Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретические методы познания.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Каждая новая гипотеза не должна вступать в противоречие с теориями истинность которых доказана. Доступность практической проверки гипотезы:
Методоы построения теории.
24. Наука и ее роль в обществе. Социальные функции науки. Этика науки. Наука во всем многообразии ее видов и форм тоже входит в состав духовной культуры общества. Прямая цель науки - познание закономерностей природных и общественных явлений. Ранее уже отмечалось, что наука в целом включает четыре междисциплинарных комплекса человеческого знания, четыре группы наук: - естествознание как учение о природе; - технознание как учение о технике; - обществоведение как учение об обществе; - человековедение как учение о человеке. Исследование закономерностей мира, создание научной картины мира - непосредственная задача фундаментальных наук (физики, химии, биологии, математики и др.). Разработка практических рекомендаций, создание проектов, программ, новых технологий входит в задачу прикладных наук (техническая механика, прикладная математика, инженерная психология и др.). По вертикали в науке можно выделить как бы четыре уровня, эшелона: академическую науку, отраслевую науку, вузовскую науку, самодеятельное научное творчество (школьников, студентов, производственников, специалистов). Понятия научно-технического прогресса и научно-технической революции выражают связь науки, техники и производства: научные исследования образуют теоретическое основание для прикладных, инженерно-технических, конструкторских и технологических разработок, а они предназначены для внедрения в производство и создания продукции нового типа. Ускорение внедрения проектов в производство - важнейшая задача общества, особенно если учитывать обновление научно-технической информации каждые 5 лет. Эффективность финансовых вложений в развитие науки определяется уже тем, что на каждый вложенный рубль она дает 9 рублей прибыли. Проблемы интеллектуальной собственности становятся все более актуальными в преддверии XXI века. К интеллектуальной собственности относятся научные открытия и технические изобретения, промышленные образцы (дизайн) и программные продукты, полезные модели и ноу-хау (знаю как сделать). В России, например, интеллектуальных продуктов, научно-технических идей (только учтенных) накоплено на 400 млрд долларов. Реализация этого творческого потенциала может обеспечить ежегодно до 60 млрд долларов прибыли.
25. Проблема обоснования научного знания. Верификация и фальсификация. Научной теорией можно назвать совокупность проверяемых высказываний о причинах наблюдаемых явлений. Принцип верификации - принцип, сформулированный Венским Кружком, требующий подтверждения положений научной теории эмпирически. Принцип верификации связан с позитивизмом. Важным парадоксом является то, что принцип верификации не реализуетпринцип верификации, то есть не является научным. Фальсифицируемость - отрицательный (основанный на опровержении) критерий научности введенный Поппером в “Логика и рост научного знания” на замену положительного (основанного на подтверждении) понятия верификации.
26.Специфика научного знания и проблема демаркации. ДЕМАРКАЦИИ ПРОБЛЕМА – попытка определить границы области научного знания путем указания точных критериев научной рациональности. По утверждению К.Поппера, проблема демаркации – это поиск критерия, «который дал бы нам в руки средства для выявления различия между эмпирическими науками, с одной стороны, и математикой, логикой и «метафизическими» системами – с другой» (Поппер К. Логика и рост научного знания.М., 1983, с. 55). Цель этого поиска, предпринятого неопозитивистами 1930–40-х гг. и продолженного в последующие десятилетия «критическими рационалистами», «исторической школой философии науки» и другими философами и методологами науки, заключалась в установлении эталонов рациональности (прообразом подобного эталона считалось современное математизированное естествознание) и их применении ко всем сферам мышления и культуры. Подобная «проверка на рациональность» должна была вывести метафизику (т.е. традиционную философию) за границы рациональной науки. В современной философии научные знания рассматриваются как целостная система, имеющая несколько уровней, параметров. В структуре научного знания выделяют эмпирический, теоретический и метатеоретическийуровень. На эмпирическом уровне познание ориентировано на описание явлений, основной формой знания здесь является научный факт и совокупность эмпирических обобщений, выражаемых в научных высказываниях. Основные методы этого уровня – наблюдение и эксперимент. Главной задачей теоретического стало раскрытие причин и сущностных связей явлений, то есть объяснение результатов, полученных эмпирикой. На этом уровне знание фиксируется в виде законов, принципов и теорий. Методы теоретического – анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия, сравнение, моделирование, идеализация. В эмпирическом познании основную роль выполняет интуитивная познавательная способность, в теоретическом – рациональная. При всех видимых различиях между этими 2-мя уровнями познания, сложно проследить между ними четкую границу. Так, эмпирическое познание всегда теоретически нагружено. Ведь одну и ту же совокупность эмпирических данных можно обобщить исходя из разных теоретических предпосылок, то есть эмпирическое исследование всегда концептуально (по построению) предопределено задачей, которая стоит перед исследователем, и принятой им теорией. В поисках критерия научности философы пришли к выводу о существовании еще одного познавательного уровня, в рамках которого как раз и формулируются стандарты научности. Практически каждый из философов посчитал своим долгом дать определение этому уровню научного познания.
