Тема 1. Объект, предмет, методология изучения философии права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Объект, предмет, методология изучения философии права



Ленинградской области

Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА

Кафедра теории и истории государства и права

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

доктор фил. наук, профессор

_______________Т.В. Мальцева

«_____» ___________ 2013 г.

Рег. № _____________

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

«Философия права»

 

Код дисциплины Б3.В.ДВ.1

Направление подготовки 030900.62 – Юриспруденция

 

Профиль – Гражданское право

Профиль- Уголовное право

 

Квалификация (степень) – бакалавр

 

 

Санкт-Петербург

 

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области

Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА

Кафедра теории и истории государства и права

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

доктор фил. наук, профессор

_______________Т.В. Мальцева

«_____» ___________ 2014 г.

Рег. № _____________

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

«Философия права»

 

Код дисциплины Б3.В.ДВ.1

Направление подготовки 40.03.01 – Юриспруденция

 

 

Квалификация (степень) – бакалавр

 

Санкт-Петербург

 

Рабочая программа дисциплины составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция (квалификация «бакалавр»), утвержденного приказом Министерства образования и науки от «04» мая 2010 г. № 464 и в соответствии с рабочим учебным планом направления Юриспруденция (профиль - гражданское право; профиль – уголовное право), утвержденным ректором АОУ ВПО «ЛГУ им. А.С. Пушкина» от 29.06.2011 г. Протокол № 12/160.

 

СОСТАВИТЕЛЬ

Глушаков А.Ю., к.ю.н., доцент

 

 

НАУЧНЫЙ РЕДАКТОР

Дементьев О.Ю. руководитель образовательного направления ООО Петербургская школа права, к.ю.н.

 

 

ОБСУЖДЕНО

на заседании кафедры теории и истории государства и права

от «02» сентября 2013 г. (протокол № 1).

 

  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основной целью дисциплины является ознакомление студентов с теми правовыми ценностями, которые выработаны человечеством на протяжении своей истории. Становление в современной России новой цивилизационной формы государственности, нового типа организации общественной и публич­ной власти, а также принципиально нового по своим политико-правовым параметрам типа социального и правового нормирования жизни требует кардинального переосмысления базовых правовых ценностей.

Основные задачи дисциплины направлены на формирование следующих компетенций:

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

- способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

- способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

В правоприменительной деятельности:

- способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

В правоохранительной деятельности:

- способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

В экспертно-консультационной деятельности:

- способен толковать различные правовые акты (ПК-15);

- в педагогической деятельности:

- способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17).

 

  1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

 

Дисциплина относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу, вариативной части дисциплин по выбору (Б1.В.ДВ.2). Изучение «Философии права» осуществляется в тесной связи с такими дисциплинами как «Культурология», «Философия».

Изучение дисциплины преследует определенные цели, которые конкретизируются рядом частных задач. Так, изучив дисциплину, обучаемые должны:

Знать:

сущность, качественные признаки и критерии права, а также выработку представлений, единстве и различии права и закона, философских корней правовых взглядов, природу и сущность права;

Уметь:

анализировать системообразующие субстанциональные элементы правового бытия (правовой жизни); оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы.

раскрывать субстанциональные, универсальные, структурные, детерминационные и функциональные закономерности – всеобщих взаимодействий правового бытия.

Владеть:

навыками работы с правовыми актами;

навыками: анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; анализа правоприменительной и правоохранительной практики; разрешения правовых проблем и коллизий; реализации норм материального и процессуального права; принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина.

 

 


