Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Объект, предмет, методология изучения философии права

Поиск

Ленинградской области

Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА

Кафедра теории и истории государства и права

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

доктор фил. наук, профессор

_______________Т.В. Мальцева

«_____» ___________ 2013 г.

Рег. № _____________

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

«Философия права»

 

Код дисциплины Б3.В.ДВ.1

Направление подготовки 030900.62 – Юриспруденция

 

Профиль – Гражданское право

Профиль- Уголовное право

 

Квалификация (степень) – бакалавр

 

 

Санкт-Петербург

 

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области

Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА

Кафедра теории и истории государства и права

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

доктор фил. наук, профессор

_______________Т.В. Мальцева

«_____» ___________ 2014 г.

Рег. № _____________

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

«Философия права»

 

Код дисциплины Б3.В.ДВ.1

Направление подготовки 40.03.01 – Юриспруденция

 

 

Квалификация (степень) – бакалавр

 

Санкт-Петербург

 

Рабочая программа дисциплины составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция (квалификация «бакалавр»), утвержденного приказом Министерства образования и науки от «04» мая 2010 г. № 464 и в соответствии с рабочим учебным планом направления Юриспруденция (профиль - гражданское право; профиль – уголовное право), утвержденным ректором АОУ ВПО «ЛГУ им. А.С. Пушкина» от 29.06.2011 г. Протокол № 12/160.

 

СОСТАВИТЕЛЬ

Глушаков А.Ю., к.ю.н., доцент

 

 

НАУЧНЫЙ РЕДАКТОР

Дементьев О.Ю. руководитель образовательного направления ООО Петербургская школа права, к.ю.н.

 

 

ОБСУЖДЕНО

на заседании кафедры теории и истории государства и права

от «02» сентября 2013 г. (протокол № 1).

 

  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основной целью дисциплины является ознакомление студентов с теми правовыми ценностями, которые выработаны человечеством на протяжении своей истории. Становление в современной России новой цивилизационной формы государственности, нового типа организации общественной и публич­ной власти, а также принципиально нового по своим политико-правовым параметрам типа социального и правового нормирования жизни требует кардинального переосмысления базовых правовых ценностей.

Основные задачи дисциплины направлены на формирование следующих компетенций:

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

- способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

- способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

В правоприменительной деятельности:

- способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

В правоохранительной деятельности:

- способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

В экспертно-консультационной деятельности:

- способен толковать различные правовые акты (ПК-15);

- в педагогической деятельности:

- способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17).

 

  1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

 

Дисциплина относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу, вариативной части дисциплин по выбору (Б1.В.ДВ.2). Изучение «Философии права» осуществляется в тесной связи с такими дисциплинами как «Культурология», «Философия».

Изучение дисциплины преследует определенные цели, которые конкретизируются рядом частных задач. Так, изучив дисциплину, обучаемые должны:

Знать:

сущность, качественные признаки и критерии права, а также выработку представлений, единстве и различии права и закона, философских корней правовых взглядов, природу и сущность права;

Уметь:

анализировать системообразующие субстанциональные элементы правового бытия (правовой жизни); оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы.

раскрывать субстанциональные, универсальные, структурные, детерминационные и функциональные закономерности – всеобщих взаимодействий правового бытия.

Владеть:

навыками работы с правовыми актами;

навыками: анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; анализа правоприменительной и правоохранительной практики; разрешения правовых проблем и коллизий; реализации норм материального и процессуального права; принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина.

 

 


