Мировоззрение, его общественно-исторический характер и структура. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мировоззрение, его общественно-исторический характер и структура.



Функции философии

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.).

Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

 

3. Возникновение философии. Философия древнего мира.

Философия – один из самых древнейших способов постижения мира и определения человеком своего места в нем. Предпосылки возникновения философии: взаимодействие в культуре мировоззренческого и категориально-логического комплексов; структурное и функциональное различие между ними; отказ от нереальности мифа, который препятствовал оформлению фундаментальных принципов научной идеологии (непротиворечивости, инвариантности, универсальности); разрушение мифологической идентичности человека и действительности; формирование познавательной деятельности.

Социальные предпосылки возникновения философии: ранняя наука; отделение умственного труда от физического; формирование демократии и слоя свободных граждан.

Возникновение философии хронологически относится к рубежу VIII–II вв. до н. э. В это время в разных частях света – на Ближнем и Дальнем Востоке, античной Греции – набрало силу, окрепло, упрочилось идейное движение, в котором человек осознает и осмысливает высшие ценности и цели, свое место на земле.

Человек в этот период становится настоящей личностью – одухотворенной, разумной, у него появляются осмысленные представления о мироздании.

Главной заслугой первых философов было различение мысли и предмета мысли. Они положили начало рационализации, которая трансформировала: героическое правдоподобие в гражданское жизнеподобие; обряд в норму; традицию в закон; быт в бытие; не подвластное уму чувственно-конкретное в абстрактно-мыслительное, умопостигаемое.

Философия пришла на смену мифологической картине мира и помогла рационально осмыслить мир.

В древней философии присутствовали: осмысление окружающего мира; понятие бытия человека в мире; поиск гармонии во взаимоотношениях мира и человека.

Важнейшие качества человека для древней философии: знания, справедливость, добродетель.

С самого начала в философии были заложены основы гуманизма – учение о человеке как наивысшей ценности и цели общественного развития.

Философия возникла как способ рационально-понятийного осмысления мира и человека в нем, впоследствии став органичным единством научного знания и жизненной мудрости.

Основной темой древней философии являлась тема первоначала (основы) мира и важнейшиххарактеристик мироздания.

Главными идеями древней философии были: материализм, идеализм, синкретизм (слитность научных и ненаучных знаний).

Философия древнего мира рождается в классовом обществе, ко­торое неспособно решать новые проблемы традиционными способа­ми. Она ориентирована на формирование того идеала, который по­зволяет обществу о ттолкнуться от сущегоиискать себя в должном; позволяет отдельно взятому человеку выходить за пределы своей природы и проектировать свое желаемое "Я". Философия рождается как сомнение в целесообразности старого мира и как олицетворение его новых форм.

Предпосылкой становления философии явилось развитие язы­ка, письменности; совершенствование способности человека к от­влеченному мышлению и познанию мира. Философия возникает, когда авторитет разумазанимает место авторитета традиции, когда поиски генетического начала мира до­полняются поисками субстанции. Поиск субстанции и ее последую­щее осмысление приводит к деантропоморфизации и демифологиза­ции мира. Воображение вытесняется мышлением. Однако этот про­цесс был длительным и сложным. Несмотря на значительные успехи древней цивилизации Вавилонии и Египта, там философия не сло­жилась из-за отсутствия должного уровня свободы как меры самовы­ражения.

Восточная философия, как и европейская, прошла длительный исторический путь развития от своих ранних форм к зрелым классическим учениям.

Характерные черты древневосточной философии:

- ей присуще слияние как с обыденным нравственным сознанием, так и с религиозно-мифологическим мировоззрением;

- предпочитает принцип недея­ния;

- духовная природа человека еще переплетена с природным содер­жанием, осознает себя через природные формы (классический об­раз древневосточной духовности - Сфинкс, чудовище, из звериного туловища которого вырастает человек).

- может быть оха­рактеризована как протофилософия, характерны пережитки мифологии, практически отсутствует философская терминология и кон­цептуальный характер, но, тем не менее, протофилософия - это пер­вый шаг становления философии и освобождения ее от мифологи­ческих архетипов.

 

4. Античная философия. Досократовский период в античной философии.

