Теоретические методы познания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические методы познания.



  1. Гипотезы. Любая научная проблема включает в себя выдвижение некоторых догадок. Гипотеза – противоречие между новыми фактами и старыми теориями. Гипотеза – некоторое вероятностное предположение о существующей связи между явлениями о закономерном порядке вещей и т. д. Вероятностный характер гипотезы в том, что не решен еще вопрос о её истинности. Чтобы получить статус научной гипотезы любое предположение должно удовлетворять ряду требований:

Каждая новая гипотеза не должна вступать в противоречие с теориями истинность которых доказана.

Доступность практической проверки гипотезы:

  • принципиальная – возможна тогда когда она не противоречит каким либо законам;
  • техническая – гипотеза должна иметь возможность дедуктивного развертывания.
  1. Построение теорий. В результате проверки и подтверждения гипотеза превращается в теорию. Теория – истинное знание, существующее как система логически взаимосвязанных предположений, описывающих необходимые закономерные внутренние связи той или иной предметной области.

Методоы построения теории.

  • Индуктивный метод - это метод вывода закономерностей на основе обобщения многих отдельных фактов.
  • Дедуктивный метод - это движение от общего к частному.
  • Аксиоматический метод построения теории
    1. Аксиоматическая система стоится формально.
    2. В аксиоматических моделях все условия самовыведены.
    3. Аксиоматическая теория характеризуется наличием определенных правил построения из исходных простых и сложных знаковых выражений. Аксиоматический метод абстрактен.

 

24. Наука и ее роль в обществе. Социальные функции науки. Этика науки.

Наука во всем многообразии ее видов и форм тоже входит в состав духовной культуры общества. Прямая цель науки - познание закономерностей природных и общественных явлений. Ранее уже отмечалось, что наука в целом включает четыре междисциплинарных комплекса человеческого знания, четыре группы наук:

- естествознание как учение о природе;

- технознание как учение о технике;

- обществоведение как учение об обществе;

- человековедение как учение о человеке.

Исследование закономерностей мира, создание научной картины мира - непосредственная задача фундаментальных наук (физики, химии, биологии, математики и др.). Разработка практических рекомендаций, создание проектов, программ, новых технологий входит в задачу прикладных наук (техническая механика, прикладная математика, инженерная психология и др.).

По вертикали в науке можно выделить как бы четыре уровня, эшелона: академическую науку, отраслевую науку, вузовскую науку, самодеятельное научное творчество (школьников, студентов, производственников, специалистов).

Понятия научно-технического прогресса и научно-технической революции выражают связь науки, техники и производства: научные исследования образуют теоретическое основание для прикладных, инженерно-технических, конструкторских и технологических разработок, а они предназначены для внедрения в производство и создания продукции нового типа. Ускорение внедрения проектов в производство - важнейшая задача общества, особенно если учитывать обновление научно-технической информации каждые 5 лет. Эффективность финансовых вложений в развитие науки определяется уже тем, что на каждый вложенный рубль она дает 9 рублей прибыли.

Проблемы интеллектуальной собственности становятся все более актуальными в преддверии XXI века. К интеллектуальной собственности относятся научные открытия и технические изобретения, промышленные образцы (дизайн) и программные продукты, полезные модели и ноу-хау (знаю как сделать). В России, например, интеллектуальных продуктов, научно-технических идей (только учтенных) накоплено на 400 млрд долларов. Реализация этого творческого потенциала может обеспечить ежегодно до 60 млрд долларов прибыли.

 

25. Проблема обоснования научного знания. Верификация и фальсификация.

Научной теорией можно назвать совокупность проверяемых высказываний о причинах наблюдаемых явлений.

Принцип верификации - принцип, сформулированный Венским Кружком, требующий подтверждения положений научной теории эмпирически. Принцип верификации связан с позитивизмом. Важным парадоксом является то, что принцип верификации не реализуетпринцип верификации, то есть не является научным.

