Финансовая база фонда социального страхования России (ФСС России) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансовая база фонда социального страхования России (ФСС России)



 

ФСС России был образован в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) от 25 декабря 1990 г. «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР». При этом управление ФСС России вначале осуществлял Совет ФНПР[19], а позже (в 1993 г.) он переходит под управление Правительства Российской Федерации[20].

В настоящее время деятельность ФСС России регламентируется постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации».

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2001 г. «О введении государственной регистрации актов, издаваемых Пенсионным фондом Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Фондом социального страхования Российской Федерации» ФСС России своим постановлением от 30 октября 2007 г. № 260 утвердил Правила подготовки актов ФСС России, имеющих нормативный характер, и их государственной регистрации.

Согласно Положению о данном Фонде, он является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении ФСС России, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.

Бюджет ФСС России и отчет о его исполнении утверждаются Федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений ФСС России и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются его председателем.

Средства ФСС России образуются за счет: страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности); страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством; страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по обязательному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в ФСС России; доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств ФСС России в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных бюджетом Фонда на соответствующий период.

Как отмечалось ранее, с 1 января 2001 г. страховые платежи во все социальные страховые фонды уплачиваются в составе ЕСН, порядок исчисления и уплаты которого установлены главой 24 ч. 2 НК РФ.

С 1 января 2010 г. страховые взносы в соответствии с Федеральным законом 2009 г. о страховых взносах в ФСС России на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составляют 2,9 % от облагаемой базы заработка (трудового дохода) застрахованного лица (см. табл. 2.1–2.4). Указанный тариф дифференцируется в зависимости от категории плательщиков страховых взносов и вида их хозяйственной экономической деятельности.

Под уплатой страховых взносов понимается перечисление страхователем исполнительному органу ФСС России разницы между начисленными страховыми взносами и расходами, произведенными в соответствии с действующим законодательством.

Вопросы, связанные с начислением, расходованием и учетом денежных средств, регламентируются Инструкцией о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной постановлением ФСС России от 9 марта 2004 г.

Средства ФСС России направляются:

♦ на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, усыновлении ребенка, по уходу за ребенком (до достижения им возраста полутора лет), а также пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;

♦ оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом детства до достижения им возраста 18 лет;

♦ оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, и в санаторно-курортные учреждения в государствах – участниках СНГ, аналогичных которым нет в России, а также на лечебное (диетическое) питание;

♦ оплату проезда к месту лечения и обратно;

♦ финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством, и т. п.

Средства ФСС России должны использоваться только на целевое финансирование мероприятий, указанных в Положении о Фонде. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных[21].

Выплата пособий по обязательному социальному страхованию, финансирование других мероприятий по социальному страхованию в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерию работодателя. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий в организациях независимо от форм собственности трудовыми коллективами образуются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию. Эти комиссии (или уполномоченные по социальному страхованию) решают вопросы о расходовании средств социального страхования, предусмотренных на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей, о распределении застрахованным путевок для санаторно-курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) питания, приобретенных за счет средств ФСС России, рассматривают спорные вопросы по обеспечению пособиями по социальному страхованию[22].

Все спорные вопросы, возникающие между работниками и работодателями по обеспечению пособиями по социальному страхованию, рассматриваются отделением ФСС России или его филиалом, зарегистрировавшим страхователя, либо в ином порядке, предусмотренном законодательством.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» материальное обеспечение по данному виду страхования возложено на ФСС России. Оно представляет собой страховое возмещение вреда, причиненного в результате наступления страхового случая жизни и здоровью застрахованного, в виде денежных сумм, выплачиваемых либо компенсируемых ФСС России застрахованному или лицам, имеющим на это право в соответствии с этим законом.

Для покрытия расходов, связанных с обеспечением по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, все работодатели (юридические и физические лица), использующие труд работников (в порядке трудовых или гражданско-правовых договоров) обязаны осуществлять такое страхование и вносить дополнительные страховые платежи в ФСС России по ежегодно утверждаемому Федеральным законом страховому тарифу[23].

Размер данного тарифа связан с классом профессионального риска. В России все отрасли (подотрасли) экономики дифференцируются по группам в зависимости от класса профессионального риска.

Согласно Правилам отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2005 г. № 713, предусматриваются 32 класса профессионального риска. Под классом понимается уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователей. Самый низкий класс – 1, к нему относятся, например, учреждения народного образования. Самый высокий класс – 32; к примеру, это добыча угля подземным способом. Соответственно тарифы распределяются в интервале от 0,2 до 8,5 %[24].

Чтобы заинтересовать работодателей в улучшении условий труда в своих организациях, постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2001 г. № 652 утверждены Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Этим актом регламентируются вопросы установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на данный вид обязательного социального страхования. Скидки и надбавки устанавливаются ФСС России на текущий год в пределах страховых взносов, предусмотренных соответствующим разделом доходной части бюджета Фонда, утверждаемого Федеральным законом. Максимальный размер скидки или надбавки не может превышать 40 % страхового тарифа, установленного страхователю.

 

2.4. Финансовая основа федерального фонда обязательного медицинского страхования

 

Согласно п. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Одной из основных гарантий реализации права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь является медицинское страхование. В отличие от других видов обязательного социального страхования (пенсионного, случаев временной нетрудоспособности, материнства и детства) в медицинском страховании социальная страховая выплата производится не в денежной, а в натуральной форме – в виде комплекса медицинских и иных услуг, оплаченных страховщиком.