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ – совокупность философских учений, возникших в Древней Греции и Риме в период с 6 в до н.э. по 6 в. н.э. Условными временными границами этого периода принято считать 585 до н.э. (когда греческий ученый Фалес предсказал солнечное затмение) и 529 н.э. (когда императором Юстинианом была закрыта неоплатоническая школа в Афинах). Основным языком античной философии был древнегреческий, со 2–1 вв. началось развитие философской литературы также на латыни.

Досократики (6 – сер. 5 вв. до н.э.). Первоначально античная философия развивается в Малой Азии (Милетская школа, Гераклит), затем в Италии (пифагорейцы, Элейская школа, Эмпедокл) и на материковой Греции (Анаксагор, атомисты). Главная тема ранней греческой философии – первоначала мироздания, его происхождение и устройство. Философы этого периода – преимущественно исследователи природы, астрономы, математики. Полагая, что рождение и гибель природных вещей происходит не случайно и не из ничего, они искали начало, или принцип, объясняющий закономерную изменчивость мира. Первые философы полагали таковым началом единое первовещество: вода (Фалес) или воздух (Анаксимен), бесконечное (Анаксимандр), пифагорейцы считали началами предел и беспредельное, порождающие упорядоченный космос, познаваемый посредством числа. Последующие авторы (Эмпедокл, Демокрит) называли не одно, а несколько начал (четыре элемента, бесконечное множество атомов). Подобно Ксенофану, многие из ранних мыслителей критиковали традиционную мифологию и религию. Философы задумывались о причинах порядка в мире. Гераклит, Анаксагор учили о правящем миром разумном начале (Логос, Ум). Парменид формулировал учение об истинном бытии, доступном одной только мысли. Все последующее развитие философии в Греции (от плюралистических систем Эмпедокла и Демокрита, до платонизма) в той или иной степени демонстрирует отклик на поставленные Парменидом проблемы.

5. Античная философия. Классический период в развитии античной философии.

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ – совокупность философских учений, возникших в Древней Греции и Риме в период с 6 в до н.э. по 6 в. н.э. Условными временными границами этого периода принято считать 585 до н.э. (когда греческий ученый Фалес предсказал солнечное затмение) и 529 н.э. (когда императором Юстинианом была закрыта неоплатоническая школа в Афинах). Основным языком античной философии был древнегреческий, со 2–1 вв. началось развитие философской литературы также на латыни.

Классика древнегреческой мысли (кон. 5–4 в.). Период досократиков сменяет софистика. Софисты – странствующие платные учителя добродетели, в центре их внимания – жизнь человека и общества. В знании софисты видели прежде всего средство для достижения жизненного успеха, самым ценным признавали риторику – владение словом, искусство убеждать. Софисты считали относительными традиционные обычаи и нормы морали. Их критика и скептицизм по-своему содействовали переориентации античной философии от познания природы к осмыслению внутреннего мира человека. Ярким выражением этого «поворота» была философия Сократа. Главным он полагал знание добра, т.к. зло, по Сократу, происходит от незнания людьми своего подлинного блага. Путь к этому знанию Сократ видел в самопознании, в заботе о своей бессмертной душе, а не о теле, в постижении сущности главных нравственных ценностей, понятийное определение которых было основным предметом бесед Сократа. Философия Сократа вызвала появление т.н. сократических школ (киники, мегарики, киренаики), различавшихся своим пониманием сократовской философии. Самым выдающимся учеником Сократа был Платон, создатель Академии, учитель другого крупнейшего мыслителя античности – Аристотеля, основавшего перипатетическую школу (Ликей). Они создали целостные философские учения, в которых рассмотрели практически весь спектр традиционных философских тем, разработали философскую терминологию и свод понятий, базовый для последующей античной и европейской философии. Общим в их учениях было: различение временной, чувственно-воспринимаемой вещи и ее вечной неуничтожимой, постигаемой умом сущности; учение о материи как аналоге небытия, причине изменчивости вещей; представление о разумном устройстве мироздания, где все имеет свое предназначение; понимание философии как науки о высших началах и цели всякого бытия; признание того, что первые истины не доказываются, но непосредственно постигаются умом. И тот, и другой признавали государство важнейшей формой бытия человека, призванной служить его нравственному совершенствованию. При этом у платонизма и аристотелизма были свои характерные черты, а также расхождения. Своеобразие платонизма составляла т.н. теория идей. Согласно ей видимые предметы есть лишь подобия вечных сущностей (идей), образующих особый мир подлинного бытия, совершенства и красоты. Продолжая орфико-пифагорейскую традицию, Платон признавал душу бессмертной, призванной к созерцанию мира идей и жизни в нем, для чего человеку следуют отвращаться от всего материально-телесного, в котором платоники усматривали источник зла. Платон выдвинул нетипичное для греческой философии учение о творце видимого космоса – боге-демиурге. Аристотель подверг критике платоновскую теорию идей за производимое ею «удвоение» мира. Сам он предложил метафизическое учение о божественном Уме, первоисточнике движения вечно существующего видимого космоса. Аристотель положил начало логике как особому учению о формах мышления и принципах научного знания, выработал ставший образцовым стиль философского трактата, в котором рассматривается сначала история вопроса, затем аргументация за и против основного тезиса путем выдвижения апорий, и в заключение дается решение проблемы.