  1. ОБЪЕМ ЧАСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Таблица 1

Очная форма обучения

Объем часов и зачетных единиц по дисциплине

Наименование темы дисциплины Всего часов Формируемые компетенции Аудиторные занятия по формам обучения в том числе Самостоятельная работа по формам обучения
лекции практические занятия лабораторные работы (деловые игры) Интерактивные формы обучения
Тема 1. Объект, предмет, методология изучения философии права   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17       -  
Тема 2. Уровни понимания права: онтология   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17       -  
Тема 3. Уровни понимания права: феноменология   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17       -  
Тема 4. Цивилизационные модели философско-правового мыш­ления: понятийный уровень   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17       -  
Тема 5. Цивилизационные модели философско-правового мышления: Древний Восток   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17       -  
Тема 6. Цивилизационные модели философско-правового мышления: Античный мир   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17       -  
Тема 7. Цивилизационные модели философско-правового мышления: правовые ценности Европы   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17       -  
Тема 8. Цивилизационные модели философско-правового мышления: основные модели европейского правопонимания   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17       -  
Тема 9. Цизилизационные модели философско-правового мышле­ния: русская цивилизация и ее исторические сломы   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17       - -  
Тема 10. Цивилизационные модели философско-правового мышления: русская онтология   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17       - -  
Тема 11. Цивилизационные модели философско-правового мышления: православное правопонимание   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17       - -  
Тема 12. Цивилизационные модели философско-правового мышления: советское правопонимание   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17       - -  
Тема 13. Цивилизационные модели философоко-правового мышления: проблемы нового ценностного обоснования права в совре­менной России   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17       - -  
Тема 14. Онтологическое /духовное/ понятие свободы и права, в русской традиции   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17       - -  
Зачет                
Всего часов (в т.ч. форма контроля)           - -  
Зачетных единиц                

Таблица 2

Заочная форма обучения (полный срок обучения)

Объем часов и зачетных единиц по дисциплине

Наименование темы дисциплины Всего часов Формируемые компетенции Аудиторные занятия по формам обучения в том числе Самостоятельная работа по формам обучения
лекции практические занятия лабораторные работы (деловые игры) Интерактивные формы обучения
Тема 1. Объект, предмет, методология изучения философии права   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17       -  
Тема 2. Уровни понимания права: онтология   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17       -  
Тема 3. Уровни понимания права: феноменология   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17       -  
Тема 4. Цивилизационные модели философско-правового мыш­ления: понятийный уровень   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - -  
Тема 5. Цивилизационные модели философско-правового мышления: Древний Восток   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - -  
Тема 6. Цивилизационные модели философско-правового мышления: Античный мир   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - -  
Тема 7. Цивилизационные модели философско-правового мышления: правовые ценности Европы   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - -  
Тема 8. Цивилизационные модели философско-правового мышления: основные модели европейского правопонимания   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - -  
Тема 9. Цизилизационные модели философско-правового мышле­ния: русская цивилизация и ее исторические сломы   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - - -  
Тема 10. Цивилизационные модели философско-правового мышления: русская онтология   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - - -  
Тема 11. Цивилизационные модели философско-правового мышления: православное правопонимание   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17       - -  
Тема 12. Цивилизационные модели философско-правового мышления: советское правопонимание   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - - -  
Тема 13. Цивилизационные модели философоко-правового мышления: проблемы нового ценностного обоснования права в совре­менной России   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - - -  
Тема 14. Онтологическое /духовное/ понятие свободы и права, в русской традиции   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - - -  
Зачет                
Всего часов (в т.ч. форма контроля)           - -  
Зачетных единиц                

Таблица 3

Заочная форма обучения: на базе среднего профессионального образования

Объем часов и зачетных единиц по дисциплине

Наименование темы дисциплины Всего часов Формируемые компетенции Аудиторные занятия по формам обучения в том числе Самостоятельная работа по формам обучения
лекции практические занятия лабораторные работы (деловые игры) Интерактивные формы обучения
Тема 1. Объект, предмет, методология изучения философии права   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17       -  
Тема 2. Уровни понимания права: онтология   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17       -  
Тема 3. Уровни понимания права: феноменология   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17   -   -  
Тема 4. Цивилизационные модели философско-правового мыш­ления: понятийный уровень   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - -  
Тема 5. Цивилизационные модели философско-правового мышления: Древний Восток   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - -  
Тема 6. Цивилизационные модели философско-правового мышления: Античный мир   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - -  
Тема 7. Цивилизационные модели философско-правового мышления: правовые ценности Европы   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - -  
Тема 8. Цивилизационные модели философско-правового мышления: основные модели европейского правопонимания   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - -  
Тема 9. Цизилизационные модели философско-правового мышле­ния: русская цивилизация и ее исторические сломы   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - - -  
Тема 10. Цивилизационные модели философско-правового мышления: русская онтология   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - - -  
Тема 11. Цивилизационные модели философско-правового мышления: православное правопонимание   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17       - -  
Тема 12. Цивилизационные модели философско-правового мышления: советское правопонимание   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - - -  
Тема 13. Цивилизационные модели философоко-правового мышления: проблемы нового ценностного обоснования права в совре­менной России   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - - -  
Тема 14. Онтологическое /духовное/ понятие свободы и права, в русской традиции   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - - -  
Зачет                
Всего часов (в т.ч. форма контроля)           - -  
Зачетных единиц                