В начале 90-х гг. XX в. в России Законом РФ от 28 июня 1991 г. «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» было оформлено закрепление нового вида социального страхования – медицинское страхование населения. Оно представляет собой форму социальной страховой защиты интересов населения в сфере охраны здоровья. Его основная цель – гарантировать гражданам при возникновении социального страхового случая получение медицинской помощи.

Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное медицинское страхование является составной частью общей системы обязательного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет специально предназначенных для этого средств в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования. В его рамках обеспечивается предоставление гражданам дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программ обязательного медицинского страхования.

Финансовые средства системы обязательного медицинского страхования формируются за счет страховых отчислений (взносов) страхователей на обязательное медицинское страхование. Причем страхователи в данном страховании разные: за работающих лиц такие платежи осуществляют работодатели, а за неработающее население – органы исполнительной власти.

Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальные фонды ОМС как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

Фонды обязательного медицинского страхования предназначены как для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, так и для обеспечения финансовой стабильности данной системы страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) является самостоятельным некоммерческим финансово-кредитным учреждением. Свою деятельность он осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и Уставом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 857.

Основными задачами ФФОМС являются:

♦ обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории страны в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;

♦ аккумулирование финансовых средств ФФОМС для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.

Финансовые средства ФФОМС образуются за счет:

♦ части страховых взносов (отчислений) хозяйствующих субъектов и иных организаций на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых Федеральным законом;

♦ ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;

♦ добровольных взносов юридических и физических лиц;

♦ доходов от использования временно свободных финансовых средств;

♦ нормированного страхового запаса ФФОМС;

♦ поступлений из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Страховые платежи в ФФОМС перечисляются хозяйствующими субъектами и иными организациями в размере от общего тарифа, направляемого на ОМС. При этом действует такая же схема, которая установлена для других социальных страховых фондов (см. табл. 2.1–2.4).

Временно свободные финансовые средства ФФОМС в целях защиты их от инфляции размещаются на банковских депозитах и могут использоваться для приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг.

Имущество ФФОМС является федеральной собственностью и закрепляется за ним на праве оперативного управления. Фонд также вправе осуществлять приносящую доходы деятельность. Полученные от такой деятельности доходы, а также доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении и приобретенного за счет этих доходов, в установленном порядке поступают в распоряжение Федерального фонда. Все полученные средства направляются для реализации уставных задач ФФОМС.

Управление ФФОМС осуществляется коллегиальным органом – правлением и постоянно действующим исполнительным органом в лице директора, который назначается на должность и освобождается от должности Правительством Российской Федерации.

Контроль за деятельностью Федерального фонда осуществляет ревизионная комиссия. Правление ФФОМС по мере необходимости, но не реже одного раза в год назначает аудиторскую проверку деятельности Федерального фонда, осуществляемую специализированной организацией, имеющей на это лицензию. Отчет о результатах проверки представляется в Правительство Российской Федерации.

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС) создается для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации. Он является некоммерческой организацией – юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основе Положения, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 21 января 2011 г. № 15н.

Основными задачами ТФОМС являются:

♦ обеспечение прав граждан в системе обязательного медицинского страхования;

♦ обеспечение всеобщности обязательного медицинского страхования граждан, т. е. вне сферы этого страхования не должен оставаться ни один человек;

♦ достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе обязательного медицинского страхования и др.

Основными функциями ТФОМС являются:

♦ заключение со страховыми медицинскими организациями, работающими в системе обязательного медицинского страхования, договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования;

♦ выравнивание финансовых ресурсов городов и районов, направляемых на проведение обязательного медицинского страхования;

♦ разработка правил обязательного медицинского страхования граждан на соответствующей территории;

♦ осуществление контроля за своевременным и полным поступлением в ТФОМС страховых взносов совместно с органами налоговой службы Российской Федерации и т. п.

Финансовые средства ТФОМС образуются за счет:

♦ межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджета ФФОМС;

♦ платежей субъекта РФ на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы ОМС в пределах базовой программы ОМС;

♦ платежей субъекта РФ на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой ОМС;

♦ доходов от размещения временно свободных средств;

♦ межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджета субъекта РФ;

♦ начисленных пеней и штрафов, подлежащих зачислению в бюджет ТФ ОМС в соответствии с законодательством Российской Федерации;

♦ иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Финансовые средства в ТФОМС перечисляются хозяйствующими субъектами независимо от форм собственности и органами исполнительной власти.

Проведение обязательного медицинского страхования производится путем передачи средств ТФОМС филиалам в рамках установленного на территории среднедушевого норматива. Положение о порядке направления финансовых средств ФФОМС на выравнивание финансовых условий деятельности ТФОМС в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования утверждается ежегодно решением правления ФФОМС.

Контроль за деятельностью ТФОМС осуществляет ревизионная комиссия. Правление Территориального фонда по мере необходимости, но не реже одного раза в год назначает аудиторскую проверку деятельности ТФОМС, осуществляемую специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию.

 

Контрольные вопросы

 

1. Что понимается под фондом социального обеспечения в экономическом смысле?

2. За счет каких средств формируются финансовые источники социального обеспечения?

3. Каким образом происходит формирование средств Пенсионного фонда РФ?

4. Каков порядок формирования средств Фонда социального страхования РФ?

5. Из каких средств формируются бюджеты фондов обязательного медицинского страхования?

6. На какие цели расходуются средства социальных страховых фондов?

7. Кто является плательщиком страховых взносов в социальные страховые фонды?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 568; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.032 с.)