  1. ОБЪЕМ ЧАСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Таблица 1

Очная форма обучения

Объем часов и зачетных единиц по дисциплине

Наименование темы дисциплины Всего часов Формируемые компетенции Аудиторные занятия по формам обучения в том числе Самостоятельная работа по формам обучения
лекции практические занятия лабораторные работы (деловые игры) Интерактивные формы обучения
Тема 1. Объект, предмет, методология изучения философии права   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17       -  
Тема 2. Уровни понимания права: онтология   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17       -  
Тема 3. Уровни понимания права: феноменология   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17       -  
Тема 4. Цивилизационные модели философско-правового мыш­ления: понятийный уровень   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17       -  
Тема 5. Цивилизационные модели философско-правового мышления: Древний Восток   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17       -  
Тема 6. Цивилизационные модели философско-правового мышления: Античный мир   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17       -  
Тема 7. Цивилизационные модели философско-правового мышления: правовые ценности Европы   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17       -  
Тема 8. Цивилизационные модели философско-правового мышления: основные модели европейского правопонимания   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17       -  
Тема 9. Цизилизационные модели философско-правового мышле­ния: русская цивилизация и ее исторические сломы   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17       - -  
Тема 10. Цивилизационные модели философско-правового мышления: русская онтология   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17       - -  
Тема 11. Цивилизационные модели философско-правового мышления: православное правопонимание   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17       - -  
Тема 12. Цивилизационные модели философско-правового мышления: советское правопонимание   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17       - -  
Тема 13. Цивилизационные модели философоко-правового мышления: проблемы нового ценностного обоснования права в совре­менной России   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17       - -  
Тема 14. Онтологическое /духовное/ понятие свободы и права, в русской традиции   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17       - -  
Зачет                
Всего часов (в т.ч. форма контроля)           - -  
Зачетных единиц                

Таблица 2

Заочная форма обучения (полный срок обучения)

Объем часов и зачетных единиц по дисциплине

Наименование темы дисциплины Всего часов Формируемые компетенции Аудиторные занятия по формам обучения в том числе Самостоятельная работа по формам обучения
лекции практические занятия лабораторные работы (деловые игры) Интерактивные формы обучения
Тема 1. Объект, предмет, методология изучения философии права   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17       -  
Тема 2. Уровни понимания права: онтология   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17       -  
Тема 3. Уровни понимания права: феноменология   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17       -  
Тема 4. Цивилизационные модели философско-правового мыш­ления: понятийный уровень   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - -  
Тема 5. Цивилизационные модели философско-правового мышления: Древний Восток   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - -  
Тема 6. Цивилизационные модели философско-правового мышления: Античный мир   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - -  
Тема 7. Цивилизационные модели философско-правового мышления: правовые ценности Европы   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - -  
Тема 8. Цивилизационные модели философско-правового мышления: основные модели европейского правопонимания   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - -  
Тема 9. Цизилизационные модели философско-правового мышле­ния: русская цивилизация и ее исторические сломы   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - - -  
Тема 10. Цивилизационные модели философско-правового мышления: русская онтология   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - - -  
Тема 11. Цивилизационные модели философско-правового мышления: православное правопонимание   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17       - -  
Тема 12. Цивилизационные модели философско-правового мышления: советское правопонимание   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - - -  
Тема 13. Цивилизационные модели философоко-правового мышления: проблемы нового ценностного обоснования права в совре­менной России   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - - -  
Тема 14. Онтологическое /духовное/ понятие свободы и права, в русской традиции   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - - -  
Зачет                
Всего часов (в т.ч. форма контроля)           - -  
Зачетных единиц                

Таблица 3

Заочная форма обучения: на базе среднего профессионального образования

Объем часов и зачетных единиц по дисциплине

Наименование темы дисциплины Всего часов Формируемые компетенции Аудиторные занятия по формам обучения в том числе Самостоятельная работа по формам обучения
лекции практические занятия лабораторные работы (деловые игры) Интерактивные формы обучения
Тема 1. Объект, предмет, методология изучения философии права   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17       -  
Тема 2. Уровни понимания права: онтология   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17       -  
Тема 3. Уровни понимания права: феноменология   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17   -   -  
Тема 4. Цивилизационные модели философско-правового мыш­ления: понятийный уровень   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - -  
Тема 5. Цивилизационные модели философско-правового мышления: Древний Восток   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - -  
Тема 6. Цивилизационные модели философско-правового мышления: Античный мир   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - -  
Тема 7. Цивилизационные модели философско-правового мышления: правовые ценности Европы   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - -  
Тема 8. Цивилизационные модели философско-правового мышления: основные модели европейского правопонимания   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - -  
Тема 9. Цизилизационные модели философско-правового мышле­ния: русская цивилизация и ее исторические сломы   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - - -  
Тема 10. Цивилизационные модели философско-правового мышления: русская онтология   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - - -  
Тема 11. Цивилизационные модели философско-правового мышления: православное правопонимание   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17       - -  
Тема 12. Цивилизационные модели философско-правового мышления: советское правопонимание   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - - -  
Тема 13. Цивилизационные модели философоко-правового мышления: проблемы нового ценностного обоснования права в совре­менной России   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - - -  
Тема 14. Онтологическое /духовное/ понятие свободы и права, в русской традиции   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - - -  
Зачет                
Всего часов (в т.ч. форма контроля)           - -  
Зачетных единиц                