Таблица 4

Заочная форма обучения: на базе высшего профессионального образования

Объем часов и зачетных единиц по дисциплине

Наименование темы дисциплины Всего часов Формируемые компетенции Аудиторные занятия по формам обучения в том числе Самостоятельная работа по формам обучения
лекции практические занятия лабораторные работы (деловые игры) Интерактивные формы обучения
Тема 1. Объект, предмет, методология изучения философии права   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17       -  
Тема 2. Уровни понимания права: онтология   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17       -  
Тема 3. Уровни понимания права: феноменология   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17   -   -  
Тема 4. Цивилизационные модели философско-правового мыш­ления: понятийный уровень   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - -  
Тема 5. Цивилизационные модели философско-правового мышления: Древний Восток   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - -  
Тема 6. Цивилизационные модели философско-правового мышления: Античный мир   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - -  
Тема 7. Цивилизационные модели философско-правового мышления: правовые ценности Европы   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - -  
Тема 8. Цивилизационные модели философско-правового мышления: основные модели европейского правопонимания   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - -  
Тема 9. Цизилизационные модели философско-правового мышле­ния: русская цивилизация и ее исторические сломы   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - - -  
Тема 10. Цивилизационные модели философско-правового мышления: русская онтология   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - - -  
Тема 11. Цивилизационные модели философско-правового мышления: православное правопонимание   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17       - -  
Тема 12. Цивилизационные модели философско-правового мышления: советское правопонимание   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - - -  
Тема 13. Цивилизационные модели философоко-правового мышления: проблемы нового ценностного обоснования права в совре­менной России   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - - -  
Тема 14. Онтологическое /духовное/ понятие свободы и права, в русской традиции   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - - -  
Зачет                
Всего часов (в т.ч. форма контроля)           - -  
Зачетных единиц                

4. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная

1. Золкин А. Л. – М.: Юнити-Дана, 2012.

2. Малахов В.П. Правовая мысль: Антология: учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2011.

3. Юрчук В.С. Философия права: курс лекций. — М.: Книга, 2010.

Дополнительная

1. Валицкий А. Философия права русского либерализма. – М.: Мысль, 2012.

2. Гегель. Философия права. — М: Мир книги, Литература, 2009

3. Словарь философских терминов / Под ред. В.Г. Кузнецова. – М.: ИНФРА-М, 2004.

4. Гране М. Китайская мысль / М. Гране. – М.: Республика, 2004.

5. Исаев И.А. История политических и правовых учений России: Хрестоматия / И.А. Исаев, Н.М. Золотухина. – М.: Юристъ, 2004.

6. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. – М.: АСТ, 2006.

7. Губаева Т.В. Язык и право. Искусство владения сло вом в профессиональной юридической деятельности / Губаева Т.В.– М.: Норма, 2007.

8. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. – М.: Республика, 2005.

9. Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве. – М.: АСТ, 2006.

10. Ковлер А.И. Антропология права. – М.: Норма, 2002.

11. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Пер. с нем. Е.Герцык и др. – М.: Культурная революция, 2005.

12. Источники права: проблемы создания, системати зации и реализации: Межвузовский сборник статей. Под ред. В.Я. Музюкина, В.В. Сорокина. – Барнаул.: Алт. гос. унт, 2007.

13. Павлов А.С. Курс церковного права. – СПб.: Лань, 2002.

14. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. – М.: Эксмо, 2003.

15. Солоневич И.Л. Народная монархия. – М.: РИМИС, 2005.

16. Фромм Э. Бегство от свободы. – М.: АСТ, 2003.