Фальсифицируемость - отрицательный (основанный на опровержении) критерий научности введенный Поппером в “Логика и рост научного знания” на замену положительного (основанного на подтверждении) понятия верификации.

 

26.Специфика научного знания и проблема демаркации.

ДЕМАРКАЦИИ ПРОБЛЕМА – попытка определить границы области научного знания путем указания точных критериев научной рациональности. По утверждению К.Поппера, проблема демаркации – это поиск критерия, «который дал бы нам в руки средства для выявления различия между эмпирическими науками, с одной стороны, и математикой, логикой и «метафизическими» системами – с другой» (Поппер К. Логика и рост научного знания.М., 1983, с. 55). Цель этого поиска, предпринятого неопозитивистами 1930–40-х гг. и продолженного в последующие десятилетия «критическими рационалистами», «исторической школой философии науки» и другими философами и методологами науки, заключалась в установлении эталонов рациональности (прообразом подобного эталона считалось современное математизированное естествознание) и их применении ко всем сферам мышления и культуры. Подобная «проверка на рациональность» должна была вывести метафизику (т.е. традиционную философию) за границы рациональной науки.

В современной философии научные знания рассматриваются как целостная система, имеющая несколько уровней, параметров. В структуре научного знания выделяют эмпирический, теоретический и метатеоретическийуровень.

На эмпирическом уровне познание ориентировано на описание явлений, основной формой знания здесь является научный факт и совокупность эмпирических обобщений, выражаемых в научных высказываниях. Основные методы этого уровня – наблюдение и эксперимент.

Главной задачей теоретического стало раскрытие причин и сущностных связей явлений, то есть объяснение результатов, полученных эмпирикой. На этом уровне знание фиксируется в виде законов, принципов и теорий. Методы теоретического – анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия, сравнение, моделирование, идеализация.

В эмпирическом познании основную роль выполняет интуитивная познавательная способность, в теоретическом – рациональная.

При всех видимых различиях между этими 2-мя уровнями познания, сложно проследить между ними четкую границу. Так, эмпирическое познание всегда теоретически нагружено. Ведь одну и ту же совокупность эмпирических данных можно обобщить исходя из разных теоретических предпосылок, то есть эмпирическое исследование всегда концептуально (по построению) предопределено задачей, которая стоит перед исследователем, и принятой им теорией. В поисках критерия научности философы пришли к выводу о существовании еще одного познавательного уровня, в рамках которого как раз и формулируются стандарты научности. Практически каждый из философов посчитал своим долгом дать определение этому уровню научного познания.

 

27. Специфика социально-гуманитарного познания.