6. Философия Средневековья и эпохи Возрождения

Средневековая философия – это философия доиндустриального общества, для которого характерны господства теологии (teos – бог,logos - учение) и религии. Период изменения характера и целей философии. Период к монотеистическим религиям.

Исходным пунктом философских размышлений стали догматы священного писания, предпочтение отдавалось вере, а не знанию религии и не науке. Характерной чертой стал теоцентризм, т.е. обращение к Богу, его сущности, как к первопричине и первооснове мира. В философию стал интенсивно проникать понятийный аппарат религии и поэтому получаются основания для существования термина религиозная философия. В философии средних веков выделяют:

1) Патристика (pater - отец) – это философские учения «отцов» церкви, система теолого-философских взглядов, обосновывающих и разрабатывающих идеи христианства. Августин Блаженный – яркий представитель (354-430гг). Епископ северной Африки доказал необходимость существования церкви, как посредника между богом и людьми. Основным из его произведений является «Оградие Божие», «Об истинной религии» и т.д., более 40 томов. Учение о бытии (онтология) – Бог создал мир из ничего. Бог есть источник бытия. Все существующее есть благо, а зло это не субстанция, а ее порча или недостаток. Поддержание мира есть постоянное творение его богом вновь. Доказывает, что мир один. Т.о., мировоззрение Августина глубоко теоцентрично, т.е. проблема Бога и его отношения к миру выступает как основная. Он обосновал криоценизм – учение о сотворении природы Богом. «Сотворив природу и вещи, бог сотворил и время. Бесспорно, вещи находятся во времени они меняются и время есть мера их изменения».

Разрабатывает философскую антропологию и выдвигает проблему свободы личности. С Августина Блаженного начинается разработка философии истории. Он впервые осмыслил связь прошлого, настоящего и будущего. Он сделал попытку охватить всемирно исторический процесс, поставив историю человечества в тесную связь с планами и намерениями Бога. По Августину: «Человечество в историческом процессе образует два «града», с одной стороны светское государство – царство зла, дьявола, а с другой – христианская церковь – царство божие на земле». Град божий – это мир добра, поэтому власть церкви выше светской власти, а потому монархи должны быть в подчинении у церкви. История (Бог) ведет к тому, что силы света постепенно одолевают силы тьмы, но процесс этот бесконечен.

2) Схоластика (6-15вв) (school - школа) – это средневековая христианская философская, господствовавшая в школьном преподавании и всецело зависящая от теологии. Ее представители – схоласты, стремились на рациональной основе объяснить и систематизировать христианские вероучения. Центральное место занимал спор об «универсалиях» (это общие понятия) – это дискуссия длилась несколько столетий. В итоге философы разделились на: 1) реалистов (realis - вещественны). Стремились доказать, что общие понятия имеют реальное существование по отношению к отдельным вещам природы и предшествуют им, т.е. существуют дерево вообще, человек вообще и т.д. Отдельно от единых вещей, как их духовные сущности – прообразы. б) номиналистов (nomen - имя). Считали общие понятия лишь именами, названиями вещей. Реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия создаются нашим мышлением и не только не существуют, не зависят от вещей, но даже не отражают их реальных качеств.