17. Широкова М.А. Основные черты самодержавия как политического идеала в славянофильской философии политики.//Философские дескрипты: сборник статей. Вып. 5. – Барнаул: Азбука, 2006.

Лист регистрации изменений

№ п/п Номера разделов, где произведены изменения Документ, в котором отражены изменения Подпись Расшифровка подписи Дата введения изменений
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

 

 

 

Приложение 1

Вопросы для подготовки к зачету

1. Специфика изучения права как объекта на философском уровне.

2. Предмет философии права.

3. Философия права и ее познавательные возможности в формировании
новых правовых ценностей.

4. Методология философии права, ее роль в изучении сущности права.

5. Уровни понимания права /онтологический, феноменологический,
институциональный/; общая характеристика.

6. Понятие онтологического уровня права /русское понимание права/.

7. Понятие феноменологического уровня права /европейское понима­ние права/.

8. Цивилизация и правопонимание: общая характеристика.

9. Античная цивилизация и ценностное понимание права, философия
права.

10. Цивилизация, традиция, правовая традиция и ее воздействие
на правопонимание.

11. Цивилизация и культура, правовая культура и культ права как
ценности.

12. Цивилизация и духовные традиции, их роль в формировании пра­вовых ценностей.

13. Понятие и символика мирового закона в древневосточной куль­туре /Маат, Рита, Арта, Дао, Правда/.

14. Понятие и символика права-справедливости в античной культуре.

15. Естественное право: космологическая, теоцентрическая, антро­пологическая модели.

16. Современное философское понимание естественного права, естест-
венноправовая идеология.

17. Специфика европейской рационалистической правовой картины мира /правовой системы/.

18. Юридическое правопонимание и его философия.

19. Либеральное /либертарное/ правопонимание.

20. Этатистское правопонимание европейского типа.

21. Идейно-философский Фундамент позитивитсткого понимания права и его источников европейского типа.

22. Этатизм советского типа и его идейно-политический фундамент.

23. Идейно-философское обоснование закона в качестве единственно­го источника права в советском позитивизме.

24. Социально-утопическая технология мышления и право-понимание.

25. Идейно-философский фундамент понимания права и его источни­ков в социологической юриспруденции.

26. Европейская цивилизационная система и русская цивилизационная система: принципы организации /гетерогенность и гомогенность/.

27. Русские цивилизационные сломы, сломы систем общественных ценностей и правопонимание.

28. Православная система как инверсия дохристианской системы и ее правовые ценности /какое право славит православие/.

29. Русский абсолютизм: философия свободы и права.

30. Советский глобализм и правовые ценности советской цивилизаций.

31. Современная Россия и проблемы формирования новой ценностной
философия права.

32. Философия и идеология правовой государственности европейского
типа и ценности русского мира.

33. Онтологическое понятие свободы в русской традиции.

34. Онтологическое понятие суверенности человека и гражданина в русской традиций.

35. Онтологическое понятие права /законов Права/ в русской традиции. Реформирование российской общественной системы и задачи новой рационализации права /новой правовой системы/.

 

Приложение 2

Примерный перечень заданий по дисциплине

 

Список тем для самостоятельного изучения

 

1. Общность и различие между юридической социологией нормативизма и «живое право».

2. Правовая культура как ядро правовой жизни.

3. Проблема критериев права.

4. Уровни методологии познания права.

5. Сущность диалектического понимания права.

6. Структура правового бытия.

7. Правовая практика и её место в познании права.

8. Диалектика объективного и субъективного в праве.

9. Правовая действительность как способ существования правового бытия.

10. Человек и его общности как главный субстанциональный элемент правового бытия.

11. Верховенство корреляционно-функциональных законов общества в правовой жизни.

12. Проявления закона единства и борьба противоположностей в законе субстанциональном опережающем кругообороте правового бытия.

13. Закон возвышения правовых потребностей и направленность правового прогресса на основе отрицания - отрицания.

14. Диалектика сущности и явления в праве.

15. Диалектика всеобщего, общего и отдельного в праве.

16. Диалектика целое и части в праве.

17. Диалектика содержания и форма в праве.

18. Система и структура в праве.

19. Диалектика необходимости и случайности в праве.