Таблица 4

Заочная форма обучения: на базе высшего профессионального образования

Объем часов и зачетных единиц по дисциплине

Наименование темы дисциплины Всего часов Формируемые компетенции Аудиторные занятия по формам обучения в том числе Самостоятельная работа по формам обучения
лекции практические занятия лабораторные работы (деловые игры) Интерактивные формы обучения
Тема 1. Объект, предмет, методология изучения философии права   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17       -  
Тема 2. Уровни понимания права: онтология   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17       -  
Тема 3. Уровни понимания права: феноменология   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17   -   -  
Тема 4. Цивилизационные модели философско-правового мыш­ления: понятийный уровень   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - -  
Тема 5. Цивилизационные модели философско-правового мышления: Древний Восток   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - -  
Тема 6. Цивилизационные модели философско-правового мышления: Античный мир   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - -  
Тема 7. Цивилизационные модели философско-правового мышления: правовые ценности Европы   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - -  
Тема 8. Цивилизационные модели философско-правового мышления: основные модели европейского правопонимания   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - -  
Тема 9. Цизилизационные модели философско-правового мышле­ния: русская цивилизация и ее исторические сломы   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - - -  
Тема 10. Цивилизационные модели философско-правового мышления: русская онтология   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - - -  
Тема 11. Цивилизационные модели философско-правового мышления: православное правопонимание   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17       - -  
Тема 12. Цивилизационные модели философско-правового мышления: советское правопонимание   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - - -  
Тема 13. Цивилизационные модели философоко-правового мышления: проблемы нового ценностного обоснования права в совре­менной России   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - - -  
Тема 14. Онтологическое /духовное/ понятие свободы и права, в русской традиции   ОК – 1,6,7,8,9 ПК – 2,9,15,17 - - - - -  
Зачет                
Всего часов (в т.ч. форма контроля)           - -  
Зачетных единиц                

4. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная

1. Золкин А. Л. – М.: Юнити-Дана, 2012.

2. Малахов В.П. Правовая мысль: Антология: учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2011.

3. Юрчук В.С. Философия права: курс лекций. — М.: Книга, 2010.

Дополнительная

1. Валицкий А. Философия права русского либерализма. – М.: Мысль, 2012.

2. Гегель. Философия права. — М: Мир книги, Литература, 2009

3. Словарь философских терминов / Под ред. В.Г. Кузнецова. – М.: ИНФРА-М, 2004.

4. Гране М. Китайская мысль / М. Гране. – М.: Республика, 2004.

5. Исаев И.А. История политических и правовых учений России: Хрестоматия / И.А. Исаев, Н.М. Золотухина. – М.: Юристъ, 2004.

6. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. – М.: АСТ, 2006.

7. Губаева Т.В. Язык и право. Искусство владения сло вом в профессиональной юридической деятельности / Губаева Т.В.– М.: Норма, 2007.

8. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. – М.: Республика, 2005.

9. Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве. – М.: АСТ, 2006.

10. Ковлер А.И. Антропология права. – М.: Норма, 2002.

11. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Пер. с нем. Е.Герцык и др. – М.: Культурная революция, 2005.

12. Источники права: проблемы создания, системати зации и реализации: Межвузовский сборник статей. Под ред. В.Я. Музюкина, В.В. Сорокина. – Барнаул.: Алт. гос. унт, 2007.

13. Павлов А.С. Курс церковного права. – СПб.: Лань, 2002.

14. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. – М.: Эксмо, 2003.

15. Солоневич И.Л. Народная монархия. – М.: РИМИС, 2005.

16. Фромм Э. Бегство от свободы. – М.: АСТ, 2003.