Основные тезисы марксизма

  1. в основу мировоззрения кладутся не религиозно-мистические или идеалистические, а выводы современного естествознания;
  2. Марксизм открыто признал свою связь с интересами определенного класса - пролетариата;
  3. как следствие ставится принципиально новая задача - не ограничиваться объяснением мира, а выбрать методологию его преобразования, в первую очередь - преобразования общества на основе сознательной революционной деятельности;
  4. отсюда центр Философских исследований переносится из области чистого познания и отвлеченных человеческих отношений, а также из области абстрактных рассуждений об общем устройстве мира на область практики;
  5. это приводит к тому, что материализм впервые распространяется на понимание общественной жизни;
  6. наконец сами познание и мышление были поняты по иному. Мышление стало рассматриваться не как продукт развития природы, но как результат сложной исторической общественно-трудовой деятельности, т.е. практики.

Основной принцип: антагонизм между производственными силами и производственными отношениями - движущая сила в переходе от одной к другой общественно-экономической формации (исторически определенный тип общества, представляющие особую ступень его развития). Тесно связан с экономикой. История рассматривается объективно, вне личности.

Для этого: общественное бытие и сознание.

  • Общественное бытие - материальное отношение людей к окружающему миру, прежде всего к природе, в процессе производства материальных благ, и те отношения, в которые вступают люди между собой в процессе производства.
  • Общественное сознание - осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности.
  • Бытие определяет сознание, обратное вообще говоря неверно.

Марксизм - это знания, которые внесли в науку К.Маркс и Ф.Энгельс. Важнейшими достижениями марксизма являются открытие формационного развития общества и создание теории прибавочной стоимости. В СССР иногда к марксизму причисляли знания, добавленные В.И.Лениным. Тогда говорили: марксизм - ленинизм.

 

10. Истоки и особенности современной западной философии

Как уже отмечалось западная философия XIX–XXв.в. отличалось крайним разнообразием. Ее характеризовал интерес к проблемам человека, его экзистенции, к развитию общества и ходу исторического процесса, к сфере иррационального, к субъективному человеческому «Я», а так же к процессу познания, понимания, объяснения и т.д.

С одной стороны, продолжалась предшествующая традиция (неотомизм, например, восходит к средневековой философии, является ее переосмыслением и развитием в иных исторических условиях, а основная часть современных учений возникла на базе философии Нового времени, эпохи Просвещения, немецкой классической философии). С другой стороны, следует отметить стремление «преодолеть», изменить традицию, отойти от нее (философия жизни, экзистенциализм, постмодернизм). Можно сказать, что идет отрицание классической немецкой философии, иногда философии Нового времени в целом, отрицание рационализма вообще.

Особенности современной западной философии:

o практицизм, т.е. направленность на реальную жизнь человека и общества;

o широкое распространение идей эволюции природы, социума, человеческого познания;

o релятивизм – идея относительности имеющегося знания и ценностей;

o сциентизм – взаимосвязь с другими науками, высокая оценка роли научного познания (одновременно - критическое отношение к познанию вообще и наукам в частности);

o усилившаяся борьба рационализма и иррационализма.

Остановимся на данных чертах чуть подробнее.

Практицизм. Во второй половинеXIX– началеXXв. весьма популярными были абстрактные, оторванные от практической жизни и от естественных наук схоластические учения. Новые направления философской мысли (позитивизм, марксизм, философия жизни, экзистенциализм) – попытались - каждое по-своему - изменить данную ситуацию, обратиться к реальной человеческой жизни. Опыт и практика провозглашались основной и целью познания позитивистами и марксистами; Маркс обратился к изучению всемирно-исторического процесса, другие течения сосредоточили внимание на индивидуальном опыте и человеческих переживаниях. Сциентистская убежденность в могуществе человеческого разума, гносеологический оптимизм способствовали тому, что основной задачей стала выработка новой методологии научного познания. Марксизм, впрочем, пошел дальше, его целью являлось изменение жизни общества на основе открытых законов социального развития.

