Тема 14. Онтологическое /духовное/ понятие свободы и права, в русской традиции
Онтологическое понятие свободы как «свободы внутри себя», как «воли», «вольности». Свобода как способность суверенно формировать и реализовывать собственные ценности. Понятие суверенности как само-стоятельности, само-державности /самоподдержания/, способности само-развития как независимого мышления.
Право как инструмент нормотворчества суверенного народа, придание системности своему пространству, обеспечения свободы саморазвития и гармонии интересов.
Понятие правового, праведного как следование законам природы, как «присоединение» человеческой свободы к свободе природы, как постоянный возврат к самому себе.
Понятие права как «духовной меры», как вертикального /в Боге, через Бога, через непреходящее, через вечные ценности/ нормирования социальной системы.
Свобода воли и понятие собранного /единого/ народ/. Проблема подлинных /по всей «русской длине»/ ценностей и правопонимание. Новое ценностное фундирование русского мира и новая философия права как возвращение на «круги своя».
5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА
Таблица 5
Виды СРС
| Формируемые компетенции
| Форма контроля
| ОК-1
| ОК-8
| ПК-9
| ОК-6
| ОК-9
| ПК-15
| ОК-7
| ПК-2
| ПК-17
| Подготовка к тестовым заданиям и контрольным работам
| +
| +
| +
| Рейтинговая оценка (промежуточный контроль)
| Подготовка к практическому занятию
| +
| +
| +
| Рейтинговая оценка за устный ответ и выполнение практического задания (текущий контроль)
| Изучение научной и учебной литературы
| +
| +
| +
| Рейтинговая оценка (текущий контроль)
| Подготовка доклада и научного сообщения
| +
| +
| +
| Рейтинговая оценка (текущий контроль)
| Подготовка научной статьи
| +
| +
| +
| Рейтинговая оценка (текущий контроль)
| | | | | | | - ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ
Интерактивные занятия рабочим учебным планом не предусмотрены.
- ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Таблица 6
Наименование темы дисциплины
| Перечень вопросов рассматриваемых на практическом занятии
| Тема 1. Объект, предмет, методология изучения философии права
| - Сущность понятия права.
- Современное российское право как объект с изменившимся содержанием.
- Проблемы либерального правопонимания.
- Проблемы либертарного правопонимания.
| Тема 2. Уровни понимания права: онтология
| - Понятие онтологии права.
- Право как подлинная свобода в системе природной обусловленности.
- Понятие бытия как мира человека.
- Человек, законы природы и законы права.
| Тема 3. Уровни понимания права: феноменология
| - Понятие феноменологии права.
- Гегелевская Феноменология права.
- Агностицизм /непознаваемость сущности мира, Бога/ и специфика европейского правопонимания.
- Проблемы формирования в России новой феноменологии права.
| Тема 4. Цивилизационные модели философско-правового мышления: понятийный уровень
| 1. Древнеримское понятие civitas.
2. Цивильное, гражданское, правовое общество как европейский продукт.
3. Цивилизация и традиция.
4. Духовные ценности и правопонимание.
| Тема 5. Цивилизационные модели философско-правового мышления: Древний Восток
| 1. Мир, человек и закон в мифологемах Древней Индии ведийского периода.
2. Понятие мира, человека и законов его бытия в духовной традиции Древнего Ирана.
3. Понимание универсальных основ бытия в Древнем Китае.
4. Ранний буддизм и его понимание естественных и общественных основ бытия.
| Тема 6. Цивилизационные модели философско-правового мышления: Античный мир
| 1. Понятие рационализации правового мышления.
2. Античная государственность и символика права-справедаивости.
3. Юридизация институтов государственности Древнего Рима.
4. Естественное право в новоевропейской модели.
| Тема 7. Цивилизационные модели философско-правового мышления: правовые ценности Европы
| 1. Правовая картина мира Европы как миропреемница средневекового теоцентризма.
2. Европоцентризм и его истоки.
3. Правовые ценности, правовая идеология.
4. Становление понятийного аппарата русской правовой школы.
| Тема 8. Цивилизационные модели философско-правового мышления: основные модели европейского правопонимания
| 1. Юридизация социальной материи.
2. Право и государственность.
3. Этатистское правопонимание.
4. Немецкая классическая философия и специфика европейского этатизма.
5. Марксистская модель правопонимания.
| Тема 9. Цизилизационные модели философско-правового мышления: русская цивилизация и ее исторические сломы
| 1. Язычество в дохристианской государственности, ее правопонимания.
2. Слом православной государственности в XX в.
3. Слом советской идеологии, государственности.
| Тема 10. Цивилизационные модели философско-правового мышления: русская онтология
| 1. Понятие духовного знания и право.
2. Понятие космоса, мира, человека и законов его бытия в русской естественной космологии.
3. Онтологическое понятие права /правды/ как проявление космического закона Права.
4. Идентичность русской моносистемности философии мира Востока.
| Тема 11. Цивилизационные модели философско-правового мышления: православное правопонимание
| 1. Какое право славит православие.