20. Диалектика причины и следствия в праве.

21. Диалектика возможности и действительности в праве.

22. Кругооборот в хозяйственной жизни и функционирование хозяйственного права.

23. Субстанциональный кругооборот экожизни и функционирование экоправ.

24. Закон социальной основы и классификация прав человека.

25. Кругооборот в политической культуре и регулирование политической жизни.

26. Мораль и право, их диалектическое взаимодействие.

27. Религиозная жизнь и право.

  1. Напишите: Что такое правовой закон?
  2. Назовите основные правовые ценности (по степени значимости для Вас).
  3. Какой смысл Вы вкладываете в понятие «правовой идеал» и какую роль играет правовой идеал в правовой жизни?

Приложение 3

Примерный перечень контрольных мероприятий по дисциплине

Тесты

Тест №1


1. Что представляет собой бытие с позиций онтологии? Убрать ненужное:
а) просто существовать;
б) существовать наряду с другими;
в) существовать во взаимодействии;
г) существовать в единстве с мировым целым;
д) существование само по себе.
2. К какому типу реальности относится право?
а) субьективная реальность;
б) объективная реальность;
в) идеальная реальность.
3. Из чего складывается правовая реальность (картина мира права)?
а) правовая идеология;
б) нормативно-правовые акты;
в) божественные заповеди;
г) правовая жизнь, правоотношения;
д) природа и ее законы;
е) космические основания права.
4. При каких условиях возможно существование мира права?
а) признание свободы воли;
б) признание возможности нормы должного (добра и зла);
в) божественного провидения.
5. Каковы необходимые и существенные элементы правовой реальности?
а) божественная мудрость творца;
б) совершенство человеческого разума;
в) естественные права человека;
г) позитивное право (система законодательства).
6. Каковые основные формы бытия права?
а) идея права (мир идей);
б) правовые нормы (законы);
в) правовая жизнь (взаимоотношения между людьми);
г) божественный разум;
д) космический разум.
7. Что составляет сущность и содержание идеи права?
а) минимум требований, который должен поддерживаться в обществе организованной силой государства;
б) воля и мудрость божественных установлений;
в) единство прав и обязанностей.
8. В чем выражается сущность и содержание правовых норм как бытия права?
а) суждение о должном;
б) актуализация и конкретизация правовых идей и принципов;
в) установленная субьектом власти норма поведения.

Тест № 2

1.Влияет ли концепция природы (сущности) человека на правопонимание? Если влияет, то как?
I а) да;
б) нет.
II а) человек – это абстрактный индивид, который руководствуется исключительно своими интересами (Г. Гоббс);
б) индивид руководствуется мотивами личного благоразумия, стремлением к самосохранению и счастью (Ж.-Ж. Руссо);
в) человек не «разумный эгоист», а моральное существо (И. Кант);
г) человек открыт миру и обладает уневерсальной способностью к свободным действиям (интерсубьективный)
2. Как из универсальной способности человека быть свободным вытекает возможность (понимание сути правил, способности к суждению), и необходимость (необходимые ограничение свободы) права? Убрать ненужное.
а) право способствует динамическому саморазвитию человека;
б) право препятствует трансформации свободы во вседозволенность;
в) право способствует сохранению природы человека.
3. В чем выражается самоценность и безусловная значимость прав человека? Убрать ненужное.
а) они обеспечивают каждому человеку условия его личной автономии и самореализации;
б) никто и никому не может у человека их отобрать;
в) человек не может сам от них отказаться;
г) права человека изначально присущи человеку, как творенью божьему.
4. В чем выражается «негативный смысл» прав человека, а в чем «позитивный смысл»?
а) свобода от…;
б) свобода для…;
в) свобода как вседозволенность.
5. Имеют ли регулятивное значение правовые ценности и оценки?
а) да;
б) нет;
6. Подлежат ли ценности оценке логической, эмпирической проверке и обоснованию?
а) да;
б) нет.
7. Направленность субъекта на определение ценности связана с достижением…?
а) материального интереса;
б) чувственного удовольствия;
в) постижение и удовлетворение смыслом жизни человека.
8. Что согласно Конституции России является высшей ценностью и как это влияет на создание права и механизм его реализации?