Эволюционизм. Предшествующие периоды рассматривали изменение природы и социума в целом либо как развитие по замкнутому кругу (идеи циклического движения), либо как линейное движение общества. Хотя в эпоху Просвещения в европейской философии появиалсь мысль об историческом развитии человечества от «естественного состояния» до стадии «гражданского общества», в целом господствовала антиэволюционная доктрина.

Именно в XIXвеке широко распространилось идея эволюции. В философии она получила обоснование в работах Фихте, Шеллинга, Гегеля; в естествознании в трудах Дарвина (биология), в геологии в концепции формирования различных слоев земли, в учении о планетарной эволюции Вернадского, в астрономии – в гипотезе Большого взрыва и т.д.

Развитие стало рассматриваться как качественное и количественное изменение во времени, получила распространение идея спиралевидного развития. В гуманитарных науках наметился переход от убеждения, что мир существовал в неизменном виде «от века» к признанию его текучести, пластичности. Этому способствовали открытия в археологии («библейская археология», т.е. раскопки древних стран, упоминаемых в Библии – Египте, Вавилоне, Персии, Иудее) и этнографии (изучавшей первобытные племена и культуры).

В философии появились учения о «вечном круговороте жизни» (Ницше), о «творческой эволюции» (Бергсон), о развитии локальных культур, рассматриваемых как живые организмы (Шпенглер),о смене общественно-исторических формаций (Маркс), о трех стадиях развития общества (Конт), и т.д.

Релятивизм. Естественно, что распространение идей эволюционизма способствовало утверждению в культуре Европы представления об относительности всякого человеческого знания, его неполноте, фрагментарности, субъективности. Одни философские школы говорили о принципиальной недостижимости абсолютной и объективной истины (к ней можно только приближаться, процесс этот бесконечен), другие отмечали, что в мире нет ничего непознаваемого, есть только то, что не познано на сегодняшний день (Ленин). Ницше делал акцент на субъективности истины, прагматизм подчеркивал интерсубъективность истины (т.е. ее истинность для отдельных групп субъектов). Аналогичная трактовка имелась в конвенциализме, где истина рассматривалась как соглашение между субъектами.

Сциентизм. ВXXв. произошло крушение старой ньютоно- картезианской механической картины мира, возникла новая, включающая в себя представления о мегамире (основанные на достижениях космологии и астрономии) и микромире (базирующиеся на достижениях квантовой механики). Оказалось, что наблюдателя невозможно устранить из физической картины мира, пришло осознание того, что любая картина мира увидена глазами субъекта. Попытка приблизиться к объективной картине мира потребовала изучение субъекта и особенностей его сознания. В центре внимания философии оказался человек и его познавательные способности. Возросли взаимосвязи и взаимовлияние философии и естественных наук, расширились контакты между ними. Так, например, открытие Менделем закона наследственности и теория естественного отбора Дарвина повлияли на возникновение в концеXIX–XXвв. социал- дарвинизма и геополитики, на становление идей русского космизма. Открытие закона сохранения энергии и электромагнитных полей (электромагнитная теория Максвелла) способствовали дифференциации понятий «вещество», «поле», «материя». Исследования в области подсознания, разработка Фрейдом метода психоанализа не только способствовали утверждению сексуальной проблематики как научной и широкому распространению психоанализа как способа мышления, но вызвали рождение психоаналитической философии (фрейдизм, неофрейдизм, юнгианство), оказали влияние на развитие экзистенциализма, постмодернизма, постструктуализма. Создание компьютера заставило обратить внимание на проблему искусственного разума, на связь души и интеллекта.

Рационализм и иррационализм. Многочисленные технические открытия и изобретения (железные дороги, автомобили, пароходы, телефон, радио и т.д.) повлияли на становление сциентистских настроений в культуре Европы, способствовали появлению современной естественнонаучной методологии, укрепили рационалистические настроения, повлияли на возникновение и развитие классического позитивизма и марксизма, общей теории систем, структурализма.