2. Общинность, соборность, самодержавие как основные принципы правовой системы.
3. Русский абсолютизм и его философия права и свободы.
4. Русское просвещение и философско-правовой обоснование абсолютизма.
5. Философия моноправления, монархизма.
| Тема 12. Цивилизационные модели философско-правового мышления: советское правопонимание
| 1. Государственная идеология советского периода.
2. Компаративная характеристика советской моносистемы.
3. Социально-утопическая, марксистская /европейская/ и советская модель государственности.
4. Правовые ценности, правовой системный инструментарий советской цивилизации.
| Тема 13. Цивилизационные модели философоко-правового мышления: проблемы нового ценностного обоснования права в современной России
| 1. Естественно-правовая идеология.
2. Советское понимание права-закона.
3. Пределы рецепции европейских политико-правовых принципов и онтологические ценности русского мира.
| Тема 14. Онтологическое /духовное/ понятие свободы и права, в русской традиции
| 1. Онтологическое понятие свободы как «свободы внутри себя», как «воли», «вольности».
2. Свобода как способность суверенно формировать и реализовывать собственные ценности.
3. Понятие суверенности как само-стоятельности, самодержавности /самоподдержания/, способности само-развития как независимого мышления.
|
- ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
Лабораторные занятия рабочим учебным планом не предусмотрены.
- ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа рабочим учебным планом не предусмотрена.
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
10.1. Использование информационных технологий
Использование персонального компьютера (ПК) с установленными информационно-правовыми системами «Консультант-Плюс» и «Гарант», а также прямой доступ к Интернет-ресурсу «Право.ру».
10.2. Применение активных методов обучения
Эффективное усвоение учебного материала осуществляется в рамках самостоятельной работы студентов. Для подготовки к интерактивному занятию обучаемые должны:
1. Проанализировать научную, учебную литературу, нормативные правовые акты.
2. Сделать краткие записи.
Для наилучшего усвоения вопросов, рекомендуется следующие формы записей:
Заметки на полях, которые делаются только на собственных книгах и представляют собой систему подчеркивания и условных обозначений.
План прочитанного, представляет собой краткий или подробный перечень вопросов, раскрывающих внутреннюю логику прочитанного текста.
Выписки, делаются либо в тетрадях, либо на отдельных листах или карточках и представляют собой в одном случае изложение, в другом - дословное воспроизведение наиболее важных цитат изучаемой книги, с обязательной ссылкой на источник.
Тезисы – это вид записи, который представляет собой краткую формулировку того или иного теоретического положения книги. Тезисы, как форма записи особенно удобна, в случае необходимости выступления на семинарском занятии, конференции.
Конспект - представляет собой подробное и обстоятельное изложение материала книги, согласно ее внутренней логической структуре. В конспекте дается не только перечень вопросов и подвопросов, раскрывающих взаимосвязь идей книги, но и последовательное изложение прочитанного материала с отдельными выписками и цитатами, схемами и таблицами и пр. Конспектирование способствует глубокому пониманию и прочному усвоению материала, помогает выработать навыки правильного изложения мысли в письменной форме, способствует развитию стиля речи.
3. Сформулировать выводы по изученным вопросам, указать проблемы и пути их решения.
Таблица 7
Раздел и тема
Дисциплины
| Наименование или содержание
интерактивных занятий
| Тема 1. Объект, предмет, методология изучения философии права
| Студент и преподаватель упорядоченно и целенаправленно обмениваются своим мнением по поводу объекта, предмета и методологии философии права.
| Тема 2. Уровни понимания права: онтология
| Студент и преподаватель упорядоченно и целенаправленно обмениваются своим мнением по поводу уровней понимания права.
| Тема 3. Уровни понимания права: феноменология
| Тема 4. Цивилизационные модели философско-правового мышления: понятийный уровень
| Студент и преподаватель упорядоченно и целенаправленно обмениваются своим мнением по поводу цивилизационных моделей философско-правового мышления.
| Тема 5. Цивилизационные модели философско-правового мышления: Древний Восток
| Студент и преподаватель упорядоченно и целенаправленно обмениваются своим мнением по поводу цивилизационных моделей философско-правового мышления Древнего Востока.
| Тема 6. Цивилизационные модели философско-правового мышления: Античный мир
| Студент и преподаватель упорядоченно и целенаправленно обмениваются своим мнением по поводу цивилизационных моделей философско-правового мышления Античного мира.
| Тема 7. Цивилизационные модели философско-правового мышления: правовые ценности Европы
| Студент и преподаватель упорядоченно и целенаправленно обмениваются своим мнением по поводу цивилизационных моделей философско-правового мышления Европы.
| Тема 8. Цивилизационные модели философско-правового мышления: основные модели европейского правопонимания
| Студент и преподаватель упорядоченно и целенаправленно обмениваются своим мнением по поводу основных моделей европейского правопонимания.