17. Широкова М.А. Основные черты самодержавия как политического идеала в славянофильской философии политики.//Философские дескрипты: сборник статей. Вып. 5. – Барнаул: Азбука, 2006.

Лист регистрации изменений

№ п/п Номера разделов, где произведены изменения Документ, в котором отражены изменения Подпись Расшифровка подписи Дата введения изменений
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

 

 

 

Приложение 1

Вопросы для подготовки к зачету

1. Специфика изучения права как объекта на философском уровне.

2. Предмет философии права.

3. Философия права и ее познавательные возможности в формировании
новых правовых ценностей.

4. Методология философии права, ее роль в изучении сущности права.

5. Уровни понимания права /онтологический, феноменологический,
институциональный/; общая характеристика.

6. Понятие онтологического уровня права /русское понимание права/.

7. Понятие феноменологического уровня права /европейское понима­ние права/.

8. Цивилизация и правопонимание: общая характеристика.

9. Античная цивилизация и ценностное понимание права, философия
права.

10. Цивилизация, традиция, правовая традиция и ее воздействие
на правопонимание.

11. Цивилизация и культура, правовая культура и культ права как
ценности.

12. Цивилизация и духовные традиции, их роль в формировании пра­вовых ценностей.

13. Понятие и символика мирового закона в древневосточной куль­туре /Маат, Рита, Арта, Дао, Правда/.

14. Понятие и символика права-справедливости в античной культуре.

15. Естественное право: космологическая, теоцентрическая, антро­пологическая модели.

16. Современное философское понимание естественного права, естест-
венноправовая идеология.

17. Специфика европейской рационалистической правовой картины мира /правовой системы/.

18. Юридическое правопонимание и его философия.

19. Либеральное /либертарное/ правопонимание.

20. Этатистское правопонимание европейского типа.

21. Идейно-философский Фундамент позитивитсткого понимания права и его источников европейского типа.

22. Этатизм советского типа и его идейно-политический фундамент.

23. Идейно-философское обоснование закона в качестве единственно­го источника права в советском позитивизме.

24. Социально-утопическая технология мышления и право-понимание.

25. Идейно-философский фундамент понимания права и его источни­ков в социологической юриспруденции.

26. Европейская цивилизационная система и русская цивилизационная система: принципы организации /гетерогенность и гомогенность/.

27. Русские цивилизационные сломы, сломы систем общественных ценностей и правопонимание.

28. Православная система как инверсия дохристианской системы и ее правовые ценности /какое право славит православие/.

29. Русский абсолютизм: философия свободы и права.

30. Советский глобализм и правовые ценности советской цивилизаций.

31. Современная Россия и проблемы формирования новой ценностной
философия права.

32. Философия и идеология правовой государственности европейского
типа и ценности русского мира.

33. Онтологическое понятие свободы в русской традиции.

34. Онтологическое понятие суверенности человека и гражданина в русской традиций.

35. Онтологическое понятие права /законов Права/ в русской традиции. Реформирование российской общественной системы и задачи новой рационализации права /новой правовой системы/.

 

Приложение 2

Примерный перечень заданий по дисциплине

 

Список тем для самостоятельного изучения

 

1. Общность и различие между юридической социологией нормативизма и «живое право».

2. Правовая культура как ядро правовой жизни.

3. Проблема критериев права.

4. Уровни методологии познания права.

5. Сущность диалектического понимания права.

6. Структура правового бытия.

7. Правовая практика и её место в познании права.

8. Диалектика объективного и субъективного в праве.

9. Правовая действительность как способ существования правового бытия.

10. Человек и его общности как главный субстанциональный элемент правового бытия.

11. Верховенство корреляционно-функциональных законов общества в правовой жизни.

12. Проявления закона единства и борьба противоположностей в законе субстанциональном опережающем кругообороте правового бытия.

13. Закон возвышения правовых потребностей и направленность правового прогресса на основе отрицания - отрицания.

14. Диалектика сущности и явления в праве.

15. Диалектика всеобщего, общего и отдельного в праве.

16. Диалектика целое и части в праве.

17. Диалектика содержания и форма в праве.

18. Система и структура в праве.

19. Диалектика необходимости и случайности в праве.