Однако, уже в начале ХХ века произошло противопоставление «наук о природе» и «наук о духе» и их методологий (рационалистической и иррационалистической). Оказалось, что разум отнюдь не всемогущ и попытки переустроить мир исходя из разумных оснований приводят к краху. Использование научных открытий в военных целях, экологический кризис, ставший результатом усиленного промышленного развития, подорвали доверие к завоеваниям науки и достижениям интеллекта, способствовали подъему интереса к проблемам бессознательного и иррационального в человеческой психике, нашли свое отражение в философии жизни, психоанализе, экзистенциализме и т.д.

Коротко охарактеризовав основные тенденции развития и специфику западной философии обратимся к рассмотрению наиболее значительных философских школ и направлений.

 

11. Русская философия: генезис и основные этапы развития.

Русская философия — феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада — эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада. Характерными чертами русской философии являются: • сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству; • специфическая форма выражения философских мыслей — художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, "эзопов язык" (что объясняется политической несвободой и жесткой цензурой); • целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;

• большая роль проблем морали и нравственности; • конкретность; • широкое распространение в массах, понятность простому народу. Основы предмета русской философии составляли: • проблема человека; • космизм (восприятие космоса как единого целостного организма); • проблемы морали и нравственности; • проблемы выбора исторического пути развития России -между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии); • проблема власти; • проблема государства; • проблема социальной справедливости (данной проблемой "пропитан" значительный пласт русской философии); • проблема идеального общества; • проблема будущего. Можно выделить следующие основные этапы русской философии: • период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси; • философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства (Московской

 

12. Основные направления русской философии ХIХ – нач. ХХ вв.

Славянофилы (Л. Хомяков, К. Аксаков, Ю. Самарин) ратовали за самобытный путь развития России, без оглядки на Запад, который заражен индивидуализмом, рационализмом, раздвоенностью. Они идеализировали допетровскую Русь, критиковали Петра Первого за политику европеизации России. Принципом общественного развития они считали православие, народность, самодержавие. Во второй половине XIX в. славянофилы превратились в националистов самого крайнего толка (Н. Данилевский и др.).

Западники (П. Чаадаев, Т. Грановский, К. Кавелин) связывали развитие России с усвоением исторических достижений Западной Европы. Западный путь развития – это путь общечеловеческой цивилизации. Духовный идеал – католическая вера, способная оживить православие и русскую историю (Чаадаев). Все западники недооценивали историческое и национальное своеобразие России, а многие затем пересмотрели свои взгляды и отказались от них (Чаадаев, Герцен).

Марксизм (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин). Российский марксизм представляет собой многоплановое явление, вобравшее и отразившее всю сложность процесса развития России на рубеже двух веков. Одной из особенностей марксизма в России была его практическая направленность, связанная с задачей изменения общественно-политического строя. Первым российским марксистом, который взялся за теоретическое обоснование этой задачи, был Г. В. Плеханов. Г. Плеханов становится первым пропагандистом и теоретиком марксизма в России. В своих работах он много внимания уделяет вопросам материалистического понимания истории, проблемам исторической необходимости, свободы, диалектике взаимоотношений общественного бытия и общественного сознания, теории классовой борьбы и др. В понимании истории Плеханов разделяет взгляды К. Маркса, считая всеобщей причиной общественного движения, развитие производительных сил, изменение которых обусловливает изменения в общественных отношениях людей. Творец истории для Плеханова – народные массы.

Дальнейшее развитие марксизм в России получает в трудах основателя политического течения, названного большевизмом. Теоретическая разработка В. Лениным проблем социального развития была неразрывно связана с практикой революционной деятельности. В его работах по социальным проблемам анализируются вопросы, связанные с пониманием роли народных масс и личности в истории, классов и классовой борьбы, сущности и роли государства. Он занимается разработкой теории государства, исследует сущность революции, демократии и диктатуры пролетариата.

Религиозная философия (В. Соловьев, Н. Федоров, С. Булгаков, Н. Бердяев, П. Флоренский и др.). Ведущими идеями русской религиозной философии этого периода были соборность, всеединство и абсолютная ценность человека. Под соборностью понималось единство людей на основе любви к богу и друг другу. Соборность проявляется в коммунитарности, общности людей и не знает над собой никакого внешнего авторитета.

