высокого уровня занятости и реальных доходов государств-членов;

3. «обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения валютной области среди государств-членов» и не допускать «обесценивания валют с целью получения конкурентных преимуществ»;

4. оказывать помощь в создании многосторонней системы расчётов между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений;

5. предоставлять временно государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность «исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах».

Основные механизмы кредитования:

1. Резервная доля. Резервная доля определяется как превышение величины квоты страны-члена над суммой, находящейся на счете Фонда национальной валюты данной страны. Если МВФ использует часть национальной валюты страны-члена для предоставления кредита другим странам, то резервная доля такой страны соответственно увеличивается. Непогашенная сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках кредитных соглашений ГСЗ и НСЗ, образует её кредитную позицию.

2. Кредитные доли. Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли, делятся на четыре кредитные доли, или транша, составляющие по 25 % квоты. Таким образом, предельная сумма кредита, которую страна может получить у Фонда в результате использования резервной и кредитных долей, составляет 125 % её квоты. Однако устав предоставляет МВФ право приостанавливать это ограничение. На этом основании ресурсы Фонда во многих случаях используются в размерах, превышающих зафиксированный в уставе предел.

3. Договоренности о резервных кредитах стэнд-бай обеспечивают стране-члену гарантию того, что в пределах определённой суммы и в течение срока действия договоренности при соблюдении оговоренных условий страна может беспрепятственно получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную. Подобная практика предоставления кредитов представляет собой открытие кредитной линии. Если использование первой кредитной доли может быть осуществлено в форме прямой покупки иностранной валюты после одобрения Фондом её запроса, то выделение средств в счёт верхних кредитных долей обычно проводится посредством договоренностей со странами-членами о резервных кредитах.

4. Механизм расширенного кредитования (англ. Extended Fund Facility) (с 1974 г.) дополнил резервную и кредитные доли. Он предназначен для предоставления кредитов на более длительные сроки и в больших размерах по отношению к квотам, чем в рамках обычных кредитных долей. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках расширенного кредитования является серьёзное нарушение равновесия платёжного баланса, вызванное неблагоприятными структурными изменениями производства, торговли или цен. Расширенные кредиты обычно предоставляются на три года, при необходимости — до четырёх лет, определёнными порциями (траншами) через установленные промежутки времени — раз в полугодие, ежеквартально или (в некоторых случаях) помесячно. Фонд требует от страны — заемщицы выполнения определённых условий, причём степень их жёсткости нарастает по мере перехода от одной кредитной доли к другой. Некоторые условия должны быть выполнены до получения кредита.

Республика Беларусь является членом МВФ с 1992 г. Деятельность МВФ в нашей стране направлена на сотрудничество с Правительством и Национальным банком Беларуси при подготовке программ экономической политики с акцентом на налогово-бюджетную и денежно-кредитную политику, обменный курс и торговую политику с целью достижения значительного экономического роста, низкой инфляции и устойчивости платежного баланса. Квота Республики Беларусь, по состоянию на 2012 год, составляет около 542,1 млн. долларов США. В январе 2009 года Фондом была утверждена программа «стэнд-бай», рассчитанная на 15 месяцев, в размере 2,46 млрд. долларов США. В июне 2009 года объем финансовой поддержки со стороны МВФ был увеличен до 3,52 млрд. долларов США.

В апреле 2010 года программа «стэнд-бай» была успешно завершена. Реализованные Правительством и Национальным банком меры позволили поддержать стабильность на валютном рынке, обеспечить устойчивость финансовой системы. Оценивая результаты программы, эксперты Международного валютного фонда отметили достигнутый прогресс в восстановлении стабильности и экономического роста.

 

30. Особенности условий современных процессов миграции капитала

МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ КАПИТАЛА (ММК)-это процесс встречного движения капиталов между различными странами, независимо от уровня их социально-экономического развития, приносящий их собственникам соответствующие до­ходы: прибыль, процент, дивиденды.

Основными причинами международной миграции капитала являются:

а) прибыль.

У богатейших стран мира образуется «избыток» капитала, который не находит прибыльного приложения внутри страны и ищет выгоду за ее пределами;

б) международное разделение труда.

В условиях современной НТР международное разделение труда приобретает характер технологической и подетальной специализации. Это значит, что узлы и детали для технически сложной продукции выгоднее производить в тех странах, кото­рые имеют сравнительные преимущества перед другими госу­дарствами;

в) таможенные барьеры.

В условиях, когда многие государства ограничивают импорт товаров путем установления высоких таможенных пошлин на ввозимые товары, экспорт капитала является одним из спосо­бов обойти эти барьеры за счет строительства предприятий за границей и продажи там производимой продукции;

г) экология.

Многие развитые страны, уделяя большое внимание собс­твенной экологической безопасности, строят за границей эко­логически вредные предприятия, ввозя в собственную страну готовую продукцию, изготовленную на этих предприятиях;

д) политика.

Вывоз капитала в виде государственных займов часто пре­следует не экономические, а политические цели. Поэтому государственный капитал может вывозиться и в страны с высокой степенью инвестиционного риска.

Экономическая целесообразность экспорта капитала со­стоит в: получении дополнительной прибыли; обходе протекци­онистских барьеров, выдвигаемых на пути движения товарных потоков; приближении производства к новым рынкам сбыта; получении доступа к новейшим зарубежным технологиям; эко­номии на налоговых платежах; снижении расходов на охрану окружающей среды.

Экономическая целесообразность импорта капитала опре­деляется: возможностью развития на качественно новой основе отечественных производств; ростом научно-технического по­тенциала страны; созданием дополнительных рабочих мест.

Вывоз капитала в виде государственных займов часто пре­следует не экономические, а политические цели. Поэтому государственный капитал может вывозиться и в страны с высокой степенью инвестиционного риска.

На развитие процесса ММК влияют две группы факторов:

экономические: развитие производства и поддержание тем­пов экономического роста; глубокие структурные сдвиги как в мировой экономике, так и в экономике отдельных стран; углубление международной специализации и кооперации производс­тва; рост транснационализации мировой экономики; развитие интеграционных процессов.

политические: либерализация экспорта и импорта капита­ла; политика индустриализации развивающихся стран; актив-ная социальная политика государств; проведение экономичес-ких реформ в странах бывшей мировой системы социализма.

Экономическая целесообразность экспорта капитала со­стоит в: получении дополнительной прибыли; обходе протекци­онистских барьеров, выдвигаемых на пути движения товарных потоков; приближении производства к новым рынкам сбыта; получении доступа к новейшим зарубежным технологиям; эко­номии на налоговых платежах; снижении расходов на охрану окружающей среды.

Экономическая целесообразность импорта капитала опре­деляется: возможностью развития на качественно новой основе отечественных производств; ростом научно-технического по­тенциала страны; созданием дополнительных рабочих мест.

Участие страны в процессах ММК отражается в абсолют­ных и относительных показателях. К абсолютным показателям относят: объем экспорта капитала; объем импорта капитала; сальдо экспорта-импорта капитала; число предприятий с иност­ранным капиталом в стране и количество занятых на них и др.

Основными относительными показателями являются:

 

1) коэффициент импорта капитала (Кик), отражающий долю иностранного капитала (ИК)

в ВВП страны:


2) коэффициент экспорта капитала (Кэк), отражающий долю экспортируемого капитала (ЭК) в ВВП:


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.163.200.109 (0.062 с.)