 

 

Тест № 3

 

1. В чём, на ваш взгляд, выражается сущность и особенности философского подхода к изучению права?
а) изучение действующего, позитивного права;
б) изучение основных закономерностей возникновения и развития права;
в) определение внеюридических, предельных оснований права;
г) изучение понятийного аппарата правоведения в целом.
2. Что составляет особенности метода философии права?
а) описание, отражение права таким, каким оно является;
б) оценка права с точки зрения того, каким оно должно быть
3. Выберите из нижеперечисленных элементов те, которые относятся к структуре философии права:
а) социология права;
б) онтология права;
в) система понятий и категорий позитивного права;
г) антропология права;
д) гносеология права;
е) аксиология права.
4. С какими историческими эпохами ассоциируются для Вас следующие типы правопонимания: правовой объективизм, правовой субъективизм, правовой позитивизм, правовой интерсубъективизм?
а) современность;
б) Новейшее время;
в) Новое время;
г) Средневековье;
д) Античность
5. В чём, на Ваш взгляд, состоят мировоззренческо-методологические истоки, основные формы, достоинства и недостатки правового позитивизма?
6. В чём, на Ваш взгляд, состоят мировозренческо-методологические истоки, основные формы, достоинства и недостатки правового субъективизма?
7. В чём состоит гуманистический смысл естественно-правового мышления? Каковы основные типы концепций естественного права?
8. В чём, на Ваш взгляд состоят мировозренческо-методологические истоки, основные формы, достоинства и недостатки правового объективизма?
9. В чём сущность интерсубъективного осмысления права, каковы его мировоззренческо-методологические истоки, основные формы, достоинства и недостатки?
10. Каковы основные структурные элементы правовой реальности?
а) природа человека;
б) божественная сущность;
в) естественное право;
г) государственные предписания;
позитивное право.
11. Назовите основные формы бытия права?
а) воля и мудрость Бога;
б) природа человека;
в) идея права;
г) закон;
д) правовая жизнь (действия и отношения).
12. К какому типу реальности относится правовая реальность?
а) объективная реальность;
б) субъективная реальность;
в) идеальная реальность.
13. Как связаны между собой «образ человека» и «образ права»?
а) эгоистический индивид;
б) морально-автономный индивид;
в) человек, созданный по образу и подобию божьему;
г) право как способ человеческого бытия.
14. Какая, на Ваш взгляд, форма индивидуального бытия человека соответствует понятию «субъект права»?
а) индивид;
б) индивидуальность;
в) личность;
15. В чем заключается основной принцип обоснования прав человека?
а) моральный критерий при установлении правопорядка;
б) необходимое условие самореализации человека;
в) личная автономия;
г) условия сохранения общества и государства;
д) стандарты для критики действующих законов и политико-правовых институтов.
16. Какое место занимают ценности в структуре человеческой деятельности?
а) основа дозволения, запрета и долженствования;
б) смысловой центр бытия человека;
в) создание, поддержание и укрепление социального порядка.
17. Каковы основные формы бытия ценностей?
а) общественные целевые ценности и идеалы;
б) предметно-воплощенные ценности;
в) божественные заповеди;
г) экзистенциальные
18. Назовите высшие ценности человека и дайте их краткую характеристику?
19. Как понималась свобода в разных исторических системах права: Античности, Средневековья, Нового времени и современности?

 

 


[1] Приложение 2 – Примерный перечень заданий на практические занятия.

[2] Приложение 3 – Примерный перечень контрольных мероприятий.

[3] Для заочной формы обучения устанавливаются индивидуальные сроки проведения аттестаций.

Ленинградской области

Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА

Кафедра теории и истории государства и права

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

доктор фил. наук, профессор

_______________Т.В. Мальцева

«_____» ___________ 2013 г.

Рег. № _____________

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

«Философия права»

 

Код дисциплины Б3.В.ДВ.1

Направление подготовки 030900.62 – Юриспруденция

 

Профиль – Гражданское право

Профиль- Уголовное право

 

Квалификация (степень) – бакалавр

 

 

Санкт-Петербург

 

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области

Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА

Кафедра теории и истории государства и права

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.100 (0.016 с.)