Всеединство понималось в трех аспектах:

- гносеологическом – как единство трех видов знания: эмпирического (науки), рационального (философии) и мистического (религиозного созерцания), которое достигается не в результате познавательной деятельности, а интуицией, верой;

- социально-практическом – единство государства, общества, церкви на основе слияния католицизма, протестантизма и православия;

- аксиологическом – единство трех абсолютных ценностей добра, истины и красоты, при условии примата добра. Абсолютная ценность человека определяется тем, что он стоит выше мертвой, слепой природы (Ф. Достоевский, Л. Толстой, Н. Бердяев и др.).

 

13. Категория бытия, ее смысл и специфика. Основные формы и диалектика бытия.

Философская категория, обозначающая существование всœего объективного мира. Бытие выражает самую общую определœенность мира философии. Каждая наука изучает какой-то ряд одинаковых явлений, к которым она применяет свои категории. Философия также постулирует одинаковость всœего того, что изучает. Это понятие возникло в решающий период становления философии, в период самоопределœения философии, когда было важно решить, может ли теоретическая мысль получить знание о деи̌ствительности, основываясь только на своих возможностях, вне зависимости от опоры на опыт. Основные формы бытия˸ 1. бытие вещей, процессов делится на бытие вещей природы как целого и бытие произведенных человеком вещей; 2. бытие человека делится на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие; 3. бытие духовного (идеального) делится на индивидуализированное духовное и объективированное духовное 4. бытие социального делится на индивидуальное социальное бытие и бытие общества.

В среднивек Ф бытие — это бог, а всё остальное вторично. В Ф нового времени под бытием эмпирсты понимали единичное фактическое сущ-ние. Рационалисты- система абсолютн. бытия. У Гегеля (немец клас философ) эта проблема диалектична. Первоначально бытие и небытие слиты воедино, а их взаимопереходы- процесс становления и развития. В заподной Ф рассм-ся не проблема бытия вообще. а бытия чел-ка. Для русск. космизма харр-на мысль о единстве всœех слоёв бытия. Структура бытия виды бытия˸ объективная реальность(всё что нас окружает), субъективная реальность (всё что отражается в нашем сознании) урони бытия˸ актуальная (в данное время), потенциальное бытие (в виде возможности) формы бытия˸ природная (рассм. без вмешат. чел.), социальная. Виды бытия˸ объективная реальность, актуальное бытие, потенциальное бытие, субъективная реальность, естественное бытие.

основные формы бытия:

1. Бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на природное бытие во всем его многообразии, и материальное бытие, созданное человеком;

2. Материальное бытие человека, в котором можно выделить телесное существование человека как части природы и существование человека как мыслящего и одновременно социально-исторического существа;

3. Духовное бытие. Включающее в себя индивидуализированную духовность и общечеловеческую духовность;

4. Бытие общества или иначе, социальное бытие.

14. Философское понятие материи. Современная наука о различных уровнях организации материи. Основные формы движения материи.

Понятие материи является основной категорией в философии, оно означает сущность мира, признание объективной реальности, существование независимо от сознания человека.

Греческие философы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр и др.) пришли к выводу, что существует материал, из которого состоят все вещи (это позднее было названо субстанцией).

Фалес считал, что все состоит из воды; Анаксимен – из воздуха; Гераклит – из огня; Эмпедокл – признавал 4 стихии: огонь, воду, воздух, землю; Анаксимандр считает, что основу мира составляет ненаблюдаемое вещественное начало – апейрон; Демокрит – все состоит из атомов и пустоты; Пифагор – из чисел (материалисты).

Атомы имеют разную форму: шарообразную, угловатую, крючкообразную.

Платон – в основе мира лежат идеи, которые он признавал кирпичиками материального мира, но наделял их не физическими, а геометрическими свойствами. Свойства атомов зависят от того, какую геометрическую форму они имеют и какими математическими идеями они порождаются (идеалисты).

Философы считали, что субстанцию мира или основу чувственно воспринимаемого мира составляют конкретные элементы, и в этом заключается физический подход к пониманию материи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.221 (0.081 с.)