27. Специфика социально-гуманитарного познания. Предмет социального познания - мир человека, а не просто вещь как таковая. Гуманитарное познание имеет дело с обществом, социальными отношениями, где тесно переплетаются материальное и идеальное, объективное и субъективное, сознательное и стихийное, где люди выражают свои интересы, ставят и реализуют определенные цели. Социальное познание ориентировано прежде всего на процессы, т.е. на развитие общественных явлений. Главный интерес тут - динамика, а не статика, ибо общество практически лишено стационарных, неизменных состояний. Поэтому главный принцип его исследования на всех уровнях - историзм, который был гораздо раньше сформулирован в гуманитарных науках, чем в естествознании, хотя и здесь - особенно в XXI в. - он играет исключительно важную роль. Социальное познание - всегда ценностно-смысловое освоение и воспроизведение человеческого бытия, которое всегда есть осмысленное бытие. М. Вебер считал, что важнейшая задача гуманитарных наук - установить, "есть ли в этом мире смысл и есть ли смысл существовать в этом мире". Но в решении данного вопроса должны помочь религия и философия, но не естествознание, ибо оно таких вопросов практически не ставит. Социальное познание неразрывно и постоянно связано с предметными ценностями (оценка явлений с точки зрения добра и зла, справедливого и несправедливого и т.п.) и "субъективными" (установки, взгляды, нормы, цели и т.п.). Таковы, в частности, политические, мировоззренческие, нравственные убеждения человека, его привязанности, принципы и мотивы поведения и т.д. Все указанные и им подобные моменты входят в процесс социального исследования и неизбежно сказываются на содержании получаемых в этом процессе знаний. Социальное познание имеет текстовую природу, т.е. между объектом и субъектом социального познания стоят письменные источники (хроники, документы и т.п.) и археологические источники. Если естественные науки непосредственно нацелены на вещи, их свойства и отношения, то гуманитарные - на тексты, которые выражены в определенной знаковой форме и которым присуще значение, смысл, ценность. Текстовая природа социального познания - характерная его черта. Особенностью социального познания является его преимущественная ориентация на "качественную окраску событий". Явления исследуются главным образом со стороны качества, а не количества. Поэтому удельный вес количественных методов в социальном познании намного меньше, чем в науках естественно-математического цикла. В социальном познании "нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами", ни тем более сложнейшим научным оборудованием - все это должна заменить "сила абстракции". Поэтому здесь исключительно велика роль мышления, его форм, принципов и методов. Если в естествознании формой постижения объекта является монолог (ибо "природа молчит"), то в гуманитарном познании - это диалог (личностей, текстов, культур и т.п.). Анализируя специфику социально-гуманитарного знания, Риккерт указывал следующие его основные особенности: его предмет — культура (а не природа); непосредственные объекты его исследования — индивидуализированные явления культуры; его конечный результат — не открытие законов, а описание индивидуального события на основе письменных источников; сложный, очень опосредованный способ взаимодействия с объектом знания через указанные источники; для наук о культуре характерен идиографический метод, сущность которого состоит в описании особенностей существенных исторических фактов, а не их генерализация (построение общих понятий), что присуще естествознанию — номотетический метод (это главное различие двух типов знания); объекты социального знания неповторимы, не поддаются воспроизведению, нередко уникальны; социально-гуманитарное знание целиком зависит от ценностей, наукой о которых и является философия;
28. Позитивистские и постпозитивистские концепции в методологии науки. Позитивизм – направление в науке и философии, исходящее из «позитивного», т. е. из данного, устойчивого, фактического, несомненного, и ограничивает им свое изложение и исследование, а метафизические объяснения считает теоретически неосуществимыми и практически бесполезными. Главным лозунгом позитивизма является утверждение, что каждая наука — сама себе философия. В качестве причины появления позитивизма можно считать бурный прогресс естественных наук на рубеже XIX. философские вопросы, считают позитивисты, — это псевдовопросы, не имеющие никакой познавательной ценности; единственным источником истинного действительного знания объявляются частные (специальные, конкретные) науки и научные дисциплины. Постпозитивизм – множество концепций, пришедших на смену логическому позитивизму (неопозитивизму). Основные черты данного течения: а) ослабление внимания к проблемам формальной логики и ограничение ее притязаний;
29. Рациональные реконструкции истории науки. Научные революции и смена типов рациональности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.195.142 (0.01 с.) |