20. Диалектика причины и следствия в праве.

21. Диалектика возможности и действительности в праве.

22. Кругооборот в хозяйственной жизни и функционирование хозяйственного права.

23. Субстанциональный кругооборот экожизни и функционирование экоправ.

24. Закон социальной основы и классификация прав человека.

25. Кругооборот в политической культуре и регулирование политической жизни.

26. Мораль и право, их диалектическое взаимодействие.

27. Религиозная жизнь и право.

  1. Напишите: Что такое правовой закон?
  2. Назовите основные правовые ценности (по степени значимости для Вас).
  3. Какой смысл Вы вкладываете в понятие «правовой идеал» и какую роль играет правовой идеал в правовой жизни?

Приложение 3

Примерный перечень контрольных мероприятий по дисциплине

Тесты

Тест №1


1. Что представляет собой бытие с позиций онтологии? Убрать ненужное:
а) просто существовать;
б) существовать наряду с другими;
в) существовать во взаимодействии;
г) существовать в единстве с мировым целым;
д) существование само по себе.
2. К какому типу реальности относится право?
а) субьективная реальность;
б) объективная реальность;
в) идеальная реальность.
3. Из чего складывается правовая реальность (картина мира права)?
а) правовая идеология;
б) нормативно-правовые акты;
в) божественные заповеди;
г) правовая жизнь, правоотношения;
д) природа и ее законы;
е) космические основания права.
4. При каких условиях возможно существование мира права?
а) признание свободы воли;
б) признание возможности нормы должного (добра и зла);
в) божественного провидения.
5. Каковы необходимые и существенные элементы правовой реальности?
а) божественная мудрость творца;
б) совершенство человеческого разума;
в) естественные права человека;
г) позитивное право (система законодательства).
6. Каковые основные формы бытия права?
а) идея права (мир идей);
б) правовые нормы (законы);
в) правовая жизнь (взаимоотношения между людьми);
г) божественный разум;
д) космический разум.
7. Что составляет сущность и содержание идеи права?
а) минимум требований, который должен поддерживаться в обществе организованной силой государства;
б) воля и мудрость божественных установлений;
в) единство прав и обязанностей.
8. В чем выражается сущность и содержание правовых норм как бытия права?
а) суждение о должном;
б) актуализация и конкретизация правовых идей и принципов;
в) установленная субьектом власти норма поведения.

Тест № 2

1.Влияет ли концепция природы (сущности) человека на правопонимание? Если влияет, то как?
I а) да;
б) нет.
II а) человек – это абстрактный индивид, который руководствуется исключительно своими интересами (Г. Гоббс);
б) индивид руководствуется мотивами личного благоразумия, стремлением к самосохранению и счастью (Ж.-Ж. Руссо);
в) человек не «разумный эгоист», а моральное существо (И. Кант);
г) человек открыт миру и обладает уневерсальной способностью к свободным действиям (интерсубьективный)
2. Как из универсальной способности человека быть свободным вытекает возможность (понимание сути правил, способности к суждению), и необходимость (необходимые ограничение свободы) права? Убрать ненужное.
а) право способствует динамическому саморазвитию человека;
б) право препятствует трансформации свободы во вседозволенность;
в) право способствует сохранению природы человека.
3. В чем выражается самоценность и безусловная значимость прав человека? Убрать ненужное.
а) они обеспечивают каждому человеку условия его личной автономии и самореализации;
б) никто и никому не может у человека их отобрать;
в) человек не может сам от них отказаться;
г) права человека изначально присущи человеку, как творенью божьему.
4. В чем выражается «негативный смысл» прав человека, а в чем «позитивный смысл»?
а) свобода от…;
б) свобода для…;
в) свобода как вседозволенность.
5. Имеют ли регулятивное значение правовые ценности и оценки?
а) да;
б) нет;
6. Подлежат ли ценности оценке логической, эмпирической проверке и обоснованию?
а) да;
б) нет.
7. Направленность субъекта на определение ценности связана с достижением…?
а) материального интереса;
б) чувственного удовольствия;
в) постижение и удовлетворение смыслом жизни человека.
8. Что согласно Конституции России является высшей ценностью и как это влияет на создание права и механизм его реализации?