Предмет социального познания - мир человека, а не просто вещь как таковая. Гуманитарное познание имеет дело с обществом, социальными отношениями, где тесно переплетаются материальное и идеальное, объективное и субъективное, сознательное и стихийное, где люди выражают свои интересы, ставят и реализуют определенные цели. Социальное познание ориентировано прежде всего на процессы, т.е. на развитие общественных явлений. Главный интерес тут - динамика, а не статика, ибо общество практически лишено стационарных, неизменных состояний. Поэтому главный принцип его исследования на всех уровнях - историзм, который был гораздо раньше сформулирован в гуманитарных науках, чем в естествознании, хотя и здесь - особенно в XXI в. - он играет исключительно важную роль. Социальное познание - всегда ценностно-смысловое освоение и воспроизведение человеческого бытия, которое всегда есть осмысленное бытие. М. Вебер считал, что важнейшая задача гуманитарных наук - установить, "есть ли в этом мире смысл и есть ли смысл существовать в этом мире". Но в решении данного вопроса должны помочь религия и философия, но не естествознание, ибо оно таких вопросов практически не ставит. Социальное познание неразрывно и постоянно связано с предметными ценностями (оценка явлений с точки зрения добра и зла, справедливого и несправедливого и т.п.) и "субъективными" (установки, взгляды, нормы, цели и т.п.). Таковы, в частности, политические, мировоззренческие, нравственные убеждения человека, его привязанности, принципы и мотивы поведения и т.д. Все указанные и им подобные моменты входят в процесс социального исследования и неизбежно сказываются на содержании получаемых в этом процессе знаний. Социальное познание имеет текстовую природу, т.е. между объектом и субъектом социального познания стоят письменные источники (хроники, документы и т.п.) и археологические источники. Если естественные науки непосредственно нацелены на вещи, их свойства и отношения, то гуманитарные - на тексты, которые выражены в определенной знаковой форме и которым присуще значение, смысл, ценность. Текстовая природа социального познания - характерная его черта. Особенностью социального познания является его преимущественная ориентация на "качественную окраску событий". Явления исследуются главным образом со стороны качества, а не количества. Поэтому удельный вес количественных методов в социальном познании намного меньше, чем в науках естественно-математического цикла. В социальном познании "нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами", ни тем более сложнейшим научным оборудованием - все это должна заменить "сила абстракции". Поэтому здесь исключительно велика роль мышления, его форм, принципов и методов. Если в естествознании формой постижения объекта является монолог (ибо "природа молчит"), то в гуманитарном познании - это диалог (личностей, текстов, культур и т.п.). Анализируя специфику социально-гуманитарного знания, Риккерт указывал следующие его основные особенности: его предмет — культура (а не природа); непосредственные объекты его исследования — индивидуализированные явления культуры; его конечный результат — не открытие законов, а описание индивидуального события на основе письменных источников; сложный, очень опосредованный способ взаимодействия с объектом знания через указанные источники; для наук о культуре характерен идиографический метод, сущность которого состоит в описании особенностей существенных исторических фактов, а не их генерализация (построение общих понятий), что присуще естествознанию — номотетический метод (это главное различие двух типов знания); объекты социального знания неповторимы, не поддаются воспроизведению, нередко уникальны; социально-гуманитарное знание целиком зависит от ценностей, наукой о которых и является философия;

 

28. Позитивистские и постпозитивистские концепции в методологии науки.

Позитивизм – направление в науке и философии, исходящее из «позитивного», т. е. из данного, устойчивого, фактического, несомненного, и ограничивает им свое изложение и исследование, а метафизические объяснения считает теоретически неосуществимыми и практически бесполезными. Главным лозунгом позитивизма является утверждение, что каждая наука — сама себе философия. В качестве причины появления позитивизма можно считать бурный прогресс естественных наук на рубеже XIX. философские вопросы, считают позитивисты, — это псевдовопросы, не имеющие никакой познавательной ценности; единственным источником истинного действительного знания объявляются частные (специальные, конкретные) науки и научные дисциплины.

Постпозитивизм – множество концепций, пришедших на смену логическому позитивизму (неопозитивизму).

Основные черты данного течения:

а) ослабление внимания к проблемам формальной логики и ограничение ее притязаний;
б) активное обращение к истории науки как диалектическому процессу, переключение усилий с анализа структуры «готового», «ставшего» научного знания на содержательное изучение его динамики, развития, его противоречий;
в) отказ от каких бы то ни было жестких разграничений, а попытки гибко сочетать их, «смягчить» их противопоставление — эмпирии и теории, науки и философии;
г) стремление представить общий механизм развития знания как единство количественных («нормальная наука») и качественных изменений (научные революции);
д ) анализ социокультурных факторов возникновения и развития научного знания;
е) резкое изменение отношения к философии, подчеркивание ее роли как одного из важных факторов научного исследования;
ж) замена верификации фальсификацией — методологической процедурой, посредством которой устанавливается ложность гипотезы или теории в результате ее эмпирической проверки (в наблюдении, измерении или эксперименте).

 

29. Рациональные реконструкции истории науки. Научные революции и смена типов рациональности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.21.86 (0.015 с.)