Экономика транснациональных корпораций. Необходимые общие условия их возникновения и развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономика транснациональных корпораций. Необходимые общие условия их возникновения и развития.



Транснациональные корпорации – это гигантские монополии, которые осуществляют производственную,исследовательскую, торговую, финансовую деятельность на мировомкапиталистическом рынке. В конце 60-х–начале 70-х гг. ХХ века транснациональные корпорации начали активно создавать производственную, сбытовую, дилерскую и финансовую сеть на национальных рынках других стран. В результате они оказали существенное эволюционное воздействие на формирование международных экономических отношений, международные инвестиции, международные рынки капиталов, валютные операции, миграцию рабочей силы, передачу новейших технологий.

Наиболее общей причиной Возникновения (ТНК) является интернационализация производства и капитала на основе развития производительных сил, перерастающих национально-государственные границы.

Интернационализация производства и капитала приобретает характер экспансии хозяйственных связей через создание крупнейшими компаниями многочисленных отделений за границей и превращения национальных корпораций в транснациональные. Вывоз капитала - важнейший фактор.

+ экономическая эффективность, жесткая конкуренция способствуют концентрации производства и капитала в международном масштабе - > сниж. Издержек, получение сверх прибыли.

Осн. Признаки: 1. ТНК реализует внушительную часть своей продукции и одновременно оказывает этим заметное влияние на международный рынок.

2. Дочерние фирмы и предприятия могут находиться в других странах.

3. Владельцы предприятия – резиденты разных стран.

Любой фирме достаточно обладать всего лишь одним признаком, чтобы войти в категорию транснациональных корпораций.

ООн относит к ТНК при:

1) наличие производственных ячеек не менее чем в двух странах;

2) централизованное руководство экономически согласованной политики;

3) деятельное взаимодействие производственных ячеек (обмен ответственностью и ресурсами).

ТНК улучшаются за счет:
- ускорении глобализации финансовых рынков;
- интенсификации процессов приватизации;
- углублению взаимозависимости ряда стран и национальных экономик;
- усилению конкуренции;
- региональным интеграционным процессам и появляющимся в связи с этим новым возможностям перемещения капитала;
- появлению новейших технологий, в особенности в области связи и телекоммуникаций.

IBM действует более чем в 200 странах и получает от иностранной деятельности 2/3 прибылей. (зарубежные операции ТНК ростут быстрее, чем их деятельность встранах базирования.) + огромные расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). расходы у IBM, «Форд», «Дженерал Моторс» превышают 1 млрд. долл. Этапы развития: 1) (до первой мировой войны) вывоз капитала в форме прямых инвестиций имел главной целью эксплуатацию природныхресурсов на территориях, находившихся под контролем стран – экспортеров капитала. 2) (в третьей четверти XX в.) вывоз капитала в форме прямых инвестиций на перемещение в другие страны производства тех товаров и услуг, которые завершили фазу быстрого роста в странах - Экспортерах капитала. 3) современный этап характеризуется, не столько желанием ТНК приобрестиприродные ресурсы или рынки сбыта, сколько их стремлением рационализироватьструктуры капиталовложений и воспользоваться преимуществами глобальной либорегиональной экономической интеграции, приобрести дополнительные технологические, рыночные возможности, чтобы более эффективно обеспечивать, сохранять и повышать глобальные конкурентные позиции + стремление укрепить свои позиции на наиболее быстро растущих рынках.

 

17. Стратегические объединения производителей (стратегические альянсы).

 

Стратеги́ческий алья́нс — долгосрочное соглашение между двумя или большим числом самостоятельных компаний из разных государств по сотрудничеству в области сбыта продукции, научных исследований и опытно-конструкторских разработок, производства продукции, технологического развития.

Под стратегическими альянсами понимаются доверительные долгосрочные взаимовыгодные отношения между фирмами, позволяющие каждому из партнеров более эффективно достигать стратегических целей.

Главным критерием отнесения альянсов к стратегическим является их роль в создании конкурентных преимуществ фирмы. Если отношения с внешним партнером существенно влияют на развитие фирмы, позволяют привлекать потребителей и защищать от негативного воздействия отраслевой конкуренции, то они могут считаться стратегическими.
Это объединение нескольких независимых предприятий, которые намерены заняться специфическим родом производства или хотят завершить проект, используя при этом знания, материалы и другие ресурсы друг друга, вместо того чтобы:
- запустить производство самостоятельно, не разделяя ни с кем более рисков и стараясь победить конкурентов;

- создать условия для слияния или присоединения компаний.

Альянс не может быть стратегическим лишь для одной стороны. Он должен быть сбалансированным и в идеале обеспечивать конкурентные преимущества всем участникам.

Типы альянсов Примеры
Совместное ведение рекламной кампании American Express и Toy'R'Us (совместные действия в области телевизионной рекламы и продвижения товара)
Партнерство в области научно-исследовательских разработок Cytel и Sumitono Chemicals (альянс с целью разработки следующего поколения биотехнологических препаратов)
Соглашение о передаче в пользование системы сервиса Cigna и United Motors Works (соглашение об оказании финансовой помощи неамериканским фирмам и государственным организациям)
Совместное использование системы распределения продукции Nissan Volkswagen (Nissan продает продукцию Volkswagen в Японии, а последняя - продукцию партнера в Европе)
Передача технологий IBMи Apple Computers (соглашение о разработке операционных систем)
Совместное участие в тренингах Boeing, General Dynamics и Lockheed (совместные действия, приведшие к победе в конкурсе на производство модернизированного тактического истребителя)
Совместное производство Ford и Mazda (разработка и производство аналогичных машин на одних и тех же производственных / сборочных линиях
Совместная разработка естественных ресурсов Swott Chemical Co, Texasgult, RTZ и US Borax (совместное предприятие по добыче ископаемых в Канаде)
Внутри корпоративное отделение(создание дочерней компании) Cummins Engine и Toshiba Corporation (создали новую компанию для разработки и маркетинга продукции из нитрида кремния)
Обмен лицензиями Hottman-LaRoche и Glaxo заключили соглашение о продаже на территории США производственного препарата «Zantac»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.241 (0.005 с.)