| Тема 9. Цизилизационные модели философско-правового мышления: русская цивилизация и ее исторические сломы
| Студент и преподаватель упорядоченно и целенаправленно обмениваются своим мнением по поводу русской цивилизации.
| Тема 10. Цивилизационные модели философско-правового мышления: русская онтология
| Студент и преподаватель упорядоченно и целенаправленно обмениваются своим мнением по поводу русской онтологии.
| Тема 11. Цивилизационные модели философско-правового мышления: православное правопонимание
| Студент и преподаватель упорядоченно и целенаправленно обмениваются своим мнением по поводу православного правопонимания.
| Тема 12. Цивилизационные модели философско-правового мышления: советское правопонимание
| Студент и преподаватель упорядоченно и целенаправленно обмениваются своим мнением по поводу советского правопонимания.
| Тема 13. Цивилизационные модели философоко-правового мышления: проблемы нового ценностного обоснования права в современной России
| Студент и преподаватель упорядоченно и целенаправленно обмениваются своим мнением по поводу проблем нового ценностного обоснования права в современной России.
| Тема 14. Онтологическое /духовное/ понятие свободы и права, в русской традиции
| Студент и преподаватель упорядоченно и целенаправленно обмениваются своим мнением по поводу онтологического (духовного) понятия свободы и права в русской традиции.
|
11. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Мультимедийный комплекс, в составе которого:
1. персональный компьютер;
2. интерактивная доска ActivBord;
3. проектор.
12. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
12.1 Формы текущего контроля
Формы текущего контроля составляют:
Устный опрос – контроль, проводимый после изучения материала по одному или нескольким темам (разделам) дисциплины в виде ответов на вопросы и обсуждения ситуаций.
Письменный контроль – контроль, предполагающий работу с поставленными вопросами, решением задач, анализом ситуаций, выполнением практических заданий по отдельным темам (разделам) курса.
12.2. Форма промежуточного контроля по дисциплине
Форма промежуточного контроля по дисциплине осуществляется в форме зачета и экзамена.
12.3. Балльно-рейтинговая оценка знаний студентов
Таблица 8
Наименование темы дисциплины
| Работа на занятиях[1]
| Выполнение контрольных работ[2]
| Тема 1. Объект, предмет, методология изучения философии права
|
|
| Тема 2. Уровни понимания права: онтология
|
|
| Тема 3. Уровни понимания права: феноменология
|
|
| Тема 4. Цивилизационные модели философско-правового мышления: понятийный уровень
|
|
| Тема 5. Цивилизационные модели философско-правового мышления: Древний Восток
|
|
| Тема 6. Цивилизационные модели философско-правового мышления: Античный мир
|
|
| Тема 7. Цивилизационные модели философско-правового мышления: правовые ценности Европы
|
|
| Тема 8. Цивилизационные модели философско-правового мышления: основные модели европейского правопонимания
|
|
| Тема 9. Цизилизационные модели философско-правового мышления: русская цивилизация и ее исторические сломы
|
|
| Тема 10. Цивилизационные модели философско-правового мышления: русская онтология
|
|
| Тема 11. Цивилизационные модели философско-правового мышления: православное правопонимание
|
|
| Тема 12. Цивилизационные модели философско-правового мышления: советское правопонимание
|
|
| Тема 13. Цивилизационные модели философоко-правового мышления: проблемы нового ценностного обоснования права в современной России
|
|
| Тема 14. Онтологическое /духовное/ понятие свободы и права, в русской традиции
|
|
| Итого
|
|
| Общий балл текущей успеваемости складывается из следующих составляющих:
- посещаемость – студенту, посетившему все занятия, начисляется 15 баллов;
- выполнение заданий по дисциплине в течение семестра в соответствии с учебным планом. Студенту, выполнившему в срок и с высоким качеством все требуемые задания, начисляется 20 баллов;
- контрольные мероприятия (решение задач, тестирование, подготовка докладов) – максимальная оценка 25 баллов;
- устный ответ на экзамене – максимально 40 баллов.
Перевод балльных оценок в академические отметки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» по дисциплине производится по следующей шкале:
- «Отлично» - от 81 до 100 баллов — теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному.
- «Хорошо» - от 61 до 80 баллов - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками.
- «Удовлетворительно» - от 40 до 60 баллов - теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки.
- «Неудовлетворительно» - менее 40 баллов - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий.
Текущий контроль[3] успеваемости осуществляется в первой половине семестра (первая аттестация) и во второй половине семестра (вторая аттестация – по состоянию на последний день занятий семестра).
13. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
13.1. Рекомендуемая литература
Список литературы составлен таким образом, чтобы дать студентам возможность самостоятельной ознакомиться с различными позициями и подходами известных ученых по наиболее актуальным проблемам дисциплины и после их изучения излагать свою точку зрения.
Основная
1. Золкин А. Л. – М.: Юнити-Дана, 2012.
2. Малахов В.П. Правовая мысль: Антология: учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2011.
3. Юрчук В.С. Философия права: курс лекций. — М.: Книга, 2010.
|