 

 

Тест № 3

 

1. В чём, на ваш взгляд, выражается сущность и особенности философского подхода к изучению права?
а) изучение действующего, позитивного права;
б) изучение основных закономерностей возникновения и развития права;
в) определение внеюридических, предельных оснований права;
г) изучение понятийного аппарата правоведения в целом.
2. Что составляет особенности метода философии права?
а) описание, отражение права таким, каким оно является;
б) оценка права с точки зрения того, каким оно должно быть
3. Выберите из нижеперечисленных элементов те, которые относятся к структуре философии права:
а) социология права;
б) онтология права;
в) система понятий и категорий позитивного права;
г) антропология права;
д) гносеология права;
е) аксиология права.
4. С какими историческими эпохами ассоциируются для Вас следующие типы правопонимания: правовой объективизм, правовой субъективизм, правовой позитивизм, правовой интерсубъективизм?
а) современность;
б) Новейшее время;
в) Новое время;
г) Средневековье;
д) Античность
5. В чём, на Ваш взгляд, состоят мировоззренческо-методологические истоки, основные формы, достоинства и недостатки правового позитивизма?
6. В чём, на Ваш взгляд, состоят мировозренческо-методологические истоки, основные формы, достоинства и недостатки правового субъективизма?
7. В чём состоит гуманистический смысл естественно-правового мышления? Каковы основные типы концепций естественного права?
8. В чём, на Ваш взгляд состоят мировозренческо-методологические истоки, основные формы, достоинства и недостатки правового объективизма?
9. В чём сущность интерсубъективного осмысления права, каковы его мировоззренческо-методологические истоки, основные формы, достоинства и недостатки?
10. Каковы основные структурные элементы правовой реальности?
а) природа человека;
б) божественная сущность;
в) естественное право;
г) государственные предписания;
позитивное право.
11. Назовите основные формы бытия права?
а) воля и мудрость Бога;
б) природа человека;
в) идея права;
г) закон;
д) правовая жизнь (действия и отношения).
12. К какому типу реальности относится правовая реальность?
а) объективная реальность;
б) субъективная реальность;
в) идеальная реальность.
13. Как связаны между собой «образ человека» и «образ права»?
а) эгоистический индивид;
б) морально-автономный индивид;
в) человек, созданный по образу и подобию божьему;
г) право как способ человеческого бытия.
14. Какая, на Ваш взгляд, форма индивидуального бытия человека соответствует понятию «субъект права»?
а) индивид;
б) индивидуальность;
в) личность;
15. В чем заключается основной принцип обоснования прав человека?
а) моральный критерий при установлении правопорядка;
б) необходимое условие самореализации человека;
в) личная автономия;
г) условия сохранения общества и государства;
д) стандарты для критики действующих законов и политико-правовых институтов.
16. Какое место занимают ценности в структуре человеческой деятельности?
а) основа дозволения, запрета и долженствования;
б) смысловой центр бытия человека;
в) создание, поддержание и укрепление социального порядка.
17. Каковы основные формы бытия ценностей?
а) общественные целевые ценности и идеалы;
б) предметно-воплощенные ценности;
в) божественные заповеди;
г) экзистенциальные
18. Назовите высшие ценности человека и дайте их краткую характеристику?
19. Как понималась свобода в разных исторических системах права: Античности, Средневековья, Нового времени и современности?

 

 


[1] Приложение 2 – Примерный перечень заданий на практические занятия.

[2] Приложение 3 – Примерный перечень контрольных мероприятий.

[3] Для заочной формы обучения устанавливаются индивидуальные сроки проведения аттестаций.

Ленинградской области

Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА

Кафедра теории и истории государства и права

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

доктор фил. наук, профессор

_______________Т.В. Мальцева

«_____» ___________ 2013 г.

Рег. № _____________

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

«Философия права»

 

Код дисциплины Б3.В.ДВ.1

Направление подготовки 030900.62 – Юриспруденция

 

Профиль – Гражданское право

Профиль- Уголовное право

 

Квалификация (степень) – бакалавр

 

 

Санкт-Петербург

 

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области

Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА

Кафедра теории и истории государства и права

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.212 (0.152 с.)